Конфликт поколений в драме А.Н. Островского «Гроза» — взаимоотношения эпох


«Луч света в тёмном царстве»

Молодое поколение в пьесе «Гроза» представлено людьми, которые не сказать, чтобы далеко ушли от «отцов». Они в большинстве своём показаны личностями, которые не просто ужились с правилами ветхого общества, а стали его неотъемлемой частью и уже вряд ли представляют себе другую жизнь. Эти люди привыкли врать, уклоняться от ответственности, идти по головам и обманывать во благо своим корыстным целям. Такие люди, как, например, Борис, могут вызывать только презрение и отвращение.

Главные действующие лица пьесы принадлежат разным поколениям и разным мирам:

Марфа Игнатьевна Кабанова, Кабаниха

  • Марфа Игнатьевна Кабанова, Кабаниха. Самый яркий представитель старого поколения; является, по сути, главным антагонистом произведения.
  • Катерина. Противоположность Кабановой. Является «лучом света в тёмном царстве».
  • Тихон Кабанов. Муж Катерины, который мог бы быть сторонником взглядов жены, но воспитание и авторитет его матери не позволил этому случиться.
  • Борис. Племянник купца Дикого. Любовник Катерины, который оставил её в самый тяжёлый для неё момент из-за страха потерять деньги дяди.
  • Варвара. Возможно, наиболее близкий человек для Катерины в этом городе. Как и главная героиня, не относится к «тёмному царству», однако и не является его оппозицией, ведь привыкла уживаться в этом мире лживых и мерзких людей.
  • Кулигин. Близок к Катерине по взглядам. Наравне с ней относится к новому поколению, не желающему мириться со старым.

Таким образом, к числу положительных персонажей, можно отнести единицы. По сути, лишь Катерину и Кулигина. А количество представителей «тёмного царства» по-настоящему зашкаливает.

Почти все в пьесе, так или иначе, относятся к старому прогнившему виду людей. Среди них особенно стоит выделить Кабаниху, ее мужа Тихона, купца Савел Прокофьевич Дикого и его племянника Бориса.

Несложно сделать вывод, что шансов на победу у нового поколения совершенно нет. Катерина и Кулигин не в силах противостоять Кабановой и её свите. Всё, что остаётся сделать Катерине — это покинуть этот мир, оставшись лишь блёклым «лучом света», который, как бы ни хотел, не может изменить правила и традиции города Калинов. Катерина неспособна в одиночку сражаться с патриархальным укладом жизни в обществе, из-за чего эта самая борьба оказывается лишь внутри неё, в её душе, где и происходит истинное столкновение «тёмного» и «светлого».

Это столкновение быстро приводит героиню к абсолютной безысходности — она не может бороться с Кабанихой и не может с ней остаться. Единственным выходом остаётся самоубийство, позволяющее наконец-то выбраться из цепких лап этого самого «тёмного царства».

Конфликт между поколениями

Конфликт между поколениями в пьесе «Гроза»

В чём заключается противостояние «старого» и «нового»? Если кратко, то в непринятии первого вторым и страх второго перед первым. Старшее поколение по-настоящему боится младшего, так как оно представляет реальную неизбежную угрозу для его положения и влияния; для людей прошлого новые порядки — настоящая проблема, которую не помешало бы решить. А младшее, в свою очередь, просто желает иметь значение, не прятаться в тени «отцов».

В пьесе «Гроза» ситуация в целом похожа, но не идентична. Катерина не хочет быть «главной героиней романа», не стремится быть в первых рядах, оставив позади Кабанову; она только лишь хочет жить как нормальный человек, без постоянного угнетения с самых разных сторон.

Калинов, казалось бы, далёк от «царства», однако это, возможно, не так; этот город весь состоит из тёмных, неприятных, жадных и слабых людей, он собирает в себе всю чернь патриархального общества и ставит во главе этой монархии Кабаниху, вольную за счёт своего величия и авторитета, творить, что ей вздумается с любым, и никто не может пойти против неё: кто-то просто боится её гнева, а кто-то боится искать единомышленников, ведь это уже чревато последствиями, а о том, чтобы протестовать одному, не может идти и речи.

Так или иначе, против Кабанихи никто не пойдёт, и всевластие «тёмного царства» так и не получит для себя какие бы то ни было ограничения.

Единственный человечный герой

«Лучом» образ Катерины стал не потому, что была против Кабанихи и её подопечных, — Варвара тоже была против, но всё равно жила по правилам этого общества — а потому, что была единственным чистым, хорошим, светлым человеком во всём «царстве». Она одна была не способна жить, обманывая; она не смогла переступить через моральные нормы и стать одной из «жителей Калинова».

Катерина теряет свой внутренний рай после замужества

  • До замужества жизнь Катерины была наполнена красотой, поэзией любовью. Она «жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле».
  • Выйдя замуж, героиня теряет свой внутренний рай. Жизнь в доме Кабановой является для неё ужасными страданиями; она вынуждена покоряться безрассудным указаниям свекрови, слушать её многочисленные упрёки.
  • К мужу Катерина чувствует только жалость, настоящей искренней любви между ними нет.
  • Катерина чиста душой, трепетно относится к Богу и боится греха. Любит детей. Внутренний моральный компас не позволяет ей лгать и притворяться.
  • Измена законному мужу для героини — тяжелейший грех. Но жить в нелюбви девушка неспособна; Борис уезжает и не берёт её с собой в Сибирь. В дом, где её постоянно угнетают она вернуться не может. Всё, что ей остаётся — убить себя.

Она оказалась слишком человечной для этого общества и не смогла с этим справиться. Сильнейшее угнетение старого поколения смогло привести героиню к тяжелейшему решению, к самоубийству. Катерина не нашла поддержки ни в Тихоне, ни тем более в Борисе и осталась одна. Одна среди настоящего ада.

Проблема отцов и детей (конфликт поколений) в пьесе Островского «Гроза». Аргумент

Главная причина возникновения конфликта между поколениями – это нежелание или неспособность людьми принять принципы друг друга, даже если они различны. Для того, чтобы избежать конфликта нужно относиться к старшим и младшим поколениям с уважением и пониманием. Так, например, в произведении «Гроза» А. Н. Островского представлен конфликт отцов и детей. Суть конфликта в том, что старшее поколение считает свое мнение – единственно правильным. Из-за их несостоятельности страдают другие люди и становятся «жертвами» старших.

Так, например, произошло в семье Кабановых. Кабаниха – в семье является главой, своего рода матриархат; под ее надзором находятся все обитатели дома. Можно предположить, что Марфа и сама воспитывалась в подобных условиях, потому что дети обычно устраивают свою семью по подобию семьи своих родителей. Это и Катерина, Варвара и, конечно, Тихон. Влияние Кабанихи на формирование личности ее детей неизгладимое. Тихон вырос безвольным и не способным на благородный поступок человеком. Тихон всю жизнь боялся высказывать свое мнение и из-за этого, в пьесе он признается, у него вообще нет своей точки зрения. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Он смирился с мыслью о том, что за него все решает мама и перестал думать. Противоположная ситуация с Варварой. Скорее всего девушка хитрее и умнее Тихона, она смогла понять и подстроиться под законы матери и всего общества. Научилась лгать и изворачиваться, про не можно сказать: «хочешь жить? Умей вертеться» и она умеет.

Таким образом, люди по-разному проявляют себя в одних и тех же ситуациях и для того, чтобы жить в гармонии с семьей и родители и дети должны относиться друг к другу с терпением и принимать принципы обоих поколений.

Полезный материал по теме:

  1. Проблема смены поколений и становление современного общества в пьесе Островского «Гроза»
  2. Можно ли назвать конфликт поколений неизбежным? (по пьесе «Гроза»)
  3. Конфликт в пьесе «Гроза»
  4. Роль второстепенных персонажей в пьесе островского гроза
  5. Жестокие нравы в городе Калинове в пьесе Островского «Гроза».

Сочинение на тему: Конфликт поколений в драме «Гроза»

Тип работы:Сочинение
Дата добавления:04.04.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Проблема отцов и детей актуальна в любое время. Жизнь находится под влиянием многих вещей и постоянно меняется. В результате происходит столкновение позиций детей и родителей, что приводит к конфликтам между ними. В зависимости от людей и исторических обстоятельств такие конфликты имеют разную степень тяжести и последствий.

Очень значительные конфликты старшего и младшего поколений можно наблюдать в драме А. Н. Островского «Гроза». Старшее поколение — Кабаниха и Дикой — живут по правилам дома и требуют абсолютного послушания от младших. Они считают термин «уважение» синонимом термина «послушание». Таким образом, кабанья подавляет чувства собственных детей, лишает их свободы и разрушает их личность. Тихон и Варвара, привыкшие к такому контролю с детства, реагируют на него по-разному. Слабовольный Тихон вырастает «маменькиным сынком», совершенно неспособным принимать решения, и не находит лучшего выхода, чем утопить свою контролируемую и бесцельную жизнь в алкоголе. Более энергичная Варвара приобретает негативные черты в результате тирании матери: Обманчивость, диспозитивность и даже определенное безразличие.

Застряв в «темном царстве», Катерина не была готова к такой жизни. Ее родители, хотя и из старшего поколения, разделяли другой образ жизни, что заставило их дочь вырасти хорошим человеком с чистой душой. Она готова уважать свою свекровь и относиться к ней как к родной матери, но Кабановой это не нужно, ей нужно полное послушание.

Борис, который также вырос в другой среде, оказался в подобной ситуации под властью Дики. Но почему-то он позволяет себе издеваться над дикарем, хотя знает, что его шансы на наследство ничтожно малы. А Катерина даже не может смириться с принятыми нормами, для нее жизнь без свободы хуже смерти. Она первая бросает вызов нравам старейшин; ее самоубийство — это протест против порядка. Она дает толчок молодому поколению — Тихон впервые бросает вызов матери, Варвара вообще убегает из дома.

Таким образом, разные люди по-разному выражают себя в одних и тех же конфликтах, и от этого зависит не только их судьба, но и судьба их соседей. Чтобы жить в гармонии в семье, как родители, так и дети должны иметь понимание, терпение и уважение друг к другу и к принятым традициям обоих поколений.

Сочинение на тему проблема отцов и детей в пьесе гроза

1. Жизнь русского патриархального купечества. 2. «Темное царство» и его представители. 3. Молодое поколение в драме. 4. Противоречия между старшим и младшим поколением. А. Н. Островский показал жизнь русского купечества. В драме «Гроза» на обыденном фоне развертывается трагедия, погубившая жизнь молодой женщины. В чем причина гибели Катерины? Можно ли сказать, что именно конфликт поколений привел к драме? Попробуем окунуться в патриархальную атмосферу, которую так мастерски показывает писатель. Невозможно не согласиться с одним из жителей города, Кулигиным, который говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» За маской ханжества и лицемерия творятся странные дела. Все боятся открыто высказывать собственное мнение. Законы, которые царят в обществе, нормальными назвать нельзя. О чести, совести и благородстве никто и не думает. Какими ценностями живет патриархальное купеческое общество? У них не в почете образование, утонченность, интеллигентность. Стремление к наживе, безусловно, играет не последнюю роль, достаточно вспомнить купца Дикого. Кабанихе также не чуждо стремление к обогащению, ведь она отправляет покорного Тихона по делам. Значит, предполагается, что идет торговля, и в обороте крутится капитал. Но в общем и целом это все отходит на задний план. Для характеристики патриархального общества вполне можно подобрать вполне точное определение — «темное царство». Да, это «темное царство» сильно и агрессивно. Никто не решается ему противиться. В драме представителями «темного царства» являются купчиха Кабанова и купец Дикой. Эти люди обладают властью, поэтому считают возможным диктовать окружающим собственные правила. Конечно, у каждого человека есть выбор. И окружающие вполне могли бы этим правилам не подчиняться. Но происходит совершенно иначе. Муж Катерины покорен своей матери. Он не пытается не только с ней спорить, но даже не делает попыток защитить свою жену. Если воспринимать драму «Гроза» исключительно как конфликт старшего и младшего поколений, то здесь можно будет выявить несколько особенностей. Нельзя не признать, что Кабаниха на редкость жестока и бессердечна. Об этой женщине говорится, что она — ханжа, «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Марфа Игнатьевна Кабанова требует к себе уважения. Но явно этого не заслуживает. Однако все умело притворяются, так что у старухи нет повода для тревоги. Особенность драмы «Гроза» в том, что старшее поколение заслуживает резкой критики. Ни в Кабановой, ни в Диком нет ничего светлого, хорошего. Конфликт отцов и детей — это одна из самых распространенных проблем общества. В драме «Гроза» этот конфликт проявляет себя во всей своей пугающей остроте. Но сложность еще и в том, что младшее поколение не обладает какой-либо силой. Увы, но все представители младшего поколения кажутся слабыми и беспомощными. Они либо умело притворяются, как Варвара и Тихон, либо вообще не делают попыток противиться воле старших, как Борис. Из общей массы, безусловно, выделяется Катерина. Это сильная и яркая личность. Она не выдерживает столь тягостной атмосферы, расстается с жизнью. Женщину нельзя не пожалеть. Но вместе с тем нельзя не признать, что своим поступком Катерина бросила вызов патриархальному обществу. Она показала, к каким трагедиям может привести удушающая а. После смерти Катерины все, кто умело притворялся, поневоле должны задуматься над тем, что происходит в обществе. Становится очень тяжело, что только гибель молодой женщины смогла всколыхнуть «темное царство». Ведь было очевидно, насколько неправы отцы. Кабаниха открыто третировала Катерину, и никто не делал попытки заступиться за девушку. Жизнь Катерины превратилась в кошмар. И как это ни странно, но девушка была одинока, несмотря на то что ее окружали люди. Не меньшего презрения заслуживает купец Дикой, яркий представитель патриархального купечества. Его все ненавидят, но вместе с тем никто не решается хоть как-то ему возразить. Жизнь домочадцев Дикого превратилась в ад. Купцу все сходит с рук, даже нечестные и непорядочные поступки, в том числе и откровенное воровство. В частности, он присваивает деньги племянника. Дикой охотно унижает всех вокруг. Он никого и ничего не боится. Почему же нет на него управы? А может быть, потому что слишком слабым оказывается тот самый племянник, деньги которого неправомерным путем присвоил себе Дикой. Борис не способен протянуть руку помощи даже своей любимой. Дикой приказывает племяннику уезжать. Катерина умоляет Бориса, чтобы тот взял ее с собой. Но он отвечает: «Нельзя мне Катя. Не по своей воле еду: “дядя посылает”». Не будь Борис столь слабохарактерным, возможно, все сложилось бы совершенно иначе. То же самое можно сказать и о других героях Островского. Если бы Тихон не был таким слабым и безвольным, то жизнь семьи была бы иной. По-моему, фраза А. де Кюстина: «Россия — страна фасадов» как нельзя лучше подходит к драме Островского. На первый взгляд в городке все благополучно. Но если присмотреться, что происходит за закрытыми дверями, становится страшно. У людей нет по отношению друг к другу ни уважения, ни любви, ни доброты. Неужели все старшее поколение в патриархальном городке — это жестокие, ограниченные и бессердечные люди? Этого просто не может быть. К тому же Катерина рассказывает о своем детстве. И мы понимаем, что ее собственные родители были людьми совершенно иного склада. Катерина говорит: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала…». Родители Катерины также принадлежали к патриархальному купечеству. Но они к собственной дочери относились иначе, нежели Кабаниха и Дикой. Значит, представители старшего поколения «темного царства» могут быть разными. И не все были похожи на Кабаниху, которая со злостью говорит Катерине, прощающейся с мужем: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». Конфликт поколений в драме «Гроза» трагичен еще и потому, что «темное царство» не может не осознавать свою обреченность. И Кабаниха, и Дикой лютуют именно потому, что в глубине души понимают — их время прошло. А после гибели Катерины все изменится сразу и навсегда. По крайней мере хочется на это надеяться.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: