История создания
В 1835 году Николай Гоголь издал сборник «Миргород», состоящий из четырёх произведений, одним из которых являлась повесть «Вий». Она названа именем жуткого существа, способного убить взглядом. По словам и заметкам автора, в основу образа этого чудовища легли народные предания и мифология.
Стоит отметить, что само слово «Вий» неоднозначно. Многие связывают его с созвучными украинскими словами, обозначающими веки и ресницы. Данная версия наиболее вероятна, ведь описанным магическим воздействием обладали именно глаза персонажа.
Эта работа имела большое значение для писателя и занимала важное место в его творчестве. Он неоднократно возвращался к наработкам своих сочинений этой повести. При жизни Гоголя «Вий» переиздавался дважды.
Истоки создания повести
Стоит разобраться в том, что такой образ, как вий, относится к сказочным мистическим восточнославянским персонажам. Исследователь фольклорных традиций в литературе А.Афанасьев в своей книге утверждал, что такой образ выглядит в виде старика, но сильного и могучего, у которого выделяются огромнейшие брови и шикарные по своей длине ресницы. Кстати, дословный перевод названия произведения означает ресницы. И вот у этого огромного славянского фольклора ресницы оказались настолько густыми, что ему их поднимали настоящие силачи.
Известен был этот мистический герой и Гоголю, который взял у него лишь некоторые черты. Вий появляется по сюжету гоголевской повести в тот момент, когда он проводил возле мертвой панночкой ночь. Но при виде этого героя он сразу же падает, теряя сознание, словно замертво. Сам автор писал о том, что его мистический герой берет свое начало в народном украинском предании. Обычно слепоту имеют те персонажи, которые связаны с мистическим миром.
Суть
Сюжет повести продуман до мелочей, данный факт придает убедительности всей изложенной истории. Всё начинается со знакомства читателя с тремя студентами киевской бурсы. По воле случая они заблудились и были вынуждены искать ночлег. Им подвернулась возможность сыскать приют на отдалённом хуторе. Хозяйка-старушка не отказала замученным странникам. Одним из них – Хомой Брутом, кстати говоря, она заинтересовалась больше других. Ему был приготовлен отдельный ночлег в хлеву. Но увидеть в нём сны ему было не суждено. С наступлением ночи ему пришлось столкнуться с деяниями хозяйки, точнее ведьмы. Вскочив на него, она поскакала с ним по полям. Будучи обескураженным, Хома испуганно начал читать молитвы, которые в тот момент и спасли ему жизнь. Ослабив чары ведьмы, он добил ее снопами, и тут случилось неожиданное – старуха превратилась в молодую девушку.
После таких приключений Хома бежал обратно в Киев и пытался забыть произошедшее. Но у нечистых сил на него были другие планы. Ему было назначено отпевание молодой панночки, погибшей от побоев. Каков был страх и ужас Хомы, когда он узнал в ней знакомую ведьму. Будучи заключённым с ней в церкви, он пытался всячески обезопасить себя – читал молитвы, чертил защитный круг. В первую же ночь девушка восстала из мёртвых и попыталась отомстить своему обидчику. Две ночи судьба была на стороне живого. На третью, последнюю для Хомы, ночь панночкой был призван сам «Вий». Нечеловеческий страх и смертельный взор чудовища убили героя.
Смысл произведения Гоголя «Вий»
Мистическая повесть Николая Гоголя до сих пор увлекает многих любителей ужастиков. ПО ее мотивам снят фильм — в нем целостно отображена история, которую рассказал Гоголь. Снят еще при Союзе, тем не менее фильм восхищает игрой актеров и продуманным до мелочей сюжетом. Повесть сама по себе очень динамична и оригинальна, ведь до этого никому не пришло в голову рассказать о таинственной жизни, мистике и магии, которая имела место в жизни простых селян.
История эта о бурсаках-семинаристах, которые, отправившись на каникулы, заблудились и попросились на ночлег к одинокой старухе. Ей приглянулся Хома Брут — она околдовала его, оседлала и летела на его плечах над землей. Молитвы победили ее, и она упала на землю. Хома, решившись спастись, добивает ее и видит, что на траве лежит не просто старая женщина, а прекрасная панночка. Отец девушки говорит о том, что последняя воля его дочери была таковой: пусть ее три ночи отпевает в местной церкви Хома Брут, иначе ее душе будет неспокойно на том свете. На протяжении трех ночей Хома отпевал панночку, и с ним постоянно творилась какая-то чертовщина. На третью ночь, самую страшную, Хому преодолел Вий, который встретил взгляд Хомы. На утро Брута нашли мертвым.
Эта и остальные повести стали самыми популярными в творчестве Гоголя. Кроме “Вия” были написаны также “Тарас Бульба”, “Старосветские помещики”, “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”. Это произведения отображают миф Древней Греции о веках существования человека: золотом, серебряном, бронзовом и железном. “Вий” — это повесть как раз о том самом железном веке, когда человеческая душа нищает, ложь и предательство становится постоянными спутниками человеческой жизни.
История о Вие написана с рассказов украинцев, фольклором которых интересовался Гоголь на протяжении всей своей жизни. Ему было интересно искать и записывать с уст старых людей всякие басни, небылицы, рассказы о магических существах. Вий — это был один из тех существ, которые наводили страх на простой народ. Этот демон внешне был очень страшным — у него были огромные ресницы и веки, которые он не мог самостоятельно поднять. Именно из-за этого он говорил, когда вошел внутрь церкви “Поднимите мне веки!” Все остальные бесы, которые прислуживают ему, помогают поднять веки и только после этого Вий может убить взглядом любого, кто на него посмотрит.
В чем же смысл этой повести? Он довольно простой и отображается даже в поведении и именах главных героев: бурсаки, которые учатся в духовной семинарии, не особо переживают за состояние своей души. Им важнее, чтобы было что выпить, поесть и покурить. Также они не могут удержаться от соблазна украсть то, что плохо лежит. Поэтому это были герои, с которых не стоит брать пример. Хома, как главный герой, попадает в передрягу с панночкой и отправляется на своеобразное испытание, чтобы проверить, насколько его вера сильна. Не стоит смотреть греху в глаза, чтобы не дать ему пробраться глубоко в душу — именно таким был главный смысл этой повести. Любому человеку важно заботиться о чистоте своего внутреннего мира, убирать из него все ненужное, что может повлиять на его мысли и рассудок.
Образ Вия в повести и есть тем самым грехом, который и погубил душу Хомы. Внутренний голос семинариста шептал ему:”не смотри”, но Брут не удержался и из-за своего любопытства попрощался с жизнью. Это стало прямым указанием на то, что человеческая душа требует возрождения и заботы о себе, чтобы не увязнуть в грехах и не потерять своего первоначального чистого облика.
Повесть «Вий» о сих пор притягивает и завораживает огромное количество читателей. Это то произведение, которое стало классикой.
Главные герои и их характеристика
- «Вий» — олицетворение демона, сатаны, нечистой силы. Персонаж, сочетающий в себе все ужасы и страхи народа. Большинство людей умерло не от его рук, а от животного страха перед ним, их сердца просто разрывались.
- Приспешницей чудовища была и молодая панночка. Как отмечали сельчане, она была «девочкой с чертинкой».
- Хома же был типичным представителем тогдашнего общества. Он сочетал в себе леность и безалаберность. Любую тревогу заглушал алкоголем и веселой компанией. Такими же были и двое других студентов, отправившихся с ним в путешествие.
Очень краткий пересказ повести «Вий»
Сюжет разворачивается на одном из хуторов в окрестностях Киева. Ученик бурсы Хома Брут и его двое товарищей решили заняться репетиторской подработкой. Хома сталкивается со странной старухой, усмиряет ведьму, и она превращается в прекрасную девушку. После данного случая она умирает, но перед смертью просит своего отца пана, чтобы бурсак Хома читал над её гробом молитвы три ночи подряд. Получив задание от пана, Хома принимается за дело, но закончить начатое у него не получается, в конце третьей ночи, взглянув на страшного Вия, Хома погибает.
Темы и проблемы
Как бы не была завуалирована повесть мистическими событиями, основная проблематика очень насущна – противостояние добра и зла. Но в данном случае она рассмотрена под необычным ракурсом – борьба этих сил за душу человека. Зло побеждает, потому что личность не находит в себе силы и веры противиться ему.
Основная тема книги – народные предания, одно из которых было реализовано в этой истории. Автор детально изобразил злые силы и все, что известно о способах борьбы с ними. По сути, они и есть главные герои повести. Писатель, обращаясь к этим древним образам, продемонстрировал свое уважение к народной культуре.
Список и краткая характеристики героев повести Н. В. Гоголя «Вий»
Главные герои повести «Вий»:
- Хома Брут – ученик киевской бурсы, любитель «забить» на науки. Весельчак, любитель хорошей компании. Отправился на один из хуторов Киевской губернии, чтобы заняться репетиторством. Усмирил ведьму, под личиной коей скрывалась красавица-девушка. После её смерти читал над гробом молитвы. В конце третьей ночи погиб.
- Панночка – дочь пана-сотника и заглавная злодейка повести. Ведьма, погубившая многих жителей хутора. После смерти преследует Хому, и в конце третьей ночи ведьме помогает нечисть во главе с Вием.
- Вий – один из главных противников Хомы Брута. Могущественный мифический гном-злодей, предводитель гномьей страны. Отличительная черта – опускающиеся до земли веки, кои поднимает нечисть. Если кто-нибудь посмотрит на Вия – несчастного глупца ждёт смерть.
Второстепенные персонажи повести «Вий»:
- Богослов по прозвищу Халява – один из товарищей и соучеников Хомы Брута. Получил работу звонаря. Жалеет о смерти Хомы.
- Ритор Тиберий по прозвищу Горобець (Воробей) – товарищ и соученик Хомы. Стал философом. Именно Тиберий высказал мнение, что Хома мог выжить, если бы не посмотрел в глаза Вию.
- Пан-сотник – хозяин хутора. Хотя и косо посматривал на Хому, однако сделал то, о чём просила дочь перед смертью: отправил философа в церковь, дабы тот читал молитвы над гробом.
Главная мысль
Основным посылом является показ роли и значимости личности в борьбе добра и зла. Если он ничего собой не представляет, просто плывёт по течению, то нечисти ничего не стоит заполучить его душу. Даже если за него вступаются светлые силы, им необходимо желание и помощь человека, исходящее из его сердца. Он должен бороться сам за себя, но Хома не смог этого сделать, и пал жертвой злых чар.
В фольклорных образах читатель видит соблазны, окружающие всех людей вне зависимости от их местоположения. Они и есть представители темной стороны, магниты, притягивающие души. Герой был легкой добычей для порока, а потому попал в его силки и не смог выбраться.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Когда в Киеве утром начинал звонить семинарский колокол, спешили со всего города на занятия в семинарию риторы, грамматики, богословы и философы. Все эти учащиеся любили устраивать бои между собой. В праздники ходили по домам с вертепами или разыгрывать комедии. Все они были бедны, но прожорливы. Так как пожертвования зажиточных людей на их содержание были недостаточны, учащимся приходилось «опустошать чужие огороды».
В июне большая дорога была усеяна семинаристами, которых отпустили домой. Богословы и философы отправлялись учить детей зажиточных людей. Завидев хутор, школяры останавливались перед ними и начинали петь кант. Хозяева за это щедро оделяли их продуктами.
Однажды вечером во время такого странствия три бурсака, богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, свернули с дороги, чтобы найти хутор и запастись там провиантом. Уже была ночь, а хутора они так и не нашли. Наконец добрели до небольшого хуторка, во дворе которого стояло много возов.
Старуха, хозяйка хутора, отказала бурсакам в ночлеге, сказав, что нет места, так как много постояльцев. Но они уговорили её. Старуха разместила их в разных местах. Хоме Бруту достался для ночлега пустой хлев. Только он собрался заснуть, как в хлев зашла старуха и стала молча ловить его. Глаза её сверкали, философу стало страшно, он почувствовал, что не может двигаться и говорить. Старуха вскочила Хоме на спину, ударила его по боку метлой, и он поскакал, как конь. Понял тогда философ, что это ведьма. Нёсся он во всю прыть и пытался припомнить молитвы и заклятия против духов. От этого ведьма стала слабее держаться на его спине. Хома изловчился и сам вскочил к ней на спину. Старуха побежала так быстро, что Хома едва переводил дух. Он схватил полено, лежавшее на дороге, и стал им колотить ведьму. Та начала угрожающе вопить, но затем крики её становились слабее, затем стали совсем тихими, и ведьма упала на землю.
Хома увидел, что перед ним лежит красавица, стонет, а глаза её полны слёз. Бурсак испугался и во весь дух пустился бежать. Он не хотел больше ходить по хуторам и пошел в Киев. В бурсе (то есть общежитии семинаристов) никого не было. Не нашёл там философ ни куска съестного. Тогда он свёл на рынке знакомство с вдовой-торговкой, которая его накормила досыта.
Появились везде слухи, что у богатого сотника, живущего недалеко от Киева, дочь возвратилась домой избитая и пожелала, чтобы после её смерти отходную по ней и молитвы три ночи читал семинарист Хома Брут. Ректор велел Хоме отправиться к сотнику. У философа появилось нехорошее предчувствие, и он отказался ехать. Тогда ректор пригрозил ему расправой. Когда Хома увидел, что к сотнику его повезут шесть здоровенных казаков, то понял, что сбежать ему не удастся, и философски рассудил, что «чему быть, тому не миновать!»
По дороге казаки остановились в шинке и устроили пирушку. Так как Хома тоже в ней участвовал, то, когда подвыпившие казаки хотели его отпустить, от опьянения ноги его стали как деревянные. Только ночью казаки с философом доехали до хутора сотника.
Утром все в доме переполошились: умерла панночка. Когда Хома хотел убежать в поле, его перехватил казак и сказал идти к пану. Сотнику философ сказал, что лучше бы он позвал дьякона или дьяка. Но тот ответил, что исполнит дочкину просьбу и Хома должен три ночи читать над нею молитвы. За это пан обещал его наградить, а если откажется читать молитвы, то пожалеет об этом. Хома понял, что придётся подчиниться. Когда сотник привёл его к умершей дочери, Хома узнал в ней ведьму.
Во время ужина казаки стали говорить, что панночка зналась с нечистым, что сама была ведьмой. Хома узнал о том, как она вредила селянам и даже погубила младенца и его мать.
Затем казаки привели Хому в церковь и заперли там. Философ решил, что бояться ему нечего, так как от мертвецов у него есть сильные молитвы. Он осветил церковь свечами и подошёл к гробу. Прекрасное лицо панночки казалось живым. Хома стал читать молитвы, но они не помогли — ведьма встала и начала с закрытыми глазами ловить Хому. Он начертил круг около себя и стал читать молитвы против ведьм и нечистых духов.
Ведьма не смогла переступить через круг. Она открыла глаза, но Хому не увидела и стала его искать в другой стороне. Наконец легла в гроб, и он стал летать по церкви, но не мог проникнуть через круг и грянулся на пол. Ведьма хотела встать, но послышался крик петуха, она легла, гроб захлопнулся крышкой.
На заре Хому пришли сменить дьячок и церковный староста. Философ до обеда поспал, а когда проснулся, то ночное происшествие показалось ему сном. Днём он гулял по селению, перезнакомился с жителями, но к вечеру стал задумчивее.
Когда казак отвёл Хому в церковь, философ сразу очертил вокруг себя круг и решил смотреть только в книгу. Но всё-таки поднял глаза и увидел, что ведьма уже стоит у самой черты и говорит какие-то заклинания. Несметная сила стала шумно биться в церковь, но послышался крик петуха, и стало тихо. После этой ночи Хома поседел. Он сказал сотнику, что не может больше читать молитвы, но тот пригрозил за отказ погубить его. Побег тоже Хоме не удался, его поймали.
На третью ночь философ снова очертил около себя круг, но это не помогло ему. Ведьма творила заклинания, в церковь ворвались чудовища и стали искать Хому, но не видели его. Тогда ведьма велела привести Вия. Пришёл Вий, веки его были опущены до земли, а лицо железное. Чудовища подняли ему веки. Философ не хотел смотреть на него, но не вытерпел и взглянул. Вий увидел Хому, указал на него, и вся нечисть кинулась на философа, который упал и умер от страха.
Раздался крик петуха — это был уже второй, первый духи не заметили. Испугались они и ринулись из церкви, но завязли в окнах и дверях. Священник, пришедший служить панихиду, не стал этого делать. С тех пор так и стоит церковь с чудовищами, завязнувшими в окнах и дверях. Она обросла лесом, и никто сейчас не найдёт к ней дороги.
Слухи о том, что произошло с Хомой, дошли до Киева. Его товарищи, обсуждая это, решили, что погиб он от страха. Они считали, что не надо было бояться, «тогда бы ведьма ничего не могла с ним сделать».
🗹