Краткое содержание А тем временем где-то Алексина для читательского дневника


Алексин. Краткие содержания произведений

  • А тем временем где-то
  • Безумная Евдокия
  • В стране вечных каникул
  • В тылу как в тылу
  • Домашнее сочинение
  • Домашний совет
  • Звоните и приезжайте
  • Как ваше здоровье?
  • Коля пишет Оле. Оля пишет Коле
  • Мой брат играет на кларнете
  • Очень страшная история
  • Подумаешь, птицы
  • Раздел имущества
  • Самый счастливый день
  • Саша и Шура
  • Сердечная недостаточность
  • Сигнальщики и горнисты
  • Третий в пятом ряду

Анализ произведения «А тем временем где-то» А.Г.Алексин

1. Анатолий Георгиевич Алексин.

2. «А тем временем где-то».

3. 11 класс.

4. Повесть.

5. Повесть была написана в 1967 году.

6. События повести происходят в годы ее написания, то есть 1960-е годы.

7. Герой повести – школьник Сережа, из семьи советских интеллигентов. Его родители – инженеры, проектируют заводы, часто уезжают в командировки, а Сережа остается с бабушкой. Сережа – самый обычный мальчишка, не самый примерный ученик, любит гонять мяч во дворе, может на урок опоздать, приврать, нафантазировать. Но он человек добрый, хороший друг.

У них «образцовая семья», его родителей, спортивных, дисциплинированных, активных общественников уважают коллеги, соседи, учителя в школе.

Отец Сережи, тоже Сергей, всегда делает и говорит правильные вещи, в плане самодисциплины является примером для сына и окружающих. И в нравственном, моральном аспекте он непогрешим, все считают его порядочным, человечным, уравновешенным, никогда не демонстрирующим бурных эмоций.

Мама Сережи тоже во многом схожа с отцом, но все-таки она более нежно привязана к сыну, скучает по нему в командировках.

Бабушка Сережи более близка мальчику по характеру. Она тоже не прочь попроказничать, у нее отличное чувство юмора и ироничный взгляд на вещи, в какой-то мере и на родителей Сережи. Никакого пиетета к расхваленным всеми дочери и зятю она не испытывает.

8. Так вот, наступает момент, когда мальчику Сереже приходится усомниться в моральной непогрешимости отца. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Он узнает, что его отец не всегда был таким физически крепким, жизнерадостным, самоуверенным человеком. В его жизни были тяжелые времена, война, плохое здоровье. Тогда с ним рядом был человек, женщина, которая помогла ему преодолеть трудности, встать на ноги, и он эту женщину оставил, забыл о ее существовании. И даже когда она однажды попросила о помощи, не откликнулся, никак не отреагировал на ее обращение к нему.

Мальчик знакомится с этой женщиной и становится свидетелем того, как ее приемный сын уезжает от нее к родителям, которые нашли его после долгих поисков. При чем уезжает тайно, не попрощавшись с Ниной Георгиевной, которая вырастила и воспитала его, была фактически ему матерью. Этот подросток своими холодными рассуждениями напоминает Сереже отца, и невольно возникает параллель между их поступками по отношению к одной и той же женщине.

9. Думаю, Сережа сердцем, а затем и умом понял, что и приемный сын Нины Георгиевны, и его отец совершили по отношению к ней предательство и что рассуждения о том, что «Нину Георгиевну жалко, надо сразу отрубить, отрезать, и тогда ей же легче будет это пережить» — все это отговорки, вранье и демагогия, прикрывающие холодность и равнодушие, неспособность быть благодарными по-настоящему. Эта женщина отдала им каждому в свое время не только часть жизни, но и свою душу, материнскую нежность и любовь. И она не требует ничего взамен, даже пытается оправдать их. И это прекрасно, что обычный мальчишка оказался неиспорченным душой, смог сопереживать в этой ситуации и сердцем почувствовал, как правильно поступить. Он понял, что нельзя бросать человека, способного на любовь и преданность, готового протянуть руку помощи. Дружбу с такими людьми нужно беречь и быть готовым всегда ответить им добром и заботой.

Полезный материал по теме:

  1. «Безумная Евдокия» А.Г.Алексин

Урок литературы «А.Алексин «А тем временем где-то» 8 класс

Филиал в с.Никольское

План-конспект

урока литературы для 8 класса по повести А. Алексина

«А тем временем где-то»

Учитель: Стрельцова Татьяна Сергеевна

2017г.

«Чувствовать себя в ответе за каждую человеческую судьбу, в ответе за каждый поступок и за каждый проступок товарища – это чудесное качество».

А. Алексин

Тема: Урок – диспут по повести Анатолия Алексина «А тем временем где-то».

Каким быть человеку среди людей?

Цель урока

:

  1. Педагогическая (воспитательная) – пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека.
  2. Методическая – создавать на уроке проблемные ситуации для размышления учащихся.

Оборудование для урока

: выставка книг Алексина, плакат с вопросами для обсуждения, листок со словарными словами.

На доске: число, тема урока и темы сочинений-миниатюр — домашнее задание: «Кто я и что я?» «Что такое доброта?» «Что такое совесть?» «Что такое долг?»

Учитель:

Тема нашего урока – диспут по книге Алексина “А тем временем где — то”. Что же такое диспут? Посмотрите в своих тетрадях значение этого слова. Так вот сегодня нам предстоит публичный спор на литературную тему. В ходе спора мы решим ряд проблем, поставленных автором произведения. Что же такое проблема? – сложный теоретический вопрос требующий разрешения, исследования.

Прежде всего, давайте поговорим, об авторе, что вы знаете о нем и его произведениях?

Анатолий Алексин – талантливый советский писатель. В книгах Алексина живут активные, энергичные люди в основном от двенадцати до шестнадцати лет, его герои ни на минуту не остаются без дела, всегда переполнены захватывающими планами переделки, но, главное, в произведениях писателя не занимательность сюжета, а то душевное состояние, которое испытывают его герои, решая важные жизненные проблемы. Жизнь всячески испытывает героев, читателю интересно, какие душевные качества проявит герой, каким он выйдет из этих испытаний, сохранит ли душевную чистоту, благородство? И мы вместе с автором наблюдаем, анализируем, спорим.

И героям повести “А тем временем где — то” Шурику и Серёже тоже пришлось пройти жизненные испытания .

Какие испытания ставит перед Серёжей и Шуриком жизнь?

*ответы учеников*

Учитель:

Сережа-мальчик из благополучной “образованной ”семьи. И вдруг в это благополучие врывается сигнал о бедствии, у чужого человека беда. Как он поступит? Каким путем пойдет?

Он мог не думать об этой чужой женщине, забыть. Но его спасла способность к пониманию другого человека, способность к состраданию.

Все развитие человечества вытекает из сострадания к угнетенным , несчастным, обиженным.

*ответы учеников*

Учитель:

Шурик: Уйти или остаться у Нины Георгиевны?

Если уйти, то как уйти; ведь и это можно сделать поразному. Давайте поразмышляем об этом, взяв слова Нины Георгиевны: «Тогда много лет назад, мне было трудно. Но сейчас ещё хуже. Всетаки он был моим сыном. А теперь оказалось, что он не мой. Втораяпотеря в жизни. Тогда я была еще молодой, были надежды. А теперь ничего уже нет. Приговор окончательный: одиночество».

И можно ли было уйти от одинокой, доброй, слабой, беззащитной женщины?

Шурикчеловек для себя (класс делает вывод).

*ответы учеников*

Учитель

: Сергей пришел на помощь Нине Георгиевне, но это произошло не сразу.Какие признаки душевной глухоты проявляет Сергей в самом начале рассказа?

*ответы учеников*

Сергей решает, получив письмо, что он зайдет по указанному адресу и, приняв гордую позу, вернет письмо. Готовясь к встрече с незнакомой женщиной покушавшейся на спокойствие Емельяновых, предполагая борьбу, уговоры, Сергей за весь день ни разу не подумал о строчках которые были главными и ради которых и было написано письмо:

«Мне сейчас очень худо, Сережа! Хуже, чем было в тот мартовский день. Со мной случилась беда». Сергей решает просто сказать незнакомой Н. Емельяновой, что «Отца в Москве нет и все. Чтоб не ждала». Но так было только вначале.

А Шурик? Как вы оцениваете его поведение?

*ответы учеников*

Шурик, 14летний парень, уходит от Нины Георгиевны. Она его растила и воспитывала 14 лет. Взяла его в детском доме усыновила и после ухода Сергея Емельянова-старшего был для нее единственно близким человеком. Но приемный сын Н. Г. вырос мелким, подленьким человеком. Страшен эгоизм Шурика.

Согласны ли вы с мнением Шурика о Нине Г., что она “не от мира сего”, а он вроде такой, как надо. Что якобы и его она могла бы испортить добротой.Можно ли испортить человека добротой?

*ответы учеников*

Учитель

: “Это можно понять”,говорит очень часто Н. Г. Онато старается всех понять, помочь, посочувствовать, доброта ее безмерна, ее великолепная душевность привлекает читателя.Сергей стал человеком, когда проникся жалостью, состраданием к Н. Г. Теперь давайте обратимся к эпиграфу и стихам Олега Шестинского о доброте.

Проблемная ситуация.Но как надо действовать, сострадая?Ведь и Шурик сочувствует: все забирает, убегает, чтоб не встретиться с Н. Г., не волновать ее не беспокоить, но это жестоко.Как поступает Серёжа, когда получает письмо от Нины Г.?

*ответы учеников*

Какая доброта важнее? Активное вмешательство или на словах?

*ответы учеников*

Каким вы представляете Шурика во взрослой жизни? Кем, на ваш взгляд, он мог бы стать во взрослой жизни? Инженером, врачом, учителем, рабочим?

*ответы учеников*

Как вы относитесь к тому, что Серёжа скрывает свою доброту. За что вы? – за то, чтобы вслух говорить о своей доброте или надо молчать о ней?

*ответы учеников*

Как вы относитесь к словам отца Сергея, что жизнь нужно прожить по расписанию, никогда не нарушая его?

*ответы учеников*

А теперь давайте подумаем над словами отца: «Жизнь человека – это маршрут со станции Рождения до станции Смерь со многими остановками и событиями в дороге. Надо совершить этот маршрут, не сбиваясь с пути и не выходя из графика».

*ответы учеников*

Как вы понимаете смысл названия повести?

*ответы учеников*

Учитель

: Автор говорит, что если ты живешь по расписанию и безразличен к судьбам других людей, не замечаешь их бед и несчастий, пока ты так живешь, тем временем где-то … (люди нуждаются в твоей помощи).

Когда-то на эту тему Чехов сказал очень мудрые слова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, рано или поздно жизнь покажет ему свои когти, стрясется беда, болезнь, бедность, потери и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других….»

Итог диспута:Учитель

: В чем же состоял важный жизненный урок, извлеченный Сергеем Емельяновым из знакомства и дружбы с Ниной Георгиевной?

  • Сергей вышел, вырвался из ограниченного круга эгоистических чувств, мыслей, открылся людям всему миру как личность, принимающая заботы и тревоги других людей. В одной из последних глав повести герой ощущает в себе знаменательные, душевные перемены: «Из моей жизни ушла беспечность».
  • Эти размышления Сергея позволяют нам думать, что во взрослой жизни он будет настоящим человеком.

Учитель

: В центре повестей Алексина семья. В ней растущий человек получает начальные, быть может, самые впечатляющие уроки нравственности, морали. И, словно круги по воде, распространяются волны внутрисемейных зависимостей на окружающих, неся в одних случаях добро, в других – зло. Алексин на стороне тех людей, кто сопереживает чужой боли и умеет вовремя прийти на помощь. Когда-то Сухомлинский произнес замечательные слова: «Три бедствия есть у человека: смерть, старость, плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1»

урока для 8 класса по повести А. Алексина

«А тем временем где-то»

Учитель: Сизых Любовь Николаевна

Эпиграф

: «Чувствовать себя в ответе за каждую человеческую судьбу, в ответе за каждый поступок и за каждый проступок товарища – это чудесное качество.

Тема

: Урок – диспут по повести Анатолия Алексина «А тем временем где-то». Каким быть человеку среди людей?

Педагогическая (воспитательная) – пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека.

Методическая – создавать на уроке проблемные ситуации для размышления учащихся.

Оборудование для урока

: выставка книг Алексина, плакат с вопросами для обсуждения, листок со словарными словами.

В 8 классе на уроке внеклассного чтения предлагаю учащимся для обсуждения повесть Анатолия Алексина «А тем временем где-то»… Анатолий Алексин как писатель обладает обостренным чувством времени, одним из первых он поднимает проблемы, волнующие молодежь. В частности, в данной повести в центре внимания автора – отсутствие чуткости, «сердечная недостаточность», прагматизм. И одновременно – рост молодой души, развитие характера, становление человека, вступающего в конфликт с миром взрослых, с семьей. Подготовка к уроку шла тщательно: была устроена выставка произведений Анатолия Алексина, оформлен список статей о его творчестве, подготовлены плакаты с изречениями, которые, по мнению ребят, могли служить эпиграфом к уроку, учащимися были прочитаны произведения «Сердечная недостаточность», «Раздел имущества», «Безумная Евдокия».

Прежде всего, давайте поговорим, об авторе, что вы знаете о нем и его произведениях?

Анатолий Алексин – талантливый советский писатель. В книгах Алексина живут активные, энергичные люди в основном от двенадцати до шестнадцати лет, его герои ни на минуту не остаются без дела, всегда переполнены захватывающими планами переделки, но, главное, в произведениях писателя не занимательность сюжета, а то душевное состояние, которое испытывают его герои, решая важные жизненные проблемы. Жизнь всячески испытывает героев, читателю интересно, какие душевные качества проявит герой, каким он выйдет из этих испытаний, сохранит ли душевную чистоту, благородство? И мы вместе с автором наблюдаем, анализируем, спорим.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: