Филологический анализ интерпретация Бунин вечерплан-конспект урока по литературе (8 класс)

  • Анализ стихов
  • Бунин
  • Вечер

Стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Вечер» представляет неторопливые размышления автора о счастье. В начале произведения он подчеркивает мысль том, что для многих людей лучшие мгновения жизни связаны с прошлым. Одновременно автор стремится доказать существование счастья в любой привычной обстановке или вещи в настоящее время. Оглянувшись вокруг, видит, казалось бы, ежедневную серую картину: «Окно открыто. Пискнула и села на подоконник птичка».

Среди земных ощущений чувствуется его усталость после рабочего дня («Усталый взгляд я отвожу на миг»). Но отвлекаясь от занятия, он выбирает иное направление мыслей. Подталкивает подумать о том, что человек в силах самостоятельно создать такие условия, чтобы было желание не только обращаться к давним воспоминаниям, к памяти, хранившей незабываемые моменты, но и уметь в будущем делать для себя удивительные открытия.

От величины желаний человека зависит полнота наполнения внутреннего мира ощущением удовлетворенности. И.А. Бунин отмечает, что пребывание в состоянии гармонии души и тела доступно каждому, кто умеет радоваться жизни, находить источник для этого, излучая позитив: «Мы мало видим, знаем, а счастье только знающим дано».

Лирический герой растворяется в природе. Он наблюдает за облаком, умеет радоваться саду и чистому воздуху. Явления, в которых он видит что-то запоминающееся, вызывают в душе бурю положительных эмоций. Вечерний период, связанный с подобными наблюдениями, отличается всплеском эмоций, которые вызывают ощущение счастья. Чтобы его почувствовать, автор предлагает на личном примере отвлечься от обычных дел, убедиться, что совсем рядом в этом огромном мире живет истинное умиротворение и счастье. Нужно его только рассмотреть.

С наступлением вечерней поры он сливается с природой. Детальное описание окружающего мира заменяет перечисление явлений, доказывающих наступление вечера («Небо опустело»), слышатся глухие звуки молотилки. Спокойствием, таинственностью проникнут конец стихотворения. Эти чувства возникают благодаря неоднократному использованию слова «счастье». Глаголы, имеющие связь с органами зрения, слуха человека («вижу», «слышим», «знаем») говорят о чувственном восприятии человеком всего разнообразия мира. Это великий дар, который необходимо использовать для лучшего узнавания природы, себя, чтобы уметь ценить счастливые минуты.

Плавное звучание стихотворения связано с простотой и ясностью изложения. Взволнованность проявляется в момент признания автором бесконечного чувства удовлетворения жизнью в последней строке произведения.

Средства художественной выразительности

В маленьком по размеру стихотворении поэт использует своеобразный синтез средств художественной выразительности. По воле автора один троп становится частью другого, создавая гармоничную картину происходящего.

Поэт олицетворяет явления природы с помощью метафоры: «море не колыхнет день» и эпитетов: «торопливо, молчаливо ложится тень».

В каждой строфе использует необычные сравнения: «колокольный звон, как шум от стаи журавлиной», вечер «как море вешнее в разливе».

Объединяясь вместе, средства художественной выразительности помогают понять читателю взаимосвязь явлений природы.

Анализ стихотворения Вечер Бунина

Иван Бунин, бесспорно, является одним из гениальнейших поэтов — пейзажистов. Удивительно чувственными и наполненными с точки зрения смыслов становились все его произведения. Не исключением из них является и данное стихотворение. Данный текст написан в 1909г. и являет собой пример пейзажно-философской лирики поэта. Темой данного стихотворения является счастье. Основная же идея заключена в том, что счастье доступно лишь тем, кто способен его разглядеть, и казалось б простых вещах.

Условно стихотворение можно разделить на четыре части, в каждой из которых лирический герой постепенно находит ответ на заданный себе же вопрос: « В чем заключено счастье?».

Лирический герой предстает перед нами в условиях деревенского пейзажа. Звуки и запахи сельской жизни врываются в распахнутое окно и, отвлекая героя от бумажной работы, погружают в философские размышления. В первой части текста как раз и возникает сам вопрос о счастье. И тут же поэт предполагает в чем оно может быть. В красоте сада или в сладкой чистоте вечернего воздуха. Во второй части наш мыслитель приходит к выводу, что не смотря на наши познания, мы ничего не замечаем и не знаем на самом деле. Бесспорно, здесь Бунин говорит о незнании нами простых истин, которые открываются далее по тексту. В открытое окно, которое олицетворяет целый необъятный мир, который доступен каждому из нас, вдруг влетает птичка и словно будит лирического героя от сна, призывает его своим писком присмотреться лучше к окружающей его реальности.

И словно избавившись от пелены жизненных хлопот, рабочей суеты, перед глазами героя открывается прекрасный небосвод, чистый от облаков. До него доносится еле различимый звук молотилки. Лирический герой видит, ощущает, осязает этот мир во всей его неповторимой прелести и понимает, что вот она истина, в которой и сокрыто счастье. В том, чтобы наслаждаться каждым прожитым днем, уметь ловить подобные сказочные моменты, чувствовать их, не забывать обо всем этом среди житейской суеты. Лирического героя переполняет чувство счастья, он говорит : «Все во мне!», словно он сумел вместить в себя все мироздание. А ведь так и есть, кто, как не поэт, человек духовно высокоорганизованный способен распознать голоса этого мира, а после передать нам – обывателям, через свое творчество.

Тема вечера в лирике поэтов

Сумерки — тихое и таинственное время, которое не обошли в своем творчестве Иван Тургенев («Весенний вечер»), Алексей Апухтин («Весенней ночи сумрак влажный»), Владислав Ходасевич («Вечер»). О них писали Бальмонт («Вечер. Взморье. Вздохи ветра…»), Ряшенцев («Вечер с качелями»), Хлебников («Вечер, тени, сени, лени») и другие авторы. В творчестве самого Фета тоже есть стихотворения, посвященные самому таинственному времени суток:

  1. «Летний вечер тих и ясен» Анализ произведения позволяет отнести его к классической пейзажной зарисовке, полной внутренней музыкальности. Оно написано в 1847 г. и состоит из двух четверостиший. Автор передает свое восхищение нежным вечером, описывает царящее безмолвие, дремлющие ивы, уходящую вдаль реку. Тишину нарушает табун коней, который несется рысью с гор, поднимая клубы пыли.
  2. «Вечерний сад». Обращаясь к возлюбленной, лирический герой просит не бояться вечернего сада, в котором много таинственного и прекрасного. Его слово «поверь» звучит как заклинание. Оно позволяет девушке почувствовать силу любви главного героя. На лоне природы, в вечернем саду чувства становятся более яркими, и это основная идея стихотворения.
  3. «Что за вечер! А ручей…». Яркое, жизнеутверждающее произведение, в котором автор рисует картину уходящего дня. Еще поет за зарей соловей, но месяц уже озарил сиянием мир. Он отражается в водах оврага. Природа живет весной, трепещет и поет «поневоле». Далее автор размышляет о смене поколений, о детях и внуках, которые тоже будут наслаждаться вечерней красотой весны или осени.

Вечерние пейзажи Фета — это погружение в гармонию и совершенство природы. Они позволяют проникнуться красотой мироздания и лучше понять собственное «я».

Жизнь великого поэта

Родился писатель 23 ноября [5 декабря по старому стилю] 1820 года в селе Новосёлки, в Орловской губернии. Почти сразу после рождения мать поэта уехала за границу и покинула ребенка, так Афанасия усыновил дворянин по фамилии Шеншин. Через 14 лет случайно было установлено истинное происхождение поэта, его лишили титула дворянства и всех привилегий.

Фет

В 1845 году творческую карьеру оборвала война, молодой Афанасий Фет поступил на военную службу и стал кавалеристом. Уже через год ему присвоили первое офицерское звание. В 1850 автор возвращается к творческой цели и выпускает второй сборник сочинений. Работы автора получили положительные отзывы от многих критиков. Даже после публикации новых стихов Фет продолжил службу в армии, а потом написал об этом периоде очень много мемуаров.

В 1856 году мир увидел третий сборник Фета под редакцией Тургенева, а уже через год поэт женился на Марии Петровне Боткиной, сестре критика Боткина. До 1858 года Афанасий Фет еще продолжал военную службу и вышел в отставку в чине гвардейского штабc-ротмистра и поселился в Москве. Спустя 5 лет мир увидело двухтомное собрание стихотворений Фета.

Даже после окончания военной службы Фет не перестал служит государству. С 1867 он еще 11 лет работал мировым судьей. Поэт занимался благотворительностью, а также осуществлял переводы (перевел «Фауста» Гете, Шопенгауера, Канта). В период с 1883 по 1891 годы поэт опубликовал еще четыре выпуска сборника «Вечерние огни».

Скончался Афанасий Фет 21 ноября 1892 года в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Всю жизнь он боролся за доказательства своего происхождения, только за несколько лет перед смертью власть вернула ему титул и привилегии.

Образы и символы

Погружая читателя в вечернюю атмосферу, автор не использует громкие сравнения, а так же точные описания. Он передает всю красоту вечера, используя лишь ощущения. Автор настолько завуалировано описывает природные явления, что если бы он не указывал названия, читателю было бы не просто понять, о чем идет речь.

Фет показывает плавную и мягкую смену одного времени суток другим, используя при этом описание световых и звуковых эффектов.

Как такового лирического героя найти в стихотворении сложно, поскольку его образ изображен достаточно размыто. Мы больше чувствуем его присутствие, чем наблюдаем. Переданы больше его чувства и ощущения. Через них он и описывает вечер, со всеми его проявлениями.

Жанр

Это пейзажная лирика в лучшем своем проявлении – задушевном, таинственном, музыкальном. Поэт наполняет свое стихотворение не только визуальными, но и акустическими образами, как бы погружая читателя не только в пейзаж, но и в особое вечернее настроение, этим пейзажем навеваемое.

Трехстопное произведение имеет трехсложный стихотворный размер – Афанасий Афанасьевич использует для него анапест. Перекрестная рифма как будто связывает между собой части произведения, а последовательное сохранение ритмики делает его еще более цельным.

Краткий анализ

История создания

– Стихотворение написано в 1887 году.

Тема стихотворения

– Бесценные детские воспоминания, которые есть в копилке памяти у каждого человека.

Композиция

– Произведение условно разделено на три основные части.

Жанр

— Колыбельная песня.

Стихотворный размер

– Хорей с применением мужской рифмы и перекрестной рифмовки.

Метафоры


«невнятный шум берез», «золотые волны ржи», «шепот ветра».
Эпитеты

– «
тихий», «невнятный», «полдневный летний
».

Олицетворения

– «
буря плачет», «воет вьюга», «ходят волны
».

Тема

Центральной темой произведения являются светлые воспоминания детства. Оно посвящено отчему дому, любящей матери, беззаботному детству, из воспоминаний о котором можно впоследствии черпать силы и энергию, помогающую преодолевать все жизненные невзгоды.

Стихотворение получилось очень трогательным, проникновенным. Своим произведением поэту удалось достучаться до миллионов сердец, поскольку эта тема близка и понятна всем людям, у которых было счастливое безмятежное детство. Читая строки этого стихотворения, каждый вспоминает ласковые мамины руки, убаюкивающий шепот и то удивительное чувство спокойствия и защищенности, которое бывает только в детстве.

Композиция

Первая часть произведения состоит из одной строфы и как раз наполнена безличными предложениями. Они и помогают Афанасию Афанасьевичу создать атмосферу таинственности, показать, насколько загадочен природный мир.

А вот вторая часть, состоящая из двух строф, представляет собой как раз попытку эту загадку разгадать. Размышления лирического героя, основанные на визуальных впечатлениях, раскрываются уже более традиционным способом. Автор рисует прекрасную картину природы в вечернее время, когда все понемногу засыпает с одной стороны, и как будто предчувствует утро – с другой.

Очевидно, что лирический герой видит всю развернувшуюся перед ним картину с пригорка, где то жарко, то сыро (очевидно, от ветра с реки). Это позволяет ему видеть больше, как если бы он был непосредственным участником. Такой взгляд “сверху”, немного отстраненный и в то же время пристальный, типичен для фетовских стихов. Именно за счет него была сформирована композиция: сначала лирический герой видит и слышит нечто неясное, но, вглядевшись, может разгадать хотя бы часть природных загадок. Таким образом Афанасий Афанасьевич передает свою философскую идею.

Вариант №3

Стихотворение И. А. Бунина «Вечер» увидело свет в 1909 году. Написано оно в жанре пейзажно-философская лирика. Это направление стало визитной карточкой автора. Его произведения всегда отражают чувства, испытываемые поэтом в момент написания.

Лирический герой «Вечера», как и сам И. А. Бунин очень устал и страдает от одиночества. Ему некому рассказать о своих чувствах, и свои переживания он может выразить только на белом листе бумаги.

Он погружен в размышления о счастье. В первых строчках герой размышляет о поисках счастья в глобальном смысле, при этом он говорит о том, что счастье заключено в красоте окружающего мира. Однако увидеть эту красоту может далеко не каждый. Погруженные в проблемы, люди не наблюдают за окружающим миром, отчего счастье им кажется мимолетным и недостижимым. Но автор никого в этом не упрекает, отмечая, что из-за работы, он не всегда может насладиться окружающей природой. Это подчеркивается при помощи противопоставления «О счастье всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду».

В последней строфе герой приходит к осознанию, что счастье скрыто в душе каждого из нас, и, чтобы найти его, не надо суетливо скитаться по миру. Достаточно лишь заглянуть в себя. Каждый прожитый момент является даром свыше, поэтому нужно просто наслаждаться жизнью.

Стихотворение включает в себя четыре строфы. Интересным является то, что первые строфы – четверостишья, а последние состоят лишь из трех строк. Автор использует пятистопный ямб с пиррихием и перекрестную рифмовку с чередованием мужской и женской рифм, характерную для большинства его стихов.

Несмотря на простоту речи, стихотворение наполнено множеством выразительных средств. Это эпитеты («бездонное небо», «усталый взгляд»,), метафоры («воздух, льющийся в окно»), сравнения. Беспокойность мыслей лирического героя подчеркивается чередованием инверсий с прямым порядком слов. С этой же целью автор задействует как длинные, так и короткие строки.

Кратко по плану

История создания

Афанасия Афанасьевича Фета всегда глубоко волновала тема природы. Особенно он интересовался таким таинственным по его мнению явлением, как переход от дня к ночи. Благодаря дару видеть прекрасное в том, что другие считают повседневностью, поэту и удавалось создавать очаровательные пейзажные зарисовки, такие как написанные в 1855 году “Вечер”.

Несмотря на то, что поэту к тому времени уже исполнилось тридцать пять, он не утратил юношеской свежести восприятия и продолжал считать природу прекрасной и достойной созерцания.

Также в этом произведении отразилось типичное фетовское восприятие природных явлений как чего-то, что помогает познать космическое начало и имеет скрытое начало.

Смысл произведения

Афанасий Афанасьевич творил в направлении так называемого «Чистого искусства». Это становится хорошо заметно, если немного познакомиться с лирикой Фета. Свои произведения он посвящал тому, что воспевал красоту окружающей природы. Он замечал все те мелочи, на которые обычный обыватель не обратит никакого внимания. Этим он и пытался поделиться с читателем, погрузив его в мир прекрасного.

Основной мыслью стихотворения «Вечер» автор показывает то, что человек должен как можно больше уделять времени природе. Он должен стараться научиться у неё умиротворению, спокойствию и величию. Человек должен стараться жить по законам природы, и лишь тогда он сможет достичь той самой внутренней гармонии, о которой так давно мечтает. Наблюдая за вечерним закатом, все это испытывает наш лирический герой.

Поэт старается призвать читателя к созерцанию природы. Ведь обычно мы просто проходим мимо, не обращая внимания на окружающую нас красоту. Автор же старается задержать человека, чтобы тот отвлекся от повседневных хлопот и хоть немного посмотрел вокруг. Ведь каждый человек хотя бы один раз жизни переживал подобные чувства. Любовался закатом, полностью растворяясь в природе. В этот момент нас не интересуют проблемы, дела, переживания. Есть только мы и природа.

И вот если бы человек чаще вот так вот проводил время наедине с природой, то его внутреннее состояние становилось бы намного лучше. Ведь если внутри царит гармония, то она впоследствии проявляется и в наших поступках, общении с другими людьми, мыслях. Поэтому не стоит постоянно находиться в состоянии постоянной спешки и бега. Необходимо хоть иногда садиться и смотреть на столь прекрасный закат.

Стихи Бунина

Бунин, поэзия, вечер, стихотворение, счастье

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: