Детство Михаила
Рождение Михаила Юрьевича Лермонтова пришлось на 15 октября (3 по старому стилю) 1814 г. Случилось это в доме у площади Красных Ворот в г. Москве. Именно там на сегодняшний день стоит самый известный памятник великому поэту.
Перед тем как составлять хронологическую таблицу, необходимо обозначить план биографии Лермонтова. А именно:
- детство;
- юность;
- армейская служба;
- литературное творчество.
Когда маленький Михаил родился, родители его были еще достаточно молоды. Матери Марии Михайловне (девичья фамилия Арсеньева) только исполнилось 16 лет, а отец Юрий Петрович имел репутацию легкомысленного красавца. Настоящей властью и авторитетом в доме обладала только Елизавета Алексеевна Арсеньева — бабушка маленького Миши. Она же дала имя своему внуку.
В хронологической таблице жизни Лермонтова кратко отражены события юношеского периода:
Дата | Событие |
15 октября 1814 | В небогатой дворянской семье родился сын Михаил |
24 февраля 1817 | Смерть от чахотки Марии Михайловны, матери будущего поэта. Бабушка принимает на себя все заботы о воспитании внука, переехав в свое имение Тарханы |
15 марта 1817 | Отец Михаила покидает Тарханы и переезжает в с. Кропотово. Елизавета Алексеевна до конца жизни винила его в смерти своей дочери и всячески старалась уберечь внука от общения с отцом |
1820 — 1825 | Период проживания на Кавказе. Врачи посоветовали эту поездку для поправки здоровья крайне болезненного Михаила |
Август 1827 | Юрий Петрович забирает сына в Кропотово погостить |
Осень 1827 | Михаил вместе с бабушкой переезжает в Москву и поступает на обучение в дворянский пансион при университете |
1828 | Первые литературные шаги поэта, созданы поэмы «Черкесы» и «Кавказский пленник», стихотворения «Заблуждение купидона», «Корсар», «Осень», «Цевница» |
1829 | Написан первоначальный вариант поэмы «Демон» |
1828 — 1829 | Закончены поэмы «Два брата», «Олег», «Преступник», но напечатаны они были только после смерти Лермонтова |
Детство маленького Миши было не самым радостным, он много болел, слабое здоровье не позволяло ему играть с другими детьми. Они смеялись над золотушным, вечно покрытым сыпью мальчиком. И только проведя 5 лет на Кавказе и основательно поправив свое здоровье, Лермонтов вернулся в Москву счастливым человеком.
Годы, проведенные среди гор, оставили неизгладимое впечатление на жизнь и творчество поэта. «Горы кавказские для меня священны», — писал он впоследствии.
Московская юность
В 1830 г. Лермонтов начал обучение в Московском университете, поступив сначала на нравственно-политическое отделение. Впоследствии он переводится на словесное.
Несмотря на то что университет становится для Михаила «святым местом», друзей в нем не появилось. Поэт не участвовал в студенческих вечеринках, в кружки не вступал, споры на политические, экономические и иные темы не вел. Игнорированию подвергся и Виссарион Белинский, тесно общаться они стали гораздо позднее, во время первого ареста Лермонтова.
По окончании 2 курса на экзаменационных репетициях случился казус. Михаил продемонстрировал блестящие результаты сверх программы по:
- геральдике;
- риторике;
- нумизматике.
Но экзаменаторов поразило полное отсутствие знаний по лекционному, программному материалу. Разразился скандал. Лермонтов отчаянно спорил с преподавателями. В итоге в университетских записях к фамилии Михаила было приписано по-латыни: «посоветовано уйти». Пришлось забрать документы и переехать в Санкт-Петербург. Основные даты жизни и хронология написания произведений в этот период:
Дата | Событие |
1828 — 1830 | Обучение в Московском университете |
1830 | Влюбленность в Екатерину Сушкову. Она была старше на 2 года — светская девушка, кокетка, совсем не замечала «косолапого мальчика с язвительно-насмешливой улыбкой». Когда через 4 года Лермонтов вновь встретил ее, то жестоко отомстил за пренебрежение, разлучив с женихом |
Начало августа 1830 | Свершилась Французская революция, ей посвящается стихотворение «30 июля 1830 года» |
17 августа 1830 | Михаил Юрьевич с кузинами и бабушкой отправляется на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. В дальнейшем будет написано стихотворение «Нищий» |
1830 — 1832 | Написаны: стансы, «Ночь», «К Сушковой», «Подражание Байрону» |
Июнь 1831 | Влюбленность в Наталью Федоровну Иванову. Сначала девушка отвечает взаимностью, затем отвергает поэта. Ей посвящен «Ивановский цикл» произведений: «Я не унижусь пред тобой», «К чему волшебною улыбкой», «Романс к Ивановой» и т. д. |
1831 | Написаны поэма «Исповедь», произведения «Парус» и «Ангел» |
1 октября 1831 | Смерть Юрия Петровича Лермонтова в Кропотове |
1832 | Написаны поэмы «Литвинка», «Измаил бей» и стихи «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Умирающий гладиатор», баллады «Русалки», «Желанье», «Тростник» |
На этом этапе все произведения разделены на 2 тематические группы:
- средневековая история России;
- кавказские мотивы.
Последние имеют преимущество во всем творчестве Лермонтова.
Вслед за Байроном и Пушкиным.
Также по теме:
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ранние поэтические упражнения Лермонтова свидетельствуют об азартном, но довольно бессистемном чтении предромантической и романтической словесности: для него важны Дж.Г. Байрон, А.С.Пушкин, Ф.Шиллер, В.Гюго, К.Н.Батюшков, так называемые любомудры (В.Одоевский, Д.Веневитинов, А.Хомяков, В.Кюхельбекер и другие). В стихах Лермонтова встречается масса заимствованных строк из сочинений самых разных авторов – от М.В.Ломоносова до современных ему поэтов. Это объясняется, по-видимому, во многом тем, что первые стихи писались Лермонтовым по заданию его учителя Мерзлякова. Не мысля себя профессиональным литератором и не особенно стремясь печататься, юноша ведет потаенный лирический дневник, где суждения любимых авторов помогают ему выразить свои сокровенные мысли о великой и непонятой душе.
Тема одиночества и даже изгнанничества становится одной из любимых для него – надо полагать, не без творческого влияния Пушкина. Так, после прочтения пушкинского Демона Лермонтов пишет стихотворение Мой демон, переписанные в тетрадку пушкинские поэмы Кавказский пленник и Бахчисарайский фонтан дают толчок к созданию романтических поэм Корсар, Черкесы, Преступник, Две невольницы, Кавказский пленник (даже название не заменено, добавлены лишь собственные впечатления от детских путешествий по Кавказу и предложен иной финал всей истории!).
Необычайно сильное влияние оказал на Лермонтова Байрон. Впрочем, увлечение этой свободолюбивой личностью было характерно для всего поколения, к которому принадлежал юный поэт. Лермонтову же знакомство с творчеством и судьбой Байрона помогло не только осознать общественную ситуацию, требующую от интеллигенции сохранения идей либерализма в условиях наступившей реакции, заставляло задуматься о выборе своего места в жизни. Поэт-избранник, противостоящий «толпе», – вот кем мыслит себя Лермонтов, вслед за своими кумирами Пушкиным и Байроном.
Свобода, вольность становятся для поэта особенно значимыми понятиями. Признание безграничных прав личности и наряду с этим утрата веры в достижение общественного идеала в «глухие» для России 30-е годы предопределили протестующий и трагический характер его лирики. Сознание распавшейся связи времен порождало вражду со «светом», с «толпой» и даже с Богом, создавшим мир, где попирается добро и справедливость.
Лирическое «я» раннего Лермонтова предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, света, активной деятельности, и реальным положением героя в мире, в обществе, которые не нуждаются в его подвигах. Мечты юноши о гражданском деянии, о «славе» (За дело общее, быть может, я паду…, Я грудью шел вперед, я жертвовал собой…, И Байрона достигнуть я б хотел…, Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей…), желание испытать судьбу, помериться с роком, слить слово с доблестным поведением роднят его с поэтами-декабристами, с Байроном, с их мятежными и гордыми персонажами. Однако мечты эти оказываются неисполнимыми: никто не требует от поэта и его героя отваги, его жертвенная самоотдача выглядит ненужной и напрасной. Поэт, наделенный нравственным и духовным максимализмом, чувствует, что жизнь его протекает «без цели», что он «чужд всему». Трезвый, бесстрашный самоанализ, напряженное самопознание, погружение во внутренний мир стали едва ли не единственными проявлениями гражданской активности и вместе с тем проклятием и мучением обреченной на тягостное бездействие героической натуры.
Герой юношеской лирики Лермонтова по масштабу своих грандиозных переживаний предстает равновеликим мирозданию. Духовная мощь личности не уступает творческой силе Бога: Кто Толпе мои расскажет думы? Я – или Бог – или никто! (Нет, я не Байрон, я другой…). Лирическое «я» может ощущать гармонию со Вселенной, устремляться в небеса – свою духовную родину (Небо и звезды, Когда б в покорности незнанья…, Ангел, Звезда, Мой дом, Бой), но чаще противостоит мирозданию, отвергая его несовершенство и бунтуя. В последнем случае в лирику проникают богоборческие мотивы, а мрачный демонизм, отличаясь всеразрушающим характером, окрашивается настроениями одиночества и безысходности.
Томительное одиночество толкает Лермонтова к поиску радостей любви – и в жизни, и в творчестве. Пережитые в 1830–1832 годах увлечения Е.А.Сушковой, Н.Ф.Ивановой, В.А.Лопухиной вдохновляют автора на создание лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный трагический конфликт между мечтой и реальностью (Н.Ф.И… вой, Романс, К…, Измученный тоскою и недугом, Сонет). Этот же конфликт стал основой для драмы Странный человек, написанной в 1831. Произведению предпослано предисловие: «Я решился изложить драматическое происшествие истинное, которое долго беспокоило меня и всю жизнь, может быть, занимать не перестанет». Действительно, главный герой драмы Владимир Арбенин и обстоятельства, с которыми он сталкивается, во многом напоминают самого Лермонтова и его жизненную ситуацию. Незащищенность героя от зла, обманов, интриг, которые творят близкие ему люди, его ранимость и отзывчивость на беды и страдания людей усугубляются тем, что он поэт. Только в стихах он может быть честен с самим собой. Наконец, сюжетная коллизия драмы – Владимира обманула любимая им девушка – воссоздает историю влюбленности Лермонтова в Наталью Федоровну Иванову.
Кроме уже названных выше романтических поэм, к этому периоду творчества Лермонтова относятся также поэмы Измаил-бей (1832), Литвинка (1832), Исповедь (1831) – прообраз будущей поэмы Мцыри, где главный герой, чистый и невинный страдалец, мечтает о свободе и естественной гармонии. В 1829 написана в первой редакции и поэма Демон, в центре повествования которой мечущийся падший дух. Таким образом, можно сказать, что уже в юности Лермонтов определил для себя две «магистрали» для развития главных персонажей – демоническую и жертвенную. Оба варианта вполне укладывались в байроновски-пушкинские каноны романтико-эпических произведений – исключительность главного героя, «недосказанность» сюжета, экзотический или исторический фон для действия.
Служба в армии
Лермонтов сразу невзлюбил Петербург, и нелюбовь эта оказалась взаимной. Изначально Лермонтов планировал перевестись в Санкт-Петербургский университет сразу на 3 курс. Но администрация отказалась признавать 2 года обучения в Москве и предложила сдавать экзамены на 1 курс на общих основаниях. Михаил разозлился и в оскорбленных чувствах по дружескому совету сдал экзамены и поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
В этом учебном заведении Лермонтов учился безупречно и был лучшим на курсе. С сослуживцами и преподавателями держался независимо и дерзко. Его сокурсник Николай Мартынов (именно с ним впоследствии стрелялся поэт) писал в дальнейшем: «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно«. Хронологическая таблица жизни и творчества Лермонтова в последний период жизни:
Дата | Событие |
1832 | Переезд в Санкт-Петербург |
4 ноября 1832 | Сдача экзаменов в юнкерскую школу подпрапорщиков |
26 ноября 1832 | Серьезная травма ноги во время занятий с лошадьми на манеже |
5 июня 1834 | Сдача выпускных экзаменов, окончание обучения, присвоение звания корнета лейб-гвардии Гусарского полка |
1832 — 1834 | Долгая работа над романом «Вадим» |
1836 | Отдана в печать и опубликована без согласия Михаила Юрьевича поэма «Хаджи Абрек» |
18 февраля 1837 | Лермонтов сначала был арестован, затем разжалован в прапорщики и сослан на Кавказ в Нижегородский драгунский полк |
Октябрь 1837 | Ссылка завершена, посодействовала влиятельная бабушка |
Апрель 1838 — апрель 1840 | Служба в лейб-гвардии Гусарского полка |
1838 | Публикация в журнале «Современник» «Песня про царя Ивана Васильевича» и «Тамбовская казначейша» |
Февраль 1840 | Лермонтов участвует в дуэли с сыном посла Франции Эрнестом де Брантом. Сначала состоялся поединок на шпагах, но оружие поэта практически сразу переломилось, продолжили на пистолетах, промахнулись оба |
1840 | Суд, арест. На суде Михаил предложил стреляться повторно. Снова арест и суд, теперь уже за подстрекательство к дуэли. Повторная ссылка на Кавказ в гущу военных действий |
11 июля 1840 | Участие в боях на реке Валерик. Представлен к награде, но император вычеркнул фамилию поэта из списков |
14 апреля 1841 | Получил отпуск, просрочив который снова возвращается на Кавказ |
Май 1841 | Болезнь и лечение в Пятигорске |
Июль 1841 | Ссора с Мартыновым, последняя дуэль |
15 июля 1841 | Смерть Лермонтова |
Изначально Михаил Юрьевич был похоронен в Пятигорске у подножья горы на старом кладбище. Но впоследствии его бабушка добилась практически невозможного — тело перезахоронили в семейной усыпальнице в с. Тарханове. Для этого потребовалось разрешение императора.
Между небом и землей.
Все творчество Лермонтова, особенной в его лирической части, принято условно разделять на два периода – ранний и зрелый. Поэт начинает как дуалист, резко ощущающий двусторонность своей психики, как человек, обреченный на постоянное пребывание «между двух жизней в страшном промежутке». Ему ясна причина всех его мучительных переживаний, он понимает, почему одержим таким неодолимым желанием быть как можно дальше от низкой и грязной земли. Существует вечный антагонизм между небесной душой и «невольным» обременительно тяжким «спутником жизни» – телом; как бы они ни были связаны между собою в краткий положенный им срок совместного существования, они тяготеют в разные стороны. Поэта влечет к себе ночь, небо, звезды и луна. В тихую лунную ночь расцветают его сады, пробуждается мир его чарующих грез, и легкокрылая фантазия совершает свой горний полет, уносит в «далекие небеса». Слабый луч далекой звезды «несет мечты душе его больной; и ему тогда свободно и легко». Звезды на чистом вечернем небе ясны, как счастье ребенка; но иногда, когда он смотрит на них, душа его наполняется завистью. Он чувствует себя несчастным оттого, что «звезды и небо – звезды и небо, а он человек». Людям он не завидует, а только «звездам прекрасным: только их место занять бы хотел».
Но в зрелой лирике эта близость к земле чувствуется достаточно сильно. Поэт и на небо начинает смотреть другими глазами, говорить о нем с какой-то чудесной простотой, именно словами земли. Таковы лучшие его стихи этого периода: Ветка Палестины (1837), Молитва (Я, матерь божия – 1837), Когда волнуется желтеющая нива (1837). В особенности характерно Когда волнуется желтеющая нива; здесь уже ясное предчувствие примирения обоих начал – неба и земли. Не синие горы Кавказа пленяют автора, не в грозных завываниях диких бурь улавливает он родственные душе звуки – в нем вызывает чувство умиления свежий лес, шумящий при звуке ветерка, и сагу таинственную ему лепечет студеный ключ, играя по оврагу.
В зрелой лирике Лермонтов размышляет и о современном ему обществе, о своем поколении. Чаще всего оно безвольно, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя, впрочем, от больного поколения (Дума – 1838), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас (Поэт, 1838; Не верь себе – 1839), скептически оценивая жизнь как таковую (И скучно, и грустно… – 1840), Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом (Бородино, Песня про царя Ивана Васильевича…), в народной культуре (Казачья колыбельная песня – 1838), в чувствах человека, сохранившего детское мировосприятие (Памяти А. И. О – 1839).
Народные мотивы, интерес к фольклору (не только русскому) обогащают лирику Лермонтова. Стихотворение Бородино, написанное в атмосфере подготовки к 25-летию начала Отечественной войны 1812 года, не приписывает победу в этой войне императору или дворянской элите. Конечно, романтик Лермонтов выбирает для своего произведения самый решительный и памятный для русского сердца момент – Бородинское сражение. Но показано оно глазами обыкновенного солдата, мужественного человек, истинного патриота, что придает романтическим настроениям автора естественное выражение.
Наиболее полно раскрыть русский национальный характер удалось Лермонтову в Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Произведение написано на историческом материале, автор воскрешает прошлое, опираясь на народные песни и былины. Опричник Ивана Грозного Кирибеевич «опозорил» жену Калашникова. Калашников, отстаивая честь семьи, вызывает Кирибеевича на кулачный бой и убивает насильника. Конфликт обидчика и обиженного, мысль о том, что насилие неотвратимо рождает протест, поэтизация справедливого возмездия тому, кто эгоистически творит зло, – все это делает произведение актуальным для любого времени.
В 1839 Лермонтов закончил работу над новой поэмой – Мцыри. В ряду других его романтических эпических произведений она занимает особое место. Прежде всего – благодаря главному герою. Мцыри сознательно и даже демонстративно лишен автором ореола избранничества, титанизма, демонизма, он не презирает людей, любит свою родину. И это не случайные отступления от канонов. Они мотивированы реальной судьбой Мцыри. Это хилый, болезненный мальчик – пленник. Образ Мцыри не выдуман поэтом. Он навеян действительностью. В ходе войны на Кавказе генерал Ермолов, чтобы застращать непокорные народы, ввел систему аманатов – из горских селений насильно уводили детей, держали их в плену как заложников. Естественно, пленные мальчики убегали на родину, к своим близким. В первых строфах поэмы Лермонтов подчеркивает, что у его героя есть реальные прототипы.
В поэме нет любовного сюжета – это тоже отступление от канона романтической поэмы. В центре действия – побег Мцыри из монастыря-тюрьмы, преодоление препятствий, возникающих на пути к свободе, – гроза, встреча и борьба с барсом. В слабом теле мальчика таится грозная мятежная сила, питаемая жаждой воли. Достижение реальной цели – освобождение от плена – превращает Мцыри в героя, рождает в нем богатырские силы.
Литературное творчество
В 1838 г. стараниями Елизаветы Алексеевны Лермонтов был возвращен в Петербург. И здесь наступает важный этап в литературной карьере поэта. Его принимают в круг творческой элиты, он на равных общается с Жуковским, Карамзиным, Вяземским, становится самым популярным поэтом в салонах и среди дворянства. «Отечественные записки» в каждом номере публикуют его стихи. Краткая литературная хронологическая таблица Лермонтова:
Дата | Событие |
1834 | Работа, оставшаяся незавершенной, над социально-психологическим романом «Княгиня Лиговская», завершена поэма «Боярин Орша» |
1837 | Опубликован стих «На смерть поэта». В итоге — слава от демократического дворянства и царская опала |
1837 | Написана поэма «Бородино», слава поэта возросла многократно |
1838 | Опубликованы «Поэт», «Дума», «Казачья колыбельная песня» |
1839 | Представлен окончательный вариант поэмы «Демон», затем «Мцыри» и «Не верь себе» |
1840 | Опубликованы «Благодарность» и посвящение музе «М. А. Щербатовой», «Молитва» |
1838 — 1840 | Период создания романа «Герой нашего времени». В эти же годы в журнале «Отечественные записки» публикуются отдельные части романа в виде самостоятельных повестей |
Октябрь 1840 | Опубликован единственный прижизненный том стихов Лермонтова |
1841 | Написаны «Морская царевна», «Спор», «Утес», «Выхожу один я на дорогу», «Листок», «Родина» |
Самое плодотворное время для поэта пришлось на 30-е гг. В этот период в обществе бродило депрессивное настроение, наступило разочарование после провала восстания декабристов. В литературе того времени усиливаются реалистические мотивы, утверждается неприемлемость существующих событий. Но Лермонтов идет своим путем. Он верен романтизму, который мастерски смог совместить с модным реализмом.
🗹Поэт не бунтарь, противопоставляющий себя императору или толпе, он просто выражает свое отношение к происходящему. И делает это в своих стихах: «Прощай, немытая Россия», «Смерть поэта». В произведении «Как часто, пестрою толпою окружен», написанном в 1840 г. после новогоднего карнавала, описана истинная, по мнению автора, личина императора и его двора, скрывающихся под различными масками.