Анализ стихотворения «Чудная картина» (А.А. Фет)


История создания

Стихотворение А. А. Фета «Чудная картина» довольно короткое. За это в сторону поэта литераторы высказывали своё недовольство. Дело в том, что навязывание своего видения читателю Фет считал излишним. В его раннем творчестве эта позиция выражена особенно ярко, о чём и свидетельствует «Чудная картина», написанная в 1842 году (поэту на тот момент было всего 22 года).

Поэт делится впечатлениями от ночной поездки. Надо сказать, он был ещё совсем юн, и его мечты отличались чистотой, свежестью. То, что для других было обыденностью, его приводило в восторг. Он был человеком с тонко чувствующей душой и умел поделиться с читателем своим мироощущением с помощью минимальных художественных приёмов.

Чудная картина

Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна,

Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.

«Чудная картина» Фета

А. Фета часто упрекали за чрезмерную краткость и отсутствие глубокого смысла в стихотворениях. Поэт признавался, что даже проявление личных чувств считает излишним. По его мнению, произведение должно максимально точно передавать непосредственные впечатления и не навязывать позицию автора читателям. Особенно ярко эта мысль Фета проявлялась в его раннем творчестве. Характерным примером служит стихотворение «Чудная картина» (1842 г.).

Автор описывает свои реальные впечатления под воздействием зимней ночной поездки. Стихотворение представляет собой миниатюру. Оно могло быть создано в приливе творческого вдохновения за несколько секунд. Талант Фета заключается в том, что он сумел запечатлеть самые нужные детали. Личное отношение автора выражено только в одной фразе: «как ты мне родна». Этого вполне достаточно, чтобы показать безграничную любовь поэта к своей земле. Если для большинства современников патриотизм выражался в обилии торжественных слов и обещаний, то Фет всего лишь упоминает о некоторых обыденных приметах русского пейзажа: «белая равнина», «блестящий снег». «Саней… одинокий бег» связывает его стихотворение с традиционным образом русской тройки, символизирующей собой всю Россию.

Фет был человеком с очень тонко чувствующей душой. Обычные вещи, на которые многие бы не обратили никакого внимания, могли привести его в восторг. Главная заслуга поэта заключается в умении передать читателю это чувство с использованием минимальных художественных средств. Стихотворение «Чудная картина» кажется до банальности простым и наивным, но волшебным образом создает в душе радостную атмосферу.

Поэт был еще очень молодым человеком. Его вдохновение было напрямую связано с юношескими мечтами и надеждами, которые отличались свежестью и чистотою.

Только после трагической смерти М. Лазич в творчестве Фета появляются личные мотивы. Но при этом поэт никогда не навязывал своих печальных размышлений природе, а продолжал искать в ней соответствие личным переживаниям. Фет придерживался мнения, что природа стоит с человеком на равных и обладает собственной душой. Поэтому свою задачу он видел в том, чтобы отдать природным явлениям заслуженную дань уважения, а не пытаться объяснить их с точки зрения разума.

Оцените, пожалуйста, это стихотворение.

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Образы и символы

В произведении «Чудная картина» мы встретим «саней … одинокий бег». Этот образ символизирует Россию. Перед читателем тут же вырисовывается картина русской тройки. Отметим также, что бегущие сани – единственное движение в стихотворении. Возможно, сам автор сидел в санях и чувствовал одиночество посреди ночной темноты.

Ещё один образ – луна, символизирующая человеческую душу. Таким образом вырисовывается картина объединения природы и человека.

Лирического героя стихотворения «Чудная картина» мы ощущаем незримо. Мы видим пейзаж его глазами — влюбленными глазами молодого человека, который видит красоту своей родины и стремится ее передать.

Темы, проблемы и настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Чудная картина» описаны лаконично:

  • Тема природы — основная в произведении. Автор описывает чудесный зимний пейзаж и открывает читателю его подлинную красоту.
  • Помимо описания зимнего пейзажа, поэт обращается к теме одиночества. Больше всего оно ощущается именно ночью, когда всё будто бы замирает (неспроста автор не использует ни одного глагола). Однако одиночество не тяготит лирического героя, и даже наоборот – вдохновляет его.
  • Что делает человека счастливым? К этой проблеме обращается в стихотворении поэт и находит ответ, наблюдая за красотой природы. Казалось бы, вокруг всё так привычно, но порой истинное удовольствие нам доставляет то, на что мы иногда даже не обращаем внимания.

Основная идея

В центре внимания поэта — красота природы зимой и любовь к родному краю. Смысл стихотворения «Чудная картина» — разделить с читателем восхищение красотой зимнего пейзажа, выразить гармонию человека и природы.

А.А. Фет исповедовал идеалы «чистого искусства», поэтому не писал стихотворений на злободневные темы и не закладывал в них какие-то тайные подтексты, чтобы заморочить голову цензору. В его поэзии все буквально: посмотрите на «Чудную картину» и полюбуйтесь ею! Такова главная мысль.

LiveInternetLiveInternet

Афанасий Фет

Роман Суханов – Тихое местечко

Сумерки зимою – время особо дорогое в деревне …. В это время очертания предметов тонут, белоснежные поляны видятся через вуаль лилово-сиреневого Ещё проступает по всему серому небу свет, но мир – уже занят: взгляд отвлекается мириадами невидимых пятен * * * Морозным утром солнце восходит не привлекая внимания – резко очерченным, тёмно – красным.… Спустя время оно становится расплывчато-ярким – начинается настоящий день … Падающие льдинки бывают разными , то крупными , искрящимися , то как пылинки-звёздочки , а то – как мельчайшие реснички … Они наполняют морозную прохладу , собирая блеск солнца …

Роман Суханов – Дорога к дому

Днем пробилось солнце. И скоро в воздухе знакомые крохотные искорки; солнце становилось ярче: всё в небе вспыхивало и гасло над снегом и морозом, и небо уже серо-синее, проглядываемое, и солнце уже словно сноп желто-оранжевого света, да и скоро снова пасмурное время…

Роман Суханов – Зимняя сказка

Утром в тишине на берёзе шелковистые нити, блёсточки на тонких ветвях, на блёсточках – отраженье-блеск неба, рассвета, белизны И вдруг берёза и вся местность осветилась солнцем – тёплыми красноватыми оттенками и какими земными показались и берёза, и местность.

Роман Суханов – Зимняя идиллия

День чист и голубой, ослепительный… Вдали от деревень равнины и овраги мягко скрыты снегом. Здесь тепло близкой весны, солнечной, здесь запах степного простора и немногих деревьев, запах вольного света. Здесь с удивлением смотришь на жизнь дня: тихий солнечный шум над снежной поверхностью…

Роман Суханов – На зимней опушке. Морозные узоры чудесницы зимы

День чист и голубой: равнины и овраги вдали от прижавшейся к лесу деревни мягко скрыты снегом. Ослепительный день. В пути среди белоснежного безмолвного мира веяние снежной прохлады есть веяние времени … Здесь дышится полной грудью, здесь обостряется запах дали, немногих деревьев … Зимой ! День, время года – выше, чем мои представленья

Роман Суханов – Зимним утром

Вышел в солнечный день: хоровод берёзок и елей звенят распустившимися в голубом небе прозрачными голубыми нитями …, лучи солнца обнажили тёплые изгибы стволов

Зимнее золото

Пасмурным чуть морозным утром в воздухе запах дальнего леса, запах тонкий, запах весны. Небо сплошное , мутно-белое , неопределённой высоты . С неба невидимо сыплются мелкие снежинки Деревья – ещё в инее; иней – самое белое и чистое дня; иней слетает с ветвей к полудню: лёгкий тонко-хрустальный мороз спадает… В деревенском дне тишина и покой * * *

Роман Суханов – Мороз и солнце

В серо-синем горизонте сноп жёлто-оранжевого света – восход солнца…. На слегка синеватый снег падают тонко сверкающие синевой блёсточки … Солнце становилось ярче – и всё в небе блистало от невесомых льдинок – кристаллов… Мы будто жили в мире осыпающихся драгоценностей

Снежное утро

Яркий морозный день. Ветер не нарушает голубизны неба и белизны снега, лишь кое-где по сугробам подхватывая горсти снега и в игре рассыпая … Солнце неожиданно тёплое, голубизна – бесконечна. Холодно./А.Марасов

Рождение нового дня

Солнце преображает, вносит радость, помогает верить, и ты помнишь лето, тепло воздуха и зелени, и к тебе приходят силы, радости, ты уже не только заодно с миром, но ты и сам могуч неукротимой в тебе жаждой жизни.

Художник Роман Суханов @romanart Калуга

Средства выразительности

Создавая зимний пейзаж, поэт использует много эпитетов: «чудная картина», «картина родна», «белая равнина», «высокие небеса», «блестящий снег», «одинокий бег». Какие же еще тропы можно найти в стихотворении «Чудная картина»?

  1. Инверсия («небес высоких», «саней далеких») как бы выстраивает гармонические ряды трехстопного хорея;
  2. Олицетворение встраивает в стихотворение мотив пути («саней… бег»);
  3. Характерные для лирики Фета перечисления простых назывных предложений в составе сложного позволяют предельно упростить произведение, нарисовав его размашистыми штрихами. Перед нами живопись в литературе, ведь после прочтения мы представляем себе чудесные картины.

Автор: Мэри Лепсая

«Чудная картина», анализ стихотворения Фета

Стихотворение «Чудная картина», написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл «Снега» (1850 год).

Относящееся к пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут «блестящий снег» и «белая равнина». Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, красоту.

В произведении ярко прослеживаются основные мотивы — очарованность героя ночным пейзажем, мотив пути, возникающий в конце стихотворения, мотив человеческого одиночества, подчеркнутый холодной красотой заснеженной природы. Одинокая луна над белой равниной символизирует это состояние человеческой души. Природа и человек слиты в стихотворении воедино.

Основным изобразительным средством стихотворения выступают эпитеты: «чудная картина», «блестящий снег», «одинокий бег», «небес высоких», «полная луна». Оценочный эпитет «чудная» выражает состояние умиротворенного восхищения лирического героя. В пейзажной зарисовке присутствует олицетворение («и саней далеких одинокий бег») и инверсия («небес высоких», «саней далеких»), выполняющая двойную роль. Она позволяет организовать падение логических ударений в стихотворении на прилагательные, а также вводит в стихотворение мотив пути. В первой строфе Фет прибегает к аллитерации звука «р», а во второй использует аллитерацию звука «с», позволяющую передать ощущение света.

Поэт обращается во второй строфе к повтору-перифразу («полная луна» – «свет небес», «белая равнина» – «блестящий снег»). Синтаксический параллелизм (чудная картина, белая равнина, полная луна) усиливает ощущение гармонии от восприятия окружающей картины. Контрастная цветовая гамма стихотворения – луна на фоне ночного неба, темнеющий силуэт саней на белом снегу – придает особую выразительность зимнему пейзажу.

Фет использует в «Чудной картине» прием безглагольности, передавая настоящее время с помощью назывных предложений и употребления личного местоимения «ты» и краткого прилагательного «родна» («как ты мне родна»). Все стихотворение представляет одно сложное предложение. Оно создает ощущение, что поэт переполнен чувствами и говорит на одном дыхании, а также передает ощущение целостного восприятия природы и единения с ней. Повествовательная интонация подчеркивает спокойное внутреннее восхищение лирического героя окружающей красотой.

Композиционно стихотворение состоит из двух строф-четверостиший. Оно написано передающем динамику и характерным для народных песен трехстопным хореем. Фет использовал в «Чудной картине» перекрестную рифмовку, придающую особую легкость произведению.

Поэт выстраивает в стихотворении определенную последовательность образов и чувств. Внутреннее пространство произведения имеет четко заданный ри), шире («свет небес высоких»), ниже («блестящий снег»), уже («и саней далеких»). Ключевое слово «бег» объединяет все эти разнонаправленные векторы в движение. Неподвижный ранее мир становится движущимся.

На протяжении всего стихотворения изменяются чувства лирического героя: субъективная оценка в начале стихотворения («чудная картина») сменяется объективным описанием пейзажа («белая равнина», «полная луна»), которое постепенно приобретает эмоциональную окраску («свет небес», «блестящий снег»). Первые две и последние две строки стихотворения объединяют переживания лирического героя – щемящее чувство красоты родного края, смешанное с чувством затерянности человека в этом мире, среди бескрайних русских просторов.

Вдумчивый пейзажист, Фет сумел передать в небольшом стихотворении всю красоту и очарование зимней ночи, наполненность души лирического героя чувствами умиротворения, спокойной любви и легкой грусти, его духовное родство с родной природой.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
  • «Буря», анализ стихотворения Фета
  • «Весенний дождь», анализ стихотворения Фета
  • «Сияла ночь. Луной был полон сад», анализ стихотворения Фета
  • «Бабочка», анализ стихотворения Фета
  • «Какая ночь! Как воздух чист…», анализ стихотворения Фета
  • «Осень», анализ стихотворения Фета
  • «Осенняя роза», анализ стихотворения Фета
  • «Ласточки пропали…», анализ стихотворения Фета
  • «Старые письма», анализ стихотворения Фета
  • «Печальная береза…», анализ стихотворения Фета
  • «Майская ночь», анализ стихотворения Фета
  • «Смерти», анализ стихотворения Фета
  • «Музе», анализ стихотворения Фета

По писателю: Фет Афанасий Афанасьевич

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: