«Празднество свадебного договора» — описание картины Михаила Шибанова

  • Сочинения
  • По картинам
  • Другие
  • Шибанов — Празднество свадебного договора

Глядя на полотно «Празднество свадебного договора» окунаешься в период давно ушедшего времени. На полотне изображена довольно обеспеченная крестьянская семья, которая выдает свою дочку замуж. Поэтому каждый зритель понимает насколько это важный и величественный момент в жизни.

На картине зритель видит у стола две группировки участников этих событий. Одна из этих группировок представляет жениха, а вторая – невесту. Пока они держатся порознь, но скоро они объединятся и станут одной семьей.

Центральное место на полотне художник с большой любовью посвятил фигурам виновникам этого торжества, жениху и невесте. На картине видно как жениха частично от зрителя загораживает стол. Поэтому большую часть своего внимания автор уделил невесте и дал зрителю полюбоваться ее шикарным нарядом. Она одета в дорогой праздничный наряд – это белая рубаха и длинный сарафан с яркой шикарной вышивкой. Голова невесты украшена широкой расшитой лентой, поверх которой накинуто легкое длинное расшитое покрывало символизирующее фату. На ее шее покоятся красивые бусы. Тонкий, сложенный в ее руке платок, словно завершающий штрих к царственному образу невесты.

Жених заботливо и ласково своей рукой держит руку своей возлюбленной. Он с большой любовью и волнением глядит на нее. Одет он тоже празднично. Но его костюм более сдержанный: розовая косоворотка, фисташковый жупан опоясанный опояском, сверху темно-зеленый зипун, а на его ногах обуты черные сапоги.

На всю величественность этого события также заостряет внимание зрителя наряды прочих персонажей на полотне. Женщины и девушки одеты в нарядные головные уборы, красивые вышитые туники и сарафаны. На мужчинах – нарядные рубашки и зипуны. С восторгом сжала руки уже не молодая женщина в платке. Можно предположить, что это бабушка невесты. Позади молодой стоит женщина, скорее всего это ее мать, она подвела свою любимую дочь к ее суженому. Девушка, как было заведено в те времена, скромно опустила глаза. На ее лице зритель видит боязливую радость в сочетании с грустью. О чем-то задумался мужчина с бутылкой и кружкой в руках. Видимо это отец жениха, и в данный момент он вспомнил свои молодые годы, и свою свадьбу. Сидящий на стуле спиной к зрителю мужчина в красном зипуне, дает последние напутствие молодым, видимо это отец девушки.

Вся праздничность и величие картины в большей степени приобретается за счет контраста цветовых гамм. Это яркая одежда и потускневшие стены дома. Главные цвета этого полотна – черный, коричневый, красный и много оттенков зеленого цвета. Стены и мебель изображены в коричневых тонах, также в коричневых тонах изображен отец жениха. Красные цветовые гаммы присущи невесте и ее родственникам. В одежде жениха присутствуют все оттенки зеленого.

Это полотно, словно живое, оно передает все переживаемые чувства его героев. Их радость, волнение, переживания, грусть и торжественность. А самое главное любовь… Любовь молодых, родительскую любовь, а также любовь близких людей. Автору удалось передать то великолепие и традиции прошлой эпохи.

История написания

Нарисована картина Шибанова была в 1777 году. Многофигурность требовала от художника создания полотна, способного уместить все элементы. Размеры готовой работы составили 199 на 244 см. Сейчас это произведение искусства находится в московской Третьяковской галерее. Живописные качества рисунка настолько покорили критиков, эстетов, искусствоведов, что он был поставлен в один ряд с другими, более выдающимися картинами XVIII столетия.

Нарисованная картина Шибановым

Не так много сохранилось сведений о написании произведения. Сохранившаяся авторская надпись на оборотной стороне холста позволяет обозревателю узнать, что рисунок посвящен свадебной церемонии, проводимой в те времена суздальскими крестьянами. Также художник обозначает место создания — писалось произведение в той же провинции. В своих изображениях Михаил Шибанов проявляет острый психологизм, передавая детально черты лица и переживания героев, меткую наблюдательность, творческую зрелость.

Несмотря на проникновенность реализма, на картине «Празднество свадебного договора» можно увидеть идеализацию крестьянской жизни. Существует немало теорий, почему художник выбрал именно такой стиль написания. Так как произведение писалось в Суздали, где тогда проживали государственные крестьяне, считавшиеся более зажиточными и благоустроенными, нежели крепостные их собратья, это оправдывает пышность праздника.

Произведение было написано спустя три года после трагичности судьбы крестьян, пострадавших от войны, возглавляемой Пугачевым. Свирепство репрессий, постоянные казни народа, жестокость царицы — все это не исчезло из памяти простого люда. Расправившись с крестьянским движением, помещики и правители хотели видеть на картинах поселян, которые благодарны императрице за мудрое правление. Никто не мог говорить правду, даже художники через картины. Возможно, это оправдывает идеализацию крестьянской свадьбы, изображенной на его творении. Но это не меняет того, что Михаил Шибанов стал своеобразным реформатором русского искусства.

Сочинение по картине М. Шибанова «Празднество свадебного договора»

Сочинение по картине М. Шибанова «Празднество свадебного договора»

Сведений о жизни Михаила Шибанова, русского художника, жившего во второй половине XVIII в., сохранилось крайне мало. Неизвестны ни год его рождения, ни отчество. Известно, что он происходил из крепостных крестьян, в 1783 г. получил вольную. Имеются документы, в которых Шибанов именуется «живописцем его светлости» графа Григория Алексан­дровича Потёмкина, фаворита императрицы Екатери­ны II. Также известно, что художник писал иконы для церквей в южных городах России — возможно, туда его взял с собой Потёмкин. Кроме того, Шибанов пи­сал для частных заказчиков в Москве и Петербурге. До наших дней дошло несколько картин, по отно­шению к которым авторство Шибанова не вызывает сомнений. Это несколько портретов современников, в том числе Екатерины II, и две жанровые картины из крестьянского быта — «Крестьянский обед» и «Празд­нество свадебного договора». Тематика этих картин для своего времени уникальна — тогда крестьян не принято было изображать на полотне.

Самое позднее сохранившееся свидетельство о жиз­ни Шибанова относится к 1789 г. Это просьба ху­дожника в канцелярию Екатерины II о назначении ему жалования. Каких-либо данных об ответе не сохранилось.

На картине «Празднество свадебного договора» изображён сговор двух семей о свадьбе их детей. В старину решения о браке детей принимали роди­тели. Дети должны были лишь следовать их воле. Сговор — это окончательная договорённость, и рас­торгнуть её было почти так же невозможно, как и брак. Сговор происходил в доме родителей невесты, на нём определялось время венчания, обсуждалось приданое невесты, количество гостей и тому подобные моменты. Когда отцы заключали соглашение, приглашали неве­сту, и мать подводила её к жениху со словами: «Вот тебе суженая-ряженая, прошу любить да жаловать». После этого молодые люди должны были взяться за руки, тем самым скрепляя договор родителей.

Именно этот момент и запечатлел художник. Фи­гуры жениха и невесты занимают центральное место на картине. И если жениха частично заслоняет от зрителя стол, то невеста изображена во весь рост, что позволяет без помех полюбоваться её нарядом. Жених держит невесту за руку и нежно смотрит на неё — сразу понятно, что девушка ему понрави­лась. Невеста скромно опустила глаза, как и было положено девушке в те времена. Женщина за спиной невесты — вероятно, её мать, которая, согласно обы­чаю, подвела дочь к жениху. Невеста в левой руке держит платок — может быть, чтобы вытирать слёзы, которые полагалось проливать, прощаясь с девичьей «волюшкой».

В левой части картины, под образами в красном углу, сидят сваты и отцы жениха и невесты. Один из сватов поднялся с места и широким жестом при­глашает молодых людей сесть рядом с родителями — теперь, когда обо всём договорились, начнётся пир, и будущие супруги тоже должны в нем участвовать. На столе уже стоит угощение, в том числе и тра­диционный круглый каравай в центре. Этот каравай должны разломить надвое в знак того, что договор совершился.

Кроме непосредственных участников сговора — родителей, сватов и жениха с невестой — в комнате ещё много людей. Все они изображены в правой части картины, там же, где виден вход. Кто-то сидит — вероятно, наиболее почётные гостим, может быть, близкие родственники — большинство же стоит, с лю­бопытством глядя на происходящее. Это люди разного возраста — молодые и старые, в самом низу в правом углу изображён маленький ребёнок. В старину сговор был событием почти столь же крупным, как и сама свадьба, и праздновали его широко, приглашали не только близких родственников, но и соседей, если достаток позволял, то и всё село. А о том, что се­мья невесты имеет достаток, нетрудно догадаться по наряду девушки. Художник старательно выписал за­тейливые узоры, игра света говорит о том, что одежда невесты сшита из парчи. На шее у девушки ожерелье, в ушах серьги, из-под подола платья выглядывают носки красных сапожек. Мать девушки тоже богато одета, её головной убор украшен жемчугом, в ушах у неё серьги.

Художник старательно изобразил головные уборы присутствующих на сговоре женщин, и это неслучай­но. В старину головной убор мог многое рассказать о женщине. Головной убор замужних женщин отли­чался от головного убора девушки.

Действие происходит внутри крестьянской избы. В интерьере нет ничего особенно примечательного: тёмные стены, иконы в углу, под ними стол и лавки. Зато живо показаны разнородные чувства, охватив­шие присутствующих. Рядом с. невестой и её матерью старушка в клетчатом платке опустилась на коле­ни, молитвенно сложив руки и глядя на иконы. По обычаю сговора, после достижения соглашения пола­галось помолиться всем вместе. Но остальные пока с этим не торопятся. Мужчина в красном кафтане, сидящий спиной к зрителю на стуле — вероятно, по­чётный гость — о чем-то оживлённо переговаривается с сидящей рядом молодой женщиной в кокошнике. Наверное, это его жена. Мужчина, изображённый с краю в левой части картины, держит на коленях бутылку с вином и кружку. Выражение лица у него радостно-умиротворённое, он явно доволен, всё полу­чилось, как он хотел. По-видимому, это отец кого-то из молодых людей, которым вскоре предстоит стать супругами.

Атмосфера праздничности, торжественности на картине в немалой степени достигается благодаря жи­вым, ярким краскам. Нарядная одежда большинства присутствующих составляет контраст с потемневши­ми стенами избы. Основные цвета в картине — корич­невый, чёрный, красный, различные оттенки зелёного. Коричневый — это фон, стены помещения и мебель, а также кафтан крайнего слева мужчины. Это цвето­вое единство словно намекает, кто хозяин этого дома и, соответственно, отец невесты. Красный цвет — это кафтаны гостя на переднем плане и одного из сватов. Красный присутствует и на душегрейке невесты: крас­ные цветы в узоре сплетаются с чёрными листьями. На девушке красные сапожки, хотя и не столь яркие. На мужчинах чёрные сапоги, сарафан и головной убор матери невесты тоже тёмные, практически чёрные. Чёрными прямоугольниками выделяются на стене ико­ны. В одежде жениха преобладают зеленовато-серый и травянисто-зелёный цвета. Подол платья невесты зеленовато-золотистый, выглядит слегка тускловатым — вероятно, из-за недостатка освещения в избе.

Картина насыщена не только действием, но и живо передаёт чувства, переживаемые его участниками. Ху­дожнику удалось показать не только торжественность момента, но также колорит эпохи, её дух.

Основная тематика

Основная тема крутится вокруг таинства знакомства жениха с невестой и заключения договора о браке, что тогда проводилось повсеместно крестьянскими семьями. Но не так важен сюжет, как тематика, затрагивающая жизненный образ простого люда. Тогда это не было популярно среди художников. Бытовые сцены не рисовались. Русское искусство было представлено пейзажной живописью, автопортретами, картинами с пышно одетыми людьми.

Шибанову удалось произвести в то время истинную революцию. Ведь ранее такому картинному жанру отводилось низшее место. Простой быт считался недостойным художественной кисти мастера. Несмотря на это, домашние упражнения, направленные на изучение бытовой живописи, существовали и практиковались художественными академиями. Но и там грубое изображение народных сцен не допускалось.

Михаил Шибанов первым изобразил на холсте обыденность крестьянских семей. Ранее русских крестьян рисовали только приезжие художники — Лепренс, Эриксен. Но предшественник у него все-таки был — А. Лосенко, использовавший образ простых работяг из села при написании картины «Владимир и Рогнеда».

Так, современная народная живопись вошла в жизнь ценителей русского искусства. Картина «Празднование свадебного договора» выглядит композиционно сложной и представляет собой законченный сюжет, а не вырванный из контекста произведения этюд.

Художник Михаил Шибанов

Михаил Шибанов является одной из самых загадочных фигур русской живописи конца XVIII века. О художнике не сохранилось никаких биографических сведений. Неизвестны его дата рождения, происхождение, место учебы. Никто не знает, как сложилась его судьба, и как происходило творческое развитие. Исследователи практически не располагают информацией о его творческой деятельности. Предположительно он занимался иконописью и выполнял частные заказы. Дошли его картины, на которых изображена жизнь простых крестьян.

Из биографии крепостного художника известно, что он принадлежал фавориту Екатерины — князю Потемкину. Это помогло Шибанову раскрыть талант живописца и регулярно получать заказы от знатных вельмож, одной из которых была императрица. Художник сопровождал царственную особу во время ее поездки в Новороссию. Ее портрет, выполненный мастером, по достоинству оценили современники.

Одной из выдающихся работ Михаила Шибанова стал портрет генерала Дмитриева-Мамонтова.

За всю жизнь художник создал несколько портретных работ и 2 картины, ставшие достоянием отечественного живописного искусства.

Центральный сюжет

В основу положено празднование заключения сговора между семьями брачующихся. Подробнее о церемонии можно узнать из старинных описаний крестьянского быта в России. Суть договора заключается в обмене колеи, дарении подарков, смотрин невесты. Принятый сговор считался священным и нерушимым. Именно этот торжественный момент из жизни одной крестьянской семьи изображается на картине Шибанова.

Что сразу бросается в глаза при просмотре полотна:

  1. Действия происходят в старой избушке, которая принадлежит родителям невесты.
  2. Центральная роль отведена девушке, убранной в богатый национальный костюм.
  3. Подле невесты стоит жених, одетый в нарядный кафтан, зеленое полукафтанье и розовую рубашку. Он спокоен и действительно влюблен в девушку, что прослеживается во взгляде.
  4. По правую сторону стоят приглашенные гости.
  5. По левую сторону располагается стол с праздничными блюдами и напитками.

Отдельного внимания заслуживает цветовая интонация художественного произведения. Автор специально осветлил центральную часть, чтобы обозреватель концентрировал внимание на главных персонажах, изображенных и прорисованных более детально. К правой половине свет рассеивается, к левой части он затемняется.

Образ невесты как основа композиции

Наибольшее внимание автор уделил невесте, убранной в народный наряд с богатой росписью и вышивкой. Поверх основного платья на ней надета рубашка из полотна, застегнутая к самому верху, белоснежный сарафан из парчи, расшитый цветочным орнаментом. И завершает ее образ парчовая душегрейка из золотой ткани с красным шитьем. Стоит сказать, что именно одежде автор уделял наибольшее внимание. Качественная прорисовка позволяет понять, что тогда было модным среди крестьян.

Праздничный наряд дополняется девичьим головным убором, состоящим из расшитой золотом повязки, украшенной фатой. На шее невесты непринужденно красуется жемчужное ожерелье, а в ушах сережки.

Приглашенные гости

По правую сторону от невесты и позади нее теснится толпа приглашенных гостей. А за столом уже сидит отец девушки с несколькими мужчинами (вероятнее всего, сыновьями), хвалебно поднимающими бокалы за здоровье и любовь молодых. Мужчины и женщины одеты в богато расшитые и украшенные наряды (сарафаны, кокошники, суконные зипуны). Все гости объединены одним движением, что позволило создать завершенную композицию поздравлений.

Отдельного внимания заслуживают детализированные ткани нарядов приглашенных гостей:

  • точность цвета и фактуры;
  • возможность распознать тип материала и сорт;
  • этнографическая верность праздничных нарядов;
  • художественность одеяний с цветовым разнообразием;
  • тонкость колористической гаммы;
  • декоративное единство костюмов.

Все это добавляет изображенному событию торжественности и традиционности. Словно все гости и сами виновники праздника чтят традиции.

Описание картины

Интересная картина в темных, таких теплых тонах. Тут много персонажей – на каждого интересно смотреть.

Тут словно сходятся две «стихии», но смотрят они друг на друга с интересом и даже симпатией. Справа больше женщин, слева – наоборот. В практически центре картины невеста и жених. Она как бы несёт себя, на ней красивый и богатый наряд. Смотрит она тепло, чуть хитро. Очень богатая на ней вышитая одежда, она точно долго собиралась на эту встречу. Жених прямо любуется ей, чуть склонил голову… Мужчины, которые сидят за столом, тоже улыбаются, смотрят одобрительно. На столе хлеб и, по-моему, мясо на тарелках. Несколько человек сидят спиной. Наверное, едят. И пьют.

Я считаю, что это времена Ивана Грозного – все так выглядят по-русски: в кафтанах, сарафанах… Это традиционное действо. За спиной жениха с его родственниками иконы красивые видны. За спиной сопровождающих невесту (а их реально в три раза больше) ещё шторка, из-за которой выглядывают другие любопытствующие.

С правой стороны, как я уже говорил, больше женщин, есть даже старушки. Они смотрят внимательней всего, как всегда. Бабушки щурятся, как-то стараются всё рассмотреть, услышать, чтоб ни слова не упустить. Они смотрят, чтоб все традиции соблюдались. За невестой ещё подружки в таких смешных головных уборах – круглых, перевязанных широкими лентами. Девушки больше улыбаются. Мне кажется, что они нахваливают невесту, типа, она и готовит, и вышивает. То есть у них тут заключается важная «сделка». Конечно, они не заключают брачный контракт, но обсуждают всякие условия, например, свадьбу, сколько приданого.

Думаю, там довольно душно, шумно, но какая-нибудь бабушка всё время всех призывает к порядку. А так идёт шутливый спор, обсуждение. Картина похожа на фотографию, так тут всё живо, всё натурально! Думаю, тут не обошлось без подарков. И практически всё уже решено, просто празднуют уже сговор, это вам не программа «Давай поженимся», все всех выбрали уже. Кстати, надеюсь, что молодые сами друг друга выбрали, это не решение сватов, родителей…

Забавная картина, мне нравится, что её можно рассматривать очень долго. И она, в целом, позитивна.

Другие сочинения: <- Дейнеки — Будущие летчики? ДругиеВасильев — Оттепель ->

Дополнительные детали

Так как сюжет основан на реалистичном изображении главных персонажей, то деталей на картине «Празднество свадебного договора» Шибанова не так уж много. К числу композиционных особенностей и дополнений стоит отнести:

  • небольшой стол, покрытый зеленой скатертью;
  • наличие нескольких (видно, что скромных) блюд;
  • бутылки с питьем, содержимым которых сидящие за столом люди наполняют свои бокалы;
  • простой интерьер, украшенный лишь несколькими настенными картинами.

Все эти элементы подчеркивают то, что люди не такие уж зажиточные, но и не бедствуют. Реалистическое мастерство художника действительно вдохновляет, так как оно переполнено любовью к простому народу. Шибанов любит своих персонажей и раскрывает типичные черты характера обыкновенного русского человека.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: