- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Образ Петербурга в творчестве Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин был одним из первых русских классиков, раскрывших в своих произведениях образ Санкт-Петербурга – культурной столицы России. Именно в этом городе поэт провёл лучшие годы своей юности, и для него Петербург стал важным источником вдохновения.
Пожалуй, главное произведение А. С. Пушкина, в котором Санкт-Петербург является одним из главных героев – это «Медный всадник». Именно в этой поэме солнце русской поэзии пишет о том, сколь двулика и неоднозначна Северная столица: «город пышный, город бедный». Во вступлении автор восхваляет Петроград, восхищается его дворцами, каналами, многочисленными прекрасными строениями. Однако остальная часть поэмы, повествующая о наводнении и судьбе главного героя, звучит горько и печально. Здесь А. С. Пушкин вводит тип «маленького человека» – мелкого чиновника Евгения, у которого Петербург отобрал возлюбленную, смысл жизни, разум и даже жизнь. Так, с одной стороны, «Петра творенье» – город величественный и красивый, с другой – жестокий и лицемерный.
Столь же неблагосклонен Петербург к простому и искреннему человеку в повести «Станционный смотритель». Город поглощает Дуню – дочь главного героя, Самсона Вырина, а тот, пытаясь спасти её, сталкивается с обманчивым, подлым, грязным Петербургом. Укравший Дуню гусар Минский – красивый и хорошо одетый молодой человек, но внешность и личные качества героя совершенно противоположны: Минский показывает свою жестокость и бездушность, выгоняя Вырина на улицу. А. С. Пушкин показывает Петербург местом лжи и разврата.
Мистическим и даже враждебным предстаёт перед читателем Петербург в повести «Пиковая дама». Столица наполнена абсурдом, безумием; обитатели города также сходят с ума, идут на самые низкие и бесчеловечные поступки – как, например, Германн, желающий узнать тайну трёх карт.
Несколько по-другому показан город читателям в романе в стихах «Евгений Онегин». В первой главе поэт превозносит Петербург, пишет о декабристах; Северная столица становится оплотом свободы мысли и высоких стремлений. Но затем Александр Сергеевич, как часть российской интеллигенции, рассказывает о жизни аристократов Петербурга. День столичного дворянина проходил совершенно праздно, ночь же – время бала и маскарада. В целом петербургский аристократ – человек, прежде всего, скучающий, живущий без цели и духовно разлагающийся – создания именно такого образа добивался поэт.
Таким образом, именно А. С. Пушкин создал противоречивый литературный облик Северной столицы, на который впоследствии опирались многие русские классики: Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и другие.
Петр Первый
Тема города неразрывно связана с его создателем. Во вступлении Александр Пушкин не называет по имени царя, а пользуется местоимением «он»: «На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн…» Петербург был построен по единоличной воле Петра трудом множества безымянных работников. Поэтому образ царя присутствует все время на страницах поэмы «Медный всадник». Описание Петербурга тесно переплетается с фигурой правителя. Вот он, отлитый из бронзы, во время наводнения наблюдает за вытворяемыми Невой бесчинствами, даже словно одобряя их: «Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне». Даже в названии памятника Пушкин нарочно опускает имя царя и называет его то «медным всадником», «то мощным властелином судьбы». Так, образ Петра Первого вырисовывается зловещим, мрачным.
Истинное бытие Северной столицы
Многообразным, одновременно прекрасным и ужасающим рисуется читателю образ Петербурга в поэме «Медный всадник». Пушкин отразил в ней и материальную, и духовную жизнь города. В непревзойденных стихах Петербург предстает разным, но во всем угадываются очертания, знакомые и близкие и сегодняшним жителям Северной столицы: «чугунная ограда» реки, «дивные решетки» Летнего сада, «Адмиралтейская игла»… И всегда в описании города присутствует Нева как нечто неразделимое, как сердце Петербурга.
Пушкин «Медный всадник». Образ Петербурга
Поэма начинается с истории образования города. Раньше на его месте царствовали вода и ветер, но именно тут Петр Первый решил заложить новую столицу. Петербург возносится «пышно, горделиво», назло самой природе. И вот уже, кажется, нет и малого напоминания о когда-то царившем здесь хаосе: «мосты повисли над водами», «в гранит оделася Нева». Образ Петербурга в поэме «Медный всадник» демонстрирует торжество человека над природными силами, однако обманчиво это впечатление: город во время наводнения является скорее сообщником стихии, чем победителем.
Город оживших статуй
Пушкин при создании поэмы использовал разные легенды, связанные с Петербургом. К примеру, существовал миф о том, что в Михайловском замке бродит привидение Павла Первого. Вот и в затуманенном мозге Евгения тоже возникает призрак царя, но только уже Петра Великого. А памятник «Медный всадник» в Петербурге являет собой будто бы ожившую статую и становится воплощением беспощадной воли и беспредельной власти государя. Царь Петр предстает недосягаемым и непостижимым божеством, могучим и грозным, а сам Петербург – городом таинственным и загадочным, губящим людей и подавляющим их волю.
Двойственность образа
Вместе с тем Петербург в поэме «Медный всадник» раскрывается не только в зловещем, но и в положительном ореоле. Это красивый, величественный город, полный изящных форм, поражающий великолепием. Он полон грациозных очертаний: «громады стройные дворцов и башен», «богатые пристани», в которые стремятся «корабли со всех концов земли»… Среди всех неповторимых особенностей Петербурга нельзя не отметить удивительные описания Пушкиным белых ночей. Для этого автор находит неповторимые сравнения, использует в совершенстве отточенные слова: «Твоих задумчивых ночейпрозрачный сумрак, блеск безлунный…» Надо сказать, что пушкинским современникам повезло, ведь в те времена архитектурный облик города был намного совершеннее. Можно только позавидовать людям, которые собственными глазами видели тот прекрасный и таинственный Петербург, да еще и могли узнать его в только что вышедших из-под пера Александра Пушкина стихах.
Для нас же образ Петербурга, в поэме «Медный всадник» описанный поэтом, утонул в «преданьях старины», и путеводителем по городу времен жизни Пушкина теперь служат лишь его творения. Современники Александра Сергеевича утверждали, что ему намного ярче, чем другим литераторам, удалось воссоздать облик удивительного города на Неве. Нам остается только согласиться с этим.
Буйство воды
Персонифицированная в образе Невы вода сначала предстает перед читателем как побеждаемая стихия: «Нева металась, как больной». Затем автор изображает ее в образе зверя, который крушит и сметает все на своем пути. Разрушения после наводнения похожи на последствия «бессмысленного и беспощадного» бунта. Вот и судьбы людей попадают в зависимость от стихии. Она отнимает со слепой неразборчивостью самого дорогого человека у Евгения, героя поэмы «Медный всадник». Образ Петербурга теперь видится ему беспощадным, губительным. Жизнь Евгения теряет всякий смысл, он не может справиться с несчастьем и сходит с ума. В лице этого героя отражается роковая обреченность и закономерность судеб и других «маленьких людей», существование которых всецело зависит от геополитических устремлений власти и царя. Когда Петр Первый решил основать новую столицу, он думал в целом о народе и государстве, но не о каждом конкретном человеке.
Так, образ Петербурга в поэме «Медный всадник» раскрывает одна из составляющих – «маленький человек», униженный и зависимый.
Как Пушкин относился к Петербургу
С Петербургом связаны многие события, произошедшие в жизни А.С. Пушкина. Здесь он жил по окончании Царскосельского Лицея, служил в Коллегии иностранных дел, стремительно рос как поэт.
В этом городе Пушкин приобрёл прекрасных друзей, познакомился с известными людьми, создал замечательные произведения.
После женитьбы на Наталье Гончаровой в 1831 г., являясь уже первым русским поэтом, он получил должность при дворе и снова поселился в столице.
Петербург – место, где в начале 1837 г. состоялась дуэль А.С. Пушкина с Дантесом.
Отношение поэта к столице было противоречивым. По-разному видел он этот город в юности и в зрелые годы.
Молодому Пушкину северная столица представлялась местом высокой духовности и свободы, славным детищем русской культуры. Здесь для него было всё доступно: праздная леность, балы и театры.
«Волшебным краем» назвал А.С. Пушкин столицу в романе «Евгений Онегин». В первых главах он с юношеской восторженностью писал о светской жизни и парадном блеске Петербурга, прославлял театр.
«Люблю тебя, Петра творенье», — признавался поэт во вступлении к поэме «Медный всадник», написанной в 1833 г. Прекрасный город вызывал чувство восхищения у автора, представлялся величественным памятником его прославленному основателю.
Пушкин любил «Невы державное теченье», спящие громады домов, задумчивые ночи и спешащие сменить друг друга зори – весь окружавший его петербургский пейзаж, в котором всё было наполнено жизнью.
Созданный Петром по образцу европейских столиц город Пушкин считал символом государственной мощи России.
Этот символ эпохи Петра I в сюжете произведения Пушкин представил и с другой стороны: Петербург – это воплощение самодержавия, «маленький человек» в нём – беззащитный невольник.
Для главного героя поэмы, Евгения, построенный вопреки законам природы город стал источником горя.
Не всегда столица доброжелательно относилась к Пушкину. Свободомыслие поэта, отразившееся во многих его произведениях, стало причиной постоянной слежки со стороны жандармерии.
В1830-е годы А.С. Пушкин практически был лишён свободы: о каждом шаге ему необходимо было сообщать царю Николаю I, на всё просить разрешение.
Петербургское общество раздражало его. Другу С.Д. Киселёву он писал в Москву: «В Петербурге тоска, тоска…»
Власть постоянно преследовала поэта, по столице распространялись сплетни.
В окрестностях Петербурга, на Чёрной речке, состоялась роковая дуэль. В доме на набережной Мойки угасла жизнь великого русского поэта.
Думая о Петербурге, ставшем олицетворением истории русского народа, патриот Пушкин писал:
Красуйся, град Петров, и стой. Неколебимо, как Россия.
А если поэт с презрением и ненавистью говорил об этом городе, то имел в виду самодержавную столицу, «знатная чернь» которой привела его к гибели.
🗹