Русские писатели XVIII века: имена в истории литературы

Литература 18 века стала твердой опорой для дальнейших достижений поэзии и искусства. Произведения русской литературы подготовили фундамент для классики 19 века.

·
Почему Россия стала стремительно развиваться в XVIII веке?
Реформы Петра I привели к укреплению российского самодержавия, сближению России со странами Европы. В ходе преобразований использовались достижения науки и техники, а также культуры и промышленности.

Новый этап развития получила и русская литература. Особых успехов добились деятели культуры и образования.

Петр I и Екатерина II понимали, что печать и просвещение – основные двигатели развития государства. Поэтому они поддерживали эти направления.

Литература 18 века: новые тенденции

·
Что нового в культуре и просвещении появилось в XVIII веке?
В эпоху преобразований были открыты школы и училища, а также Московский университет, Академия наук и Академия художеств. Появился постоянный русский театр. Люди получили возможность высказывать свое мнение.

Литература 18 века обогатилась новыми жанрами.

Какие новые жанры стали популярны с 1760-х годов?

На первый план в литературе выдвинулась гражданская позиция. Новые жанры, появившиеся в 18 веке:

  • сатира;
  • бытовая комедия нравов;
  • ода;
  • классицизм – его формировал Феофан Прокопович, высший иерарх православной церкви.

С 1760 г появляются и другие жанры:

  • слезная драма;
  • повесть;
  • прозаический роман;
  • комическая опера.

Общие особенности развития русской литературы в XVIII веке

Петровские преобразования спровоцировали в определенной степени отказ от русских старых культурных традиций. Однако в области литературы они и не были сколько-нибудь распространенными. Хотя древнерусская литература богата выдающимися произведениями, они никогда не были объектом массового интереса даже в общественных верхах. Многие из них к концу XVII века были основательно забыты. Поэтому новая русская литература создавалась на общеевропейской, античной и, естественно, христианской основе.

Из Европы были заимствованы основные литературные жанры: «высокие» (ода, трагедия, эпопея) и «низкие» (комедия, басня, сатира). В идейном смысле в лучших произведениях русской литературы века ощутим дух Просвещения. Литературные направления также соответствовали общеевропейским тенденциям – сперва это был классицизм, затем сентиментализм.

Изменения в языке (частично введенные официальными решениями, частично произошедшие естественным путем) потребовали изменений чисто технической стороны литературной деятельности. Более всего это отразилось на поэзии, перешедшей от силлабической (подразумевающей учет исключительно количества слогов, но не ударений и их расположения) к силлабо-тонической системе (с привычными ныне строфами, ямбами, хореями…). Однако изменился и стиль прозы – литературный язык начал понемногу приближаться к естественному.

Русские системы стихосложения (схемы)

Изменился набор наиболее распространенных литературных тем. Традиционные сказки и былины (а также производные от них) уже не пользовались популярностью – русские читатели предпочитали знакомиться с пересказами из античной литературы, поэмами и «романами», посвященными историческим событиям, любовной лирикой. В петровские времена в русской литературе зародился жанр приключенческого произведения (в котором все события намеренно помещались не в «тридесятое царство», а в реальную географию, и отсутствовали мотивы сверхъестественного).

Количество же и востребованность чисто религиозной литературы уменьшилось. Хотя она продолжала существовать и даже целенаправленно продвигаться, ее в значительной степени потеснила публицистика и полемика. Даже известный сподвижник Петра, священник Феофан Прокопович, стал известен не религиозными творениями, а публицистическими и светскими дидактическими произведениями.

«Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта

Успех «Путешествий Гулливера» привел даже к тому, что стали появляться другие книги для детей, в которых ясно читалось стремление подражать этому произведению, со словами «Гулливер» и «лилипут» в названиях, чтобы вызвать известную ассоциацию. Один из ранних примеров — выходивший в 1751 году детский «Журнал лилипутов», создателем которого был Джон Ньюбери, писатель из Лондона. Другой пример — «Библиотека лилипутов, или Музей Гулливера» в десяти томах небольшого формата, опубликованная в Дублине в 1780-х гг. Эта книга была выпущена специально для детей, а ее цена являлась небольшой, чтобы дети могли ее себе купить. Общая стоимость 10 томов составляла всего пять британских шиллингов, а отдельные части можно было купить по шесть пенсов каждый. Однако даже эта относительно невысокая цена по-прежнему являлась слишком большой для многих детей и их родителей. Только представители семей со средним и высоким уровнем дохода могли позволить себе купить такую литературу и обладали грамотностью, достаточной для того, чтобы ее прочесть.

Наиболее яркие представители русской литературы XVIII века

Писателей в России XVIII века было довольно много. Издавалось несколько журналов, где публиковались художественные и публицистические произведения. Но далеко не вся литература того времени была настолько оригинальной и качественной, чтобы оставить сколько-нибудь заметный след в истории культуры. Известностью в более поздние времена фактически пользовались не более полутора десятков авторов.

Авторы первой половины XVIII века

Для первой половины XVIII века более характерно развитие русской поэзии – в прозе представлены в основном теоретические и дидактические работы. Это был период становления русского языка, поэтики и грамматики, приближенных к современным.

  1. В.К. Тредиаковский (1703-1769) был придворным поэтом и после смерти считался образцом дурного вкуса в поэзии. Однако именно он как теоретик разработал русскую силлабо-тоническую систему стихосложения. Даже свой личный конфликт с Ломоносовым и Сумароковым Тредиаковский использовал для более тонкой проработки русской поэтической теории. Также он известен как отличный переводчик французских работ по римской истории.
  2. М.В. Ломоносов (1711-1765) был не только ученым-энциклопедистом, но и поэтом, и теоретиком литературы. В целом поддерживал поэтическую реформу Тредиаковского. Ломоносов известен как автор торжественных од в честь монархов и выдающихся событий; самая известная из них посвящена воцарению Елизаветы Петровны. Ученый разрабатывал также новую грамматику и теорию ораторского искусства.
  3. А.П.Сумароков (1717-1777) своими спорами с Ломоносовым и Тредиаковским также немало продвинул вперед теорию русской поэзии. Как писатель, он испробовал множество жанров: писал оды, сатиры, элегии, песни, мадригалы, эпиграммы, комические и трагические драматические произведения. Самыми известными стали трагедии «Хорев» и «Димитрий Самозванец».
  4. А.Д. Кантемир (1708-1744) представлял классическую силлабическую русскую школу стихосложения (так как писал еще до реформы Тредиаковского и Ломоносова). Его произведения были изданы в России уже после смерти автора. Кантемир является первым российским сатириком. Самая известная его сатира – «На хулящих учение».

Во второй половине века на основе реформ Тредиаковского и Ломоносова, в условиях развития театра и издательского дела количество литераторов увеличилось. Но главное – увеличилось и количество жанров, популярных у публики и представленных выдающимися произведениями.

Литераторы второй половины XVIII века

Для периода правления Елизаветы Петровны и особенно – Екатерины II и Павла I характерно быстрое развитие драматургии и прозы. Если ранее в русской литературе доминировала поэзия, то к концу XVIII века это прекратилось.

  1. Г.Р. Державин (1743-1816) стал едва ли не самым известным русским поэтом столетия. Поэтический классицизм Ломоносова Державин довел до совершенства. Известность он получил благодаря оде «Фелица», посвященной Екатерине II. Державин известен также как автор стихотворений «Водопад», «Властителям и судиям», а его «Памятник» позже использовал в своем творчестве А.С. Пушкин.
  2. Я.Б. Княжнин (1740-1791) достиг высот в драматургии в духе классицизма. При этом сюжеты свои он предпочитал брать из русской истории. Самые известные произведения драматурга – «Вадим Новгородский», «Владимир и Ярополк».
  3. Д.И. Фонвизин (1745-1792) работал в ином жанре – он является основоположником русской бытовой комедии. Самым известным его произведением является сатирическая пьеса «Недоросль». Фонвизин был также автором сатирических стихотворений.
  4. М.М. Херасков (1733-1807) своим творчеством представляет переходной этап от классицизма к сентиментализму. В его творчестве представлены многие жанры, но преобладают эпические поэмы («Россиада», «Чесменский бой», «Владимир Возрожденный») и дидактические романы (Нума, или процветающий Рим», «Кадм и Гармония») на русские и античные темы.
  5. Н.П. Осипов (1751-1799) известен как автор дидактических статей и повестей, издатель и переводчик, но особенно – как автор поэмы «Вергилиева Энеида, вывернутая наизнанку». Появление этого произведения ознаменовало отказ русской литературы от свойственного классицизму безусловного преклонения перед античными образцами.
  6. А.Н. Радищев (1749-1802) известен как автор «Путешествия из Петербурга в Москву» – жесткого, по сути публицистического, произведения, раскрывающего темные стороны русской жизни того времени. Однако Радищеву принадлежат еще и философские трактаты, и произведения дневникового стиля. В XIX веке его высоко ценили литературные авторитеты как один из образцов русского стиля.

К XVIII веку можно отнести и деятельность в качестве литератора Н.М. Карамзина (1766-1846). «Историком государства Российского» он стал в XIX веке, а самая известная его повесть «Бедная Лиза» вышла в 1792 году.

В XVIII веке впервые проявили себя в России литераторы-женщины. Но в большинстве случаев они вынуждены были публиковаться под псевдонимами, а по уровню еще не могли сравняться с авторами-мужчинами. Женская литература представлена в основном небольшими поэтическими произведениями и переводами.

Другие книги

Дешевые книги в жанре популярной литературы существовали уже тогда и были доступны для слоев населения. Они включали в себя детские рассказы, истории, путешествия, песни, молитвенники, истории о разбойниках, грабителях и убийцах. Эти тома были плохого качества и продавались за одно или два пенни.

В 1712 году появился перевод на английский язык знаменитых арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

Как видите, детская литература того времени активно развивалась в Англии. А что же было на территории России? Об этом читайте дальше.

Значение русской литературы XVIII века

В XVIII веке русская литература еще не достигла того уровня, на который она вышла в «золотом» веке. Однако «золотой век» был бы невозможен без реформ Ломоносова и Тредиаковского и творческих проб Фонвизина, Державина и Осипова.

н.М. Карамзин

В XVIII веке были заложены основы для развития русской литературы на новой основе – общей со всей Европой. Поскольку это было время «проб и ошибок», многие авторы этой эпохи показались на более поздних этапах развития литературы откровенно устаревшими и даже смешными (Пушкин, к примеру, уже критиковал Державина). Но это не означает, что оно не имело особой ценности – анализ этих ошибок помог двигать русскую литературу далее. В этом плане показательно, что Н.М. Карамзин в качестве зрелого литератора возглавил очередную «языковую революцию», объединив вокруг себя новое поколение литературных новаторов и предопределив будущий расцвет литературы «золотого века».

Выбери ответ

Читать далее >>

Екатерина II

Не только профессиональные поэты и писатели 18 века создавали детские книги. Даже главы государства считали своим долгом самостоятельно поучать молодежь. Настоящий пример в этом показала Екатерина II. Она создала большое количество произведений, среди которых были и книги для детей, например «Сказка о царевиче Хлоре» и «Сказка о царевиче Фивее». Конечно, они были далеки до сказок в современном смысле этого слова, с их яркими характерами и героями. Эти произведения всего лишь изображали пороки и добродетели в общем, абстрактно. Однако пример Екатерины II оказался заразительным, и ему в дальнейшем последовали многие знаменитые русские писатели 18 века, создавая произведения специально для детей.

Николай Михалович Карамзин

Необходимо сказать несколько слов и о Николае Михайловиче Карамзине. Этот писатель создал и перевел более 30 различных произведений для детей. Являясь представителем сентиментализма (которому следовали многие русские писатели 18 века), столь близкого детской природе, он стал особенно любим среди юных читателей среднего и старшего возраста. В 1789 году первые произведения Карамзина были напечатаны в журнале «Детское чтение для сердца и разума». Николай Михайлович писал для детей и после закрытия этого журнала. В последнее десятилетие 18 века им были созданы такие произведения, как «Прекрасная царевна», и «Илья Муромец». В последней сказке нашли отражение русские былины. Это произведение не было закончено. Илья Муромец, созданный пером автора, был вовсе не похож на типичного богатыря из былин, как мы обычно его представляем, а лишь отчасти напоминал последнего. В сказке не описываются бои с недругами Руси, в ней открывается лирическая часть души Ильи Муромца в общении со своей возлюбленной. В духе сентиментализма Карамзин подробно изобразил чувства героев, создав яркие картины.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: