Что означает самоубийство Катерины — ее победу или поражение (по драме А. Н. Островского «Гроза»)


Самоубийство Катерины – поражение или победа?

По мнению Н. А. Добролюбова, “Гроза” – “самое решительное произведение Островского”. В этой пьесе автор изображает трагедию свободолюбивой, непокорной души в атмосфере безгласия и самодурства. Тем самым драматург выражает свое решительное несогласие с бездушной системой “темного царства”.
Драматически оканчивается жизнь главной героини пьесы, Катерины Кабановой. Она доведена до крайности и вынуждена покончить жизнь самоубийством. Как расценить этот поступок?

Был он проявлением силы или слабости?

Жизнь Катерины нельзя назвать борьбой в полном смысле этого слова, а, следовательно, трудно говорить о поражении или о победе. Между Катериной и “темным царством” не было прямых столкновений. Самоубийство героини можно назвать скорее нравственной победой, победой в стремлении обрести свободу.

Ее добровольный уход из жизни – протест против полутюремных порядков в провинциальном городке и бездушия в семье Катерины.

В пьесе описан купеческий быт с его патриархальным укладом, с собственными устоявшимися понятиями о нравственности, во многом косвенными и лицемерными. Люди, живущие в этом замкнутом мирке, либо полностью поддерживают его порядок, либо вынуждены смириться с ним внешне. Но Катерина, оказавшись в этих условиях, не способна смириться со своим положением.

Катерина разительно отличается от окружающих ее людей. Любовь к свободе и восприимчивость к красоте присущи ей с детства. “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”, – вспоминает героиня. Катерина находит красоту в природе, в песнях богомолок, в церковной службе.

Для нее Бог – нравственный закон, который невозможно преступить. Религиозность Катерина светла и поэтична. Островский изображает сильную и цельную натуру, не способную на обман или притворство.

Живя в доме Кабанихи, Катерина не унижается, притворяясь послушной. Она всегда остается верна себе: “Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю”.

Жизнь с нелюбимым мужем под надзором деспотичной свекрови представляется героине адом. Катерина “завяла совсем” в этом неприветливом доме – миниатюрной копии “темного царства”. Однако ее сердце не успокоилось в неволе. Героиня полюбила человека, который выделялся из купеческой среды.

Для Катерины он олицетворяет иной – более светлый, свободный, добрый – мир.

Ради своей любви Катерина готова на измену мужу и поставлена перед выбором: или долг, или обман. Героиня решается на измену, считая ее тягчайшим грехом и мучаясь от этого. Еще ничего не совершив, она уже заранее испытывает ужас нравственного падения: “Точно стою я над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что”.

Однако этот отчаянный шаг является для Катерины шансом вырваться на свободу.

Изменив мужу, Катерина мучается от осознания своей вины, хочет искупить свой грех. Следуя христианской морали, она искренне убеждена, что раскаяние частично искупает вину. Тем более, что жить обманом героиня не может, поскольку это претит ее открытой бесхитростной натуре.

В этом ее существенное отличие от позиции Варвары.

Таким образом, Катерина признается во всем мужу, тем самым отрезая себе путь к спасению. Теперь жизнь в доме Кабанихи начинает вдвойне тяготить Катерину. Жизнь в духовном вакууме теряет для нее всякий смысл: “Для чего мне теперь жить, ну для чего?

Ничего мне не надо…”, – решает героиня. Она не видит иного способа вырваться на свободу, кроме как лишить себя жизни.

Уйти из дому Катерина не может, ведь женщина в XIX веке была почти бесправна, принадлежала мужу душой и телом, не могла самостоятельно распоряжаться собой. Уехать с Борисом Катерина тоже не могла, поскольку тот оказался совершенно ничтожным, слабым, бесхарактерным человеком, не способным на решительные действия.

Можно сказать, что, лишая себя жизни, Катерина шла против Бога, становилась великой грешницей, за которую нельзя было даже молиться. Однако героиня уверена: “Кто любит, тот будет молиться…”. Смерть не страшит ее.

Даже в смерти Катерина видит красоту: ей рисуется картина спокойствия и умиротворения.

Итак, самоубийство Катерины, по моему мнению, является в определенной мере оправданным действием, которое героиня видела для себя единственно возможным в данных условиях. Смерть Катерины – своеобразная нравственная победа, проявление не слабости, а силы духа. Гибель Катерины – еще один шаг к уже начавшемуся разрушению “темного царства” самодуров.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/samoubijstvo-kateriny-porazhenie-ili-pobeda/

LiveInternetLiveInternet

В своём сочинении я собираюсь описать свои мысли о поступке Катерины из пьесы «Гроза», написанной А.Н. Островским. Моё мнение вторит суждению критика Д.И. Писарева, посчитавшего, что самоубийство Катерины — это проявление слабости.

Многие утверждают, соглашаясь с Н.А. Добролюбовым, что Катерина «имеет сильную волю», что самоубийство — трудное, но возвышающее её в глазах других решение. Кто-то утверждает, что она таким образом «одержала победу над тёмным царством». Но так ли это?

Целью «тёмного царства», если зрить в корень проблемы, было подавить и чуть ли не сжить девушку со свету — ведь диктатура и тирания приводят либо к смерти, либо к угасанию всех сил и стремлений человека — что подобно умервщлению, только это уже гибель человека внутри.

Из этого можно сделать вывод, что Катерина только ускорила и облегчила им задачу — поддалась и лишила себя жизни, не сумев найти никаких других прелестей в мире, кроме любви и признания общества, коими она так и не стала располагать; зацикленность на двух вещах так и не дала ей шанса увидеть отраду для своей души в иных мирских проявлениях и мелочах. Она, хоть и считала себя христианкой истинной, всё равно совершает страшный, непрощаемый грех — убегает от проблемы в мир иной; настоящим проявлением силы воли было бы не сломаться, найти решение своей проблемы или проявить христианское смирение в надежде искупить свой первый грех — брак с нелюбимым человеком, который некоторые рассматривают как узаконенное распутсво.

Что вообще есть «победа» или «сила воли»? Это стойкость; в самых трудных ситуациях суметь найти силы и не дать себя сломать, перекроить; сохранить жизнь и достоинство. Этому учат людей всю их жизнь, этим восхищаются читатели книг и зрители фильмов. И ради одного произведения менять устои всего человечества — бессмысленно.

Самоубийство Катерины в пьесе А.Н. Островского

На момент начала работы над драмой «Гроза» Островский уже являлся знаковой фигурой в литературном и театральном обществе страны. Он внёс огромный вклад в развитие театральной постановки, написал несколько пьес, которые пользовались популярностью.

Существует 3 версии создания этого произведения. Первая связана с путешествием автора по Волге в составе большой экспедиции. Александр Николаевич изучал традиции и нравы местных народов, фиксируя всю информацию в своём дневнике. Исходя из этой версии, именно жители таких поволжских городков, как Тамбов, Тверь, Осташково являются прототипами героев знаменитого сочинения.

Вторая версия основана на том, что Островский был вдохновлён историей из реальной жизни. Костромская девушка Александра Клыкова имела судьбу, схожую с главной героиней пьесы. Она, как и Катерина, не нашла счастья в браке, и в итоге решила свести счёты с жизнью.

Наиболее правдоподобной выглядит третья версия создания легендарной драмы. Она основана на биографии писателя и трагедии его личной жизни. Дело в том, что Островский был серьёзно увлечён знаменитой актрисой Любовью Павловной Косицкой.

И Александр Николаевич, и его возлюбленная были несвободны. Даже после смерти своего мужа Любовь Косицкая продолжала отвергать чувства Островского. Критики уверены, что именно актриса является прототипом главной героини.

К слову, именно Косицкая впервые сыграла роль Катерины и эта работа принесла ей большую известность.

В 1859 году Александр Николаевич закончил работу над произведением и отправил «Грозу» на цензурную проверку в столицу. Драма произвела резонанс среди читателей. Причин для этого было много:

  1. Старые общественные и семейные порядки угасали, а «Гроза» демонстрировала нетривиальные отношения между мужем и женой, нехарактерное для того времени поведение женщины.
  2. Тема самоубийств крайне редко обсуждалась в русской литературе XIX века по причине религиозности общества.
  3. Описанный Островским внутренний конфликт Катерины не позволяет отнести её поступок однозначно к греху или добродетели.

Анализу произведения Островского были посвящены работы известных литературных критиков. Например, Добролюбов написал статью «Луч света в тёмном царстве», Писарев представил «Мотивы русской драмы». Сюжет пьесы по сей день вдохновляет художников, поэтов, музыкантов, режиссёров театра и кино.

Разные точки зрения

Развязка пьесы — самоубийство главной героини. К теме суицида во все времена относились неоднозначно. Гибель героев в произведениях — не такое уж и редкое явление для мировой литературы.

Самоубийство всегда было принято рассматривать, как нечто противоестественное человеческой природе, грех и недостойный поступок. Островский впервые представил самоубийство, как протест против установленных порядков, осмысленный выбор героини.

Это не могло не породить множество дискуссий.

Суицид как проявление силы

Перед тем как обсуждать неоднозначный поступок, описанный Островским, следует вспомнить, почему Катерина покончила жизнь самоубийством. У главной героини было сразу несколько мотивов.

Первой причиной для совершения преступления над собой были сложные отношения Катерины с семьёй.

По традиции XIX века девушку рано выдали замуж за купеческого сына Тихона Кабанова. Этот союз не характеризовался ни любовью, ни взаимным уважением. Ежедневно девушка подвергалась нападкам и издёвкам со стороны своей свекрови Марфы Кабановой. В силу христианского воспитания и кроткого нрава Катерина не могла дать отпор взрослой женщине, а Тихон не смел перечить матери.

Вторым мотивом для самоубийства являются чувства Катерины к Борису. Девушка влюбляется в героя и в силу своей неопытности, доверчивости наделяет мужчину несвойственными для него благородными качествами.

Она считает Бориса смелым, воспитанным, высоконравственным и преданным человеком. Однако чувства мужчины оказываются не так сильны, как ожидает Катерина. В самый ответственный момент Борис покидает и предаёт девушку, оставив одну в окружении злобных, безнравственных людей.

Совершённая измена оказывается тяжким грузом на душе Катерины.

Главным мотивом для суицида, по мнению критиков, является нестабильное психическое состояние главной героини. Христианские ценности, привитые с детства, не соответствуют окружающей её действительности. Она видит, как жители маленького городка прикрываются ценностями и божьими законами для совершения ужасных поступков.

Литературный критик Добролюбов рассматривает смерть Катерины как поступок сильной личности. «Луч света в тёмном царстве». Этой цитатой он характеризует своё отношение к поступку главной героини.

Катерина не могла больше терпеть слабость нелюбимого мужа, издевательства свекрови, предательство любимого человека и порочность окружающих её людей. В то же время она не имела возможности что-либо изменить.

Этого не позволял кроткий характер и воспитание героини. По мнению Добролюбова, единственным выходом из сложившейся ситуации было самоубийство. Жизни в порочном обществе Катерина предпочитает смерть.

В этом, по мнению многих критиков, и проявляется сила характера главной героини.

Самоубийство как слабость

Противоположной точки зрения придерживается критик Писарев в своей работе «Мотивы русской драмы». Самоубийство он расценивает как слабый, безвольный поступок, который абсолютно не решает проблемы.

Для того чтобы удостовериться в этом, стоит рассмотреть, какова реакция окружающих на действие Катерины. Для большинства окружающих смерть девушки — ужасное и даже необычное событие. Тихон, несмотря на своё горе, не изменит своего поведения, Марфа Кабанова не станет сожалеть о своём отношении к девушке, Бориса также едва тронет эта история.

По мнению Писарева, Катерина решает совершить суицид вовсе не от безвыходности положения, а из-за невозможности принимать сложные решения. Он описывает характер девушки как:

  • слабый;
  • безвольный;
  • безответственный.

Даже измену критик воспринимает не как ошибку, а как порок. Ведь на покаяние перед мужем женщина решилась не сразу. Страх перед наказанием приходит к Катерине только после третьего свидания с Борисом. Влюблённость главной героини также представляется критику весьма странной. Писарев осуждает её легкомысленность.

К слову, такими качествами характера, как смирение, безволие и неспособность делать сложный выбор можно охарактеризовать не только Катерину, но и большую часть дворянства второй половины XIX века. Людям этого типа проще погибнуть и предпочесть вечные страдания, чем решить свои проблемы, изменить привычный уклад или пойти против общественного мнения.

По мнению Писарева, в этом действии Катерины проявилась слабость характера, которая была присуща большей части нового поколения дворянства.

Островский впервые смог поднять проблему выбора между жизнью с ложными ценностями и добровольной гибелью. В пьесе «Гроза» сила и слабость Катерины олицетворяет муки выбора общества того времени.

В русском дворянстве начинались глобальные перемены. Молодые люди больше не хотели жить по старым правилам и порядкам.

Несмотря на то что знаменитая драма описывала общественные проблемы XIX века, эта тема остаётся актуальной и в наши дни.

Источник: https://nauka.club/literatura/samoubiystvo-kateriny-groza.html

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: