- Сочинения
- По литературе
- Фонвизин
- Образ и характеристика господина Простакова в комедии Недоросль
Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» представляет собой произведение, идеи, озвученные в котором, актуальны и в современной жизни. Главной задачей автора было описание представителей совершенно разных слоев населения представленного времени, а также освещение их пороков. Характерной чертой произведения является разделение героев на положительных и отрицательных.
Господин Простаков предстает в комедии «Недоросль» как отец семейства Простаковых, являясь родителем Митрофанушки и мужем жестокой и невежественной госпожи Простаковой. В произведении он выступает отрицательным персонажем наряду со своей женой. Его характер отражается через фамилию. Герой достаточно прост как в своих рассуждениях, так и при общении с людьми, он выступает застенчивым и трусливым человеком.
Особый страх он испытывает по отношению к своей жесткой и властной жене, он крайне боится попасть под гнев госпожи Простаковой, поэтому старается ей никогда не перечить и всегда соглашается с ее мнением. Господин Простаков по происхождению является дворянином, но такие черты его характера как лень и безвольность не позволяют ему стать полноправным хозяином своего поместья и распоряжаться крепостными крестьянами.
Отношение госпожи Простаковой к своему мужу крайне пренебрежительное, она открыто называет его «уродом», постоянно унижает и даже избивает. Решения по существованию и функционированию семьи она полностью берет на себя, в обход мнения господина Простакова, которое он, как правило, и не имеет.
Уважения со стороны сына Митрофана по отношению к собственному отцу также нет. Связано это не только с особенностями характера Простакова, но и с его абсолютной безграмотностью. Сын никогда не обращается к нему за советом или за помощью и не воспринимает своего отца серьезно. Можно сказать, что у господина Простакова нет никакого влияния на Митрофанушку. Но сама любовь дворянина к собственному сыну огромна и слепа, он гордится своим сыном, не замечая его ошибок.
Проанализировав слова и мысли Простакова, его поведение и взаимоотношения с другими героями комедии, можно точно определить дворянина как самого безликого участника произведения «Недоросль». Господин Простаков не несет в себе какой-либо индивидуальности и не выражает собственного мнения, так как все его взгляды идентичны идеям его более значимой супруги.
Герой на все события смотрел «глазами» своей жены и полностью мирился с тем, что все решения принимала госпожа Простакова, причиной этого являлась его неприспособленность к жизни, глупость и безвольность. Митрофанушка не воспринимал серьезно своего отца, а крестьяне не видели в нем дворянина и хозяина поместья.
Таким образом, герой господина Простакова не является центральным в комедии, представая тенью других персонажей. Но именно на его примере автор показывает последствия глупости и безвольности человека, что позволяет читателю принять это к сведению и сделать собственный вывод об этом.
Личность
При анализе данной пьесы следует обратить особенное внимание на ту роль, которую играет в развитии сюжета Простаков. Характеристика этого героя позволит учащимся понять тот образ жизни, который вела эта дворянская семья. Школьникам необходимо указать на говорящую фамилию персонажа, которая с самого начала дает читателям подсказку, чего нужно ждать от этого человека.
И действительно, Простаков по натуре очень простодушен, он почти ни о чем никогда не задумывается, позволяя своей жене вести хозяйство и заниматься воспитанием сына. Он робок и даже забит: всякий может ему нахамить, например, его жена часто ему грубит и не стесняется в выражениях, позволяя себе довольно резкие, презрительные и насмешливые замечания насчет мужа.
Самоустранение от воспитания сына
Безграмотный и обленившийся Простаков практически не влияет на воспитание своего ребенка. Тот фактически воспитан Еремеевной, впитав в себя ее «рабский дух». Самое страшное, что отец даже не осознает, что его сын необразован, невоспитан и груб с людьми. Он умиляется «шалостям» отпрыска, которые с точки зрения здравого смысла заслуживают возмущения и поучения, а возможно, и наказания.
Образ героя
Простаков, характеристика которого должна обязательно включать анализ степени его образованности, судя по отзывам окружающих, человек недалекого ума. Это объясняет тот факт, что его жена захватила всю власть в доме и поместье в свои руки. Он не имеет собственного мнения, всецело предоставил своей супруге решение домашних проблем. Герой периодически подчеркивает, что во всем на нее полагается, и это еще раз доказывает, что настоящей хозяйкой в доме является именно она.
Очевидно, Фонвизин в данном случае играет на контрасте: робкий муж и жестокая супруга. Простаков, характеристика которого невозможна без сравнения с образом его жены, под пером талантливого драматурга выглядит ее полной противоположностью. В общих сценах эта разница между персонажами особенно сильно бросается в глаза читателю. Автор создавал комедию положений, в которой каждое действующее лицо является носителем какого-либо недостатка, и одновременно критиковал социальную действительность современного ему времени, когда помещики вели праздный образ жизни.
Роль в комедии
Фамилия помещицы намекает на примитивность её нрава. Действительно, жизненный принцип героини предельно прост и сводится к правилу: «Хорошо то, что хорошо для меня». Это посыл для всех её поступков. Надо отметить, что госпожа Простакова — самый деятельный герой пьесы. Она является движущей силой сюжета, выступает инициатором всех событий. По её решению
- взяли в дом сироту Софью;
- назначили свадьбу Софьи и Скотинина;
- отменили свадьбу, наметили венчание девушки с Митрофаном;
- пытались похитить Софью.
Каждый поворот сюжета вызван решением хозяйки поместья или толкает её на какие-то действия. Остальные персонажи, большинство которых — мужчины, выглядят рядом с ней слабовольными и безынициативными.
Социальный подтекст
Характеристика Простакова должна включать анализ его общественного положения: без этого понять задумку автора будет невозможно. Дело в том, что Фонвизин создавал произведение, актуальное для своего времени. Поэтому все его персонажи очень узнаваемы, ситуации типичные для российской действительности второй половины 18-го века.
Герой – дворянин, помещик, т. е. представитель того сословия, которое в рассматриваемое время было привилегированным и считалось господствующим. Эти люди пользовались всеми привилегиями, которые им давало правительство. При Екатерине II они были освобождены от обязательной воинской и гражданской службы, которая отныне делалась добровольной. Поэтому многие оставались в деревне, в своих поместьях, занимаясь хозяйством либо праздно проводя свое время.
К последней категории относится и отец Митрофанушки. Зато заботу о доме взяла на себя госпожа Простакова. Характеристика этой героини показывает образ жестокой, но незаурядной женщины. Она занимается хозяйством и заботится о воспитании своего сына, а ее муж ничего не делает вообще. Он, скорее, напоминает ребенка, который также нуждается в опеке и внимании. Так автор высмеял многих дворян-помещиков, которые не утруждали себя никакими обязательствами и отказывались служить. Поэтому пьеса получилась особенно актуальной, живой и узнаваемой.
Внешность
Характеристика Простакова должна включать и краткий обзор его поведения и внешнего вида. Судя по репликам жены и окружающих, герой выглядит человеком растерянным и рассеянным. Он невнимателен, медлителен, нерасторопен. Часто он не может найтись с ответом, запинается и с трудом подбирает слова. Герой несколько мешковат, его одежда, судя по комментариям супруги, сидит на нем неважно.
Госпожа Простакова, характеристика которой раскрывает ее как женщину властную, но не лишенную некоторого вкуса, заботится о костюме для своего мужа. Очевидно, у него нет чувства стиля, и его совершенно не заботит то, как он выглядит на людях и в обществе. Герой, очевидно, не имеет того, что она называла хорошими, светскими манерами. Он не умеет принять гостей по этикету и только несколько теряется в присутствии посторонних посетителей.
Характеристика семьи Простаковых по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» актуальна и по сей день. Одной из доминирующих тем произведения является получение образования. Указом Петра I все дворяне должны были освоить основы наук. И Митрофан не стал исключением. Но его семья не считает, что знания пригодятся в жизни. Поэтому Митрофан учится только для того, чтобы в будущем получать чины. Не придавая ценности знаниям, семья Простаковых видит смысл жизни в деньгах.
Думает, что с их помощью можно не только обеспеченно жить, но и добиться уважения.
Главному герою, Митрофану, присущи такие черты как лень, незаинтересованность в своем будущем и инфантильность. Данные качества часто встречаются у молодых людей и в наше время. Однако теперь без образования, без знаний обойтись еще сложнее, чем в восемнадцатом веке. Также юноша упрям – постоянно перечит матери. Недоросль глуп в математике и других предметах. Поскольку Митрофан не желает самостоятельно думать, он не способен решать поставленные задачи и постоянно обращается за помощью к матери.
Сама госпожа Простакова является одной из центральных фигур аристократического общества. Она предстает перед читателями в основном с отрицательной стороны. Простакова безграмотна «Прочтите. сами. Я, благодарю бога, не так воспитана»), недоверчива («. ты мастерица, да лих не очень тебе верю»). Также героиня не хочет замечать в жизни то, что ей не нравится («Дядюшка. не воскресал»). Однако есть одна положительная черта в образе Простаковой – это забота о сыне («. грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку»). Ради своего чада мать семейства готова даже породниться с людьми, которых никогда не воспринимала с положительной стороны: известие о большом наследстве Софьи «толкает» женщину на мысль о свадьбе молодых людей. Ведь подобное событие смогло бы в будущем обеспечить роскошную жизнь и любимому сыну, и его родителям.
Однако в процессе разговора о письме, которое Софья получила от Стародума, выясняется, что не только Недоросль, но практически все герои неграмотны. Получается, что аристократия России времен Петра в большинстве своем игнорировала обучение и получение знаний, а это противоречило и противоречит нравственным представлениям цивилизованного общества о человеческих ценностях.
Таким образом, в лице семейства Простаковых Д. И. Фонвизин уличает и высмеивает «грамотеев» высшего света. Автор показывает неправоту тех, кто не способен осознать настоящую цену образования и тех, кто пылко защищает свое невежество. Хотя уровень знаний общества с момента написания произведения значительно возрос, до сих пор в России актуален вопрос учебы «ради диплома», ради карьеры, а не ради собственного развития. Поэтому комедия «Недоросль» еще долго будет звучать «на злобу дня».
Сравнение героев
Как правило, больших затруднений у учеников не вызывает характеристика Простаковых. «Недоросль» — это пьеса, которая, как говорилось выше, является комедией положений и характеров. Все персонажи раскрываются как через собственные реплики, так и через высказывания и замечания окружающих. Супруги Простаковы в этом отношении не стали исключением. Несмотря на разительное отличие в их характерах, у обоих есть одна общая черта – это их слепая любовь к сыну. Отец Митрофанушки, так же как и его мать, понимает все его недостатки: лень, глупость и недальновидность, — но не предпринимает никаких попыток для исправления молодого человека. Пожалуй, именно в этом заключается главная ошибка обоих персонажей.
Краткое содержание
Действие происходит в старинном поместье. Его владельцы, госпожа и господин Простаковы, а также их сын Митрофан, проживают беззаботной жизнью провинциальных помещиков. Еще в усадьбе живет сирота Софья. Ее госпожа поселила у себя в доме, но, как оказалось, не из-за сочувствия, а из-за будущего наследства, которым девушка может свободно распоряжаться после смерти своего опекуна. Софью планируют выдать замуж за брата Простаковой Скотинина.
Планы хозяйки поместья были нарушены, когда юная леди получила весточку от своего дяди Стародума, который до этого времени считался погибшим. Оказалось, что этот человек жив, здоров и едет в гости к племяннице. Он пишет о состоянии в 10 тыс. рублей ежегодного дохода, которое отдает в наследство своей родственнице. После этого письма Простакова начинает обхаживать Софью, которую до того не жаловала, поскольку теперь решила сосватать ее своему сыну Митрофанушке, а Скотинина оставить с пустыми руками.
Стародум был честным и благородным человеком, он желал Софье только добра. У его племянницы уже был кавалер — офицер Милон. Этот молодой человек как раз проходил со своими солдатами мимо деревни. Стародум был знаком с офицером и благословил молодых людей на брачный союз.
В приступе отчаяния Простакова хочет похитить Софью и насильно женить ее на Митрофанушке. Но и в этом случае хитрая госпожа потерпела поражение — Милон успел спасти свою любимую в ночь похищения.
Простакову простили и не стали судить, но ее имение, давно вызывавшее подозрения, передали под государственную опеку. Все разъехались, даже Митрофан бросил мать, поскольку ее не любил, как и никого другого на свете.
Отношения супругов
При анализе рассматриваемой пьесы важное место занимает характеристика Простаковых. «Недоросль» — это произведение, в котором автор выпукло и живо изобразил представителей дворянского сословия, а также зарождающейся интеллигенции. Родители главного героя весьма узнаваемы по их отношениям друг к другу, а также к сыну. Госпожа Простакова не уважает своего мужа и не воспринимает его как хозяина поместья. В свою очередь, последний мирится с отведенной ему ролью. Вместе с тем этот персонаж интересен тем, что говорит все что думает. Таким образом, характеристика Простакова из комедии «Недоросль» позволяет лучше понять образ его жены, которая занимает главное место во всем произведении.
Он откровенен в своих высказываниях, наивен и простодушен, что вызывает сильное раздражение у его жены, которая предпочитает идти на разные уловки и хитрости, чтобы добиться своего. Часто читатель именно его глазами видит происходящее. Ему хочется верить, так как он настолько добродушен, что неспособен на ложь.
Вывод
Отрицательное отношение автора к образу помещика-«подкаблучника» очевидно. Характеристика Простакова рисует перед нами деградировавшую, трусливую и ленивую личность. Таков этот человек, сам давший себе наиболее унизительную характеристику из всех, коими был награжден по ходу комедии,– «женин муж». Пассивность хозяина поместья становится одной из причин грядущих бед для его семейства: его супруга превратилась в жестокое чудовище, сын вырос балбесом, а само поместье вскоре будет реквизировано государством из-за преступно жестокого обращения с крепостными.
Отзывы
Характеристика Простакова из комедии «Недоросль» должна быть дополнена мнениями читателей и некоторых критиков относительно данного персонажа. К сожалению, школьники, как правило, обращают внимание на его своенравную жену, а также на ее сына, в то время как образ самого хозяина остается в тени. Однако при правильном построении урока учащиеся должны по праву оценить мастерство автора в создании и этого действующего лица. Все читатели единодушно утверждают, что драматург сумел создать по-настоящему цельный и яркий образ, который играет важную роль в сюжете, хотя и не двигает его. Характеристика Простакова из комедии Фонвизина занимала и некоторых известных авторов. Например, знаменитый историк Ключевский дал небольшую зарисовку этого героя, указав, что он по-своему симпатичен читателям как типичный образ дворянина второй половины 18-го века.
Популярные сегодня темы
Юрий Иванович Пименов всегда был художником, который стремился развиваться и идти в ногу со временем. Его произведения это отражение современности и реальности. Данная картина, а именно ее название говорит само за себя.
Островский написал много разных произведений. Но одним из ярких стало «Гроза». И одним из главных героев является девушка по имени Екатерина. У нее добрый, скромный и милый характер. Родители старались
История, описанная Пушкиным в Цыганах – рассказ о неразделенной любви, о переменчивости цыганской любви, о разном понимании любви. Главные герои Алеко и цыганка Земфира, они полюбили друг друга, но разной любовью.
Произведение поднимает несколько тем: тему привязанности и жалости, тему свободы и заточения, тему познания мира и неполноценности. Данное произведение никого не оставит равнодушным.
Повесть «Калина Красная» Василия Шукшина была написана в 1973 году и вошла в золотой фонд советской литературы. Сам автор, Василий Шукшин, все свое творчество посвятил простому человеку, обычному труженику страны
🗹