Любовная лирика Н.А. Некрасова — особенности и своеобразие творчества


Сочинения по творчеству Некрасова

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Некрасов
  • Русские женщины
  • По поэме Мороз, Красный нос
  • По стихотворению Железная дорога
  • Народ освобожден, но счастлив ли народ
  • По творчеству Некрасова
  • Я лиру посвятил народу своему
  • Крестьяне в поэме Кому на Руси жить хорошо
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Кому на Руси жить хорошо?
  • Образ Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо
  • Образы народных заступников в поэме Кому на Руси жить хорошо
  • Ермил Гирин в поэме Кому на Руси жить хорошо
  • Образ крестьян в произведении Кому на Руси жить хорошо
  • Образ помещиков в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова
  • Краткая характеристика героев поэмы Кому на Руси жить хорошо
  • Поп в поэме Кому на Руси жить хорошо
  • Анализ поэмы Мороз, Красный нос

Русский поэт Н. А. Некрасов посвятил свою деятельность для воспевания русского народа, жил жизнью народа и боролся за его достаток. Его главной чертой эго творчества было его служба общественным интересам того времени, он выражал свои мысли, чувства передовых кругов общества.

Русский народ и природа, были источником вдохновения для Некрасова в них он искал темы для своих произведений.

Он любил свою родину, образ матери – родины тянется через всё его творчество. Он обращался к ней и «родина – мать», и «матушка – Русь», и прочее.

Когда поэт попал за границу, он тосковал по родине, ему не хватало родной природы. За границей у него начался творческий кризис. И только вернувшись на родину, он переживает творческое перерождение.

Для него не было ничего дороже русских лесов, полей, больших и сильных рек. В своем стихотворении «Зеленый шум» он с особой любовью описывает в нем красоту русской природы. Только человек любящий и чувствовавший её мог так описать начало весны на родине.

Одновременно с красотой природы он видел тяжелую жизнь народа, того времени. Он поднимал темы тяжелой доли русского крестьянина, рабского труда бурлаков, бесправие народа, произвол властей в своем творчестве.

Наравне с любовью к родине он ненавидит угнетателей народа, его творчество являло собой оружие за освобождение народа от крепостничества.

Его любовь – ненависть была выражением патриотизма, он был поэтом – борцом за счастливое будущее своей родины.

Его патриотизм был тесно связан с революционно – демократическими убеждениями, он призывал к борьбе за свободу родины. Его революционные стихотворения представляют собой прекрасный памятник революционерам того периода.

Накопив денег, писатель в 1840 году издает свой первый сборник стихотворений «Мечты и звуки», но он провалился. После провала автор пробует себя в написании прозы. Из – под его пера выходят повести и рассказы, он начинает издавать альманахи. Самым удачным был альманах 1846 года «Петербургский Сборник».

С 1847 года писатель был издателем и редактором журнала «Современник». Этот журнал стал очагом революционной борьбы в России. Сборники писателя «Крестьянские дети», «Коробейники» прославили его, принесли широкую известность.

Благодаря журналу Некрасова в русской литературе появились такие имена как Иван Тургенев, Иван Гончаров, Фёдора Достоевского и Льва Толстого.

В течении десяти лет с 1866 по 1876 годов поэт пишет свою эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо», в 1872 году из под его пера вышла поэма «Русские женщины» и «Дедушка». Вершиной творчества поэта стала поэма «Современники» 1875 года.

Сочинение: Н. А. Некрасов – певец народа

Почему Некрасова называют народным поэтом? Он, несомненно, оставил очень заметный след в русской литературе. Его поэзия отличается искренней любовью к народу, наблюдательностью и даже смелостью, поэтому в памяти людей он ассоциируется именно с этой темой.

Через свои произведения поэт показал, насколько тяжела и невыносима крестьянская жизнь: бедность, непосильный труд, безысходное пьянство, постоянное давление со стороны господ. Автор поднимал важные проблемы этого сословия: невежество, низкий уровень жизни и культуры, рабская покорность. Поэтому народ в описании Некрасова – не улыбающийся персонаж с лубочной картинки, а конкретный человек с достоинствами и недостатками, радостью и печалью. Чтобы оживить этот образ, поэт одним из первых вводит разговорную речь в произведения литературы. Он пытается показать, насколько она простая и живая, а еще – понятная всем слоям общества. Так, поэма «Кому на Руси жить хорошо» изобилует диалогами, в которых речевые характеристики крепостных отражены очень ярко. Многие стихотворения, например, «Тройка» или отрывок «Ой полна, полна коробушка…» становятся очень популярными у крестьян и купцов. Их с уверенностью можно назвать истинно народными.

Некрасов не ставит своей целью показать культуру жителей Российской империи, хотя к ней он тоже обращается, описывая крестьянскую жизнь. В центре его внимания, в первую очередь, находятся каждодневные, общие для всего крепостного населения проблемы, которые дворянство намеренно игнорирует. Конечно, речь идет об отмене крепостного права, проведении новых реформ, выдаче крестьянам земли («Мороз, красный нос», «Размышления у парадного подъезда» и др.)

В произведениях поэта видна его сильная любовь к народу. Он отмечает, какие на Руси живут талантливые и трудолюбивые люди, которые не сдаются даже в условиях бедности, страха и неграмотности.

Автор писал, что он «лиру посвятил народу своему». Так и получилось: он ввел в поэзию разговорную речь и различные образы людей из крестьянства, поднимал остросоциальные проблемы, призывал чиновников изменить ситуацию, пока крепостные не восстали. А еще Некрасов, работая издателем журналов, открыл многих литературных деятелей, таких как Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, которые тоже по-своему отстаивали права и свободы простого люда. Недаром Достоевский отмечал, что за Некрасовым «остается бессмертие, заслуженное им за преклонение его перед народной правдой».

Предыдущая

СочиненияСочинение: Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Следующая

СочиненияСочинение: Народ в лирике Н.А. Некрасова

Биографическая справка

Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1878 по нов. стилю) — русский культурный деятель, поэт, прозаик, драматург, литературный критик, публицист, издатель. Из автобиографических заметок писателя мы узнаем:

Я родился в 1821 году 22 ноября в Подольской губернии в Винницком уезде… где отец мой стоял тогда со своим полком. Большую часть своей службы отец мой состоял в адъютантских должностях при каком-нибудь генерале…

А вот как Николай Алексеевич описывает родовое имение отца в Грешневе, где прошло его детство:

Сельцо Грешнево стоит на низовой Ярославско-Костромской дороге, называемой Сибиркой: барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства. Во всем остальном грешневская усадьба ничем не отличалась от обыкновенного типа тогдашних помещичьих усадеб…

Страсть к писательскому слову, ко всему миру литературы, к печати, зародившаяся в юном Некрасове, заставила оставить родной дом всю жизнь посвятить писательскому труду. Он рожден был поэтом и литератором.

Так в 1838 году, пренебрегая угрозам отца остаться без всякой материальной поддержки, принимает решение держать экзамены в Петербургский университет, но безрезультатно, тем не менее — определяется вольнослушателем на филологический факультет. С 1839 по 1841 год пробыл в университете, тратя основное время на поиски заработка, так как рассерженный отец отказал в содержании. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».

В 1840 году опубликовал сборник стихов «Мечты и звуки», вызвавший суровую критику В.Г. Белинского. Переживая неудачу первого поэтического сборника, Некрасов начинает работать рецензентом и критиком, пишет рассказы, а с 1841 года водевили для театра. Активно занимается издательской деятельностью, сотрудничая с «Литературной газетой» и журналом «Отечественные записки», в редакции которого сблизился с Белинским, став его соратником в борьбе за реализм и народность русской литературы.

В период с 1847 по 1866 годы был издателем и фактическим редактором журнала «Современник», сплотившим передовые литературные силы своего времени. Журнал становится органом революционно-демократических сил. В эти годы Николай Алексеевич пишет лирические стихи, посвященные своей гражданской жене, поэмы и циклы стихов о городских бедняках «На улице», «О погоде». Теме народной судьбы посвящены: «Железная дорога», «Несжатая полоса» и пр., о крестьянской жизни: «Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская», «Забытая деревня» и др.

В период общественного подъема 1850-х — 60-х годов и крестьянской реформы Некрасов пишет «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке», поэму «Коробейники».

После событий 1861 года, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах, Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма «Рыцарь на час» (1862 год), которую сам поэт выделял и любил.

После закрытия журнала «Современник» Некрасов приобретает право на издание «Отечественных записок», с которым были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работает над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866 — 1876), пишет поэмы о декабристах и их женах: «Дедушка», 1870; «Русские женщины», 1871-1872. Кроме того, создает серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).

Наступил 1877 год, у Некрасова открылась смертельная болезнь, которая уложила в постель. До последних дней сохранял поэт и ясную память, и способность работать. В эти месяцы пишет он замечательные стихи, которые вошли в сборник «Последние песни». В это же время знаменитый русский художник И.Н. Крамской создает два портрета Некрасова. Крамской дежурил около Некрасова неделями в ожидании спокойной для больного минуты, работал, как и тот урывками.

Похороны поэта приобрели характер политической демонстрации, проводить Некрасова в последний путь пришло огромное количество народа. Толпа в несколько тысяч человек, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище.

Основные мотивы лирики Некрасова

(352 слова) Не каждый автор своим творчеством может донести до читателя все чувства и переживания. Лишь те, кому это под силу, могут называться настоящими мастерами своего дела. К их числу смело можно отнести Николая Алексеевича Некрасова, чьи лирические произведения всегда проникают в самое сердце. Каковы же основные мотивы его творчества?

Как и у многих поэтов и писателей, главной темой стихов Некрасова была Родина. Для Николая Алексеевича народ всегда занимал главенствующую позицию. Большинство литературных образов списано именно с обычных крестьян, которые живут тихой и спокойной жизнью. Отличительной особенностью его лирики было то, что он всегда правдиво изображал общество с его пороками. Несмотря на все «упреки» русскому народу, писатель всегда был на его стороне. Он любил его, поэтому практически каждое лирическое произведение посвящал своей любимой Родине и её простым людям. Например, «Есть женщины в русских селеньях», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом» и другие. Не стоит забывать и о том, что Некрасов уделял внимание и проблеме крепостного права («Несчастные», «Железная дорога»).

Отдельное место занимают и мотивы природы. Для поэта они выступали своеобразным источником вдохновения. Некрасов не раз упоминал о том, что лишь Россия ему нужна. Это ярко прослеживается в таких лирических произведениях, как «Снежок», «Весна», «Горы» и многие другие.

Образ женщины и матери также был любим Некрасовым. Тихая, скромная, непримечательная девушка, трудящаяся целый день, всегда вызывала симпатии поэта. Часто он сравнивал её с настоящей царицей! Более высокую духовную позицию занимал образ матери. В лирических произведениях именно она всегда была положительным героем. Женские мотивы выражены в стихотворениях «Актриса», «Где твое личико смуглое», «Мать» и «Орина, мать солдатская».

Любовные мотивы не являются исключением в творчестве Некрасова. С помощью своего мастерства он точно и очень душевно описывает это высокое чувство. Для поэта любовь – это нечто нереальное, мечтательное и духовное. Именно это мы видим в произведениях «В альбом», «Автору «Анны Карениной» и «Буря».

Не забывает Некрасов и об обществе. Все проблемы, печали и несчастья Отчизны поэт воспринимает как собственные. Он старается всеми силами помочь и сделать её лучше («Поэт и Гражданин»).

Итак, как мы видим, основные мотивы в творчестве Некрасова – это народ, Родина, природа, любовь и женская доля. Благодаря мастерству поэта, каждое его лирическое произведение проникает в душу читателя.

Автор: Алёна Бузькевич
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Раннее творчество

Творчество Николая Некрасова не вызывает ассоциаций с тематикой любви — оно отличается своеобразием. Но на самом деле интимная лирика играет в нем значительную роль. Поэт писал исключительно о собственных переживаниях. И это неудивительно, ведь он был таким привлекательным мужчиной, какой пользовался успехом у женщин.

Но покорить сердце единственной женщины, к которой он долгое время испытывал сильные чувства, Некрасов полностью не смог. Хотя для этого он делал все, что умел — посвящал ей стихи. Некоторые описывали счастье любви, другие полны страдания и скорби из-за ссор и разлук. Отношения между Николаем и его возлюбленной были напряженными. Дни, наполненные радостью и теплыми воспоминаниями, сменяли холодные разговоры и равнодушие.

Некрасов и Авдотья Панаева

Каждое из стихотворений рассказывает определенную историю жизни поэта. А первые строки родились благодаря детской влюбленности в юную служанку. Уже тогда мальчик считал, что его чувства искренни и несбыточны. Девушка была очень красива, но не могла составить пару будущему поэту из-за социального класса и разницы в возрасте.

А в будущем было еще много женщин у Некрасова. Стихи о любви стали неотъемлемой частью его творчества. Одна из его возлюбленных удостоилась целого цикла произведений. Поэт не сдерживал эмоции, выплескивал их на бумагу. Ему было не важно, прочитает ли эти строки любимая женщина. Раннее его творчество было порывистым, стремительным.

Главной музой до конца жизни для Николая оставалась Авдотья Панаева. Он с большим трудом завоевывал эту женщину, а их отношения можно назвать уникальными. Но и после нее у него были романы, хотя и не такие бурные.

Каждую свою возлюбленную поэт упомянул в завещании, и всем им он посвящал стихотворения.

Отношения с Панаевой

В 1842 году Николай Алексеевич встретил на поэтическом вечере Авдотью Панаеву. Жгучая брюнетка тогда считалась самой красивой женщиной Петербурга. Но она была и очень умна, содержала собственный литературный салон.

Авдотья вышла замуж за писателя Ивана Панаева, знаменитого повесу. Хотя сама она оставалась ему верной. Из-за ее принципов Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы женщина обратила на него внимание. Когда поэт признался ей в чувствах, она ответила отказом. Тогда Николаю было 26 лет, и он практически решился на самоубийство.

Панаева ее муж и Некрасов

Но во время следующей поездки в Казанскую губернию Панаева призналась ему во взаимных чувствах. Пара проживала в доме женщины вместе с ее мужем. Такой странный союз длился 16 лет, пока Иван не скончался.

Хотя Некрасова обсуждало общество, многие друзья перестали с ним общаться, он был счастлив. В порыве чувств он написал множество стихотворений, которые вошли в знаменитый «Панаевский цикл». О начале отношений говорят строки нескольких произведений:

  • «Когда огонь в твоей крови»;
  • «Я не люблю иронии твоей».

В первом стихотворении Некрасов приводит анализ отношений. Он описывает, как влюбленные должны себя вести. Для него любовь — это чувство, зажигающее огонь в сердцах. Влюбленные должны быть равны во всем, иметь общие убеждения. Женщине не нужно покоряться мужчине, иначе она превратится в рабыню. Возлюбленный должен почитать ее, давать ей личную свободу и позволять выражать разумный эгоизм.

Стих «Я не люблю иронии твоей»

Но во втором стихотворении описаны последствия союза с независимой женщиной. Хотя лирический герой все еще испытывает к ней страсть, он страдает от ее иронии. Немного эгоистичный характер Панаевой постоянно задевает ранимое сердце Некрасова. Ему сложно мириться с ее капризами и самостоятельностью.

Поэт постоянно ревнует Авдотью, замечает, что спустя три года отношений им все тяжелее общаться друг с другом. Кризис отношений делает их более холодными. Тоска поселяется в душе Некрасова. Тема любви в лирике того времени преобладает над другими направлениями.

При этом в стихотворениях появляется много сравнений страсти и эмоций с силами природы. Особенностью лирики 1948–1950 г. стало воспевание утихших чувств. Забыта тема дружбы между мужчиной и женщиной, Некрасов говорит только о своем оскорбленном достоинстве, эгоистичности возлюбленной.

Проза любви

Когда отношения с Панаевой стали натянутыми, Некрасов начал описывать не только радости любви, но и повседневные проблемы. Но и горькие минуты не огорчали поэта. Об этом он рассказывает в нескольких стихотворениях:

  • «Мы с тобой бестолковые люди»;
  • «О письма женщины, нам милой!»;
  • «Горящие письма»;
  • «Письма».

«Мы с тобой бестолковые люди»

В первом произведении обнажена проза любви. Николай Алексеевич говорит о вспышках гнева, ссорах, размолвках, резких высказываниях. Подобное происходит с каждой парой, но влюбленные по-разному проживают такие моменты.

Писатель стремится и в этих ситуациях искать что-то хорошее. Если говорить кратко, любовная лирика Некрасова в 1851—1852 гг. направлена на поиски счастья среди мрака равнодушия. Печальные мгновения нужно воспринимать как неизбежное. А после них всегда наступают счастливые минуты.

Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди» доказывает, что союз Некрасова и Панаевой действительно был свободным, в нем не было рабской зависимости одного партнера от другого. Поэт согласен с тем, что подруга должна открыто выражать свои мысли и эмоции, не стесняться гнева и обид.

В произведении одни переживания переходят в другие. Печаль при этом сменяется радостью. А самым счастливым моментом и для автора, и для лирического героя является примирение. И чем острее был скандал, тем волнительнее этот миг.

В «Панаевском цикле» есть трилогия с письмами. Это целое сочинение, написанное в стихотворной форме с неравными строфами. Некрасов в первой части произведений описывает свое восприятие женских писем, распространяя его на всех мужчин. А во второй говорится о подробностях личной жизни самого лирического героя и автора.

Стих «Панаевский цикл»

Хотя все три стихотворения начинаются с воспоминания о прекрасных моментах, они объединены скорбным настроением. Некрасов считает, что любые любовные приключения заканчиваются поблекшими цветами и могилами, в которых покоятся радости юности. Любовь постепенно угасает, превращаясь в пепел.

Лирический герой уже предчувствует, как угаснут его чувства и появится равнодушие. Но все три письма связывают прошлое, настоящее и будущее. Определяющей мыслью в трилогии является время. Но два стихотворения остались незаконченными. Хотя в них все пропитано энергией безумия, несчастливым роком. Поэт словно предвещал свой разрыв с возлюбленной, заранее страдал от этого, отдавая дань умирающим отношениям.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: