«Маленькие люди»
Тема «маленького человека» в «Преступлении и наказании» играет почти ведущую роль. Если посмотреть и внимательно проанализировать героев произведения, то можно заметить, что почти все действующие лица в книге указывают читателю на жизненно важные черты характера человека.
Вообще, говоря о «маленьких людях» в романе «Преступление и наказание», нужно сказать, что Федор Михайлович выделил несколько критериев, отличающих этих героев от других. В литературе словосочетание «маленький человек» обозначает тех лирических героев, которые не способны противостоять окружающим проблемам, вынуждены вести постоянные борьбу за выживание с наиболее властными людьми. Кроме того, как выделяет сам Достоевский в произведении «Преступление и наказание», «маленькие люди», как правило, живут и держаться на самом низком уровне жизни, проводя за гранью бедности большую часть своего существования.
Кроме того, сам Федор Михайлович изображает своих героев не просто нищими и неспособными обеспечить себя необходимыми средствами, а обиженными жизнью, униженными другими и чувствующими себя абсолютным ничтожеством во внешнем мире.
Тема «маленького человека» в творчестве Достоевского. «Униженные и оскорблённые». «Бедные люди»
Сегодня на уроке мы:
– Поговорим о типе «маленького человека» в русской литературе.
– Узнаем, какими чертами наделён «маленький человек» в творчестве Фёдора Михайловича Достоевского.
– Познакомимся с романами Достоевского «Униженные и оскорблённые» и Бедные люди».
Тема «маленького человека»
считается одной из ключевых тем русской литературы. Своё развитие она получила в XIX веке. Но и в произведениях сатириков XX века, и даже в советской литературе тема «маленького человека» продолжает жить. Тип «маленького человека» встречается в произведениях Чехова и Куприна, Булгакова и Зощенко, Андрея Платонова и Владимира Войновича.
Считается, что впервые к типу маленького человека обратился Николай Михайлович Карамзин
.
В повести «Бедная Лиза» «маленькие люди» - это сама Лиза и её старушка-мать. Карамзин показал живую душу человека из низшего сословия, доказав, что «и крестьянки любить умеют».
Некоторые исследователи уверены, что тип «маленького человека» намечается ещё в литературе XVIII века. Например, в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева
. Там писатель обращает внимание на социальную несправедливость и негодует, наблюдая беды «униженных и оскорблённых» крестьян. А понятие «маленький человек» можно встретить ещё у Сумарокова:
«Никак не вообразительно мне, что вельможа от маленького человека, а малочинный от крестьянина весьма отличен был».
Однако традиционно литературоведение связывает появление темы «маленького человека» с зарождением реализма. А значит, с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» и Евгений в «Медном всаднике» воплощают в себе черты «маленького человека». Какие они?
«Маленький человек» из низших слоёв общества. Он страдает и остро переживает социальную несправедливость. Это сломленный, задавленный средой человек. «Маленький человек» осознаёт своё положение и мечтает его изменить, но часто эта мечта сводится к желанию немного улучшить свой быт. Например, Акакий Акакиевич Башмачкин мечтает о шинели. И «маленький человек» всегда становится жертвой обстоятельств, общественного устройства. Или стихийных злых сил, как Евгений из «Медного всадника». У «маленького человека» сложный, живой характер. Его судьба вызывает сочувствие читателя.
Маленький человек Гоголя – это, прежде всего, Акакий Акакиевич Башмачкин
из
«Шинели»
. Он жалкий, убогий человек, задавленный социальной средой. Это примитивный человек, винтик бюрократической машины. Он мечтает только о тёплой сытой жизни. Тем не менее, Акакий Акакиевич вызывает жалость и сочувствие. В теме «маленького человека» у
Гоголя
трагедия смешивается с сатирой.
Создавая свой образ «маленького человека», Фёдор Михайлович Достоевский обращается к традициям Гоголя, Пушкина и Карамзина. Впервые тема «маленького человека» у Достоевского звучит в романе «Бедные люди», который стал для писателя пропуском в литературу.
«Бедные люди» - это роман в письмах.
Он состоит из 54 писем, которые пишут друг другу бедный чиновник Макар Девушкин и его дальняя родственница Варя Доброселова.
Интересно, что Некрасов после этого романа назвал Достоевского новым Гоголем. Но в теме «маленького человека» Достоевский спорит с Гоголем.
Маленькие люди Достоевского находятся в той же социальной среде, что и герои Гоголя, но они способны на высокие чувства. Герои Достоевского мечтают, философствуют, помогают ближнему. Достоевскому мало жалости к маленькому человеку. Ему важно показать духовную красоту этого типа героя.
Главный герой романа «Бедные люди» Макар Девушкин такой же бедный чиновник, как и герой Гоголя. И он тоже занимается переписыванием бумаг. Но герой Достоевского гораздо сложнее Башмачкина, который всего лишь винтик бюрократической машины. Он чувствует, думает, размышляет.
Его главная забота – не минимальный комфорт, а счастье Вареньки, к которой испытывает душевную привязанность. Ради девушки Макар готов отказывать себе абсолютно во всём. Он голодает, чтобы оплачивать ей квартиру, которая лучше его собственной. Балует Варю конфетами, но его одежда износилась так, что над ним насмехаются даже его нищие соседи.
Макар Девушкин осознаёт себя личностью: «Я не хуже других, только так, не блещу ничем, лоску нет, но всё-таки я человек, сердцем и мыслями я человек
».
Обратите внимание, что Макар Девушкин в романе читает «Шинель» Гоголя и «Станционного смотрителя» Пушкина. Эти книги присылает ему Варенька Доброселова.
Книга Пушкина Макара Девушкина потрясла: «Cлучается же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя как по пальцам разложена
». Макар Девушкин видит в Самсоне Вырине себя. Жизнь Вырина была замкнута на его дочери. Центром жизни Макара Девушкина стала Варя. Макар пишет, что без Вари он умрёт, потому что его жизнь потеряет смысл. Более того, Макар Девушкин видит «маленьких людей» в своём окружении. «
Да и сколько между нами-то ходит Самсонов Выриных, таких же горемык сердечных!», -
восклицает он.
Повесть Гоголя у Макара Девушкина вызывает негодование. Макар называет книгу злонамеренной. Он узнаёт себя в Башмачкине, и это узнавание кажется ему унизительным. Кроме того, обнаруживается ещё одна черта этого «маленького человека». Макар Девушкин болезненно самолюбив.
Его очень заботит то, что о нём думают другие, особенно те, кто выше него чином. Даже чай Макар Девушкин пьёт «для вида, для тона», потому что «чаю не пить как-то стыдно».
То есть для него главным становится казаться со стороны достойным человеком. И достоинство это выражается в том, что он пьёт и что носит.
Любовь к Вареньке становится эгоистичной. Девушка терзается тем, что она стала обузой для своего благодетеля. Варя видит его страдания и хочет изменить свою жизнь, устроиться гувернанткой. Макар Девушкин запрещает ей, говоря, что погибнет без неё. «Так и живите там смирненько», -
пишет он.
То, насколько сильно Макар Девушкин задавлен средой проявляется в попытке внутреннего бунта. После прогулки по Петербургу, чиновник вдруг допускает мысль о социальной несправедливости. Он думает о том, что почему-то негодяи и бездельники живут в роскоши, а хорошие люди, которые много работают, страдают от нищеты. Но за эти мысли Макар Девушкин корит себя, называет их грешными и «либеральными».
По словам Белинского, Макар Девушкин «даже и несчастным-то себя не смеет почесть от приниженности и почти за вольнодумство считает малейшую жалобу, даже права на несчастье за собой не смеет признать, и, когда добрый человек, его генерал, даёт ему эти сто рублей, – он раздроблен, уничтожен от изумления, что такого как он мог пожалеть „их превосходительство“».
«Маленький человек» в творчестве Достоевского показан личностью, раздавленной нищетой, но не потерявшей чувства собственного достоинства, сохранивший духовное и нравственное начало. Чувство собственного достоинства у Макара Девушкина превращается в болезненное самолюбие. Его духовное и нравственное начало проявляется в сочувствии ближнему, преданной заботе о Вареньке.
Макар Девушкин стремится к личностному росту. Например, отмечает, что у него в переписке с Варей «слог формируется». В отличие от Башмачкина, Макар Девушкин рассуждает о литературе и задумывается о проблемах человечества.
Мы видим, что тема «маленького человека» в творчестве Достоевского развивается в русле сентиментализма Карамзина, спорит с гоголевской сатирой. «Маленькие люди» у Достоевского – это бедные люди, униженные и оскорблённые. Требующие сочувствия несчастные.
Но значит ли это, что писатель идеализирует «маленького человека», перекладывая все его грехи на общественный уклад?
Нет. «Маленький человек» Достоевского – это личность. И характер этой личности под давлением среды проявляется по-разному. Варенька Доброселова из романа «Бедные люди» страдает от нищеты и болезни. Но девушку тяготят чужие жертвы. Она старается брать работу. А потом и вовсе решается выйти замуж за помещика Быкова, который обесчестил её. Варенька действует, пытается изменить свою жизнь, облегчить жизнь своих благодетелей. И в романе «Белые ночи» Мечтатель
– пассивный человек, а
Настенька
стремится вырваться из среды.
В романе «Униженные и оскорблённые»
появляется ещё один тип «маленького человека. Это бедная сирота
Нелли
. Если Варенька смиряется со своей тяжёлой судьбой, то Нелли бунтует. И бунт её выражается в ненависти. Она ненавидит отца-князя, который виноват в её страданиях и страданиях её матери. Эта ненависть распространяется и на всё общество. Мир петербургских трущоб научил её не верить людям. Девочка видела, что страдают хорошие люди, а те, кто заставляют страдать, живут в роскоши и счастье. Поэтому она отрицает само право на счастье. По её мнению, счастливыми могут быть только негодяи.
Тема «маленького человека» проходит через всё творчество Достоевского. Маленький человек Достоевского не просто социальный тип, задавленный средой. Писатель открыл душу так называемого «маленького человека», показал его духовное богатство, чувство собственного достоинства, не уничтоженное тяжелейшими условиями жизни. Это было новаторством не только в русской, но и в мировой литературе.
Николай Добролюбов писал о творчестве Достоевского: «В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или наконец даже не в вправе быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе».
Герой Родион Раскольников
«Маленький человек» «Преступления и наказания» Раскольников ведет главную сюжетную линию. Именно вокруг него и разворачиваются все события. Образ Раскольникова как «маленького человека» в «Преступлении и наказании» обозначается его низким социальным положением, которое толкает его на убийство старухи-процентщицы. Именно его нищета и невозможность заработать денег, обеспечить себя и свою семью ломают главного героя. Кроме этого, из-за своей бедности Раскольников не в силах помочь сестре, которая в итоге вынуждена выйти замуж за богатого мужчину, жадного и расчетливого, как окажется потом.
Уже совсем отчаявшись в своем положении, Раскольников делает решающий шаг – соглашается с самим собой на убийство. Несмотря на то, что изначально такая мысль пришла к герою исключительно из-за бедности, в конце концов Родион приходит к выводу, что он это сделал не для того, чтобы помочь семье или самому выйти из бедственного положения. Раскольников признается, что убийство, за которое только он в ответе, он совершил исключительно для самого себя.
Сочинение на тему: Тема «маленького человека» в произведениях Ф.М. Достоевского
_________________________________________________________________________________________________ Сочинение. Тема «маленького человека» в произведениях Ф.М. Достоевского
Тема “маленького человека” впервые была затронута в творениях А. С. Пушкина (“Станционный смотритель”), Н. В. Гоголя (“Шинель”), М. Ю. Лермонтова (“Герой нашего времени”). Имена героев произведений этих выдающихся писателей — Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч — стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу. Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской литературе, но становится автором одной ведущей темы — темы “бедных людей”, “униженных и оскорбленных”. Поэтому творчество Достоевского так цельно тематически. Достоевский как бы говорит своим творчеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание. Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом романе “Бедные люди” обращается к теме “маленького человека”. Главный герой романа — Макар Девушкин — бедный чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием. Как и Гоголь в повести “Шинель”, Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного и забитого “маленького человека”, живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Сам Достоевский писал: “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”. Гуманистическая направленность “Бедных людей” была замечена критикой. Белинский восторженно приветствовал Достоевского: “Это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей…”. Социальная тема, тема “бедных людей”, “униженных и оскорбленных”, была продолжена автором в “Преступлении и наказании”. Здесь она прозвучала еще сильнее. Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть старого Петербурга, клоаку столицы. На фоне этого пейзажа разворачивается перед нами жизнь семьи Мармеладовых. Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой главного героя, Родиона Раскольникова. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше “некуда идти” в жизни. Измученная нищетой, погибает от чахотки жена Мармеладова, Катерина Иванбвна. Соня идет на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти. Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение. Другие персонажи романа, в том числе и те несчастные люди, которые мимолетно встречаются Расколькикозу на улицах Петербурга, дополняют эту общую картину безмерного горя. Раскольников понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для бедняков и бездонное море страданий, — это деньги. И чтобы их раздобыть, он идет на преступление под влиянием надуманной идеи о “необыкновенных личностях”. Федор Михайлович Достоевский- создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу так называемого “маленького человека” и открыл в нем залежи огромного духовного богатства, душевной щедрости и красоты, не сломленных тяжелейшими условиями жизни. И это было новым словом не только в русской, но и во всей мировой литературе. Достоевский — гениальный писатель, рассматривающий больные стороны современного ему общества и рисующий живые картины русской действительности. Созданные автором образы “маленьких людей” проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание. Миропонимание Достоевского основывается на одной непреходящей фундаментальной ценности — на любви к человеку, на признании духовности человека за главное. И все искания Достоевского направлены на создание лучших, достойных человека условий его жизни. .
Герой Семен Мармеладов
В «Преступлении и наказании» «маленький человек» Мармеладов тоже имеет важную роль. Бывший военный, потеряв работу, впадает в депрессию. Все деньги, которые получает данный «маленький человек» «Преступления и наказания», он пропивает, из-за чего не может обеспечить свою семью. Несмотря на это, Мармеладов прекрасно понимает свое положение, однако исправить его он уже не в силах – настолько невозможной ему кажется борьба с собственным пьянством. Из-за своего же алкоголизма и умирает герой, а смерть его слишком глупа для человека, которого раньше уважали, – он просто напивается и попадает под колеса повозки. Погибая, Мармеладов говорит своей старшей дочери, что она единственная опора семьи, тем самым он сбрасывает с себя любую ответственность и обязательства перед своей семьей.
Сочинения
Маленькие люди — это одна из центральных тем многих русских произведений. Ее пытались раскрыть такие писатели как Пушкин, Чехов. Особенно ярко раскрыта тема маленького человека Гоголем. Его традицию продолжил в своем творчестве Достоевский, описывая с болью и любовью в своих философских работах социального характера, маленького человека, проживающего в несправедливом, холодном, жестоком мире. Как писал Достоевский: Все мы вышли из гоголевской шинели.
Очень ярко раскрыта Достоевским тематика маленьких людей в романе Преступление и наказание, в котором перед читателем сменяются картины извечной нищеты. То видит читатель бросающуюся из моста женщину, то пьяную девочку, за которой плетется толстый франт. Видит читатель и Мармеладова, который ушел в мир иной, оказавшись слабее жестокого общества. Измученная нищетой Екатерина Ивановна — жена Мармеладова. Соня, которой пришлось идти на панель, Раскольников со всем своим семейством. Все эти персонажи и есть маленькие люди, о которых мы поговорим в сочинении.
Преступление и наказание: маленькие люди
Тема маленького человека в романе Преступление и наказание — одна из основных. Все персонажи являются незначительными. Чтобы в этом убедиться, давайте разберемся, кто такой маленький человек? Это скромный, забитый, бедный человек, не имеющий статуса, ничего из себя не представляющий, которому приходится терпеть несправедливость и невзгоды. Это люди ведут вечную борьбу с несправедливостью, страдают от безразличности окружающего мира. Их судьба всегда сложная и тяжелая. Такая судьба наблюдается и у героев романа Преступление и наказание, где читатель познакомился с семьями Раскольникова и Мармеладовых. Лизавета, служанка Настасья, студент Разумихин — все они маленькие люди со сложной судьбой, которым приходится выживать.
Так, Мармеладов живет на грани нищеты. Отставной чиновник ничего не собирается менять, пытаясь найти забытье в алкоголе. Он понимает, что из-за него страдает жена, а Соне приходится заниматься проституцией, но не находит в себе сил и ломается под гнетом обстоятельств.
Катерина Мармеладова, став в свои тридцать дважды вдовой, борется с чахоткой, и не выдерживает, выбирая смерть.
Соня берет ответственность за семью на себя. Из-за нищеты и желания помочь родителям, продает свое тело, чтобы никто не голодал.
Семья Раскольниковых также бедна. Мать живет на скромную пенсию, Дуне приходится работать гувернанткой, а чтоб спасти семью от нищеты, решается даже на ненавистный ей брак с Лужиным. Раскольников тоже маленький человек, едва сводящий концы с концами.
Судьба героев, представленных в романе, печальна и убога, персонажи живут в полном отчаянии, у них совершенно незначительные потребности, а возможности еще меньше. По теории Раскольникова, они относятся к тварям Божьим.
Несмотря на то, что Раскольникова мы относим к маленьким людям, он отличается от других. Этот герой попытался изменить судьбу, не побоялся пойти против закона. Он убил, но раскаялся. Он попробовал вырваться из нищеты, не покорился, противостоял и выстоял. Пусть не без помощи Сонечки, которая в романе тоже маленький человек.
Познакомившись с работой Достоевского, мы увидели отличия романа от работ других авторов, поднимающих тему маленьких людей. Если Гоголь показывал бесправие маленьких людей, Пушкин делал акцент на их несчастной судьбе, то Достоевский показал, что даже маленькие люди способны на перерождение и противостояние. Главное, надеяться на победу, на лучшее будущее и не сдаваться.
Сохрани себе на стену чтобы не потерять!
Образ Мармеладова
Мармеладов – лирический герой, который не смог противостоять своим финансовым трудностям, однако нашел отличный способ уйти от них: появившаяся алкогольная зависимость позволяла бывшему половнику хоть ненадолго забыться. Однако он сам был вершителем своей судьбы – он сам погубил свою семью, пропив все семейные средства; он сам взял в долг у очень жадного человека, который потом не давал покоя семье; он сам потерял свою сущность.
В одном из разговоров с Раскольниковым Мармеладов спрашивает Родиона, знает ли он то чувство, которое возникает в тех обстоятельствах, когда человеку некуда вернуться. Ведь Семен считал, что у него нет дома, что идти ему некуда. Но все ведь заключалось в том, что уходя из дома, он забирал все деньги, после чего семья вновь оставалась без средств к существованию. В том, что Мармеладову не были рады дома, была лишь его собственная вина.
Сонечка Мармеладова
Среди всех «маленьких людей» «Преступления и наказания» Сонечка Мармеладова отличалась своей самоотверженностью. Соня, видя, в каком трудном положении находится семья, устроилась на работу, совсем неподходящую для юной девушки. Сонечка и ее образ «маленького человека» в «Преступлении и наказании» тоже имеет не последнюю роль. Несмотря на свою работу продажной девушки, Соня все равно живет принципами сердца. Ее религиозные взгляды стали для Сонечки путеводителем по жизни. Христианские нормы, которыми руководствуется героиня, становятся немаловажной причиной для признания Раскольникова в убийстве.
Образ Сонечки
Бескорыстная героиня, способная принять любого человека, не обвиняя его ни в чем, словно луч света во всем произведении. Образ Сонечки – это образец праведного человека, поставленного в рамки вынужденного существования, которое заставляет его делать совершенно неправильные поступки. Однако положение Сонечки оправдано – она стала спасительницей для семьи. Именно благодаря ее работе младшие братья и сестры могли хотя бы изредка нормально питаться, а мать могла и работать, и успевать решать домашние заботы.
Катерина Мармеладова
Проблема «маленького человека» в «Преступлении и наказании» отразилась также и на Катерине Мармеладовой – матери Сонечки. Тридцатилетняя женщина, в раннем возрасте ставшая вдовой, второй раз выходит замуж очень неудачно – несмотря на то, что когда-то Семен был порядочным и почитаемым человеком, со временем он становится невыносимым пьяницей. Катерина, которая является многодетной матерью, пытается бороться с мужем, пытаясь ему объяснить, что от его пьянства страдают дети, – вся семья живет очень бедно, у них имеется огромное количество долгов, а старшая дочь из-за своей работы уже никогда не сможет выйти замуж. Катерина постоянно говорит об этом своему мужу, показывая ему, что не нужно ломать жизни и другим своим детям, что старшая дочь и так пожертвовала своим будущим, чтобы семья все-таки смогла выжить. Однако все ее нравоучения никак не действуют на мужа – он по-прежнему пьет и заявляется домой только тогда, когда ему вновь нужны деньги.
Изнеможенная женщина уже не в силах терпеть такое поведение мужа и однажды просто начинает лупить Семена. Свидетелем этой сцены становится Родион Раскольников, что оказывает на него сильное впечатление. Он оставляет последние деньги на подоконнике, чтобы хоть чем-то помочь этой семье. Однако Катерина, которая была родом из порядочной семьи, не принимает его деньги. Это сразу характеризует личность Мармеладовой – несмотря на свое положение, она слишком горда, чтобы принимать подачки со стороны. «Маленький человек» Катерина Мармеладова не в силах унизиться перед другими.
Тема «маленького человека» в произведениях Федора Михайловича Достоевского
Человек!… Это звучит… гордо!
М.Горький «На дне»
«Маленький человек» — одна из основных тем русской литературы. Появилась она в период формирования реалистического метода. «Маленький человек» — явление социальное, этическое и психологическое. В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин вызывает сочувствие, жалость, сострадание. Автор хочет обратить на него внимание современников. «Маленький человек» Н. В. Гоголя, главный герой повести «Шинель», еще «меньше», чем станционный смотритель А. С. Пушкина. Акакий Акакакиевич беден и в социальном, и в духовном плане, он был совершенно забит жизнью. Но Гоголь начал изучать внутренний мир «маленького человека», хотя и представил его нам заурядным, почти не отличающимся от других забитым человеком.
Ф. М. Достоевский неоднократно говорил, что продолжает традиции Гоголя («Все мы из гоголевской «Шинели» вышли). Н. А. Некрасов, познакомившись с первым произведением Ф. М. Достоевского, передавал рукописи В. Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!». Ф.М. Достоевский продолжил исследования души «маленького человека», углубился в его внутренний мир. Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, например, в романе «Бедные люди». Это был первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам.
Ужасна жизнь вокруг Вареньки Доброселовой, молодой женщины, пережившей много горестей в своей жизни (смерть отца, матери, любимого, преследований низких людей), и Макара Девушкина, бедного пожилого чиновника. Достоевский написал роман в письмах, иначе герои вряд ли смогли бы раскрыть сердца, они были очень робки. Такая форма повествования придала душевность всему роману и показала одну из основных позиций Достоевского о том, что главное в «маленьком человеке» – это его натура.
Для бедного человека основа жизни — это честь и уважение, но герои романа «Бедные люди» знают, что «маленькому» в социальном плане человеку этого добиться практически невозможно: «И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши». Его протест против несправедливости безнадежен. Макар Алексеевичи очень амбициозен, и многое, что он делает, он делает не для себя, а для того, чтобы это увидели другие (пьет хороший чай). Он пытается скрыть свой стыд за себя. К сожалению, мнение со стороны ему дороже собственного.
Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди огромной душевной чистоты и доброты. Каждый из них готов отдать последнее ради друг друга. Макар – это человек, который умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества «маленького человека» по Достоевскому.
Макар Алексеевич читает пушкинского «Станционного смотрителя» и гоголевскую «Шинель». Они потрясают его, и видит он там себя: «… ведь скажу вам, маточка, случится же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя, как по пальцам разложена». Случайные встречи и разговоры с людьми (шарманщик, маленький нищий мальчик, ростовщик, сторож) наталкивают его на размышления об общественной жизни, постоянной несправедливости, человеческих отношениях, которые основаны на социальном неравенстве и деньгах. У «маленького человека» в произведениях Достоевского есть и сердце и ум. Конец романа трагичен: Вареньку увозит на верную погибель жестокий помещик Быков, а Макар Девушкин остается один на один со своим горем.
«Маленький человек» по Достоевскому осознает себя «маленьким»: «Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек; но, однако же, за что это все?…». Главный герой «сентиментального романа» «Белые ночи»(1848) – «мечтатель». Понимая ужас своего положения, «маленький человек» пытается уберечь себя от унизительной ,серой жизни в грезах, мечтаниях, снах. Это, возможно, во многом спасает его душу от постоянного унижения. Герои романа «Белые ночи» обладают духовной красотой, возвышенным благородством, поэтичностью натуры. «Мечтатель», бескорыстно влюбленный во встретившуюся на улице девушку Настеньку, самоотверженно помогает ей найти любимого и считает эту любовь великим счастьем: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастья, которые ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу». Это слова «маленького человека», лишенного любви. Чистота и бескорыстность возвышают его. Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче.
Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются в романе и создают фон, на котором показаны трагичные судьбы «маленьких людей» — Семена Мармеладова, Сонечки, Дунечки и многих других «униженных и оскорбленных». Лучшие, чистейшие, благороднейшие натуры (Сонечка, Дунечка) падают и будут падать, пока существуют болезненные законы и больное общество, создавшее их.
Мармеладов, потерявший от безысходности человеческий облик, спившийся и убитый безмерным горем, не забыл , что он человек, не утратил чувства безграничной любви к детям и жене. Семен Захарович Мармеладов был не в состоянии помочь своей семье и себе. Его исповедь в грязном трактире говорит о том, что «маленького человека» пожалеет только Бог, и «маленький человек» велик в своих бесконечных страданиях. Эти страдания выносятся на улицу в огромный равнодушно холодный Петербург. Люди безучастны и смеются над горем Мармеладова («Забавник!», «Да чего тебя жалеть-то!», «Заврался»), над сумасшествием его жены, Катерины Ивановны, над бесчестием молодой дочери, так и над избиением полуживой клячи (сон Раскольникова).
«Маленький человек» — это микромир, это целая вселенная в микро масштабе, и в этом мире способны родиться многие протесты, попытки вырваться из тяжелейшего положения Этот мир очень богат светлыми чувствами и положительными качествами, но эта микромасштабная вселенная подвергнута унижению и гнету со стороны огромных желтых вселенных. «Маленький человек» выброшен жизнью на улицу. «Маленькие люди» по Достоевскому малы только в социальном положении, а не во внутреннем мире.
Ф. М. Достоевский выступает против бесконечных моральных унижений «маленького человека», но он отвергает путь, выбранный Родионом Раскольниковым. Он не «маленький человек», он пытается протестовать. Протест Раскольникова страшен по своей сути («кровь по совести») – он лишает человека его человеческой натуры. Также Ф. М. Достоевский выступает против социальной, кровавой революции. Он за моральную революцию, потому что острие топора кровавой революции попадет не в того, из-за кого «маленький человек» страдает, а именно в «маленького человека», который находится под гнетом безжалостных людей.
Ф.М. Достоевский показал огромные человеческие муки, страдания и горести. Но среди такого кошмара «маленький человек», обладающий чистой душой, безмерной добротой, но «униженный и оскорбленный», он велик в нравственном плане, в своей натуре.
«Маленький человек» в изображении Достоевского протестует против социальной несправедливости. Главная особенность миропонимания Достоевского – человеколюбие, обращение внимание не на положение человека на социальной лестнице, а на натуру, его душу – это основные качества, по которым надо судить о человеке.
Ф.М.Достоевский желал лучшей жизни для чистого, доброго, бескорыстного, благородного, душевного, честного, мыслящего, чувствительного, рассуждающего, духовно возвышенного и пытающегося протестовать против несправедливости; но бедного, практически беззащитного, «униженного и оскорбленного» «маленького человека».
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта https://www.studentu.ru
Разумихин
Образ Разумихина олицетворяет противоположность образов «маленьких людей» в произведении «Преступление и наказание». Несмотря на то, что он так же беден, как и все другие герои книги, он все же не отчаивается и пытается справляться со своими трудностями. Нищий студент, влюбленный в Дуню и ухаживающий за обезумевшим Раскольниковым, он старается выжить в своем трудном положении. Его жизнелюбие и оптимизм руководят его поступками и мировоззрением. Несмотря на то, что он точно так же, как и сам Раскольников, находится на социальном «дне», он пытается выбраться из него честными и праведными путями. Федор Достоевский изобразил данного героя как зеркальное отражение Раскольникова, показывая читателям, что возможен и другой исход такой жизненной ситуации.
Разработка урока «Тема «маленького челове¬ка» в творчестве Ф.М. Достоевского»
Учитель русского языка и литературы
Дерунец Ирина Тимофеевна,
МБОУ «Новофедоровская школа-лицей»,
пгт. Новофедоровка, Сакский район, Республика Крым
Тема «маленького человека» в творчестве Ф.М. Достоевского
.
Цели:
— образовательные:
—
знать традиции и новаторство в раскрытии темы «маленького человека», философскую и духовную проблематику, протест против превращения
человека в «ветошку», в средство для достижения каких бы то ни было целей,
— уметь видеть психологизм романов, художественные приемы раскрытия;
— развивающая:
— сформировать у учащихся понятия эпохи, в которой жил и создавал свои произведения Ф.М. Достоевский;
— показать учащимся основные особенности литературного творчества Достоевского;
— воспитательные:
— воспитывать гражданскую позицию – личную ответственность человека за свою судьбу;
— воспитывать чувство сострадания к человеку.
Ход урока.
Человек есть тайна. Ее надо разгадывать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
Ф.М. Достоевский
В сегодняшнем мире тревожный набат достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму
Ч. Айтматов
- Проверка домашнего задания.
— Какие факты биографии Ф.М. Достоевского вас особенно удивили?
— Каковы творческие искания Достоевского?
— Как мировоззрение писателя связано было с русской действительностью?
- Слово учителя.
Тему «маленького» человека также затрагивает и Фёдор Михайлович Достоевский. Герои его повестей “Бедные люди”, “Белые ночи”, “Униженные и оскорбленные”, романа “Преступление и наказание” — типичные представители данной группы героев. На примере этих героев можно подтвердить все определения “маленького” человека.
Ф.М. Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской литературе, но становится автором одной ведущей темы — темы «бедных людей», «униженных и оскорбленных». Поэтому творчество Достоевского так цельно тематически. Достоевский как бы говорит своим творчеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко не стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.
Федор Михайлович Достоевский — один из самых ярких выразителей “ петербургского периода русской литературы, типичный горожанин.” В его произведениях мы не найдем изображений природы, которые так восхищают нас у Тургенева и Толстого. Действия большей части его произведений, в том числе таких значительных, как романы “Преступление и наказание.” ,” Идиот.”, “ Подросток.” , происходит в Петербурге. Писатель ведет своих героев по грязным улицам и каналам, угрюмым дворам и чадным лестницам в жилые квартиры и трактиры. Петербург — не только место пребывания царского двора и высшей знати, но и крупнейшей в стране бюрократически — буржуазный центр — являл поражающие, резкие контрасты богатство и бедности, неограниченной власти и произвола высших чиновников и бесправия, нравственной забитости служилой бедноты. С первых шагов своего творчества Достоевский проявил себя писателем — “ урбанистом”, по-своему продолжавшим творческую традицию гоголевских петербургских повестей.
Первое произведение Достоевского, сразу выдвинувшее его в ряд признанных писателей гоголевского направления — натуральной школы. В восторженном отзыве В.Г. Белинского было сказано, что молодой писатель впервые в русской литературе нарисовал судьбу «маленького человека» как социальную трагедию, а в бесправной и забитой личности открыл глубокую человечность. Повесть во многом связана с художественным миром Гоголя и с поэтикой гоголевских петербургских повестей.
- Роман «Бедные люди» и «Униженные и оскорбленные».
«Бедные люди» (1846) — первый роман посвященный теме «маленького человека». Он состоит из писем мелкого чиновника Макара Девушкина и бедной девушки Вареньки Добросёловой. Девушку хотят выдать замуж за человека, которого она не любит, но это брак по расчету. Макар пытается отговорить её от этого брака, но сам не способен на ней жениться из-за маленького заработка. Варенька все-таки выходит замуж. А чиновник начинает сильно пить, и приходит к выводу, что бедный человек бесполезнее, чем старый хлам. Писатель подчеркивает яркий контраст между бедностью героев и их глубоким внутренним миром.
Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом романе «Бедные люди» обращается к теме «маленького человека». Главный герой романа — Макар Девушкин — бедный чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием. Как и Гоголь в повести «Шинель», Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного и забитого «маленького человека», живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека.
Сам Достоевский писал: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя».
«Униженные и оскорбленные» — уже по названию романа можно догадаться, что речь пойдет о людях того же класса, что и маленький человек, а может, и про них самих. «Униженные и оскорбленные» (1861) — по определению Ф. Достоевского, «роман из петербургского быта» — произведение, в котором изображены страдания «маленьких людей», резкие социальные контрасты современной писателю жизни.
- Обсуждение романов.
Вопрос для обсуждения
— Что можно сказать о Достоевском-художнике и Достоевском-человеке по этим отрывкам? Вывод.
Повествование Достоевского отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Автор чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Герои изображаются в очень сложных ситуациях, крайних, предельных по психологическому накалу. Основной прием раскрытия характера героя — внутренний монолог. Все это говорит о глубине таланта Достоевского, тонко чувствующего душевные движения, и показывает, что главное в писателе — это боль за оскорбленного и униженного человека, умение чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое. Раннее творчество Достоевского, ограниченное периодом от появления «Бедных людей» до ареста и ссылки за участие в обществе петрашевцев (1849г.), выглядит довольно скромно на фоне его дальнейших достижений. Но уже тогда обозначилось «новое слово» писателя, наметился путь к глубинам жизненных отношений и человеческой психологии. Поэтому цель нашего урока – увидеть «новое слово» писателя, показать это новое на примере его первого романа «Бедные люди».
— Да, появился, новый роман – социальный роман:
1) целостное произведение в жанре романа; 2) В чём же его социальность? (В полемическом заострении вопроса о сословном неравенстве, в показе людей обречённых, придавленных гнётом зависимости и унижений, но сложных, полных внутренней душевной деликатности, преисполненных чувством собственного достоинства.)
— Необычен и жанр этого романа. Эпистолярный жанр. Найдём определение в словаре и запишем его в тетрадях.
— Итак, роман в письмах. Как вы поняли, такая форма считалась в литературе слишком изысканной, аристократической. А вот Достоевский «потратил» эту форму романа на обрисовку какого-то мелкого чиновника и девицы «с сомнительной репутацией». Почему, как вы думаете?
(Чтобы увидеть мир глазами самих героев, увидеть, как много они пережили. Весь мир – это сами герои.)
— Да, слово доверено самому человеку, сторонних наблюдателей вообще нет. А что за люди, которые ведут переписку? Расскажите о судьбах Макара Девушкина и Вареньки Добросёловой
. (Ответы учащихся).
— Имена героев значимые: Девушкин – мягкосердечный, скромный человек, Добросёлова – Добро – дар. Прототип Вареньки – сестра Достоевского Варвара, подолгу проживающая в Даровом – имении Достоевских в Тульской губернии. — Так вот, живут в Петербурге два существа, переписываются, вся радость их жизни – в чувстве взаимной симпатии и поддержке то советами, то грошами. Живут, не помышляя ни о каком спасении. Обратили ли вы внимание: 55 писем всего, из них – 31 – написал Макар, 24 – Варя. Весь роман – с 8 апреля по 30 сентября. Пишут, хотя живут в одном дворе, даже видят друг друга в окно. Почему переписываются? (в письме нам иногда легче сказать то, что мы чувствуем, переживаем.)
— Эпистолярный жанр – это роман переживаний. О чём же мы узнаём из писем?
(Об их быте; о людях, которые их окружают; о бедности, от которой стыдно становится; о том, что читают; о событиях, которые происходят в их жизни.)
Чтение и комментирование нескольких писем от 1 июля и 8 июля, где Макар Девушкин оценивает «Станционного смотрителя» А. Пушкина и «Шинель» Н. Гоголя. Эти повести близки позиции Достоевского по отношению к «маленькому человеку». Вопросы для обсуждения
— Как в повестях проявляется истинный гуманизм и тонкий психологизм авторов? — Почему Макару Девушкину нравится «Станционный смотритель» и не нравится «Шинель»? — К кому ближе герой Достоевского: к Самсону Вырину или Акакию Башмачкину?
Вывод.
Продолжая традиции Пушкина и Гоголя, писатель развивает тему унижения и бесправия «маленького человека», показывает его большую душу и способность сочувствовать, сопереживать и сострадать. Необходим краткий рассказ учителя или сообщение ученика о жизни писателя и его деятельности в обществе петрашевцев (руководитель — Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский).
Вопросы для обсуждения
— Почему приход Достоевского в общество петрашевцев был закономерен? — Как участие в обществе связано с мировоззрением писателя? — Почему роман «Бедные люди» можно считать первым шагом борьбы? Возможно сообщение учащегося об аресте петрашевцев. В 1849 г. 21 человек (в том числе и Достоевский) приговорен к смертной казни. «Десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти». Десять минут, изменивших его жизнь. Смерть заменена каторгой, только в 1859 г. Достоевский смог возвратиться в Петербург. Следует, однако, отметить, что в 2006 г. вышла в свет книга И. Свеченовской «Достоевский. Поединок со страстью» из серии «Тайны великих», где судьба Достоевского, в том числе и его отношение с петрашевцами, и каторга, рассматриваются совсем по-другому. Иллюстрацией к периоду каторги писателя может стать чтение отрывка из романа «Преступление и наказание» — о Раскольникове на каторге или из повести «Записки из мертвого дома».
Вопрос для обсуждения
— Что можно сказать по этому отрывку о пребывании Достоевского на каторге? «Мертвым домом» назовет писатель каторгу, но сможет увидеть в каторжниках людей, вызывающих сострадание: «И сколько в этих стенах было погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват?» Ответом на этот вопрос станет роман «Преступление и наказание» — виновато общество, которое нужно изменить. В финале урока возможно чтение заключительной страницы из романа «Преступление и наказание» или из «Братьев Карамазовых».
Вопросы и задания для итоговой беседы
— Какой путь изменения предлагает Достоевский? — Как в его сознании связываются религиозность и возрождение человека? (Каторга изменила взгляды Достоевского, повернув их к религиозному смирению. Каторга обострила гуманизм писателя, его сострадание «униженным и оскорбленным». Достоевский провозглашает новый взгляд на человека. Кто бы он ни был — он Человек.) — Проанализируйте названия произведений Достоевского и определите основное направление его творчества. Как оно меняется в 1870—1880-е гг.? «Бедные люди» — 1845—1846 гг. «Записки из мертвого дома» — 1861—1862 гг. «Униженные и оскорбленные» — 1861 г. «Преступление и наказание» — 1866 г. «Идиот» — 1868 г. «Бесы» — 1870 г. (Обращая внимание на названия произведений писателя, можно сделать вывод, что под влиянием происходящего меняется и сам художественный мир Достоевского, приобретая черты болезненности и фантастичности.).
- Итог урока.
Достоевский не просто открывает «человека в человеке», он вкладывает в его уста слова протеста. Крик: «Что вы сделали, что вы над собой сделали! Я под колёса брошусь! По какому праву это всё делается? Я с вами уеду, я за каретой вашей побегу! Голубчик мой, родная моя, маточка вы моя!»
— Так что же такое словосочетание в заглавии «Бедные люди»? Не «Бедняки», не «Бедные», а именно «Бедные люди» — значимы оба понятия. Эпиграф созвучен словам Девушкина, но Достоевский хочет, Вывод: чтобы роман навёл на размышление, чтобы «всякая дребедень» (=мысли) пошли в голову. Не зря Белинский сказал: «В Макаре Девушкине много прекрасного, благородного и «святого», уцелевшего посреди господствующего кошмара жизни». И хорошо, что уцелело, что он дорос до ропота, протеста. А на следующих уроках мы, используя те же приёмы, методы, схемы, постараемся проанализировать, понять, что с человеком может сделать среда, как Раскольников будет убивать в себе «маленького человека» и какие мысли могут рождаться у человека под влиянием практически такого же окружения, как и в романе «Бедные люди».
- Домашнее задание.
Образ Разумихина
Разумихин – воплощение веры в лучшее и способности выживать даже в самых сложных условиях. Герою удается не сойти с ума в своей бедности, которая точно так же мешает его нормальной жизни, как и жизням всех других героев. Такое умение, как оставаться верным своим принципам, сильно помогает Разумихину не впадать в апатию, в которую впал Раскольников. Но кроме этих моральных качеств, Разумихин также не разочарован в людях, не замечает их истинной сущности. Он до конца верит Раскольникову в том, что он не является убийцей. Кроме того, он уверен, что все признания Родиона сказаны в бреду, поскольку известие о смерти старухи-процентщицы оказало сильное впечатление на героя – он был ее должником.
Главное в произведении
Глядя на все высказывания и цитаты «маленьких людей» в «Преступлении и наказании», можно сказать, что Федор Михайлович Достоевский был первым писателем, который обращал внимание не на финансовое положение человека, а на его духовные качества. Все герои произведения Достоевского слишком горды, чтобы принимать помощь других. Все они стараются выжить, каждый следует своим путем. Однако их объединяет одна общая цель – выбраться из нищеты, начать свою жизнь заново и прожить ее счастливо. Дороги, по которым идут герои, приводят их к разным решениям. Раскольникова она привела к каторге, Сонечку – к унижению, Катерину – к болезни, Мармеладова – к пьянству.
Маленький человек в романе «Преступление и наказание»
«Маленькие люди» Достоевского
Маленькие люди Достоевского
Тема и образ «маленького человека» неоднократно затрагивались многими русскими писателями. В числе тех, кто обращался к проблеме «маленьких людей», можно назвать А. П. Чехова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, и, несомненно, Ф. М. Достоевского, тема жизни «маленького человека» в обществе встречается и в одном из его самых известных романов «Преступление и наказание».
Мармеладовы
«Маленькие люди» этого произведения имеют свои мысли, идеи и убеждения, но оказываются задавленными жизнью. Один из первых персонажей этого типа, встречающийся на страницах романа – Семён Мармеладов, который рассказывает о своей судьбе Родиону Раскольникову в распивочной. Мармеладов – бывший чиновник, потерявший работу и беспрестанно пьющий как из-за этого, так и из-за страха и бессилия перед жизнью. Семья Мармеладова, как и он сам, кормится на деньги, добываемые дочерью Соней на панели. В дальнейшем развитии сюжета Мармеладов умирает, попав под колеса. Его жена также относится к «маленьким людям», однако она – несколько другая; она не является тем, кто кротко переносит все выпадающие на его долю невзгоды. Катерина Ивановна постоянно вспоминает о своем благополучном детстве, об учебе в гимназии. Женщина тщательно отгоняет мысли о падении и нищете, но именно она посылает падчерицу Соню торговать своим телом. Катерина говорит о своих аристократических связях и мечтает об открытии пансиона, с помощью этого как бы отгораживаясь от ужасающей действительности и нищеты. Поведение жены Мармеладова подтверждает, что и она оказалась сломлена всеми жизненными невзгодами, скрывая за своей гордыней невозможность противостоять трудностям судьбы.
Лужин
Абсолютно не похож на чету Мармеладовых такой персонаж произведения, как Петр Петрович Лужин, однако и его с полной уверенностью можно отнести к «маленьким людям». Проповедуемые им эгоистичные, нечеловеческие отношения приводят к полному атрофированию добрых, светлых душевных чувств. Лужину важна лишь его собственная выгода и карьера; для достижения своей выгоды он готов на любые унижения и безнравственные поступки, которые он совершает не напрямую, а подло, исподтишка, чтобы впоследствии не нести за них ответственности. Такие люди, как Петр Петрович, являются подлыми «маленькими людьми», которые никогда не смогут быть счастливыми по-настоящему.
Соня
А вот Соня Мармеладова, с первого взгляда очень похожая на «маленького человека», безропотно переносящего все удары судьбы, на самом деле не является им. Соня переступает законы нравственности только для того чтобы спасти голодающую семью, оставаясь человеком с чистой душой. Внутренняя стойкость и вера в Бога помогают девушке достойно переносить все выпадающие на ее долю унижения и даже помогать другим, жалеть их. Так, именно Соня помогает Раскольникову сначала признаться в совершенном убийстве, а потом – обрести душевное спокойствие и веру в Бога.
Заключение
На примере романа «Преступление и наказание» видно, что «маленькие люди» Ф. М. Достоевского все же несколько отличаются от подобных им персонажей других писателей и имеют свои особенности. Все они не способны дать отпор жизненным невзгодам, что проявляется в самых различных чертах: у Мармеладова – в самоуничтожении, у Катерины Ивановны – в непомерной гордыне, а у Лужина – в неутолимой жажде наживы и власти. Однако писатель видел для таких людей возможность спасения, которая выражается для него в искренней и сильной вере в Бога, которая и дала Соне Мармеладовой возможность несколько возвыситься над всеми и помочь Родиону Раскольникову.
Общий вывод
Достоевский отлично показывает в своем произведении, насколько сильно люди сами виноваты в том, что их жизни складываются именно так. Отличный пример тому Раскольников: он мог бы не идти на убийство, а пытаться найти работу, которая со временем принесла бы ему приличный доход. Так и Мармеладов, который мог попытаться бросить пьянствовать и найти хорошую работу, что обеспечить свою семью. Катерина могла на минуту забыть о своей гордости, вернуться в родительский дом, а не выходить замуж во второй раз.
Все герои столкнулись с серьезными последствиями из-за своей гордости и попыток выбраться из своего положения нечестным путем. Именно это и показывает автор, именно это и стало главной темой произведения.
🗹Встречаются у себя, индивидуалки Белгорода, место есть, все достойно, смотри подробности - yesbelgorod.ru. Воспользовавшись услугами проституток, вы не останетесь разочарованным. Лучшие в городе индивидуалки Белгорода, страстные и желанные, они такие модельные и стройные, что у любого появится желание. Прелестницы ждут тебя.