Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

Характеристика Простаковой

Одним из центральных персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» является госпожа Простакова — богатая помещица, властная, жестокая, деспотичная. Особенно ярко её тяжёлый характер проявляется в отношении к беззащитным слугам, над которыми она безнаказанно издевается. Болезненная, гипертрофированная любовь главной героини к сыну губит молодого человека, делает из него морального калеку. Характеристика Простаковой важна для понимания важности темы воспитания, которую автор выделяет в пьесе как основную. Невежественная, жадная и лицемерная, помещица прививает аналогичные качества своему сыну, но в итоге получает по заслугам.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.
Полное имя — не указано, г-жа Простакова.

Возраст — не указан, женщина среднего возраста.

Род занятий — помещица.

Семья — супруг Терентий Простаков, сын Митрофан и родной брат Тарас Скотинин.

Социальное положение — дворянка, помещица.

Происхождение — родом из старинного дворянского семейства.

Воспитание — воспитанием никто не занимался, примером для подражания стал необразованный, недалёкий и жадный отец.

Образование — необразованная женщина, не умеющая даже читать.

Внешность — не указана.

Характер — жестокая, лицемерная, циничная, жадная, корыстолюбивая, властная.

Положительные черты — отсутствуют, даже любовь к сыну является преувеличенной, болезненной.

Отрицательные черты — невежественная, невоспитанная, грубая, безжалостная женщина, которая в окружающих людях (за исключением сына) видит плохое. Произведение — «Недоросль».

Автор — Денис Иванович Фонвизин.

Сочинение 2

Фонвизин написал чудесное произведение и назвал его «Недоросль». По названию комедии можно легко определить, о чем будет рассказываться в комедии. В произведении поднимается тема воспитания и образования. Все события оборачиваются вокруг Митрофанушки.

Родители Митрофана гордятся своей необразованностью. По их мнению, что бы быть богатым не обязательно хорошо учится и много знать. Они не развиты разносторонне и не всегда могут поддержать разговор с умным человеком. Своего сына родители пытаются обучить элементарным знаниям. Они хотят, что бы он умел читать и считать. Маманя, по всей видимости, не умела читать, но мастерски это скрывала.

Митрофанушке постоянно нанимают учителей, но он не желает учиться. Учеба у него не вызывает ни какого интереса. Учителя которые приходят в семью очень интересные персонажи. Бывший военный преподает мальчику арифметику. Кучер Вральман прекрасно выдает себя за учителя немецкого языка. Все преподаватели далеко не компетентные люди. Они сами не владеют знаниями, поэтому научить Митрофанушку они не могут.

Богатый дядя Стародуб считает, что не нужно учиться и забивать лишними мыслями голову. Он одобряет духовное развитие. Для Стародуба главное доброта и отвага в человек.

Митрофанушке попались неказистые педагоги. Они не могут научить этого лентяя, потому что сами не владеют знаниями. Воспитанием парня так же никто не занимается. Ему все позволено. Парень не видит перед собой достойного примера для подражания. В его семье принято смеяться над добрыми людьми. Митрофанушка страшный грубиян и хам. Он часто обманывает. Родители такое поведение сына поощряют и не делают ему замечаний. Парень за свою жизнь научился подлизываться. Он агрессивно ведет себя в обществе, никого не слушает и не воспринимает советов. В конце комедии мама разочаровалась в Митрофанушке. Родители сами виноваты в плохом поведении сына. Они его баловали и все позволяли.

Тема воспитания ярко описана Фонвизиным в своей комедии. Он показывает нам, то насколько примитивно высшее общество. Они не хотят заниматься саморазвитием, и учится чему то новому. Их интересуют только деньги. Родители не занимались воспитанием своего Митрофанушки. Мама и папа все позволяли сыну. Из-за такого воспитания Митрофанушка вырос подлым, наглым и непорядочным человеком. Читая комедию «Недоросль» можно понять насколько важно хорошее образование и воспитание для становления личности человека.

Цитатная характеристика

Описание Простаковой с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Простаковой основан на том, что она является дворянкой, помещицей.

«Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию…»

Источник: Действие первое, явление 1

Во владении г-жи Простаковой — большое поместье и деревни с крепостными.

«…повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни…»

Источник: Действие пятое, явление 4

Г-жа Простакова — из рода Скотининых. После смертей в раннем возрасте многочисленных братьев и сестёр в живых остались только она и её брат Тарас Скотинин.

«Ведь и я по отце Скотининых. Покойник батюшка женился на покойнице матушке. Она была по прозванию Приплодиных. Нас, детей, было у них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о святой неделе с колокольни свалились; а достальные сами не стояли, батюшка!

»Источник: Действие третье, явление 5

«Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь».

Источник: Действие четвертое, явление 7

Внешность

Портретная характеристика г-жи Простаковой основана на том, что она является женщиной средних лет. Простакова чувствует, что уже немолода.

«Мой век проходит».

Источник: Действие второе, явление 5

Черты характера и поступки

Г-жа Простакова является очень грубой женщиной, способной оскорблять окружающих людей без повода, только в силу своего тяжёлого характера.

«А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя…»

Источник: Действие первое, явление 2

Простакова — жестокая женщина, в которой нет ни капли милосердия даже к больным людям.

«Г-жа Простакова. А ты разве девка, собачья ты дочь? Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет!

Палашка где?

Еремеевна. Захворала, матушка, лежит с утра.

Г-жа Простакова. Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто она благородная!

Еремеевна. Такой жар рознял, матушка, без умолку бредит…

Г-жа Простакова. Бредит, бестия! Как будто благородная!»

Источник: Действие третье, явление 4

Простакова ни во что не ценит слуг и всячески обижает их.

«…я холопям потакать не намерена…»

Источник: Действие первое, явление 3

«Г-жа Простакова. Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не на деле…

Еремеевна (заплакав) Я не усердна вам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо что… живота не жалеешь… а все не угодно».

Источник: Действие второе, явление 6

«Еремеевна, (в слезах) Нелегкая меня не приберет! Сорок лет служу, а милость все та же…

Кутейкин. А велика ль благостыня?

Еремеевна. По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день».

Источник: Действие второе, явление 6

«Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти

Источник: Действие пятое, явление 2

Простакова совершенно не ценит профессионализм и считает, что любой дурак сможет качественно выполнить сложную работу.

«Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!»

Источник: Действие первое, явление 2

Простакова не ценит своего мягкого, глупого мужа. Она помыкает им, способна унизить при посторонних людях.

«Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко».

Источник: Действие первое, явление 3

«Как теленок, мой батюшка, оттого-то у нас в доме все и избаловано. Ведь у него нет того смыслу, чтоб в доме была строгость, чтоб наказать путем виноватого. Все сама управляюсь…»

Источник: Действие второе, явление 5

Г-жа Простакова — настойчивая женщина, которая непременно всё сделает по-своему.

«…что захотела, поставлю на своем…»

Источник: Действие четвертое, явление 9

«А я уж знаю, что делать… А мы свое возьмем».

Источник: Действие четвертое, явление 9

Единственным человеком, которого Простакова любит всем сердцем, является её 15-летний сын Митрофан. Он — её надежда и отрада.

«Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение».

Источник: Действие первое, явление 4

«За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть».

Источник: Действие четвертое, явление 8

«Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди».

Источник: Действие второе, явление 5

Будучи ограниченной, недалёкой женщиной, Простакова не видит особого смысла в образовании и в таком же духе воспитывает сына Митрофана.

«Без наук люди живут и жили».

Источник: Действие четвертое, явление 8

«Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек».

Источник: Действие второе, явление 6

«Да что за радость и выучиться? Мы это видим своими глазами и в нашем краю. Кто посмышленее, того свои же братья дворяне тотчас выберут еще в какую-нибудь должность».

Источник: Действие четвертое, явление 8

Простакова вынуждена нанять Митрофану учителей только потому, что это требование времени — дворяне должны быть грамотными.

«Да ныне век другой, батюшка! (К Стародуму.) Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить! Мой Митрофанушка из-за книги не встает по суткам. Материно мое сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: зато будет и детина хоть куда».

Источник: Действие третье, явление 5

«Ребенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург: скажут, дурак. Умниц-то ныне завелось много. Их-то я боюсь».

Источник: Действие третье, явление 8

«Г-жа Простакова. Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.

Митрофан. Ну! А там что?

Г-жа Простакова. А там и женишься».

Источник: Действие третье, явление 7

Г-жа Простакова видит, что её сын не особенно смышлён. Вместо базовых научных знаний она предлагает ему собственный жизненный подход, который заключается в жадности и поиске личной выгоды.

«Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!»

Источник: Действие третье, явление 7

«Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке».

Источник: Действие третье, явление 7

«Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько».

Источник: Действие третье, явление 7

Простакова — властная женщина, требующая не только от слуг и членов семьи, но и от всех окружающих полного повиновения.

«…я люблю, чтоб и чужие меня слушали…»

Источник: Действие первое, явление 5

«Да которая бестия без моего спросу отдает тебе письма! Я доберусь».

Источник: Действие первое, явление 6

Простакова — жестокая, жадная помещица, которая забирает у крестьян последний кусок хлеба, не дает им спокойно жить и трудиться.

«С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

Источник: Действие первое, явление 2

Г-жа Простакова — корыстолюбивая женщина, у которой главной ценностью являются деньги. Узнав о том, что бедная сиротка Софья неожиданно стала богатой наследницей, она спешит сосватать её за своего сына Митрофана.

«Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя! Я вне себя с радости! Теперь тебе надобен жених. Я, я лучшей невесты и Митрофанушке не желаю».

Источник: Действие первое, явление 7

«Сегодня, однакож, в первый раз здешняя хозяйка переменила со мной свой поступок. Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости, и я по всем ее обинякам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну».

Источник: Действие второе, явление 2

Простакова — женщина крутого нрава, вымещающая свою злобу на беззащитных людях.

«…положить скоро границы злобе жены…»

Источник: Действие второе, явление 1

«…жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома».

Источник: Действие первое, явление 1

«С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!».

Источник: Действие второе, явление 5

Г-жа Простакова в силу своего небольшого ума и природной злости способна решать проблемы лишь с помощью драки. Чтобы решить вопрос женитьбы в пользу Митрофана, она затеяла драку с родным братом.

«…Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи… Сердце взяло, дай додраться!»

Источник: Действие третье, явление 3

«Милон. Да не ушибла ль она вас?

Скотинин. Перед-от заслонял обеими, так вцепилась в зашеину…

Правдин. И больно?..

Скотинин. Загривок немного пронозила».

Источник: Действие третье, явление 3

«Нет, братец… ты должен образ выменять господина офицера; а кабы не он, то б ты от меня не заслонился. За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному. (Стародуму.) Это, сударь, ничего и не смешно. Не прогневайся. У меня материно сердце. Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?»

Источник: Действие третье, явление 3

Г-жа Простакова полна лицемерия. Чтобы заполучить Софью в качестве невесты для Митрофана, она всячески пытается предстать в выгодном свете перед Стародумом.

«Г-жа Простакова. Я, братец, с тобою лаяться не стану. (К Стародуму.) Отроду, батюшка, ни с кем не бранивалась. У меня такой нрав. Хоть разругай, век слова не скажу. Пусть же, себе на уме, бог тому заплатит, кто меня, бедную, обижает.

Стародум. Я это приметил, как скоро ты, сударыня, из дверей показалась».

Источник: Действие третье, явление 5

Узнав о предстоящей расправе, г-жа Простакова полностью разбита. Она до последнего пытается оправдать себя.

«Ах я, собачья дочь! Что я наделала!»

Источник: Действие пятое, явление 3

«Прости и ты меня, грешную. Ведь я человек, не ангел».

Источник: Действие пятое, явление 4

Раскаяние Простаковой — лицемерие. Известие о пощаде пробуждает в ней страшный гнев, желание расправиться с беззащитными крестьянами.

«Г-жа Простакова. Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям, своим людям. Теперь-то я всех переберу по одиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу этой насмешки.

Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?

Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?»

Источник: Действие пятое, явление 4

Простакова не чувствует никакой своей вины в случившемся. Она искренне считает, что является полноправной хозяйкой человеческих жизней и только она вправе решать их судьбы.

«Правдин (Г-же Простаковой.) Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.

Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?»

Источник: Действие пятое, явление 4

За жестокость по отношению к людям Простакову наказывают по справедливости, отобрав у неё имение и крепостных крестьян.

«Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни».

Источник: Действие пятое, явление 4

«Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа…

Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может».

Источник: Действие пятое, явление 4

Потеряв власть над людьми, Простакова теряет смысл своей жизни. Но еще большим ударом для неё становится грубость и жестокость ненаглядного Митрофанушки, который отталкивает её.

«Куда я гожусь, когда в моем доме моим же рукам и воли нет!»

Источник: Действие пятое, явление 5

«Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!»

Источник: Действие пятое, явление последнее

Воспитание

Г-жа Простакова, несмотря на своё высокое положение в обществе, — неграмотная женщина, которая даже не умеет читать.

«Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу.) Читай».

Источник: Действие первое, явление 6

Простакову глубоко возмущает тот факт, что девушки её сословия получают образование.

«Вот до чего дожили. К девушкам письма пишут! Девушки грамоте умеют!»

Источник: Действие первое, явление 6

Своей безграмотностью и невежеством г-жа Простакова обязана отцу, который был категорически против образования.

«Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. Кстати ли? Покойник-свет и руками, и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет».

Источник: Действие третье, явление 5

Г-жа Простакова — тёмная и недалёкая женщина, она не понимает, в чём заключается смысл географии, считая её «не дворянской» наукой.

«Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка».

Источник: Действие четвертое, явление 8

Примером того, как нужно устраиваться в жизни, для г-жи Простаковой служит её родной отец — человек безграмотный, невежественный, но очень жадный, скупой. Смысл его жизни заключался в накоплении денег, над которыми он в итоге и умер.

«Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить.Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю, покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! Каково это?»

Источник: Действие четвертое, явление 8

Внешность

Характеристика Простакова должна включать и краткий обзор его поведения и внешнего вида. Судя по репликам жены и окружающих, герой выглядит человеком растерянным и рассеянным. Он невнимателен, медлителен, нерасторопен. Часто он не может найтись с ответом, запинается и с трудом подбирает слова. Герой несколько мешковат, его одежда, судя по комментариям супруги, сидит на нем неважно.

Госпожа Простакова, характеристика которой раскрывает ее как женщину властную, но не лишенную некоторого вкуса, заботится о костюме для своего мужа. Очевидно, у него нет чувства стиля, и его совершенно не заботит то, как он выглядит на людях и в обществе. Герой, очевидно, не имеет того, что она называла хорошими, светскими манерами. Он не умеет принять гостей по этикету и только несколько теряется в присутствии посторонних посетителей.

Характеристика Простаковой другими героями

Митрофан (сын)

Митрофан заискивает перед матерью, зная, что она руководит домом, но на самом деле пренебрежительно относится к ней.

«Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка».

Источник: Действие первое, Явление 4

Митрофан, перенявший от матери все негативные качества, в итоге сам жестоко бросает её в трудную минуту.

«Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына) Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!

Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась…»

Источник: Действие пятое, явление последнее

Подробная характеристика Митрофана.

Г-н Простаков (муж)

Будучи человеком мягким и безвольным, г-н Простаков во всём слушается жену, потакает её капризам, боится как-то ненароком её задеть или обидеть.

«Г-жа Простакова. А ты сам разве ослеп?

Простаков. При твоих глазах мои ничего не видят».

Источник: Действие первое, явление 3

«В этом я тебе, матушка, и верил, и верю».

Источник: Действие первое, явление 3

Скотинин (брат)

Г-жа Простакова очень похожа на своего родного брата, Тараса Скотинина. Он замечает их общую склонность к насилию и жестокости по отношению к другим людям.

«Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу. Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою».

Источник: Действие первое, явление 4

Скотинин не церемонится с сестрой и, отстаивая собственные интересы, готов с ней драться.

«Отвяжись, сестра! Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь.

Милон (Скотинину) Разве она вам не сестра?

Скотинин. Что греха таить, одного помету; да вишь как развизжалась».

Источник: Действие третье, явление 3

Подробная характеристика Скотинина.

Правдин

Дворянин Правдин, состоящий на государственной службе, замечает, какие бесчинства царят в поместье Простаковых. Он намерен прекратить издевательства над беззащитными людьми со стороны г-жи Простаковой.

«Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме. Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже обо всем нашего начальника и не сомневаюсь, что унять их возьмутся меры».

Источник: Действие второе, явление 1

Правдин замечает, что Простакова является ловким манипулятором, заставляя людей поступать так, как ей выгодно.

«Какая жалость, господин Скотинин! Сестрица ваша играет вами, как мячиком».

Источник: Действие второе, явление 3

Став свидетелем бесчинств Простаковой, Правдин выносит ей справедливый приговор. Он видит истинный характер помещицы и не становится жертвой её лицемерия.

«Злодеяние, которому я сам свидетель…»

Источник: Действие пятое, явление 3

«Требовать от правительства, чтоб сделанная ей обида наказана была всею строгостью законов. Сейчас представлю ее перед суд, как нарушительницу гражданского спокойства».

Источник: Действие пятое, явление 3

«Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может».

Источник: Действие пятое, явление 4

Правдин осуждает поведение Простаковой, но понимает, что в его основе лежит всепоглощающая, неразумная любовь к единственному сыну.

«Правдин (Митрофану) Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья»

Источник: Действие пятое, явление последнее

Подробная характеристика Правдина.

Софья

Софья подчёркивает неприкрытое лицемерие г-жи Простаковой, которая ранее никогда с ней не была ласкова, но с известием о её наследстве резко поменяла своё отношение.

«Сегодня, однакож, в первый раз здешняя хозяйка переменила со мной свой поступок. Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости, и я по всем ее обинякам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну».

Источник: Действие второе, явление 2

Стародум

Стародум, прекрасно образованный мужчина, презрительно относится к г-же Простаковой, отвергающей просвещение.

«В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь».

Источник: Действие четвертое, явление 8

Стародум видит все пороки Простаковой, однако он считает, что каждый человек имеет право на прощение.

«Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чортом».

Источник: Действие пятое, явление 4

«Правдин (Стародуму) Ваша малейшая жалоба, ваше одно слово пред правительством… и уж спасти ее нельзя.

Стародум. Не хочу ничьей погибели. Я ее прощаю».

Источник: Действие пятое, явление 4

Стародум, будучи мудрым, опытным человеком, понимает, что характер г-жи Простаковой так быстро не изменится, и она останется при своих жизненных принципах. Но он надеется, что со временем жестокая помещица сможет переосмыслить своё отношение к людям.

«Она и в три часа напроказить может столько, что веком не пособишь».

Источник: Действие пятое, явление 5

«Сударыня! Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно».

Источник: Действие пятое, явление 5

Видя личную трагедию г-жи Простаковой, Стародум приходит к логическому выводу, что всему виной — её жестокость и самодурство.

«Вот злонравия достойные плоды!»

Источник: Действие пятое, явление последнее

Подробная характеристика Стародума.

Милон

Милон видит злонравную сущность г-жи Простаковой и искренне презирает её.

«И преступление, и раскаяние в ней презрения достойны».

Источник: Действие пятое, явление 4

Отношения супругов

При анализе рассматриваемой пьесы важное место занимает характеристика Простаковых. «Недоросль» — это произведение, в котором автор выпукло и живо изобразил представителей дворянского сословия, а также зарождающейся интеллигенции. Родители главного героя весьма узнаваемы по их отношениям друг к другу, а также к сыну. Госпожа Простакова не уважает своего мужа и не воспринимает его как хозяина поместья. В свою очередь, последний мирится с отведенной ему ролью. Вместе с тем этот персонаж интересен тем, что говорит все что думает. Таким образом, характеристика Простакова из комедии «Недоросль» позволяет лучше понять образ его жены, которая занимает главное место во всем произведении.

Он откровенен в своих высказываниях, наивен и простодушен, что вызывает сильное раздражение у его жены, которая предпочитает идти на разные уловки и хитрости, чтобы добиться своего. Часто читатель именно его глазами видит происходящее. Ему хочется верить, так как он настолько добродушен, что неспособен на ложь.

Речевая характеристика госпожи Простаковой

Характеристика речи госпожи Простаковой полностью отражает сущность главной героини. Будучи необразованной, невежественной женщиной, она не способна выражать свои мысли грамотно, красиво, культурно. Её речь пестрит народными и просторечными словами и выражениями, которые подчеркивают её безграмотность: «арихметика», «первоет», «еоргафия», «так авось либо господь милостив», «ходишь, развеся уши».

Речь помещицы Простаковой, её манера выражаться ничем не отличается от речи необразованных, тёмных слуг и крепостных крестьян, прислуживающих ей. Последних она ни во что не ставит и, будучи женщиной злой и сварливой, постоянно оскорбляет. В обращении со слугами в речи Простаковой часто встречаются ругательства: «харя», «рыло», «каналья», «бестия», «остолбенела», «скот», «урод». Женщина уверена, что имеет полное право так обращаться с «холопями», что ещё больше подчеркивает её деспотизм по отношению к зависимым, беззащитным людям.

Все личностные качества г-жи Простаковой отражаются в её речи, которая, в зависимости от ситуации, способна меняться.

К крепостным обращается грубо, бесцеремонно, с ругательствами: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире…»;

С любимым сыном Митрофаном общается с нежностью и лаской: «душенька», «друг мой сердешный»;

Перед гостями-дворянами пытается предстать светской дамой: «рекомендую вам дорогого гостя…»

Социальный подтекст

Характеристика Простакова должна включать анализ его общественного положения: без этого понять задумку автора будет невозможно. Дело в том, что Фонвизин создавал произведение, актуальное для своего времени. Поэтому все его персонажи очень узнаваемы, ситуации типичные для российской действительности второй половины 18-го века.

Герой — дворянин, помещик, т. е. представитель того сословия, которое в рассматриваемое время было привилегированным и считалось господствующим. Эти люди пользовались всеми привилегиями, которые им давало правительство. При Екатерине II они были освобождены от обязательной воинской и гражданской службы, которая отныне делалась добровольной. Поэтому многие оставались в деревне, в своих поместьях, занимаясь хозяйством либо праздно проводя свое время.

К последней категории относится и отец Митрофанушки. Зато заботу о доме взяла на себя госпожа Простакова. Характеристика этой героини показывает образ жестокой, но незаурядной женщины. Она занимается хозяйством и заботится о воспитании своего сына, а ее муж ничего не делает вообще. Он, скорее, напоминает ребенка, который также нуждается в опеке и внимании. Так автор высмеял многих дворян-помещиков, которые не утруждали себя никакими обязательствами и отказывались служить. Поэтому пьеса получилась особенно актуальной, живой и узнаваемой.

Биография

Госпожа Простакова в девичестве носила фамилию Скотинина и принадлежала к древнему роду. В семействе Скотининых было рождено в общей сложности восемнадцать детей, но только двое из них смогли дожить до зрелости: г-жа Простакова и её брат Тарас.

Глава семьи, Скотинин, служил воеводой. Несмотря на высокий социальный статус, он был категорически против образования и смог привить своим детям отвращение к наукам, просвещению. При этом он был очень грубым и жадным человеком, и именно эти качества переняла героиня.

Став супругой дворянина Простакова, женщина полностью взяла власть в свои руки. Не видя никакого сопротивления со стороны мягкого, глупого и трусливого мужа, она стала настоящим тираном в поместье. Даже рождение долгожданного ребёнка, сына Митрофанушки, не изменило жестокий нрав помещицы.

Молва о жестоком обращении Простаковой с крепостными дошла до государственных чиновников, и после проверки ситуации на месте было принято решение о взятии под опеку поместье Простаковых. Известие о потере власти над слугами, а также жестокое предательство Митрофана морально подрывают героиню.

Личность

При анализе данной пьесы следует обратить особенное внимание на ту роль, которую играет в развитии сюжета Простаков. Характеристика этого героя позволит учащимся понять тот образ жизни, который вела эта дворянская семья. Школьникам необходимо указать на говорящую фамилию персонажа, которая с самого начала дает читателям подсказку, чего нужно ждать от этого человека.

И действительно, Простаков по натуре очень простодушен, он почти ни о чем никогда не задумывается, позволяя своей жене вести хозяйство и заниматься воспитанием сына. Он робок и даже забит: всякий может ему нахамить, например, его жена часто ему грубит и не стесняется в выражениях, позволяя себе довольно резкие, презрительные и насмешливые замечания насчет мужа.

Образ Простаковой

Госпожа Простакова наделена автором исключительно негативными качествами: она груба, жестока, невежественна, лицемерна. Не встречая никакого сопротивления со стороны окружающих людей, она в полной мере проявляется свой деспотичный характер по отношению к слабым и беззащитным.

Такие качества, как жадность, невежество, жестокость достались г-же Простаковой от родного отца, который превыше всего ценил деньги и даже умер от голода над сундуком с монетами. Он был категорически против образования для своих детей, и Простакова даже в зрелом возрасте не понимает ценность просвещения.

Простакова стала собирательным образом тех помещиков своего времени, которые в силу своего воспитания имели узкий кругозор, боялись перемен, презирали образование и при этом считали себя «избранной», привилегированной кастой. Получая подобные жизненные ценности от родителей, они безотчётно передавали их собственным детям. Ярким примером тому стал Митрофанушка, который, полностью переняв грубость и жестокость матери, в итоге безжалостно бросил её в тяжёлую минуту.

В чём сила образа Митрофана

Сила образа Митрофана как раз в его отрицательной роли. Автор показывает, что невежество, лень и жестокость не могут сделать человеком. Такие, как Митрофан – неинтересны, бесполезны для общества и даже для собственной семьи. Они вырастают не приспособленными к жизни, безответственными, эгоистичными. Образ Митрофана заставляет задуматься – хочется ли быть на него похожим и как в таком амплуа потом жить дальше, самостоятельно, без родителей.

В те времена «недоросль» имело прямое значение, сейчас это стало насмешкой, которая прочно вошла в обиход. Такие люди появляются вследствие неправильного воспитания. Чтобы не стать «недорослем» во всех возможных значениях, нужно с детства учиться и развивать свой духовный мир.

Характеристика Митрофана из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Оцените пожалуйста этот пост

Вывод

В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» образ госпожи Простаковой занимает одно из центральных мест. Характеристика Простаковой позволяет лучше понять всю глубину социальных проблем, которые были важны для России XVIII века. Жестокая, грубая и своенравная помещица, она стала олицетворением беспощадной силы и власти, царившей в государстве.

Кроме того, роль героини заключается в демонстрации проблем в воспитании. Ее отношение к людям, образованию, культуре проецируется в Митрофанушке. И если Простаковы и Скотинины представляли прошлое и настоящее России, то их отпрыски, «митрофанушки», — будущее страны.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику героя по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

История персонажа

Герой комедийной пьесы «Недоросль» авторства Дениса Фонвизина. «Расхлябанный юноша», сын господ Простаковых. «Недорослем» во времена Фонвизина назывался молодой человек дворянского сословия, который не имел письменного удостоверения об образовании, выданного учителем. Такой юноша не мог ни вступить в брак, ни поступить на службу.

Денис Фонвизин

Перед тем, как начать работать над «Недорослем», Фонвизин полтора года провел во Франции, где близко познакомился с жизнью этой страны, изучил передовые доктрины просветителей, юриспруденцию и философию.

Идея пьесы пришла к литератору после возвращения в Россию, которое состоялось в 1778 году. Работу над пьесой Фонвизин закончил в 1782 году, потратив на это около трех лет.

Простакова как носитель устаревшей морали

В «Недоросле» госпожа Простакова противопоставляется двум персонажам – Стародуму и Правдину. Оба мужчины являются носителями гуманных просветительских идей, контрастирующих с устаревшими, помещицкими устоями.

Стародум и Простакова по сюжету пьесы являются родителями молодых людей, однако подход к воспитанию у них совершенно разный. Женщина, как было сказано ранее, балует, своего сына и относится к нему как к ребенку. Она не пытается его чему-то обучить, напротив, даже вовремя урока говорит, что знания ему не понадобятся. Стародум же общается с Софьей на равных, делится с ней собственным опытом, передает собственные знания и, что самое главное, уважает в ней личность.

Простакова и Правдин противопоставляются как землевладельцы, хозяева больших усадеб. Женщина считает, что бить своих крестьян, забирать у них последние деньги, относиться как к животным – вполне нормально. Для нее невозможность наказать слуг также ужасна, как и то, что она лишилась деревни. Правдин же руководствуется новыми, просветительскими идеями. Он приехал в деревню специально для того, чтобы прекратить жестокость Простаковой и дать людям спокойно трудиться. Через сопоставление двух идейных направлений Фонвизин хотел показать, насколько важны и нужны реформы воспитания российского общества той эпохи.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: