Дополнительно о жанровом многообразии в творчестве Островского
Островский начинает со сцен
(как жанр):
-с семейных сцен в частности («Не от мира сего»),
— сцен в одном действии,
-сцен из жизни захолустья («Счастливый день»)
-сцен из деревенской жизни («Воспитанница»)
-сцен из Московской жизни(«Не все коту масленица», «Пучина»),
особняком — сцена «Утро молодого человека».
Еще один жанр – картина
(«Семейная картина», «Картины из Московской жизни», трилогия о Мише Бальзаминове).
* Начиная с «Семейной картины» он часто называл свои пьесы «сценами» или «картинами». Выбор этой жанровой номинации соответствовал традиции, сложившейся к 1850-м годам под влиянием «натуральной школы»: драматические «сцены» («картины») были аналогом повествовательных «физиологических очерков», воссоздававших типы и нравы определенной среды, местности, повседневный бытовой уклад. Как правило, названия «сцены», «картины», «этюд» и т.п. применялись к малым формам драматургии, в них сочетались драматические и повествовательные элементы, воспроизводилась статика жизни
Островский нередко называл «сценами» или «картинами» и большие по объему текста пьесы: «Шутники. Картины московской жизни, в четырех действиях»,
«Пучина.
Сцены из московской жизни»,
«Поздняя любовь.
Сцены из жизни захолустья. В четырех действиях»,
«Трудовой хлеб.
Сцены из жизни захолустья в четырех действиях»
(«захолустье» в последних двух пьесах – определенные районы Москвы). Современный читатель воспринимает эти пьесы как обычные комедии или драмы. Но для самого драматурга «сцены» («картины»), независимо от числа актов, были особым жанром. Из некоторых его суждений конца 1870-80-х гг. ясно, что данная номинация указывала на определенный тип сюжетной композиции. Так, о пьесе Н.Я.Соловьева «Прославились!» Островский писал автору (15 сент. 1879): «…это сцены, и потому сценариум для них не важен; был бы материал, а там уж сладить немудрено» (XI,658). В письме к А.С.Шабельской (от 15 июня 1885) он заметил:»…представлять целый ряд событий, разделенных большими промежутками времени, не должна драма,– это не ее дело; ее дело – одно событие, один момент, и чем он короче, тем лучше» (XII,361).
В больших «сценах» («картинах») между частями пьесы проходит значительный период времени; так, в «Пучине» 17 лет жизни Кисельникова представлены поэтапно: через семь, пять и еще пять лет, текст разделен не на «действия», а на «сцены». Пьесы же, названные «драмами» или «комедиями», тяготеют к концентрическому, напряженному, быстрому сюжету
Далее жанр комедии:
· сатирическая
(«Лес»,»На всякого мудреца довольно простоты»)
· историческая
(«Козьма Захарыч Минин — Сухорук», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино», «Василиса Мелентьевна»),
· «печальная»
(«Волки и овцы», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Последняя жертва», «Без вины виноватые»),
хроника
«Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино»
)
драма
(«Не так живи, как хочется», «Гроза», «Грех да беда на кого не живет», «Бесприданница»)
драматический этюд
(«Неожиданный случай»,
весенняя сказка
(«Снегурочка»).
В 1860-70-е годы драмой обычно называли «лишь те пьесы, которые кончались гибелью героя или героини. Все прочие пьесы, как правило, именовались комедиями, хотя это определение в ряде случаев крайне условно и само по себе еще не дает представления о жанровой природе пьесы.
«Комедии» Островского различны по своей эстетической тональности. Так, в пьесе «В чужом пиру – похмелье» преобладает юмор, в «На всякого мудреца довольно простоты» – сатира, а «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Последняя жертва» приобретают статус «психологической драмы». Драма вырастала из столкновения комического с трагизмом жизни.
Объединяя под общим жанровым названием «комедия» все свои пьесы, Островский ориентировался на театральную практику, в которой закрепилась устойчивая традиция, восходящая к античности: Менандр, Плавт, Теренций вошли в историю литературы как комедиографы. Однако в соответствии с современной классификацией многие «комедии» этих авторов, К. Гоцци, У. Шекспира (их переводил Островский), точнее считать (по типу конфликта, характерам) «семейно-бытовыми драмами…». Сложность дифференциации «комедий» усугубляется также процессом деканонизации жанров, размыванием границ между ними в эпоху реализма. Все это порождало и порождает споры о жанре многих его «комедий» и разнообразие их сценических интерпретаций.
ВАЖНО:
Для Островского было принципиальным различие комедии и драмы. Из четырех его «драм» («Не так живи, как хочется», «Гроза», «Грех да беда на кого не живет», «Бесприданница») только первая заканчивается благополучно – раскаянием Петра. Остальные три пьесы имеют трагическую развязку, однако ни одну из них автор не назвал трагедией – вероятно, учитывая глубоко укоренившиеся в публике представления об историческом или мифологическом сюжете и высоком социальном статусе героев этого жанра.
*немного о «Снегурочке» Особое место в наследии Островского занимает «весенняя сказка» «Снегурочка» (1873). Поэтические и утопические воззрения Островского на возможность гармонических отношений между людьми облекаются в форму литературной «сказки для театра», в которой фигурируют образы, родственные образам славянской мифологии. Обращается драматург и к историческим жанрам — хроникам, трагедиям, комедиям, написанным на темы русской истории («Козьма Захарыч Минин-Сухорук», 1861,; «Воевода», 1864,; «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», 1866 и др.). Национальная история дает Островскому материал для создания крупных, энергичных характеров, для широкого использования героического начала в драматургии.
Тематика и проблематика
Главная тематика пьесы — быт и нравы города Калинова. Писатель описал провинцию, чтобы показать, что не стоит держаться за прошлые пережитки, нужно думать о будущем. А жители города застыли во времени, их жизнь пуста и монотонна. Такая Россия так и останется в нищете и безграмотности.
Также поднята тема семьи и любви, поскольку в произведении описываются проблемы воспитания. Семейное влияние на разных персонажей важно (Екатерина — отображает воспитание родителей, а Тихон вырастает слабохарактерным из-за давления матери).
Тематика греха и раскаяния тоже раскрыта. Катерина оступилась, но быстро поняла ошибку, решившись покаяться в сделанном. В плане религии это высоконравственный поступок, возвышающий и оправдывающий Екатерину.
При этом социальный конфликт повлек общественные проблемы:
- Писатель описывает самодурство в героях Кабановой и Дикого, которые играли с судьбами других людей, затаптывая индивидуальность и свободу выбора. Из-за их тирании юное поколение стало таким же порочным, как и они.
- Островский порицает малодушие и смирение в героях Варвары, Бориса и Тихона. Они своим поведением только потакают деспотизму хозяев жизни, хоть смогли бы вместе исправить положение в свою пользу.
- Проблема противоречивой русской души, которая передается в образе Екатерины, является личной. Верующая девушка в поисках решается на измену, а затем и на самоубийство, это противоречит христианским правилам.
- Безграмотность. Люди, которые проживают в Калинове, глупые и необразованные, больше доверяют гадалкам, а не ученым и специалистам в своем деле. Их кругозор обращен в прошлое, они не пытаются стремиться к лучшей жизни.
Авторская позиция в произведении тоже четко выражается. Читатель понимает, что Кабаниха хоть и пытается сохранить традиции, неправа, как и бунтующая Екатерина. Но у последней был ум и потенциал, она была чиста помыслами, и могучий народ, который она олицетворяет, может возродиться, сбросив оковы самодурства и грубости.
Смысл названия
Гроза является как разгулом стихии, так и олицетворяет крах застоя провинциального города, в котором правят старые порядки Дикого и Кабанихи. Это основная суть названия произведения. С гибелью Екатерины, которая произошла во время грозы, заканчивается терпение главных героев. Кулигин обвинил жителей города в происшествии, Варвара убегает из дома, Тихон становится против деспотизма матери.
В первый раз о грозе упоминает Тихон на похоронах: «…Несколько недель надо мной не будет никакой грозы». Под этим понятием он подразумевает угнетающую атмосферу собственного дома, в котором правит тираничная мать.
«Гроза нам посылается в наказание» — сказал Дикий. Самодур считает явление расплатой за совершенные грехи. Кабаниха поддерживает его. Кару за грех в грозе увидела и Екатерина, ее совесть также нечиста. И лишь Кулигин знает, что в этом явлении находится только вспышка электричества, но его современным взглядам почему-то еще не удается ужиться в городке, который требует кардинальной чистки.
Жанр и композиция
Писатель определил жанровое направление «Грозы» как драма. Этот жанр указывает зачастую на бытовую, серьезную и тяжелую сюжетную линию, которая приближена к реальности. Определенные критики более точно его сформулировали — бытовая трагедия.
Это произведение полностью реалистично. Основным показателем считаются описания бытовых особенностей жизни, манер и нравов жителей провинции. Писатель придал этому немаловажное значение: он полностью обрисовал жизненные реалии и образы персонажей.
Основная композиция пьесы:
- Экспозиция: Автор описывает образ городка, где проживают персонажи и будут в дальнейшем развиваться события.
- Затем происходит конфликт Екатерины с новой семьей и обществом.
- После завязки главные персонажи пытаются решить появившийся конфликт.
- Ближе к окончанию конфликт доходит до того, что проблемы потребовали моментального их решения.
- Кульминация происходит в пятом действии. Затем сразу же происходит развязка, показывающая неразрешимость проблемы на примере самоубийства Екатерины.
История написания пьесы
Драма «Гроза» множеством нитей связана с прошлыми творческими периодами автора. Писателя привлекает такая же проблема, как и в «москвитянинских» рассказах, однако образ семьи в этом произведении получил иное толкование (драматическим новшеством являлось отрицание бремени Домостроя и застоя патриархата). Описание естественной, доброй и светлой героини — новаторство в литературе и непосредственно в творчестве Александра Николаевича.
Первые идеи возникли еще летом 1859 г., а уже в конце сентября у автора появилось четкое представление общего повествования. На пьесу значительное влияние оказала экспедиция по Волге. Министерство России организовало этнографическое путешествие для изучения обычаев местных жителей. В нем принимал участие и Островский.
Город Калинов является собирательным образом различных волжских пригородов, которые похожи между собой, однако все-таки имеют некоторые особенности. Писатель все наблюдения о провинции записывал в дневник, на основе этого создавались главные персонажи «Грозы» Островского.
Основной конфликт
В пьесе выделяется ряд конфликтов. В первую очередь, это противостояние между самодурами (Кабаниха, Дикий) и угнетенными (Борис, Тихон, Екатерина). Это противоборство двух разных миропониманий — нового и старого, которое себя уже отжило. При этом действие происходит за счет внутреннего конфликта в душе Екатерины.
Социальная проблема дала начало всем остальным. Писатель начинает пьесу с женитьбы обнищавшей помещицы и купца. Эта тенденция часто отмечалась во время жизни Островского. Правящее дворянское сословие постепенно утратило власть, обеднев из-за расточительности. Но вот купечество набирало обороты благодаря беспринципности, упорству, коммерческому таланту.
Именно в то время некоторые дворяне захотели поправить материальное состояние с помощью других. Помещики отдавали замуж образованных дочерей за грубых, но состоятельных купеческих сыновей. Из-за такого несоответствия союз Тихона и Екатерины еще в самом начале был обречен на неизбежный провал.
🗹