Хронологическая таблица М.Ю. Лермонтова — основные даты и этапы жизни и творчества


Детство Михаила

Рождение Михаила Юрьевича Лермонтова пришлось на 15 октября (3 по старому стилю) 1814 г. Случилось это в доме у площади Красных Ворот в г. Москве. Именно там на сегодняшний день стоит самый известный памятник великому поэту.

Хронологическая таблица лермонтова

Перед тем как составлять хронологическую таблицу, необходимо обозначить план биографии Лермонтова. А именно:

  • детство;
  • юность;
  • армейская служба;
  • литературное творчество.

Когда маленький Михаил родился, родители его были еще достаточно молоды. Матери Марии Михайловне (девичья фамилия Арсеньева) только исполнилось 16 лет, а отец Юрий Петрович имел репутацию легкомысленного красавца. Настоящей властью и авторитетом в доме обладала только Елизавета Алексеевна Арсеньева — бабушка маленького Миши. Она же дала имя своему внуку.

План биографии лермонтова

В хронологической таблице жизни Лермонтова кратко отражены события юношеского периода:

ДатаСобытие
15 октября 1814В небогатой дворянской семье родился сын Михаил
24 февраля 1817Смерть от чахотки Марии Михайловны, матери будущего поэта. Бабушка принимает на себя все заботы о воспитании внука, переехав в свое имение Тарханы
15 марта 1817Отец Михаила покидает Тарханы и переезжает в с. Кропотово. Елизавета Алексеевна до конца жизни винила его в смерти своей дочери и всячески старалась уберечь внука от общения с отцом
1820 — 1825Период проживания на Кавказе. Врачи посоветовали эту поездку для поправки здоровья крайне болезненного Михаила
Август 1827Юрий Петрович забирает сына в Кропотово погостить
Осень 1827Михаил вместе с бабушкой переезжает в Москву и поступает на обучение в дворянский пансион при университете
1828Первые литературные шаги поэта, созданы поэмы «Черкесы» и «Кавказский пленник», стихотворения «Заблуждение купидона», «Корсар», «Осень», «Цевница»
1829Написан первоначальный вариант поэмы «Демон»
1828 — 1829Закончены поэмы «Два брата», «Олег», «Преступник», но напечатаны они были только после смерти Лермонтова

Детство маленького Миши было не самым радостным, он много болел, слабое здоровье не позволяло ему играть с другими детьми. Они смеялись над золотушным, вечно покрытым сыпью мальчиком. И только проведя 5 лет на Кавказе и основательно поправив свое здоровье, Лермонтов вернулся в Москву счастливым человеком.

Годы, проведенные среди гор, оставили неизгладимое впечатление на жизнь и творчество поэта. «Горы кавказские для меня священны», — писал он впоследствии.

Московская юность

В 1830 г. Лермонтов начал обучение в Московском университете, поступив сначала на нравственно-политическое отделение. Впоследствии он переводится на словесное.

Лермонтов хронологическая таблица

Несмотря на то что университет становится для Михаила «святым местом», друзей в нем не появилось. Поэт не участвовал в студенческих вечеринках, в кружки не вступал, споры на политические, экономические и иные темы не вел. Игнорированию подвергся и Виссарион Белинский, тесно общаться они стали гораздо позднее, во время первого ареста Лермонтова.

По окончании 2 курса на экзаменационных репетициях случился казус. Михаил продемонстрировал блестящие результаты сверх программы по:

  • геральдике;
  • риторике;
  • нумизматике.

Но экзаменаторов поразило полное отсутствие знаний по лекционному, программному материалу. Разразился скандал. Лермонтов отчаянно спорил с преподавателями. В итоге в университетских записях к фамилии Михаила было приписано по-латыни: «посоветовано уйти». Пришлось забрать документы и переехать в Санкт-Петербург. Основные даты жизни и хронология написания произведений в этот период:

ДатаСобытие
1828 — 1830Обучение в Московском университете
1830Влюбленность в Екатерину Сушкову. Она была старше на 2 года — светская девушка, кокетка, совсем не замечала «косолапого мальчика с язвительно-насмешливой улыбкой». Когда через 4 года Лермонтов вновь встретил ее, то жестоко отомстил за пренебрежение, разлучив с женихом
Начало августа 1830Свершилась Французская революция, ей посвящается стихотворение «30 июля 1830 года»
17 августа 1830Михаил Юрьевич с кузинами и бабушкой отправляется на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. В дальнейшем будет написано стихотворение «Нищий»
1830 — 1832Написаны: стансы, «Ночь», «К Сушковой», «Подражание Байрону»
Июнь 1831Влюбленность в Наталью Федоровну Иванову. Сначала девушка отвечает взаимностью, затем отвергает поэта. Ей посвящен «Ивановский цикл» произведений: «Я не унижусь пред тобой», «К чему волшебною улыбкой», «Романс к Ивановой» и т. д.
1831Написаны поэма «Исповедь», произведения «Парус» и «Ангел»
1 октября 1831Смерть Юрия Петровича Лермонтова в Кропотове
1832Написаны поэмы «Литвинка», «Измаил бей» и стихи «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Умирающий гладиатор», баллады «Русалки», «Желанье», «Тростник»

На этом этапе все произведения разделены на 2 тематические группы:

  • средневековая история России;
  • кавказские мотивы.

Последние имеют преимущество во всем творчестве Лермонтова.

Вслед за Байроном и Пушкиным.

Также по теме:

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ранние поэтические упражнения Лермонтова свидетельствуют об азартном, но довольно бессистемном чтении предромантической и романтической словесности: для него важны Дж.Г. Байрон, А.С.Пушкин, Ф.Шиллер, В.Гюго, К.Н.Батюшков, так называемые любомудры (В.Одоевский, Д.Веневитинов, А.Хомяков, В.Кюхельбекер и другие). В стихах Лермонтова встречается масса заимствованных строк из сочинений самых разных авторов – от М.В.Ломоносова до современных ему поэтов. Это объясняется, по-видимому, во многом тем, что первые стихи писались Лермонтовым по заданию его учителя Мерзлякова. Не мысля себя профессиональным литератором и не особенно стремясь печататься, юноша ведет потаенный лирический дневник, где суждения любимых авторов помогают ему выразить свои сокровенные мысли о великой и непонятой душе.

Тема одиночества и даже изгнанничества становится одной из любимых для него – надо полагать, не без творческого влияния Пушкина. Так, после прочтения пушкинского Демона Лермонтов пишет стихотворение Мой демон, переписанные в тетрадку пушкинские поэмы Кавказский пленник и Бахчисарайский фонтан дают толчок к созданию романтических поэм Корсар, Черкесы, Преступник, Две невольницы, Кавказский пленник (даже название не заменено, добавлены лишь собственные впечатления от детских путешествий по Кавказу и предложен иной финал всей истории!).

Необычайно сильное влияние оказал на Лермонтова Байрон. Впрочем, увлечение этой свободолюбивой личностью было характерно для всего поколения, к которому принадлежал юный поэт. Лермонтову же знакомство с творчеством и судьбой Байрона помогло не только осознать общественную ситуацию, требующую от интеллигенции сохранения идей либерализма в условиях наступившей реакции, заставляло задуматься о выборе своего места в жизни. Поэт-избранник, противостоящий «толпе», – вот кем мыслит себя Лермонтов, вслед за своими кумирами Пушкиным и Байроном.

Свобода, вольность становятся для поэта особенно значимыми понятиями. Признание безграничных прав личности и наряду с этим утрата веры в достижение общественного идеала в «глухие» для России 30-е годы предопределили протестующий и трагический характер его лирики. Сознание распавшейся связи времен порождало вражду со «светом», с «толпой» и даже с Богом, создавшим мир, где попирается добро и справедливость.

Лирическое «я» раннего Лермонтова предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, света, активной деятельности, и реальным положением героя в мире, в обществе, которые не нуждаются в его подвигах. Мечты юноши о гражданском деянии, о «славе» (За дело общее, быть может, я паду…, Я грудью шел вперед, я жертвовал собой…, И Байрона достигнуть я б хотел…, Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей…), желание испытать судьбу, помериться с роком, слить слово с доблестным поведением роднят его с поэтами-декабристами, с Байроном, с их мятежными и гордыми персонажами. Однако мечты эти оказываются неисполнимыми: никто не требует от поэта и его героя отваги, его жертвенная самоотдача выглядит ненужной и напрасной. Поэт, наделенный нравственным и духовным максимализмом, чувствует, что жизнь его протекает «без цели», что он «чужд всему». Трезвый, бесстрашный самоанализ, напряженное самопознание, погружение во внутренний мир стали едва ли не единственными проявлениями гражданской активности и вместе с тем проклятием и мучением обреченной на тягостное бездействие героической натуры.

Герой юношеской лирики Лермонтова по масштабу своих грандиозных переживаний предстает равновеликим мирозданию. Духовная мощь личности не уступает творческой силе Бога: Кто Толпе мои расскажет думы? Я – или Бог – или никто! (Нет, я не Байрон, я другой…). Лирическое «я» может ощущать гармонию со Вселенной, устремляться в небеса – свою духовную родину (Небо и звезды, Когда б в покорности незнанья…, Ангел, Звезда, Мой дом, Бой), но чаще противостоит мирозданию, отвергая его несовершенство и бунтуя. В последнем случае в лирику проникают богоборческие мотивы, а мрачный демонизм, отличаясь всеразрушающим характером, окрашивается настроениями одиночества и безысходности.

Томительное одиночество толкает Лермонтова к поиску радостей любви – и в жизни, и в творчестве. Пережитые в 1830–1832 годах увлечения Е.А.Сушковой, Н.Ф.Ивановой, В.А.Лопухиной вдохновляют автора на создание лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный трагический конфликт между мечтой и реальностью (Н.Ф.И… вой, Романс, К…, Измученный тоскою и недугом, Сонет). Этот же конфликт стал основой для драмы Странный человек, написанной в 1831. Произведению предпослано предисловие: «Я решился изложить драматическое происшествие истинное, которое долго беспокоило меня и всю жизнь, может быть, занимать не перестанет». Действительно, главный герой драмы Владимир Арбенин и обстоятельства, с которыми он сталкивается, во многом напоминают самого Лермонтова и его жизненную ситуацию. Незащищенность героя от зла, обманов, интриг, которые творят близкие ему люди, его ранимость и отзывчивость на беды и страдания людей усугубляются тем, что он поэт. Только в стихах он может быть честен с самим собой. Наконец, сюжетная коллизия драмы – Владимира обманула любимая им девушка – воссоздает историю влюбленности Лермонтова в Наталью Федоровну Иванову.

Кроме уже названных выше романтических поэм, к этому периоду творчества Лермонтова относятся также поэмы Измаил-бей (1832), Литвинка (1832), Исповедь (1831) – прообраз будущей поэмы Мцыри, где главный герой, чистый и невинный страдалец, мечтает о свободе и естественной гармонии. В 1829 написана в первой редакции и поэма Демон, в центре повествования которой мечущийся падший дух. Таким образом, можно сказать, что уже в юности Лермонтов определил для себя две «магистрали» для развития главных персонажей – демоническую и жертвенную. Оба варианта вполне укладывались в байроновски-пушкинские каноны романтико-эпических произведений – исключительность главного героя, «недосказанность» сюжета, экзотический или исторический фон для действия.

Служба в армии

Лермонтов сразу невзлюбил Петербург, и нелюбовь эта оказалась взаимной. Изначально Лермонтов планировал перевестись в Санкт-Петербургский университет сразу на 3 курс. Но администрация отказалась признавать 2 года обучения в Москве и предложила сдавать экзамены на 1 курс на общих основаниях. Михаил разозлился и в оскорбленных чувствах по дружескому совету сдал экзамены и поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

В этом учебном заведении Лермонтов учился безупречно и был лучшим на курсе. С сослуживцами и преподавателями держался независимо и дерзко. Его сокурсник Николай Мартынов (именно с ним впоследствии стрелялся поэт) писал в дальнейшем: «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно«. Хронологическая таблица жизни и творчества Лермонтова в последний период жизни:

ДатаСобытие
1832Переезд в Санкт-Петербург
4 ноября 1832Сдача экзаменов в юнкерскую школу подпрапорщиков
26 ноября 1832Серьезная травма ноги во время занятий с лошадьми на манеже
5 июня 1834Сдача выпускных экзаменов, окончание обучения, присвоение звания корнета лейб-гвардии Гусарского полка
1832 — 1834Долгая работа над романом «Вадим»
1836Отдана в печать и опубликована без согласия Михаила Юрьевича поэма «Хаджи Абрек»
18 февраля 1837Лермонтов сначала был арестован, затем разжалован в прапорщики и сослан на Кавказ в Нижегородский драгунский полк
Октябрь 1837Ссылка завершена, посодействовала влиятельная бабушка
Апрель 1838 — апрель 1840Служба в лейб-гвардии Гусарского полка
1838Публикация в журнале «Современник» «Песня про царя Ивана Васильевича» и «Тамбовская казначейша»
Февраль 1840Лермонтов участвует в дуэли с сыном посла Франции Эрнестом де Брантом. Сначала состоялся поединок на шпагах, но оружие поэта практически сразу переломилось, продолжили на пистолетах, промахнулись оба
1840Суд, арест. На суде Михаил предложил стреляться повторно. Снова арест и суд, теперь уже за подстрекательство к дуэли. Повторная ссылка на Кавказ в гущу военных действий
11 июля 1840Участие в боях на реке Валерик. Представлен к награде, но император вычеркнул фамилию поэта из списков
14 апреля 1841Получил отпуск, просрочив который снова возвращается на Кавказ
Май 1841Болезнь и лечение в Пятигорске
Июль 1841Ссора с Мартыновым, последняя дуэль
15 июля 1841Смерть Лермонтова

Изначально Михаил Юрьевич был похоронен в Пятигорске у подножья горы на старом кладбище. Но впоследствии его бабушка добилась практически невозможного — тело перезахоронили в семейной усыпальнице в с. Тарханове. Для этого потребовалось разрешение императора.

Лермонтов дуэль

Между небом и землей.

Все творчество Лермонтова, особенной в его лирической части, принято условно разделять на два периода – ранний и зрелый. Поэт начинает как дуалист, резко ощущающий двусторонность своей психики, как человек, обреченный на постоянное пребывание «между двух жизней в страшном промежутке». Ему ясна причина всех его мучительных переживаний, он понимает, почему одержим таким неодолимым желанием быть как можно дальше от низкой и грязной земли. Существует вечный антагонизм между небесной душой и «невольным» обременительно тяжким «спутником жизни» – телом; как бы они ни были связаны между собою в краткий положенный им срок совместного существования, они тяготеют в разные стороны. Поэта влечет к себе ночь, небо, звезды и луна. В тихую лунную ночь расцветают его сады, пробуждается мир его чарующих грез, и легкокрылая фантазия совершает свой горний полет, уносит в «далекие небеса». Слабый луч далекой звезды «несет мечты душе его больной; и ему тогда свободно и легко». Звезды на чистом вечернем небе ясны, как счастье ребенка; но иногда, когда он смотрит на них, душа его наполняется завистью. Он чувствует себя несчастным оттого, что «звезды и небо – звезды и небо, а он человек». Людям он не завидует, а только «звездам прекрасным: только их место занять бы хотел».

Но в зрелой лирике эта близость к земле чувствуется достаточно сильно. Поэт и на небо начинает смотреть другими глазами, говорить о нем с какой-то чудесной простотой, именно словами земли. Таковы лучшие его стихи этого периода: Ветка Палестины (1837), Молитва (Я, матерь божия – 1837), Когда волнуется желтеющая нива (1837). В особенности характерно Когда волнуется желтеющая нива; здесь уже ясное предчувствие примирения обоих начал – неба и земли. Не синие горы Кавказа пленяют автора, не в грозных завываниях диких бурь улавливает он родственные душе звуки – в нем вызывает чувство умиления свежий лес, шумящий при звуке ветерка, и сагу таинственную ему лепечет студеный ключ, играя по оврагу.

В зрелой лирике Лермонтов размышляет и о современном ему обществе, о своем поколении. Чаще всего оно безвольно, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя, впрочем, от больного поколения (Дума – 1838), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас (Поэт, 1838; Не верь себе – 1839), скептически оценивая жизнь как таковую (И скучно, и грустно… – 1840), Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом (Бородино, Песня про царя Ивана Васильевича…), в народной культуре (Казачья колыбельная песня – 1838), в чувствах человека, сохранившего детское мировосприятие (Памяти А. И. О – 1839).

Народные мотивы, интерес к фольклору (не только русскому) обогащают лирику Лермонтова. Стихотворение Бородино, написанное в атмосфере подготовки к 25-летию начала Отечественной войны 1812 года, не приписывает победу в этой войне императору или дворянской элите. Конечно, романтик Лермонтов выбирает для своего произведения самый решительный и памятный для русского сердца момент – Бородинское сражение. Но показано оно глазами обыкновенного солдата, мужественного человек, истинного патриота, что придает романтическим настроениям автора естественное выражение.

Наиболее полно раскрыть русский национальный характер удалось Лермонтову в Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Произведение написано на историческом материале, автор воскрешает прошлое, опираясь на народные песни и былины. Опричник Ивана Грозного Кирибеевич «опозорил» жену Калашникова. Калашников, отстаивая честь семьи, вызывает Кирибеевича на кулачный бой и убивает насильника. Конфликт обидчика и обиженного, мысль о том, что насилие неотвратимо рождает протест, поэтизация справедливого возмездия тому, кто эгоистически творит зло, – все это делает произведение актуальным для любого времени.

В 1839 Лермонтов закончил работу над новой поэмой – Мцыри. В ряду других его романтических эпических произведений она занимает особое место. Прежде всего – благодаря главному герою. Мцыри сознательно и даже демонстративно лишен автором ореола избранничества, титанизма, демонизма, он не презирает людей, любит свою родину. И это не случайные отступления от канонов. Они мотивированы реальной судьбой Мцыри. Это хилый, болезненный мальчик – пленник. Образ Мцыри не выдуман поэтом. Он навеян действительностью. В ходе войны на Кавказе генерал Ермолов, чтобы застращать непокорные народы, ввел систему аманатов – из горских селений насильно уводили детей, держали их в плену как заложников. Естественно, пленные мальчики убегали на родину, к своим близким. В первых строфах поэмы Лермонтов подчеркивает, что у его героя есть реальные прототипы.

В поэме нет любовного сюжета – это тоже отступление от канона романтической поэмы. В центре действия – побег Мцыри из монастыря-тюрьмы, преодоление препятствий, возникающих на пути к свободе, – гроза, встреча и борьба с барсом. В слабом теле мальчика таится грозная мятежная сила, питаемая жаждой воли. Достижение реальной цели – освобождение от плена – превращает Мцыри в героя, рождает в нем богатырские силы.

Литературное творчество

В 1838 г. стараниями Елизаветы Алексеевны Лермонтов был возвращен в Петербург. И здесь наступает важный этап в литературной карьере поэта. Его принимают в круг творческой элиты, он на равных общается с Жуковским, Карамзиным, Вяземским, становится самым популярным поэтом в салонах и среди дворянства. «Отечественные записки» в каждом номере публикуют его стихи. Краткая литературная хронологическая таблица Лермонтова:

ДатаСобытие
1834Работа, оставшаяся незавершенной, над социально-психологическим романом «Княгиня Лиговская», завершена поэма «Боярин Орша»
1837Опубликован стих «На смерть поэта». В итоге — слава от демократического дворянства и царская опала
1837Написана поэма «Бородино», слава поэта возросла многократно
1838Опубликованы «Поэт», «Дума», «Казачья колыбельная песня»
1839Представлен окончательный вариант поэмы «Демон», затем «Мцыри» и «Не верь себе»
1840Опубликованы «Благодарность» и посвящение музе «М. А. Щербатовой», «Молитва»
1838 — 1840Период создания романа «Герой нашего времени». В эти же годы в журнале «Отечественные записки» публикуются отдельные части романа в виде самостоятельных повестей
Октябрь 1840Опубликован единственный прижизненный том стихов Лермонтова
1841Написаны «Морская царевна», «Спор», «Утес», «Выхожу один я на дорогу», «Листок», «Родина»

Самое плодотворное время для поэта пришлось на 30-е гг. В этот период в обществе бродило депрессивное настроение, наступило разочарование после провала восстания декабристов. В литературе того времени усиливаются реалистические мотивы, утверждается неприемлемость существующих событий. Но Лермонтов идет своим путем. Он верен романтизму, который мастерски смог совместить с модным реализмом.

Поэт не бунтарь, противопоставляющий себя императору или толпе, он просто выражает свое отношение к происходящему. И делает это в своих стихах: «Прощай, немытая Россия», «Смерть поэта». В произведении «Как часто, пестрою толпою окружен», написанном в 1840 г. после новогоднего карнавала, описана истинная, по мнению автора, личина императора и его двора, скрывающихся под различными масками.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: