Александр Островский: детство и юность
Островский Александр Николаевич, биография которого изучается в школьном курсе литературы, — писатель-реалист XIX века. Чтобы понять, кто такой Островский, как сформировался его талант, рассмотрим основные вехи жизни творца. Биография Островского кратко расскажет о том, как проходило его личностное становление:
- Островский в детстве.
Основные вопросы, на которые ищут ответ школьники, — где родился Островский и когда это произошло. Вот краткий ответ:
- Место рождения писателя — Замоскворечье, Малая Ордынка.
- Время — 12 апреля (по новому стилю) 1823 года.
Островский. Творческий путь
Знать содержание: «Свои люди – сочтемся», «Бедность не порок», «Гроза», «Доходное место», «Волки и овцы», «Таланты и поклонники», «Бесприданница».
Островский Александр Николаевич (1823-1886). Родился в Москве, вырос в купеческой среде. Отец – судья. Сам О. закончил гимназию, не закончил юр.фак МГУ, после (1843-1851) служил в армии, занимая невысокие посты. В творческом развитии Островского выделяются четыре периода:
1) Первый период (1847-1851) — время первых литературных опытов. Островский начинал вполне в духе времени — с повествовательной прозы. В очерках быта и нравов Замоскворечья дебютант опирался на гоголевские традиции и творческий опыт «натуральной школы» 1840-х гг. В эти годы были созданы и первые драматургические произведения, в том числе комедия «Банкрут» («Свои люди — сочтемся!»),
которая стала главным произведением раннего периода. (Опубликована в журнале «Москвитянин» в 1850. История купца Самсона Силыча Большова, решившего обмануть своих кредиторов и объявить себя банкротом, а в результате оказавшегося обманутым и отправленным в долговую тюрьму бессовестной дочерью Липочкой и ее мужем, приказчиком Подхалюзиным. Пьеса была запрещена к постановке, драматурга отдали под надзор полиции. Свет увидел произведение через 12 лет (68 г)).
2) Второй период (1852-1855) называют «москвитянинским», так как в эти годы Островский сблизился с молодыми сотрудниками журнала «Москвитянин»: А.А.Григорьевым, Т.И.Филипповым, Б.Н. Алмазовым и Е.Н.Эдельсоном. Драматург поддерживал идейную программу «молодой редакции», которая стремилась сделать журнал органом нового течения общественной мысли — «почвенничества».
В этот период написаны всего три пьесы: «Не в свои сани не садись»,
«Бедность не порок»
и «Не так живи, как хочется».
3) Третий период (1856-1860) ознаменован отказом Островского от поисков положительных начал в жизни патриархального купечества (это было характерно для пьес, написанных в первой половине 1850-х гг.). Драматург, чутко воспринявший изменения в общественной и идейной жизни России, сблизился с деятелями разночинской демократии — сотрудниками журнала «Современник». Творческим итогом этого периода стали пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место» и «Гроза», «самое решительное», по определению Н.А.Добролюбова, произведение Островского.
4) Четвертый период (1861-1886) — самый продолжительный период творческой деятельности. Расширился жанровый диапазон, разнообразней стала поэтика его произведений. За двадцать лет были созданы пьесы, которые можно распределить по нескольким жанрово-тематическим группам: 1) комедии из купеческого быта («Не все коту масленица», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень»), 2) сатирические комедии («На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Лес»), 3) пьесы, которые сам Островский называл «картинами московской жизни» и «сценами из жизни захолустья»: их объединяет тема «маленьких людей» («Старый друг лучше новых двух», «Тяжелые дни», «Шутники» и трилогия о Бальзаминове), 4) исторические пьесы-хроники («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Тушино» и др.), и, наконец, 5) психологические драмы («Бесприданница», «Последняя жертва» и др.). Особняком стоит сказочная пьеса «Снегурочка».
10.«Гроза». Драма или трагедия (ТРАГЕДИЯ!).
Единство «Грозы» — не полное (т.е. нарушен классицизм = значит это не драма):
1. Время – не 24 часа, а 10 дней. 2. Места – меняются постоянно. 3. Действие – Екатерина + Феклуша, а не 1 персонаж. Кроме того, главный герой – из низкого сословия, а для классицизма герои – боги, полубоги, цари и т.д.
Схема построения трагедии соблюдена: 1. Наличие трагического героя; 2. Герой высшего класса; 3. Наличие трагического конфликта (конфликт, который нельзя разрешить мирным путем = Еврипид «Бог из Машины»); 4. кАтарсис (очищение и героя и зрителя) – происходит у Тихона, Варвары (убегает с Кудряшом), Кулибина (меняется).
В «Грозе» — 2 конфликта – это НОВАТОРСТВО В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
.
— Внешний. Катя – луч света в добром царстве; царство – олицетворяется Феклуша.
— Внутренний. Екатерина верующая и она согрешила = обречена. НО! Она не может не согрешить, т.к. 1. она не любит мужа, он ей не нужен. 2. не может не любить (остаться одна); все это приводит ее к САМОУЙБИСТВУ.
ИТОГ: ТРАГЕДИЯ: 1. герой. 2. конфликт. 3. катарсис.
11.Жизнь и творчество Гончарова.
Один роман на выбор «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история». Знать суть его путешествий.
Иван Александрович Гончаров (1812–1891 гг), родился в купеческой семье, где было 4 детейю Обучение в частном пансионе – приобщение к книгам заподноевропейских и русских авторов, изучение фр. языка. 1823 – Мгу , фил.фак.
После универа служба в канцелярии симбирского губернатора, затем переезд в Петербург – переводчик в министерстве финансов. Первые творческие опыты Гончарова – стихи, антиромантическая повесть «Лихая болесть»
и повесть
«Счастливая ошибка»
– были опубликованы в рукописном журнале. В 1842 г. он написал
очерк «Иван Савич Поджабрин»
, напечатанный лишь шесть лет спустя после его создания. В 1847 г. в журнале «Современник» был опубликован роман «Обыкновенная история». В основе романа столкновение двух центральных героев – Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм. Каждый из героев психологически близок писателю и представляет разные проекции его душевного мира. «Обыкновенная история» получила одобрение В. Г. Белинского (в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года»), чья оценка была предметом особой гордости Гончаров в течение всей его жизни. Лидеры демократического направления в литературе той поры приветствовали роман за содержащееся в нем глубокое художественное исследование и резкое отрицание романтики в ее многообразных формах. Адуев пишет стихи, но романтизм его безжизнен, что насмешливо и констатирует его дядюшка — Петр Иванович Адуев. В объяснении причин, по которым жизнь Адуева-младшего оказывается бессмысленной и бесполезной,
Гончаров предвосхищает главный замысел романа «Обломов». Пустопорожние восторженные разглагольствования героя выступают как следствие его барского воспитания.
Гончаров начал работу над этим романом еще в 40 гг.
В 1849 г.
в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при журнале «Современник» был напечатан «Сон Обломова». Эпизод неоконченного романа». Но прежде чем Г. закончит роман, произойдет еще много событий.
В октябре 1852
года Гончаров стал участником кругосветного путешествия на парусном военном корабле — фрегате «Паллада» — в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Путятина. Она была снаряжена для инспекции русских владений в Северной Америке — Аляски, принадлежавшей в ту пору России, а также для установления политических и торговых отношений с Японией.
Цикл путевых очерков «Фрегат „Паллада“»
(1855—1857) — своеобразный «дневник писателя
». Во время путешествия он вел тщательные записи, характеризуя в них все увиденное в Европе, Африке и Азии. Записи = правдивое изображение жизни. Моряк-путешественник одновременно находится в «своем» мире корабля и в «чужом» мире географического пространства. Вернулся, поступил на службу в Петербургский цензурный комитет (оказывал помощь «Запискам охотника» Тургенева, «Тысяче душ» Писемского и др). В 1859 г. был опубликован роман «Обломов» (прошло 10 лет после публикации главы в журнале). Сразу ст. Добролюбова «Что такое обломовщина?».
Последний роман Гончарова «Обрыв»,
опубликованный
в 1869 г.,
представляет новый вариант обломовщины в образе главного героя – Бориса Райского. Задуман в 1849 г. как роман о сложных отношениях художника и общества, но писатель изменил свой замысел: в центре романа оказалась судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Роман «Обрыв» вызвал неоднозначную оценку критики. Многие поставили под сомнение талант автора и отказали ему в праве суда над современной молодежью. Далее Гончаров редко печатался.
1871 г. — литературно-критическая статья «Мильон терзаний»,
посвященная постановке на сцене комедии Грибоедова «Горе от ума». После «Записки о личности Белинского», статья
«Гамлет»,
очерк
«Литературный вечер»
и газетные фельетоны. Итогом творческой деятельности Гончарова в 70-е гг. считается критическая работа о его собственном творчестве под названием «
Лучше поздно, чем никогда».
Последние годы жил одиноко, работал достаточно много, но перед смертью все сжег.
Александр Островский: творчество
Жизнь и творчество Островского тесно переплетены: обыденность давала отличный материал для художественных изысканий, а талант расширял круг знакомств и делал писателя знаменитым. Биография Островского раскроет этапы реализации его писательского дарования:
- Путь к известности.
На заре творчества Островский пребывал в плену таланта Николая Гоголя и Виссариона Белинского. Их умение оценить и выделить из потока жизни колоритные типы и образы стало эстетическим ориентиром для начинающего писателя.
Островский Александр в ранний период своего творчества (1847–1851) находился под влиянием натуральной школы. До 1850 года в его писательском портфолио были сцены из купеческой жизни и пьеса «Банкрот». «Картина семейной жизни» — первая пьеса, опубликованная в «Московском городском листке», была высоко оценена профессионалами. Это был момент, когда родился Островский-драматург.
План-конспект урока «Очерк жизни и творчества А.Н. Островского»
ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. Н. ОСТРОВСКОГО
Цели:
вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга; познакомить с основными этапами творческого пути Островского и выяснить, как изменялись взгляды драматурга на протяжении его творческого пути; рассказать об общественной деятельности Островского и его роли в создании русского национального театра; определить место Островского в литературной и идейной борьбе XIX века.
Наглядные пособия: презентация, иллюстрации постановок пьес Островского в Малом театре, фотографии актеров, игравших в пьесах Островского.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу.
А. Р. Кугель
I. Вступительное слово учителя.
Жизнь и творчество А. Н. Островского
Александр Николаевич Островский (1823–1886)
– талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.
Но читатель открывает в нем и острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и лирика.
Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники.
Его отец – Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.
После ранней смерти матери о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.
В 1840 году Островский успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.
Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой.
С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.
С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.
II. Объяснение нового материала.
Лекция учителя (краткое изложение).
1. Этапы творческого пути А. Н. Островского
1847–1851 гг. – начало литературной деятельности, формирование литературных и эстетических взглядов Островского под влиянием статей Белинского и Герцена. Написание очерка «Записки замоскворецкого жителя». Цель очерка – описание быта и типов Замоскворечья.
В автобиографических заметках А. Н. Островский писал: «Самый памятный для меня день моей жизни: 14 февраля 1847 года… С этого дня я стал считать себя русским писателем и уж без сомнений и колебаний поверил в это призвание». Именно в этот день Островским были прочитаны первые наброски комедии «Банкрот», названной впоследствии «Свои люди – сочтемся!». Закончена пьеса была в 1849 году. Характерные купеческие типы, быт, среда были обрисованы исключительно с помощью диалогов действующих лиц. Пьеса имела успех.
Выступления учащихся с кратким обзором содержания комедии «Свои люди – сочтемся!».
Отзыв В. Ф. Одоевского: «Я считаю на Руси три трагедии
: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я поставил нумер четвертый».
1852–1854 гг. – москвитянинский период в творчестве Островского. Это время активного участия драматурга в журнале «Москвитянин». Создание пьес «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». Драматург иначе подходит к изображению типов русского купечества: любуется патриархальными отношениями, сложившимися в купеческих семьях между хозяевами и их слугами и работниками.
1855–1860 гг. – предреформенный период, когда Островский сближается с редакцией «Современника» и печатает свои произведения в журналах «Современник» и «Отечественные записки»: «Не сошлись характерами!», «Доходное место» и другие. Лучшее произведение этого периода – «Гроза» (1859), которое И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего… таланта».
1861–1886 гг. – пореформенный период, продолжавшийся до смерти драматурга. Островский пишет сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России: «Бешеные деньги», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Лес», «Волки и овцы», сказку «Снегурочка». Перед читателем проходят представители разорившегося барства («Бешеные деньги»): Чебоксаров, Кучумов, Телятев, Глумов… Их объединяет то, что живут они на «бешеные деньги», которые попадают к ним случайно и, естественно, долго не задерживаются.
Моральное разложение коснулось и помещиц преклонного возраста Гурмыжской («Лес») и Мурзавецкой («Волки и овцы»). Гурмыжская занята, несмотря на возраст, любовными приключениями. Мурзавецкая не прочь пойти на обман, лишь бы поддержать свое благосостояние.
Островский пишет и о дельцах, пришедших на смену помещикам-самодурам. Кнуров и Вожеватов («Бесприданница»), Великатов («Таланты и поклонники»), Беркутов («Волки и овцы») – энергичные, образованные, смелые и изворотливые «рыцари наживы».
2. А. Н. Островский в 70–80-е
годы
Александр Николаевич не был революционером-демократом, в своих пьесах непосредственно не затрагивал вопросы политики. Но путь его и взгляды были достаточно противоречивы. В комедии «Свои люди – сочтемся!» он безжалостно осудил купцов. В «славянофильских» пьесах он нарисовал запоминающиеся фигуры купцов, крутых нравом, но совестливых.
Проходит немного времени, появляется комедия «В чужом пиру похмелье», в которой впервые в литературе произнесено слово «самодур». Со страниц последующих пьес звучит голос драматурга в защиту свободы человека.
Жизнь драматурга на склоне лет не была счастливой и обеспеченной. Однажды он написал актеру Ф. Бурдину: «Объявляю тебе по секрету, что я совсем оставляю театральное поприще. Причины вот какие: выгод от театра я почти не имею, хотя все театры в России живут моим репертуаром! Я не добился, чтобы меня хоть мало отличали от какого-нибудь переводчика. По крайней мере, я приобрету себе спокойствие и независимость вместо хлопот и унижения».
Безвыходность положения вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.
Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью.
1865 г. – инициатор создания «Артистического кружка».
1874 г. – организатор «Общества русских драматических писателей и композиторов».
1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра.
1886 г. – заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.
Но здоровье Островского подорвано. Весной 1886 года писатель уезжает в село Щёлыково Костромской губернии. Умер Островский за письменным столом в Щёлыкове, работая над переводом шекспировской пьесы «Антоний и Клеопатра».
Высокую оценку драматургической деятельности Островского дал И. А. Гончаров: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского».
Домашнее задание.
1. Прочитать пьесу «Гроза». Назвать действующих лиц, выяснить, что означают их имена и фамилии.
2. Ответить на вопросы: Соответствуют ли данные имена и фамилии героям, их поступкам и манерам? Какую роль играет в I действии пейзаж?
3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Основа сюжета пьесы «Гроза» (по учебнику).
4. Распределить роли, подготовиться к чтению по ролям.
4
Театр Островского
Жизненный путь А. Н. Островского трудно представить без театрального искусства. Русский классик в 1866 году основал Артистический кружок, чем способствовал развитию этой отрасли искусства и появлению новых личностей в театральном деле. Кроме того, писатель значительно изменил русский театр и способствовал его успешному развитию.
Классик принимал у себя в гостях различных известных людей, в числе которых были И. Тургенев, И. Гончаров, М. Салтыков-Щедрин, Л. Толстой, Ф. Достоевский и другие выдающиеся личности.
Говоря о биографии Островского, в обязательном порядке следует упомянуть об Обществе русских драматических писателей, руководителем которого был Александр Николаевич. Благодаря своему новаторству писателю удалось добиться улучшения жизни и работы актёров театра. Автор возглавил театральное училище и являлся заведующим репертуаром московских театров.
🗹