Образ Петербурга в повести «Шинель». Н. В. Гоголя — особенности и интересные факты

Н. В. Гоголь, пожалуй, является самым загадочным писателем 19 века. Его произведения мистического содержания порой захватывающе интересны, порой пугающи. Даже в реалистические повести и рассказы писатель умело вплетает фантастический элемент. Ярким примером такого совмещения являются Петербургские повести. Не будет ошибочным сказать, что центральным в них является образ Петербурга. В повести «Шинель» писатель подробно описывает улицы этого города, его жителей. В своей трактовке этого города Гоголь сближается с традицией Достоевского, обнажая все негативные стороны Петербурга.

Образ Петербурга в повести шинель

Акакий Акакиевич

Главный герой – маленький человек. Подобные Башмачкину с легкой руки Пушкина вот уже более двухсот лет витают на просторах русской литературы. Гоголь не случайно использовал в качестве фона лицемерный, холодный Петербург. В повести «Шинель» образ Башмачкина не был бы столь трагичен, если б действие произведения происходило в маленьком провинциальном городке.

Забегая вперед, вспомним трагическую кончину Акакия Акакиевича. Маленького человека погубил петербургский климат и человеческая жестокость. Огромный город остался без Башмачкина, как будто бы в нем его и не было никогда. Исчезло существо незащищенное, никому не нужное, ни для кого не интересное. Умер человек, переносивший покорно канцелярские насмешки, но не смирившийся с потерей новой шинели. Башмачкин – ничтожная песчинка Петербурга. В повести «Шинель» образ этого героя символизирует низшую ступень в чиновничьей иерархии XIX столетия.

Гоголь когда-то работал в департаменте, подобно герою повести «Шинель». Образ Петербурга, созданный в этом произведении, — отнюдь не плод его воображения. Это образ неприятный, отталкивающий, который запечатлелся в сознании начинающего литератора в первые годы жизни в столице. При написании сочинения «Образ Петербурга в повести Гоголя «Шинель»» нужно привести некоторые факты из биографии писателя.

образ петербурга в повести гоголя шинель

Живой Петербург

Олицетворение — еще один прием, к которому прибегает Н. В. Гоголь. «Шинель» считается по праву центральной повестью в цикле, ведь именно здесь (как и в «Невском проспекте») город словно становится главным героем. После смерти героя «Петербург остался без Акакиевича». Но что удивительно, этого никто не заметил. Пропало существо, которое никому не было нужно.

Зато в городе, по отношению к которому Гоголь использует такие же слова, как к живому существу, ходят не люди, а воротники, шинели, сюртуки. Мотив вещности важен для всех повестей данного цикла.

Чиновник Николай Гоголь

В 1928 году начинающий писатель приехал в Петербург. Здесь с ним случилось то, что происходит со всеми честолюбивыми молодыми людьми, прибывающими в столицу. Даже самыми талантливым. Гоголь пережил глубокое разочарование. В Петербурге все было чужим, непонятным. Надежды молодого человека, который в то время мечтал стать артистом, не оправдались. Ниже приведены цитаты из повести «Шинель». Образ Петербурга, созданный в этом произведении, основан на личном опыте писателя.

В начале тридцатых годов он поступил на службу в департамент уделов. Здесь узнал о том, что такое петербургский чиновничий мир. Этот мир ему совсем не приглянулся. В нем было много лжи и лицемерия. Образ Петербурга в повести «Шинель» кратко можно так воссоздать: неприглядный, агрессивный город, поглощающий всех беззащитных и униженных.

образ петербурга в повести шинель цитаты

Образ Петербурга в повести «Шинель»

Образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Шинель»

В цикле петербургских повестей Гоголя Петербург показан через чиновничий класс. Это праздный, порочный и неискренний город, где такие люди, как Акакий Акакиевич и капитан Копейкин, совершенно беззащитны, а нос майора Ковалева делает успешную карьеру.

В «Шинели» читатель видит набросок городского пейзажа, когда Акакий Акакиевич идет в гости чуть ли не первый раз в жизни. Гоголь показывает Петербург не только как город, где человека распознают по одежде, а еще и город, где каждому по рождению и социальному положению суждено жить в определенной части города: «Сначала надо было Акакию Акакиевичу пройти пустынные улицы с тощим освещением, но по мере приближения к квартире чиновника улицы становились живее, населенней и сильнее освещены».

Далее Гоголь описывает три вида транспорта: «реже встречались ваньки с деревянными решетчатыми своими санками, утыканными позолоченными гвоздочками, — напротив, все попадались лихачи в малиновых бархатных шапках, с лакированными санками, с медвежьими одеялами, и пролетали улицу, визжа колесами по снегу, кареты с убранными козлами».

Гоголь часто пишет о Петербурге как о каком-то городе-мираже, городе- обмане. После двух бокалов шампанского Акакию Акакиевичу самая обычная женщина, может быть, даже легкого поведения, показалась прекрасной, он «даже подбежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою, которая, как молния, прошла мимо и у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения».

Но начиная с момента кражи шинели, меняется вся жизнь Акакия Акакиевича. Ему советуют обратиться к одному значительному лицу. Гоголь много раз повторяет словосочетание «значительное лицо», на протяжении 20 строк пять раз, и в комическом сочетании: «. а лучше всего, чтобы он обратился к одному значительному лицу, что значительное лицо, спишась и сносясь с кем следует, может заставить успешнее идти дело. Нечего делать, Акакий Акакиевич решился идти к значительному лицу. Какая именно и в чем состояла должность значительного лица, это осталось до сих пор неизвестным. Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом». Гоголь говорит, что у «значительного лица» нет имени, а есть лишь социальная принадлежность, и то неопределенная. Далее Гоголь говорит, что значительное лицо — хороший человек, «но генеральский чин совершенно сбил его с толку». Лицо отчитывает Акакия Акакиевича за несоблюдение процедуры прошения, и, когда Акакий Акакиевич высказал мнение, что «секретари того. ненадежный народ.», значительное лицо начинает кричать на Башмачкина: «Откуда вы набрались такого духу? откуда вы мыслей таких набрались? что за буйство такое распространилось между молодыми людьми против начальников и высших!». Здесь в очередной раз автор подчеркивает, что основой светской этики в Петербурге является чинопочитание, уважение к процедурам и верность системе.

Акакий Акакиевич, находясь в сильнейшем потрясении после разговора со значительным лицом, простудился, пришел домой, «весь распух и слег в постель». Вызванный врач «тут же объявил ему чрез полтора суток непременный капут».

Умирает герой в бреду, но в бреду есть намек на речь — никому не понятный и ни до кого не дошедший протест, бессильный и безрезультатный: он «сквернохульничал, произнося самые страшные слова, так что старушка хозяйка даже крестилась, отроду не слыхав от него ничего подобного, тем более что слова эти следовали непосредственно за слогом «ваше превосходительство»».

Петербург остался без Акакия Акакиевича и не заметил утраты. Далее Гоголь пишет, что в Петербурге появляется привидение в виде Акакия Акакиевича, которое настигает значительное лицо: «Вдруг почувствовал значительное лицо, что его ухватил кто-то весьма крепко за воротник. Обернувшись, он заметил человека небольшого роста, в старом поношенном вицмундире, и не без ужаса узнал в нем Акакия Акакиевича». Привидение даже разговаривает со значительным лицом: «А! так вот ты наконец! наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек, — отдавай же теперь свою!». Гоголь не без иронии пишет, как при этом «значительное лицо чуть не умер», растеряв от страха всю свою значительность, «мужественный вид» и «богатырскую наружность».

Есть в речи привидения и речи покойного Акакия Акакиевича некое сходство, но призрак говорит более складно, чем Башмачкин. На генерала подействовало привидение: «Это происшествие сделало на него сильное впечатление. Он даже гораздо реже стал говорить подчиненным: «Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами?»; если же и произносил, то уж не прежде, как выслушавши сперва, в чем дело». Далее повествователь передает городские слухи о том, будто по городу гуляет привидение. Гоголь с помощью фантастики стремится восстановить справедливость, навести подобие справедливости. В «Ревизоре» он для этого показывает немую сцену, в «Шинели» прибегает к фантастике. Он это делает сознательно, ведь это единственный возможный способ изменить действительность.

Гоголь делает следующий после Пушкина шаг в развитии жанра петербургской повести. Хоть у Пушкина и есть инородный Петербург, которого нет у Гоголя, но самое главное — то, что у Гоголя, как и у Пушкина, присутствует сострадание к маленькому человеку, призыв к добру, любви и принятию. Пушкин и Гоголь идут к этому разными путями, так как у Пушкина произведение в стихах, и он мог себе позволить авторское «я». У Гоголя объективная картина произведения, но повествователь, несмотря на форму третьего лица, очень близок к герою. Повествователь ведет игру с читателем: он припоминает дату рождения Акакия Акакиевича, рассказывает городские слухи, но самое для него главное — сделать так, чтобы читатель проникся к герою состраданием.

И Пушкин, и Гоголь в своих петербургских повестях делают Петербург и фоном, и местом действия, и героем. Оба писателя соединяют реалистичность с фантастикой.

Департамент

В начале повести рассказано о канцелярии, в которой трудится Башмачкин. В описании образа Петербурга в повести «Шинель» департамент и нравы его сотрудников играют немаловажную роль.

Итак, автор рассказывает о канцелярии, в которой работает главный герой. Название ее Гоголь не называет. Таких департаментов много в Петербурге. В сочинении по повести «Шинель» «Образ Петербурга» кратко нужно рассказать и о чинах в дореволюционной России. Было такое звание «титулярный советник». Оно не давало особенных привилегий, обладатели этого чина не пользовались уважением окружающих. Следующий в иерархии был коллежский асессор, но об этом звании Башмачкину и многим другим разночинцам оставалось лишь мечтать. Более высокий чин мог получить человек с дворянским происхождением, коего у Акакия Акакиевича, судя по его фамилии, не было.

Петербург — главный герой

Чтобы лучше понять, о чем повесть «Шинель», стоит подробно рассмотреть роль Северной столицы в сюжете. Петербург представлен местом, в котором невозможно жить полноценной жизнью. В таком мрачном и гнетущем городе, высасывающим из людей все хорошее, можно лишь бесцельно существовать. Здесь плохо пахнет, на улицы выбрасывают мусор и помои, а люди ютятся в крошечных квартирках. Не зря все иллюстрации к «Шинели» выполнены в тонах:

  • черных;
  • серых;
  • холодных;
  • белых.

Образ Петербурга в «Шинели» Гоголя отталкивает. Он представлен городом-призраком, на улицы которого лучше не выходить. Петербург будто старается избавиться от всех горожан — люди ему неугодны. В первую очередь ему мешают такие, как главный герой «Шинели» Акакий Акакиевич Башмачников.

Петербург безжалостно использует мороз, чтобы изжить ему подобных со своих улиц, заставляя их забывать обо всем, кроме вещей, на покупку которых уходит практически все мизерное жалование. Город отнимает и личность, заставляя людей смешиваться в одну безликую массу.

Башмачников представлен именно таким: непримечательным, бесхарактерным, незаметным. Петербург превратил его в существо, не вызывающее у читателя никаких эмоций.

Вечерний Петербург

Мелкий чиновник, подобный Акакию Акакиевичу, влачил жалкое существование. Так, Башмачкин получал жалованье в размере четырехсот рублей. Он был человеком бережливым, вел аскетичный образ жизни. Для того чтобы приобрести новую шинель, ему пришлось несколько месяцев голодать. Он отказался от чаепития, перестал пользоваться по вечерам свечами. Но Башмачкин словно не замечал своей нищеты. Работа, а именно переписывание бумаг, приносила ему несравненное удовольствие.

Гоголь добавил в произведение петербургский пейзаж. Сделал это не для того, чтобы придать своему повествованию яркость, художественность. Столичный пейзаж подчеркивает равнодушие Башмачкина ко всему, что его окружает. «Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованьем и собственной прихотью… Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению», — этими словами автор подчеркивает отчужденность главного героя от внешнего мира. Он живет и не замечает ничего, в его сознании — только буквы из документов, которые он на протяжении нескольких десятилетий старательно переписывает.

образ петербурга в повести шинель кратко

Роль городских пейзажей

Гоголь противопоставляет образ Петербурга образу родных сел Украины. Для него большой город — хищник, а за его красивыми фасадами скрываются алчность и бесчеловечность. Описывая городские пейзажи, Гоголь не зря затрагивает тему контрастов. Можно привести массу цитат из произведения «Шинель». Читатель видит, как рядом с шикарными домами соседствуют жалкие лачуги. Так и рядом с богачами живут бедняки. Автор выражает свое сострадание ко всем униженным и бесправным, создав на страницах повести «маленького» Акакия Акакиевича.

Через равнодушие Башмачкина к красоте Петербурга Гоголь передает его бесстрастие к жизни. Он не замечает ничего вокруг и обращает внимание только на буквы в документах, которые переписывает день за днем. Единственное, что смогло вывести Акакия из оцепенения, — нужда.

Промозглый холод Петербурга заставляет одеваться по погоде, а шинель Башмачкина требовала замены.

Покупка новой стала для героя основной целью на долгое время. Но что это за жизнь, в которой главное — приобрести шинель?

Еще материалы по повести «Шинель»:

  • Краткое содержание повести «Шинель» для читательского дневника
  • Характеристика главных героев повести Гоголя «Шинель»
  • Сочинение по повести Н. В. Гоголя «Шинель» (литература, 7 класс)
  • Раскрытие образа маленького человека в повести Гоголя «Шинель»
  • Мечта и реальность в повести Н. В. Гоголя «Шинель»
  • Борьба жестокости и доброты в повести Н. В. Гоголя «Шинель»
  • Краткое содержание повести «Шинель» Николая Гоголя
  • История создания и анализ повести Гоголя «Шинель»
  • «Шинель» (Н. Гоголь) — цитаты для сочинения
  • Образ Акакия Акакиевича Башмачкина в повести Гоголя «Шинель»

Зимний город

Невзгоды могут настигнуть каждого. И большого, и маленького чиновника, и титулярного, и статского советника. Все же чаще они встречаются на жизненном пути такого маленького человека, как Башмачкин. Действие повести происходит зимой. Иначе Гоголю не удалось бы создать столь проникновенный образ маленького чиновника на фоне большого равнодушного города.

Никто не видел Башмачкина когда-либо на каком-нибудь вечере. Переписав очередной документ, он ложился спать, засыпал в предвкушении завтрашней работы. Так бы и протекала мирная жизнь маленького чиновника, если б не чрезвычайная ситуация, которая может случиться в жизни не только титулярного советника, но и действительного, и тайного, и даже надворного. Более того, нечто подобное могло бы произойти и с большим чиновником, который советов не дает, да и сам в них не нуждается. Все-таки «вечные титулярные советники» более подвержены ударам судьбы.

Кто самый страшный враг чиновника, получающего четыреста рублей в год? Гоголь, сатирически изобразив мир начальников и подчиненных столичных департаментов, отвечает на этот вопрос так: петербургский северный мороз. Башмачкин так бы и не заметил, что его шинель, которую молодые чиновники давно прозвали капотом, совсем пришла в негодность. Однако ударили сильные морозы, и он понял: пора идти к портному. Так начался новый, счастливый период в жизни Акакия Акакиевича. Впрочем, продолжался он недолго.

описание образ петербурга в повести шинель

Новая шинель

Маленький одинокий человек, получающий ничтожное жалование, особенно беззащитным становится в холодную пору. Сильный петербургский ветер пробирает его до костей. Башмачкин, обитающий в мире каллиграфии, осознает необходимость приобретения новой, добротной шинели. У него появилась цель. Как сказал Гоголь, «огонь порою показывался в глазах его». Каждый день он являлся к портному, дабы узнать о судьбе будущей шинели. Наконец она готова.

Башмачкин является в департамент, где его поздравляют с обновкой. Начальник приглашает титулярного советника на именины. Вечером маленький чиновник, который ранее никогда не посещал званых вечеров, отправляется на другой конец Петербурга. Он видит то, чего ранее не замечал. Башмачкин уже несколько лет не выходил по вечерам на улицу. Он останавливается с любопытством возле магазинов, его поражает красивая женщина, изображенная на витрине. Петербургский пейзаж предстает перед Башмачкиным во всей красе. Здесь изображение улиц и бульваров большого города используется автором в качестве отражения внутреннего мира героя. Акакий Акакиевич счастлив, а потому и Петербург ему кажется прекрасным.

Ирония и бездуховность

С состраданием в повести соседствует ирония. Герой не только незаметен, но и мягок до бесхарактерности.

Он слишком добр и спокоен, чтобы как-то отвечать на нападки сослуживцев и начальства. Возможность повышения по службе его пугает, поскольку ответственность в виде внесения правок в переписываемые документы кажется непосильной. Предложение другой должности остается отвергнутым. Акакий Акакиевич предпочитает свою роль жертвы, где ему комфортно.

Отсутствие духовной жизни Гоголь подчеркивает особенно. Речь Башмачкина состоит из междометий и предлогов, никаких длинных и законченных предложений нет. Единственное, перед чем он практически преклоняется, что боготворит, — новая шинель. Почти все окружающие героя люди:

  • жестоки;
  • властолюбивы;
  • не умеют сострадать.

Когда место Акакия Акакиевича освобождается, на него сразу находится другой претендент. Его отличительной чертой будет лишь красивый почерк.

Повесть «Шинель» — произведение, характерное для Гоголя. Мистическим элементом здесь будет не только появление беспокойного духа после смерти Башмачкина, но и сам Петербург. Город оживает на страницах повести, превращаясь в злобное и враждебное существо. Прием олицетворения позволяет увидеть отношение автора ко всему происходящему и основные идеи повести. Описание городских пейзажей помогает читателям уловить бесчеловечность и жестокость среды, где живут «маленькие люди».

Трагедия Башмачкина

Но уже к ночи Петербург снова приобретает мрачные оттенки. Гостеприимный дом начальника Башмачкин покидает в благоприятном расположении духа. Но на пустынных ночных улицах его радость сменяется тоской и страхом. Акакий Акакиевич возвращается домой по той части Петербурга, которая даже в дневное время неприглядна. Фонари мелькают все реже, повсюду деревянные дома, заборы… И ни души.

Вдали мелькает огонек, но он кажется слишком далеким Акакию Акакиевичу. Чиновника охватывает недоброе предчувствие. Внезапно перед ним возникают люди с усами, и он слышит фразу: «А ведь шинель-то моя!» Так закончился счастливый период в жизни маленького жалкого чиновника.

образ петербурга в повести гоголя шинель

Месть Акакия Акакиевича

Петербург – город большой, многолюдный. Башмачкин – человек маленький и неприметный. Тем не менее спустя несколько дней после его смерти по городу распространяются слухи о мертвеце, который бродит около Калинкина моста. Это тот самый Башмачкин. При жизни он не видел ни сочувствия, ни справедливости. После смерти же решил отомстить обидчикам. Покойник, который всего за несколько дней привел в ужас весь петербургский чиновничий мир, исчез лишь после того, как встретил то самое значительное лицо и сорвал с него дорогую шинель.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: