Драма Островского «Гроза»: анализ и причины конфликта поколений

Актуальной проблемой всех времен являются взаимоотношения отцов и детей. Жизненные устои подчиняются многим вещам и очень часто меняются. Из-за этого случаются споры внутри семьи. Многие литературные произведения посвящены конфликту поколений. Драма Островского «Гроза» не стала исключением. В произведении противопоставляются два уклада жизни — патриархальный «домостроевский» и зарождающийся новый, предполагающий свободу и независимость.

Приверженцы старых обычаев

Представители взрослого поколения являются хранителями и последователями дедовского уклада жизни. Они — олицетворение «темного царства». К ним относятся:

  • Купец с говорящей фамилией Дикой. Персонаж этот достаточно однозначный — на протяжении всего произведения читатель не встречает ни одной его положительной характеристики. «Дикость» Савла Прокофьевича заключается в ругани, пьянстве и рукоприкладстве — совершенно нечеловеческих проявлениях личности.
  • Купчиха Марфа Игнатьевна, которая фигурирует исключительно как Кабаниха. Она отличается грубостью и жестокостью по отношению к окружающим, включая родных детей и невестку. Кабаниха является воплощением лицемерия и хладнокровности, при этом старуха любит «читать морали» и давать наставления молодежи: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».

Дикому и Кабанихе свойственны черты всего купечества России IX века. Проанализировав слова и поступки этих персонажей, читатель может сделать вывод о ценностях, которыми живет все патриархальное общество того времени.

Изобретатель Кулигин заявляет: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!». Эти слова как нельзя лучше описывают атмосферу Калинова. В приоритете жажда наживы и богатства, которые отождествляются с властью и непоколебимым авторитетом. Образованность и интеллигентность старшими не приветствуются и даже отвергаются, а честь и благородство не в цене.

Младшее поколение

Эта ячейка общества города Калинова представлена несколькими персонажами. Каждый из них сталкивается с несправедливостью и даже унижением от жестокого и непоколебимого старшего поколения. Однако переживают они это по-разному, так как обладают совершенно разными характерами. К молодому поколению можно отнести следующих героев:

  1. Тихон Кабанов — богатый купец, неспособный распоряжаться в собственном доме. Человек на редкость бесхарактерный и полностью подчиняющийся своей авторитетной матери: «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».
  2. Борис, племянник Дикого, — единственный приезжий обитатель Калинова. Он осознает свою необходимость подчиняться и безвыходность: «А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе». Однако и ему не хватает смелости дать отпор «темному царству», и даже отношения с Катериной не изменили героя, не послужили толчком к действиям.
  3. Иван Кудряш — конторщик Дикого, который также зависим от купца-самодура, однако относится к его хамству намного проще: «…Он — слово, а я — десять… Нет, уж я перед ним рабствовать не стану». Решительным Кудряш проявляет себя и в любви — по слухам, он сбегает с дамой сердца от удушающей обстановки.
  4. Варвара, несмотря на свою молодость, расчетлива, практична и хорошо разбирается в людях. Она прямо заявляет Катерине, что любить ее брата не за что, и не осуждает чувств невестки к Борису, хоть и не понимает их. При всех своих достоинствах Варвара — приспособленка, которая научилась лицемерить и жить во лжи, но стала она такой под влиянием обстоятельств: «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
  5. Катерина — тот самый «луч света в темном царстве». Если говорить кратко, то ее трагедия заключается в неспособности и нежелании притворяться и приспосабливаться. Ее запретная любовь к Борису, по сути, является протестом против существующей тирании. Поддавшись искушению, Катерина не смогла простить себе грех и смириться с общественным порицанием, что привело ее к гибели.

Однако, несмотря на разность характеров, у всех этих персонажей есть что-то общее. Они являются жертвами существующего уклада.

«Молодое поколение в драме А. Н. Островского «Гроза»»

Островский выступил со своими пьесами на переломе от 40-х к 50-м годам. Это был критический период в истории русской сцены, когда она оказалась заполоненной водевилями и мелодрамами, частично заимствованными с Запада. Собственно русского народного театра, который бы широко отображал быт России, не было. Островский выступил в своих пьесах прежде всего как первоклассный художник реалист. Превосходно зная русский быт, в особенности быт купечества, Островский перенёс на сцену русскую жизнь во всей её самобытности и естественности. Семейная жизнь купцов с её деспотизмом и самодурством, грубость и невежество в общественном и домашнем быту, бесправное положение женщины, обрядовая сторона жизни, предрассудки и суеверия, народный говор — всё это отразилось в бытовых пьесах Островского.

Окончательно порвав с шаблонами классицизма и романтизма, сделав свои многочисленные произведения «пьесами жизни», Островский довершил в драматургии дело Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя и навсегда утвердил в России торжество реалистической драмы. Драма «Гроза» была написана в 1859 году. Она рассказала о тирании самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческой среде. Автор ставил перед собой задачу обличения экономической и моральной тирании «тёмного царства».

В пьесе выступают две группы города Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «тёмного царства». Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «тёмного царства», угнетенные, одинаково ощущающие грубую силу, давящую на них. Они по-разному, но всё же выражают свой протест против этой силы.

Молодое поколение, в свою очередь, делится на тех, в ком самодурство и деспотизм подавило проблески свободы и самостоятельности. И на тех, кто сумел противостоять «темному царству», если не внешне, то внутренне.

К жертвам «темного царства» относятся в пьесе Тихон и Борис. Тихон с детства во всем привык повиноваться своей матери: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» — говорит он Кабановой и прибавляет потом: «Да я, маменька, не хочу своей волей жить». Единственное заветное желание Тихона — вырваться, хотя бы ненадолго, из-под опеки матери, загулять так, чтобы на целый год отгуляться. По характеру он не только безвольный, но и ограниченный, простоватый. К примеру, душевный мир Катерины для него слишком высок и непонятен. «Не разберу я тебя, Катя!» — говорит он ей. Тихон не находит в себе достаточно сил и уверенности, чтобы суметь противостоять своей матери. Матери, которая довела своим бездушным деспотизмом и ханжеством семью до полного развала. Лишь в финале пьесы Тихон выказывает что-то вроде неповиновения. Он первый раз в жизни противоречит Кабанихе. Но этот протест так и останется единичным и не разовьется в бунт против «темного царства». С течением времени он сам станет представителем тех, кого сейчас так ненавидит.

Борис Григорьевич, племянник Дикого, по уровню своего развития стоит значительно выше окружающей его среды. Образование, полученное им в Москве, в коммерческой академии, привило ему прогрессивные взгляды. Ему трудно ужиться среди Диких и Кабановых. Но у него, как и у Тихона, не хватает характера, чтобы вырваться из-под их порабощающей его власти. Не достает решимости бороться за свою любовь. Катерине он советует покориться судьбе, и сам смиряется — уезжает по настоянию Дикого приказчиком в Кяхту. Борис — добрый, мягкий человек. Но прав Добролюбов, отмечая, что Катерина любила его «больше на безлюдьи», то есть в окружающей ее среде он был лучшим из худших.

Таким образом, оба они — и Тихон, и Борис — не сумели, а в конечном счете, и не сумеют вырваться из-под ига поработившего их «темного царства». И произошло это потому, что они не знали, что можно жить по-другому, что можно быть счастливыми.

К молодому поколению, которое пытается противостоять старым порядкам, которое является «лучом света в темном цартсве», относятся Катерина и Кулигин.

Катерина — центральный персонаж драмы «Гроза». По складу характера и интересам она резко выделяется из той среды, в которую попала. В этой исключительности и заключается причина глубокой жизненной драмы, которую героиня должна была пережить в царстве Диких и Кабановых. Девушкам ее общества в те времена не давали образования. Книгу заменяли рассказы досужих странниц и богомолов. Отсюда ее мечтательность и впечатлительность. Добролюбов определил ее характер как «любящий и идеальный». Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. «Такая уж я зародилась горячая! — говорила она. — Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега».

Катерина — женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Она единственная, из всех персонажей пьесы, способная на полный разрыв с опостылевшей ей средой и жизнью. Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства». В ее трагической кончине, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

Как уже было сказано, светлым лучом можно назвать и Кулигина. Это бедный часовщик, механик-самоучка, мечтающий найти перпетуум мобиле, вечный двигатель. Он думает не о своей личной выгоде, а о служении обществу, о благоустройстве родного города, о положении бедняков. Этим Кулигин и отличается, к примеру, от Дикого. Он просто вынужден подчиниться силе, так как он одиночка, и сила не на его стороне: «Съедят, живого проглотят!». Но покориться внешне еще не значит внутренне успокоиться. Словами Кулигина автор высказывает свои взгляды на жестокие нравы и сочувствие к талантливым людям из народа, задавленным общественно-политическим строем. Островский показал, что просвещение начинает проникать в самые различные уголки и слои русского общества.

Таким образом, Островский в драме «Гроза» с помощью образов молодого поколения показал, что настала пора пробуждения личности, намекая на неизбежность борьбы с самодержавно-крепостническим строем. И хотя протест Катерины и Кулигина обречен на провал, но смертельная рана «темному царству» уже нанесена. И эту обреченность начинает сознавать даже Кабаниха. «Старине приходит конец» — мрачно заявляет она. Так, в драме «Гроза» Островский вынес суровый приговор отжившему и ненавистному прошлому, тому социально-политическому строю, который всемерно поддерживал «темное царство».

Век минувший и нынешний

Как уже было сказано, Островский в своем произведении поднял проблему конфликта поколений. В «Грозе» он проявляется во всей своей остроте, как противостояние между устаревшими социально-бытовыми принципами и прогрессивными стремлениями к равноправию и свободе личности. Усугубляется конфликт тем, что молодежь не просто не понимает взрослых — она ощущает грубую давящую силу, но не может ничего противопоставить ей.

К сожалению, практически все юные представители города Калинов слабы и нерешительны. Они либо приспосабливаются, как Варвара и Кудряш, или смиряются и даже не совершают попыток заявить о себе и проявить самостоятельность, как Борис и Тихон. В некоторых из них намечаются проблески свободы и самоуважения, однако проистекают они только внутренне.

Исключение — Катерина, которая резко выделяется своей неоднозначностью и силой характера, но и ей внешний протест дается крайне нелегко, приводит к крушению жизни и смерти. Неудивительно, что девушка несчастлива в любви: ни Тихон, ни Борис не дотягивают до героини по силе характера и нравственным принципам.

Причина драмы

Катерина — безусловно, яркая и сильная личность. Своим поступком она не только избавляет себя от переживаний за содеянное, но и бросает вызов патриархальному обществу в лице Кабанихи и Дикого. Ее самоубийство показывает несостоятельность существующих устоев и порядков и обличает пороки, которые старшие пытаются скрыть. Кабаниха прячется за маской лицемерной благочестивости, Дикой действует через запугивания и наказания молодого поколения.

В пьесе «Гроза» автор сделал акцент на то, что не существовало другого способа показать, какую опасность несет удушающая и подавляющая все живое атмосфера Калинова, а стала она такой из-за натиска власть имеющих. После самоубийства Катерины все, кто умело притворялся и мирился с ситуацией, невольно задумаются о необходимости перемен.

Трагедия случилась в тот момент, когда атмосфера максимально накалилась и конфликт достиг своего пика и требовал разрешения. Именно противоречия между старым и новым, между деспотизмом и жаждой свободы приводят к драме, которая становится причиной гибели главной героини.

Осознание обреченности

Кабаниха и Дикой не могут не чувствовать, что обстановка накаляется и грядет гроза во всех смыслах этого слова. Именно это вызывает у них злость и даже страх. Вот почему они лютуют еще пуще, требуют еще большего подчинения и безусловного уважения со стороны молодежи, хоть и не заслуживают его. Кабаниха и Дикой, которые много лет упивались своей властью и безнаказанностью, понимают, что их положение перестает быть стабильным, а авторитет — непререкаемым.

Становится все более очевидным, что «отцы» неправы и теряют контроль. Старшее поколение в глубине души осознает, что их время прошло, перемены неизбежны, а «темное царство» обречено. Уникальность пьесы заключается в том, что старшее поколение вызывает осуждение и резкую критику. А. Н. Островский не наградил ни Кабаниху, ни Дикого ни одним светлым и позитивным качеством.

Драме «Гроза» отлично подходит высказывание французского путешественника А. де Кюстина: «Россия — страна фасадов». На первый взгляд, в городе царит благополучие — открытых конфликтов не возникает, поскольку все вокруг притворяются. Молодежь прикидывается, что уважает старших и чтит традиции. Взрослые, которые живут двойными стандартами, делают вид, что не замечают набирающего силу недовольства.

Тем не менее существующие в обществе законы нельзя назвать нормальными. То, что происходит за закрытыми дверями в каждом доме, вызывает ужас и даже отвращение — у людей отсутствуют любовь и уважение друг к другу. Сила и агрессия «темного царства» подавляет все светлое и доброе.

Возникает вопрос, все ли представители старшего поколения города Калинова являются бессердечными и неспособными на человеческие чувства? Ответить на него положительно не позволяют рассказы Катерины о своей семье, которая также принадлежит к купечеству.

Героиня, вспоминая детство, говорит: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала…».

Эти слова позволяют сделать вывод, что родители Катерины — люди совершенно иного склада, и воспитывалась она в атмосфере любви и взаимоуважения.

Сочинение про город Калинов и его обитателей

Чтобы подробнее говорить об обитателях города, в котором разворачивается действие пьесы «Гроза», важно упомянуть о самом Калинове. Это собирательный образ города, который стоит на берегу Волги и некоторые источники утверждают, что его прототипом послужили сразу 4 уезда: Кострома, Торжок, Кинешма и Осташков. Объяснить такое количество населенных пунктов можно тем, что автор считал, что такие же проблемы и пороки есть повсюду. Духовная убогость его жителей противопоставляется красотам города, которые уже давно не радуют обитателей городка. Они предпочитают не покидать своих жилищ, а вся их жизнь ограничена только Калиновом. О новостях из большого света они узнают от приезжих.

Самым богатым человеком в пьесе является Дикой. Это конфликтный человек, для которого унижение слабого — каждодневная радость. Дикого испортили деньги, он делает все, что хочет и знает, что никакого наказания за этим не последует. В нем не осталось никаких человеческих чувств, главное для него — капитал.

В отличие от Дикого, который даже не пытается скрыть свои мотивы, другая героиня — Кабаниха прячет неблаговидные намерения «под видом благочестия». Всех домашних она заставляет следовать обрядам и обычаям, которые она переделала на свой лад. Для нее главное не порядок в доме, а иллюзия его соблюдения.

Даже ее собственная дочь, живет по принципу «делай что хочешь — только бы шито да крыто было». Она привыкла врать и изворачиваться, на глазах матери она живет по ее законам, а сама делает все, что ей только захочется. И в конце пьесы сбегает с Кудряшом из «темного царства». Но воспитание, которое она получила, все равно оставило отпечаток на ее характере.

Муж Катерины Тихон — безвольный молодой человек с детства привыкший слушаться свою мать и беспрекословно выполнять любой приказ. Катерина совсем его не любит, она хочет настоящих чувств, которые никогда не испытывала. И ее взгляд обращается в сторону Бориса. Он мало чем отличается от ее мужа, разве что более образован. От Дикого ему досталась любовь к деньгам, ради которых Борис пойдет на все. Чувства и любовь он променял на наследство, которое осталось ему от бабушки.

Всему населению Калинова противопоставляется образ Катерины. Самой искренней, чистой душой и смелой девушки, которая устала от гнета Кабанихи и единственным выходом из этой ситуации видит свою смерть, так как она больше не способна вынести жизни в ее доме.

Все жители этого города — «темное царство», правила и порядки которого поддерживаются невеждами, живущими в Калинове и изменить их вряд ли кому-то удастся. Люди там привыкли жить в атмосфере лжи и зависти и не хотят менять привычный уклад жизни. Они верят сплетням, слухам и сами тонут в этом болоте. А тот, кто не может приспособиться — обречен на гибель.

Проблема «отцов и детей»

Этот вопрос возникал и будет возникать всегда. В литературе конфликт описывается как на бытовом уровне, в виде отсутствия взаимопонимания между членами одной семьи, так и в глобальных масштабах — столкновение мировоззрений людей, принадлежащих к разным поколениям, необязательно связанных родственными связями. Это направление свойственно многим произведениям русской литературы 19 века, таким как:

  • «Отцы и дети» И. С. Тургенева. В произведении конфликт поколений является центральной темой и положен в название романа.
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова, где эта проблема, на первый взгляд, не главная, однако «отцы» также отстаивают устои, а «дети» жаждут прогресса.
  • «Война и мир», в которой Л. Н. Толстой описывает отношения внутри трех семей, строящихся по разным принципам, но неизбежно оказывают влияние на становление личностей молодых персонажей.
  • «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя. В этой яркой повести конфликт между отцом и сыном приобрел масштабные трагические черты.
  • «Станционный смотритель» и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Автор говорит о важности доверительных и уважительных отношений между родителями и детьми.

Можно сделать вывод, что практически во всех произведениях русской литературы, описывающих быт и нравы патриархального купечества, получила тема конфликта между поколениями. В чем он заключается, Островский прекрасно отобразил в «Грозе». Автор показал, к чему может привести непонимание, угнетение и неуважение людей друг к другу.

Предоставленный материал поспособствует подготовке к открытому уроку по литературе: «Гроза» Островского. Конфликт поколений. Сочинение на эту тему также встречается на ОГЭ и ЕГЭ.

Популярные сегодня темы

Повесть Портрет Николая Гоголя делится на две части. Первая часть рассказывает историю молодого художника, который случайно увидел прекрасный портрет старика, на котором необычно изображены глаза

Рассказ «О любви» — часть трилогии Чехова, рассказывающей о «футлярных» людях. И пусть главный герой этого рассказа Алехин не столь очевидно похож на Беликова с его «как бы чего не вышло», тем не менее

Отец Александра Сергеевича был военным человеком. Он получил французское образование. В отставку ушел майором. После службы начал карьеру статского советника.

Произведение является одной из частью цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». События сказочной книги происходят в преддверии христианского праздника в украинской деревеньке.

Наверное, нет такого человека, который бы не читал произведение Грибоедова «Горе от ума». И узнать, а главное понять с первого взгляда кем является герой невозможно, да и мнения людей могут разделиться.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: