Характеристика главных героев романа Достоевского «Бедные люди»

Творчество Ф.М. Достоевского высоко ценится как в нашей стране, так и за рубежом. Достоевский – один из первых писателей, кто поднял тему сознания маленького человека, зачастую неприглядного, с множеством недостатков, но со своими достоинствами и богатствами души. Первым романом, с которым дебютировал будущий мастер, стал роман «Бедные люди». Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом этого произведения, и разобраться, в чем состоит новаторство Достоевского и каковы особенности его творческого метода.

История создания

История написания романа «Бедные люди» знаменательна интересными фактами из жизни писателя:

  1. Первый роман Достоевского был опубликован 21 января 1846 года в «Петербургском сборнике» Н.А. Некрасова, и имел большой успех. Однако задумывался он гораздо раньше. Есть сведения, что ещё в пору обучения Достоевского в Инженерном Институте. Но первым письменным упоминанием начатой над романом работы становится письмо к старшему брату Михаилу в 1844 году.
  2. В письме к брату Фёдор Михайлович писал о необычной форме романа – 54 письма. Однако главным предметом его гордости стало то, что читатель не видит автора на протяжении всего повествования. Герои сами рассказывают собственную историю, что позволят автору остаться в тени и создать ощущение живости персонажей. Читатель будто знакомится с перепиской двух реально существующих людей.
  3. После того, как роман прочёл Д.М. Григорович, уже к тому времени напечатавший свой очерк «Петербургские шарманщики», он отдал его Н.А. Некрасову, и оба, восхищённые романом нового автора, поспешили тут же сообщить ему о своих впечатлениях – в 4 часа утра.
  4. Так, дебют «Бедных людей» сделал Достоевского известным, но материал к роману был набран им ещё в детские годы, когда он наблюдал за работой отца в больнице для бедных.
  5. Роман был переписан множество раз, и доставил автору немало трудностей, в письме к брату Михаилу он сообщает: «…(роман) задал мне такой работы, что если бы знал, так не начинал бы его совсем.»

Художественные особенности[ | ]

Эпиграф[ | ]

Эпиграфом к произведению («Ох уж эти мне сказочники! Нет чтобы написать что-нибудь полезное, приятное, усладительное, а то всю подноготную в земле вырывают!..») были выбраны строки из повести Владимира Одоевского «Живой мертвец», впервые опубликованной 3 февраля 1844 года в «Отечественных записках»[50]. Выбор эпиграфа, в частности, объясняется словами Макара Девушкина: «полно <?…> о себе одном думать, для себя одного жить <?…> оглянись кругом, не увидишь ли для забот своих предмета более благородного, чем свои сапоги!». Достоевский выбрал произведение, в котором поднималась проблема «круговой поруки» людей, связи отдельных поступков каждого человека с жизнью общества в целом[8].

Эпистолярная форма[ | ]

Роман представляет собой переписку его главных героев — Макара Девушкина и Вареньки Доброселовой. Эпистолярные романы характерны для просветительской прозы, известными примерами которой являлись «Юлия, или Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо, «Страдания юного Вертера» Иоганна Гёте, «Тереза и Фальдони, или Письма двух любовников, живущих в Лионе» Н. Ж. Леонара. Отличие европейских романов от произведения Достоевского состоит в том, что в них переписку ведут интеллектуальные герои. Создавая «Бедных людей», Фёдор Михайлович не подражал европейским аналогам и не полемизировал с ними[6]. Речь героев, изобилующая уменьшительными формами и отличающаяся сентиментальной чувствительностью, близка тому языку, который использовали в своих письмах родители Достоевского[51]. С начала учёбы в Петербурге Достоевский состоял в переписке с отцом и братом Михаилом, в которой постоянно сетовал на бедность[6].

На выбор формы произведения повлиял и созданный образ главного героя, склонного к сочинительству[52]. Эпистолярная форма помогла как более точно передать социальную судьбу «бедных людей», так и максимально возможно выразить их внутренний мир. При помощи романа в письмах Достоевский смог объединить описательный материал с эмоциональным. Писатель одновременно применяет методы тонкого микроанализа человеческой души, характерные для сентиментальных романов, и приёмы психологического романа-исповеди 1830—1840-х годов. Вместо автора говорят сами персонажи, что позволяет характеризовать их уровень духовной жизни, силу и слабость ещё и по используемому языку[53].

Предмет художественного анализа[ | ]

Ещё первые критики сразу отнесли роман к натуральной школе, опираясь на то, что главными действующими лицами произведения стали «маленькие люди». Кроме того влияние Гоголя было заметно в стиле текста, речи его персонажей. Однако, молодой Достоевский обратился к «психологическому» или «сентиментальному» натурализму. Главным открытием автора и одновременно предметом его художественного анализа стало самосознание человека. Достоевский рассказал читателям про «амбицию» бедного человека, его оскорбленную гордость и жажду самооправдания. Автор позволил бедным людям рассказать о себе[6]. Достоевский поместил двойственный петербургский мир бедности и роскоши в сознание «маленького человека» и позволил ему высказаться[54].

Майков отмечал, что автору «Бедных людей» общество интересно по влиянию на конкретную личность[54]. В 1847 году в газете «Московский городской листок» Аполлон Григорьев в статье «Гоголь и его последняя книга» продолжает рассматривать «Бедных людей» как произведение «сентиментального натурализма»[55]. Белинский отмечал, что автор «Бедных людей» является одним из крупнейших талантов «натуральной школы»[56].

Признаки времени[ | ]

Исследователями творчества писателя в романе было о. Определённые социально-этнографические ряды влияют на внутрихудожественные связи произведения и его сюжетообразующие ходы[57]:

  • фольклорный: сказки, театр уличного шарманщика, крестьянские посиделки;
  • ритуально-бытовой: обряды, свадьба;
  • хозяйственно-культурный: вязание на спицах, вышивание, шитьё, переписывание[57].

Город. Этнография[ | ]

По словам Белинского, произведение стало первой попыткой создания в России социального романа из жизни города[58]. В письмах главных героев постепенно возникает панорама Петербурга, отличающегося этнографической пестротой[58]. В романе присутствуют или упоминаются представители около ста пятидесяти сословно-классовых и профессионально-трудовых rрупп и прослоек. Среди них рабочие-артельщики и пьяные мужики на Фонтанке, извозчики, крестьяне, дети-сироты и дети-нищие, разного рода бедные постояльцы и жильцы, служанки, кухарки, горничные, лакеи, чиновники разных классов, помещицы и купчихи; процентщики и ростовщики, превосходительные начальники, генералы и многие другие[59].

Фольклор[ | ]

Фольклор для Достоевского послужил ещё одним голосом действительности. В переписке главных героев так или иначе отражены многие жанры и виды народно-поэтического творчества[60]. Фольклорные элементы и бегло упоминаются, и подробно разбираются, и являются принадлежностью речевогo стиля героев[61]. Уже современники обратили внимание на сделанный Достоевским упор на устную, живую речь, городское просторечие[54]. Неподдельная простота языка главных героев соответствует различному «пролетариату столицы»; фольклоризм в письмах отражен в той же степени, в которой он был свойственен этой социальной среде[10].

Жанр и направление

Направление этого романа, как и многих последующих произведений Достоевского, можно отнести к реализму, с элементами сентиментализма (герои много и восторженно говорят о чувствах и придают им важное значение) и романтизма (герои не поняты и одиноки, общество враждебно к ним, а реальности они предпочитают мечту). Автор описывает окружающую действительность героев и реальные сцены из жизни малообеспеченных петербуржцев. Как бы опираясь на традицию физиологического очерка, он даёт фактически документальное описание города. Это позволяет Достоевскому тщательно описать фон, на котором разворачиваются судьбы главных и второстепенных героев. Такой способ описания максимально приближает его роман к реальной жизни. И читатели могут увидеть всё то, что им хорошо знакомо и близко на страницах произведения, а значит, лучше понять чувства, жизнь и мотивы героев.

Жанровую принадлежность Достоевский определил сам, озаглавив произведение «Бедные люди» как роман. Автор хотел показать не только внешнюю жизнь героев, но и жизнь внутреннюю, поэтому произведение можно назвать эпистолярным романом, так как герои в нём ведут переписку, из которой мы узнаём об их личном взгляде на происходящие внешние события их жизни. Новаторство Достоевского проявилось впервые в этом произведении в том, что он не просто описал «маленького человека» как социальный тип, но показал его внутреннюю, очень индивидуальную жизнь, и то, как эта жизнь может быть противопоставлена жизни внешней.

Критики относили «Бедных людей» к натуральной школе, в тексте заметно влияние Н. В. Гоголя, который исследовал эту тему. Однако у Достоевского главным становится психологический, а не социальный портрет «маленького человека». Он не просто написал о бедных людях, но дал им высказаться самим!

Композиция и конфликт

Композиционно «Бедные люди» – это роман в письмах. Однако в середине повествования читатель знакомится с дневником главной героини – Варвары Добросёловой. Из него мы узнаём о событиях её прошлой жизни и других героях. Таким образом, композицию романа можно представить, как переписку, которая прерывается, чтобы включить в себя небольшой рассказ, а затем снова возобновляется.

Конфликт, главным образом, строится на противопоставлении внешнего бедного и ужасного мира, в котором живут герои, и их богатого и уникального внутреннего мира. Макар Девушкин не может помочь сироте и сделать кого-то счастливым, потому что его материальное положение не позволяет ему позаботиться даже о себе. Варвара не имеет возможности сделать приятное в ответ, и вынуждена работать, пренебрегая слабым здоровьем ради заработка. Эти люди вынуждены выживать, при этом в их душе хранятся настоящие сокровища доброты и милосердия.

Суть: о чем роман?

«Бедные люди» – это роман не только о социальной несправедливости, но и о мироощущении людей, которые оказались практически за чертой бедности. Они вынуждены выбиваться из последних сил, и не могут строить свою жизнь в соответствии со своими внутренними склонностями и способностями, которыми наделила их природа, но лишь сражаться за полунищенское существование.

Главные герои – Макар Девушкин и Варвара Добросёлова — ведут переписку, в которой сообщают о своём отношении к повседневным событиям, делятся своими представлениями и мечтами, обсуждают литературные предпочтения и рассказывают друг другу о своей прошлой жизни. Их постигают различные несчастья, всё больше увеличивающиеся к концу романа. Варвара для Девушкина практически смысл жизни, он хочет помочь ей, тем самым и свою жизнь старается организовать так, чтобы ему удавалось оказывать эту помощь.

Девушка старается отвечать ему тем же, подрабатывает шитьём, но этих денег недостаточно, к тому же слабое здоровье часто не позволяет Варе работать. В конце мы видим, как она, уставшая, из последних сил выбиваться из нищеты, и обеспокоенная тем, что Макар тратит на неё последние деньги, решает принять предложение и стать женой своего бывшего обидчика Быкова, который обесчестил её. Девушкин против такого выбора, он старается отговорить свою воспитанницу, но Варя всё-таки не меняет своего решения.

В последнем письме Макар пишет о свих чувствах, об ощущении потери. Ведь теперь Девушкину не для кого стараться жить, некого делать счастливым. Он остаётся глубоко одиноким человеком. Так же, как и Варвара – у Быкова нет цели сделать её счастливой. Более того – вероятно, что она не выдержит дороги и умрёт от чахотки.

Подробнее о содержании романа «Бедные люди» Многомудрый Литрекон написал в пересказе по письмам.

Действующие лица

  • Макар Алексеевич Девушкин — чиновник средних лет. Небогат. Чувствителен. Семьи нет.
  • Варвара Добросёлова — бедная девушка с образованием. Сирота.
  • Господин Быков — обеспеченный человек, низменный и безнравственный.
  • Горшков — молодой мужчина, жених Вареньки Добросёловой.
  • Пётр Покровский — юноша, бывший студент. Болен туберкулёзом (чахоткой).
  • Анна Фёдоровна — родственница Вареньки, жестокая женщина.
  • Ратазяев — малоуспешный и не слишком талантливый писатель. Сосед Макара Девушкина.
  • Федора — женщина, которая даёт Вареньке Добросёловой приют.

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе «Бедные люди» тем и интересна, что герои говорят о себе сами, и мы можем не только узнать мнение автора о них, а услышать их голоса.

Макар ДевушкинТитулярный советник. У него есть склонности к литературе, хоть он мало в ней разбирается. Добрый и сострадательный, может отдать последние деньги, чтобы помочь кому-то, кто в этом нуждается. Склонен видеть в окружающих врагов, болезненно переживает косые взгляды и подшучивания над ним. На работе чувствует себя крайне скованно, и боится даже поднять от бумаг глаза. Не может считать себя равным другим людям, и всегда боится быть осмеянным: «А что люди скажут?» Иногда в нём просыпается желание бунтовать против несправедливости и жестокости людей. Но он не в силах совладать с собственными чувствами, и его бунт заканчивается тем, что он выпивает лишнего на последние деньги. Единственной радостью и смыслом существования для него становится Варенька. Он глубоко страдает, потеряв её.
Варвара ДобросёловаВаренька – молодая девушка, оставшаяся сиротой. Её обманула богатая помещица Анна Фёдоровна, которая сначала приютила их с матерью после смерти отца, но потом стала попрекать и пользоваться их зависимым положением. Девушка не хочет быть обузой для Макара, зная, что он отдаёт ей последнее. Всеми силами она старается заработать и ответить ему благодарностью. В отличие от Макара, Варю можно назвать более решительной и сильной девушкой. В письмах она часто делает ему замечания, бывает строга, но всегда отвечает благодарностью за то добро, которое он для неё делает. Она знакомит Девушкина с хорошей литературой. Ради Макара Девушкина и, чтобы восстановить свою репутацию, она выходит замуж за Быкова, потому что понимает, что Девушкин никогда не оставит заботу о ней, хотя сам нуждается в помощи.

Второстепенные герои и их характеристика:

Пётр ПокровскийПётр стал первой любовью Вареньки. Это – молодой, очень начитанный человек, который тоже жил в доме Анны Фёдоровны. Главной ценностью в жизни Петра были книги – в особенности он любил Пушкина.
Господин БыковПодлый и неприятный человек, способный на подлость. Быков подвергает позору имя Вареньки. Из-за его сговора с Анной Фёдоровной, она вынуждена была съехать.
Быков откровенно говорит Варе, что предлагает ей руку исключительно из соображений личной выгоды – ему нужен наследник и жена, чтобы лишить наследства «племянника-негодяя». Как только он получает от неё согласие, то начинает вести себя ещё неприятнее прежнего: торопит Варю со свадьбой, к самому событию относится как нестоящему внимания делу, которое нужно поскорее завершить. Книг не читает и относится к ним крайне отрицательно и пренебрежительно, что характеризует его как человека ограниченного.
Анна ФёдоровнаАнна Фёдоровна – богатая помещица, которая приютила после смерти отца Вари и её мать. Она обвиняет отца семейства в глупости и недальновидности. Негативно о нём отзывается. Позже выясняется, что её цель – продать Варю богатому помещику. Она сводница, которая специально содержит у себя в доме молодых девушек. У неё также воспитывается племянница Саша. Анна Фёдоровна, увидев, что Варя отказывает Быкову, обвиняет её в том, что она сама не смогла защитить свою честь, и упустила возможность устроить жизнь.

Краткое содержание романа «Бедные люди» подробно по главам.

Апреля 8.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Макар Девушкин очень обрадовался, когда Варвара Алексеевна, его ангельчик, выполнила просьбу: загнула уголок занавески на своем окне. Он живет напротив и теперь сможет иногда видеть милое личико Варвары. Только глаза уже не те, стар стал, ничего разглядеть не получается. Остается догадываться: опущена занавеска, значит, спать пора, загнута – с добрым утром!

Автор: Федор Михайлович Достоевский

Девушкин недавно переселился на новое место. Он снимает комнату на кухне за перегородкой. Здесь шумно и много людей, зато недорого.

Мужчина отправляет Варваре Доброселовой в подарок фунтик конфет, а еще горшки с бальзамином и геранью.

Апреля 8.

Письмо Варвары Доброселовой к Макару Алексеевичу.
Варваре очень нравятся цветы, но ей нечем отблагодарить своего друга, который тратит на нее последние деньги.

А занавеска зацепилась совершенно случайно, Варвара про нее вовсе не вспоминала.

Девушка переживает, что Макару Девушкину будет сложно привыкнуть к новому дому: он любит уединенье.

Она приглашает своего благодетеля в гости.

Апреля 8.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Девушкину досадно, что он придал такое большое значение занавеске. Он приходится Варваре дальним родственником и питает к ней отеческую любовь.

Макар Алексеевич согласен, что на прежней квартире ему было лучше, но ничего, он не избалован.

Девушкин стесняется идти в гости, потому что люди начнут спрашивать, интересоваться, куда он ходил. Они все не так истолкуют. Он предлагает увидеться на всенощной.

Апреля 9.

Письмо Варвары Доброселовой к Макару Алексеевичу.
Варвара Алексеевна нисколько не хотела обидеть своего друга. Девушка очень высоко ценит поступок Макара Алексеевича, он защитил ее от подлых людей.

Варвара заболела и снова просит своего благодетеля прийти в гости, – какое дело до того, что скажут люди!

Апреля 12.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Девушкин переживает за Варвару Алексеевну: она совсем не бережет свое здоровье.

Он рассказывает про свой новый дом. Здесь чистая и широкая парадная лестница. Зато черный вход – неприятное место: грязная винтовая лестница, жирные стены, везде мусор и дурной запах. В комнатах душно, но со временем привыкаешь. В доме живут самые разные люди: картежник мичман, чиновник литератор Ратазяев. Хозяйка – гадкая женщина, совсем не щадит горничную Терезу. Еще здесь живет семья бедняков. Отец – бывший чиновник Горшков, замешан в одном судебном процессе, мать и трое детей.

Апреля 25.

Письмо Варвары Доброселовой к Макару Алексеевичу.
Варвара рассказывает об Анне Федоровне. Эта ее дальняя родственница. Она приютила ее с матушкой в трудный период. С тех пор Анна Федоровна упрекает Варвару в неблагодарности. Эта женщина утверждает, что Варвара сама виновата в том, что не защитила свою честь. Хотя все несчастья случились по вине одной Анны Федоровны!

Мая 20.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Макар Девушкин посылает своему ангельчику немного винограда и розанчиков. Федора лжет, что он продал новый вицмундир. У него все благополучно.

Макар Алексеевич желает скорейшего выздоровления Варваре и обещает устроить встречу вне дома, чтобы избежать сплетен.

Июня 1.

Письмо Варвары Доброселовой к Макару Алексеевичу.
Варвара отыскала тетрадочку, в которой записывала некоторые моменты из биографии. Она хочет поделиться своими воспоминаниями с Макаром Алексеевичем и отправляет ему тетрадь.

Девушкин давно интересовался прежним житьем Варвары Доброселовой и с удовольствием стал читать.

I.

Мы жили в деревне князя П-го. Батюшка управлял большим имением, а матушка вела хозяйство.

Когда мне исполнилось 12 лет, старый князь умер, а наследники отказали в должности батюшке. Мы были вынуждены уехать в Петербург. У батюшки здесь были свои деньги в оборотах у частников, он постоянно занимался делами.

Через три месяца меня отдали учиться в пансион. Сначала было тяжело: гувернантки кричали на меня, девицы дразнили. Уроки мне давались с трудом. Батюшка последние силы на меня отдавал, а сам становился все мрачнее: дела у него совсем не шли.

Матушка стала болеть. Родители попрекали меня тем, что я нерадивая ученица. Заботы и огорчения измучили отца, он кругом задолжал. Отец умер, когда мне было 14 лет. Для нас с матушкой это был большой удар.

Сразу после смерти отца явились кредиторы. Мы остались без дома и пропитания. Нас приютила наша дальняя родственница Анна Федоровна.

II.

В собственном доме Анны Федоровны, кроме нас, проживала моя двоюродная сестра Саша и бедный студент Петр Покровский. Хозяйка часто была занята, к ней заходили разные люди по каким-то вопросам, но чем именно она занималась, неизвестно.

Хозяйка часто упрекала нас в неблагодарности.

Матушка плакала и чахла на глазах: болезнь точила ее. Мы целыми днями шили на заказ. Нам нужны были собственные средства на непредвиденные расходы. Мы надеялись когда-нибудь переехать в другое место.

Я вместе с Сашей училась у Петра Покровского. Слабое здоровье не позволяло ему ходить в университет. Он зарабатывал тем, что давал уроки, а на вырученные деньги покупал книги.

Иногда к Петру Покровскому приходил его отец – Захар Петрович. Мать Петра умерла довольно рано. Когда мальчику было 10 лет, его отец снова женился. Помещик Быков – принял ребенка под свое покровительство и поместил в школу.

Быков – благодетель семьи Покровских, и близкий друг Анны Федоровны. Когда Петр стал старше, Быков помог ему устроиться к Анне Федоровне. Старик Покровский безмерно любил Петеньку, но сын не всегда был приветлив с отцом. Захар Петрович часто приходил в пьяном виде и отвлекал от занятий. Иногда старик Покровский заставал сына в хорошем расположении духа – для отца это было настоящее счастье!

Матушке становилось все хуже. Я ухаживала за ней, и на вторую ночь совсем утомилась. К нам в комнату вошел Покровский и заставил меня поспать хотя бы два часа. На следующую ночь он опять зашел и принес книгу. У нас завязалась дружба. Матушке становилась лучше.

Через неделю у Покровского день рождения! У меня было 30 рублей, заработанных рукодельем, и я решила приобрести полное собрание сочинений Пушкина для своего друга.

Я сторговалась на Гостином дворе, но мне все еще не хватало 2 рубля с полтиною. Здесь же я встретила отца Покровского, он тоже выбирал подарок для сына. Мы сложились и приобрели все одиннадцать книг.

В день рождения Покровского все веселились. Захар Петрович хотел порадовать сына, показать ему, что он исправился и больше не тратит деньги на пьянство. Старик был счастлив, когда я предложила ему подарить все книги от своего имени, как будто он сам их купил. Петр, конечно, догадался, чья это была идея с подарком.

Спустя 2 месяца Покровский заболел, и вскоре чахотка сразила его. Захар Петрович обезумел от горя.

Смерть приближалась и к моей матери.

Июня 11.

Письмо Варвары Доброселовой к Макару Алексеевичу.
Девушка благодарит своего друга за прогулку. Она долго болела и давно не видела зелени. Сегодня Варвара опять плохо себя чувствует, и Федора тоже захворала.

Варвара Доброселова просит Макара Алексеевича чаще приходить в гости.

Июня 12.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Девушкин пишет о том, как над ним зло шутили на службе. Его называли крысой, из-за того он занимается только тем, что переписывает бумаги. Но кто-то же должен переписывать!

Июня 20.

Письмо Варвары Доброселовой к Макару Алексеевичу.
Девушка предлагает сделать хорошую покупку: новый форменный вицмундир. Костюм Макара Алексеевича никуда не годится.

Девушкин просил Варвару прислать продолжение ее дневника, но ей еще очень больно вспоминать об этом, хоть и прошел год, как умерла ее мать.

Анна Федоровна обещает заставить Быкова загладить всю вину перед Варварой Алексеевной.

Июня 21.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Девушкин просит Варвару принять его подарок: четыре рубашечки.

Сегодня он идет к Ратазяеву. У соседа будет литературный вечер.

Июня 22.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Макар Девушкин делится печальным известием: сегодня у Горшкова умер ребенок. Как они бедно живут!

Июня 25.

Письмо Варвары Доброселовой к Макару Алексеевичу.
Варвара Алексеевна критикует книжку, которую Девушкин давал ей почитать. Она недоумевает, неужели подобная литература нравится ее другу?

Июня 26.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Девушкин отвечает, что эту книгу еще не читал, а только немного просмотрел. Ему показалось, что эта книга может развеселить его ангельчика.

Ратазяев обещал Макару Алексеевичу дать почитать чего-нибудь стоящего: скоро и Варвара будет с книжками. Сосед литератор пишет немного затейливо, но очень хорошо и получает хорошие деньги за писательство.

Девушкин бывает на литературных вечерах, но часто и слова вставить не может, сидит как болван.

Он посылает Варваре Алексеевне фунтик конфет.

Июня 27.

Письмо Варвары Доброселовой к Макару Алексеевичу.
Федора через своих знакомых предлагает Варваре Алексеевне хорошее место гувернантки. Девушка не знает, согласиться, или нет, спрашивает мнение своего друга. Неизвестно, какие там люди.

Она посылает Макару Алексеевичу книгу «Повести Белкина», и просит тоже чего-нибудь почитать, только не Ратазяева.

Июня 28.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Девушкин категорически против того, чтобы его Варенька работала гувернанткой. Вся его жизнь состоит из писем, он живет радостями и заботами Варвары Алексеевны.

Макар Алексеевич защищает Ратазяева: он очень достойно пишет.

Июля 1.

Письмо Варвары Доброселовой к Макару Алексеевичу.
Варвара Алексеевна считает, что ей стоит пойти в гувернантки, чтобы самостоятельно зарабатывать себе на хлеб. Она переживает за своих близких: Федора постоянно в работе, Макар Алексеевич тратит последнее. А она ничем не может помочь.

Июля 1.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Девушкин снова уговаривает Варвару остаться. Он так к ней привязался. Как же он будет жить без своего ангельчика?

Макар Алексеевич прочитал «Станционного смотрителя», он сравнивает себя с Самсоном Выриным.

Июля 6.

Письмо Варвары Доброселовой к Макару Алексеевичу.
Варвара Доброселова шьет жилетку для своего друга и высылает ему еще одну книгу. Просит прочесть повесть «Шинель».

Макар Алексеевич предлагает пойти в театр, но Варвара считает, что достаточно дорогое развлечение.

Федора рассказала Варваре, что у Девушкина долги за квартиру.

Июля 7.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Макар Девушкин вспоминает, как однажды влюбился в одну актриску. Он был молод, сдружился с одной задорной компанией, пошел с ними в театр.

Девушкин не мог разглядеть эту актриску со своего места, но слышал, ее звонкий, медовый голос. Потом нанимал извозчиков, чтобы проехать мимо ее дома, покупал ей духи, наконец, влез в долги и бросил эту затею.

Июля 8.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Девушкин возвращает Варваре книжку с повестями. Он называет «Шинель» пустым примером из повседневного быта. Автор нисколько не защищает главного героя. Как-то неправдоподобно.

Июля 27.

Письмо Варвары Доброселовой к Макару Алексеевичу.
Варвара Алексеевна узнала, что ее друг взял вперед жалованье и продал свой костюм, когда она болела.

Девушкин опустился до пьянства. Варвара просит объяснений: что случилось с ее другом?

Июля 28.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Девушкин просит своего ангельчика не беспокоиться. На службе об этом происшествии никто никогда не узнает. У Макара Алексеевича действительно долги, и его костюм весь износился.

Июля 28.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Девушкин вот уже целый месяц сводит концы с концами. Хозяйка его ругает, срамит. Теперь все соседи знают о его дружбе с Варварой Алексеевной. Бедный чиновник не находит себе места от стыда. Узнав от Федоры, что один офицер оскорбил Варвару недостойным предложением, Макар Алексеевич совсем потерял голову.

Девушкин пьянствовал с Емельяном Ильичем. Емеля – бывший чиновник, его исключили со службы. На третий день Макар Алексеевич явился к этому офицеру в пьяном виде. Его, конечно, выгнали.

Июля 29.

Письмо Варвары Доброселовой к Макару Алексеевичу.
Варвара Алексеевна приглашает своего друга на обед.

Августа 1.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Девушкин рассуждает о бедном человеке. Для бедного человека очень важно мнение чужих людей, бедный человек взыскателен, он на все по-другому смотрит. У бедного человека есть свои принципы и амбиции.

Макар Алексеевич подозревает, что Ратазяев выдал его на работе.

Августа 2.

Письмо Варвары Доброселовой к Макару Алексеевичу.
Варвара пишет, что не стоит беспокоиться и обращать внимание на то, что подумают люди. У них с Федорой много работы: финансовое положение скоро поправится.

Августа 3.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Девушкин хочет занять денег вопреки советам Варвары Алексеевны. Его коллега Емельян Иванович, подсказал, что у Петра Петровича можно взять займ под небольшой процент.

Но Петр Петрович будто бы не замечает Девушкина. Бедному чиновнику нечего заложить, и Петр Петрович отказывает в помощи.

Емельян Иванович пообещал, что, порекомендует Девушкина одному человеку на Выборгской, который тоже дает под проценты.

Августа 4.

Письмо Варвары Доброселовой к Макару Алексеевичу.
У Варвары Алексеевны беда. Ей нельзя больше оставаться на этой квартире. К ней приходил один пожилой человек – дядя того офицера. Он недоволен поведением своего племянника и готов взять Варвару Алексеевну под свою защиту. Варвара твердо решила переехать. У нее есть просьба к Макару Девушкину. Девушка хочет, чтобы он взял займ несмотря на большие проценты.

Августа 4.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Девушкин обещает сделать все, чтобы найти деньги. Он непременно займет сорок рублей ассигнациями. Чиновнику и самому стыдно ходить на службу: ни новых сапог, ни шейного платка, пуговицы все обсыпались.

Августа 5.

Письмо Варвары Доброселовой к Макару Алексеевичу.
Варвара посылает Девушкину немного денег, чтобы хоть как-то дожить до следующего дня. Ничего, что не получилось взять в долг. Эти злые люди везде ее найдут, если захотят. Переезд – это не выход.

Девушка призывает своего друга не отчаиваться!

Августа 5.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Чиновник тяготится своим положением.

Он уверен, что шинель и сапоги нужны только для репутации. Его беспокоит то, что подумают люди, когда увидят его в морозный день без шинели.

Бедный чиновник отправился на Выборгскую, чтобы занять денег у Маркова. На улице слякоть, все в грязи, а у самого Воскресенского моста случилась беда: на сапоге оторвалась подошва.

В доме Маркова с самого начала все пошло не так. Недовольный будочник нагрубил, собачонка облаяла, а у порога Девушкин споткнулся о какую-то бабу: она разливала молоко, да все пролила мимо.

Марков не дал взаймы.

Августа 11.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Девушкин сокрушается о потере своей репутации. Кто-то из соседей нашел письмо-черновик, которое Макар Алексеевич писал к Варваре. Вечером его прочли у Ратазяева на литературном собрании. Все дразнили бедного чиновника Ловеласом.

Макар Девушкин обвинил Ратазяева в предательстве.

Августа 13.

Письмо Варвары Доброселовой к Макару Алексеевичу.
Девушка обожглась утюгом, теперь она не может шить. Федора болеет третий день. Все несчастья обрушились на бедных людей!

Августа 14.

Письмо Варвары Доброселовой к Макару Алексеевичу.
Девушка снова упрекает своего друга в пьянстве. Ее репутация тоже страдает. Все твердят, что она сошлась с падшим человеком.

Варвара посылает Девушкину двугривенный и просит прийти в гости.

Августа 19.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Мужчине стыдно за свой поступок. Он выпил, чтобы хоть ненадолго забыть про свои оторванные подошвы.

Августа 21.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Девушкин виноват перед Варварой. Он упал духом. Бедный чиновник отвергнул все свои хорошие качества и опустился до пьянства. Он снова пил и плакал вместе с Емелей, который уже заложил все свое имущество.

Сентября 3.

Письмо Варвары Доброселовой к Макару Алексеевичу. Варвара пишет о своем детстве в деревне. Осенью там было особенно хорошо. Девушка вспоминает большое чистое озеро, лес, вечерние посиделки в избах.
А в настоящем Варвары Алексеевны нет никакой радости. Она жалуется на слабость, предчувствует близкую смерть.

Сентября 5.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Девушкин пишет о своей прогулке. На Фонтанке унылый народ. Везде грязь и слякоть. А на Гороховой все иначе: здесь проезжают дорогие экипажи, в них сидят княжны и графини. А Варвара Алексеевна ничем не хуже, только у нее сильного защитника нет.

Один мальчик, весь синий от холода подбежал к Макару Алексеевичу и протянул ему записку с просьбой о помощи. Что делать? Дать нечего.

Дома к Девушкину обратился Горшков. Сосед просил хоть немного денег, у них совсем нечего есть. Макар Девушкин отдал последние двадцать копеек.

Сентября 9.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Вчера на службе Девушкина попросили переписать одну бумагу. Дело было срочное. Он переписал чисто и хорошо, но пропустил одну строчку.

Макара Алексеевича вызвали к его превосходительству, корили за неосмотрительность и невнимательность.

В самый неподходящий момент Девушкин задел рукой свою пуговицу, она оторвалась и покатилась прямо к ногам его превосходительства. Бедный чиновник чуть не умер со стыда. Кончилось тем, что его превосходительство пожалел Девушкина и дал ему сторублевую.

Девушкин отдает сорок пять рублей ассигнациями Варваре Доброселовой.

Сентября 10.

Письмо Варвары Доброселовой к Макару Алексеевичу.
Варваре было бы достаточно и двадцати рублей. Она просит своего благодетеля не тратить деньги впустую.

Сентября 11.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Макар Девушкин просит своего ангельчика не уезжать, особенно теперь, когда все стало благополучно.

Сентября 15.

Письмо Варвары Доброселовой к Макару Алексеевичу.
Федора встретила на улице господина Быкова. Женщина упрекнула его в безнравственности. Быков в Петербурге, и Варвара боится, что он опять войдет в ее жизнь.

Сентября 18.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Сегодня окончательно оправдали Горшкова в суде и присудили выплатить ему приличную сумму денег. Горшков не мог прийти в себя от счастья. С его бледного лица не сходила улыбка. После обеда Горшков внезапно скончался на своей кровати.

Сентября 19.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
У Девушкина скоро появится посторонний заработок. Ратазяев свел его с одним писателем. Девушкин будет переписывать сочинения, и получать по сорок копеек с листа.

Сентября 23.

Письмо Варвары Доброселовой к Макару Алексеевичу.
Три дня назад к Варваре приходил Быков. Он предложил ей выйти за него замуж. Варвара Алексеевна соглашается.

После венчания Быков собирается уехать вместе с Варварой в деревню и больше не приезжать в Петербург, потому что в Петербурге гадко.

Сентября 23.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Девушкин считает, что женитьба Быкова на Варваре – это очень благородный поступок.

Девушкин обещает зайти к Варваре.

Сентябрь 27.

Письмо Варвары Доброселовой к Макару Алексеевичу.
У Варвары свадьба через 5 дней. Девушка сегодня плохо себя чувствует и просит своего друга зайти к мадам Шифон. Нужно кое-что подготовить к свадьбе.

Сентября 27.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Девушкин исполнил все, о чем просила Варвара Алексеевна. Для своего ангельчика он готов обойти хоть все магазины.

Сентября 28.

Письмо Варвары Доброселовой к Макару Алексеевичу.
Варвара Алексеевна просит Макара Девушкина срочно бежать к брильянтщику, чтобы отменить заказ: слишком дорого. Быков рассердился, когда узнал про расходы.

Сентября 28.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Девушкин все уладил, только сам простудился, не встает с постели.

Сентября 29.

Письмо Макара Алексеевича к Варваре Доброселовой.
Девушкин сегодня встретил Федору, она все рассказала ему про Варвару. Он желает счастья своему ангельчику.

Макар Алексеевич намерен перебраться на старую квартиру Варвары. Он будет жить с Федорой, доброй и работящей женщиной.

Сентября 30.

Письмо Варвары Доброселовой к Макару Алексеевичу.
Варвара завтра уезжает из Петербурга. Она благодарит своего друга за помощь и поддержку. Ему нужно привыкнуть жить без нее.

Девушка прощается и обещает писать. Душа ее полна слез!

Макар Алексеевич получает последнее заплаканное письмо Варвары. Он хочет остановить ее, удержать, спасти от гибели, но ему некуда написать свой ответ.

Темы

Тематика, поднимаемая в произведениях Достоевского, во многом актуальна до сих пор. «Бедные люди» не стали исключением:

  1. Тема «маленького человека»
    , раскрыта по-новому, глубже, чем это было описано, например, у Гоголя. Достоевский изучает чувства таких людей. Каково это – каждый день ходить на работу, где ты боишься даже поднять глаза? Как это – ходить зимой в ветхой одежде, которую нет возможности заменить? Или бояться заговорить с людьми, потому что постоянно чувствуешь себя «маленьким человеком»? Маленьким – значит недостойным, ниже рангом, второсортным. Вот, какая психология у главного героя. Хотя чего ему стыдится? Он зарабатывает на жизнь честным трудном. Разве он чем-то хуже богатых людей? Он в тысячу раз богаче Быкова, несмотря на то, что денег у него совсем нет. Его богатство – духовное. Именно это – богатство внутреннего мира «маленьких», незаметных людей, их достоинства и особый, только им присущий взгляд на мир, хотел показать Достоевский.
  1. В романе есть противопоставление деревни и города
    . Петербург – это город, в котором хорошо живут люди обеспеченные, и очень тяжело в нём приходится тем, кто не имеет достатка. Маленькие полунищенские квартирки или даже комнаты, в которых ютятся главные герои, – символизируют и то небольшое место в жизни, на которое может претендовать «маленький человек» в большом городе. Деревня же – это простор, природа и свобода. Лучшие дни своей жизни Варенька провела именно в деревне. О ней она вспоминает с большим теплом. Что дал Варе город? Нищету, скитания по чужим домам и вечное чувство неустроенности.
  2. Тема семьи
    также исследуется Достоевским. Одинокий и очень неуверенный в себе человек Макар Девушкин, встретив Варю, – обретает в ней новый смысл своей жизни. Необходимость заботиться о ком-то и возможность поделиться сокровенным вдохновляют его и на устроение собственной жизни. Мы не знаем, разрешил бы он себе всерьёз задуматься о литературном труде без Вари? Ведь сначала он сомневается, говорит, что у него нет таланта. И всё же, после нескольких писем Варваре, он решается пробовать. Его одинокая жизнь, благодаря ей, озаряется теплом. Варе, потерявшей семью, и человека, к которому потянулась её душа – Петра, также остаётся только этот искренно любящий её человек. Они поддерживают друг друга, становясь как бы отцом и дочерью. Семья же, которую создают Варя с Быковом, изначально построена на обмане и унижении. Быков не сделает Варю счастливой, его беспокоят только корыстные цели. Есть в романе ещё один пример семейных отношений: это отношения отца и сына Покровских. Для Покровского его сын, как и для Девушкина – Варвара – единственный дорогой человек, и он готов многое для него сделать. Несмотря на то, что в романе есть намёк на то, что Пётр – не родной сын Покровского.
  3. Тема любви
    . В романе «Бедные люди» есть примеры любви не только между мужчиной и женщиной, но примеры милосердной и сострадательной любви одного человеческого существа к другому. В книге показано даже не столько наличие этой любви, но скорее отсутствие её. Будто её не хватает на такой большой город. И как раз в бедных людях читатель находит примеры такой деятельной и сострадательной любви. Девушкин любит Варю как дочь, хочет для неё счастья и всеми силами старается устроить её судьбу. Такая любовь помогает и самому Макару. Варя отвечает ему тем же. Девушкин искренно сочувствует всей семье Горшковых. Главу семьи незаслуженно обвинили, и Макар, сам нуждающийся в сочувствии и помощи, отдаёт ему последние деньги, ведь у Горшкова – дети.

Очень краткий пересказ

47-летний титулярный советник Девушкин живет практически впроголодь, чтобы содержать свою родственницу, 17-летнюю сироту, которую он взял под опеку. Живя под одной крышей, оба главных героя почти не встречаются лично, «чтобы не завязались сплетни». Испытывая нужду в родственной душе, они общаются письменно. Собственно, роман состоит из 31 письма Девушкина и 24 Варенькиных. Все они были составлены за короткий период – с 8 апреля по 30 сентября одного года.

Из переписки становится ясно, что некогда богатая, но жадная Анна Федоровна фактически продала Доброселову помещику Быкову. От гибели девушку спас главный герой. Он поселил сироту в хорошем жилье со светлой комнатой, хотя сам экономит на всем, чтобы баловать свою протеже конфетами и цветами.

Девушка догадывается о стесненных обстоятельствах Макара, пробует зарабатывать на жизнь шитьем. Главные герои иногда встречаются, ходят гулять на острова, в театр. Варя умна и начитанна. Она оказывает влияние на художественные вкусы своего благодетеля.

Но злобная богачка прознает, где живет девушка. Она хочет, чтобы та снова попала в когти Быкову. Варя переживает нервный срыв и связанную с ним болезнь, и Макар тратит все, что имеет, на ее лечение. Девушка в благодарность посылает ему свой дневник.

Быков все же узнает о местонахождении Вареньки. Расчетливый человек хочет «родить от нее законных детей, чтобы его поместье не досталось племяннику». И девушка дает согласие, хотя Девушкин умоляет ее отказаться:

«Сердечку-то вашему будет холодно!»

Но Варя не желает, чтобы Макар из-за нее попал в долговую яму, поэтому 30 сентября, в день свадьбы, герои обмениваются последними письмами.

Краткое содержание Ф.М. Достоевский «Бедные люди»

Проблемы

Проблематика романа «Бедные люди» обширна и затрагивает острые социальные вопросы:

  1. Нищета
    . Достоевский, сам не понаслышке знающий, что такое долги, поднимает в романе тему огромного количества людей в городе, оказавшихся за чертой бедности. Мы видим на улицах мальчика, которому нечего есть, и он играет на шарманке, чтобы хоть как-то прокормиться; мы видим, как от невозможности заплатить и получить медицинские услуги, погибает юный студент – Пётр Покровский. Как Варвара вынуждена пренебрегать своим слабым здоровьем и работать сверх своих сил; как Макар Девушкин, чтобы помочь ей, вынужден продавать свои вещи. Эти люди выбиваются из сил, чтобы просто обеспечить своё существование, в то время, как, например, как Господин Быков позволяет себе покупать расположение женщин.
  2. Проблема нищеты является следствием социальной несправедливости
    . Она также волновала Достоевского. Если девушка теряет родителей, то она может обеспечить себя только одним способом – выйти замуж. Самостоятельная жизнь без благодетеля практически невозможна. За честный труд платят крайне мало, а работать приходится так много, что это подрывает здоровье. Неустроенные дети, оказавшиеся на улице, взрослые, которых по ошибке лишают всего, как в случае с семьёй Горшковых – это сюжеты самых обычных для Петербурга того времени историй. Достоевский, дебютировав именно с этим романом, сразу обозначил тему своих дальнейших творческих исследовании. Толстой, Пушкин и многие другие выдающиеся литераторы описывали в основном быт и проблемы привилегированного класса – дворянства. Достоевский же взялся за изучение психологии и жизни людей, лишённых социальных привилегий.
  3. Проблема циничного отношения к жизни
    также исследуется в «Бедных людях». Господин Быков и Анна Фёдоровна – это люди обеспеченные. Им не нужно заботиться о том, где найти денег на завтрашний обед или ужин. Они не умрут от того, что не могут позволить себе вызвать врача, при этом они смотрят на жизнь и других людей, как на то, из чего можно извлечь выгоду. Быкову льстит, что Варя — добрая и красивая девушка, но ему совершенно безразлично, какие чувства она испытывает. Быков воспринимает её не как человека, которого нужно уважать просто за то, что он есть, но лишь как девушку, чьим положением можно воспользоваться. В глазах Анны Фёдоровны отказ Вареньки выглядит как глупость: она упустила шанс устроить жизнь. Её не смущает и то, что она по сути продаёт живых людей. Такому циничному взгляду на жизнь противопоставлена доброта и кротость главных героев.
  4. Проблема жестокости
    также отражена в романе. Люди не милосердны друг к другу. Так, над Макаром постоянно подшучивают, смеются. Когда узнают о том, что он покровительствует Варе, по городу тут же распускают слух, что Макар ухаживает за ней. Это компрометирует обоих, и они вынуждены всё время думать, как будет воспринят тот или иной их поступок. Жестоко поступают с семьёй Горшковых, сначала без повода обвинив, а затем оправдав главу семьи. Он не выдерживает этих переживаний и умирает, дети остаются сиротами.

Смысл

Главная мысль произведения «Бедные люди» выражается в том, что нельзя пренебрегать человеком, не важно – беден он или богат. Милосердного и сострадательного отношения достойны все, люди не должны жить в условиях, которые унижают их человеческое достоинство.

Основная идея романа «Бедные люди» во многом сводится к тому, что бедняки, зачастую, оказываются духовно богаче тех, кто имеет большое состояние. И среди грязи, несправедливости и жестокости всегда находится место светлому и доброму отношению друг к другу. Милосердие живёт в душах тех, кто сам более всего нуждается в нём.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: