- Сочинения
- По литературе
- Фонвизин
- Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии Недоросль
Госпожа Простакова является центральным персонажем комедии Фонвизина «Недоросль». На протяжении всего произведения автор наделяет ее только негативными качествами, это исключительно отрицательный персонаж.
Простакова – яркий собирательный образ помещиков того времени, она груба, невоспитанна и жестока ко всем окружающим. В своем имении помещица заправляет всеми делами и людьми, держа в руках как хозяйство, так и собственного мужа и сына. Мужа Простакова не стесняется и поколотить, крепостных вовсе не считает за людей, а сына хоть и называет «душечкой», но не слишком заинтересована в его воспитании.
В пьесе, которая неслучайно названа «Недоросль», тема воспитания является одной из ведущих. Автор показывает ее важность для определения будущего характера личности, и образ Простаковой не исключение. Мы узнаем, что помещица воспитывалась в необразованной семье, где самым главным в жизни считалось преумножение материальных благ. Готовность пойти на все ради выгоды досталась Простаковой от родителей. Вызывает ужас тот факт, что из восемнадцати детей в семье помещицы выжили только двое. Остальные умерли из-за недосмотра родителей.
С первых сцен комедии мы знакомимся с негативными чертами Простаковой. Отчитывая крепостного Тришку, она использует множество грубых слов. Не лучше помещица говорит и о преданной няне Еремеевне, много лет занимающейся Митрофаном. «По пяти пощечин в день» — вот что получает няня за свою любовь и верность. Простакова со всей полнотой использует свою власть над жизнями крепостных и твердо уверена, что управлять ими можно только с помощью побоев, криков и ругани. Как бы слуги ни старались, они не могут угодить своей хозяйке, потому что она не способна проявлять положительные эмоции по отношению к крепостным.
Перед Простаковой трепещет и собственный муж, который говорит с ней робко, запинаясь. Под ее влиянием он стал слабохарактерным и безвольным человеком, который не способен перечить жене.
Еще одна отличительная черта помещицы – двуличность. Она очень ярко проявляется по отношению к Софье. Поначалу Простакова груба с ней и обращается с пренебрежением, но потом узнает, то Софья – богатая наследница. Тут же ее отношение изменяется на теплое и заискивающее, ведь она видит возможную выгоду.
Только к сыну Митрофану Простакова относится со всей любовью, на которую способна. Но и здесь ее неграмотность, властность и неумение слушать других наносят значительный ущерб. Она не хочет, чтобы сын получил хорошее образование, и считает, что важно лишь казаться не хуже других. Простакова уверена, что грамота – излишняя роскошь, она прекрасно обходится без нее, быть грамотным и вовсе не нужно.
Сам Митрофан очень многое перенимает от матери, прежде всего любовь к деньгам и власти, презрение к крестьянам и неуважительное отношение к собственной семье. Именно поэтому в финале комедии он легко отказывается от Простаковой, собираясь служить другому дворянину.
Краткая характеристика
Госпожа Простакова — одна из главных героинь комедии. Она живёт с мужем и сыном в своём поместье. Женщина очень гордится происхождением и нынешним положением, но ей всего мало. Деньги — главная забота Простаковой.
Ради материального благополучия она готова обобрать до нитки своих крепостных, лебезить перед всеми от кого исходит тонкий «денежный аромат». О бесчинствах этой семьи слухи пробрались до правительственных кругов, поэтому было принято решение взять под опеку государства их земли и имение.
Госпожа Простакова, совершив опрометчивый поступок, оказывается лишенной власти и любимого сына, который отказывается от неё.
Простакова и Софья
Система образов в пьесе Фонвизина выстроена по антитезе: у каждого персонажа есть свой антипод. У госпожи Простаковой это юная дворянка Софья, волей судьбы ставшая членом их семьи. По этой причине Простакова считает себя вправе полностью распоряжаться её судьбой. Два главных женских персонажа противоположны во всём: Софья воспитана и образованна, Простакова груба, несдержанна, не умеет даже читать. Софья понимает, что долг дворянства, как самого передового и развитого общественного слоя, быть образцом ответственного и высоконравственного поведения. Простакова признаёт за дворянством только права: право жить за счёт крепостных, не подчиняясь ни нравственным, ни государственным законам. Поэтому она так легко решается на преступление — похищение Софьи и принудительное венчание. Ей и в голову не приходит, что это подсудное дело. Женщина уверена, что дворянам закон не писан.
Подробный образ и характеристика Простаковой
Представители русской литературы признавали, что Фонвизин очень хорошо знаком с российской действительностью. В госпоже Простаковой любой человек мог узнать свою тетушку, бабушку, родственницу или же просто знакомую.
В этом образе было столько манер, типичных для дам «екатерининской эпохи», что К. Рылеев увидел в нём саму императрицу, условно обозначив её Змейкиной:
«…и Змейкина, себя узнавши в Простаковой, Сулила автору жизнь скучную в удел В стране суровой и далёкой.»
Внешность госпожи
Пьеса отличается от произведений прозаического жанра тем, что в ней редко даются описательные характеристики героев. О внешности некоторых персонажей можно лишь догадываться.
Госпожа Простакова — женщина в возрасте от 40 до 50 лет. Не хрупкого телосложения — об этом говорит привычка вкусно покушать, но и не слишком толстая — неповоротливость не позволила бы ей затевать драки с мужем или прислугой.
Её лицо выражает вечное недовольство, которое лишь изредка сменяет льстивая улыбка.
Символизм фамилии
Словно доктор, определив диагноз каждого героя, Фонвизин наградил помещиков именами, которые впоследствии стали нарицательными. Фамилия Простакова образована от слова «простота».
Понятие «простой» имеет несколько лексических значений:
- обычный человек — выходец из народа;
- некто простоты душевной;
- не очень умная, недалёкая персона, характеризуя которую, говорят «простота хуже воровства».
Госпожа Простакова принадлежала к дворянскому роду Скотининых. Помня о диагнозах Фонвизина, можно смело утверждать, что женщиной душевой простоты она не была с самого рождения. Значит, больше всего ей подходит последнее определение. Чета Простаковых — это простаки, не имевшие жизненных принципов и ценностей. Для них такие понятия не существовали. Даль говорил о таких людях: «…глупость набедит пуще вора».
Характер
Госпожа Простакова наделена только отрицательными чертами характера:
- Агрессия — хозяйка может вспылить из-за любой мелочи;
- Алчность — слишком велико желание владеть всем и всеми;
- Бездарность — тот редкий случай, когда Бог не послал человеку ни единого таланта;
- Бесчеловечность — госпожа забывает, что живёт среди людей;
- Вероломство — Простакова даёт обещания и тут же о них забывает;
- Коварство — желание обеспечить сыну хорошее будущение заставляет мать поступить подло с гостем;
- Лесть так и сыплется из уст наместницы при виде потенциального благодетеля;
- Лицемерие идёт рука об руку с лестью;
- Малодушие — «матушку» не заботят беды и болезни подчинённых;
- Невежество проявляется уже в самом слове «еоргафия»;
- Нетерпимость — всё, что ни задумает госпожа должно немедленно осуществляться;
- Раздражительность — барыню раздражают все, кто против её воли;
- Тщеславие — Простакова любит поговорить о собственных достоинствах;
- Упрямство — помещица всё делает по-своему, считая правильным только своё мнение;
- Эгоизм — интересы хозяйки всегда на первом месте.
История жизни
Простакова, урождённая Скотинина, выросла в семье, где было 18 детей. Почти все они по недосмотру родителей погибли в детском возрасте. Выжили только двое: сама Простакова и её брат.
Отец их служил воеводой. Главной его ценностью был железный сундук, в который он только что-нибудь складывал, но никогда ничего не доставал. Умер от голода, лежа на сундуке с деньгами.
Выйдя замуж, госпожа подчинила себе сначала мужа, а затем и весь дом. В браке родился сын Митрофан.
Проблемы воспитания
Митрофанушка был единственной любовью и отрадой госпожи. Её голодное детство без присмотра родителей сыграло большую роль в восприятии своего материнского начала. Избаловав донельзя сынулю, мать не видела в этом ничего плохого. Хочет шестую булку съесть — на пользу, не хочет учиться — он и так много знает, жениться захотел — невеста уж под боком имеется. Для неё он всегда маленький, хоть уже и вырос давно.
Эпоха Просвещения, провозглашённая Екатериной II, принудила всех дворян дать образование своим отпрыскам. Без этого молодые люди не допускались к службе в армии или чиновних ведомствах. Кроме того, образование стало модным веянием 18 века. Простакова была уверена, что её Митрофану должность достанется благодаря связям, но так же она хотела, чтобы сынок был не хуже всех, потому наняла учителей. Дитятя жаловался на ученические тяготы, а матери становилось его жалко — таким образом учение затягивалось.
Простакова, потакая капризам сына, думала, что он ценит её любовь. Материнское сердце разбилось, когда Митрофанушка грубо отверг её, потому что взять с неё больше было нечего.
Отношение к окружающим
Говорят, «будь простым, и к тебе потянутся люди». К госпоже Простаковой не только не тянулись, но и старались избежать общения с ней. Грубая, неотёсанная женщина могла устроить скандал в присутствии малознакомых людей. Те, кто не располагал чинами, званиями или просто деньгами не имели для неё ценности.
Прислугу «матушка» вообще не считала за людей. Она обзывала слуг грязными словечками, не раз била служанок, считая это закономерностью, позволенной указом о вольности дворянства. Как только госпожа понимала, кто перед ней, оценивала его титул или чин — выражение лица и манеры молниеносно заменялись на положительные. Зная, что Стародуб богат, имеет определённый вес в обществе, Простакова проявляет себя в роли благодушной, гостеприимной хозяйки, которая давно мечтала о таком госте.
Особенности личности
Единственное положительное качество Простаковой — материнский инстинкт. Она желает для своего сына Митрофана самого лучшего: жены, имения, должности.
Помещица безграмотна, как и остальные члены семейства. Читать ей необязательно, а считать деньги можно и без образования. Неограниченная власть позволяет ей чувствовать себя самодостаточной. Несмотря на принадлежность к женскому полу, Простакова лишена каких-либо проявлений женственности и милосердия. Грубая сила заставляет её колотить мужа, драться с братом, что совсем недопустимо для женщины.
Речевая характеристика
Речи хозяйки поместья мог позавидовать любой писатель. Госпожа то рассыпается в благостных приветствиях:
«Гость наш бесценный! Отец родной, на которого вся надежда…»,
то опускается до грязных выражений, когда перед ней слуга:
«…собачья ты дочь! скот, воровская харя!»,
то бесчестит себя перед Стародубом:
«Ах, я дура бессчётная!»
Простакова хорошо для себя усвоила когда, с кем и как нужно разговаривать. «Матушка» может поддержать разговор на любую тему: будь то указы императрицы или школьные науки. Считая себя самой родовитой дворянкой, она не подозревает, что речь её пестрит просторечными словами: авось-либо, куды-никуды, нещечко, ища. Иронично звучат книжные выражения: амурное письмо, изрядный вымысел, друг мой сердечный.
Включением в речь Простаковой простонародных слов вперемешку с диалектами, книжной и разговорной лексикой Фонвизин хотел показать истинную речь провинциального дворянства.
Члены семейства Простаковых
Господин Простаков считается главой семьи, хотя и не является таковым. Он всё делает по указке жены, даже думает, слушает и видит. Он любит сына «как надлежит родителю». В делах имения никакого участия не принимает.
Госпожа Простакова — единовластная царица в своём доме. Мужа считает «пустым местом», не чает души в сыне.
Митрофан — единственный наследник и любимый сынок. Недоросль, гоняющий палкой голубей. Неправильное воспитание сделало из него грубого, избалованного подростка, который видит в женитьбе спасение от учёбы.
Софья — племянница главы семейства, полгода как оставшаяся сиротой. Господа Простаковы «поступили с Софьюшкой, как с сущей сироткой», взяли в свой дом и до совершеннолетия управляют имением, доставшимся девушке в наследство. Чтобы не упустить из рук лакомый кусочек, Простаковы решили отдать Софью замуж за Тараса Скотинина.
Однако, узнав, что за девушкой приданое в 10 000 рублей, госпожа пытается сосватать её своему Митрофанушке.
Тарас Скотинин — родной брат хозяйки. Особых родственных чувств с сестрой у них нет — не позволяет образ жизни, полностью соответствующий фамилии.
Цитатная характеристика
Госпожа Простакова вышла из знатного рода:
«Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь»
в семье, вспоминает она:
«детей, было с них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти господней, примерли».
Её «покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет», а потом «лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду».
Хозяйка общается с братом, да только посторонние намекают ему, что
«Сестрица ваша играет вами, как мячиком».
Тарас возражает:
«Да я и сам зашвырну ее так, что целой деревней в неделю не отыщут».
В подчинении у хозяйки дома:
«сестрин брат, женин муж и матушкин сынок».
Жена невысокого мнения о своём муже:
«Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко».
Причина всех несчастий поместья в нём:
«оттого-то у нас в доме все и избаловано».
Признаётся,что изрядно портила ему жизнь:
«Уж чего-то я с ним не делала; чего только он у меня не вытерпел!»
да только после этого
«Ежели столбняк и попройдет, то занесет, мой батюшка, такую дичь, что у бога просишь опять столбняка».
В сыне Простакова души не чает:
«Вот сынок, одно мое утешение».
Все её старания для сыночка:
«Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди».
Для неё он до сих пор маленький ребёнок:
«Поди, порезвись, Митрофанушка. Робенок, право, хоть и жених».
Госпожа считает себя хорошей матерью:
«Пусть же все добрые люди увидят, что мама и что мать родная.У меня материно сердце».
Любит выделить свои достоинства:
«Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится».
Не скрывает, что безграмотна:
«Нас ничему не учили».
«Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому».
Сожалеет, что муж тоже безграмотен:
«И тебя, мой батюшка, видно, воспитывали, как красную девицу».
Поэтому говорит:
«Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить».
И в то же время противоречит сама себе:
«Без наук люди живут и жили».
Верит, что
«Кто посмышленее, того свои же братья тотчас выберут еще в какую-нибудь должность».
Неожиданно нашла богатую невесту для сына и размышляет:
«Софьюшкины денежки было б куды класть».
Простакова держит всех в чёрном теле:
«я люблю, чтоб и чужие меня слушали».
Считает, что все должно быть подчинено её воле:
«Да которая бестия без моего спросу отдает тебе письма!»
Искренне не понимает:
«Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?»
Сетует брату на свою главную проблему:
«С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»
Помещица не считает прислугу за людей:
«А ты разве девка, собачья ты дочь?»
«Бредит, бестия! Как будто благородная!»
Выдаёт им:
«По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день».
Удивляется:
«Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?»
Любит ругать себя напоказ:
«Ах я, собачья дочь! Что я наделала!»
но думает совершенно иное:
«Пусть же бог тому заплатит, кто меня, бедную, обижает».
Окружающие другого мнения о госпоже Простаковой:
«Она и в три часа напроказить может столько, что веком не пособишь»
«Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома»
«из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости»
«мастерица толковать указы!»
«Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может».
Простакова пытается оправдаться:
«Вить я человек, не ангел»,
но поняв, что всё кончено, восклицает:
«Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!»
Мудрый Стародум сожалеет:
«Вот злонравия достойные плоды!»
Детство госпожи Простаковой
Рассказ о жизни дворянки писатель начинает с ее юных лет. Основы личности госпожи Простаковой закладывались в детстве ее родителями. Семья Скотининых была многодетной, позже часть детей умерла по недосмотру, в живых осталась только будущая помещица и ее брат.
Их отец проходил когда-то военную службу, а затем вышел в отставку и неожиданно разбогател. Этот человек не получал образования, так же он воспитал и своих детей, считая, что незачем забивать им голову лишними знаниями. Отличительная черта старшего Скотинина — жадность. Это качество он сполна передал сыну и дочери.
Фонвизин неспроста наградил всех героев говорящими фамилиями, чтобы читатель сразу понимал, что перед ним за персонаж. Все члены семьи Скотининых отличаются грубой, низкой, алчной и злой натурой. Они больше напоминают животных, чем людей. В конце концов глава семьи умирает на сундуке, набитом золотыми монетами — вот бесславный итог его жизни.
Сочинения про Простакову
Используя вышеприведённый материал можно легко написать сочинение про образ госпожи.
Простакова как помещица
Внутренняя политика России конца 18 века оставляла желать лучшего: нищие крепостные, озверевшие помещики, блистающий убранством двор Екатерины II.
По указу о вольности 1762 года, изданному ещё Петром III, дворяне получали право учиться, служить, работать и проживать там, где они хотят. Многие из дворянского сословия остались на насиженных местах с крепкими связями и возможностью продвижения выше, ко двору. П
омещики покидали города, перебирались в свои деревеньки. С жадностью они начали набирать столько земли, что крепостные не в силах были её обрабатывать. Всевозможными налогами и штрафами хозяева жизни душили своих подчинённых, ни сколько не заботясь об их благополучии.
Помещики Простаковы — одни из таких, которые «имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Есть у них «достаточек, хоть и небольшой», но хочется больше, а не получается.
Сестра жалуется брату Скотинину: «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»
Они просят научить их: как правильно собирать дань. Слухи о Тарасе Скотинине, как о жестоком собирателе оброка, ходили по всей округе. Крепостные — это подчинённые. Судить о том, как обращалась помещица со своими крепостными можно по тому, как она относилась к домашней челяди. Её слуги не имели права болеть — они же не благородные!
«Собачья дочь, воровская харя, скот» — ласковые эпитеты для рабочей силы. Платить госпожа Простакова не любила: няньке Митрофана, вырастившей его с пелёнок, она выдавала «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день».
Законы помещица понимала по-своему: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?»
Пытаясь не отставать от городских дворян, «матушка» нанимает для своего сына учителей, не имея ни малейшего представления: какими они должны быть на самом деле.
Образом помещицы Простаковой автор показал какими недалёкими и жестокими были многие из тех, кто причислялся к дворянскому сословию. Бессовестно пользуясь властью, они издевались над своими крепостными. Сам Фонвизин не считал, что крепостничество следует отменить. Он предлагал умерить его во избежание «пугачевщины».
Характеристика Простаковых «Недоросль»
Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонвизиным во времена правления Екатерины Великой. В литературе тогда возникло два понятия сатиры: на людей и пороки. Сама императрица предпочитала смеяться над человеческими пороками. Придворная знать больше любила выискивать: с кого же писался тот или иной образ. Фонвизин постарался удовлетворить пожелания обеих сторон. Однако наутро после премьеры пьеса была запрещена. Что же так не понравилось Екатерине II?
Действие пьесы происходит в одном из забытых Богом поместий. На примере одной семьи автор показывает нам быт и нравы помещиков того времени.
Главная героиня произведения — госпожа Простакова. Это полностью отрицательный персонаж. Она глупа, груба и безобразна в отношениях с окружающими. В учении толка не видит, потому что считает: ««Кто посмышленее, того свои же братья тотчас выберут еще в какую-нибудь должность». Но, опасаясь, что в Петербурге её сын будет выделяться среди прочих дворян своей безграмотностью, мать нанимает учителей для образования Митрофана.
Эпоха Просвещения устанавливала новые законы, по которым каждый из дворянских детей должен был обязательно получить образование. Появился спрос, возникло и предложение. В учителя стремились все, кто не пригодился на других службах: будь-то хоть кучер, хоть солдат. Безоговорочное предпочтение отдавалось иностранцам. Родители не могли контролировать уровень получаемых знаний по причине собственной безграмотности, а лжеучителя плодились, как грибы после дождя.
Именно таких учителей и набрала Простакова для своего недоросля Митрофанушки. Шестнадцатилетний юноша под опекой заботливой мамочки никак не мог выйти из детского возраста. Гонять палкой голубей было излюбленным занятием «детки». Вкусно покушать, поспать и ябедничать на прислугу — ежедневный список дел молодого человека. За четыре года, благодаря потаканиям матери, Митрофан не сильно продвинулся в познаниях.
Если бы в пьесе не было господина Простакова никто бы и не заметил значительной разницы в списке персонажей. Он не был тем помещиком, который самостоятельно решал вопросы своего поместья. Вернее, Простаков вообще не имел к ним никакого отношения, так как всем заправляла жена. Он «женин муж», и этой фразой всё сказано. Многие узнавали себя или своих родных в отрицательных образах «Недоросля». Как знать, может великая императрица нарядила в них свою семью, и ей стало неуютно.
Простакова — госпожа бесчеловечная
Одним из конфликтов, которые затрагивает в своем произведении «Недоросль» Д. И. Фонвизин, является проблема человеколюбия. Госпожу Простакову можно считать главным лицом этого конфликта, потому как она — «Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может».
В своих откровениях с Софьей Стародум отмечает, что не может быть правильного воспитания в семье, где отец не имеет права голоса, а наглость в матери, словно «вывеска порочного поведения». Какой добродетели и благонравию может научить она своих детей, если таковых в ней нет.
Возьмём госпожу Простакову. Она выросла в семье, где детям никогда не уделяли должного внимания: они росли сами по себе, «как трава в огороде». Кто мог привить этой женщине принципы морали?
Возненавидев отца, спавшего на сундуке с деньгами, когда дети жили в голоде, она переносит свою ненависть на мужа. Захватывает власть в семье, жёстко держит всех под своим каблуком. Все проблемы хозяйка решает грубыми восклицаниями, а если не помогает — пускает в ход кулаки. Правдин называет её «презлой фурией», адский нрав которой делает несчастным весь дом.
Госпожа Простакова не привыкла считаться с мнением других. Известие о приезде Стародума вызывает у неё недоумение: как покойник может приехать? Она его похоронила в своих мыслях, значит, так и должно быть. Свои мысли, взгляды на жизнь мать передаёт сыну, поощряя его хамское отношение к людям. Она учит его разделять людей: ублажать влиятельных и оскорблять тех, кто ниже по статусу.
Беда таких людей, как мудро замечает Стародуб, не в том, что они лишены человеколюбия, а в том, что они себя, в первую очередь, не ценят, как высшее разумное существо. Их жизнь подвластна инстинктам дикого животного: хочу! Моё! Они боятся только одного: потерять влияние над другими.
Так и наша госпожа Простакова, почувствовав, что власть уходит из её рук, теряет свой облик великой и могущественной владычицы. Все отвернулись от неё. Превратившись в жалкое создание, она ждёт поддержки от сына, но сама же и воспитала в нём злонравие, плоды которого теперь вынуждена собирать.
Так ли проста госпожа Простакова?
В комедии «Недоросль» Фонвизин наделил своих героев именами, характеризующими их личности. Правдин — человек правды, Стародум — мудрый старец, Скотинин — индивид, не видящий дальше свиных хвостов. А госпожа Простакова, в таком случае, — проявление простоты.
Но так ли уж проста наша Простакова?
На протяжении двух с половиной столетий слово «простой» претерпевало изменения своего лексического значения. В словаре Ожегова даны определения: 1)самый обыкновенный, не выделяющийся среди других; 2) принадлежащий к непривилегированному обществу; 3) глуповатый, недалекий.
Какое же значение больше подходит образу госпожи Простаковой? При общении с теми, кто не представляет для неё интереса, а также с прислугой, мы видим недалёкую «злобную фурию», у которой, как случится приступ жестокосердия, так «дай додраться» ей. Агрессия и сквернословие — вечные спутники помещицы. Разве можно назвать умной такую женщину?
Но стоит только на горизонте появиться человеку при чине или богатому, перед нами воскресает душевной красоты человечек. Сама доброта, сама простота. Речь её сразу становится приблизительно литературной. Госпожа Простакова сдерживает яростные порывы, хочет казаться заботливой, гостеприимной хозяйкой. Списывает проявления своей злости на то, что она человек, а не ангел.
Получается, что простота госпожи изменчива так же, как и сама хозяйка. Только стремление «казаться» обыкновенной женщиной со своими слабостями сильно уступает обыкновению «быть» глупой, необразованной теткой. Неспроста Правдин не идёт на её уловки и видит в ней воплощение зла, бесчеловечности. А мудрый Стародум обвиняет в злонравии.
Отношения с окружающими
Во времена крепостного права трудно было отыскать помещика, который бы по-человечески относился к своим крестьянам. Презрительно относилась к низшему сословию и Простакова. По ее мнению, крепостные — это не люди, а значит и человеческого отношения они не заслуживали. Чувство благодарности было этой госпоже неведомо.
Помещица постоянно гоняла няню своего сына Митрофанушки, оскорбляла пожилую женщину, называя ее «старой ведьмой» и давая другие нелестные эпитеты.
К своей воспитаннице Софье женщина относилась немногим лучше. Поначалу она воспринимала девушку, как бедную сироту, не проявляла к ней доброты и сердечности, не считала нужным соблюдать правила приличия. Однако все переменилось в тот момент, когда Стародум наделил Соню приданым.
Хитрая Простакова сразу же вознамерилась прибрать к рукам чужое богатство и выдать девушку за своего сына. При этом помещица ничем не гнушалась и пошла даже на похищение Софьи. В одном из эпизодов дано описание, как Простакова вязала кошелек, куда сын должен был складывать деньги жены после свадьбы.
Мнением мужа помещица пренебрегала. Для нее было в порядке вещей унижать мужчину в присутствии чужих людей, а о проявлении нежности к супругу с ее стороны не могло быть и речи. Помещица совершенно не уважала чужой труд.
Нанимая своему сыночку учителей, потому что так было модно, она не платила им жалование целый год.
Самой большой радостью в жизни Простаковой был Митрофанушка. Он вырос избалованным парнем, которому прощался любой проступок. Никакого воспитания Митрофан не получал, а просто проводил время, как ему хочется. Отсутствие воспитательных мер дало свои плоды. Митрофан вырос копией своей матери. С окружающими он был груб и пренебрежителен. К родителям Митрофан также не проявляет особого почтения.
Критика об образе
Некоторые современники были слишком претенциозны в высказываниях о пьесе «Недоросль». И. Богданович говорил о её «непригожести» — несоответствию канонам.
«Баба непригоже с ногтями лезет к роже» — с неприязнью описал он случай из произведения.
Н. В. Гоголь, которому приходилось играть госпожу Простакову в студенческих спектаклях, выражал мнение: «Всё в этой комедии, на первый взгляд, карикатура на русское. Но, приглядевшись, замечаешь, что нет в ней ничего карикатурного».
Спустя десятилетия И. Герцен, осмысливая «Недоросля», увидит в Фонвизине — первооткрывателя понятия «сарказм».
Отзывы и личное отношение читателей к героине
Максим Ш. 8 класс «Госпожа Простакова напоминает мне мою тетю, которая сначала избаловала своего сыночка, а теперь не знает, что с ним и поделать. Надо предложить ей почитать «Недоросля», чтобы она увидела до чего доводит баловство детей».
Егор К. 8 класс «Думаю, Простакова вряд ли кому понравится свои злым нравом и ужасным характером».
Ольга Л. 8 класс «Как мать, Простакову можно понять. Она хочет хорошего для своего единственного ребёнка. Только надо учитывать и мнение окружающих, а не соответствовать своей девичьей фамилии»
Светлана Б. 8 класс«Мне ничего не понравилось. Еле дочитала, потому что задали прочитать».
А что вы думаете об этом персонаже? Поделитесь в комментариях!
Характер
Привыкшая ни с кем не считаться, Простакова простодушна и откровенна. Её попытки притворяться перед Стародумом и Правдиным производят жалкое впечатление. Обманывать в лицо она не умеет. Как бы женщина ни старалась угодить богатому дядюшке Софьи, к примеру, демонстрируя успехи сына в учёбе, она выдаёт себя в каждой реплике.
Нельзя однозначно сказать, что героиня — злой человек. Она много кричит и ругается от несдержанности и горячности. Её эмоции часто кажутся преувеличенными, поскольку ругань не выражает непосредственные чувства, а должна производить впечатление на окружающих. Простакова обманывает Скотинина, плохо поступает с Софьей и её дядей. Но для недалёкой женщины её интересы стоят неизмеримо выше желаний и чувств других людей. Не злость толкает её на плохие поступки, а корысть и любовь к сыну.
🗹