Анализ и жанровое своеобразие произведения Островского «Гроза»

Все драмы Александра Николаевича показывают столкновение двух эпох и поднимают проблему конфликтов на бытовом и государственном уровне. Поэтому с творчеством этого писателя и драматурга учащиеся знакомятся в старших классах. В числе прочих в школьную программу включено произведение Островского «Гроза». Анализ текста и план краткого разбора помогут подготовиться к написанию сочинения и сдать ЕГЭ.

История создания пьесы

В июне 1859 года Николай Островский начал работу над пьесой, а через несколько месяцев произведение было готово. Писатель отправил рукопись в Петербург, чтобы критики ознакомились с его работой и оценили её.

Незадолго до написания пьесы «Гроза» Островский совершил экспедицию по Волге. Её организовало морское ведомство с целью изучения традиций жителей России. Известно, что нравы даже в двух соседних регионах могут кардинально различаться. Путешествие было организовано для того, чтобы посмотреть на коренное население малых городов в его естественной среде обитания.

Александр Николаевич внимательно наблюдал за множеством бытовых сцен, которые разворачивались у него на глазах. Словно губка, драматург впитывал яркие впечатления. Он слушал диалоги, подмечал детали, запоминал жесты и особенности костюмов. Во время экспедиции автор собрал довольно много материала, поэтому «Гроза» получилась такой колоритной, пронзительной и реалистичной. Основные черты этого произведения:

  • налёт провинциальности;
  • напряжённость;
  • реализм;
  • красота пейзажей;
  • противопоставления «мёртвого» быта калиновцев живой природе.

Калинов — выдуманный город, собирательный образ. Всё, что в нём происходит, характерно для большинства населённых пунктов, расположенных на берегах Волги. В этих провинциальных местечках течёт интересная жизнь, хотя и с жестокими нравами. Островского так восхищало всё увиденное и услышанное, что во время поездки он постоянно делал записи в дневнике, стараясь ничего не упустить.

Критики считали, что в основе сюжета — реальный случай. Незадолго до создания драмы в Волге утопилась девушка. Она решилась свести счёты с жизнью, потому что не выдержала гнетущей атмосферы, царившей в доме супруга. Девушку звали Александра Клыкова. Случай произошёл в Костроме. На сходство сюжета и реального случая указывают такие особенности;

  • Александра тайно встречалась с почтовым служащим;
  • свекровь изводила и всячески притесняла невестку;
  • муж утопленницы был бесхарактерным человеком и не вмешивался в женские дела.

Цензура не усмотрела в пьесе ничего крамольного, и вскоре в Москве и Петербурге по «Грозе» были поставлены спектакли.

Жанровое своеобразие пьесы «Гроза» А.Н.Островского

Конспект урока литературы в 10 классе

Учебник:

Литература Ю.В.Лебедев Часть 2, 2012 год, изд.просвещение

Название раздела:

Александр Николаевич Островский

Тип урока:

комбинированный

Тема урока

: Жанровое своеобразие пьесы «Гроза» А.Н.Островского

Цели урока:

рассмотреть историю создания драмы «Гроза», её жанровое своеобразие

Планируемые результаты: 1)

показать значение творчества писателя в развитии национального театра и преобразовании языка; 2) выяснить специфику драмы как рода. Жанровое своеобразие пьесы. 3) выяснить сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Повторить жанровые особенности пьесы. Изучить жанровое своеобразие пьесы Островского.

Предметные:

1. Формирование навыков и приёмов работы с художественным текстом 2. Развитие аналитических способностей учащихся; развитие устной речи;

Познавательные:

1) Повторение изученных ранее драматических жанров (комедия, трагедия) и усвоение нового (драма); 2) работа с историей создания «Грозы»; 3) работа с текстом.

Регулятивные:

1) развивать умение формулировать цели своей деятельности; 2) развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные:

1) побудить учащихся к активности при обсуждении драматического произведения; 2) воспитание чувства осознанного патриотизма по отношению к культурным и духовным ценностям национальной культуры.
Средства обучения:
ПК, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, текст

Межпредметные связи:

1) (связь с русским языком) закрепление и совершенствование стилистических знаний и умений школьников на материале текста художественного произведения, обучение различным жанрам устных и письменных высказываний, знакомство с художественными средствами языка и их функциями в литературных произведениях. 2) развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым произведением. На уроках литературы учащиеся языковые особенности , характерные для художественного стиля, учатся понимать их роль в изучаемом художественном тексте (эпизоде), находят средства выразительности в тексте, пытаются объяснить, с какой целью автор использовал их; 3) (Связь с историей) Произведения художественной литературы всегда отражают конкретные особенности исторической эпохи, в которую они были созданы. 4) тщательная работа не только над самим текстом, но и над воссозданием картины того времени (быт, нравы, обычаи, социальная и политическая ситуация в стране и др.)
Литература:
1.Ревякин А.И. Искусство драматургии Островского. – М. – 1974 2.Русские писатели 19 век. Библиографический словарь в 2х частях. Ч. 2// под ред. Н.Н. Скатова. – М. – 1988 3.Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс 2-е полугодие. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. – М.: «ВАКО» — 2005 4. Лебедев Ю.В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 кл., в 2 ч., изд. Москва Просвещение – 1994 г.
Ход урока:
I. Организационный момент

Объявление темы урока: Драма «Гроза». История создания. Специфика драмы как рода. Жанровое своеобразие пьесы. Постановка цели:

ознакомиться с историей создания драмы; повторить изученные ранее драматические жанры и познакомиться с новым жанром – драмой. Учитель озвучивает проблемный вопрос урока: каково жанровое своеобразие пьесы А.Н. Островского «Гроза»?

II. Актуализация знаний 2) Знакомство с историей создания «Грозы». Рассказывает подготовленный ученик.

Ш. Формирование знаний и умений 3) Специфика драмы как рода. Слово учителя:

прежде чем перейти к обсуждению жанрового своеобразия пьесы, давайте вспомним литературные роды.

— Что такое литературный род? Чем он отличается от жанра? (Род

– наиболее обобщающее, исторически устойчивое деление литературных произведений в соответствии с тремя формами изображения человеческой личности.
Жанр
– форма, в которой проявляются основные литературные роды в их разновидности)

— Какие литературные роды вы можете назвать? (эпос, лирика, лироэпика, драма)

— Охарактеризуйте их и приведите примеры жанров.

(
Лирика
– один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, эпиграмма, эпитафия, сонет и др..
Эпос
– один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях.
Жанры
: роман, повесть, рассказ, новелла и др..
Лироэпика
– один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную окраску повествователя.
Жанры
: баллада, поэма.
Драма
– в узком смысле слова: род произведений, изображающих конфликт между персонажами; в широком – произведения без авторской речи.
Жанры
: трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль и др..)

— Охарактеризуйте известные вам жанры драмы.

(
Комедия
– жанр, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим (смешным). Вплоть до классицизма под комедией подразумевалось произведение, противоположное трагедии, с обязательным счастливым концом, ее герои, как правило, были из низшего сословия. Долгое время комедия считалась «низким жанром», и только в эпоху Просвещения это было нарушено признанием «среднего жанра», так называемой «мещанской драмы».

В девятнадцатом и особенно в двадцатом веке комедия – это свободный и весьма разноликий жанр. Комедия устремлена в первую очередь к осмеянию безобразного (противоречащего общественному идеалу или норме). Герои комедии внутренне несостоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, предназначению и этим приносятся в жертву смеху, который и развенчивает их, выполняя тем самым свою «идеальную» миссию).

(Трагедия (др.-греч. Буквально «песня козла) –

жанр художественного произведения, основанный на развитии событий, приводящем к катастрофическому для персонажей исходу, часто исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии.

Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа; не случайно большинство трагедий написано стихами.

Понятие «трагедия» связано с пением сатиров (в греческой мифологии козлоногие существа), образы которых использовались в религиозных обрядах древней Греции в честь бога Диониса).

Учитель дополняет то, что не называют ученики. Учащиеся также приводят примеры известных им комедий и трагедий.

(Драма –

это жанр, которой воспроизводит частную жизнь людей, главная цель ее – изображение личности в ее драматических отношениях с обществом)

Учитель приводит некоторые сведения по развитию драмы как жанра.

«Жанр драмы, т.е. серьезной пьесы, содержание которой связано с изображением обыденной жизни, ведет свою историю с XVIII века, когда ряд европейских драматургов (Д. Дидро, Г.Э. Лессинг и др.) создают так называемую мещанскую драму. Мещанская драма изображала частную жизнь человека, конфликт пьесы зачастую был связан с внутренними противоречиями. В XIX веке жанр драмы получил мощное развитие в рамках литературы реализма, и пьеса Островского «Гроза» также является примером такой драмы. Драма, как известно, тяготеет к воссозданию острых противоречий, и это же свойственно и трагедии. Давайте же выясним, в чем отличие жанра драмы от трагедии?

Обсуждение проходит по пунктам:

1. обстоятельства, в которых находится герой (в трагедии – исключительные обстоятельства; в драме – обыденная жизнь); 2. острота противоречий (а драме противоречия не столь напряжены, как в трагедии, и допускают возможность благополучного разрешения); 3. социальный статус действующих лиц (традиционно в трагедии у героев высокий социальный статус; в драме – обыкновенные, «невеликие» люди); 4. финал (драма допускает положительный финал, трагедия – нет).

Слово учителя:

«еще одним отличительным признаком трагедии с античных времен считался катарсис (от греч. «очищение») – душевное очищение как результат потрясения, которое испытывает зритель трагического спектакля, объятый ужасом и состраданием.

Итак, давайте подведем итог. Что же такое драма как жанр? Каков основной предмет ее изображения, ее герой? (Драма – это жанр, которой воспроизводит частную жизнь людей, главная цель ее – изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. Основной предмет драмы – драматизм повседневной жизни частного человека, не поднимающийся до неразрешимого трагического конфликта и не опускающийся до несообразности комических ситуаций. Ее герой – представитель среднего класса, проявляющий свои обычные, неисключительные особенности в обычных, неисключительных обстоятельствах)».

IV. Подведение итогов и рефлексия

(
Жанровое своеобразие пьесы «Гроза»).
Слово учителя:

«рассмотрев основные жанры драмы как литературного рода, давайте определимся, к какому же драматическому жанру относится «Гроза» Островского».

Появляются два варианта: драма и трагедия. Учитель предлагает проанализировать жанровую специфику так же, по пунктам, как ученики разбирали отличия драмы от трагедии.

1. герой

. (все персонажи в «Грозе» – обыкновенные люди, представители «среднего» класса);

2. обстоятельства.

(обыкновенная бытовая жизнь людей)

3. конфликт

. (обостренный, многоплановый; имеет некоторые сходства с трагической остротой)

4.финал

. (смерть главной героини – трагическое разрешение конфликта)

«Таким образом, как мы видим, ответ на вопрос не совсем однозначен. Однако же сам автор и критики признают, что пьеса «Гроза» – это именно драма. Согласны ли вы с этим?»

Ученики озвучивают свои мысли по этому поводу, отвечая, таким образом, на проблемный вопрос урока.

Подведение итогов урока.

Ученики повторяют ключевые моменты урока (драма как жанр и как род; жанровое своеобразие пьесы «Гроза»). Учитель оценивает ответы учеников в зависимости от активности их участия в обсуждении, полноты и аргументированности их ответов.
Проводится рефлексия:
Если на уроке было понятно все, поднимаются зеленые карточки, если нет – желтые, если частично усвоен материал – красные.

V. Постановка домашнего задания.

1. Выучить определение драмы как жанр и знать, в чем ее особенности и отличия от других драматических жанров.

2. Обдумать ответы на следующие вопросы по обсуждению пьесы «Гроза»: Образ города Калинова. Изображение жестоких нравов «темного царства». Нравственно ценное и косное в патриархальном быту.

Тема произведения

Николай Островский затрагивает несколько тем. Главная и самая острая — столкновение молодого поколения с патриархальным укладом. Молодёжь жаждет перемен, а старики видят в порывах юности баловство и неуважение.

Образ Катерины собирательный. В нём автор воплотил чувства сотен девушек, страдающих от гнёта домостроевских обычаев. Невестка Кабанихи не могла мириться с обывательскими взглядами, но не знала, как вырваться из оков. Религиозность и особенности воспитания сделали своё дело. Как многие девушки того времени, главная героиня «Грозы» считала себя обязанной до гроба жить с тем, кто стал её супругом. Но душа не могла с этим смириться, и единственным путём к свободе оказался уход из жизни.

Кризис общества — ещё одна важная тема, поднятая Островским. В стране давно назревал социальный перелом, и это подчёркивает название произведения. В природе после грозы всё оживает, обновляется, хотя во время стихии гибнут растения и животные. Фальшь, суеверия, предрассудки — всё, в чём погряз Калинов, после грозы должно было потерпеть крах. Но читатели этого уже не увидят. Для них сюжет закончился гибелью девушки, которая принесла себя в жертву переменам.

Автор подразумевает, что после ухода Катерины из жизни жители задумаются о своих пороках и захотят измениться. Некоторые перейдут от рассуждений к активным действиям, однако большинство так и останутся прозябать в невежестве и лицемерии.

Многие критики считают, что основная мысль заключается в следующем: нужно уметь отстаивать свои интересы. Прогибаясь под окружающих, как это делала Катерина, можно добиться только того, что все душевные порывы будут безжалостно растоптаны и уничтожены. Ханжи не упускают случая поглумиться над теми, кто отличается от них.

Катерина была не единственной жительницей Калинова, не желавшей мириться со старыми порядками, но только она и Тихон стали жертвами Кабанихи. Другие персонажи пьесы отстаивали свои границы и убеждения, как могли.

Главные герои

В пьесе 3 главных, несколько второстепенных и множество третьестепенных действующих лиц. К последней группе можно отнести всех жителей Калинова. Главные герои и их краткая характеристика:

  • Катерина. Покорная девушка, воспитанная в худших традициях домостроя. Катя боится свою свекровь и не любит супруга. Последнего она искренне жалеет, а его матери безуспешно пытается угодить. Девушка пытается найти утешение в любви к симпатичному мужчине, однако впоследствии раскаивается в своём поступке и принимает решение покончить собой.
  • Кабаниха. Настоящее имя — Кабанова Марфа Игнатьева. Эта женщина — свекровь Катерины. У неё властный характер, она груба и держит в страхе всю семью. Слова и поступки Кабанихи продиктованы не злобой или вредностью, а искренним убеждением в том, что крепкая семья основывается на страхе жены перед мужем. Женщина должна бояться супруга, а он обязан колотить её и детей, только тогда союз будет прочным. Нежелание молодёжи подчиняться мерзким обычаям шокирует пожилую женщину. Она то и дело сетует, что только благодаря ей и другим старикам держится мир, а молодые совсем не хотят уважать старших.
  • Тихон Кабанов. Добрый и безвольный человек, привыкший подчиняться матери, находит утешение в пьянстве, потому что тоже страдает. Окружающие воспринимают пристрастие к спиртному благосклонно, так как для общества тех времён пороки считались чем-то вроде привилегии.

Второстепенные персонажи

Герои, не относящиеся к главным, тоже играют важную роль. Они дополняют противостояние старых порядков и прогрессивных устремлений. Благодаря им повествование получается реалистичным и колоритным. Вот как можно кратко описать второстепенных персонажей:

  • Варвара. Сестра Тихона, дочь Кабанихи. Хитрая и смелая девушка, живущая согласно своим принципам. Для неё главное, чтобы всё было шито-крыто, а сплетни и материнские поучения Варвару мало волнуют.
  • Кудряш. Дерзкий и развязный молодой человек, дружок Варвары, который не боится самого Дикого. Это типичный калиновец, для которого главное — материальное благополучие. Уже в первом действии понятно, каков он по характеру.
  • Кулигин. Благородный и добрый человек, мечтающий о всеобщем благе. Будучи механиком-самоучкой, Кулигин пользуется авторитетом у местного населения, однако защитить кого-либо он не в состоянии.
  • Дикой Савел Прокофьевич. Купец, привыкший запугивать и унижать бедных. Его многие боятся, а сам Дикой относится к людям с ненавистью. Ему чуждо всё новое, он активно выступает против прогресса.
  • Глаша. Тёмная прислуга в доме Кабановых.
  • Феклуша. Невежественная, но хитрая нищенка, которая умеет устроиться за чужой счёт. Поселившись в доме Кабанихи, она пресмыкается перед сильными и нападает на слабых.
  • Борис. Племянник Дикого, сначала вызывающий симпатию, а затем показывающий прогнившую натуру. Уезжая, он говорит Катерине, что не имеет возможности взять её с собой. Из контекста понятно, что его слова — ложь и проявление трусости.

Когда человек читает афишу к пьесе, он замечает, что имена и фамилии героев — «говорящие». Идея не новая: до Островского этот приём применяли и другие авторы. Благодаря ему уже в первом эпизоде зрители понимают, что представляют собой некоторые персонажи.

Композиционные особенности

Проводя анализ «Грозы», можно обратить внимание на своеобразие композиции. Драма состоит из 5 действий, и условно её можно разделить на такие части:

  • Объёмная экспозиция. Она раскрывает перед читателем обстановку в Калинове и нравы этого города. Островский создаёт декорации, на фоне которых будут происходить драматические события.
  • Завязка. В этой части показан конфликт Катерины и семьи, в которой она живёт. Обстановка в доме становится всё более напряжённой. Катерина и Кабаниха не желают понять друг друга, а слабовольный Тихон предпочитает не вмешиваться.
  • Развитие действия. Катерина борется и с обстоятельствами, и с собой. Её натуре претят навязанные порядки, но и что-либо изменить она не в силах. Глотком свежего воздуха становится любовь к Борису, но Катя, будучи совестливой и воспитанной в религиозных традициях, понимает, что предала супруга и совершила тяжкий грех. Её чувство вины вдвое тяжелее по сравнению с тем, какое испытывала бы другая девушка на её месте.
  • Кульминация. Стеснение обстоятельств приводит к тому, что Катерина признаётся супругу в измене. На необдуманный шаг её толкают гроза и проклятия сумасшедшей старухи, на которые накладываются душевные терзания. После этого Кабаниха измывается над ней ещё сильнее, и девушка бросается в Волгу.
  • Развязка. Тихону нечего терять, и он открыто протестует против деспотизма матери, а Варвара убегает из дома с возлюбленным.

Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза»

Метод — реализм

  1. «Гроза» как произведение 60-х гг. XIX века (см. ниже).
  2. Типические характеры в типических обстоятельствах, социальные типы (смотри пункт «Город Калинов и его обитатели»).
  3. Самобытные черты реализма Островского.

Одним из первых в русской драматургии Островский вводит пейзаж, который выступает не просто фоном, но воплощает естественную стихию, которая противостоит «темному царству» (в начале произведения, сцены на Волге, гибель Катерины).

Островский использует традиции фольклора при создании образа Катерины, Кулигина, Кудряша, а в образах Дикого и Кабанихи прослеживаются некоторые сказочные черты.

Речь персонажей изобилует просторечиями.

Использование символов: гроза — символ разлада в душе Катерины; громоотвод, предлагаемый Кулагиным, — символ просвещения и т. д.

Жанровая принадлежность

Островский называл «Грозу» реалистичной драмой. На принадлежность произведения к этому литературному жанру указывают следующие признаки:

  • тяжёлый сюжет;
  • максимальное сходство с реальными событиями;
  • конфликт героя с миром;
  • детальные описания нравов и быта.

Чтобы лучше понять авторский замысел, стоит прочесть драму в оригинале или посмотреть качественную постановку. Автор создал пьесу в жанре реализма, потому что это направление помогает донести до читателей и зрителей главную мысль. Жить в темноте и невежестве нельзя, и однажды должны появиться проблески знания.

В драме лучом света стала Катерина, которая сверкнула и погасла. Островский оставляет читателя с надеждой, что за этим проблеском последуют другие и со временем обстановка в провинциальных городках начнёт меняться.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Год написания – 1859 год.

История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.

Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.

Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание картин Волжского простора и духоты калиновских нравов, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действия – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, её уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.

Жанр – драма.

Направление – Реализм.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: