Первая ассоциация, которая возникает, когда мы слышим фамилию Пушкин – «поэт». Однако, проза Александра Сергеевича не менее прекрасна. Повести писателя поражают колоритными образами, затейливыми сюжетами с интересными поворотами и конфликтами. Ярким образцом прозы А. С. Пушкина является повесть «Барышня-крестьянка». Школьники изучают ее в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения, который существенно облегчит подготовку к уроку. Для удобства в публикации представлены два разбора – краткий и полный.
Краткое содержание «Барышня-крестьянка» для читательского дневника
ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич
Название: Барышня-крестьянка
Число страниц: 20. Александр Пушкин. «Барышня-крестьянка». Издательство «Олма-Пресс». 2010 год
Жанр: Повесть
Год написания: 1830 год
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
История создания
История создания произведения связана с поездкой Александра Сергеевича в Болдино. Там писатель вынужден был задержаться из-за вспышки холеры. В Болдино он провел 3 осенние месяцы, на протяжении которых трудился на литературной ниве. Болдинский период оказался очень продуктивным. Из-под пера А. С. Пушкина вышли как поэтические, так и прозаические шедевры.
Особое внимание привлекает цикл произведений «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.» . В него вошла и «Барышня-крестьянка». Год написания повести – 1830. Уже в 1831 она стала известной широкому кругу писателей.
Издавая произведение, Александр Сергеевич очень беспокоился, как его воспримут читатели и критика. Дело в том, что основа сюжета, а также художественный прием масок или переодеваний был заимствован Пушкиным у отечественных и зарубежных коллег по перу.
Сюжет
Уже много лет два дворянских семейства, живших по соседству – Берестовы и Муромские – не ладили между собой. Виной тому были разные взгляды на жизнь Ивана Петровича и Григория Ивановича. Они не общались и при каждом удобном случае злословили друг о друге.
Однако было у соседей нечто общее: оба были вдовцами и в одиночку воспитывали детей. Так, Муромский, будучи большим почитателем туманного Альбиона, пригласил для своей единственной дочери Лизы гувернантку-англичанку, в то время как Берестов отправил своего наследника Алексея на обучение в столичный университет. Из-за глухой вражды отцов Лиза и Алексей даже не были знакомы друг с другом.
Однажды к Берестову приехал сын, который мечтал стать гусаром, но отец был категорически против этого. Приезд юноши всколыхнул тихую, спокойную жизнь провинциальных дворян. Местные барышни находились под глубоким впечатлением от статного красавца, который всячески старался придать себе вид уставшего от жизни и разочарований человека, окутанного тайной.
Лиза очень хотела взглянуть на Алексея и ради этого решилась на авантюру:она решила переодеться крестьянкой и познакомиться с молодым барином. Верной помощницей оказалась служанка Настя, которая предоставляла своей хозяйке надёжное алиби.
Алексей был настолько очарован юной, прекрасной, наивной и доверчивой крестьянкой Акулиной, что сам не заметил, как влюбился в нее. Молодые люди каждый день встречались в лесу, всё больше убеждаясь в том, что любят друг друга всем сердцем.
Тем временем их отцы, благодаря случайности на охоте, не только нашли общий язык, но даже крепко подружились. В своих мечтах они даже породнились и решили поскорее познакомить Алексея и Лизу. Берестов объявил сыну своё желание женить его на Лизе, но, к своему удивлению, получил решительный отказ. Чтобы найти управу на Алексея, он пригрозил лишить его наследства. В порыве юноша отправился в усадьбу Муромских, чтобы объясниться с Лизой. Так секрет девушки был раскрыт и влюбленные обвенчались на радость родителей.
Смысл произведения
Крепостное право разделило Россию на два совершенно разных слоя населения. Разумеется, браки между крестьянами и помещиками не приветствовались и порицались как с одной, так с другой стороны.
Алексей осознавал, что его чувство к крестьянке Акулине (он не подозревал, что это Лиза) под запретом, но все же намеревался жениться. Он оказался очень сильным молодым человеком, сильнее страха перед общественным мнением.
Но непонятно, как честный и благородный молодой человек смог простить Лизе такой серьезный обман. Наверное, только любовь к девушке и радость, что не придется жениться на нелюбимой, помогла ему простить ее. Ложь в начале отношений может вызвать огромное недоверие к партнеру в дальнейшем.
Лизу можно назвать легкомысленной и даже трусливой. На первый взгляд, ее затея — лишь невинная шалость. Но если вдуматься, то она на протяжении нескольких месяцев ежедневно обманывала любимого мужчину! Просто не находила в себе смелости признаться Алексею, кто она есть на самом деле. Девушке очень повезло, что ее тайна раскрылась в нужное время и при нужных обстоятельствах. Если бы тайна не раскрылась сама собой, неизвестно, как действовала бы Лиза дальше и сколько бы еще врала.
Авторские афоризмы
«…Совесть роптала громче её разума…»
«…Он решил, что холодная рассеянность во всяком случае всего приличнее…»
«…Но на чужой манер хлеб русский не родится…»
«…шутки поверхностного наблюдателя…»
«…Хозяйственные упражнения скоро его утешили…»
«…Во всех ты, Душенька, нарядах хороша…»
«…Для барышни звон колокольчика есть уже приключение, поездка в ближний город полагается эпохою в жизни, и посещение гостя оставляет долгое, иногда и вечное воспоминание…»
Композиция
Характеристика композиции – обязательный пункт плана разбора художественного произведения. Организация анализируемой повести несложная, тем не менее, некоторые особенности композиции есть. Сюжет развивается линейно от экспозиции к развязке. Экспозиция достаточно объемная, так как автор детально описывает быт, привычки двух помещиков и их семейств. Развязки в обычном понимании нет. Автор намекает на то, как заканчивается история, но оставляет читателю право делать самостоятельные выводы.
Толкование непонятных слов
Стремянный – в старину конюх-слуга, ухаживающий за верховой лошадью.
Дрожки – лёгкая прогулочная коляска.
Изволь – глагол в значении «ладно», «сделай одолжение», «пожалуйста».
Губерния – высшая единица административно-территориального деления в России.
Сертук – правильно «сюртук» – длинный, как пальто, двубортный пиджак, обычно приталенный.
Полушка – русская монета достоинством в половину деньги.
Барин – человек из высших сословий, господин.
Дворянка – представительница дворянского сословия.
Гусар – военный из частей лёгкой кавалерии, отличавшихся особой формой.
Помещик – владелец поместья в России в конце XV — начале XX века.
Лакей – слуга в господском доме, трактире, гостинице или в другом публичном заведении.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Барышня-крестьянка.
Год написания – 1830.
История создания – Осень 1830 г. А. С. Пушкин провёл в Болдино из-за вспышки холеры. Этот период один из самых продуктивных в творчестве писателя. За три месяца был написан цикл прозаических произведений, опубликованный в 1831 г. отдельной книгой «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.»
Тема – Главные темы произведения – любовь и обман.
Композиция – Организацию повести нельзя назвать сложной. Сюжет развивается линейно от экспозиции к развязке. Экспозиция достаточно объёмная, так как в ней автор не просто знакомит с героями, но и рассказывает о причинах их неприязни.
Жанр – Повесть.
Направление – Сентиментализм.
Главные герои и их характеристика
Анализ произведения следует начинать с рассмотрения характеров ее персонажей. Количество действующих лиц «Барышни-крестьянки» невелико, и эта черта камерности присуща всем новеллам цикла.
Создав для наглядности таблицу, можно прийти к выводу, что четверо персонажей относятся к главным, а двое – к второстепенным. Вот какими чертами наделяет их автор:
Главные герои | Описание |
Григорий Иванович Муромский | Вдовец, владелец села Прилучино, промотавший половину имения, а оставшуюся заложивший в Опекунский совет. Увлеченный идеей хозяйствования на западный манер: на вырученные от залога деньги устроил в Прилучине английский сад, нарядил своих конюхов в жокейские костюмы и нанял гувернантку-англичанку для дочери. Однако, несмотря на все старания, его новомодные идеи не приносят заметных экономических плодов. Муромский по-прежнему в долгах. |
Лизавета Муромская | Единственная дочь Григория Ивановича, весьма образованная, но избалованная юная фантазерка и шалунья. |
Иван Петрович Берестов | Сосед Муромских, владелец деревни Тугилово, также вдовец. Твердый хозяин, убежденный русофил, он уверенно ведет дела, не предаваясь пустым фантазиям. Кроме прибыли от сельского хозяйства, получает хороший доход от построенной в его селе суконной фабрики. |
Алексей Берестов | Сын Ивана Петровича, выпускник университета, мечтающий о военной карьере. |
Второстепенные персонажи | Описание |
Настя | Крепостная девушка, служанка и наперсница Лизы, участвующая во всех ее проказах и шалостях. |
Мисс Джаксон | Гувернантка Лизы, чопорная старая дева, которой никак не удается сделать из своей воспитанницы холодную английскую леди. |
Алексей и Лиза молоды. С точностью Пушкин указывает лишь, сколько лет Лизавете, называя ее семнадцатилетней барышней. О возрасте остальных главных героев можно судить приблизительно.
Поскольку автор упоминает о том, что Иван Петрович Берестов вышел в отставку в 1797 году, ему к моменту событий, описываемых в повести, должно было быть около 50 — 55 лет, и Муромский, судя по всему, был его сверстником.
Основные темы и проблемы
Основная тема произведения – любовь главных героев Лизы и Алексея. Их взаимное чувство, переживания, поступки, на которые они готовы идти ради любви, составляют суть повести. В глубокой российской провинции разворачивается почти шекспировский сюжет.
В то же время рассказ наполнен юмором. Пушкин не упускает случая подчеркнуть абсурдность и комизм ситуации, иронизируя над характерным для того времени стремлением некоторых русских дворян копировать заграничные обычаи и манеры.
Повесть затрагивает проблему социальных предрассудков, господствующих в обществе в то время. Они не позволяют влюбленным свободно выражать свои чувства, им приходится идти на хитрость, устраивая тайные свидания.
Это становится причиной конфликта, заставляя молодых людей вступать в борьбу с царящим вокруг них устаревшим укладом жизни, косными обычаями и правилами. Лишь благодаря своей настойчивости, а вместе с тем сообразительности и даже хитрости, Лизе и Алексею удается выйти победителями в этой борьбе.
Чему учит?
А. С. Пушкин заложил в повести определенную мораль. Человеку необходимо оставаться самим собой, а не примирять на себя маски, которые навязывает общество. Только тогда люди начнут ценить не социальное положение, не уровень достатка, а саму личность. Так и произошло с главными героями, которые выбирали друг друга, а не навешанные на них ярлыки.
Вывод автора прост: людям необходимо равенство, чтобы лучше узнать друг друга. Очевидно, что все конфликты происходят от незнания, ведь даже соседи могут годами не общаться друг с другом, а значит, и не знать истинного положения вещей. Только после нормального человеческого разговора отцы помирились, осознав, как глупо было осуждать того, кого ты даже не знаешь. А их дети доказали, что крестьянам и дворянам тоже не хватает равного общения. Только беседа может сплотить их, уничтожить все недомолвки и взаимные обиды. Но людям не хватает мужества отринуть социальные ярлыки, которые препятствуют объединению. Таким образом, автор осуждает социальное неравенство в России, которое делит единый народ на элиту и холопов. В его рассуждениях слышится протест против крепостного права.
Источник
Тема любви в повести
Название литературного произведения неразрывно созвучно сюжетной линии. Барышня-крестьянка — это центральный персонаж произведения Елизавета Муромская. Облачившись в наряды простолюдинки, барышня встречает свою любовь.
Неблагоприятный союз
Именно любовная тема — это основная тема и главная мысль «Барышни-крестьянки». На любви всё основано, и вокруг нее происходит всё действие. При взаимной симпатии разрешаются длительные конфликты, исчезают любые трудности.
В литературной работе присутствует немалая доля комизма и иронии. Например, весьма анекдотично перевоплощение юной барышни в простую крестьянку, где её никто не уличил во лжи. Дворянин Муромский увлечён англоманией, что совершенно типично для помещиков пушкинского времени.
Повесть своим сюжетом отрицает предубежденные идеи русской общественности, в этом случае провинциальной. Разумеется, в зависимости от сословного происхождения существуют негласные порядки и правила для образа жизни и ежедневного режима.
Эти условности имеют место, но нельзя мириться с укладом, если он не по душе. Обязанность вступать в брак по чужой воле — безусловно, варварские и дикие пережитки.
Победа настоящих чувств
Главная тема пушкинской истории состоит в тяготении личности к преодолению предрассудков, к тому, чтобы быть вправе самостоятельно делать выбор. После прочтения повести напрашивается вывод: если превозмочь условность, то можно обрести истинное счастье. Жизнь персонажей под знаменем главных ценностей: семейственность, дружба, истинная любовь.
Пушкин утверждает жизнь, он убеждает в существовании искренних чувств и в том, что они сильнее всех трудностей.
Автор говорит, что следует быть собой, а не притворяться тем, кем желает видеть сословный класс. В таком случае общество будет воспринимать не безликий социальный статус, а саму индивидуальность. Так и случилось с основными персонажами Елизаветой и Алексеем, которые полюбили друг друга за личные качества, а не за внешние ярлыки.
Их отношения полностью бескорыстны, нет предвзятости и выгоды. Сословное неравенство не должно быть камнем преткновения для двух влюблённых. Сюжет всецело захватывает читателя, потому что в повести демонстрируются подлинные чувства, нет драматичной концовки, нет нагромождения обстоятельств.
В произведении есть загадки с перевоплощением юной девушки. Душевные порывы героев близки и понятны читателю. Александр Сергеевич Пушкин в малом по объёму литературном произведении показывает настоящий быт и порядки дворянства России в XIX веке.
Литературный труд «Барышня-крестьянка» отличается своей трогательностью и романтичностью. Герои верны себе и своим чувствам, несмотря на враждебность общества по отношению к неравным союзам.
Нельзя заранее выбрать случайный предмет для обожания, будь то барышня или крепостная. Лёгкий рассказ о конфликтующих, а после подружившихся семействах. В этом присутствует подражание шекспировскому произведению «Ромео и Джульетта» с противостоянием Капулетти и Монтекки.
Счастливое завершение истории
«Барышня-крестьянка» — это повесть, преисполненная оптимизма и доброты. Читатель радуется прекрасному финалу.
Эпиграфом к произведению стали строки: «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша». Центральный персонаж Елизавета появляется перед читателем в различных одеждах. Эпиграф, конечно же, относится к Лизе Муромской. Она то предстаёт в образе простой деревенской девушки, то становится жеманной кокетливой барышней. Ей весьма удаются обе такие разные роли.
Алексей Берестов — храбрый молодой человек. Он заслуживает уважения, ведь его мужественное решение для любви пренебречь материальными благами его батюшки весьма опасно. Юноша рискует остаться без средств к существованию и навсегда потерять доброе имя в дворянском обществе. Как чудесно, что всё счастливо завершилось.
Если предположить, что Лизавета действительно крепостная крестьянка, то итог этой романтической истории был бы трагичен. Для того времени это был бы крупный скандал, вопиющий вызов устоявшемуся укладу патриархальной России. В таких случаях от дворянина отворачивался привычный круг общения, он переставал быть наследником имущества родителей. Но автор оставляет читателю веру в любовь.
Сердечная приязнь Алексея и Елизаветы представляет собой торжество над социальным неравенством, над мнимыми предрассудками. Любовь — вечная ценность, которая воссоединяет миропорядок, она абсолютна и неоспорима.
🗹