О повести «Белые ночи» Ф. М. Достоевского
«Белые ночи» легендарное произведение, которое автор написал в 1848 г. (год написания и издания).
Фёдор Михайлович Достоевский (1821 — 1881) — русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Классик русской литературы и один из лучших романистов мирового значения.
Это повесть, которая была создана автором во время дружбы с поэтом А. Плещеевым и общения с другими писателями в литературном кружке. В октябре того же года цензура приняла повесть на публикацию и ее впервые напечатали в 12 номере Отечественных записок.
В последующее время ее многочисленно переделывали под рамки цензуры. Так, были убраны сентиментальные фразы, противоречивые монологи, добавлены пушкинские образы.
Окончательно повесть была отредактирована в 1860 г. На вопрос, сколько страниц осталось после редакции, можно ответить – 20 страниц.
Стоит отметить: сформированный в сюжете образ главного героя автобиографичный. Многие критики утверждают, что создавая мечтателя, Достоевский описывал себя. В эти годы писатель чувствовал себя одиноким и мечтательным, утверждал, что призрачный вид жизни грешен, поскольку направляет человека не в том направлении, далеко от истины. С иной стороны, она подчеркивает ценность настоящей творческой жизни.
В целом, это детище критики называют идиллической утопией о людях и тем, кем они могли бы стать, если бы проявляли все позитивные качества. Но такое невозможно, поэтому мечты остаются грезами и не становятся отражением действительности.
Образ Петербурга. Авторское отношение к городу
Действие повести происходит в северной столице. Петербург тесно связан с именем Достоевского, там он прожил большую часть своей жизни, хотя не любил столицу империи, называл самым промышленным и угрюмым городом России, «чухонским болотом». Достоевского считали писателем, по страницам произведений которого можно изучать топонимику[1] Петербурга: названия площадей, улиц, зданий, набережных, мостов. Литературные герои его петербургских произведений жили по реальным адресам, ходили по настоящим улицам. Образ Петербурга в повести «Белые ночи» иной, чем в других произведениях Достоевского, где он, как правило, враждебен человеку и является воплощением пороков. Рассказчик-мечтатель любит город, который считает своим другом и собеседником. В этом произведении отсутствуют проблемы внешней городской жизни, город откликается на внутренние переживания героев.
Живущий уединенно мечтатель любил бродить по улицам, считая дома своими единственными друзьями, которые «глядят на него во все окна», делятся проблемами. Одному в мае «прибавят этаж», другому «завтра в починку», третий чуть не сгорел, четвертый изуродовали, перекрасив в «канареечный» цвет. Мечтатель о петербургских зданиях рассказывает, как о живых людях. Он представляет, как они с ним здороваются, желают здоровья. Герой «Белых ночей» рассказывает о местах своих гуляний. Он упоминает о канале (Екатерининский канал), речке Фонтанке, Невском проспекте, Каменном, Крестовском и Аптекарском островах. Жил он в отдаленнейшей части города, в районе Коломны и Сенной площади. В XIX веке эти районы были населены небогатыми людьми, считались местом обитания нищих, пьяниц, мелких преступников.
В самом названии повести «Белые ночи» создается образ величественного города, который славится своими чарующими, полными романтики июньскими ночами. Не случайно действие происходит в это время года, когда все настраивает на романтический и мечтательный лад. К тому же название-оксюморон[2] намекает на некую нереальность и фантастичность событий повести.
Главные герои и их характеристика
В центре внимания три героя и множество второстепенных персонажей.
Каждый из них раскрывается читателю отчетливо, показывается во всем проявлении, поэтому составить подробную характеристику несложно:
- Мечтатель действующий герой произведения. Точный возраст, имя и конкретные сведения об образовании и работе неизвестны, но понятно, что он является молодым петербуржцем, которому примерно 30 лет. Хорошо образован, работает мелким чиновником в каком-то государственном учреждении. Имеет низкое жалование и незначительную должность. Ему ничего не интересно. Все существование построено на мечтах. Он мечтает о лучшей жизни, где все наполнено смыслом, о любви и друзьях.
- Настенька абсолютная противоположность мечтателя. Она семнадцатилетняя красавица, имеющая жизнерадостный и бойкий характер. Смотрит на жизнь такой, какая она есть. Живет с бабушкой, но желает уйти из домашнего плена, который ей она устроила. Девушка строит планы, цели и стремительно движется к ним. Так, Настенька встречает молодого парня, нового жильца и влюбляется в него. Все силы устремляет на то, чтобы стать женой. Напор пугает парня и когда девушка съезжает к нему сама, то теряется и уезжает. После такого действия героиня решается стать женой мечтателя, однако любит не петербуржца.
- Новый жилец — молодой человек, внешне приятен и интеллигентен. Живет под одной крышей с Настенькой. Ему нравится девушка, но жилец старается выглядеть тактичным. Вначале предлагает ей почитать, затем пару раз зовет Настю с бабушкой на спектакль. После ненавязчивых ухаживаний, Настя переезжает к нему без приглашения. Вскоре герой изъявляет желание отправиться в командировку в столицу на год и обещает сделать ее своей женой, если она дождется. Но по истечении срока ожидания, не желает отвечать на письма.
Языковые нюансы
Читателю важно сделать акцент на манере речи героев. Оказывается, она не является характерной для героев реалиста-Достоевского. В повести встречается множество метафор, манера имеет высокий стиль. Предложения длинные, подробные. Встречаются фразы, имеющие яркую эмоциональную окраску.
Этот характер речи позволяет понять образ героев. Они оба способны тонко чувствовать, внимательно относиться к чувствам остальных. Герои эмоциональные, взволнованные. По их диалогам понятно, что они могут акцентировать внимание даже на мелочах, которые для них становятся важными. В диалогах встречается много громких фраз и обещаний. Герои повести радикальны в темах, затрагивающих чувства. Именно поэтому они смело произносят такие слова как:
- «навсегда»;
- «любовь»;
- «счастье».
Герои думают о будущем, любви и дружбе. Их мысли кажутся наивными, поскольку они считаются мечтателями. Именно поэтому произведение Ф. М. Достоевского очень нравится всем, кто любит витать в облаках, представлять что-то.
Герои становятся близкими по душевным переживаниям многим людям. Даже многие критики это подтвердили.
Второстепенные персонажи
Второстепенными героями картины являются:
- Бабушка пожилая, слепая представительница обедневшего дворянского рода. В молодости имела деньги и власть, а теперь питается и живет с внучкой Настенькой за счет сдачи комнат в доме. Мечтает, чтобы внучка выросла высоконравственным и образованным человеком и вышла замуж за порядочного мужчину. Поэтому не пускает ее гулять, не дает ей читать плохую литературу, обучает французскому и учит хорошим манерам.
- Господин во фраке законопаченный мужчина средних лет. Способствует знакомству мечтателя с юной девушкой Настенькой, когда та гуляет поздней ночью одна. Он решает с ней познакомиться, но этому мешает мечтатель, который ударяет его палкой.
- Матрена служанка мечтателя. Старая дама, не отличающаяся качествами хорошей служанки. Занимается наведением чистоты в доме.
- Фекла глухая домработница бабушки.
Краткий пересказ
В центре внимания рассказа одинокий мечтатель. В культурной столице страны в период действия белых ночей главный герой встречается с обаятельной красавицей Настенькой и начинает испытывать к ней чувства.
Она рассказывает о том, что все детство провела рядом с бабушкой, которая не выпускала девочку гулять. Из-за этого девушка была невеселой. Однако все изменилось после приезда постояльца. Через год знакомства парень покинул девушку, но обещал вернуться.
История Настеньки была печальная, поэтому мечтатель пожалел девушку и решил помочь встретиться влюбленным, передав письмо возлюбленному красавицы. При этом сам начал испытывать чувства влюбленности к девушке.
Ее возлюбленный не ответил. Решив, что постоялец ее бросил, Настенька решает его забыть и отвечает чувствам мечтателя, когда тот признается в любви. Но внезапно видит своего бывшего и убегает, написав прощальное письмо.
В свою очередь юноша продолжает любить Настеньку, поскольку она стала самым запоминающимся моментом в его существовании. Осознав, что любовь не возвратится, герой становится одиноким.
Примечания
- [www.fedordostoevsky.ru/works/lifetime/white_nights/ Информация о публикации]
- [www.spbopera.ru/ru/repertoire/1/1055 «Санкт-Петербургъ Опера»]
- [fomenko.theatre.ru/performance/whitenights/ Мастерская Петра Фоменко]
- [www.mtfontanka.spb.ru/performances/white_night.htm Молодёжный театр на Фонтанке]
- [mhatschool.theatre.ru/programs/acting/faculty/brusnikina/ Театр Школы-студии МХАТ им. Чехова]
- [teatre-cluch.ucoz.ru/index/0-2 Театр-студия «Ключ»]
- [vmtheatre.ru/performances/belyenochi.html Камерный театр]
- [www.piligrim.eu Театр-студия «Пилигрим»]
- [www.md.spb.ru/events/list/n808/ Театр Эпилога]
- [vk.com/teatr_dramy_rybinsk?w=wall-9571212_3321 Wall]. vk.com. Проверено 29 августа 2021.
Краткий анализ произведения
Повесть «Белые ночи» Достоевского является красивой утопией и мечтой о счастье двух влюбленных людей, честности и бескорыстности намерений и чувств. Это детище в творчестве автора самое поэтичное и романтичное. Благодаря красоте описанных ночей создается невероятная утопическая атмосфера повести.
Центральной темой произведения является одиночество, поиск смысла существования, любовь и неразделенные чувства, а также жизнь молодых людей, которые существуют в мире иллюзий и нуждаются в невыдуманных чувствах.
По композиции повесть включает в себя пять глав. Четыре главы именованы петербургскими ночами, а конечная утром. По жанру это роман направления сентиментализма, но по структуре повесть.
Адаптации
Музыка
- 1967 — камерная опера «Белые ночи», композитор Юрий Буцко[2].
- 1984 — опера «Белые ночи», композитор Станойло Раичич.
Театр
- 1994 — «Белые ночи» (по мотивам повести Ф. Достоевского и произведений Гофмана), реж. Григорий Дитятковский, ТЮЗ им. Брянцева
- 2003 — «Белые ночи», реж. Николай Дручек, Мастерская Петра Фоменко[3]
- 2006 — «Белые ночи», реж. Наталья Мильченко, Лаборатория драматического искусства им. Михаила Чехова (Екатеринбург)
- 2006 — «Белая ночь», реж. Олег Куликов, Молодёжный театр на Фонтанке[4]
- 2007 — «Белые ночи», реж. Марина Брусникина, Школа-студия МХАТ им. Чехова[5]
- 2008 — «Белые ночи», реж. Никита Кобелев, Театр-студия «Ключ» (Набережные Челны)[6]
- 2009 — «Мечтатель, или Черные комедии белых ночей» (по мотивам произведений Ф. Достоевского), реж. Владимир Воробьев, Камерный театр Владимира Малыщицкого[7]
- 2011 — «Белые ночи», реж. Иван Гертнер, Дайрин Экзю, Театр-студия «Пилигрим» (Германия)[8]
- 2011 — «Белые ночи», реж. Ксения Раввина, Высшая школа музыки и сценических искусств (Франкфурт-на-Майне)
- 2011 — «Белые ночи», реж. Дидье Вэй, Театр Эпилога (Франция)[9]
- 2016 — «Белые ночи», реж. Наталья Николаева, Рыбинский драматический театр[10]
Кино
- 1957 — Белые ночи (ориг. Le notti bianche), реж. Лукино Висконти (Италия)
- 1958 — Белые ночи, реж. Мераб Джалиашвили (СССР)
- 1959 — Белые ночи, реж. Иван Пырьев (СССР)
- 1960 — Обман (ориг. Chhalia), реж. Манмохан Десаи (Индия)
- 1964 — Белые ночи (ориг. Helle Nachte), реж. Вильгельм Семмельрот (ФРГ)
- 1971 — Четыре ночи мечтателя (ориг. Quatre nuits d’un reveur), реж. Робер Брессон (Франция)
- 1992 — Белые ночи, реж. Леонид Квинихидзе (Россия)
- 2003 — Iyarkai, реж. S. P. Jananathan (Индия)
- 2005 — White Nights, реж. Alain Silver (США)
- 2006 — Шаг за шагом (ориг. Ahista Ahista), реж. Шивам Наир (Индия)
- 2007 — Возлюбленная (ориг. Saawariya), реж. Санджай Лила Бхансали (Индия)
- 2008 — Любовники (ориг. Two Lovers), реж. Джеймс Грэй (США)
- 2009 — Кафе Нуар, реж. Юнг Сон-иль (Южная Корея)
- 2014 — Приключение, реж. Нариман Туребаев (Франция)
Фильм «Белые ночи» (1985) режиссёра Тейлора Хекфорда к повести Достоевского отношения не имеет.
Радио
- 1980 — «Белые ночи», радиоспектакль Алексея Баталова
В разные годы повесть исполняли на радио Мария Петрова, Николай Персиянинов, Георгий Тараторкин
🗹