Самые яркие литературные направления, которые достигли своего расцвета в русской литературе в 19 веке, имеющие одинаково большое число последователей, яро спорящих друг с другом, — это романтизм и реализм. Противоположные по своей сути, тем не менее нельзя сказать, что одно бесспорно лучше другого. Они оба являются неотъемлемой частью литературы.
Романтизм
Романтизм как литературное направление появился в Германии в 18-19 вв. Он быстро завоевал любовь в литературных кругах Европы и Америки. Наибольшего расцвета романтизм достиг в первой половине 19 века.
Главное место в романтических произведениях отведено личности, которая раскрывается через конфликт героя и общества. Поспособствовала распространению этого течения Великая французская революция. Таким образом, романтизм стал ответной реакцией общества на появление идей, прославляющих разум, науку.
Такие просветительские идеи казались его приверженцам проявлением эгоизма, бессердечия. Конечно, похожее недовольство было и в сентиментализме, но именно в романтизме оно выражено наиболее ярко.
Романтизм противопоставлялся классицизму. Теперь авторам предоставлялась полная свобода творчества, в отличие от рамок, свойственных классическим произведениям. Литературный язык, которым писались романтические произведения, был прост, понятен каждому читателю, в противоположность витиеватым, чересчур благородным классическим произведениям.
Определение терминов
- Романтизм
– это идейное направление в искусстве, развитие которого началось в Европе в конце 18 века. Романтизм превозносил духовную составляющую человека, утверждал приоритет личности в обществе. Отличительной чертой этого направления в литературе является изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах. Таким образом, в произведениях делается акцент не на внешнем, обыденном мире, а на глубоком внутреннем мире героя, на его размышлениях и переживаниях. Романтизм в Европе появляется на фоне резких общественных перемен, разгорающихся революций и промышленного переворота и выступает в противовес классицизму, провозглашая культ чувств и природы. Романтический герой — особая, независимая личность, пребывающая в постоянном конфликте с обществом и самим собой. Подробнее об этом направлении Вы можете прочитать в нашей
статье
. - Реализм
– это направление в искусстве, получившее активное развитие в 19 веке и сменившее романтизм. В основе данного направления лежит максимально объективное изображение реальности в ее типичных проявлениях. Таким образом, реализм, в отличие от романтизма, изображает типичного героя в типичных обстоятельствах, однако не лишая его уникальных черт и делая акцент на его психологическом исследовании. Герой реализма вписан в общую картину мира и является ее неотъемлемой частью. Все, что нужно знать о реализме, Вы можете прочитать
здесь.
Особенности романтизма
- Главный герой романтических произведений должен был быть сложной, многогранной личностью, переживающей все события, происходящие с ним, остро, глубоко, очень эмоционально. Это страстная, увлечённая натура с бесконечным, таинственным внутренним миром.
- В романтических произведениях всегда было противопоставление высоких и низменных страстей, поклонников этого направления интересовало любое проявление чувств, они стремились понять природу их возникновения. Их больше интересовали внутренние миры героев и их переживания.
- Писатели-романисты могли выбрать любую эпоху для действий своего романа. Именно романтизм познакомил весь мир с культурой Средневековья. Интерес к истории помогал писателям создавать свои яркие произведения, пропитанные духом того времени, о котором они писали.
Различия
Теперь разберемся в том, чем отличаются персонажи двух этих литературных направлений.
- Поведение и характер
. Как и говорилось, и реалистические, и романтические персонажи по своей сути уникальны. Однако герой-романтик – исключительная личность, его поступки обусловлены собственными идеями, он выпадает из существующей реальности и живет фактически своим внутренним миром. В это время действия реалистического героя обусловлены во многом внешними обстоятельствами, его нельзя отделить от окружающей среды, поскольку он является ее органичной частью. - Конфликт с окружением
. Герой-романтик в своем конфликте с обществом не избирает пассивную позицию, он идет на бунт, готов пожертвовать своей жизнью ради свободы. В это время тот же конфликт в реализме решается далеко не всегда одинаково (достаточно вспомнить образ «маленького человека», который не решается вступать в противостояние, прогибается под сложившимися обстоятельствами). - Герой и автор
. Так же, отличительной чертой романтического героя почти всегда является его тождественность самому автору, в то время как автор в реалистическом произведении стоит словно над героем, он занимается его психологическим исследованием. Таким образом, если романтический герой является уже абсолютно сложившейся личностью, то герой реалистический находится в постоянном развитии, его действия иногда противоречат даже задумке писателя, так как должны быть обусловлены совокупностью внешних и внутренних обстоятельств. - Окружающий мир
. Однако в этих направлениях отличаются не только сами герои, но и окружающий мир, в котором они вынуждены действовать. Как и говорилось ранее, действительность в реализме является объективной, и внутренний мир персонажа фактически выражает одну из его сторон. В то же время герой-романтик обычно существует в заново сконструированном мире, в котором есть место гиперболе и мистицизму (этот мир часто связан с природой, которая воспевается писателем, противопоставляется серости человеческого общества). - Внешность
. Еще одним внешним отличием является сам образ – герой-романтик обычно выделяется из общей толпы яркой внешностью, в то время как реалистический герой в этом аспекте обычно не столь примечателен.
Итак, можно говорить о множестве отличий между романтическим и реалистическим героем, однако их нельзя противопоставить друг другу.
Автор: Дарья Маковеева
Реализм
Реализм — это литературное направление, в котором писатели стремились как можно правдивее отразить в своих произведениях действительность. Но это очень непростая задача, потому что само определение «правды», видение действительности у каждого своё. Часто бывало и так, что в стремлении писать только правду писателю приходилось писать вещи, которые могли противоречить его убеждениям.
Никто точно не может сказать, когда появилось это направление, но оно считается одним из наиболее ранних течений. Его особенности зависят от конкретной исторической эпохи, в которую его рассматривают. Поэтому главной отличительной особенностью является точное отражение действительности.
Реализм как литературное направление
Литература — это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений.
Определение 1
Литературное направление — совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.
Литературных направлений существует огромное множество. Это и классицизм, и романтизм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является реализм.
Определение 2
Реализм — литературное направление, стремящееся к объективному и правдивому воспроизведению окружающей действительности.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Реализм в русской литературе 450 руб.
- Реферат Реализм в русской литературе 270 руб.
- Контрольная работа Реализм в русской литературе 230 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Реализм старается изображать реальность без искажений и преувеличений.
Существует мнение, что на самом деле реализм зародился ещё в период Античности и был свойственен произведениям древнеримских и древнегреческих писателей. Некоторые исследователи отдельно выделяют античный реализм и реализм эпохи Возрождения.
Наивысшей точки своего расцвета как в Европе, так и в России реализм достиг в середине XIX века.
Просвещение
Романтизм и реализм столкнулись в тот период, когда в реалистичном направлении стали преобладать просветительские идеи. В этот период литература стала своеобразной подготовкой общества к социально-буржуазной революции. Все поступки героев оценивались только с точки зрения разумности, поэтому положительные персонажи — это воплощение разума, а отрицательные — нарушающие нормы личности, некультурные, поступающие неразумно.
В этот период реализма появляются его подвиды:
- английский реалистический роман;
- критический реализм.
То, что для представителей романтизма было проявлением бессердечности, реалистами понималось как разумность действий. И наоборот, та свобода действий, которой следовали герои романов, порицалась представителями реализма.
Сходства
Каковы же сходства реалистических и романтических персонажей? Несмотря на огромное количество отличий, реализм и романтизм не являются противопоставлением друг другу. Поэтому писатели-реалисты использовали приемы романтизма для раскрытия своих персонажей, а так же продолжали поднимать сходные проблемы.
В первую очередь, речь идет о конфликте свободы и обусловленной необходимости. Однако если в романтизме для героя свобода является исключительной ценностью, стоящей выше самой жизни, то в реализме решение этой проблемы не столь однозначно. Более того, персонажи обоих литературных направлений глубоко индивидуальны. Таким образом, несмотря на типизацию реалистических персонажей, героев романтизма и реализма объединяет уникальность личности. Среди сходств так же можно назвать то, что в центре повествования обоих направлений стоит конфликт между героем и окружающим его обществом.
Романтизм и реализм в русской литературе 19 века (кратко)
Эти направления не обошли стороной и Россию. Романтизм и реализм в литературе 19 века в России вступают в борьбу, которая проходит в несколько стадий:
- переход от романтизма к реализму, что послужило небывалому расцвету классической литературы и её признанию во всём мире;
- «литературное двоевластие» — это период, когда союз и борьба романтизма и реализма подарили литературе великие произведения и не менее великих авторов, что позволило считать 19 век в русской литературе «золотым».
Появление романтизма в России было обусловлено победой в войне 1812 г., вызвавшей большой общественный подъём. Конечно, романтизм не мог не проникнуться идеями декабристов о свободе, что создало поистине уникальные произведения, в которых отражено внутреннее состояние всего русского народа. Самыми яркими, известными представителями романтизма являются А. С. Пушкин (стихотворения, написанные в лицеистский период и «южная» лирика), М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов (ранние произведения).
В 30-х годах набирает силу реализм, когда писатели отражали происходящую действительность изящным, понятным языком, точно и тонко подмечали человеческие и общественные пороки и иронизировали над ними. Основоположником этого направления считается А. С. Пушкин («Евгений Онегин», «Повести Белкина»), в одном ряду с которым находятся не менее талантливые мастера пера, такие как Н. В. Гоголь («Мёртвые души»), И. С. Тургенев («Дворянское гнездо», «Отцы и дети»), Л. Н. Толстой (великое произведение «Война и мир», «Анна Каренина»), Ф. М. Достоевский («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»). И невозможно не написать про гения коротких, но удивительно живых рассказов и пьес А. П. Чехова.
Романтизм и реализм — это больше, чем литературные направления, это — образ мышления, образ жизни. Благодаря великим писателям можно перенестись в ту эпоху, окунуться в ту атмосферу, которая царила в то время. «Золотой век» в русской литературе подарил всему миру гениальные произведения, которые хочется читать снова и снова.
Реализм: характерные особенности (подробный анализ). Отличия реализма от романтизма
В чем же конкретно заключались художественные открытия нового искусства — реализма? Говоря сейчас «реализм», я имею в виду это направление в целом, не подразделяя его на этапы. Мы увидим впоследствии, что сам реализм как художественная система претерпевал значительные изменения в своем развитии. Но сейчас нас интересует эстетика и художественная практика реализма вообще как направления, сменившего собой романтическую эпоху в европейских литературах.
И еще одна оговорка. Мы так много говорили о реализме, что само это понятие зачастую кажется нам набором шаблонных фраз –»правда жизни», «критика буржуазного общества» и т. д. Но ведь многое из этого было и в романтизме. Я хотел бы, чтобы вы, изучая в данном курсе реализм в период его зарождения, почувствовали по крайней мере все его новаторство для того времени. Поэтому я в дальнейшем, говоря о реализме, буду постоянно отталкиваться от романтизма — по принципу: истина познается в сравнении. Обнаружив причинно-следственную связь между реализмом и романтизмом, мы теперь посмотрим на различия между ними.
Совершенно очевидно, что реализм, как свидетельствует само его название, знаменовал собой обращение искусства к реальности и повседневной жизни, окружающей художника. Мы видели, как само развитие общества, естественных и общественных наук, материалистической философии в ее ранних течениях диктовало искусству эту необходимость обращения к реальной жизни. Буржуазный XIX век с самого начала властно звал художников к земле, как бы ни хотелось им воспарить в романтические выси (Гофман).
Приверженцы ортодоксального романтизма нередко упрекали их за эту приземленность, за это упорное стремление исследовать пошлую прозу буржуазной обыденности, представляли их этакими невозмутимыми испытателями, исследующими человека так же, как зоолог исследует любопытное насекомое.
Реалистов обвиняли за излишний интерес к «разгребанию грязи». Это и понятно. Общество в лице своих официальных институтов не может реагировать иначе, если о нем говорят слишком много неприкрытой правды. Но в то же время сторонники романтической эстетики, отвергая излишнюю приземленность реалистов, были искренни в своей критике, и это заставляет нас внимательней всмотреться в эту сторону проблемы.
Сейчас, на отдалении более сотни лет, нам кажутся странными тогдашние упреки Бальзаку или Флоберу, или Теккерею в холодной беспристрастности. Когда мы читаем повесть о загубленной жизни Евгении Гранде у Бальзака или мадам Бовари у Флобера, то мы никак не скажем, что этими писателями руководил только холодный интерес естествоиспытателей, что они только копались в низменных сторонах человеческой натуры. Но чтобы понять исторически такие упреки в адрес реалистов, нужно еще раз вспомнить, что эта литература пришла на смену литературе, которая вообще принципиально не хотела иметь дело с грубой жизненной прозой. После романтических музыкантов, мечтательных художников, исключительных натур в литературу вдруг ворвались огромной толпой ростовщики, барышники, чиновники, мещане, удобно разместились в ней, занимая сотни страниц, считая деньги, обманывая, втаптывая в грязь друг друга. Просто поначалу этого было слишком много — слишком много горькой правды для литературы, долгое время превыше всего ценившей такт, меру, принцип отбора.
И эти упреки помогут нам теперь понять принципиальное новаторство этой литературы — настолько все это было непривычно и ново, что вся выстраданность, вся страстность этих произведений тогда даже не замечалась, причем не замечалась довольно тонкими ценителями искусства! Насколько же силен должен был быть шок от правдивости изображения, чтобы осталась незамеченной та боль за человека, которой проникнуты все произведения Бальзака, Флобера, Теккерея!
Если продолжать сравнивать в самых общих чертах литературу реалистическую и романтическую, то в первой прежде всего поражает ее жадное стремление к безмерности, к широте охвата реальности, к всеядности. Я сознательно употребил эти три разных по эмоциональной окраске выражения. Можно сказать — всеядность, и здесь уже слышна осуждающая нота (на ней и играли романтические критики реализма); но можно сказать — широта охвата реальности, и тогда это уже будет одобрительная оценка. Язык человеческий богат синонимами, и часто все дело в оттенках. С тех пор в искусстве XIX и XX вв. многих писателей упрекали в объективизме, в сгущении темных сторон, а защищающие таких писателей критики говорили о стремлении показать эти темные стороны для их устранения. На первый взгляд может показаться, что в этом и разобраться невозможно — каждый по-своему вроде бы прав. Тогда, видимо, и надо вспомнить опыт классической, уже освященной вечностью литературы, вспомнить о том, что все это уже было; и то, что у Бальзака или Флобера называли холодностью, было в сущности стремлением к бескомпромиссной полноте правды; они делали это не из злорадства, а во имя торжества истины, и что благодаря этому реализм выдержал испытание временем.
Итак, назовем как одну из определенных черт нового художественного метода — стремление к максимальной полноте и широте изображения действительности. Прежде всего требуется максимальная точность в изображении факта; лишь на этом основании можно сделать выводы о сущности этого факта. Если можно переделать мир к лучшему, то это надо делать не с помощью увещевании, не проповедями, не созданием идеальных образцов для подражания, а рассказав миру правду о нем самом. Если мир болен, надо прежде всего поставить ему диагноз.
Я уже говорил, что в центре реалистической литературы, как и всякой другой, стоит человек. Но человек в реалистической литературе показан не только во всем многообразии его внутреннего мира, но и во всей полноте внешнего окружения. Ничто не является второстепенным для постижения сущности человека и отношений между людьми — ни тончайшие движения его души, ни малейшие детали его быта вплоть до одежды, до обстановки комнаты. Это убеждение первых реалистов XIX в. Как скрупулезно описывает Бальзак туалет своих героев, интерьеры роскошных особняков и жалких мансард; не менее скрупулезно он описывает их духовную жизнь, их взаимоотношения между собой.
В этой скрупулезности не только стремление к научной точности художественного познания, но и, как я уже говорил, своего рода буйная одержимость реальностью, внешним миром, как будто энергия, скопившаяся во время романтического пренебрежения реальностью, теперь вырвалась наружу. Романтики потому отчасти и сердились на реалистов, что почувствовали в их описаниях еще и как бы собственную радость бытия, и потому заподозрили их в идеализации буржуазной прозы.
Но в изучении человека критический реализм одержал внушительные эстетические победы. Какое разнообразие типов человеческих характеров встает перед нами в произведениях реалистов! Романтики создали в сущности четыре типа человека: тип байронического бунтаря, тип разочарованного меланхолика, тип художника- энтузиаста и тип обывателя — филистера, причем все они, как правило, предельно обобщены, лишены всяких конкретных характерных черт. Первые три варианта — взаимопересекающиеся типы романтического героя, а четвертый — антигерой. Можно ли представить себе резкое характерное отличие шатобриановского Рене от Адольфа Констана, гофмановского Крейслера от байроновского Чайльд Гарольда? Это типы человеческой настроенности, поведения, но не индивидуальные характеры. И можно ли спутать бальзаковского Растиньяка со стендалевским Жюльеном Сорелем или Фредериком из флоберовского “Воспитания чувств”? Я сознательно беру сейчас типы, схожие друг с другом в исходном пункте, — все это поначалу те же романтические герои, вступившие в мир с романтической идеалистичностью, но как различны не только их судьбы, но и их чисто индивидуальные облики! А уж если прибавить сюда бальзаковских Гобсека или старика Гранде, или Горио, или мистера Домби Диккенса, и Ребекку Шарп у Теккерея — как различны эти герои, хотя они вроде бы относятся к одному типу людей, одержимых страстью к обогащению. Но каждый их них — ярко выраженный индивидуальный характер, и его не спутаешь ни с каким другим.
Это обилие человеческих характеров дополняется в произведениях реалистов многообразием социальных связей между ними. Писатели-реалисты стремятся показать не только разные судьбы, но именно социальные судьбы. Все ступени общественной иерархии, все сферы общественной жизни предстают перед нами в их романах. Так, например, Стендаль ведет своего Жюльена Сореля вверх по ступеням социальной лестницы от избушки сельского плотника, через общество провинциального города в высший свет. Свою грандиозную эпопею “Человеческая комедия’’ Бальзак подразделяет на циклы: “Сцены провинциальной жизни”, “Сцены парижской жизни», “Сцены частной жизни”. Внутри этих циклов он ставит перед собой задачи — изобразить быт аристократов, буржуа, ростовщиков, врачей, юристов, писателей — буквально по профессиям.
Аналогично Диккенс сам себе делает заказы и выполняет их: возмущается жуткой системой школьного обучения в Англии — и пишет «Николаса Никльби», возмущается английским буржуазным судом — и пишет роман «Холодный дом», обеспокоен противоречием между трудом и капиталом — и пишет роман «Тяжелые времена». Это стремление к широте охвата общественных явлений выражается и в самих жанрах реалистических произведений.
Эпоха реализма — это прежде всего эпоха расцвета романов-эпопей. Сами названия их свидетельствуют о стремлении авторов к широте: «Человеческая комедия» Бальзака, «Ярмарка тщеславия» Теккерея, «Красное и черное» носит подзаголовок «Хроника времен Реставрации», «Хроникой времен Карла IX» называет свой исторический роман Мериме. Стремление к широте распространяется и на романтическую литературу: обширные романы Гюго («Отверженные», «Девяносто третий год») — это тоже симптом времени.
Я хотел бы тут оговориться, что это стремление к широте охвату реальности отнюдь не означает, что все писатели-реалисты были таковы, что они стремились перещеголять друг друга — кто больше напишет. Я подчеркиваю, что это стремление существует как тенденция, противопоставляемая романтическому уходу от действительности, погруженной в глубины индивидуального «я» художника. Наиболее ярко это стремление выразилось у Бальзака: мы увидим, что Стендаль и тем более Мериме значительно более экономны в отборе деталей. Но для них тоже главным объектом остается реальность, повседневность.
Теперь самое время сказать, что параллельно со стремлением к широте развивалось — как бы в качестве необходимого уравновешивающего фактора — стремление к отбору наиболее характерных деталей; с самого начала в реализме присутствовала и эта тенденция. Если линию Бальзака продолжают Золя, Франс, дю Гар, Роллан, то от Стендаля через Мериме ведет другая линия — к Флоберу и Мопассану. В данном случае, видимо, сама безмерность объекта — реальной действительности — заставляет настойчиво искать художественные принципы отбора, экономности. Здесь на этой точке, так сказать, мы уже на новом уровне вернемся к той проблеме, которая составляла предмет постоянных споров реалистов с романтиками — не влекла ли за собой эта широта и эстетическая универсальность, нравственный релятивизм, исчезновение идеалов, моральных категорий добра и зла?
Если писатель с равным воодушевлением живописует положительного героя и героя-злодея, не значит ли это, что он злодея эстетизирует, что ему все равно, на ком оттачивать перо? Тут надо сразу и справедливо сказать, что подлинная цель реалистов — не просто полнота ради полноты, а обнаружение наиболее важных, наиболее существенных закономерностей жизни человека. Не подлежит сомнению, что эти писатели резко критически относятся к буржуазному миропорядку. Отсюда и вторая главная черта, помимо широты охвата, — это критичность. Только с непривычки могло показаться, что реалисты «добру и злу внимают равнодушно», — слишком уж много фактов и деталей пришло в литературу с их произведениями. Можно сказать, что критика преобладает у них над принципом утверждения.
Характерно, что все попытки создать на фоне буржуазной повседневности фигуры идеальных героев оказывались значительно менее удачными. Положительные герои Диккенса милы, трогательны, но читатель сразу понимает, что их удача в жизни — дело рук автора, в лучшем случае — случайность. Да, таким должен быть человек. Но если продолжить эту мысль Ж. Санд, то по меньшей мере надо признать необходимость того, чтобы изображать, каким не должен быть человек. А в условиях буржуазного общества это гораздо более важная задача. И реалисты не просто бесстрастно говорили — таков человек; нет, они именно всем своим творчеством утверждали: человек не должен быть таким, как Гобсек или Ребекка, Шарп или мистер Домби, — только когда он это осознает, он сможет стать лучше. Разумеется, не только реалисты изображали плохих людей, отравленных ядом накопительства. Дело не так просто. У Ж. Санд, у Гюго есть яркие образы злодеев. Но в том-то и дело, что они слишком, чересчур ярки. Романтическая эстетика, как правило, не признает полутонов. Помните у русского поэта: «Я царь — Я раб; Я червь -Я бог». Она исходит из понятия нормы — если это хороший человек, идеал, то все в нем хорошо; если это плохой человек, то это само воплощение зла. Образы получались выразительные, яркие, но это были больше схемы, типы, лишенные всякой индивидуальности. К тому же они зачастую и по-романтически величественны в своем злорадстве, так что тут реалисты могли бы даже с большим основанием обратить против романтиков их же упрек в эстетизации зла!
Если романтическая эстетика и в положительном, и в отрицательном исходит из схемы, типа (например злодей), то реалистическая эстетика исходит из индивидуального характера. Человек — явление сложное. В хорошем человеке могут быть плохие черты, у плохого человека могут быть хорошие черты, побуждения, порывы. Нужно проследить, почему в одном человеке побеждает плохое, в другом хорошее; это зависит во многом не только от самого человека, но и от окружения, в котором он живет, от конкретных жизненных ситуаций, в которых он оказывается. Неудивительно, что в произведениях реалистов XIX в. нам чаще встречаются обличительные, нежели утверждающие, картины, что они, как и полагается приверженцам правды, не рисуют хороших людей ангелами, а плохих — дьяволами. И те и другие — люди с конкретными достоинствами и недостатками. Но величайшая заслуга реалистов даже не в этом, а в том, что они показывают, что плохое в человеке не обязательно идет от самой его натуры, а прежде всего обусловливается обстоятельствами, в которых он находится, социальной средой. И это тоже объясняет повышенный интерес к обстоятельствам, окружающим человека. Стремление к универсальности охвата действительности и строгой правдивости ее изображения породило еще одну характерную черту реалистической литературы.
От универсальности идет глубокая синтетичность этого искусства. И опять-таки соотнесем это с романтиками — уж так они мечтали о создании универсального искусства, но теперь-то с сожалением видели, что самые универсальные их произведения неудобочитаемы, что у них универсальность слишком часто оборачивается расплывчатостью, аморфностью. В этом смысле реализм гораздо более универсален. Поскольку он поставил себе целью охватить и исследовать как можно большее пространство реальности, он (реализм) тем самым решительно отверг всякую возможность каких бы то ни было внешних ограничений для себя. А отсюда полная свобода в использовании художественных приемов, средств. Реалисты, как домовитые и уверенные в себе хозяева, располагаются в литературном доме свободно, без стеснения пользуются тем, что оставили прежние хозяева. Я уже говорил, как много общего с романтизмом в произведениях реалистов. Поскольку внутренний мир индивида существует, поскольку существуют мечты, идеалы, грезы, они имеют право на существование в реалистической литературе. Фантастика, символика, гротеск — всем пользуются реалисты для выяснения правды. Они отвергают только одно — какие бы то ни было каноны, табу, запреты, ограничения для своего стремления к истине. Поэтому реализм становится искусством высочайшего синтеза, как бы объединяя в себе достижения предшествующих эпох, но ставя их на службу одной лишь истине. И это отличает реализм от всякого подчеркнутого субъективизма в искусстве.
Экспрессионизм, символизм, абстракционизм — это акцентирование отдельных художественных моментов за счет неизбежного сужения горизонта искусства. Реализму все это тоже доступно, и все это имеется в нем, но оно занимает свое место в системе объективного изображения мира.
Теперь нам остается подвести итог всему скушанному выше. Сгруппируем вместе все названные выше основные черты реализма: правдивость в изображении обстоятельств, ситуаций, деталей, максимальная точность реальной действительности, яркая индивидуальность характеров, универсализм, аналитичность, стремление к отбору наиболее характерных деталей, наиболее существенных закономерностей.
Источник: Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. Вып. 1: Французская лит-ра 19 в. / М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998
Основные характеристики романтизма
Романтизм, который возник в конце 18 века в Германии, бросил вызов рационализму эпохи Просвещения и классицизму, а также поставил во главе искусства индивидуализм личности, её чувства и борьбу за свободу, ради которой герой способен даже погибнуть.
Характерен для романтизма интерес к быту и фольклору собственного народа, к особенностям иных культур. Эта особенность ярко выражена в творчестве французского писателя Проспера Мериме, который позже стал ярким представителем критического реализма. У немцев это необыкновенно ярко и живо находит свое отражение в произведениях Эрнста Гофмана, чей мир наполнен немецкими сказками, которые автор вывел на уровень своеобразного культурного бренда.
Также отличие романтизма заключается в ином взгляде на религиозный культ, истинной религией провозглашаются чувства и любовь, открытость человека возвышенным идеалам.
В Англии романтизм проявился как стремление к простой и ясной выразительности чувств
в литературе, противопоставление естественного и искреннего жесткой иерархии буржуазного общества. Лорд Джордж Байрон — один из самых зрелых и известных поэтов-романтиков, представляет в своих сюжетах человека, взгляды, мысли и чувства которого разительно контрастируют с окружающей действительности, и бросают ей смелый вызов. Его персонажи всегда бунтари, выступающие против буржуазной лицемерной морали, они сами себе мерило и судьи.
В России жемчужиной романтизма является «Мцыри» Михаила Лермонтова. Действие поэмы разворачивается в необычном месте, а романтический герой — таинственная, страдающая личность, жизнь которой находится во власти злого рока, умирающая в результате отказа от свободы.
К основным характеристикам романтизма можно отнести:
Реализм в литературе
Реализм возник в европейской культуре в 1830-е годы как ответная реакция не только на изменения в общественной жизни, но и как противовес романтизму.
Фредерик Стендаль – знаковая фигура во французской литературе, именно он заложил основы реализма в своей стране. Писатель доказал, что обыкновенные ситуации, быт людей и их переживания могут быть интересными и увлекательными. Его известные романы «Красное и черное» и «Красное и белое» построены именно так: они рассказывают обычные истории из жизни обычных людей. В них нет фантастики, невероятных событий. А есть повседневность, хорошо знакомая каждому человеку.
Черты реализма
Исторически конкретное общество, события, эпоха
Жизнь показана наиболее приближенной к реальности
Реализм показывает влияние общества на духовный мир человека, формирование его характера
Типизация характера: создание типических характеров в типической остановке
Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с другом: характер не просто обусловлен обстоятельствами, но и сам оказывает на них воздействие
В произведениях реализма представлены глубокие конфликты. Жизнь отражается в драматических столкновениях
Действительность рассматривается в развитии. Реализм изображает не только уже сложившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся
Реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» считают первым русским реалистическим романом. В нем показана русская жизнь XIX века и особенности этой эпохи. В романе дается характеристика русскому дворянству: описываются их быт, интересы, нравы.
Персонажи романа типические. Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.
Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями.
Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.
Тематика и герои реализма
На смену романтизму в 30-ых годах 19 века начал приходить реализм. В центре сюжета произведения стоит личность, которая является прямым продолжением своей эпохи и социального слоя.
В этом жанре нет сравнения писателя со своим героем, скорее сам автор делает персонажа предметом пристального изучения, не всегда разделяя его ценности и взгляды и не идеализируя его. Не существует идеальной личности реализма.
В произведениях меньше открытого антагонизма, персонаж не так откровенно борется с окружающей его действительностью, она скорее становится контекстом, обуславливающем его поведение. Реалистическим персонажем зачастую становится человек самый обычный и неприметный, а место действия — среда совершенно обыкновенная. Однако это не мешает реализму показать всю сложность человеческих переживаний, индивидуальность и ценность опыта каждого человека.
Родиной реализма считается Франция, где в преддверии и на почве буржуазно-демократической революции остро возникла потребность в реалистичной оценке действительности, стремлению к объективности и восприятию аспектов жизни такими, какие они есть.
При этом следует отметить многообразие, царившее внутри этого течения. Французы Мериме, Стендаль и Бальзак в равной мере стремились найти объективные ответы на основные вопросы своей эпохи, но каждый из них имел собственный подход.
Мериме и Стендаль, отличающиеся остаточным романтизмом, помещают в центр сюжета, который продиктован типичными для своего времени обстоятельствами, личность нестандартную, противопоставляемую миру с его правилами. При этом Бальзак часто делает своих героев типичными выходцами буржуазного класса, со всеми его особенностями и недостатками.
В России расцвет реализма пришелся на вторую половину 19 века. Первым русским реалистическим романом считается «Евгений Онегин» Пушкина. Это произведение в стихотворной форме можно считать эталоном реализма, скрупулёзно отображающим эпоху, её нрав и типичные портреты. Герой романа стал своего рода собирательным образом молодого человека из дворянского сословия.
Отличительные черты реализма:
Герои романтики и реалисты
В целом персонажи остались приблизительно похожими, однако добавились многие новые аспекты, например, глубокая проработка психологии и внутреннего мира. Идеальная личность реализма во многом схожа с тем же Чацким, это всё тот же выбившийся из общего мира герой, который, пойдя против всех, «организовал» новый тип человечества. Чем же это, например, не Базаров или Штольц?
В общем, можно сделать вывод, что характеристики героев реализма и романтизма, хотя и достаточно разнятся во многом, в чём-то сильно близки. Можно ли сказать, что реализм — это более усовершенствованный романтизм? В принципе да, так как многие вещи романтизма со временем устарели или просто были переосмыслены и в итоге превратились в то, что люди назвали реализмом.
Но их сходства и различия по большому счёту не имеют значения, так как классическая литература нетленна вся — и «Горе от ума», и «Война и мир» будут актуальны всё то время, что ещё будет существовать человечество.
Социалистический реализм
задача писателя «изображать действительность в ее революционном развитии»
«правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе соцреализма»
искусство должно быть доступно для восприятия широких народных масс, отражения их жизни и интересов
Отклонение от принципов соцреализма в СССР преследовалось: произведения иных направлений не печатались, автора могли исключить из союза писателей или художников, лишив возможности работать. За публикацию «антисоветских» произведений авторов нередко подвергали репрессиям.
Александр Дейнека. Стахановцы https://img.anews.com/media/gallery/122030092/983121271.jpg
Критический реализм
В СССР в марксистском литературоведении под термином «критический реализм» понимали художественный метод, предшествующий социалистическому реализму. Это литературное направление сложилось в XIX веке.
Критический реализм, согласно идее марксизма, объясняет, каким образом обстоятельства жизни человека и его психология обусловлены социальной средой. Это проявляется в романах, в частности, Оноре де Бальзака или Джорджа Элиота.
Для обоснования критического реализма в России советские исследователи обращались к произведениям литературных критиков Виссариона Белинского, Николая Чернышевского и Николая Добролюбова.
Для русских критических реалистов (к ним относили Некрасова, Тургенева, Достоевского, Островского и других) было характерно изображение народа, страдающего под гнетом крепостничества и царизма, отмечали советские литературоведы.
Характерные черты критического реализма:
достоверное воспроизведение действительности
особый интерес к социальной тематике
субъективность в работах данного направления
стремление героев к правде и улучшению мира
🗹