Характеристика Фенечки из романа «Отцы и дети» Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев в романе «Отцы и дети» создал несколько ярких, запоминающихся женских образов. Были в его произведении и умная дворянка Анна Одинцова, и пустышка Кукшина, и крестьянка Феня. С помощью каждой из них писатель раскрывает тонкость и многогранность женской натуры. Характеристика Фенечки в «Отцы и дети» составляет облик идеальной, по мнению автора, женщины. Она была второстепенным персонажем произведения, но от этого не менее значимым. Ведь именно эта простая девушка стала причиной множества радостных и печальных событий тургеневского романа.

Женские персонажи Тургенева

В своем романе «Отцы и дети» автор раскрывает несколько совершенно разных женских персонажей. Обычно, Иван Сегеевич выводит на сцену определенные образы, чтобы показать в них нужные в этот момент черты.

К примеру, в Анне Одинцовой читатель может разглядеть интересную, образованную и мудрую женщину — истинную дворянку. Но в то же время она не может искренне относиться к людям. Фенечка же была ее зеркальной противоположностью. Девушка отобразила в себе юношескую чистоту, естественность и наивность. И пусть Феня не обладала таким вкусом и умом как Одинцова, но зато она была воплощением доброты, честности и любви к людям.

Была в романе и еще одна значимая женщина — Авдотья Кукшина. В этой особе писатель отобразил пустышку, неопрятную девушку. С первого взгляда может показаться, что она имеет своеобразные ценности и является приверженицей идей нигилизма.

Однако на деле, Кукшина лишь следует веянию моды на это течение и почти не понимает, что оно в себе несет. Она пустая внутри, хоть и пытается казаться кем-то лучше.

Любовь в жизни Николая Петровича

Как же раскрывается тема любви в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” в отношении следующего героя, Николая Петровича? Для него это чувство – движущая сила и опора. Тема любви в романе “Отцы и дети” Тургенева получает новое освещение, когда речь идет о Николае Петровиче или его сыне. Для них это не роковое чувство, как для Павла Петровича или Базарова. Это нежная привязанность, естественная потребность души, с которой они не пытаются бороться.

Вначале Николай Петрович испытывал к своей жене Маше глубокое, нежное и трогательное чувство. Супруги практически не расставались. Так прошло 10 лет, а затем жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович едва смог вынести этот удар. Прошло 10 лет, прежде чем его сердце смогло вместить новую любовь.

Фенечка не равна ни по общественному положению, ни по возрасту Николаю Петровичу. Однако это не остановило Кирсанова. Героиня родила ему второго сына. Эта дочь бывшей экономки Николая Петровича смогла наполнить дом радостью и осветить жизнь Кирсанова на склоне лет.

Характеристика образа Фенечки

Полное имя девушки — Федосья Николаевна. Это молодая, красивая женщина двадцати трех лет. По происхождению она была вольной крестьянкой. Когда-то родителям Фенечки подарили вольную. Мать работала экономкой на Кирсановых, а отец давно умер. Умение матери Фенечки содержать дом в чистоте и порядке приятно поражало хозяев.

Однако, в двадцать лет девушка стала полной сиротой, после того как ее мама скончалась от холеры. После ее смерти Феодосья осталась жить в доме Кирсановых. Они и раньше часто виделась с барином Николаем Петровичем, но после того как девушка осталась одна, они полюбили друг. Пара стала жить вместе и у них родился сын Митенька. Николай Кирсанов стеснялся низкого происхождения девушки, поэтому он не слишком разглашал их отношения. Но несмотря на это, он все равно очень любил Феодосью.

Девушка оказалась в самом центре событий в момент, когда в доме Кирсановых остановился погостить Евгений Базаров. Ему показалось, что Фенечка одинока и поэтому он однажды осмелился ее поцеловать — это было очень неожиданно для нее. Случившееся увидел Павел Кирсанов — брат возлюбленного Феодосьи. Как оказалось, ему тоже нравилась девушка, потому что ее внешний облик и манера поведения напоминали ему некую дворянку, с которой он был когда-то знаком.

В молодые годы Павел был влюблен в ту девушку, но их история закончилась трагически. Поэтому он приревновал Фенечку к Евгению и вызвал его на дуэль.

Перелом в душе Евгения Базарова

В герое с этого момента живут два человека. Первый и них является противником романтических чувств. Духовная природа любви отрицается им. Второй – одухотворенно и страстно любящий человек, который столкнулся с таинством этого чувства. Евгений обычно не придает внешнему виду человека большого внимания, однако его поразила красота Одинцовой, и он увлекся ей. Отрицавший ранее красоту герой теперь становится захвачен ею. Базаров, отвергавший любовь, начинает испытывать это чувство. Сам Евгений осознает, что бороться с собой – безнадежное дело!

Внешние особенности девушки

Фенечка была красивой молодой девушкой. Она выглядела очень здоровой, а материнство только красило героиню. Автор во многих цитатах говорил о том, как она прекрасна и что у Николая Кирсанова был чрезвычайно хороший вкус. Тургенев упоминает такие особенности внешнего портрета девушки:

  • ее кожа была беленькая, свежая, а на ощупь мягкая и нежная;
  • красоту кожи подчеркивали черные, блестящие волосы;
  • глаза были такими же темными, как и волосы, Базаров называл их хорошенькими;
  • щечки при этом блестели здоровым румянцем;
  • было во внешнем облике Фенечки что-то от ребенка, скорее всего, это ее пухленькие, ярко-розовые губы;
  • вероятно, героиня была слегка полноватой, так как Тургенев в отношении нее говорил «кровь с молоком»;
  • ходила девушка немного вразвалку, но и это ее не портило.

В целом облик Фенечки был миловидным и привлекательным.

Из нарядов девушка отвала предпочтение ситцевым платьицам, иногда носила платки. В одном из эпизодов автор указал, что на плечах девушки лежала голубая косынка — этот свет особенно подходил под внешность красавицы. Зимним одеяниям Феодосье Тургенев дал следующее цитатное описание: «вошла в голубой душегрейке и с наброшенным белым платком на темных волосах, молодая женщина, Фенечка».

Иван Сергеевич говорил, что Фенечка хорошела с каждым днем. По его мнению, в жизни молодых женщин в какой-то момент наступает эпоха, когда они начинают расцветать, словно розы. Такая эпоха наступила и в жизни героини. Все располагало к этому, даже летняя жара, что тогда стояла. Надевая светлые наряды, Феодосья и сама, казалось, выглядела бледнее и легче. Ее почему-то не брал загар, а от солнца лишь слегка краснели щечки да ушки. От жары ее тело становилось чрезвычайно ленивым, и героиня почти не могла работать, лишь ходила и жаловалась на свое удивительное бессилие.

Ее милую внешность дополнял негромкий, тихий голос. Евгений Базаров признавался, что любит, когда Фенечка говорит, ее приятная речь была словно журчание ручейка.

Чувство Базарова к Одинцовой

Высказывания о любви Базарова и его чувство к Одинцовой выдают противоречия в натуре Евгения. Возможно, в какой-то степени иронией автора является изображение победы над нигилизмом вспыхнувшего романтического чувства. Однако настоящий смысл этой ситуации представляется обратным. Дело в том, что для Тургенева настоящая любовь всегда была критерием высокой личности. Автор отнюдь не стремился унизить Евгения, напротив, он хотел возвысить его. Тургенев пытался показать, что в черствых и сухих нигилистах скрыта мощная сила чувства, такого, на которое не способен Аркадий во взаимоотношениях с Катей.

Однако любовь в судьбе разночинцев-демократов редко играла роковую роль, как, например, в жизни Павла Петровича. То, что случилось с Евгением, – скорее, исключение. Именно поэтому Тургенев в своем произведении отводит второстепенную роль любовному сюжету.

Базаров в начале романа относится к этому чувству как к романтической чепухе. Он считает, что это “пустота” и “распущенность”. Рассказ о чувстве, которое испытывал к княгине Р. Павел Петрович, введен Тургеневым как предупреждение Базарову, этому заносчивому юноше. Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” становится роковой.

Личностные качества

Фенечка была примером добропорядочного, хорошего человека. У нее было много достоинств. Одно из главных — это скромность. Героиня прекрасно понимала свое положение любовницы в доме Базарова. Она стыдилась этого и вела себя тихо, покорно. Николай Кирсанов и его сын Аркадий считали Феодосью достойным человеком. Ведь Николай Петрович начал встречаться с девушкой не из-за грязных, страстных желаний. Мужчина испытывал серьезные чувства к Фенечке. Даже тот факт, что ей разрешили жить вместе с Кирсановым говорит о его отношении к ней и поведении, которым она это заслужила.

Основными чертами характера Феодосьи Николаевны всегда были:

  • мудрость;
  • вежливость;
  • рассудительность;
  • хозяйственность;
  • доброта.

В полной степени характер героини раскрывается в материнстве. Она с большой нежностью и трепетом относится к сыну, обожает его, балует. Фенечка была на седьмом небе от счастья, когда Павел Петрович интересовался малышом Митенькой.

Но при этом Фенечка темна. Из-за отсутствия образования и острого ума Павел Петрович порой называет ее «пустой». Но даже это не мешает ему любить девушку. Она была рада, когда Павел играл с ее сыном.

Стеснительный характер девушки распространялся на всех окружающих, в том числе на жителей и гостей дома Кирсановых. К примеру, однажды она ни разу не вышла к приехавшим в имение гостям. Героиня попросила сказать им, что она приболела. Но на деле же причиной всему была ее стеснительность. Смущал ее и свой, неопределенный статус в доме Николая Петровича.

Единственным исключением был Базаров. В присутствии Евгения она чувствовала себя свободнее. Как удивительно, но именно с ним Фенечка ничего не боялась, вела себя более свободно и развязно, нежели в присутствии Николая Петровича. Ее поведение рядом с ним было совершенно иным, чем рядом с другими людьми, ведь от прежней скованности не оставалось и следа. Казалось, Фенечка даже сблизилась с ним сильнее, чем со своим гражданским мужем.

Она, так же как и ее мать, любила чистоту и порядок и знала, как следить за домом. Кроме того, Фенечка была очень вежливой и обходительной. Она говорила на «вы» всем присутствующим в доме.

Образ Анны Сергеевны

Анна Сергеевна – вот виновница больших перемен, произошедших с главным героем. Это красавица, аристократка, молодая вдова 28 лет. Одинцова многое пережила и прочувствовала. Это гордая, независимая и умная женщина, которая обладает решительным и свободным характером. Безусловно, Евгений поразил ее воображение. И Анна Сергеевна заинтересовала героя свободой суждений, безмятежным спокойствием, начитанностью, незаурядностью, демократизмом. Однако Одинцова не может ответить Базарову таким же сильным чувством. Безусловно, в глазах читателя она проигрывает Евгению, который оказывается выше нее.

Можно сказать, что благодаря ей в душе Евгения Базарова произошел перелом. Любовь к ней является началом трагического возмездия Базарову. Это чувство как будто раскалывает на две половины его душу.

Отношения с Кирсановым

Фенечка была любовницей и гражданской супругой Кирсанова-старшего. История любви Фенечки и Николая Петровича началась с того, что она была лишь его сожительницы. Сначала, казалось, что эти отношения лишены будущего, ведь он был дворянином, а она пусть и вольной, но крестьянкой. Однако Николай все-таки очень сильно любил Фенечку. В будущем у них родился ребенок — сын Митенька. На момент описываемых событий мальчику уже было семь месяцев.

Несмотря на всю, казалось бы, серьезность отношений в паре, Николай все равно стеснялся своих чувств и несколько скрывал взаимоотношения с девушкой неблагородного происхождения. Он пригласил ее жить к себе только потому, что в доме все равно пустовало несколько комнат. Но судьба героини все время находилась в подвешенном состоянии, а ее место в доме было непонятно. Кирсанов сам как-то говорил, что можно переменить.

Фенечка же души не чаяла в Николае. Говорила, что любит на всем белом свете только его одного. Это чувство было сильным и самозабвенным.

С начала отношений Кирсанов сомневался в том брать ли Фенечку в жены, ведь дворяне не приветствуют браков с простолюдинами. Но в итоге он женился на девушке. Церемония прошла тихо, почти без свидетелей. На той же неделе была свадьба Аркадия с Катей.

Образ Фенечки в романе «Отцы и дети» был детально прорисован автором. Видно, что Тургенев симпатизирует своей героине. Писатель сочувствует ей и восхищается ее честностью и открытостью к людям. Фенечка — это не типичная тургеневская девушка. Но от этого ее роль в романе не меньше. Автор очарован своей героиней настолько, что кажется он защищает ее перед другими персонажами. Она настолько необычная и искренняя, словно живет в другом мире, который лишен предрассудков, сплетен и грязи. Из всех образов произведения Феодосья наиболее сильно подходит под идеальный тип тургеневской девушки.

Одиночество Базарова в любви

Базаров в любви одинок. Герой раскрывается в горьком чувстве к Анне Сергеевне как глубокая, страстная и сильная натура. Автор показывает, как любовь сломила Евгения, выбила из колеи. В конце произведения это уже не тот человек, что был в начале. Базаров испытывает тяжелый душевный кризис. У него все начинает валиться из рук. Даже заражение как будто неслучайно: находящийся в подавленном состоянии человек становится неосторожным. Однако Базаров все-таки не отказывается от борьбы и не унижается перед Анной Сергеевной. Всеми силами он пытается побороть отчаяние и боль.

Образ Анны Сергеевны

Анна Сергеевна – вот виновница больших перемен, произошедших с главным героем. Это красавица, аристократка, молодая вдова 28 лет. Одинцова многое пережила и прочувствовала. Это гордая, независимая и умная женщина, которая обладает решительным и свободным характером. Безусловно, Евгений поразил ее воображение. И Анна Сергеевна заинтересовала героя свободой суждений, безмятежным спокойствием, начитанностью, незаурядностью, демократизмом. Однако Одинцова не может ответить Базарову таким же сильным чувством. Безусловно, в глазах читателя она проигрывает Евгению, который оказывается выше нее.

Можно сказать, что благодаря ей в душе Евгения Базарова произошел перелом. Любовь к ней является началом трагического возмездия Базарову. Это чувство как будто раскалывает на две половины его душу.

Перелом в душе Евгения Базарова

В герое с этого момента живут два человека. Первый и них является противником романтических чувств. Духовная природа любви отрицается им. Второй – одухотворенно и страстно любящий человек, который столкнулся с таинством этого чувства. Евгений обычно не придает внешнему виду человека большого внимания, однако его поразила красота Одинцовой, и он увлекся ей. Отрицавший ранее красоту герой теперь становится захвачен ею. Базаров, отвергавший любовь, начинает испытывать это чувство. Сам Евгений осознает, что бороться с собой – безнадежное дело!

Одиночество Базарова в любви

Базаров в любви одинок. Герой раскрывается в горьком чувстве к Анне Сергеевне как глубокая, страстная и сильная натура. Автор показывает, как любовь сломила Евгения, выбила из колеи. В конце произведения это уже не тот человек, что был в начале. Базаров испытывает тяжелый душевный кризис. У него все начинает валиться из рук. Даже заражение как будто неслучайно: находящийся в подавленном состоянии человек становится неосторожным. Однако Базаров все-таки не отказывается от борьбы и не унижается перед Анной Сергеевной. Всеми силами он пытается побороть отчаяние и боль.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: