Значение символа вишневый сад в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов)
Дорогие читатели нашего интернет-журнала «Литеровед», предлагаем вам сегодня поразмышлять вместе с нами над темой «Значение символа вишневый сад в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов)».
Одно из самых ярких и запоминающихся произведений А.П. Чехова, великого русского писателя и драматурга, чей талант продолжает радовать не одно поколение благодарных читателей, — комедия в четырех действиях «Вишневый сад». В пьесе отражается переломный момент в истории России, когда старое уже отжило свое и уходит в прошлое, освобождая место новому, которое еще не наступило. К числу действующих лиц произведения можно с полным правом отнести и образ вишневого сада, вокруг которого разворачивается конфликт пьесы и который объединяет всех персонажей произведения. Вишневый сад – своеобразный символ, который для каждого героя заключается в чем-то своем. Под символом в литературоведении считают образ или объект, имеющий собственное значение, содержание.
Вишневый сад в произведении показан весной, в мае, когда вишневые деревья цвели. Как и несколько десятков лет назад, сад был прекрасен и напоминал райский уголок: весь белый, с нежно-белыми массами цветов, над которыми раскинулось бездонное голубое небо. Белоснежные деревца похожи на прекрасных женщин, застывших в разных замысловатых позах. «Какой изумительный сад!», — восклицает Любовь Раневская, не в силах сдержать восторга при виде этой невероятной красоты.
Для Любови Андреевны и Гаева — это место, связанное с воспоминаниями детства и юности, предмет гордости, место благополучия, богатства и упущенного счастья. Раневская и Гаев – помещики, которые владеют вишневым садом, люди чуткие, образованные, умные. Старые хозяева безгранично любят свое имение. Раневская отмечает, что во всей губернии если и было что-то интересное, то это их вишневый сад. Любовь Андреевна искренне восхищается им и с нежностью вспоминает, как в детстве и юности, просыпаясь по утрам, любовалась прелестью этого райского уголка. Для нее вишневый сад совсем не изменился, а после ненастной осени и холодной зимы опять полон счастья, молодости и красоты. Когда-то выращенная в саду ягода приносила неплохой доход. По словам Фирса, старого слуги, вишню и сушили, и мариновали, и мочили, варили из нее варенье и даже отправляли на продажу в Москву и Харьков в сушеном виде. И Любови Андреевне, и ее брату Леониду Андреевичу очень жаль терять сад, но, к сожалению, они не приучены трудиться, добиваться чего-то своим трудом, поэтому спасти от разорения этот прекрасный уголок, который связывает их с их прошлым, не могут. Они лишены чувства ответственности, практичности, реальности, поэтому не хотят прислушаться к советам Лопахина, который предлагает сдать землю в аренду и получать доход. Брат и сестра – люди духовно богатые, такое предложение Лопахина им кажется пошлым и нечестным.
Для Ермолая Лопахина, чьи предки были крепостными крестьянами, сад – источник богатства, один из способов преумножения капитала. Для него это всего лишь земля, которую можно купить, продать, заложить или сдать в аренду. Герой не может поверить, что именно он стал новым хозяином вишневого сада, смог его купить. Его предки когда-то были в этом имении крепостными крестьянами, бесправными рабами, которых не пускали даже на порог кухни, а сам он, малограмотный и не раз битый Ермолай, и зимой бегал босиком, так как не было у него обуви. А сейчас он ходит в лаковых ботинках и безмерно гордится тем, что сумел купить сад. Лопахин не чувствует и не видит красоты сада, не понимает его ценности и важности для других героев. Он мечтает вырубить вишневые деревья и построить на их месте дачи, чтобы внуки и правнуки смогли увидеть новую, счастливую, по его мнению, жизнь. Новый владелец сада приглашает всех посмотреть, как ударят топором по деревьям, чтобы разрушить старую жизнь и построить новую. Он настолько оглушен счастьем, что проявляет бестактность к прежним владельцам имения и, не дождавшись, когда они уедут, начинает вырубать вишневый сад.
Для Ани и Пети Трофимова сад связан с надеждами на светлое будущее. Молодые люди понимают, что его уже не вернуть, зато можно посадить на его месте новый, еще больше и роскошнее. Трофимов считает, что сад прекрасен, им приятно любоваться, он много значит для Любови Раневской и Леонида Гаева, а также для Ани. Петя напоминает девушке, что когда-то ее предки владели сотнями душ крепостных крестьян, которые работали в этом саду, чтобы он рос, давал урожай. А теперь с каждого листика, ствола, с каждой веточки глядят на нее глаза этих крестьян. Он убеждает Аню, что новую жизнь невозможно начать, не порвав со старой, не оторвавшись от вишневого сада, – пережитка крепостничества. И Аня соглашается с ним. Она уже не так любит этот сад, как раньше, уже не связывает с ним свои мечты и планы, поэтому уговаривает мать уехать, начать новую жизнь, заложив новый, еще более роскошный сад. Однако, чтобы он процветал, сидеть сложа руки не стоит: нужно ухаживать за садом и оберегать его от всего недоброго, несправедливого, злого и безнравственного. Автор не возлагает большие надежды ни на Петю Трофимова, ни на Аню. Первого называют «облезлым барином» и «вечным студентом» за его бедность и нежелание закончить наконец учебу в университете. Слова Трофимова так и останутся словами, так как их автор не способен к решительным действиям. А Аня еще слишком юна и наивна, чтобы без чьей-либо помощи воплотить мечты в реальность.
Для самого автора вишневый сад – это вся Россия, которая переживает не совсем простые времена, это символ безграничной любви к родине, родной природе. «Вся Россия – наш сад», — утверждает драматург устами Пети Трофимова. В этом символе воплотилась вся горечь сердечных мук самого А.П. Чехова о невозможности сберечь красоту, богатство и прелесть сада, сохранить ее для своих потомков. Автор задается вопросом, может ли кто-то из героев спасти этот райский уголок природы – вишневый сад. Писатель пытается примерить роль настоящего хозяина сада и бывшим владельцам, и новому хозяину сада, и молодому поколению, однако не находит среди них ни одного достойного, несмотря на их положительные качества.
Таким образом, значение символа вишневый сад многозначно. Для каждого из героев произведения он ассоциируется с чем-то своим, лишь для него одного близким и понятным. Для одних героев комедии в образе сада заключается их незабываемое прошлое, для других – счастливое будущее.
Символика вишневого сада в одноименной пьесе А. Чехова
Конец жизни Чехова пришелся на начало нового века, новой эпохи, новых настроений, устремлений и идей. Таков уж неумолимый закон жизни: то, что когда-то было молодым и полным сил, становится старым и дряхлым, уступая дорогу новой — юной и сильной — жизни… За смертью и умиранием следует рождение нового, разочарованность в жизни сменяется надеждами, ожиданием перемен. Пьеса Чехова “Вишневый сад” отражает именно такую переломную эпоху — время, когда старое уже умерло, а новое еще не народилось, и вот жизнь на какое-то мгновение остановилась, затихла. Возможно, это — затишье перед бурей? Никто из персонажей еще не знает ответа, но все чего-то ждут… Точно так же ждал, вглядываясь в неизвестное, и Чехов, ждало и все русское общество, страдавшее от неопределенности и пребывавшее в растерянности. Ясно было одно: старая жизнь безвозвратно ушла, на смену ей грядет иная… С поэзией грустных воспоминаний о былой блестящей жизни, навеки отшумевшей, кончается царство вишневых садов. Скоро начнется эпоха действий и перемен. Все герои пьесы предчувствуют наступление новой жизни, но одни ждут ее с опаской и неуверенностью, а другие — с верой и надеждой. Находясь в ожидании, большинство героев Чехова нэ живут настоящим, смысл их жизни заключен либо в идеализированном прошлом, либо в столь же идеализированном будущем. То, что происходит здесь и сейчас, их как будто не волнует (хоть Раневская и оплакивает имение, она ничего не делает для его спасения). Трагизм их положения в том, что существуют они вне “вишневого сада”, который олицетворяет саму жизнь. Вишневый сад — это вечное Настоящее, которое связывает воедино прошлое и будущее в вечном движении жизни. В этом саду росли многие поколения. Сад — это то, что существовало всегда, еще до рождения Раневской, Гаева, Фирса, в нем воплощена высшая правда жизни, которую никак не могут обрести чеховские герои. Весной сад цветет, к осени приносит плоды; отмершие ветки дают новые свежие ростки, сад наполнен запахами трав и цветов, пением птиц, здесь кипит жизнь! Напротив, жизнь его владельцев стоит на месте. В пьесе практически нет действия, а персонажи только и делают, что проводят драгоценное время своей жизни в разговорах, которые ничего в ней не меняют. “Вечный студент” Петя Трофимов безжалостно обрушивается на человеческие пороки — праздность, лень, пассивность — и призывает к активности, к труду, проповедуя “высшую правду”. Он утверждает, что непременно найдет для себя и укажет другим путь к ней. Но в жизни он не идет дальше слов и на деле оказывается “недотепой”, который не может закончить курса и над которым все потешаются из-за его рассеянности и неловкости. Аня, душа которой искренне открылась свободным стремлениям Пети, восторженно восклицает: “Мы насадим новый сад, роскошнее этого”. Она легко отказывается от прошлого и с радостью покидает родной дом, ибо впереди у нее — “светлое будущее”. Но слишком призрачна и неопределенна эта новая жизнь, которой так ждут Петя и Аня, а они, сами того не сознавая, платят за нее дорогую цену: разрывают связь с истоками — с вишневым садом. Полна смутных и неясных надежд и Раневская. Она плачет при виде детской, произносит напыщенные монологи о своей любви к родине, но тем не менее продает сад и уезжает в Париж к человеку, который обокрал и бросил ее. Сад, конечно же, дорог ей, но только как символ ее увядшей молодости и красоты. Она, как и все остальные герои пьесы, не может понять того, что никакой миф, который человек создает для себя сам, чтобы побороть страх пустоты и хаоса, — никакой миф не наполнит жизнь подлинным смыслом. Продажа сада — это лишь видимое решение проблем, и нет сомнения в том, что мечущаяся душа Раневской не найдет успокоения в Париже, а мечты Пети и Ани не осуществятся. “Вся Россия наш сад”, — говорит Петя Трофимов, но если он с такой легкостью отказывается от того, что связывает его с прошлым, если он не способен увидеть красоту и смысл в настоящем и не осуществляет свою светлую мечту здесь и сейчас, в этом саду, то и потом, в будущем, он едва ли найдет смысл и счастье. Мечтает о конце “нескладной, несчастливой жизни” и Лопахин, который живет по законам практицизма и выгоды. Выход из положения он видит в покупке сада, но ценит в нем только то, что он большой, и собирается вырубить, чтобы на этом месте строить дачи. Вишневый сад — это смысловой и духовный центр пьесы, единственный устойчивый и неизменный, верный себе живой организм, в котором все подчинено строгому порядку природы, жизни. Вырубая сад, топор обрушивается на самое святое, что осталось у чеховских героев, на их единственную опору, на то, что связывало их друг с другом. Для Чехова самым страшным в жизни было потерять эту связь — связь с предками и потомками, с человечеством, с Истиной. Кто знает, может быть, прообразом вишневого сада послужил райский сад, от которого тоже отказался человек, польстившийся на обманчивые обещания и мечты?
Символика
Анализ пьесы Чехова «Вишневый сад»
Один из секретов… «Вишневого сада» состоял в том, что на происходящее надо было взглянуть глазами… самого сада. Л. В. Карасев
В драматургических произведениях, написанных «до Чехова», как правило, был центр — событие или персонаж, вокруг которого развивалось действие. В пьесе Чехова такого центра не существует. На его месте оказывается центральный образ-символ — вишневый сад. В этом образе соединяются и конкретное, и вечное, абсолютное — это сад, «прекрасней которого ничего нет на свете»; это красота, прошлая культура, вся Россия.
Три сценических часа в «Вишневом саде» вбирают пять месяцев (май — октябрь) жизни героев и почти целое столетие: от предреформенной поры и до конца XIX века. Название «Вишневый сад» связано с судьбами нескольких поколений героев — прошлых, настоящих и будущих. Судьбы персонажей соотнесены с судьбами страны.
По воспоминаниям К. С. Станиславского, Чехов однажды сообщил ему, что нашел чудесное название для пьесы — «Вишнёвый сад»: «Из этого я понимал только, что речь шла о чем-то прекрасном, нежно любимом: прелесть названия передавалась не в словах, а в самой интонации голоса Антона Павловича». Через несколько дней Чехов Станиславскому объявил: «Послушайте, не Вишневый, а Вишнёвый сад». «Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук “ё” в слове Вишнёвый, точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушил в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: Вишневый сад — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но “Вишнёвый сад” дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого».
Вместе с тем, сад в творчестве Чехова значим не только как символ, но и как самостоятельный природный, чрезвычайно поэтический, образ. И. Сухих справедливо утверждает: природа у Чехова не только «пейзаж», или психологическая параллель к переживаниям персонажей, а также первоначальная гармония «неиспорченного» человека Ж. Ж. Руссо («назад к натуре»). «Природа для Чехова — некая самостоятельная стихия, существующая по своим особым законам красоты, гармонии, свободы… Она… в конечном счете справедлива, содержит в себе печать закономерности, высшей целесообразности, естественности и простоты, часто отсутствующей в человеческих отношениях. К ней нужно не “возвращаться”, а подниматься, приобщаться, постигая ее законы». С этим утверждением согласуются и слова самого драматурга из его писем: «Глядя на весну, мне ужасно хочется, чтобы на том свете был рай».
Именно сад является онтологической основой сюжета пьесы Чехова: «история сада как живого существа представляет собой первое звено… цепочки трансформаций» пьесы. «Это своего рода подпочва текста, то основание, из которого вырастает весь мир его идеологии и стилистики… Сад обречен не потому, что сильны его враги — купцы, промышленники, дачники, а потому, что ему и в самом деле пришло время умирать».
В пьесе преобладают мотивы «слома», разрыва, разъединения. Так, заявленным и на сюжетном уровне «невостребованным» остается сломанный Епиходовым бильярдный кий в третьем действии, о чем со смехом рассказывает Яша.
Этот мотив продолжается в финальной ремарке пьесы: «Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву». Уточнение «точно с неба» указывает на находимость главного конфликта пьесы вне сценических рамок, на некую силу извне, перед которой бессильными и безвольными оказываются персонажи пьесы. Звук лопнувшей струны и топора остается тем звуковым впечатлением, о необходимости которого в любом произведении говорил Чехов (он, напомню, считал: литературное произведение «должно давать не только мысль, но и звук, известное звуковое впечатление»). «Что общего у порванной струны с гибелью сада? То, что оба события совпадают или во всяком случае перекликаются по своей “форме”: разрыв — почти то же самое, что разрубание. Не случайно в финале пьесы звук лопнувшей струны сливается с ударами топора».
* * *
Финал «Вишневого сада» оставляет действительно двойственное, неясное впечатление: и грусти, но и некой светлой, хотя и смутной, надежды. «Разрешение конфликта находится в соответствии со всею спецификой его содержания. Финал окрашен двойным звучанием: он и грустен, и светел… Приход лучшего зависит не от устранения частных помех, а от изменения всех форм существования. И пока такого изменения нет, каждый в отдельности бессилен перед общей судьбой». В России, по Чехову, зрело предчувствие переворота, но неясное и смутное. Писатель зафиксировал то состояние русского общества, когда от всеобщего разъединения, слушания только самих себя до всеобщей вражды остался лишь один шаг.
* * *
В соответствии с литературной традицией, творчество Чехова относится к литературе XIX века, хотя закончился жизненный и творческий путь писателя в ХХ веке. Его литературное наследие стало в полном смысле этого слова связующим звеном между литературной классикой XIX века и литературой века ХХ. Чехов был последним великим писателем века уходящего, он сделал то, что в силу различных причин не было сделано его гениальными предшественниками: дал новую жизнь жанру рассказа; он открыл нового героя — чиновника на жаловании, инженера, учителя, врача; создал новый вид драмы — чеховский театр.
? Смотреть все темы книги «Рассказы и пьесы А.П. Чехова: ситуации и персонажи»
Конспект урока «Символ сада в комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад»».
Символ сада в комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад».
Вся Россия – наш сад.
А.П. Чехов
Цель урока:
Общедидактическая
– создание условий для осмысления темы урока
Образовательная
– анализ художественного содержания главного образа пьесы – вишневого сада, определение его связи с сюжетом и системой образов пьесы; развитие представлений учащихся о художественном своеобразии «новой драмы» А.П. Чехова
Развивающая
– развитие ассоциативного, образного мышления, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы
Воспитательная
– формирование национального самосознания, нравственных ценностей; духовное и эстетическое развитие учащихся
Основные задачи:
- познакомить учащихся с литературоведческим понятием СИМВОЛ
- определить основные значения символического образа ВИШНЁВОГО САДА в соответствии с авторским замыслом
- развивать навыки работы с художественным текстом и интерпретации драматического произведения
- развивать умение видеть в произведении авторское отношение к героям
- развивать навыки работы с таблицей, кластером
- формировать представление о нравственных идеалах времени А.П. Чехова
Оборудование:
- тексты пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад»
- афиша пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад»
- слайд – шоу с высказываниями героев пьесы о вишнёвом саде
- звукозапись Вокализ №5 Нежность. Сад Эдема С.В. Рахманинова
- фрагмент телеспектакля «Вишнёвый сад» (режиссёр Л. Хейфец, 1976 г., в роли Пети Трофимова Э. Марцевич)
- презентация
Ход урока:
- Создание условий для восприятия
темыурока.
Демонстрация слайд – шоу с высказываниями героев пьесы о вишнёвом саде, звукозапись (С.В. Рахманинов. Вокализ №5. Нежность. Сад Эдема).
- Мотивация учебной деятельности, объявление темы, целей урока.
Вступительное слово учителя.
— На прошлом уроке мы начали знакомство с драматургическим наследием А.П. Чехова, и вы уже знаете, что «Вишнёвый сад» -это последнее произведение писателя, поэтому в нём его самые сокровенные мысли. Это тревога умирающего писателя о будущем России, о духовной связи поколений, о национальной культуре, о русском человеке.
Цель нашего сегодняшнего урока — проанализировать художественную природу главного образа пьесы – вишневого сада, образа, в котором воплотилась судьба России и её непреходящие духовные ценности.
- Актуализация
опорныхзнаний.
Фронтальный опрос по теме «Какие проблемы, важные для судьбы России, поднимает Чехов в своём последнем произведении».
— Для успешной реализации поставленной цели нам необходимо повторить материал прошлого урока. Какие проблемы, важные для судьбы России, поднимает Чехов в своём последнем произведении? (Разорение дворянских гнёзд; разрыв духовной связи с Родиной; ответственность за будущее страны; отношение к национальному достоянию как к предмету торга; духовная разобщённость русских людей; отсутствие социальной силы, способной возродить Россию; проблема национального характера: русскому человеку трудно найти золотую середину между возвышенными стремлениями примитивным прагматизмом.)
— Мы начали наш урок с просмотра слайдов с высказываниями героев комедии о вишнёвом саде. Кому-нибудь знаком музыкальный фрагмент, который сопровождал показ?(…)Вы правы, это «Вокализ» С.В. Рахманинова – одно из самых известных и любимых публикой произведений. Его полное название «Вокализ №5. Нежность. Сад Эдема». Думаю, вы вспомнили нашу экскурсию в Ивановку. Это тоже дворянское имение, и там тоже есть прекрасный сад. А что связывает Рахманинова и Чехова? Я просила вас посмотреть этот материал к уроку. (Сообщение учащегося: «…Через Шаляпина и МХАТ, во время гастролей театра в Ялте произошла встреча Рахманинова с А.П.Чеховым, беседы с которым многое открыли молодому музыканту… в этих беседах для Рахманинова открылся особый уникальный путь России и значение его собственного ей служения. Работавший в это время над замыслом «Вишневого сада», Чехов показал Рахманинову тот нужный ему для осмысления образ уходящей России, которая неумолимо исчезает, и спасти которую невозможно, но трудиться во имя Ее — дело совести русского человека. Эта горячо любимая, но навсегда уходящая Россия наверное связывалась в сознании музыканта с тенистым парком в потерянном родительском имении, который однажды у него на глазах наполнили деловитые мужики с топорами и пилами. И отчаянная, и, вместе с тем, спасительная мысль о рыцарской верности до конца страждущей Отчизне вновь охватила и воодушевила музыканта». Отрывок из статьи Cвященника Пафнутия Жукова,2005г.)
— Давайте в этом контексте попробуем проследить связь образа вишнёвого сада с сюжетом и композицией пьесы. Однако прежде необходимо познакомиться с новым для вас литературоведческим понятием СИМВОЛ.
- Формирование новых понятий.
Знакомство
учащихся с литературоведческим понятием СИМВОЛ.
— Вишневый сад — образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ — символ. (Символ — (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.)
Сообщение учащегося. Составление кластера.
— Как вы думаете, какая графическая форма больше всего подойдёт для изображения образа-символа? (Кластер.)
— Теперь переверните листы, которые вы получили в начале урока. К концу урока мы должны заполнить этот кластер, определив основные значения символа вишнёвого сада.
- Первичное закрепление и применение новых знаний в стандартных ситуациях. Перенос новых знаний в новые условия.
Работа с текстом комедии. Выяснение значений символического образа вишнёвого сада. Работа с кластером.
— Какова роль вишнёвого сада в композиции пьесы? (С образом вишнёвого сала связаны основные события всех 4 действий; это сквозной образ, объединяющий всех героев пьесы.)
— Что читатель узнаёт о вишнёвом саде из 1 действия? (Это родовое имение Гаева и Раневской, и оно продаётся за долги. Уже определена дата аукциона. Лопахин предлагает план по спасению имения.)
Выразительное чтение по ролям. (Мне хочется сказать вам что-нибудь приятное… Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет.)
— Чья позиция кажется вам более приемлемой? Аргументируйте.
Дискуссия учащихся.
(Слабость обеих позиций.)
— Дома вы выписывали цитаты о саде. Какие цитаты выписали из 1 действия? (Аня
: «Птицы поют в саду».
Фирс
: «В прежние времена, лет сорок — пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало… сушёную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!..».
Лопахин
: «…может случиться, что на своей одной десятине он займётся хозяйством, и тогда ваш вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным…».
Варя
: «Уже взошло солнце, не холодно. Взгляните, мамочка, какие чудесные деревья. Боже мой, воздух! Скворцы поют!».
Гаев:
«Сад весь белый. Ты не забыла, Люба? Вот эта длинная аллея идёт прямо, прямо, точно протянутый ремень, она блестит в лунные ночи».
Раневская
: «О моё детство, чистота моя! В этой детской я спала, отсюда глядела на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. Весь, весь белый! О сад мой! После тёмной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Посмотрите, покойная мама идёт по саду в белом платье!.. Никого нет, мне показалось. Направо, на повороте к беседке, белое деревцо склонилось, похоже на женщину… Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо… ».)
— Какие значения символического образа сада есть в этих цитатах? Обобщим эту информацию в кластере. (Детство, красота, Райский сад, благополучие, дачи, источник дохода)
— Как развиваются события, связанные с вишнёвым садом, во 2 действии? (Время идёт, хозяева сада не предпринимают никаких решительных действий; Лопахина, напоминающего о торгах, никто не слышит; постепенно приближается срок продажи сада – кульминационное событие).
— Какие цитаты о саде выписали из 2 действия? (Лопахин
: «Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете… И вишнёвый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее, — аукцион на носу!.. Напоминаю вам, господа, 22 августа будет продаваться вишнёвый сад. Думайте об этом!..»
Аня
: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишнёвого сада, как прежде. Я его любила так нежно, мне казалось на земле нет лучше места, как наш сад».
Трофимов
: «Подумайте, Аня, ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Вся Россия – наш сад»).
— Как по новому раскрывается символический образ сада во 2 действии? (Оказывается, сад был свидетелем угнетения, красота как бы осквернена человеком, его жестокостью и несправедливостью; образ сада постепенно наполняется философским смыслом, становится понятно, что он обречён на гибель не только из-за сегодняшних хозяев, но и из-за их предков.)
— Что добавим в кластер? (Имение, место угнетения.)
— Чтобы глубже понять причины гибели сада, давайте посмотрим монолог Пети Трофимова из 2 действия, где он говорит о неустройстве жизни и необходимости перемен.
Демонстрация видеозаписи фрагмента телеспектакля «Вишнёвый сад» (режиссёр Л. Хейфец, 1976 г., в роли Пети Трофимова Э. Марцевич)
— Согласны вы с мнением Пети? В чём слабость его позиции? Аргументируйте.
— Что о судьбе сада мы узнаём в 3 действии? (Сад продан; 15 тысяч, присланных ярославской бабушкой, чтобы купили сад на её имя, не хватило даже на уплату процентов; новым владельцем сада становится Лопахин).
— Давайте посмотрим цитаты. (Трофимов
: «Продано сегодня имение, или не продано – не всё ли равно? С ним давно уже покончено, нет поворота назад, заросла дорожка».
Раневская
: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишнёвого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…»
Аня
: «А сейчас на кухне какой-то человек говорил, что вишнёвый сад уже продан сегодня».
Лопахин
: « Я купил… (рассказывает, как торговался)… Вишнёвый сад теперь мой! Мой!.. Если бы отец и дед мой встали из гробов и посмотрели на всё происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню… Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишнёвому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь… Идёт новый помещик, владелец вишнёвого сада… За всё могу заплатить».
Аня
: «Вишнёвый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа. Пойдем со мной, пойдём, милая, отсюда, пойдём!.. Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймёшь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнёшься, мама».)
— Почему Лопахин вспоминает отца и деда? (Это объясняет, почему именно он купил вишнёвый сад – он единственный герой, чьи предки были «рабами» в этом имении, совершается справедливое возмездие.)
— Как раскрывается характер Лопахина в 3 действии? (Делец, предприниматель в нём побеждает, однако смысла в его жизни больше не становится, не случайно он после первого порыва радости и гордости произносит слова: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».)
— Что добавим в кластер? (Родина, надежда, покупка, предмет гордости).
— Мы подошли к 4, заключительному действию. Можем ли мы утверждать, что Чехов остался верен традициям «новой драмы»? Аргументируйте. (Да, эффект последовательного нарастания сменяется эффектом последовательного спада, действие после взрыва возвращается в обычную колею; будничное течение жизни продолжается, развязки как завершения человеческих судеб нет.)
— Докажете текстом? (Гаев
: «До продажи вишнёвого сада мы волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решён окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже…»)
— Какие ещё цитаты выписали из 4 действия? (Раневская
: «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай! Прощай!..»; в ремарках – …в саду топором стучат по дереву.)
— Итак, родовое гнездо продано, сад рубят, а все успокоились и повеселели. Можем ли мы объяснить это только беспечностью старых владельцев вишнёвого сада? (Нет, свершилось должное, вишнёвый сад пал жертвой за грехи своих хозяев. Теперь остаётся только одно — как говорит Аня, «насадить новый сад» и трудиться в нём, беречь его от всего несправедливого и злого.)
- Систематизация и обобщение.
Диагностика освоения учащимися новых знаний и овладения предметными и универсальными учебными действиями.
Составление таблицы «Прошлое, настоящее и будущее вишнёвого сада».
— Мы проследили связь образа сада с сюжетом пьесы, теперь давайте выясним, как связан этот символ с системой образов. Взгляните на афишу чеховской пьесы и попробуйте сгруппировать основные образы в зависимости от их отношения к вишнёвому саду. На какие группы их можно разделить? Сформулируйте кратко их отношение к саду и сделайте вывод.
Прошлое | Настоящее | Будущее |
Гаев и Раневская | Лопахин | Петя Трофимов и Аня |
Любят сад, это их воспоминания о детстве и юности. Понимают его поэтическую красоту, не способны представить его предметом торга. Тяжело переносят потерю сада, однако ничего не могут сделать для его спасения, поскольку всегда жили за счёт чужого труда. Потеря сада – закономерный итог всей их прошлой жизни. | Гордится приобретением имения, в котором его «отец и дед были рабами», но сад для него лишь имущество и способ преумножения капитала. Он не чувствует его поэтической красоты, эстетической и духовной ценности. Покупка сада не делает Лопахина счастливым и не прибавляет в его жизнь смысла. Ради выгоды он вырубает сад. | Понимают, что старый сад не вернуть и нужно «насадить новый сад». Петя, безусловно, прав в своих рассуждениях о неустроенности старой жизни, но в нём нет личной силы, он «вечный студент» и «облезлый барин», не такие люди овладевают жизнью и становятся творцами её. Аня же молода и неопытна, совсем не знает жизни. |
Вывод: Все герои вступают с садом в своеобразные диалогические отношения. Сад высвечивает духовные возможности каждого из действующих лиц. Однако ни один из героев, несмотря на свои положительные качества и авторское сочувствие, не может претендовать на роль достойного хозяина вишнёвого сада.
Заключительное слово учителя:
— Всё так: Россия, как она виделась А.П. Чехову на рубеже веков, ещё не выработала в себе действенный идеал человека. Лучики правды, красоты и человечности есть в каждом из героев «Вишнёвого сада», но они так разрознены и раздроблены, что не в силах осветить будущее. Герои чеховской комедии не поднялись на ту высоту, которой требует от них жизнь. Создаётся ощущение, что в житейской суете, помимо их воли, им приходится прощаться с самым дорогим, без чего жизнь невозможна. Это дорогое и воплотил писатель в образе вишнёвого сада, ставшего вершиной его творчества и символом соборности, о котором пророчествовала русская литература. «Вишнёвый сад» – это тревога умирающего писателя о судьбе России, его духовное завещание будущим поколениям.
5
🗹