- Сочинения
- По литературе
- Фонвизин
- Образ и характеристика Софьи в комедии Недоросль
Образованнейший человек своего времени, прогрессивный мыслитель Денис Иванович Фонвизин в конце 19 века создаёт удивительно яркое сатирическое произведение «Недоросль».
Сюжет комедии закручивается вокруг борьбы за возможность жениться на воспитаннице Простаковых Софье. Об этом мечтают госпожа Простакова и её глупый сынок Митрофанушка, Скотинин — брат Простаковой и Милон, молодой офицер, возлюбленный Софьи. Кто же такая эта Софья, заполучить руку и сердце которой хотят столь разные персоны?
Молодая девушка из небогатых дворян рано осталась без родителей и находится под опекой дальних родственников Простаковых. Пребывает она в этой семье в очень бесправном положении. Доходит до того, что её хотят насильно выдать замуж. Сначала Скотинин желает жениться на ней, чтобы прибрать к рукам её именьице, а потом Простакова, узнав, что Софья станет наследницей состояния, хочет женить на ней своего остолопа сына.
Софья это абсолютный антипод Простаковой. Она девочка скромная, образованная, получила хорошее воспитание. Даже, живя в такой дремучей семье, она умудряется много читать, знает французский язык. Софья имеет правильные понятия о благородстве и чести. «Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных»,—говорит она в беседе со Стародумом. Добродетельная её натура не позволяет ей даже осудить тех грубых, необразованных хапуг в окружении которых она какое-то время жила. «Да скажите ж мне, пожалуйста, виноваты ли они? Всякий ли человек может быть добродетелен?»— видимо она задумывается о том, как складывается характер людей, что может влиять на их формирование. Софья внимательно слушает поучения своего мудрого дядюшки и очень разумно ведёт с ним беседу. В свои молодые годы она уже хорошо разбирается в людях, ценит честность и нравственность. Её не прельщает богатство, замуж она хочет выйти за человека добросовестного, честного. Ей присуща рассудительность и мудрость. Недаром её имя означает «Мудрая».
В этой комедии у Софьи нет отрицательных черт. Этот образ идеален, на его фоне становятся ещё более заметными недостатки отрицательных персонажей, их тупость, необразованность, жадность, подхалимство. Драматург хотел показать, что и в условиях простаковщины человек, будь то мужчина или женщина, может воспитать в себе прекрасные свойства души.
Комедия, написанная в стиле классицизма, заканчивается полным поражением отрицательных героев и победой персон положительных. Соединившиеся вокруг Софьи Стародум, Правдин и Милон способствуют её освобождению от опеки Простаковых, и девушка с радостью отдаёт руку и сердце своему избраннику.
Нарисованный Фонвизиным образ Софьи, хоть и немного назидательный, вызывает у читателей сочувствие и одобрение.
Сочинение Образ и характеристика Софьи из Недоросля 9 класс
Софья — один из главных героев комедии «Недоросль». Вокруг неё строится весь сюжет: полученное ею наследство, три жениха и неожиданный приезд дяди.
Софья выросла в благородной и порядочной семье, получила достойное образование, Но она рано потеряла родителей. Дедушка Софьи живет далеко в Сибири, поэтому девушку на воспитание берёт госпожа Простакова, которая старается устроить свадьбу между Софией и своим собственным братом, чтобы завладеть наследством несчастной.
У Софьи же есть жених-офицер, влюбленные души друг в друге не чают, но Простакову это мало волнует. Однако Софья остаётся верной своему выбору.
На греческом имя Софья значит «мудрость». И это неспроста, девушка достаточно умна и мудра, имеет доброе сердце. Она умеет прощать, она смогла простить обиду Простаковым и даже помогла им в конце комедии.
Стоит обратить внимание на рассуждение Софьи о нравственности. По ее мнению, спокойно жить можно лишь тогда, когда спокойна твоя совесть. Героиня пытается добиться уважения порядочных людей и ,при этом, быть осторожнее с недостойными.
Можно сказать, что для Фонвизина Софья была идеалом женщины, он сделал свою героиню скромной, кроткой и терпеливой такой, какой, по его мнению, должна быть идеальная дама.
Также у Софьи очень озорной характер: она может не только удачно пошутить, тем самым разрядив обстановку, но и вызвать ревность у своего возлюбленного. Она начитана, от чего речь ее утонченная, тем самым создавая контраст между ней и семейством Скотининых.
Также Софии является противоположностью Митрофанушки, воспитание которого разительно отличается от воспитания самой Софьи Стародумом. Софья-благодарная девушка, которая всегда готова поддержать тех, кто рядом с ней, Митрофан же не принимает мать, которая нуждается в его понимании.
Что же касается Простаковой, то она является устаревшей моделью роли женщины в обществе, считает, что образование ни к чему слабому полу. Софья же современна, она любознательна и умна, образована.
В заключение стоит сказать, что образ Софьи не только является идеалом для самого автора, вложившего в героиню такие качества, как честь, доброта и ум. Софья всегда есть и будет воплощением самых лучших качеств личности.
Софья и Простакова
В пьесе две эти героини противопоставлены друг другу. По описанию автора госпожа Простакова очень злая и грубая по отношению ко всем окружающим ее людям. Она не ценит свой брак, не любит и не уважает своего мужа. Для девушки же, наоборот, ее замужество желанное, она не хочет становиться чьей-то женой без любви, Она любит Милона и мечтает видеть своим женихом именно его. Софья уважает и ценит его как мужчину, для нее брак — это очень важный шаг в жизни.
Простакова считает, что женщине:
- Не нужно образование и чтение.
- Можно заниматься только хозяйством, рутиной, бытом, воспитанием детей.
Софья, наоборот, стремится к знаниям, хочет разбираться в высоком, много читает, что может характеризовать ее как умную девушку.
Вариант 3
В комедии «Недоросль» Д, И.Фонвизин осуждает и высмеивает традиционное дворянское воспитание. Персонажи пьесы четко разделены на положительных и отрицательных героев, получивших «говорящее» имя, отражающее основные черты характера. В «Недоросли» представлены образы дворян, крепостных людей, молодых учителей и государственных мужей. Положительные герои комедии отражают мировоззрение писателя, одним из таких персонажей является Софья.
Софья – племянница Стародума. Ее отец погиб, когда девушка была еще младенцем, мать Софьи умерла за полгода до представленных в комедии событий. Отправившись в Сибирь, Стародум оставил Софью на попечение Простаковым, которые стали присматривать за ее имением, обкрадывая его. Госпожа Простакова в начале пьесы хочет выдать девушку замуж за своего брата Скотинина. Но когда узнает, что Стародум оставляет Софье все свое имущество, начинает пророчить в женихи сына Митрофана. Оба героя начинают бороться за руку девушки. Но у Софьи есть любимый человек – офицер Милон, которому она верит и остается верна. Попытки госпожи Простоковой заполучить богатое приданное невестки остаются безуспешными.
С греческого имя Софьи переводится как «мудрость». И действительно героиня комедии сочетает в себе такие черты как образованность и острый ум. Вместе с тем девушке присуще уважение к окружающим, Софья хороша воспитана. В ее характере можно также наблюдать краткость и терпение, она не перечит воле старших. Но в то же время отстаивает и свою позицию. Так, когда Простакова решает выдать ее замуж за сына, девушка, не боясь своих чувств, говорит что любит другого человека. Софья благодарна Стародуму за то, что после смерти родителей он не оставил ее, взял под опеку. У героини комедии доброе сердце, после всего, что сделали Простаковы, она не держит на них зла.
Стоит отметить, что вокруг Софьи группируются все остальные положительные персонажи пьесы. Девчушка никому не делает зла, с благодарностью относится к добру со стороны других персонажей. В конце пьесы она остается с любимым. Таким образом, Софья помогает раскрыть характеры других героев, является отражением нравственных качеств, которые писатель ценил в людях, — доброта, честность, ум и благородство.
Для 9 класса
Характер девушки
В образе Софьи в комедии «Недоросль» Фонвизин показал, какой должна быть настоящая женщина в России во времена Просвещения. Характеристика Софьи показывает, что у девушки прекрасный характер с множеством достоинств. Как и у остальных героев, у нее «говорящее» имя, так как его значение (мудрая, премудрая, разумная) полностью отражает ее характер. В комедии «Недоросль» автор именно так и описывает эту девушку. Она очень нежная, добрая и чувствительная. Также она имеет хорошее образование и читает много французских книг.
Основные черты героини:
- кротость;
- скромность;
- терпеливость;
- доброта;
- ум;
- образованность;
- стремление к истиным ориентирам нравственности.
Ее терпение удивляет: она стойко переносит все, что с ней делают Простаковы:
…Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники…
Сочинение на тему черты нравственного идеала в образе софьи недоросль
НЕДОРОСЛЬ (Комедия, опубл. 1783, пост. 1782) Софья — племянница Стародума (дочь его сестры); мать С. — сватья Простакова и свойственница (как и С.) Простако-вой. София — по-гречески означает «мудрость». Однако имя героини получает в комедии особый оттенок: мудрость С. — не рациональная, не мудрость, если можно так выразиться, ума, а мудрость души, сердца, чувства, мудрость добродетели. Образ С. стоит в центре сюжета. С одной стороны, С. — сирота, и Простаковы воспользовались этим в отсутствие ее опекуна Стародума («Мы, видя, что осталась одна, взяли ее в нашу деревеньку и надзираем над ее имением, как над своим» — д. 1, явл. V). Известие о приезде Стародума в Москву вызывает настоящую панику в доме Простаковой, которая понимает, что теперь придется расстаться с доходами от имения С. С другой стороны, С. — девушка на выданье, и у нее есть возлюбленный (Милон), которому она обещала руку и сердце, однако Простакова прочит ей в мужья своего брата Скотинина. Из письма Стародума Простакова и Скотинин узнают, что С. — наследница дядиных 10 000 рублей; и теперь к ней сватается еще и Митрофан, поощряемый к женитьбе матерью, Простаковой. Скотинин и Митрофан не любят С, а С. не любит их, откровенно презирая и смеясь над обоими. Положительные персонажи группируются вокруг С. и активно содействуют ее освобождению из-под мелочной и корыстной опеки Простаковой. По ходу действия рушатся преграды к браку С. с Милоном, а имение Простаковой в результате всей этой истории попадает под опеку властей. На протяжении комедии характер С. остается неизменным: она верна Милону, испытывает искреннее почтение к Стародуму и уважает Правдина. С. умна, она сразу замечает, что Простако-ва «сделалась ласковою до самой низости» и что она «прочит» ее «и невесты своему сыну» (д. 2, явл. II), насмешлива (она подтрунивает над ревнующим ее к Скотинину и Митрофану Милоном), чувствительна и добра (с пылкостью она выражает свою радость, когда Стародум дает согласие на ее брак с Милоном; в момент счастья прощает Простакову за причиненное зло и жалеет «презлую фурию»). С. происходит от честных дворян, которые дали ей образование (она читает по-французски сочинение Фене-лона о воспитании девиц). Ее простые чувства человечны: почет и богатство, считает она, должны доставаться трудами (д. 2, явл. V), девушке приличны кротость и послушание старшим, но любовь свою она может и должна отстаивать. Когда Стародум, еще не зная Милона, хочет выдать С. за некоего молодого человека, С. «смущается» и полагает, что выбор жениха зависит и от ее сердца. Стародум подтверждает мнение С, и она сразу же успокаивается, заявляя о своем «повиновении». Фонвизин приложил немало усилий, чтобы придать С. живые черты. С этой целью он использовал приемы западной мелодрамы, соединив драматические моменты с чувствительными. Однако в большей мере его интересовало воспитание честного человека, достойного звания дворянина. По молодости лет его героиня нуждалась в опытном руководителе-наставнике. Она вступала в новую, самую, пожалуй, ответственную полосу жизни, и драматург не прошел мимо этого. Природная добродетель С. должна была получить умственную огранку. На пороге свадьбы Стародум дает С. советы, из содержания которых выясняется, как он (и автор «Недоросля») понимает правильное воспитание девиц и женщин. Более всего Стародум боится влияния «света», своими соблазнами способного развратить невинную, чистую и добродетельную душу. Поэтому в «свете», говорит Стародум, важен первый шаг, умение поставить себя, и зарекомендовать. Общее правило гласит: дружбу надо вести с теми, кто ее достоин, т. е. выбирать друзей. С. неопытна и просит разъяснить, не навлечет ли предпочтение одних злобу других. Стародум учит ее, что не надо ждать зла от людей, которые тебя презирают, зло исходит от тех, кто сам достоин презрения, но завидует добродетелям ближнего. С. считает таких людей жалкими, потому что подобные люди несчастливы. Стародум предупреждает: жалость не должна останавливаться перед злом, а добродетели надо следовать своей дорогой. Тратить время на воспитание «злых», которых С. называет «несчастными», не следует, так как всякий человек, если у него есть совесть, сам обязан пробудить в себе добродетельные чувства. Усваивая урок, С. делает вывод, что надо ясно и твердо показать злому человеку низость его души. Стародум добавляет: разум такого человека — не прямой разум, т. е. лукавый, хитрый, нечестный. Подлинное счастье приносят добродетель и прямой разум. Как и Правдин, С. понимает счастье в духе обычных представлений: знатность, богатство. Однако Стародум объясняет ей, что знатность и богатство — не просто титулы и деньги, но «знаки» государственного и гражданского положения человека, налагающие на него моральные обязанности. Стародум учит С. различать подлинное и мнимое, наружный блеск и внутреннее достоинство; он противник эгоистического счастья. И С. усваивает его уроки. Она тоже уверена, что человек живет не один, что все обязаны друг другу. Но если это так, то почему, думает С, разум не разъяснит столь простую истину. Стародум в ответ произносит замечательную фразу: «Прямую цену уму дает благонравие». Именно душа, «умное сердце», делают честного человека «совершенно честным». Так для С. проясняются важнейшие просветительские понятия (ум, честь, служение отечеству, должность честного человека, благонравие и др.). Семена Стародума падают на благодатную почву, потому что «внутреннее чувство» изначально добродетельной С. говорит ей то же самое. От общих понятий о дворянине и его должностях Стародум переводит разговор к человеку, к личной стороне его жизни, к семейному очагу. Свернув с пути добродетели, муж и жена перестают любить друг друга, чувствовать взаимную дружескую привязанность и превращают совместную жизнь в ад, забывая о доме и о детях. Стародум еще и еще раз напоминает С: «добродетель все заменяет, и добродетели ничто заменить не может»; при этом он не забывает и об интимной стороне брака: «Только, пожалуй, не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила». В конечном счете в муже потребна сила ума («благоразумие»), в жене — добродетель, муж повинуется рассудку, жена — мужу. Старые нормы обретают новое содержание, а основой семейной гармонии опять-таки становится душа и исходящее от нее «благонравие». Поэтому воспитание честного человека — мужчины или женщины — состоит в просвещении души.
Характеристика и образ Софьи в комедии Недоросль
В комедии Фонвизина “Недоросль” много показательных персонажей. Несмотря на разнообразие действующих лиц, во главе пьесы встают два героя – недоросль Митрофан и его полная противоположность Софья.
Софья единственный положительный персонаж женского пола, что говорит о том, что именно в ней заключен образ идеального женского воспитания, которое представлял себе Фонвизин. В сравнении с Митрофаном отчетливо выделяются такие качества Софьи, как тяга к знаниям, воспитанность, уважение к старшим, доброта, скромность. Именно этими качествами
по мнению автора должна обладать благонравная девушка.
Судьба Софьи принесла ей немало несчастий. Она росла без отца, а повзрослев, потеряла и мать. Поскольку от ее дядюшки Стародума, которой был в Сибири, долгое время не было вестей, она попала под опеку к Простаковым.
Семья Простаковых, во главе с взбалмошной госпожой Простаковой устроили Софье очень нелегкую жизнь. Они насильно прекратили ее общение с Милоном, молодым человеком, к которому Софья питала искренние и взаимные чувства.
Сочинение про Софью в рассказе Фонвизина
В данном замечательном произведении, написанном Фонвизиным, показано правление императрица Екатерины Второй, а также затронуты такие моменты, которые связаны с вопросами воспитания, обучения и поведения в обществе того времени. Также, стоит сказать и о том, что помимо того, что автором были подняты основные насущные проблемы общества того времени, он постарался создать по-настоящему ярких и интересных персонажей, которые являлись воплощением нравственной красоты и идеалов. Стоит отметить тот факт, что образ Софьи получился особенно проникновенным, загадочным и ярким. Также, данное произведение можно назвать классицистической комедией, наполненной идеями гуманизма, просвещения и человеколюбия. Также, в образе Софьи он хотел отобразить основные элементы характера личности, которые он хотел видеть в человеке.
Софья является совершенным образом женщины, которая обладала всеми теми чертами, которые бы заставляли читателя считать ее весьма умной, скромной и чистосердечной девушкой. Также, она с большим почетом и уважением относится к старшим людям, она не боится общаться с окружающими людьми, и можно говорить о том, что героиня открыта миру. У героини было крайне непростое детство, так как в раннем возрасте, ей пришлось потерять близких ей людей в лице отца и матери. Также, стоит сказать, что она попала под опеку весьма хитрой, коварной и глупой женщины – Простаковой, которая старалась выдать Софью замуж за человека, который приходился ей дальним родственником. Однако, после того, как хитрая женщина узнала о том, что Софья является обладательницей большого наследства, она решает женить ее на своем сыне – Митрофане.
Также, можно добавить и тот факт, что далее события набирают крайне интересный оборот. Ведь, Софью похищают, и по одобрению Стародума, девушка становится женой Милона. Тем самым автор подводит читателя к весьма счастливому окончанию произведения. Также, в данной истории, можно наблюдать сравнение таких персонажей, как Митрофан и Софья. Первый является избалованным ребенком, который не привык нести ответственности за свои слова и поступки. Софью можно назвать ответственной и порядочной девушкой, которая получила весьма правильное воспитание, и росла как скромная и умная представительница своего поколения. Произведение учит тому, что всегда нужно стараться совершенствовать себя, не отчаиваться, и поступать так, как велит сердце.
Образ Софьи в пьесе «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)
Сочинение на тему «Образ Софьи в пьесе «Недоросль», предложенном читателям Литероведа, расскажет о личностных качествах героини и ее месте среди других персонажей произведения.
В самую мрачную пору царствования императрицы Екатерины II, когда страна безудержно грабилась, разорялась , а тысячи государственных крестьян превращались в крепостных и безжалостно угнетались, известный сатирик Д.И. Фонвизин написал замечательную комедию «Недоросль», в которой выступил в борьбу со всем злом, которое приняло уже огромные размеры. Пьеса осветила многие важные стороны социальной и политической жизни страны.
Одна из главных персонажей произведения – Софья. У героини непростая судьба. Она рано осталась без родителей: отец ее погиб, когда дочь была совсем младенцем, а мать умерла незадолго до описываемых событий. Единственный близкий человек Софьи – это ее дядя, Стародум, но он вынужден был уехать в Сибирь, поэтому оставил свою племянницу у Простаковых. Жизнь для умной, образованной, скромной, воспитанной девушки в невежественной, деспотичной семье кажется настоящим адом. Не считаясь с мнением Софьи, госпожа Простакова хочет выдать ее замуж за Скотинина, своего брата, человека грубого, необразованного, оскотинившегося, ненавидящего просвещение. Доходы с имения Софьи бессовестно присваиваются Простаковой. Когда же она получает известие о том, что Стародум нажил десять тысяч дохода и делает своей наследницей племянницу, планы ее меняются: коварная помещица задумала женить на девушке не брата, а своего сына Митрофанушку. Для таких людей, как госпожа Простакова, важную роль играют не личностные качества человека, а его финансовые возможности, знатность, богатство.
Софья – умная, образованная, скромная, хорошо воспитанная девушка. Не зря Д. И. Фонвизин дает ей «говорящее» имя, которое в переводе на русский язык означает «мудрая». Она действительно не по годам мудра. Софья много читает, черпает знания из книг, предпочитает произведения серьезных французских писателей. У нее правильная, грамотная речь. Девушка очень умно рассуждает о совести, нравственности, говорит, что человеку живется спокойно только тогда, когда его совесть чиста. Также Софья считает, что один из способов быть счастливым человеком – быть добродетельным.
Девушка великодушна и незлопамятна, у нее доброе сердце. Она терпеливо сносит все неприятности, которые доставляют ей Простаковы, вынуждена скрывать от них свои чувства к Милону, чтобы «избавиться от их грубости, чтоб иметь некоторую свободу». Девушка искренне прощает им грубость и деспотизм, их жестокое обращение и в конце, когда госпожа Простакова падает в обморок, бросается ей помогать, не злорадствует, не смеется над ее положением.
Софья благодарна своему дяде и за его заботу, и за любовь, и за помощь. Она понимает, что Стародум – умный человек, поэтому любит с ним общаться, слушать его мудрые советы. В беседах с ним она получает ответы на все терзающие ее вопросы и утверждает, что все дядюшкины слова совпадают с ее «внутренним чувством», которое она до разговора со Стародумом не могла объяснить, а теперь все встало на свои места и стало понятно.
В характере героини удачно сочетаются такие качества, как кротость, терпение, уважение к старшим и умение постоять за себя. Когда нужно, она умеет проявить твердость, силу воли. Несмотря на то, что госпожа Простакова принуждала ее выйти замуж сначала за Скотинина, потом за Митрофанушку, она остается верна своему возлюбленному, Милону. Софья умеет искренне и глубоко любить и хранить верность. Ее не прельщают никакие богатства, девушка ценит в людях порядочность, честность, доброту и милосердие.
Героиня, бесспорно, наделена положительными качествами. Читатель радуется тому, что все в судьбе Софьи сложилось удачно: ее любимый дядя рядом с ней, жив и здоров. В конце произведения она остается со своим возлюбленным Милоном. Как она сама говорила, добрые качества – это один из способов найти счастье. Наделенная разными добродетелями, она заслужила право быть счастливой и любимой. Судьба щедро одарила ее за все ее душевные качества.
В образе Софьи автор изобразил идеал девушки. Он наделил ее качествами, которые вызывают только восхищение: добротой, верностью, благородством, порядочностью, мудростью, воспитанностью.
Характеристика Софьи
Пьеса «Недоросль» одно из выдающихся произведений 18 века русской литературы. Само событие разворачивается в провинции России в деревне помещиков Простаковых. В деревне царит помещичий произвол, это приводит к полному обнищанию деревенских крестьян. Семья помещиков состоит из госпожи Простаковой ее мужа подкаблучника и избалованного глупого подростка сына Митрофана. Также с ними проживает их родственница Софья, находящаяся под их бесправной опекой. Она является центральной фигурой этого произведения.
Софья – сирота, ее отец и мать умерли. После смерти матери она попадает в дом к Простаковым. Так как она дворянка и имеет свое имения, они насильно держат у себя родственницу и присваивают себе ее деньги.
Софья племянница дворянина — офицера Стародума. Автор не зря дает ей имя Софья, тем самым хочет показать характер и личность девушки. В пьесе «Недоросль» Софья мудрая и разумная девушка. Автор указывает нам на хорошее и правильное воспитание Софьи. Показывает ее стремление к саморазвитию, к учению, через любовь к книгам. Не смотря на то, что ее отец умер в ее младенчестве, она воспитывалась до попадания в дом к Простаковым, в просвещенной дворянской семье. Самая важная ценность в этой семье была любовь к родителям их уважении и почитание. Именно поэтому она выросла честной, справедливой, милосердной девушкой. В этом произведении мы видим Софью как добродетельную натуру. Несмотря на все жестокость со стороны Простаковых она остается символом чистоты, скромности, внутренней красоты. На их грубость она не отвечает им взаимностью, а лишь покорно терпит обиды.
Ее дядя Стародум, восхищен своей племянницей, и ее честной натурой. И сама Софья души нечает в своем дядюшке, искренне ценит добро с его стороны. В произведении у главной героини нет отрицательных черт, тем самым это подчеркивает негативные стороны характера других героев.
Автор в пьесе раскрывает нам разные образы героев. Образ Софьи в произведении «Недоросль» является центральным. Она предстает перед нами носителем истинной мудрости, доброты, честности, сердечности и человеческого тепла. Фонвизин в произведении олицетворяет свои идеал женской натуры. Именно он выступает образом Софьи. В наше время этот образ остается показателем лучших человеческих качеств. Этим образом автор стремится показать нам, что в любых условиях нужно оставаться человеком и воспитать в себе прекрасные свойства души.
Другие сочинения: <- Характеристика и образ Правдина? Фонвизин Д.И.Смысл названия комедии Недоросль ->
🗹