Опорный конспект по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме


Конспект «Горе от ума» Грибоедов

  • Картина нравов и галерея живых типов.
  • Комедия Грибоедова «как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей». «Горе от ума» это и картина нравов, и галерея живых типов, и жгучая сатира, и больше всего комедия. Она захватывает длинный период русской жизни. В группе двадцати человек с художественной и объективной законченностью отразилась вся прежняя Москва.

  1. Пороки общества.

Пока будет существовать стремление к почестям, пока будут водиться охотники угодничать, весело пожить, пока сплетни, безделье и пустота будут частью общественной жизни, будут проявляться черты Фамусовых и Молчалиных.

  1. Роль Чацкого.

Без Чацкого не было бы комедии, а была бы картина нравов.

Чацкий умнее прочих и положительно умен. Речь его полна ума и остроумия. У него есть сердце, он честен. Личное горе его не от ума, а от других причин. Чацкий выше и умнее Онегина и Печорина. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век.

Роль Чацкого страдательная и победительная.

Его идеал заключается в свободе от всех цепей рабства, которыми оковано общество. Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей удар количеством силы свежей.

Он обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «Один в поле не воин». Воин, если он Чацкий, и притом победитель.

  1. Чацкий и фамусовское общество.

Борьбы с Фамусовым Чацкий сначала не ищет, – «Чацкому скучно с ним говорить» – и только настойчивый вызов Фамусова на спор выводит Чацкого из его сосредоточенности:

Вот то-то, все вы – гордецы!

Смотрели бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя!

Чацкий не вытерпел и провел параллель века «минувшего» с веком «нынешним». С этого момента поединок разрастается в титаническую борьбу со всей Москвой, – с фамусовским обществом. Образовалось два лагеря: фамусовская Москва с одной стороны и один пылкий боец с другой. Это борьба не на жизнь, а на смерть.

  1. Характер Софьи.

Софья не безнравственна. Она не так виновата, как кажется. Смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием намека на убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – это общие пороки общества, в котором живет Софья. В ее личности прячется что-то нежное, мечтательное. Все остальное плоды воспитания. С Молчалиным ее свело влечение покровительствовать «скромному» любимому человеку, стремление возвысить его до своего круга. Софья вызывает симпатии. В ней есть задатки недюжиной натуры, живого ума, женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникали лучи света, поэтому ее полюбил Чацкий.

Часть I

Ум мнимый и ум подлинный

Первая часть мастерской даёт возможность поразмышлять над понятием «ума” в разные эпохи, ввести в лексикон учащихся разные нравственные понятия, позволяет сделать проблему личностно значимой.

I. Вспомните, какого умного человека вы встречали в жизни.

  1. Допишите, объясняя, что делает человека умным. Умный человек — это …
  2. Работая в паре: а) сравните свои определения; б) предложите общее определение ума; в) подберите антонимы к слову «ум”.

Прочитайте вслух, что получилось, и дополните свои записи, слушая одноклассников.

Из записей учащихся

  • Человек, обладающий большим объёмом знаний и способностей.
  • Тот, кто сначала всё взвешивает, а потом решает, что делать.
  • Не только много знающий, но и умеющий правильно использовать свои знания.
  • Человек с хорошо развитым мышлением.
  • Тот, кто знает много интересного и может выйти из сложной ситуации.
  • Сообразительный и нестандартно мыслящий.
  • Расчётливый, знающий, умеющий рассуждать.
  • Человек с большим жизненным опытом, который быстро соображает.
  • Это сильная личность, учащаяся не только на своих, но и чужих ошибках.
  • Кто наделён не только знаниями, но и разумом, высокими духовными качествами.
  • С большим объёмом знаний, эрудированный.

Ум — это: интеллект, разум, высокое развитие интеллекта, способность мыслить неординарно, здравый смысл, рационализм, логика в действиях.

Антонимы к слову «ум”: глупость, недомыслие, тупоумие, малое знание, неразумность, идиотизм, бестолковость, ограниченность, недалёкость.

II. Первоначальное название комедии — «Горе уму». Об уме и сумасшествии в комедии говорят все. Поразмышляем о главных героях комедии — Фамусове, Чацком, Софье, Молчалине.

(Класс делится на четыре группы. Учитель напоминает порядок работы в группе: все должны быть включены в работу, и между членами группы должны быть распределены обязанности: кто-то записывает, кто-то готовится к выступлению, кто-то готовит вопросы другой группе.)

Задания группе

а) Рассмотрев иллюстрации к комедии, выберите ту, на которой ваш герой изображён наиболее выразительно и убедительно. б) Если ваш герой умный, то попробуйте доказать это или опровергните (работа с текстом и собственные комментарии). в) Выберите одну сцену, которая доказывает вашу точку зрения, и разыграйте её в лицах.

По ходу выступления групп слушающие записывают главное и пишут вопросы к группе или возражения.

III. Продолжаем работу в группах.

  1. Из положенных на парты определений разных понятий выберите то, которое, на ваш взгляд, связано с вашим героем. (Предлагаются определения таких понятий как «прагматизм”, «конформизм”, «карьеризм”, «расчётливость”, «рационализм”, «угодничество”, «подхалимство”, «приспособленчество”.)
  2. Обсудите в группе и сделайте вывод, с какой точки зрения ваш герой умный. Кто счёл бы его умным и почему?
  3. Выступление от группы.

Из конспектов в тетрадях разных групп

Фамусов

Ум как разум. Фамусов следует «удобной” для себя морали, чтобы добиться чина и жить спокойно, кому-то угождать.

Ум Фамусова — ум житейский, прагматический, не одухотворённый высокими целями. Он служит средством карьеры, приспособленчества, преуспевания, обмана. «Да умный человек не может быть не плутом”.

Софья

Романтическое представление о жизни, стремление к идеалу.

Отсутствие реальных взглядов на вещи, начиталась французских книг. Видит то, что хочет.

Но ведь недаром её любит Чацкий: она в чём-то равновелика ему (манера говорить, точные характеристики).

В Софье есть «живой”, острый ум, человеческое достоинство, искренность.

Ум для Софьи — залог семейного благополучия и счастья. Она не любит Чацкого, так как он своим складом ума и души не соответствует её представлению об уме, о счастье, о семье.

Молчалин

«Угождать всем людям без изъятья”. Ум безнравственного человека, услужливый подхалим (угодник).

Умение завоевать место в жизни. Прикладной ум, основанный на выгоде.

Молчалин — глупец для Чацкого, но и Чацкий — глупец для Молчалина.

Чацкий

«Остёр, умён, красноречив”. Все твердят о его высоком уме, «ум, алчущий познаний”.

«Вольнодумный”; слишком умён — «набрался новых правил, новых идей”.

В понятие ума входит некая система передовых идей, убеждений, новых взглядов.

Чацкий молод, влюблён, раздосадован, горяч.

Ум оборачивается трагедией, одиночеством. Комедия и названа «Горе от ума».

IV. Сформулируйте вопросы, которые ещё остаются без ответа или появились теперь. (Вопросы записываются на доске.)

• Кто умнее — Чацкий или Софья? • Зачем Молчалин обманывал Софью? • Если Софья умна, то как Молчалин мог ввести её в заблуждение? • Любит ли Софья Молчалина по-настоящему? • Понимала ли Софья Чацкого, верила ли в его чувства? • Каков истинный характер Софьи? • Кого можно считать более умным — Чацкого или Молчалина? • Кто на самом деле умный? • Нужно ли доказывать глупым людям что-либо? Как это сделать? • Хор• Почему Чацкий не смог изменить хотя бы одного человека из фамусовского общества? • Почему общество не принимает ярких людей? • Может быть горе от любви? • Почему Чацкий, если он умный, пытался внушить свои мысли фамусовскому обществу? • Если бы Чацкий относился к людям мягче, его мнение приняли бы? • «Горе от ума” кому: Чацкому или обществу? • Почему умный человек отвергнут и обществом, и любимой девушкой? • Почему Грибоедов ставит умных людей в глупое положение?

Пояснение для учителя. Вопросы очень разные. Они показывают, что у кого-то из учеников идёт внешнее понимание сюжета, кто-то выходит на понимание конфликта пьесы, на особенности жанра, на глубинное объяснение героя с точки зрения автора, а не со своей собственной. Вопросы позволяют выйти на следующих уроках к проблемам комедии, к особенностям жанра.

Домашнее задание. Письменная работа: выберите для названия работы один из вопросов.

Часть II

Разве уму горе?

Перед мастерской дано индивидуальное домашнее задание: «Душа здесь у меня каким-то горем сжата…” Найдите, в каких сценах видно, что душа Чацкого «горем сжата”, и какое это горе. Это задание лучше дать сильному ученику, который сможет соединить эмоциональный уровень (горе от непонимания, отсутствия родной души, от одиночества) и философский уровень поставленного вопроса.

I. Сам о себе Чацкий говорит: «Ум с сердцем не в ладу”. Подумайте, бывало ли так у вас.

II. «Всё, что говорит он, — очень умно…” — писал А.С. Пушкин о Чацком. Учтём его мысль. Посмотрите на название комедии и задайте к нему вопросы. (Индивидуально или в парах.) Примеры вопросов: Какому уму горе? Уму ли горе? Где видно горе? Чьё горе? Из-за чего уму горе?..

III. а) Выберите вопросы, на которые помогает ответить материал таблицы об идеалах Чацкого и фамусовского общества. (Воспользуйтесь таблицей, составленной в домашнем задании к предыдущим урокам.)

б) Идеалы Чацкого характеризуют его как человека… (продолжите предложение).

в) В группах по четыре-шесть человек прочитайте свои ответы. Приготовьте общий ответ от группы.

  • Идеалы Чацкого характеризуют его как человека «возвышенных” мыслей о чести, долге, совести, благородстве, человека подлинного, высокого ума, ищущего истину и служащего преобразованию жизни.
  • Он странен для них, фамусовское общество не устраивают его взгляды на вещи.
  • Он отвергает сами основания их жизни. Для Чацкого они безнравственны.
  • С одной стороны, Чацкий страшен для них, они боятся его, с другой стороны, желают потешиться над ним, утвердить своё превосходство и создают страшную сплетню.

г) Дополним свои наблюдения прямым высказыванием на этот счёт автора. В письме к П.А. Катенину (январь 1825 года) Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек разумеется в противоречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих”.

IV. Сравнение двух точек зрения. А.С. Пушкин и И.А. Гончаров об уме Чацкого. (Цитаты проецируются на экран или раздаются на парты.)

А.С. Пушкин в письме А.Бестужеву, написанном в январе 1825 года, после того как приехавший к ссыльному поэту Иван Пущин прочёл ему «Горе от ума», писал: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и доб­рый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Всё, что говорит он, — очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными…”

В статье «Мильон терзаний», посвящённой «Горю от ума», И.А. Гончаров давал герою такую характеристику: «…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством…”

Задание группам. Подумайте, с чем вы согласны и что вызывает у вас возражения. Попробуйте обосновать свою точку зрения. Сформулируйте её и запишите.

Из записей в тетрадях

  • Чацкий зря тратит силы, фамусовское общество не способно его понять, они не хотят и не будут меняться…
  • «Метать бисер” стоит, а иначе лучшие идеи навсегда останутся без приложения. Молчать безнравственно…

V. Прочитайте высказывания литературоведов, отыскивая возможные ответы на неясные вопросы.

«Прямолинейность, известная наивность, способность попадать в смешные, со светской точки зрения, положения так же совместимы с поведением декабриста, как и резкость, гордость и даже высокомерие” (Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни. Бытовое поведение как историко-психологическая категория).

««Ум» для Пушкина был не просто синонимической заменой того, что можно было бы назвать «интеллектуализмом» — «ум» был для него и категорией нравственной. Речь при этом шла о духовном мире, духовном облике человека в целом, так характеризовалась личность…” (Лебедев А.А. Грибоедов. Факты и гипотезы).

«Логика умного человека, по Чацкому, предполагает не просто умение использовать уже сложившиеся условия жизни и даже не только образованность (что само по себе является обязательным), но и способность свободно и непредвзято оценить сами условия с точки зрения здравого смысла и изменить эти условия, если они здравому смыслу не соответствуют…

…Ум, который лишь приспосабливается к уже известному, мыслящий стандартными стереотипами, Грибоедов склонен считать глупостью. Но в том-то и суть проблемы, что большинство всегда мыслит стандартно и стереотипно…” (Крупчанов А.Л. А.С. Грибоедов).

«В грибоедовское время…«ум понимался широко» — как вообще интеллигентность, просвещённость, культурность. С понятием «умный», «умник» связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но «вольнодумном», о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей — и ещё определённее — о члене тайного политического общества, будущем декабристе” (Орлов В., А.С. Грибоедов и его комедия).

VI. Выступление ученика c индивидуальным домашним заданием на тему «Каким горем сжата душа Чацкого?». (Тезисы выступления записываются слушателями.)

VII. Выберите и запишите название своей письменной работы.

  1. Я согласен с…(Чья точка зрения мне ближе: А.С. Пушкина или И.А. Гончарова?)
  2. «Да, мочи нет: мильон терзаний…”
  3. Напишите несколько тезисов в подарок человеку, пишущему сочинение на тему «Ум подлинный и ум мнимый в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума”».

Некоторые фрагменты ответов

  • …Чацкий бессмысленно тратил своё время, не понимая, что он просто «рассыпал бисер” перед фамусовским обществом, люди в котором интересуются лишь чинами, богатством и развлечениями. Его никто не слушает, не понимает…
  • Чацкий — белая ворона…
  • Таким, как Чацкий, никогда не будет оказано достаточно внимания, они всегда будут одиноки…
  • Чацкий один осознаёт всю пошлость и глупость общества, он оказывается выше этих людей по уму, но горе в том, что он один…
  • Чацкий — искренний, порядочный, честный человек, однако не слишком умён, потому что пошёл на фамусовское общество с «открытым забралом”, а надо было действовать иначе…
  • Он бесхитростный, «открытая душа”, что думал, то и говорил, чем очень отличался от фамусовского общества, где каждый изворачивался, хитрил и врал, доказывая свою правоту, Чацкий очень раздражал окружающих. Он оказался лишним в этом обществе…
  • Он был влюблён, и поэтому его чувства преобладали над разумом, его захлёстывали эмоции, у него «ум с сердцем не в ладу”…
  • Чацкий никогда не заявляет, что он — умный, и это лишь подтверждает, что он по-настоящему умён…
  • Чацкий вспыльчив, резок, выступает один против общества, что заведомо проигрышно…
  • Горе в том, что умный человек пытается ограниченным, не интересующимся ничем новым людям объяснить совершенно непонятные им вещи… Горе в русской действительности: побеждает всегда не тот, кто умён, а тот, кто хитёр или богат. Это похоже на ситуацию в нашей стране…
  • Горе — большому уму, так как его никогда не признают и выбрасывают из общества…
  • Горе уму Чацкого, так как он растрачивает свои силы и способности зря…
  • Для фамусовского общества иное понятие ума и здравомыслия, в их глазах любовь, богатство, образование, служба, идеалы видятся иначе. С их уровнем развития они просто не могут и не хотят понять нового человека, поэтому в фамусовском обществе Чацкий — лишний…
  • Чацкий — побеждённый, так как он разочаровался в Москве, не обрёл любовь, не смог изменить общество…
  • Чацкий не победитель и не проигравший, хоть он и не смог убедить всех в своей правоте, он не перешёл на их сторону, а остался при своём мнении…
  • Я считаю, что Чацкий — победитель, так как он всех «испугал” своим умом и соображением, хотя фамусовское общество это до конца не осознало…
  • По-моему, Чацкий прекрасно знал, с кем имеет дело и с кем ведёт спор; он понимал исход и последствия своих речей… Я считаю, что это поступок победителя. Он ушёл, а они остались со своими сплетнями, заговорами. Это пример того, что общество никогда не принимает умного человека, а всегда остаётся в своей пустой и приземлённой жизни, в основе которой лежит материальное благополучие…

Рефлексия

Допишите одно-два предложения, осмыслите своё состояние на прошедшей мастерской: «Что было важно…”, «Когда было трудно…”, «Что понравилось…”

Из записей на рефлексии Что было важно…

  • Я чувствовала, что в воздухе витает напряжение, когда мы задавали друг другу вопросы. Возможно, это был самый важный момент работы, потому что мы учимся и слушать, и слышать, и отстаивать своё мнение.
  • Мне кажется, что самый важный момент в мастерской был, когда мы долго пытались доказать, что Чацкий самый умный, а на экране появился слайд с текстами Гончарова и Пушкина, и наш спор повернулся в другую сторону.
  • Мне важно было понять, каков наш герой, найти ответы на вопросы.

Когда было трудно…

  • Отстаивать свою точку зрения не так уж и просто, подчас мы не можем найти общий язык.
  • На мастерской было много интересных идей… мне было сложно понять Чацкого.
  • Я так и не поняла, каков истинный характер Софьи.
  • Мне было трудно, когда во время выступления мне пытались внушить другую точку зрения, а у меня была своя, я растерялся.
  • Дискомфортным был момент, когда все перебивали друг друга, пытались высказать своё мнение вне очереди, потому что тяжело было сосредоточиться.

Что понравилось…

  • В группе можно узнать мнение других и внести свой вклад в общее дело.
  • На мастерской понимаешь, чего хотят другие, их ощущения, эмоции, впечатления.
  • Здорово, когда каждый может привнести что-то новое, запоминающееся, свежий взгляд.
  • Мне понравилось, что можно обсудить чужое мнение и выслушать комментарий по поводу своей работы. В группе нужно прислушиваться к мнениям других, учитывать пожелания и советы и ни в коем случае не перебивать друг друга. Этого нашей группе не хватало.
  • Больше всего мне понравилось, что комедия ставит такие вопросы, на которые каждый может ответить по-своему.
  • Мастерская позволяет свободно выражать мысли.
  • Мне понравилось, что можно критиковать высказывания других, даже Пушкина.

Комментарий к мастерской

При самостоятельном прочтении комедии многое оказывается непонятным, поскольку девятиклассникам почти неизвестны отношения между представителями светского общества, учащиеся не готовы учитывать особенности далёкой от них эпохи. Мастерская позволяет дать представление о глубине конфликта в комедии, показать его философский, а не только бытовой и социальный характер. К положительным эффектам мастерской стоит отнести активность учеников, желание осмыслить сложные вопросы, требующие неоднозначных ответов. Виден диапазон возможных размышлений и разный уровень освоения трудной темы.

Молчалин

Система образов комедии построена таким образом, что автор даёт нам возможность увидеть «анти-двойников» Чацкого: это образы Молчалина и Репетилова. Молчалин — счастливый соперник Чацкого в любви, по-своему он очень сильная личность, которой удается многого добиться в жизни. Но — какой ценой? Он свято соблюдает завет отца: «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья…». Он и угождает, даже с «плачевной нашей кралей» (такой называет Софью) ночи «почтительно» проводит, ведь она — «дочь такого человека»! Конечно, можно сказать, что для Молчалина такое поведение — единственно возможное с точки зрения достижения «степеней известных», но ведь не ценой же потери чувства собственного достоинства их достигать?

Репетилов

Образ Репетилова воспринимался современниками как явная пародия на декабристов, что может показаться странным — если вспомнить об отношении автора комедии к ним и их идеям. Однако Репетилов очень похож на… Чацкого, только на Чацкого, лишенного его ума, его чувства собственного достоинства, его умения вести себя так, как того требует его честь. Комический двойник главного героя помогает лучше понять образ Чацкого в комедии «Горе от ума», увидеть его сильные стороны и оценить их по достоинству, оставаясь при этом оригинальным и самобытным художественным образом, высмеивающим тех из сторонников декабристов, кто делу предпочитал «слова, слова, слова…»

Софья

Сложным и противоречивым получился в комедии образ Софьи. Создавшая себе романтический образ Молчалина и полюбившая своё «творение», готовая защищать любимого человека от несправедливых, как она убеждена, нападок Чацкого и много в этом преуспевшая (вспомним, ведь именно с ее «подачи» пошла гулять сплетня от сумасшествии Чацкого!), ставшая невольной свидетельницей того, как человек, которого она любит, насмехается над ней и ее любовью, — вот через что приходится пройти героине комедии, и в конце произведения она не может не вызвать у зрителя сочувствия. Софья и умна, и хорошо знает людей — как блестяще даёт она намек на мнимое сумасшествие Чацкого светскому сплетнику Г. N., ее и упрекнуть при случае не в чем! Однако, как и Чацкого, ее ослепила любовь, и, принося страдание Чацкому, она сама не меньше страдает от предательства человека, которому верила и ради любви к которому пошла на определенные жертвы.

Мы к вам приехали на час

Первая половина 1820-х. Наполеоновская армия побеждена, и Москва, которую, как мы знаем из уроков истории, пришлось отдать врагу, понемногу возрождается из пепла, а великосветское общество снова преклоняется передо всем французским — несмотря на то, что именно с Францией им самим, их детям и товарищам только что пришлось сражаться. Именно в это непростое время в Москву из-за границы возвращается Александр Андреевич Чацкий — сирота, который воспитывался в доме богача Фамусова.

О родителях Чацкого в тексте пьесы ничего не говорится: скорее всего, они умерли, когда мальчик был совсем маленьким. Почему же Фамусов взял «подкидыша» на воспитание? Очевидно, потому, что его родители доводились тому друзьями или дальними родственниками. Но если в наши дни взять под своё крылышко сироту — почти что подвиг, в XIX веке это была распространённая практика, особенно среди богачей, которым ничего не стоит прокормить малыша и дать ему образование. Тем более что «заниматься» с детьми — кормить, гулять, укладывать спать, вместе учить уроки и тому подобное — среди дворян было не принято: всем этим занималась прислуга.

Более того: дворянские дети чаще всего имели какое-никакое наследство. Помните, в «Недоросле» Скотинин сватается к сиротке Софье, потому что хочет завладеть её деревеньками, где водятся огромные свиньи? Вот и у Чацкого, очевидно, наличествует какой-никакой «стартовый капитал» (не случайно «приёмный папаша» советует ему: «Именьем, брат, не управляй оплошно»). Если бы капитала не было, то не факт, что Фамусов взял бы на себя расходы, связанные с трёхлетним пребыванием Чацкого за границей. А тут — и Фамусову хорошо (светское общество считает его покровителем обездоленных — ну, как минимум одного обездоленного), и Чацкому: всё-таки он растёт не в приюте или не в деревне у какой-нибудь неотёсанной троюродной тётки, а в богатом доме; сыт, одет, получает образование, встречается с людьми из высшего общества.

Естественно, Фамусов, который, хотя и не участвовал в духовном воспитании юноши, но обеспечивал его всем необходимым, считает, что тот должен быть ему благодарен. Но — вот сюрприз! — за границей Чацкий приобрёл не только знания по разным научным дисциплинам, но и гуманистические убеждения. Люди, которые долгие годы составляли его окружение, стали ему отвратительны — из-за их лицемерия, невежества, преклонения перед богатством и славой. Вот какой монолог произносит главный герой комедии, едва вернувшись домой и встретившись с Софьей — семнадцатилетней дочерью Фамусова:

  • Ну что ваш батюшка? всё Английского клоба*
  • Старинный, верный член до гроба?
  • Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?
  • А этот, как его, он турок или грек?
  • Тот черномазенький, на ножках журавлиных,
  • Не знаю, как его зовут,
  • Куда ни сунься: тут как тут.
  • В столовых и в гостиных?
  • <…>
  • А наше солнышко? наш клад?
  • На лбу написано: Театр и Маскерад;
  • Дом зеленью раскрашен в виде рощи,
  • Сам толст, его артисты тощи. <…>
  • А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
  • В учёный комитет который поселился
  • И с криком требовал присяг,
  • Чтоб грамоте никто не знал и не учился?
  • Опять увидеть их мне суждено судьбой!
  • Жить с ними надоест, и в ком не сыщещь пятен?
  • Когда ж пространствуешь, воротишься домой,
  • И дым Отечества нам сладок и приятен!

*Английский клоб (Английский клуб) — место, где дворяне XVIII-XIX в. встречались и проводили время за обедами и карточной игрой. Члены клуба во многом определяли общественное мнение. Список участников был ограничен, присоединиться к объединению можно было только после тайного голосования.

Но что же Софья — некогда его самая близкая подруга? Она не разделяет мнений Чацкого. «Вот вас бы с тётушкою свесть, / Чтоб всех знакомых перечесть», — отвечает девушка; зритель замечает, что она ждёт не дождётся, чтобы Чацкий побыстрее ушёл. И это тот самый Чацкий, который чуть не загнал коней, лишь бы увидеться с прелестницей с утра пораньше!

Бедняга не знает, что сердце Софьи уже занято. И покорил её не кто иной, как Молчалин — секретарь Фамусова, которого её отец никогда в жизни не стал бы рассматривать как потенциального зятя. Но «худородное» происхождение Молчалина — лишь полбеды. Увы, молодой человек любезничает с Софьей только потому, что с детства обучен потакать капризам богачей. Вот какой диалог происходит в четвёртом действии между ним и служанкой Софьи Лизой, которую он оказывает недвусмысленные знаки внимания:

  • Лиза
  • И вам не совестно?
  • Молчалин
  • Мне завещал отец:
  • Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
  • Хозяину, где доведется жить,
  • Начальнику, с кем буду я служить,
  • Слуге его, который чистит платья,
  • Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
  • Собаке дворника, чтоб ласкова была.
  • Лиза
  • Сказать, сударь, у вас огромная опека!
  • Молчалин
  • И вот любовника я принимаю вид
  • В угодность дочери такого человека…

Конечно, жаль, что Софья влюбляется в недостойного Молчалина, а не в образованного и утончённого друга детства. Но с каждой страницей комедии мы всё сильнее убеждаемся, что у Чацкого не было ни единого шанса покорить сердце красавицы.

Конфликты комедии

Очень интересны конфликты комедии. Внешний конфликт очевиден: это противостояние передового человека своего времени (Чацкого) и общества, живущего прошлым и стремящегося сохранить неизменной эту свою жизнь. Иначе говоря, конфликт старого и нового, банальный, в общем-то, конфликт. Однако он самым тесным образом связан с внутренним конфликтом комедии, с противоречием образа Чацкого. Как мог он, умнейший человек, не понять, что Софья любит другого после того, как она сама ему об этом сказала и назвала имя этого человека? Почему он с таким жаром доказывает свою точку зрения людям, цену которым он прекрасно знает, равно как знает и то, что они никогда не то что не согласятся с ним, но даже и понять его не смогут? Вот он, внутренний конфликт комедии «Горе от ума» Грибоедова. Чацкий глубоко и искренно любит Софью, и это чувство делает его таким непонятливым и даже смешным — хотя может ли быть смешон тот, кто любит, каким бы смешным он ни казался?.. В чём-то внутренний и внешний конфликты комедии совпадают, хотя любовь Софьи к Молчалину и не является в плане мотивации социально обусловленной, скорее, наоборот, но ведь романтический взгляд дочери Фамусова на последнего тоже свойственен обществу, в котором они живут.

🗹

Встретят красиво, проститутки в Чите, в чулочках, на каблучках. Услуги проституток могут быть такими, как минет, а можно без презерватива, окончание в рот; секс классический; БДСМ (Садо-Мазо); трамплинг; эротический массаж (всего тела, яичек, паховой зоны) и стриптиз. Стильные проститутки в Чите, сочные и сладкие, они такие изобретательные и стройные, что у любого появится желание. Окунись в удовольствие.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: