- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Гофмана Щелкунчик и Мышиный король
Жанровая направленность произведения представляется в качестве литературной волшебной сказки.
Сюжетная линия сказки выстраивается посредством изображения писателем двух сказочных царств, именуемых автором Кукольным и Мышиным, тем самым представляя композиционную структуру произведения в виде сказки в сказке.
Повествование в произведении разворачивается в рождественский праздник и начинается с реальных событий, происходящих в семье Штальбаум, дети которой Мари и Франц являются главными героями сказки.
Мари представляется в сказке в образе семилетней девочки, характерными чертами которой являются доброта, мечтательность, ласка, честность, открытость, стремление к справедливости.
Сказочный сюжет имеет построение в виде двух линий, первая из которых затрагивает Мари, ее крестного отца советника Дроссельмейера, а также его племянника Щелкунчика, оказавшегося заколдованным.
Вторая сюжетная линия связывается с орехом Кракатуком и действующими лицами в данной линии становятся принцесса Пирлипат и ее отец, являющийся королем. Данная линия сюжета представляется основой для развития дальнейшей истории, связанной с семейством Дроссельмейеров.
Отличительной особенностью произведения является использование автором многочисленных волшебных предметов, например, в виде туфельки Мари, которая помогает изменить ход сражения с мышиным войском, а также сабли, помогающей Щелкунчику выиграть бой с королем.
Своеобразием сказки представляется развитие сюжетного действия, которое является движением по часовой стрелке, сочетающим реальную действительность, реальную виртуальность, а также виртуальную реальность.
Кроме того, характерным элементом произведения представляется многочисленное использование автором цифры семь, которая встречается в сказке постоянно в лице семиглавого мышиного короля, семи золотых корон, седьмого шага Щелкунчика, на котором он спотыкается и превращается в уродливую игрушку.
Смысловая нагрузка сказки заключается в победе добра над злом, в силе искренней любви над ненавистью, жадностью и завистью, а также в возможности сотворения настоящего чуда.
Создание рассказа
Эрнст Теодор Амадей Гофман (24 января 1776 года — 25 июня 1822 года) — прусский писатель, композитор и художник. Он получил юридическое образование и работал юристом в польских провинциях до тех пор, пока бюрократия не была распущена после захвата Пруссии Наполеоном в 1806 году. Затем Гофман обратился к своему главному интересу, музыке, и занимал несколько должностей в качестве дирижёра, критика и музыкального руководителя. Он также занимался сочинением произведений, среди которых:
А также Гофман написал истории для фортепьянных пьес «Фантазии в манере Калло», что укрепило его репутацию писателя.
В своих рассказах Гофман умело сочетал дикие полёты воображения с яркими и убедительными исследованиями характера человека и психологии. Странная и таинственная атмосфера его историй смешивается с точным и реалистичным стилем повествования. Борьба внутри Гофмана между миром творчества и повседневной жизнью бюрократа очевидна во многих его произведениях, персонажи которых одержимы искусством.
Немецкий оригинал «Щелкунчика» был впервые опубликован в 1816 году в томе, озаглавленном как «Детские рассказы», в который вошли сказки Карл-Вильгельм Саличе-Контесса, Фридриха де ля Мотт Фуке и самого Гофмана. Позже эта история была переиздана в первом томе собственной коллекции писателя «Серапионовы братья», где обсуждается её пригодность для детей. Этот вопрос часто поднимается, но название сборника 1816 года ясно указывает на намерение автора.
Краткое содержание
История начинается в канун Рождества, в доме Штальбаумов. Семилетняя Мари и её брат Фриц, который ненамного старше своей сестры, сидят в гостиной, размышляя о том, какой подарок подарит им крёстный отец — Дроссельмейер, часовой мастер и изобретатель. Наконец наступает время подарков. Дети получают много игрушек, в том числе и от Дроссельмейера, дарящего им часовой замок, в котором движутся механические люди.
Однако, поскольку обитатели замка делают одно и то же без изменений, дети быстро устают от этого зрелища. В этот момент Мари замечает ещё одну игрушку — фигурку человека, с помощью которого можно колоть орехи, и спрашивает кому он принадлежит. Отец ответил, что Щелкунчиком могут пользоваться все, но, поскольку игрушка так понравилась девочке, то она будет его особым смотрителем.
Мари, Фриц, и их сестра Луиза, передают игрушку между собой, коля орехи, пока мальчик не попытался сломать слишком большой и жёсткий плод, повредив челюсть Щелкунчика. Расстроенная Мари забирает фигурку и перевязывает её лентой из своего платья.
Когда приходит время ложиться спать, дети кладут свои рождественские подарки в специальный шкаф, где они хранят свои игрушки. Фриц и Луиза укладываются в постель, но Мари решает поиграть с Щелкунчиком ещё немного. Она укладывает человечка в постель и говорит ему, что Дроссельмейер исправит его челюсть. При этом лицо фигурки как будто бы на мгновение оживает, и Мари пугается, но затем решает, что это разыгралось её воображение.
Ночью девочка видит, как из-под досок на полу выползают несколько мышей во главе со странным существом — семиглавым Мышиным Королём. Куклы в игрушечном шкафу оживают и начинают двигаться, Щелкунчик берёт на себя командование и ведёт их в бой с мышами. Поначалу кукольная армия выигрывает битву, но, в итоге, противник одерживает верх. Мари, увидев Щелкунчика, который вот-вот попадёт в плен, снимает туфлю и бросает её в Мышиного Короля. Затем она теряет сознание и падает на шкаф, порезав руку о стеклянную дверь.
На следующее утро Мари просыпается в своей постели с перевязанной рукой и пытается рассказать родителям о ночном происшествии, но они ей не верят, думая, что это был просто лихорадочный сон, вызванный травмой. Несколько дней спустя Дроссельмейер приносит отремонтированного Щелкунчина и рассказывает Мари историю принцессы Пирлипат и Мышильды, также известной как Королева Мышей, которая объясняет появление Щелкунчика.
Мышильда и её дети съели всё сало, из которого должны были сделать сосиски для ужина короля. Разъярённый король приказывает придворному изобретателю, человеку по имени Дроссельмейер, создать мышеловки и расставить их по всему замку. После смерти своих детей Королева Мышей проклинает принцессу Пирлипат, волшебным образом превращая её в уродливое существо с огромной головой.
Король обвинил в этом Дроссельмейера и дал ему четыре недели, чтобы найти лекарство. Изобретатель решил обратиться к своему другу, придворному астрологу. Вместе они выясняют, что есть только один способ вылечить принцессу: она должна съесть орех Кракатук, расколотый и данный ей человеком, который никогда не брился и не носил ботинки. Передать плод он должен с закрытыми глазами, а после сделать семь шагов назад не споткнувшись.
Король отправил Дроссельмейера и астролога на поиски человека и ореха. Мужчины безрезультатно путешествовали много лет, пока, наконец, не вернулись домой в Нюрнберг и не нашли Кракатук во владении двоюродного брата Дроссельмейера, проживающего со своим сыном. Король заявил, что тот, кто вылечит принцессу, может жениться на ней. Многие пытались расколоть орех, но в итоге только ломали зубы.
Удалось это только племяннику Дроссельмейера. Он легко сломал Кракатук и протянул его Пирлипат, которая проглотила орех и сразу же обрела прежнюю красоту. Однако на седьмом шаге юноша наступил на хвост Мышиной Королевы и проклятие пало на него. Принцесса, видя, каким уродливым он стал, отказалась выходить замуж за молодого человека и изгнала его из замка.
Следующей ночью Мари слышит, как Мышиный Король, сын Мышильды, шепчет ей посреди ночи, угрожая разорвать Щелкунчика на куски, если девочка не отдаст ему свои сладости и куклы. Мари делает то, что говорит грызун, но вскоре он требует большего, и, наконец, щелкунчик говорит девочке, что если она просто достанет ему меч, он убьёт Мышиного Короля.
Мари даёт ему клинок одного из игрушечных солдат Фрица. На следующую ночь Щелкунчик входит в комнату Мари с семью коронами Мышиного Короля и уносит её с собой в королевство кукол, где она видит много чудесных вещей. Однако после того, как она засыпает во дворце, Мари просыпается дома в своей постели. Хотя девочка и может показать своим родителям трофейные семь корон, они по-прежнему не верят ей, и запрещают об этом говорить.
Некоторое время спустя Мари стоит на стуле, смотрит на Щелкунчика в игрушечном шкафу и вспоминает замечательные вещи, которые с ней произошли. Она говорит фигурке, что никогда не вела бы себя так, как Пирлипат, и что будет любить его независимо от того, как он выглядит.
Приходит мать девочки и говорит о том, что из Нюрнберга прибыл Дроссельмейер со своим племянником. Тот отводит девочку в сторону и говорит, что слова её любви сняли с него проклятие и снова сделали человеком. Мари и молодой человек позже возвращаются в королевство кукол и, в конце концов, женятся.
«Щелкунчик и Мышиный король» — читательский дневник по сказке Э. Гофмана
«Щелкунчик и Мышиный король» — рождественская повесть-сказка немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана, опубликованная в сборнике «Детские сказки» в Берлине в 1816 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Гофман Эрнст Амадей Название произведения: Щелкунчик и мышиный король Год написания: 1816 Жанр: литературная волшебная сказка Издательство: Речь Год издания: 2013 Количество страниц: 128
Главные герои и их краткая характеристика
Щелкунчик – уродливая игрушка, в которую был превращен юный племянник Дроссельмейера.
Мари Штальбаум – семилетняя девочка, добрая, открытая, с чутким сердцем.
Мышиный король – жестокий и коварный повелитель мышиного королевства.
Фриц Штальбаум – брат Мари, отважный и решительный мальчик.
Дроссельмейер – старший советник суда, крестный Мари и Фрица, на все руки мастер.
Краткое содержание и сюжет
Елка
В канун Рождества Фриц и Мари с нетерпением ожидают, когда их позовут к елке распаковывать подарки. Особенные надежды они возлагают на подарок от их крестного Дроссельмейера, который «всегда мастерил красивую, затейливую игрушку, над которой много трудился».
Подарки
Среди подарков Мари находит «нарядных кукол, хорошенькую игрушечную посуду», а также нарядное шелковое платьице. Фриц также получает желаемое – великолепного гнедого коня и эскадрон гусар.
Дети любуются подарком Дроссельмейера – музыкальным замком «со множеством зеркальных окон и золотых башен» и с танцующими фигурками.
Любимец
Мари замечает, что под елкой лежит «замечательный человечек», призванный «аккуратно разгрызать твердые орехи». Девочка быстро привязывается к новой игрушке, которую очень быстро ломает шалун Фриц.
Чудеса
Перед сном дети укладывают свои чудесные игрушки в стеклянный шкаф. Неожиданно перед глазами изумленной Мари из-под пола появляются «семь мышиных голов в семи ярко сверкающих коронах» – это Мышиный король, который намеревается атаковать стеклянный шкаф с игрушками.
Битва
Щелкунчик берет на себя командование армией Фрица. Битва между игрушками и мышами идет не на жизнь, а на смерть. Желая спасти милого Щелкунчика, Мари кидает в Мышиного короля свою туфельку. От сильного волнения девочка падает в обморок, не заметив, что ее рука порезана осколками разбитого стеклянного шкафа.
Болезнь
На следующее утро Мари с жаром принимается рассказывать о событиях прошлой ночи, но ей никто не верит. В результате «несколько дней ей пришлось лежать в постели и глотать лекарства».
Старый советник Дроссельмейер приходит навестить Мари и рассказывает ей сказку о твердом орехе.
Сказка о твердом орехе
С самого рождения принцесса Пирлипат поражала всех своей красотой – не было на свете девочки, прекраснее ее.
Однажды король просит приготовить его любимое лакомство – колбасы. Добрая королева поделилась с Мышильдой – королевой мышей – кусочком сала, но тут прибежала вся мышиная родня и вмиг уничтожила практически все сало.
Разгневанный король изгнал Мышильду и всех ее подданных из дворца, на что она пообещала непременно отомстить ему.
Продолжение сказки о твердом орехе
Дождавшись, пока королевские няньки заснут, Мышильда превратила Пирлипат в уродину. Королевский часовщик Дроссельмейер получил приказ в течение месяца вернуть принцессе ее ангельский облик. С помощью придворного звездочета он выяснил, что спасти принцессу от мышиного заклятия поможет орех Кракатук, преподнесенный особым образом юношей, который никогда не брился и не носил сапог.
Конец сказки о твердом орехе
После пятнадцати лет странствий Дроссельмейер случайно отыскал твердый орех Кракатук в родном Нюрнберге, у двоюродного брата. К тому же под все описания подходил и его племянник, прекрасный юноша Щелкунчик. Ему удалось расколдовать принцессу, но на последнем шаге он оступился. В «один миг юноша стал так же безобразен, как до того принцесса Пирлипат».
Дядя и племянник
«Мари ни минуты не сомневалась уже во время рассказа», что все услышанное – чистая правда, и лишь сокрушалась, что Дроссельмейер никак не помог своему племяннику.
Победа
Мышиный король принимается шантажировать Мари, но она не выдерживает и обо всем рассказывает Щелкунчику.
Ночью игрушка оживает и бесстрашно убивает противника, после чего преподносит Мари «семь золотых корон мышиного короля».
Кукольное царство
Щелкунчик ведет ее в прекрасное кукольное царство, расположенное в старом платяном шкафу. Девочка с восхищением рассматривает Миндально-Изюмные ворота, Рождественский лес, Апельсиновый ручей и многие другие чудеса, которые, словно красочный калейдоскоп, проносятся у нее перед глазами.
Столица
На «двух золоточешуйчатых дельфинах, впряженных в раковину», Щелкунчик и Мари отправляются в столицу кукольного царства – Конфетенбург. В Марципановом замке Мари вместе с сестрами Щелкунчика готовит чудесные сладости, в то время как маленький храбрец рассказывает «о страшной битве с полчищами мышиного короля».
Заключение
Мари рассказывает о своем чудесном путешествии родителям, но те только смеются. Неожиданно в доме Штальбаумов появляется хорошенький мальчик – племянник их крестного, советника Дроссельмейера.
«Как только молодой Дроссельмейер очутился наедине с Мари», он признается, что он и есть тот самый Щелкунчик, который, благодаря Мари, избавился от страшного проклятья. Он делает предложение руки и сердца девочке, а через год увозит ее в волшебное Кукольное королевство.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Среди всех подарков на рождество Мари больше всего нравится Щелкунчик и она заботливо ухаживает за ним, когда Щелкунчик ломает зубы. Ночью на кукол нападают мыши, Щелкунчик возглавляет оборону и Мари сильно ранится стеклом. Мари болеет, а советник Дроссельмайер рассказывает сказку про себя, своего племянника, страшную принцессу, королеву Мышильду и орех кракатук. Щелкунчик получает новую саблю и убивает мышиного короля. Щелкунчик ведет Мари в волшебную страну из сладостей и представляет ее во дворце. Приезжает настоящий племянник Дроссельмайера и благодарит Мари за спасение, предлагая стать его невестой
План пересказа
- Вечер в ожидании подарков
- Куклы и солдатики
- Волшебный замок
- Щелкунчик
- Щелкунчик сломан
- Мыши возле шкафа
- Битва на полу
- Разгром
- Разрезанная рука
- Болезнь
- Сказка Дроссельмайера
- Сабля для Щелкунчика
- Последняя битва
- Мари в сказочной стране
- Знакомство с племянником.
Основная мысль
Настоящая любовь и благородное сердце могут сотворить любое чудо.
Чему учит
Эта сказка учит быть смелым и решительным. Учит ценить добро. Учить верности и преданности. Учит настоящей любви. Учит тому, что чудеса случаются и надо просто очень захотеть, чтобы с ними встретится.
Что понравилось
Эта сказка мне очень понравилась. Ее героиня девочка Мари была готова на любые жертвы, чтобы спасти Щелкунчика от мышиного короля. Как бы ей не было жаль своих кукол, она отдавала их злобному чудовищу. Но Щелкунчик получил саблю и разделался с врагом, как настоящий мужчина. Мне особенно понравилось в этой сказке то, что она о хрупкой, но преданной девочке и сильном и верном Щелкунчике.
Вывод и моё мнение
Внутренняя красота важнее внешней, и доброта делает человека красивым. Мари заметила некрасивую куклу среди прочих и испытала симпатию к заколдованному принцу из-за его доброй души. Любовь помогла ей быть храброй и решительной и не бояться мышиного короля. Благородство, искренность и смелость Мари позволили Щелкунчику влюбиться в нее и забрать в свое королевство кукол.
Пословицы
- Крепко верить — значит победить
- Верен — в деле проверен.
- Не так страшен черт, как его малюют.
Влияние и адаптации
Несмотря на то что критиков сперва оттолкнула некоторая мрачность и психологизм оригинальной сказки, со временем это произведение стало очень популярно. Начало этому положил Александр Дюма, который в 1844 адаптировал историю, изменив некоторые особенности и придав ей более светлые тона. В версии французского писателя (которая, впрочем, была написана на английском языке) действующей героиней стала девочка Клара, чьи родители относились к ней куда более благосклонно, чем к Мари.
Некоторые другие детали также были изменены:
Английская версия сказки также была сразу проиллюстрирована французским художником Бертальем, который снабдил книгу яркими картинками.
Именно этот вариант лёг в основу русского балета 1892 года, музыку к которому написал Пётр Ильич Чайковский. При анализе сказки «Щелкунчик и Мышиный Король» многие критики считают, что в постановке сильно пострадала характеристика Щелкунчика — был вырезан сюжет о проклятии Мышильды. Тем не менее многие, хотя и не все, последующие адаптации этой истории были основаны скорее на балете, чем на оригинальном романе Гофмана. Среди них множество экранизаций, в том числе анимационные и короткометражные фильмы, повести и пьесы.
Источник
Чему учит сказка «Щелкунчик и Мышиный король». СРОЧНО.
Ответ:
Объяснение:
Можно сказать, что Гофман учит нас нравственности – тем нормам, которые приняты в обществе и должны определять поведение человека. Так, все мы знаем, что нужно быть добрым, с вниманием и чуткостью относиться друг к друг, помогать своему ближнему в беде, защищать слабых, не лгать, смело бороться за правое дело. Герои «Щелкунчика» именно так и поступают.
Девочка Мари с первого взгляда полюбила неказистого и уродливого Щелкунчика. Она смогла заглянуть ему в душу и понять, что это доброе и смелое существо: «Мари заметила, каким добродушием светилось его лицо».
Именно поэтому Мари очень расстроилась, когда ее брат Фриц сломал человечку три зуба. Героиня готова защищать своего любимца всеми силами: «— Нет, нет! — с плачем закричала Мари. — Не отдам я тебе моего милого Щелкунчика». Она заботится о бедном Щелкунчике, старается сделать так, чтобы он меньше чувствовал боль, которую ему причинил Фриц.
Да и в дальнейшем Мари всячески помогает своему любимцу – ради друга она готова на все. Девочка бесстрашно вступает в сражение с мышиным королем, отдает ему все свои лакомства, лишь бы тот не трогал человечка: «Мари нисколько не жалела о сластях: в глубине души она радовалась, так как думала, что спасла Щелкунчика».
Но мышам все мало – они захотели получить все богатства Мари.
В борьбе против мышиного короля объединяются все – и Мари, и ее брат Фриц, и, конечно же, Щелкунчик. Этот человечек принимает бой и побеждает мышиного злодея. А после, в знак благодарности и любви к Мари, проводит ее в Кукольное царство и представляет как свою спасительницу: «Вот мадемуазель Мари Штальбаум, дочь весьма достойного советника медицины и моя спасительница».
Сказка заканчивается победой добра нал злом, надежды над безверием, терпения над равнодушием. В награду за все Мари не только становится другом Щелкунчика, но и в реальной жизни встречает племянника советника Дроссельмейера – свою любовь. Таким образом, Гофман говорит нам, что добро, терпение, забота, чуткость, храбрость, вера могут победить любое зло и сделать человека по-настоящему счастливым.
Ответ:
В сказке под названием Щелкунчик, есть своя мораль и свой урок о том,что не нужно судить человека по внешнему виду, и игнорировать его, если он не такой как все мы и чем то от нас отличается.Потому что это лишь внешнее и субъективное ощущение,и это совершенно не важно и не является главным.
Прежде всего нужно понять и узнать,что в душе этого человека и какими качествами своей души он обладает.
И еще там нам дали понять,что именно любовь окрыляет и подчас за нее нужно бороться,и не слушать,что тебе говорят окружающие,либо отговаривают от таких отношений.
Речь там идет и о взаимном уважении,о доверии и доброте.
Вообще, это продолжение «Медной горы хозяйка».
Источник
Анализ персонажей
Главная героиня сказки — добрая и смелая девочка Мари, семилетняя дочь медицинского советника Штальбаума и его жены. У Мари есть младший брат Фриц и старшая сестра Луиза. Последняя играет незначительную роль в этой истории, но Фриц предоставляет «мальчишескую» точку зрения на рассказанные события. В некотором смысле он более приземлённый, что контрастирует с полным погружением Мари в свои мысли.
Родители девочки представляют собой «царство разума». Мать отвергает рассказ Мари о битве между солдатами Щелкунчика и мышами и ругает её за то, что она беспокоит родителей. Отец обвиняет девочку во лжи и говорит ей прекратить свои фантазии, иначе он выбросит из окна все её игрушки. Союзником медицинского советника и его жены является хирург Вендельштерн, который разбирается с последствиями ночной травмы Мари.
Самая важная роль взрослого в рассказе, ключевая фигура всей работы — это крёстный отец детей. Он выступает своего рода режиссёром событий, которые происходят в мире фантазий. Мари проецирует на таинственного и немного зловещего Дроссельмейера все свои тревоги и стремления.
Персонаж Щелкунчика, как и Дроссельмейер, окутан тайной. Он — последний из рождественских игрушек, которые обнаруживают дети, и нигде не указано, кто именно был автором подарка. Его обнаружила Мари, и после того, как она внимательно посмотрела на него, девочка спросила не откуда он взялся, а кому принадлежит.
Мари сравнивает его с крёстным из-за их странно выглядящих пальто и приходит к выводу, что даже если бы Дроссельмейер вёл себя так же изящно, как этот маленький человечек, он все равно не был таким красивым. Описание Щелкунчика включает в себя огромную голову, широкий улыбающийся рот, бороду и добрые глаза.
Основное внимание сказки сосредоточено на военных действиях между игрушками и мышами, в которых лидерами являются Щелкунчик и Мышиный Король. Хотя Мари заявляет, что не испытывает отвращения к мышам, её первоначальная реакция на них быстро превращается в чувство страха.
Антагонист, вырывающийся из-под досок, сложно движим некой подземной силой. Своими семью головами и сверкающими коронами он напоминает о драконе, которого в итоге одолевает рыцарь, чтобы спасти принцессу.
Самое известное и распространённое произведение Гофмана было не очень хорошо воспринято современниками. Сам автор посчитал это провалом и значительно переработал сюжет для другого истории. Результатом явился коротенький рассказ «Неизвестное дитя» — ещё одна рождественская сказка о детях, которые дружат с изгнанным сверхъестественным существом, преследуемым своим врагом (мухой).
С темой о физическом уродстве замаскированного принца и женщины, которая способна полюбить его безоговорочно, «Щелкунчик» основывается на наследии европейской народной классики:
- «Красавица и чудовище».
- «Шесть лебедей».
- «Король лягушонок».
Суть этих историй, как правило, заключается в том, что общество может быть предвзятым по отношению к хорошим людям по очень поверхностным причинам, но мудрые и проницательные сердца предпочтут защищать, ценить и любить этих изгоев, несмотря на их внешность.
Для Гофмана, который считал свой внешний вид смехотворным, эта детская способность смотреть за пределы общественных норм и ценить человека за его характер, была очень важна, и в своих рассказах он часто наделял ею молодых девушек.
Хотя в сказке, несомненно, есть элементы, которые направлены на взрослых, история наполнена игривостью и явно предназначена для детей, что можно понять из аннотации книги.
Анализ 2
Автор сказки Амадей Гофман был юристом по образованию, жил в Германии на рубеже 18-19 веков. Из-под его пера вышло немало литературных произведений, в том числе и сказок.
Сказочный мир Гофмана по-настоящему удивителен, сюжеты замысловаты, положительных героев всегда отличает благородство, доброе сердце, хорошее воспитание. В своем произведении автор искусно переплетает реальность и сновидения, вымысел и быль. Эта сказка, подобно большому роману или повести, делится на главы.
В канун Рождества дети Мари и Франс ожидают подарков от своих родителей и крестного Дроссельмейера. Из всего разнообразия игрушек внимание девочки привлекает необычная вещь – Щелкунчик для раскалывания орехов. В первую же ночь прямо в детской происходит сражение кукольной армии во главе со Щелкунчиком против армии семиглавого мышиного короля. Девочка становится очевидцем происходящего. Множество солдатиков и кукол были сломлены коварными мышами. Ночью родители обнаруживают дочь в крови. Мари рассказывает маме и папе о сражении кукол и мышей, но те отказываются в это верить.
Действительно, можно ли поверить словам девочки, которая говорит о войне Щелкунчика и Мышиного короля? По ходу сказки история обрастает все новыми подробностями. Крестный рассказывает удивительную сказку, из которой мы узнаем, почему именно против Щелкунчика ополчилось мышиное войско и каким образом можно его победить. Так, читатель, следуя авторскому замыслу, попадает из одной сказки в другую. Он узнает о принцессе Пирлипат и орехе Кракатук, а, главное, что Щелкунчик – это заколдованный племянник Дроссельмейера.
В этой сказке Мари и Щелкунчик – это, безусловно, положительные главные герои. Они испытывают явную симпатию друг к другу. Еще в первом сражении кукольной армии с войском мышиного короля брошенная туфелька девочки спасает жизнь Щелкунчику, позднее мы узнаем, что ради него она не пожалела драже и сахарных человечков. По отношению к мадмуазель Штильбаум наш герой ведет себя благородно.
Однако личность крестного Дроссельмейера скорее можно назвать загадочной. В семье крестников его считали странноватым. Мастер на все руки и чудодей, он оказывается еще и героем сказки о принцессе Пирлипат и, одновременно, дядей заколдованного Щелкунчика.
В финале, конечно, добро побеждает зло, Мари и расколдованный племянник Дроссельмейера счастливы. Но кто из читателей может с уверенностью сказать, где тут граница между сном и явью, фантазией и реальностью?
Волшебное кружево сказок
Гофман был художником в самом широком смысле. Главной его страстью была музыка. Он был не просто талантливым исполнителем и дирижером, но и автором нескольких музыкальных произведений. Не случайно, по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» Мариус Петипа создает либретто и хореографию, а П.И.Чайковский — музыку и в 1892 г. на сцене Мариинского театра появляется балет «Щелкунчик». Кажется, что сказка написана не просто словами, а в ней уже есть звук, ритм, мелодия. Гофман не писал ее как либретто балета , но выглядит она именно так. Есть и тайна, и любовь, и борьба добра и зла, и чудесный дивертисмент в конце. Музыка изначально живет в этой сказке и превращает ее в особенное волшебное произведение искусства.
Самым первым подарком Дроссельмейера в этот Рождественский вечер был « замечательный замок со множеством зеркальных окон и золотых башен внутри которого двигались крошечные изящные фигурки. Детям очень хотелось поиграть с замком, изменить порядок движения человечков. Но Дроссельмейер говорит: «Ничего этого нельзя. Механизм сделан раз навсегда, его не переделаешь.» Такой подарок не для игры, можно сломать, он для разглядывания, любования. Это урок на принятие – в жизни так бывает – ничего не изменишь, но зато можно понять закономерности.
Дроссельмейер – центральная фигура сказки, соединяющая разные пространства и времена. Он – давний друг семьи Штальбаумов, старший советник суда, крестный Мари и Фрица; и в то же время королевский часовщик и чудодей; а еще великий искусник в изготовлении замысловатых игрушек – мастер, достигший в своем искусстве такого совершенства, что сделанное его руками оживает. Дроссельмейер внешне не симпатичен, строг и требователен, беспристрастен. В преддверии всех необычайных событий Мари видит его на часах вместо совы и очень пугается. Своим появлением он обозначает границу между мирами. В обыденной реальности на часах сидит золоченая сова, как только часы бьют 12, там оказывается Дроссельмейер. Сова – символ мудрости, но так же и колдовства, ночная птица, в средневековой Западной Европе считалось, что в сов могут превращаться ведьмы. Дроссельмейер появляется вместо совы и словно предупреждает Мари: « Не надо бояться, но будь внимательна!» Для Мари Дроссельмейер – крестный, и так же как фея-крестная дарит Золушке королевский бал и счастливую встречу с принцем, Дроссельмейер дарит Мари сказочный мир и встречу со Щелкунчиком. Он воплощает собой образ Мудреца.
Дроссельмейер рассказывает детям « сказку о твердом орехе». В сказке описывается конфликт между королевством родителей принцессы Пирлипат и миром мышей Мышильды. Мышильда съедает сало, предназначенное для «колбасного пира», король мстит ей, а Мышильда накладывает заклятье на принцессу. Но внешность принцессы удивительна с самого начала «…не появлялось на свет младенца прекраснее принцессы,…при этом родилась она с двумя рядами беленьких, как жемчуг, зубок, которыми два часа спустя после рождения впилась в палец рейхсканцлера…» Зубы — древнейшая эмблема агрессивной силы. Гофман очень тонко объединяет всех этих персонажей (и мышей и людей) в « мир зубастиков», обожающих « колбасные пиры» и дает понять, что, в сущности, между ними нет никакой разницы.
Немецкое Рождество немыслимо без традиционных сочных колбас. Колбаса для жителей Германии – пришедший из средних веков символ дома, достатка, устойчивости. Съев сало для колбас, Мышильда тем самым посягнула на устои королевства. Другая традиция – разнообразные Рождественские сладости, упоминаниями о которых заполнена вся сказка. В состоятельных немецких семьях сахарные фигурки задерживались надолго, они стояли как статуэтки в высоких буфетах. Марципан, сахарные куколки, драже, имбирные пряничные человечки, карамельки и в заключении сказки целый сладкий волшебный мир – Кукольное королевство с Миндально – Изюмными воротами, Рождественским лесом, озером Миндального молока с рыбками ломбардских орехов, Цукатной рощей, Леденцовым лугом и селом Пряничное. Все это – верх кондитерского искусства. Гофман противопоставляет сытость «колбасного пира» красоте и изяществу « страны сладостей», которая является настоящим произведением искусства.
Дроссельмейеру, придворному часовщику и чудодею было приказано « вернуть прежний облик принцессе или, по крайней мере, указать верное к тому средство – в противном случае он будет предан позорной смерти от руки палача». Совместно с придворным звездочетом они находят средство избавления принцессы. «Пирлипат достаточно съесть ядрышко ореха Кракатук. Этот твердый орех должен был разгрызть и, зажмурившись, поднести принцессе человек, никогда еще не брившийся и не носивший сапог. Затем юноше следовало отступить на семь шагов, не споткнувшись, и только тогда открыть глаза». Орех – символ мудрости, но также и сверхъестественных сил, используется в колдовстве, считается, что приносит удачу влюбленным. Пройдя через множество испытаний, Щелкунчик действительно обретет свою любовь, но в истории с Пирлипат удача отвернется от него.
Одним из условий является — «не брившийся и не носивший сапог». Обувь вообще ассоциируется с наличием какой-то точки зрения, т. е. нужен совсем молодой, неопытный, наивный юноша, с другой стороны, способный разгрызть очень твердый орех.
Условие, касающееся 7 шагов, возможно, указывает на 7 главных мужских архетипов. Согласно Пифагору, который сказал: « Все в мире есть числа», числа могут собирательно рассматриваться как действующие силы, которые упорядочивают и регулируют Вселенную. В общем толковании нечетные числа являются олицетворением мужского начала, позитивного и активного. В Библии 7 олицетворяет целостность и управляет временем и пространством. Для каббалистов – это твердость, олицетворяющая победу. Щелкунчик спотыкается на седьмом шаге – не проходит последнее испытание, и уродство принцессы переходит на него самого. Какое же испытание оказывается самым сложным? Судя по тому, что теперь его судьба зависит от исхода битвы с мышиным королем, Щелкунчику не хватает твердости — « силы война». То, что Пирлипат отворачивается от него к лучшему, зачем Щелкунчику внешне-красивая, но духовно-уродливая принцесса.
Цифра 7 в этой сказке встречается и дальше – семиголовый мышиный король, 7 золотых корон, подаренных Мари в знак победы Щелкунчика над мышиным королем. Поскольку в число «семь» (гептада) входят триада и тетрада – небо (божественность) и земля (человечество), оно означает космический порядок и Щелкунчик своими действиями восстанавливает нарушенный всевластием мышей порядок.
В этой истории есть еще одна тонкость. Дроссельмейер и звездочет находят и орех и того, кто его разгрызет, но королю сообщают только про орех. У них созревает хитроумный план «…после того, как многие сломают себе на орехе зубы без всякого толку, король отдаст принцессу, а после смерти и королевство в награду тому, кто разгрызет орех…» За действиями Щелкунчика оказывается корысть и расчет, Зло торжествует – Щелкунчик заколдован, вместо Мышильды появляется семиголовый мышиный король. Семиголовость – это усиление образа, «семь» также и символ мести, Мышильда говорит: «…мой сынок, король мышиный, не простит моей кончины – отомстит тебе за мать мышья рать…» Образ мыши несет в себе древние архетипические силы. В мышь часто превращались людоед , дьявол. Возможно, семь голов мышиного короля воплощают в себе семь смертных грехов. Но в христианстве число смертных грехов и главных добродетелей равно. Таким образом, Мышиный король – Щелкунчик образуют пару противоположностей – «зло-добро».
Щелкунчик сумел разгрызть твердый орех Кракатук, здесь символизм – «познание сути». Образ ореха часто встречается в мифологической литературе. Характерное свойство орехов заключается в том, что у них очень твердая скорлупа, а потому их не возможно съесть, не проникнув сквозь нее. Это один из самых первых видов пищи человечества. В средневековой мифологии орех был символом Христа, Его Учения, т. к. внешне оно казалось очень жестким, но если человеку удавалось глубже вникнуть в него, оно становилось благодатным и полезным. Так в средние века служители церкви интерпретировали образ ореха. « Образ ореха в определенном контексте можно ассоциировать с Самостью или с аспектом целостности бессознательного» (Мария-Луиза фон Франц)
Немецкое выражение « твердый орех » обозначает трудную задачу, трудное положение или обстоятельства. В Англии и Германии есть такая метафора: решить проблему – значит расколоть орех. Это важное умение и платой за него становится внешность. Щелкунчик мужественно принимает ограничения, сохраняя при этом твердость, уверенность, королевское достоинство и веру в будущее.
Из Википедии : «Щелкунчик – кукла, исполненная из металла или дерева, предназначенная для раскалывания ореховой скорлупы» Материал из которого сделан Щелкунчик в сказке – дерево. Его основные свойства – одушевленный, прочный, здоровый, поддающийся обработке. Свойства эти скорее духовного порядка, поскольку физически герой испытывает боль, холод, усталость. Во многих сказках упоминаются куклы, сделанные из дерева – Буратино, Пиноккио, деревянные солдаты Урфина Джуса. Существуют мифы о сотворении человека из дерева и о боге, слившемся с мировым деревом. Возможно, Щелкунчик в силу происхождения является частью мирового дерева, оттого правота героя в сказке чувствуется изначально.
Мировое дерево служит соединению разных миров. Перемещение Мари и Щелкунчика в Кукольное царство происходит через «старый огромный платяной шкаф». «Щелкунчик очень ловко вскарабкался по выступу шкафа и резьбе…тотчас из рукава шубы спустилась изящная лесенка кедрового дерева». В конце сказки идеалом выступит не красота и гармония, а заложенные природой в человеке начала добра и стойкости.
Произведение Гофмана напоминает расписную матрешку – внутри одной сказки обнаруживается еще одна, а в ней еще…События сказки разворачиваются в нескольких реальностях одновременно (Типы реальности. Пронина Е.Е.).Используя типологию реальностей и образ часов развитие сюжета сказки можно представить как движение по часовой стрелке.
1. Это реальная реальность. Здесь присутствуют люди – Мари, ее родители, Дроссельмейер… куклы – Щелкунчик, солдатики …звери – обыкновенные домашние мыши, которые грызут все подряд.
2. Это реальная виртуальность. У нее есть свое особое место в сказке –высокий стеклянный шкаф для игрушек, стоящий в гостиной. Мари играет с рождественскими подарками, и в полночь с боем часов перемещается в мир сказки.
3. Это виртуальная виртуальность. Здесь обыденные вещи преображаются в особый мир волшебства и тайн. Маша уже не просто девочка – она обладает волшебным даром – способна противостоять всемогущему мышиному королю. Щелкунчик – заколдованный принц. Мышиный король, не просто грызун, — фантастическое звероподобное существо, несущее угрозу людям.
4. Это виртуальная реальность. После участия в битве кукольного и мышиного миров, Мари убеждена, история Щелкунчика – подлинная, в противостоянии с мышиным королем многое будет зависеть и от нее.
Родители Мари всегда действуют в реальной реальности. Они не верят необыкновенным историям, которые рассказывает Мари, относя их к фантазиям, болезни или снам; в конце концов, запрещают «выдумки и глупые шутки» называя Мари лгуньей. Дроссельмейер, это тот, кто сам умеет создавать мир игры, искусный мастер, умеющий делать « замысловатые игрушки». Фигура Дроссельмейера самая загадочная, он появляется и в реальности и в сказке, везде обладая особыми знаниями и возможностями. Мари постепенно перемещается из мира реальности в сказку и в конце осуществляются ее самые несбыточные мечты : «…через год он увез ее в золотой карете, запряженной серебряными лошадьми… а Мари, как говорят, еще и поныне королева в стране, где, если только у тебя есть глаза, ты всюду увидишь сверкающие цукатные рощи, прозрачные марципановые замки – словом, всякие чудеса и диковинки.»
Заключение
Мужской архетипический сюжет, содержащийся в сказке – обретение силы война. По классификации Т.Д. Зинкевич–Евстигнеевой выделяется семь основных мужских архетипов – Воин, Философ (учитель), Купец (охотник), Крестьянин, Монарх, Монах, Раб (слуга). Это древние модели мужского поведения, способы мужской самореализации в социуме.
Воин формирует в мужчине желание бороться и побеждать. Сила война в мужчине дает возможность женщине почувствовать себя защищенной – он будет оберегать, охранять и приносить к ее ногам военные трофеи. Так и происходит в сказке. Решающую схватку между Щелкунчиком и мышиным королем Гофман описывает коротко: «В полночь ей (Мари) послышалась в гостиной какая-то странная суматоха – звяканье и шорох…Мари в ужасе соскочила с кровати. Все было тихо…» Здесь нет парадности и масштабности описаний самого первого боя. Это уже чисто мужской мир и его – Щелкунчика победа. 7 золотых корон мышиного короля – военный трофей — Щелкунчик дарит Мари и ей посвящает свой триумф.
Женский архетипический сюжет сказки – Спасительница. В этой истории героиня слушает свое сердце, в нем уже есть образ партнера и программа отношений. Не случайно среди многообразия Рождественских подарков, Мари безошибочно выделяет нескладную куклу — Щелкунчика. В первой битве с мышиным королем, когда Щелкунчик оказывается на краю гибели, она спасает ему жизнь, но отнюдь не одерживает победу. Это лишь передышка для Щелкунчика. Затем поддавшись на шантаж мышиного короля, она отдает за жизнь Щелкунчика все свои ценности — сахарных куколок, книжки с картинками, новое платье…И это может являться ловушкой данного сюжета – желание сделать за него, когда героиню ведет не любовь, а идея спасти. Благодаря тому, что в сердце Мари было мало страха и много любви она поступает иначе. Этот сюжет о Любви без притязаний.
Дроссельмейер рассказывает историю Принцессы Пирлипат, и это еще один женский сюжет – Разборчивая невеста. Потенциальные женихи проверяются на соответствие определенным требованиям. В сюжете «разборчивая невеста» заложена оберегающая женщину идея: каким бы сложным ни было испытание, если герой является тем единственным, он справится – и обязательно будет свадьба.
Эта сказка содержит и сюжет отношений. Герой и героиня встречаются, строят отношения, но они не могут быть вместе. Щелкунчик – лишь кукла, Рождественский подарок детям, а не живой человек. Он находится отношению к Мари в другой реальности. Каждый из них проходит свой путь, свой урок. На пути героев множество испытаний, но они окажутся вместе, уже будучи более зрелыми. В финале сказки есть интересный момент. Когда Мари оказывается на том самом озере с лебедями, которое описывал ей Дроссельмейер, выясняется, что она и принцесса Пирлипат одно и то же лицо. «Как чудно было плыть в раковине, овеваемой благоуханием роз…золоточешуйчатые дельфины подняли морды и принялись выбрасывать хрустальные струи …Мари смотрела в благоуханные волны — Ах,- радостно закричала она, хлопая в ладошки, — поглядите-ка, милый господин Дроссельмейер: там принцесса Пирлипат! Она так ласково мне улыбается…Щелкунчик печально вздохнул и сказал: — О бесценная мадемуазель Штальбаум, это не принцесса Пирлипат, это вы. Только вы сами, только ваше собственное прелестное личико ласково улыбается из каждой волны » Таким образом, можно предположить, что история Пирлипат и племянника Дроссельмейера это предыстория Мари и принца Щелкунчика. Поэтому завершение данного сюжета – это переход отношений в новое качество.
В сказкотерапевтическом смысле сказку Гофмана можно использовать для решения множества задач. В сказке существует замечательный образный ряд, который можно оригинально идентифицировать, в зависимости от проблемы клиента. Например, образ мышиного короля можно использовать для работы со страхами и агрессией. Семь голов мышиного короля – 7 конкретных страхов клиента, их перечисление — осознание и затем поиск способов преодоления в психологической песочнице.
Пару принцесса Пирлипат – Мари можно использовать как пример интеграции личности. Любое качество характера является двойственным и придает нашим действиям определенную энергию. Энергия эта может быть использована для реализации как созидательной, так и разрушительной стороны определенной черты нашего характера. Упражнение « Разговор с тенью»
В сказке даны пути героев и их варианты решения проблем, а также показаны ресурсы, которые они использовали. Здесь можно использовать упражнение « карта сказочной страны», где обозначаются главные точки сюжета и «волшебные» предметы, которые могут помочь.
В семейном консультировании можно обратиться к сюжету отношений и идее о том, что завершение сюжета – это перевод отношений в новое качество.
Женские сюжеты позволяют точно идентифицировать свои чувства. Упражнение « 3 любимых и 3 нелюбимых героя сказки».
В сказке заложена идея трансформации — образ Щелкунчика. Она может символизировать и смену социальных ролей-масок.
Сказка описывает сюжет мужской инициации, которую проходит герой. Его можно использовать в работе с подростками. Различные варианты мужских архетипических испытаний содержатся в игре «Рыцари круглого стола», по мотивам историй о легендарном Короле Артуре (автор Т. Д. Зинкевич — Евстигнеева) Игра позволяет решать диагностические и терапевтические задачи в работе с подростками.
Популярные сегодня темы
Книга сопровождает человека, начиная от самого его рождения, когда ребенок, еще не умеющий разговаривать, издающий нечленораздельные звуки, тащит маме книгу, чтобы услышать сказку, исполненную ее приятным голосом
Роман, посвященный тяжелому периоду Великой Отечественной войны, описывает солдат с разными характерами и судьбами, но честно и мужественно выполняющих свой долг.
Все имения помещиков, в которых побывал Чичиков удивительным образом дополняли характеры своих владельцев. Деревня Собакевича не стала исключением. Она соразмерна хозяину – такая же большая. Всё в деревне сделано на совесть и простоит века.
Источник
Сюжет и анализ сказки
Но Мари сразу полюбила игрушку, она отметила про себя ласковую улыбку Щелкунчика и его добрые глаза. Фантастический сюжет сказки продолжается тем, что Щелкунчик оказывается племянником Дроссельмайера, и ему необходимо победить Мышиного короля для того, чтобы вернуть себе человеческий облик.
Главный герой оживает и просит Мари достать ему меч. Победа Щелкунчику дается нелегко, но с помощью смелой Мари ему удается обезвредить короля мышей, у которого было семь голов. Затем герои сказки попадают в волшебный город, который полон удивительных вещей и явлений: лимонадная река, апельсиновое дерево, миндальные ворота и леденцовые ворота.
Но сказочный сон Мари заканчивается. Казалось бы, все эти удивительные приключения всего лишь приснились маленькой девочке. Но через некоторое время приезжает молодой человек из города Нюрнберга и благодарит отважную Мари за то, что она помогла ему избавиться от деревянной оболочки. Проходит еще время, и он увозит Мари с собой, чтобы жениться на ней.
Нравственные уроки сказки
Как и любая сказка, «Щелкунчик и Мышиный король» несет в себе особый нравственный и моральный урок. Прежде всего, его необходимо усвоить детям, которые все еще верят в чудо и волшебство. Через сказочный сюжет легче всего преподносить уроки детям, так они будут лучше понимать истинные жизненные ценности и добродетели.
А сам Щелкунчик показывает детям, что надо верить в лучшее, мы видим, как невероятная смелость и отвага помогают ему вернуть человеческий облик. Таким образом, сказка Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» преподносит детям ценные нравственные уроки, через волшебство и счастливый финал.
Все слишком банально: маленькие дети рождественской ночью попадают в сказку, игрушки оживают благодаря буйной фантазии ребенка, добрые герои побеждают злых, под личиной уродца скрывается благородный рыцарь. Таких книжек сотни! Гофман нисколько не оригинален, потому что пошел проторенным путем…
Но почему же его «Щелкунчик» так пленителен? Отчего, переворачивая последнюю страницу, хочется тотчас вернуться к первой главе и снова погрузиться в таинство? Потому что Гофман вовсе не фантазировал – он время от времени просто бродил по другим мирам, а потом делился с теми, кому это не дано, живыми впечатлениями.
Реальное и выдуманное
Сюжетная основа в полной мере отображает особенности гофмановского романтизма: хорошее и плохое, красивое и уродливое, честное и лживое очень тесно переплетены в обыденной жизни. Их и не различишь, если не посмотришь на реальность в волшебное увеличительное стекло. Ведь подлецы и добропорядочные люди носят одинаковые сюртуки, живут в похожих домах, ходят на службу по одним и тем же улицам. Те и другие едят на завтрак булочки, а на ужин – сосиски с капустой. Лишь сказочники и дети могут заглянуть за кулисы театра, в котором играют свои роли непридуманные, живые персонажи.Эта концепция мировосприятия Гофмана аллегорически воплотилась в «Щелкунчике».
Проклятие «Щелкунчика»: Почему известная сказка приносит неудачу всем, кто с ней связывается
В этом году весь мир отметил юбилей одной из самых популярных игрушек на планете. 320 лет исполнилось Щелкунчику. Во многих странах это такой же важнейший атрибут Нового года, как елка или Дед Мороз. Эту деревянную игрушку любят во всем мире.
Старший из братьев Гримм, Якоб, когда-то рассказал о роли выструганных из дерева фигурок в немецкой культуре. Так вот Щелкунчик не просто колет орехи, он символизирует силу и власть, выступая в роли защитника и принося удачу.
Но, вряд ли вы догадывались что на самом деле Щелкунчик совсем не тот, кем кажется. Мы изучили многолетнюю историю это персонажа и нашли удивительные и зловещие совпадения. Все, кто так или иначе пересекался с этой игрушкой получали только горе, беды и несчастья.
От Эрнеста Гофмана и Петра Чайковского до современных деятелей искусства. Корреспондент МИЦ «Известия» Кирилл Сергеев узнал о том, как символ рождественской сказки, превратился в настоящее исчадие ада. Подробности в репортаже.
Грациозные па и музыка, которую сложно не узнать. С первых же тактов вступление к балету «Щелкунчик» погружает зрителя в сказочную атмосферу Нового года. Знакомую всем историю о деревянной кукле и девочке Мари начинают ставить на главных подмостках планеты именно в канун праздника.
Даже спустя больше сотни лет «Щелкунчик» продолжает собирать полные залы и во всем мире, и у себя на родине — в России, где поход на этот балет стал таким же праздничным ритуалом, как и просмотр «Иронии судьбы» по телевизору. Тысячи людей словно в первый раз наблюдают за давно известными приключениями со счастливым концом. Но вот что именно стоит за красивой сказкой всегда остается далеко за кулисами. Причем не театральными, а историческими.
Рождение едва ли не самой узнаваемой в мире игрушки состоялось в немецком городке Зайфен еще в XVII веке. Тогда один из местных крестьян вырезал из дерева уродливые фигурки жандармов, которые отбирали у населения последние крохи урожая. Спрос на кукол появился сразу: жители проклинали ненавистных полицаев и хотели хоть как-то выместить злобу. Фигурки били и щелкали по носу, старясь «дать на орехи» в буквальном смысле.
«Это наш самый старый Щелкунчик конца XVII века. Он до сих пор работает, орех нужно класть не в рот, а вот сюда. Ну, пониже поясницы, в общем», — говорит владелец музея Уве Лешнер.
Первую небольшую партию фигурок удалось распродать всего за пару дней. Вторую смели еще быстрее. По чудом уцелевшим лекалам игрушки в Зайфене делают до сих пор.
«После того, как предки продали все игрушки на ярмарке в Дрездене, целый регион начал заниматься этим же производством. Спрос и ненависть людей были очень сильными», — рассказывает мастер Маркус Фюхтнер.
И хоть со временем народное возмущение поутихло, злая пародия на немецких жандармов начала путешествие по планете. Сначала популярность страшной фигурки просочилась в другие города Германии, затем по Европе и даже через океан — в Соединенные Штаты. Вот только коллекционеры уверены: самая изначальная ненависть и злоба — проклятье из XVII века не ослабло до сих пор. За кадром говорят: не иначе, как магия.
«Когда мне его подарили, я сломала руку. С тех пор, когда этот же или подобный щелкунчик возвращается ко мне, со мной обязательно что-то такое происходит», — вспоминает президент международного объединения авторов кукол Светлана Пчельникова.
Одна из таких же фигурок в свое время попала лично в руки Эрнсту Гофману. И, по словам исследователей, буквально сделала его одержимым. Мрачную и совсем недетскую сказку немецкий классик создал всего за две недели, не смыкая глаз и сильно подорвав здоровье. Что именно заставило писателя пойти такие жертвы до сих пор остается загадкой. Одно известно точно: поначалу произведение не оценили.
«На родине он почему-то считается не то, что второсортным писателем, но им так не гордятся», — говорит художник Ольга Дмитриева.
Вскоре после написания «Щелкунчика» Гофман скончался, а роковые случайности стали преследовать всех, кто только ни прикладывал к произведению руку. В свое время Дюма-отец переписал сказку для детской аудитории — и вновь незадолго до смерти. А потом перевод издания попался Чайковскому. Свой последний балет композитор писал сразу же после кончины сестры и снова в спешке. Премьерная постановка «Щелкунчика» в Мариинском театре фактически провалилась.
«Премьера „Щелкунчика“ не была самой удачной. Считается, что с точки зрения балетмейстерской, были нюансы, которые могли быть учтены», — говорит Мария Щербакова.
Казалось бы, оставить «Щелкунчика» в покое нужно было еще тогда, но будто неведомой силой он притягивал к себе все новых композиторов, художников, сценаристов. Мистические чары на себе ощутил и автор современной постановки балета Михаил Шемякин. История, как под копирку: очередной провал во время премьеры, признание после и множество проблем в процессе работы. Даже реквизит пришлось покупать за границей.
«Пресса очень враждебно, не дожидаясь премьеры, обрушилась на меня. Узнав о том, что черные снежинки будут, я помню, заголовок даже был «Шемякин привозит из Америки экологически грязный снег», — рассказывает художник Михаил Шемякин.
Уже в наши дни образ страшной игрушки буквально запустили в тираж: на волне популярности «Щелкунчик» стал главным героем мультфильмов, комиксов и даже ледовых шоу. О трагических совпадениях на время позабыли, но оказалось — зря. Олимпийская чемпионка Турина Татьяна Тотьмянина вспоминает, как во время одного из прокатов получила сложнейший перелом. Списать на случайность можно было бы и это, вот только каждое из движений спортсмены оттачивали месяцами.
«Ровно два года назад я упала с одного из элементов и сломала ногу. Не передвигаясь нормально даже по полу, я приходила на лед, костыляла, надевала коньки и выкатывалась», — вспоминает чемпион зимних олимпийских игр в Турине 2006 года Татьяна Тотьмянина.
Теперь о своих впечатлениях открыто вспоминает и «Главный Щелкунчик» России Николай Цискаридзе. Именно он исполнял главную партию балета больше сотни раз и кстати, — вот совпадение, — ею же завершил карьеру.
«Я не переношу уже музыку „Щелкунчика“. Я 21 год это исполнял на сцене.18 лет был главным „Щелкунчиком“ страны. Я когда слышу эту музыку, меня передергивает», — признается народный артист России Николай Цискаридзе.
Но только в этом году по всему миру запланированы сотни постановок «Щелкунчика». Билетов почти не достать — как и раньше, люди придут посмотреть на красивый спектакль— о тяжелой борьбе со злом и закономерной победе любви. Вот только о правдивой истории деревянной куклы со сцен театров точно не расскажут. Как и о трагичном пути, который за триста лет проделала самая известная новогодняя сказка.
Читать краткое содержание Щелкунчик и мышиный король
Накануне рождества Фриц и Мари целый день сидят в спальне. Им запретили входить в гостиную, так как там наряжали ёлку и укладывали подарки. Мальчик говорит сестре, что заходил крестный с большой коробкой.
Девочка обрадовалась, он всегда мастерил им интересные игрушки. Однако их заботливо отбирали родители, так как он долго трудился над ними. И поэтому дети все же ждали больше родительских подарков.
Отворилась дверь, засияла нарядная ёлка и дети вместе с родителями отправились смотреть подарки. Мари увидела кукол, игрушечную посуду, красивое платьице. Фриц получил долгожданного гнедого коня. От крёстного дети получили замок.
Щелкунчик объединяется с куклами и начинается битва. Девочка, наблюдая эту картину теряет сознание. Крестный рассказывает ей сказку про Щелкунчика. Она принимает ее всерьез. Девочка жалуется человечку на Мышиного короля, он убивает его и отдает Мари семь золотых корон короля. Щелкунчик показывает девочке сказочное царство, они гуляют по удивительным местам, утром девочка просыпается в своей кровати.
Мари рассказывает родителям, что ночью побывала в чудесной стране и в доказательство показывает короны Мышиного короля. Она утверждает, что Щелкунчик является племянником ее крёстного.
Родители ругают ее и просят прекратить выдумки. Как-то девочка признается крестному, что не отвергла бы Щелкунчика из-за его внешности. Тут же раздается треск, приходит мама и говорит, что приехал племянник крестного. Молодой юноша делает ей предложение и поговаривают, что через год он увез её в кукольное королевство.
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
понедельник, 9 июля 2021 г.
“Щелкунчик и мышиный король”
Гофман Э. сказка “Щелкунчик и мышиный король”
Жанр: литературная волшебная сказка
Главные герои сказки “Щелкунчик и мышиный король” и их характеристика
- Мари Штальбаум, девочка 7 лет. Добрая, мечтательная, ласковая. Честная и открытая, стремится к справедливости, влюбляется в Щелкунчика.
- Франц Штальбаум. Брат Мари, увлечен солдатиками, может быть задиристым и бесчувственным, но в трудную минуту готов прийти на помощь.
- Советник Дроссельмейер. Личность таинственная и немного волшебная. Мастер на все руки
- Щелкунчик, молодой племянник Дроссельмайер. Стал кукольным королем, полюбил Мари, и женился на ней.
План пересказа сказки “Щелкунчик и мышиный король”
- Вечер в ожидании подарков
- Куклы и солдатики
- Волшебный замок
- Щелкунчик
- Щелкунчик сломан
- Мыши возле шкафа
- Битва на полу
- Разгром
- Разрезанная рука
- Болезнь
- Сказка Дроссельмайера
- Сабля для Щелкунчика
- Последняя битва
- Мари в сказочной стране
- Знакомство с племянником.
Кратчайшее содержание сказки “Щелкунчик и мышиный король” для читательского дневника в 6 предложений
- Среди всех подарков на рождество Мари больше всего нравится Щелкунчик и она заботливо ухаживает за ним, когда Щелкунчик ломает зубы
- Ночью на кукол нападают мыши, Щелкунчик возглавляет оборону и Мари сильно ранится стеклом
- Мари болеет, а советник Дроссельмайер рассказывает сказку про себя, своего племянника, страшную принцессу, королеву Мышильду и орех кракатук
- Щелкунчик получает новую саблю и убивает мышиного короля
- Щелкунчик ведет Мари в волшебную страну из сладостей и представляет ее во дворце
- Приезжает настоящий племянник Дроссельмайера и благодарит Мари за спасение, предлагая стать его невестой
Главная мысль сказки “Щелкунчик и мышиный король”
Настоящая любовь и благородное сердце могут сотворить любое чудо.
Чему учит сказка “Щелкунчик и мышиный король”
Эта сказка учит быть смелым и решительным. Учит ценить добро. Учить верности и преданности. Учит настоящей любви. Учит тому, что чудеса случаются и надо просто очень захотеть, чтобы с ними встретится.
Отзыв на сказку “Щелкунчик и мышиный король”
Эта сказка мне очень понравилась. Ее героиня девочка Мари была готова на любые жертвы, чтобы спасти Щелкунчика от мышиного короля. Как бы ей не было жаль своих кукол, она отдавала их злобному чудовищу. Но Щелкунчик получил саблю и разделался с врагом, как настоящий мужчина. Мне особенно понравилось в этой сказке то, что она о хрупкой, но преданной девочке и сильном и верном Щелкунчике.
Пословицы к сказке “Щелкунчик и мышиный король”
Крепко верить – значит победить Верен – в деле проверен. Не так страшен черт, как его малюют.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Щелкунчик и мышиный король” по главам
Елка
В канун рождества дети советника медицины Штальбаума Мари и Франц ждали подарков. Они знали, что подарки будут замечательными, особенно сделанные их крестным, советником суда Дроссельмейером, который был человеком некрасивым и неказистым, но очень умелым мастером, способным создать самую совершенную механическую игрушку и починить любые часы. От родителей Франц ждал новых солдатиков и коня, а Мари куклу. Когда совсем стемнело, зазвенели колокольчики и детей пригласили в комнату с елкой.
Подарки.
Подарки, которые были сложены вокруг елки были великолепными – солдатики и конь, куклы и платья, посуда и многое другое. Когда первый восторг детей прошел им показали и подарок Дроссельмейера – огромный замок в котором играла музыка и ходили игрушечные человечки. Даже сам Дроссельмейер там был, он выглядывал из дверей замка. Правда Фрицу не понравилось, что человечки делают все время одно и то же.
Любимец.
В это время Мари заметила на столе с подарками замечательного человека. Одетого щегольски и с длинной косой. Эта игрушка Мари особенно понравилась и она спросила у папы, что за человек стоит под елкой. Папа ответил девочке, что это человек из рода Щелкунчиков. Он будет разгрызать им орехи за столом. Мари попробовала давать Щелкунчику небольшие орехи и он отлично разгрызал их. Но Франц стал толкать в Щелкунчика самые большие и крепкие орехи и вдруг раздался треск и несколько зубов Щелкунчика выпали. Мари пожалела Щелкунчика, подвязала ему челюсть ленточкой и подобрала выпавшие зубы.
Чудеса.
В гостиной Штальбаумов стоял огромный шкаф, в котором хранились все игрушки. На нижних полках куклы и гусары, а на верхних – замечательные игрушки Дроссельмейера. В тот вечер, Мари укладывала Щелкунчика спать. Она попросила куклу Клархен уступить Щелкунчику место, потому что тот был раненым. Мари уже собралась уходить, но вдруг часы стали бить полночь и играть странную песню про мышей. Из них вместо совы выглянул советник Дроссельмайер, а со всех щелей полезли серые мышки. Мари прижалась к шкафу и с ужасом наблюдала. как из-под пола выбирается семиголовая мышь, каждая голова в золотой короне. Она прижалась к стеклянной дверце шкафа рукой и та треснула. Осколки стекла посыпались на пол. В это время игрушки в шкафу ожили. Щелкунчик стал собирать кукольное войско на войну с мышами. Куклы охотно ему подчинялись и называли своим королем. Щелкунчик спрыгнул с полки на пол и мог бы разбиться, но кукла Клархен подхватила его на руки – она была влюблена в Щелкунчика. Клархен хотела повесить на Щелкунчика свой кушак, но тот отстранился и повязал на руку ленточку Мари, которой была подвязана его челюсть.
Битва.
На полу разгорелось настоящее сражение. Солдатики Фрица маршировали и пушки обстреливали мышей драже и пряниками. Мыши атаковали, вводили в бой новые силы и вскоре смяли правый фланг. Но на левом куклы держались и верили в победу. Там оборона возглавлялась китайскими императорами, в подчинении которых были тунгусы, обезьяны, трубадуры. Но и там мыши прорвались, и вот уже мышиный король теснит Щелкунчика. Гусары Фрица трусливо бегут, а мыши окружают Щелкунчика. Мари бросает туфельку в мышей, раздается сильный звон и она падет без чувств.
Болезнь.
Мари приходит в себя в постели. Она сильно порезалась стеклом от шкафа и могла умереть от потери крови, если бы мама вовремя не нашла девочку в гостиной. Мари говорит о мышах и Щелкунчике, но все считают, что она просто бредит. Когда приходит крестный Дроссельмайер, Мари набрасывается на него с упреками. Она считает, что крестный помогал мышиному королю, а крестный поет мышиную песню. Все с недоумением смотрят на крестного, а тот поясняет, что эту песню он часто пел детям. Потом Дроссельмайер достает Щелкунчика и Мари видит, что тот снова целый, а зубы у него лучше прежних. Дроссельмайер не дал Щелкунчику сабли, но сказал, что саблю мужчина должен добыть сам. Дроссельмайер рассказывает сказку.
Сказка о твердом орехе.
В одном королевстве родилась принцесса Пирлипат и все были счастливы. Принцесса росла очень красивой. Однажды во дворце собралось много гостей и король попросил королеву приготовить ее фирменную колбасу. Королева пошла на кухню и занялась готовкой. Но когда она обжаривала сало, появилась Мышильда, мышиная королева, и попросила сала. Королева была доброй женщиной и дала Мышильде немного сала, но тут набежало множество родственников Мышильды и растащили большую часть сала. Королева кое-как распределила сало по колбасам и отнесла и королю. Но Король стал грустить, оттого, что в колбасе мало сала. Он узнал, что виновата в том была Мышильда и велел советнику Дроссельмайеру создать мышеловки. В эти мышеловки попались и семь сыновей Мышильтды, и ее тетушки, и кумовья. И все они были казнены. Мышильда пришла в ярость и обещала отомстить.
Продолжение сказки о твердом орехе.
Зная мстительный нрав Мышильды, королева приказала охранять принцессу Пирлипат нескольким нянькам, и обязательно с котами. Но однажды одна из нянек задремала, а когда проснулась, то кота на коленях не было. Няньки увидели, как Мышильда поднимается над принцессой и закричали. Мышильда убежала, но принцесса превратилась в уродину. Король почему-то обвинил в случившимся Дроссельмейера и приказал в течении месяца найти способ спасти принцессу. Месяц подходил к концу, а Дроссельмейер все еще не знал, как расколдовать принцессу. И вот однажды он увидел как весело принцесса щелкала зубами орехи. Дроссельмейер пришел в восторг и обратился к своему другу , звездочету, который составил гороскоп принцессы и узнал, что спасти ее может только орех Кракатук, который невозможно раздавить, и молодой человек, который разгрызет этот орех, подаст его принцессе и отступит на семь шагов, не оглянувшись и не споткнувшись. Дроссельмейер доложил о том королю, но так же сказал, что средство известно, но ни молодого человека, ни ореха пока нет. Король разгневался и отправил Дроссельмейера и звездочета в странствия за орехом.
Конец сказки о твердом орехе.
Пятнадцать лет скитались по разным странам Дроссельмейер и Звездочет, но никак не могли найти орех кракатук. Тогда им пришла в голову счастливая мысль, что чем странствовать где-то далеко, можно ведь поискать орех в родном Нюрнерге. Они вернулись и Дроссельмейер рассказал о своей беде двоюродному брату. И тот сказал, что орех кракатук у него. Он купил его давным-давно, когда целый мешок орехов раздавила тяжелая фура и только один орех уцелел. Это был действительно орех Кракатук, но оставалось найти молодого человека. К удивлению Дроссельмейера, этим человеком оказался сын его двоюродного брата, красивый молодой юноша. И вот все было готово к тому, чтобы расколдовать принцессу. Множество молодых людей сломало себе челюсти, пытаясь расколоть кракатук, когда вперед выступил молодой Дроссельмайер. Он легко раскусил орех и подал его принцессе. Та съела орех и тут же стала красивой.. Дроссельмайер отступал на положенные семь шагов, когда ему под ногу бросилась Мышильда и молодой Дроссельмайер оступился. И колдовство обратилось на него. Вместо красивого юноши он стал уродцем, Щелкунчиком. Он раздавил Мышильду, но было поздно. Конечно же принцесса отказалась выйти замуж за такого урода. А король рассердился на Дроссельмайера и прогнал его. В гороскопе Дроссельмайер прочитал, что Щелкунчик будет расколдован если убьет сына Мышильды и если его полюбит прекрасная дама.
Дядя и племянник.
Когда Мари выздоровела она стала много времени проводить возле шкафа и беседовала со Щелкунчиком, не ожидая, что он ей ответит. Но однажды тонкий голосок пропел ей колокольчиками “Мари, я буду твой”. Мари сказала Дроссельмайеру, что знает, что ее Щелкунчик – его племянник, рассказала о кукольной битве с мышами и спросила, почему Дроссельмайер не поможет Щелкунчику. Дроссельмайер ответил, что только сама Мари может помочь Щелкунчику.
Победа
Мышиный король стал донимать Мари. Угрожая загрызть Щелкунчика, он требовал от Мари отдавать ему конфеты, марципан, сахарных куколок. Родители Мари не знали что делать с мышами. Они поставили вокруг несколько мышеловок, которые принес Дроссельмайер, но мыши не исчезли. Мари плакала и тоже не знала, что делать. Но однажды, она заметила на Щелкунчике кровавое пятно, которое осталось еще с той памятной битвы и начала оттирать его. Вдруг Щелкунчик потеплел и шевельнулся. Он с трудом попросил дать ему саблю. Мари не знала где взять саблю, но ей помог Франц, который переживал из-за трусливого поведения своих гусар во время битвы. Он дал Мари саблю кирасирского полковника и Мари отдала саблю Щелкунчику. На следующую ночь Мари услышала странный звук и подумала, что это мышиный король.Но это был Щелкунчик, который принес ей семь корон мышиного короля, и объявил,что убил чудовище.
Кукольное царство.
Щелкунчик пригласил Мари в кукольное царство. Они поднялись по лестнице через рукава шубы в платяном шкафу и Мари оказалась на Леденцовом лугу. Мари и Щелкунчик прошли через Рождественский лес, Апельсиновый ручей, Пряничное село и многие другие прекрасные места сказочного королевства. Но Щелкунчик торопил Мари в столицу.
Столица.
Переправившись через Розовое озеро Мари и Щелкунчик оказались возле Конфетенбурга, столицы царства. Жители радостно встречали Щелкунчика, как своего принца. Много чудес было на улицах города, жители которого боялись только кондитера. Наконец Мари подошла к Марципановому замку. Там Щелкунчика встретили четыре красивые принцессы – его сестры и он представил им Мари. Щелкунчик рассказал о своей победе и роли Мари и все решили, что Мари прекраснейшая из девочек в мире.
Заключение.
Мари проснулась в кровати и увидела свою маму. Она рассказала о чудесном замке, но конечно же все решили, что это сон. Мари показала семь корон мышиного короля и все удивлялись, но Дроссельмайер сказал, что это коронки от цепочки, которую он подарил Мари давным-давно. А когда Мари прямо сказала Дроссельмайеру, что Щелкунчик его племянник, нахмурил брови – выдумки. Мари больше не стала рассказывать про чудесную страну, но однажды, сидя возле шкафа сказала Щелкунчику, что она не отвергла бы его как принцесса Пирлипат, за то, что он потерял красоту из-за нее. И раздался грохот. Мари упала со стула. К ней подбежала мама и сказала, что приехал молодой племянник Дроссельмайера, очень красивый молодой человек, который замечательно грыз орехи. Когда молодой Дроссельмайер увидел Мари и остался с ней наедине, он поблагодарил девочку за свое спасение и предложил стать его женой. И Мари стала невестой Дроссельмайера, а вскоре он увез ее на золотой карете с серебряными лошадьми.