Сила характера Катерины (по драме Островского «Гроза»)
Драма “Гроза”, написанная в 1859 году, является вершиной творчества А. Н. Островского. Она входит в цикл пьес о “темном царстве” самодуров. В то время Добролюбовым был поставлен вопрос: “Кто бросит луч света в мрак темного царства?” Ответ на этот вопрос был дан А. Н. Островским его новой пьесой “Гроза”. Две тенденции драматургии писателя — обличение и психологизм — очень хорошо обнаружились в этом его произведении. “Гроза” — драма о судьбах молодого поколения. Автор создал пьесу жизни, героями которой стали обыкновенные люди: купцы, их жены и дочери, мещане, чиновники. Образ Катерины, главной героини пьесы, является самым ярким. Добролюбов, подробно анализируя это произведение, пишет, что Катерина — “луч света в темном царстве”. Почему же именно она? Потому что только Катерина, слабая женщина, выступила с протестом, только о ней мы можем говорить как о сильной натуре. Хотя, если рассматривать поступки Катерины поверхностно, можно сказать обратное. Это мечтательница девушка, которая сожалеет о детских годах, когда она жила, точно птичка на воле, с постоянным ощущением счастья, радости, и маменька в ней души не чаяла. Любила она в церковь ходить и не подозревала, какая ее ждет жизнь. Но закончилось детство. Вышла Катерина замуж не по любви, попала в дом Кабановых, с чего и начинаются ее страдания. Главная героиня драмы — это птица, которую посадили в клетку. Она живет среди представителей “темного царства”, но не может так жить. Уже в первой встрече со зрителями героиня выступает, может быть, не столько против Кабановой, сколько защищая себя. Но это уже первый шаг. Тихая, скромная Катерина, от которой иногда не услышишь и слова, еще ребенком, чем-то обиженная дома, уплыла одна в лодке по Волге. В самом характере героини были заложены цельность и бесстрашие. Она сама знает это и говорит: “Такая уж я зародилась горячая”. В разговоре с Варварой Катерину не узнать. Она произносит необычные слова: “Отчего люди не летают?”, которые кажутся странными и непонятными Варваре, но много значат для понимания характера Катерины и ее положения в кабановском доме. Героиня хочет ощущать себя вольной птицей, которая может взмахнуть крыльями и полететь, но, увы, она лишена такой возможности. Этими словами молодой женщины А. Н. Островский показывает, как тяжело ей переносить гнетущую неволю, деспотизм властной и жестокой свекрови (“Да зд4еь все как из-под неволи”). Случайно вырвавшиеся слова героини говорят о ее заветной мечте освободиться из этой темницы, где подавляется и убивается любое живое чувство. Но героиня изо всех сил сражается против “темного царства”, и именно эта ее неспособность до конца смириться с кабановским гнетом обостряет уже давно назревавший конфликт. Пророчески звучат ее слова, обращенные к Варваре: “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!” Всепоглощающее чувство охватило Катерину, когда она встретила Бориса. Героиня одерживает победу над собой, в ней открывается способность глубоко и сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного, которая говорит о ее живой душе, о том, что не умерли в кабановском мире искренние чувства Катерины. Она уже не боится любви, не боится разговоров: “Коли я для себя греха не побоялась, побоюсь ли я людского стыда?” Девушка полюбила человека, в котором нашла что-то непохожее на окружающих, но это было не так. Мы видим явный контраст между возвышенной, одухотворенной, беспредельной любовью героини и приземленным, осторожным увлечением Бориса. Но даже в такой трудной ситуации девушка пытается быть верной себе, своим жизненным принципам, она стремится подавить любовь, которая сулит так много счастья и радости. Героиня умоляет мужа взять ее с собой, так как предвидит то, что с ней может случиться. Но Тихон равнодушен к ее мольбам. Катерина хочет дать клятву верности, но и тут Тихон не понимает ее. Она и дальше пытается уйти от неизбежного. В момент первой встречи с Борисом Катерина колеблется. “Зачем ты пришел, погубитель мой?” — говорит она. Но по воле судьбы происходит то, чего она так боялась. Катерина не могла жить с грехом, в четвертом акте пьесы мы видим ее покаяние. И выкрики сумасшедшей барыни, удары грома, неожиданное появление Бориса приводят впечатлительную героиню в небывалое волнение, заставляет ее покаяться в содеянном, тем более, что Катерина всю жизнь боялась умереть “со своими грехами” — не покаявшись. Но в этом не только слабость, но и сила духа героини, которая не могла, подобно Варваре с Кудряшом, жить утехами потаенной любви, не побоялась людского суда. Не удар грома сразил молодую женщину. Она сама бросается в омут, сама решает свою судьбу, ища освобождения от невыносимых мук такой жизни. Она считает, что домой идти, что в могилу, даже “в могиле лучше”. Она кончает жизнь самоубийством. Большое мужество нужно для такого решения, и недаром ей, мертвой, завидует оставшийся “жить… да мучиться” Тихон. Своим поступком Катерина доказала свою правоту, нравственную победу над “темным царством”. Катерина соединила в себе гордую силу, независимость, которую Добролюбов расценил как знак глубокого протеста против внешних, в том числе социальных условий жизни. Катерина, которая своей искренностью, цельностью и безоглядностью чувств враждебна этому миру, подтачивает “темное царство”. Слабая женщина смогла выступить против него и одержала победу. Героиня Островского — поистине луч света в “темном царстве”. В ней поражает верность идеалам, духовная чистота, нравственное превосходство над окружающими. В образе Катерины писатель воплотил лучшие черты — вольнолюбие, независимость, талантливость, поэтичность, высокие нравственно-этические качества.
Эссе про Катерину
Катерина является главной героиней пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза», женой Тихона и невесткой Кабанихи. С помощью молодой девушки автор поднимает проблему судьбы неординарной и выделяющейся личности среди патриархального города.
Катерина была девятнадцатилетней девушкой, которая вышла замуж в раннем возрасте. В самом начале девушка вспоминает о своем детстве, хороших воспоминаниях с тоской в глазах. Она была ребенком, ради которого родители были готовы на все. Они проводили вместе очень много времени, посещали церковь и изучали новые вещи. Уже в детстве Катерине заложили те убеждения, которых она придерживалась и в более старшем возрасте. Теперь, когда она была замужем за Тихоном и жила с его матерью, все стало иначе. Она перестала дышать полной грудью, чувствовать свободу и ощущение жизни. Хоть события и действия в повседневной жизни остались прежними, изменилось её отношение ко всему. Теперь все делалось не по доброй воле, а по принуждению. Несмотря на эти обстоятельства, её сердце было полно любви.
Так как девушка с детства регулярно посещала церковь, её религиозность не была чем-то странным. Поэтому, влюбившись в абсолютно ей чужого и постороннего человека, она чувствует себя грешной. Этим человеком был Борис. Встречи с ним придавали ей сил и приносили огромное счастье. Все попытки заглушить эти эмоции с помощью религии или любви к Тихону становятся бесполезными. Она была не в силах бороться со своими желаниями, которые были ей совсем несвойственны. Она не в силах избавиться от встреч с Борисом и поэтому изменяет мужу. Скорее всего, этого могло не произойти, если бы девушка чувствовала от Тихона поддержку и внимание. После этого её религиозность увеличивается, она открыто признается в содеянном. Не получив понимания и надежды на создание дальнейшего счастья, Катерина идет на еще более грешный поступок – самоубийство.
Таким образом, Катерина была «белой вороной» в своем окружении и постоянно пыталась бороться с ним и своими желаниями, которые не соответствовали её мировоззрению. Ее смерть многим показалась неким протестом, который зашел слишком далеко, лишив девушку жизни.
Для 10 класса
Проявление силы в поступке
Человеку требуются веские причины, заставляющие покончить с жизнью. Чтобы разобраться в силе и слабости Катерины в пьесе «Гроза», нужно рассмотреть мотивы для суицида, их было несколько. Изначально у неё были сложные отношения с семьёй. У девушки непримиримый, решительный русский характер. В детстве, по её рассказам, мать ни к чему не принуждала дочку. Девочка гуляла, вышивала, молилась и воспитывалась в условиях старого быта.
Очень рано Катю выдали замуж за купеческого сына — Тихона. Брак был без любви, в нём отсутствовало взаимное уважение. К тому же ежедневно девушка подвергалась нападкам и издевательствам свекрови Марфы Кабановой. Из-за воспитания девушка не могла дать достойный отпор женщине, да и муж не смел перечить матери.
Второй причиной, почему героиня решила свести счёты с жизнью, послужило чувство к Борису. Молодой человек приехал из Москвы. В силу неопытности и доверчивости девушка влюбляется в мужчину. Катя наделяет Бориса несвойственными ему благородными качествами. По её мнению, он смелый, преданный, высоконравственный и воспитанный. Она считала, что в браке с ним будет наравне и свободна.
Но чувства избранника на поверку оказываются не так прочны. В Калинов Борис приехал, чтобы попросить денег у дяди. Молодой человек не желает брать ответственность за свои чувства. В самый ответственный момент он предаёт девушку — оставляет наедине с озлобленными и безнравственными людьми. Вынести груз измены Кате не под силу.
Есть мнение, что решиться на суицид девушка могла из-за нестабильного психического состояния. Слишком разнилась окружающая действительность с христианскими ценностями, привитыми Кате. С детства Катю учили жить честно, соблюдая законы христианства. В её окружении жители городка прикрываются божьими законами и совершают ужасные поступки. Калинов представляется ей болотом, которое рано или поздно «утопит» душу каждого жителя городка. Ей невозможно выбраться из этого пространства, а другого мира не существует. Город превращается для неё в клетку.
Доказательством силы девушки являлось то, что она была верующей. Для людей этой категории совершить самоубийство значило толкнуть себя на страшный грех. Но Катя не побоялась переступить порог смерти, что доказывает силу её характера.
Причины резонанса
Во многих сочинениях и эссе затрагивается тема суицида. Произведение «Гроза» логичнее отнести к трагедии, ведь финал картины — суицид. Именно для трагического сюжета характерна развязка, где один из персонажей гибнет. Другая причина отнести к этому жанру произведение — это конфликт ценностей. Рассматривать в самоубийстве Катерины силу или слабость можно, только поняв причину такого поступка.
Пьеса вызвала резонанс в обществе по нескольким причинам:
- В «Грозе» показаны нетривиальные отношения между мужем и женой, которые были нехарактерны для того времени.
- В русской литературе XIX века редко поднималась тема самоубийства. В это время общество было сильно религиозно.
- Островский показал конфликт героини, который невозможно однозначно отнести к добродетели или греху.
Самоубийство во все времена принималось как противоестественное действие для человеческой природы. Драмой писатель выразил протест против установленных норм, поэтому возникло так много дискуссий.
История создания пьесы
Островский написал «Грозу» во второй половине XIX века. Это был сложный период в истории страны, предстояли глобальные реформы и изменения. Сюжет картины довольно противоречив, что вызвало сильный резонанс со стороны читателей и литературных критиков.
Автор уже был довольно известен в литературном и театральном обществе, когда начал работу над драмой. Известно три версии создания сюжета:
- Первый вариант картины Александр Николаевич написал во время путешествия по Волге. Была организована большая экспедиция, где писатель изучал обычаи и традиции местных жителей. Свои наблюдения он оставлял в дневнике. Считается, что прототипами главных героев являются жители ближних к Волге городов — Тверь, Тамбов, Осташково.
- Вторая версия указывает на то, что основой сюжета послужила реальная история. Островский узнал о судьбе девушки Александры из Костромы. Описанная в пьесе жизнь Кати была очень похожа на судьбу Александры, лишившей себя жизни из-за несчастного брака.
- В третьей версии заложена личная история писателя. Последний вариант считается наиболее правдоподобным. Островский был сердечно привязан к известной актрисе Л. П. Косицкой. Они оба были несвободными людьми. Но даже после смерти мужа Любовь Павловна не приняла чувства писателя. Именно она, как считают критики, стала прототипом героини пьесы. К тому же Косицкой предстояло первой сыграть на сцене Катерину, и эта роль сделала её знаменитой.
🗹В 1859 года работа над пьесой была закончена, и писатель отправил её на рецензирование в столицу. Ответ был неоднозначным, так как произведение вызвало огромный резонанс среди критиков и читателей.