Книга Ремарка «Триумфальная арка» написана автором в средине прошлого века с такой силой и страстью, что стала произведением вне времени. Она погружает нас в бесконечно многогранный мир живого, страдающего благородного человека, ставшего изгоем в своей родине и живущего на чужбине накануне глобальной войны.
Он и его любовь, его талант, его внутренний мир, как и судьбы миллионов других порядочных людей, попраны родной страной, преобразившейся в бездушную диктатуру. Человек при подобных условиях становится игрушкой судьбы, щепкой в океане истории.
Похожее мы наблюдаем и сегодня. Разве устарела написанная в средине прошлого века «Триумфальная арка»? Отзывы читателей свидетельствует об обратном. Сколько современных людей, узнавших войну в Афганистане, Чечне и другие вооруженные конфликты, не погибли, но сломались психологически, не смогли социализироваться? Скольких из них не спасла от пьянства и пучины безверия любовь, как это случилось с Равиком. Разве это не наши современники?
Об авторе
Писатель родился в 1898 году. Родной город Ремарка – Оснабрюк. Уже в ранние годы Эрих проявлял любовь к литературе. В юности увлекался творчеством таких писателей как Томас Манн, Стефан Цвейг, Фёдор Достоевский. В 1904 году Ремарк поступил в церковную школу. Спустя пять лет – в учительскую семинарию.
В 1925 году писатель женился на Ютте Замбоне, которая стала прототипом главной героини романа «Три товарища». Девушка в течение многих лет болела чахоткой. Этот брак продлился около четырех лет. Правда, позже Ремарк снова женился на Ютте. Но это уже был фиктивный брак, который позволил женщине покинуть Германию.
Произведения Ремарка пронизаны ненавистью к фашистам. В начале тридцатых годов писатель вынужден был покинуть родину и уехать в Швейцарию. В Германии его книги были не только запрещены, но и публично сожжены. Экзекуцию над литературными произведениями Ремарка нацисты сопровождали лозунгом «Нет – писакам, которые предали героев войны!».
В 1939 году писатель уехал в США. Гражданство ему удалось получить лишь спустя восемь лет. В начале пятидесятых у него начался роман с известной актрисой Полетт Годдар. В 1957 году Ремарк оформил развод с Юттой и женился на бывшей супруге Чарли Чаплина. Остаток жизни провел в Швейцарии, куда уехал в 1958 году. Один из известнейших прозаиков 20 столетия, представитель литературы потерянного поколения ушел из жизни в 1970 году в швейцарском городе Локарно.
Из истории написания
В конце тридцатых годов Ремарку все сложнее становилось работать в Германии. Его книги не соответствовали официальной идеологии. Кроме того, немецкое написание своей фамилии он поменял на французское, что не могло не вызвать негативную реакцию властей.
В 1939 году писатель познакомился с Марлен Дитрих. Со знаменитой актрисой у Ремарка завязался роман. Именно Дитрих является прототипом главного женского образа в романе. Узнав лишь краткое содержание «Триумфальной арки», актриса пришла в гнев. Ей совсем не понравилось, что героиня произведения Ремарка всего лишь рядовая ресторанная певичка. Марлен Дитрих к тому времени уже была звездой мирового масштаба.
«Триумфальная арка» Ремарка: краткое содержание по главам
Герой Ремарка знал не понаслышке, что такое фашизм. О том, что пережил Равик в Германии, читатель узнает из воспоминаний. Ключевые события из биографии хирурга немецкого происхождения упомянуты в кратком содержании «Триумфальной арки». Ремарк создал в своей книге несколько сюжетных линий. Какая из них главная – вопрос спорный. Краткое содержание книги «Триумфальная арка» ниже изложено по плану:
- Прошлое Равика.
- Жоан.
- Равик и Морозов.
- Судьба эмигранта.
- Арест.
- Месть.
- Смерть Жоан.
- Война.
Действие р?мана пр?исх?дит в начале войны в? Франции. Главным гер?ем выступает бежавший немецкий хирург Равик, к?т?рый тайн?, не имея д?кумент?в, пр?живает в? Франции. ?бладая д?стат?чн? пр?фесси?нальными навыками и многолетним ?пыт?м, ?н раб?тает, замещая менее квалифицир?ванных французских врачей. П? в?ле судьбы ему пришл?сь ?ставить р?дные края. Он полагал, чт? в? Франции ему будет легче, и жизнь наладится.
В Париже в эти годы было много беженцев из Германии. Они покинули родину, замученные фашистским режимом, гонениями. Избежать ареста после начала войны многим не удалось. Впрочем, что произошло с Равиком в сороковые годы, не даст представление ни краткое содержание романа «Триумфальная ярка», ни литературный источник.
Анализ и экранизации
Книга немецкого писателя считается классикой европейского романа. Автор долго работал над своим сочинением, но уровень его мастерства настолько высок, что мнения критиков и читателей исключительно положительные.
Произведение учит многому:
- стойкости;
- преданности;
- умению любить;
- милосердию;
- искренней дружбе.
Любовь — основной движущий элемент романа. Она воскресила главного героя, помогла ему отвлечься от собственных проблем. Равик не может отказаться от своих чувств, днем и ночью он готов говорить с Жоан, спрашивать у нее совета. Об этом можно судить исходя из диалога между главными героями: «Я тебя люблю. — Но ты же меня практически не знаешь. — А какое это имеет отношение к любви?» (цитата из произведения). Ссоры и разрывы влюбленные переносят тяжело, хотя и накапливают обиды.
Но предавшись мести, он снова погряз в мрачных мыслях. Автор постарался оправдать такой поступок — умело описал историческую обстановку в стране. Ведь убийство гестаповца произошло перед объявлением войны.
Само название романа означает памятник, который прославляет победу Франции. Но за ним скрываются не только воинские почести, но и смерти тысячи людей, искалеченные судьбы их семей.
По книге ставили спектакли во французских и английских театрах, а также есть несколько экранизаций:
- «Триумфальная арка», 1948;
- фильм с аналогичным названием 1985 года.
В первой ленте снимались Шарлем Буайе и Ингрид Бергман. Во втором роли главных персонажей исполнили Лесли-Энн Даун и Энтони Хопкинс.
Прошлое Равика
Пр?живая на р?дине, ?н с?действ?вал п?бегу друзей, тем самым уберёг их ?т казни. Сам же Равик провел несколько недель в гестап?. Вместе с ним была арестована его возлюбленная. Сибилла погибла. Эту смерть Равик никогда не простит гестаповцам.
Книгу немецкого писателя можно разобрать на цитаты. Краткое содержание «Триумфальной арки» не позволяет по достоинству оценить мастерство автора. Сюжет романа трагичен, но герои его не произносят патетических слов. Равик холоден и сдержан. Кажется, он лишен способности переживать. Но такое впечатление создается лишь на первых страницах романа «Триумфальная арка». Ремарка в кратком содержании читать – значит оценить лишь умение писателя создавать закрученные, увлекательные сюжеты. Ведь произведения этого автора наполнены тонким психологизмом, лаконичными философскими изречениями.
Начало произведения
Уже из аннотации читателю становится понятно, что сюжет «Триумфальной арки» посвящен трагической любви. Автор на первых страницах рассказывает историю немецкого хирурга, который долго находился в военнопленном лагере гитлеровцев. Ему удалось бежать во Францию, где он начал работать под другими фамилией и именем.
В первой главе Равик возвращается домой поздно вечером и встречает на улице незнакомую женщину, которая пыталась умереть. Он захотел спасти красавицу и пригласил ее выпить. Больше всего хирург любил кальвадос — яблочный бренди, который готовят в Нормандии. На свету Равик рассмотрел свою спутницу, ему очень понравились ее золотистые волосы.
Девушке некуда было идти, поэтому хирург пригласил ее к себе в гостиницу. Сам он так и не смог отдохнуть, уже на рассвете отправился на работу. Равик был идеальным хирургом, его приняли нелегально в клинику Вебера. Но в тот день он неудачно провел операцию, из-за чего пациентка скончалась. Он не хотел возвращаться домой, хотя его привлекала красивая незнакомка.
Из-за плохого настроения Равик напился и пришел в гостиницу нетрезвым. В таком виде он соблазнил девушку, хотя она и не сопротивлялась. Наутро незнакомка рассказала, что во Францию она приехала вместе с любовником. Но он внезапно скончался, оставив ее без денег и друзей. Когда она хотела покончить с собой, Равик спас ее.
Хирург внимательно выслушал девушку и спросил, сколько она задолжала за свои номера в соседней гостинице. После ее ответа он позвонил своему хозяину и попросил его уладить все вопросы по оплате гостинице, где она раньше проживала. А пока Равик поселил незнакомку в другую гостиницу. В новом номере она призналась, что ее зовут Жоан Маду.
Жоан
В? Франции ?сенней н?чью гер?й встречает женщину, нах?дящуюся в глуб?к?м ?тчаянии. ?ни отправляются в заведение, где пьют кальвадос, затем проводят вместе ночь. И только утром он узнает, что зовут ее Ж?ан Маду, и положение ее довольно непростое.
Она – безработная актриса. Минувшим вечером умер мужчина, с которым приехала в Париж. Гер?й п?м?гает ей организовать похороны.
Равик и Морозов
В кратком содержании «Триумфальной арки» Эриха Марии Ремарка нужно отметить, что герой этой книги беженец. Стоит сказать, что эмигрантская тема – едва ли не основная в романе. Все, что происходит с Равиком, так или иначе, связано с его прошлым. Рассказчик поведал не только о судьбе главного персонажа, но и об участи других эмигрантов. Например, Морозова – друга Равика. Это довольно колоритный персонаж. Уже ради остроумных диалогов Морозова и Равика не стоит ограничиваться кратким содержанием «Триумфальной арки» Э.М. Ремарка.
Заключительные главы
Когда Равик вернулся в Париж, он обнаружил, что вся Франция захвачена нацистами. Морозов рассказал ему, что Жоан стала актрисой. Хирург хотел с ней встретиться, но застал ее в обществе двух незнакомцев, красивую и веселую. После большой ссоры пара все-таки помирилась.
Но мужчине не нравится, как к нему относится девушка. Чтобы ее забыть, он снова просит Вебера взять его на работу в клинику. Равик с головой ушел в выполнение своих обязанностей и почти не думал об актрисе. Но Жоан снова появилась на горизонте и пригласила его к себе.
Окрыленный надеждой хирург пришел к ней. Но девушка жила уже не в отеле, а в хорошей квартире, которую для нее арендовал богатый любовник. Равика обидело, что Жоан играет его чувствами, поэтому он поспешил уйти.
Через несколько дней он снова увидел гитлеровца из лагеря. Хирург не выдержал и подошел к нему, представившись совершенно другим именем. В душе у него уже зарождался план мести. Гестаповец не узнал своего бывшего пленника, принял его за старого знакомого и обрадовался встрече.
Равик попросил его прийти в один публичный дом, чтобы продолжить беседу. Но сам отвез гитлеровца в Булонский лес и убил. Хотя месть не положила конец трагическим событиям в жизни хирурга.
Вскоре Равик узнает, что любовник опасно ранил Жоан из-за ревности. Девушка попала к нему на операционный стол. Но доктор понимает, что выстрел был смертельным. Даже извлечение пули не поможет сохранить жизнь актрисе. Равик решил помочь ей и дал яд, чтобы его возлюбленная умерла спокойно.
Это событие превращает хирурга в печального и отчаявшегося человека. Он больше ни во что не верит, ничто его не могло развеселить. Равик принял трудное для себя решение. Мужчина добровольно пришел в полицейский участок и назвал свое настоящее имя. Его увезли и даже не сказали, в каком направлении. Этим и закончилось описание трагической любви в романе Эриха Марии Ремарка.
Судьба эмигранта
В беседе с? св?им к?ллег?й Равик ?ткрывается: ?н — бежавший эмигрант и не имеет никак?г? права раб?тать и жить в? Франции. Ему прих?дится жить в г?стинице, где не требуют д?кумент?в и регистрации, а главное — скрывать свое наст?ящее имя.
Безразличие, постоянное ужесточение условий быта, попытки выследить и выдворить из страны — это лишь отдельные штрихи к картине отношения общества к нелегалам.
Арест
У гер?я завязывается люб?вный роман с Жоан. Он помог ей с работой. В облике Жоан произошли существенные перемены: теперь она не безликая, отчаявшаяся женщина, а довольно яркая, привлекательная особа.
Жоан ?чень х?чется н?рмальных, чел?веческих ?тн?шений, в к?т?рых не нужн? скрываться и п?ст?янн? пребывать в страхе. На эт?й п?чве между влюблёнными п?ст?янн? пр?исх?дят ссоры. Наст?ящий к?нфликт у гер?ев в?зникает п?сле т?г?, как хирурга арест?вывают и высылают в Швейцарию. Он пребывает там ?к?л? трёх месяцев и снова в?звращается в? Францию, где вскоре расстаётся с Ж?ан. Женщина за это время успела найти другого. Как оказалось, ждать она не умеет.
Месть
Этой сюжетной линии Ремарк посвятил всего несколько страниц. Равик совершенно случайно видит на парижской улице человека, который виновен в смерти его любимой девушки. Именно Хааке допрашивал Сибиллу. Именно он довел ее до самоубийства. Девушка повесилась в своей камере после очередной беседы со следователем.
Равик начинает слежку за своим врагом. Он находится в перевозбужденном состоянии. Доктор и не думал, что когда-нибудь ему повезет, и он встретит этого человека. Но в мыслях он не раз его уничтожал. Равик убивает офицера гестапо. Но это преступление отнюдь не приносит ему чувства облегчения.
Главные персонажи
В книге Эриха Марии Ремарка «Триумфальная арка» довольно много персонажей. У каждого из них свой характер и роль в произведении. Основные личности:
- Равик;
- Жоан Маду;
- Хааке, гестаповец;
- Дюран;
- Вебер;
- Эжени;
- Борис Морозов;
- Кэте Хегстрем;
- Рут и Аарон Гольдберг;
- Розенфельд;
- Эрнст Зейленбаум;
- Люсьенна;
- Жанно;
- Роланда.
Главные герои «Триумфальной арки» — это Равик и Жоан. Первый является хирургом, это беженец из Германии. Его настоящее имя другое — Людвиг Фрезенбург. Жоан росла в Италии, она стала певицей и актрисой. Хааке является немецким гестаповцем. Он довел до самоубийства первую девушку Равика и пытал его самого.
Семьянин Вебер — товарищ главного героя. Он работал гинекологом в клинике Дюрана, знаменитого врача и диагноста. Последнему пришлось нанимать других специалистов, так как сам он плохо проводил операции. Эжени в его клинике работала медсестрой.
Первой пациенткой Равика стала американка Кэте Хегстрем. Она приплыла в Штаты на корабле «Нормандия». Борис Морозов — это эмигрант из России. Коммунисты пытками довели до смерти его отца, поэтому он мечтает отомстить им. Пожилой бородач работает в заведении «Шахерезада» портье.
Соседом Равика в гостинице был Аарон Гольдберг. Он проживал со своей супругой Рут, но позже повесился на окне. После смерти женщина передала его паспорт нелегальному эмигранту. Шесть лет в этой же гостинице жил мигрант Зейленбаум. Он был доктором философии и филологии. Розенфельду приходится продавать уникальные картины знаменитых художников, чтоб получить средства на существование.
Люсьена и Жанно — пациенты Равика. Девушка забеременела и неудачно сделала у акушерки аборт, из-за чего попала в клинику. Хирургу пришлось вырезать ей матку. Люсьена позже начала работать проституткой. А мальчик Жанно попал в автомобильную аварию, поэтому Равик ампутировал ему ногу. Роланда — это распорядительница борделя «Осирис». Но ей повезло, ведь она получила наследство и смогла открыть собственную кофейню.
Смерть Жоан
В к?нце р?мана гер?я ждал? ?чередн?е п?трясение. В Жоан стреляет ?чередн?й ухажёр. Хирург пытается д?стать пулю, н? эт? т?льк? усугубляет ее состояние. ?ба п?нимают, чт? смерть близка, и признаются друг другу в любви. П?сле чег? Равик вв?дит Ж?ан смертельную инъекцию, дабы ?блегчить ее предсмертные страдания.
П?теряв всё, ?н не с?пр?тивляется п?лиции. При ?чередн?м задержании с??бщает св?ё имя. Франция оккупирована. Равик понимает, что его ожидает в Париже, захваченном фашистами. Но он уже ничего не боится. Страх присущ тем, кому есть что терять. Таково краткое содержание «Триумфальной арки» Эриха Ремарка – книги о любви, мести, одиночестве.
Продолжение сюжета
Следующие дни были похожи на предыдущие. Равик проживал в своем отеле. Хозяйка относилась к нему хорошо, хоть и знала, что у него не было документов. Хирург уже несколько раз из-за этого попадал в полицию.
Клиника процветала, все больные обращались к доктору Дюрану за помощью. На самом деле он только усыплял пациентов, а все операции проводил Равик. Дюран прослыл хорошим хирургом, но он платил своему помощнику за его труд и молчание.
Однажды Равик встретился со своим другом — Морозовым, который работал в ночном заведении «Шахерезада». Хирург заметил у него на столе статуэтку Мадонны и подумал о Жоан.
Тогда он решил посетить девушку и застал ее в плохом настроении. Хирург договорился с другом и устроил ее работать в ночной клуб. А во время обеда в кафе Равик увидел гитлеровского палача, который пытал его и девушку Сибиллу. Она не выдержала издевательств и повесилась в лагере. Своими подозрениями мужчина поделился с Морозовым, но тот ему не поверил.
Между Равиком и Жоан развивались серьезные отношения. Они поняли, что просто созданы друг для друга, когда гуляли под Триумфальной аркой. Но иногда хирург пытался отдалиться от девушки. Их разделяла большая разница в возрасте и принадлежность к разным социальным классам. Равик думал, что певица все равно бросит его, поэтому их роман не может длиться долго.
Его мысли также постоянно занимало появление гестаповца. И во время обеда с Морозовым он снова увидел своего палача. Опять в памяти хирурга всплыли воспоминания о времени, проведенном в лагере. Мужчина бежал из Германии вместе с Сибиллой, но гитлеровцы их поймали. Равик выдержал все испытания и допросы, а девушка не смирилась с пытками и погибла.
Чтобы забыть эти страшные моменты, мужчина принял решение отправиться к морю вместе с Жоан. Неделю они провели вместе на средиземноморском побережье. Но хирургу стало скучно, хотя он часто играл в казино. А Жоан такая жизнь понравилась, ее увлекли развлечения. Равик это не одобрил, он порвал с певицей и вернулся в Париж.
Хирург был слишком отзывчивым человеком, он решил помочь женщине после того, как на нее обрушилось здание. В это время появилась полиция и попросила его предоставить документы. Патрульные заставили его проехать с ними и депортировали Равика в Швейцарию.
Главный герой
Равик – доктор, профессионал своего дела, у которого нет ни амбиций, ни интересов, ни личной выгоды. Все это было раньше, в прошлой жизни. Ремарк демонстрирует читателю уникальное умение сосредоточиться на главном, собрать волю в кулак. О том, что Равик много лет уже мечтает о мести, читателю становится известно из разговора с Морозовым. При прочтении первых глав создается впечатление, что герой Рермарка – человек опустошенный, равнодушный, не способный на чувства. Но нет, он умеет и любить и ненавидеть.
Любимая женщина
Равик одержим в своей любви. Но его отношения с Жоан изначально обречены. Мог ли он быть счастлив с роковой женщиной? Такие как Жоан – это и богини и блудницы. Они живут в жадной погоне за чувственными наслаждениями. Счастье с ними призрачно, но эмоций через край.
Прототипом Жоан, как уже было сказано, является кинодива Марлен Дитрих, а Равика — сам Ремарк. Мучительная любовь писателя и актрисы продолжалась пятнадцать лет. Своим романом «Триумфальная арка» Ремарк хотел исцелиться. История любви Ж?ан и Равика описана настолько живо, красочно, чт? их чувства в буквальн?м смысле м?жн? п?нять и п?чти пережить при чтении.
Однако в м?мент встречи с женщиной, которая становится для Равика самым близким человеком в холодном, но прекрасном Париже, никак?г? чуда не пр?исх?дит, жест?к?е к?лес? жизни не прекращает св?ег? вращения. Влюбленные не питают надежд и иллюзий, и как ни странн?, эт? лишает их неизбежн?й ?травы взаимных ?бид – люб?вь изначальн? п?ражена г?речью безнадежности, а н?чн?й кальвад?с (любимый напиток героев Ремарка) с дешевыми сигаретами не ?с?бенн? смягчает эт?т привкус. К т?му же в жизни Равика п?является н?вая, п?гл?щающая и сжигающая ег? страсть – р?к?вая встреча с бывшим мучителем-гестап?вцем прив?дит в движение с?всем другие шестеренки душевного механизма.
Невер?ятный юм?р Ремарка, не ст?льк? насмешливый, ск?льк? глуб?кий и мудрый, п?зв?лил книге раз?йтись на мн?жеств? п?трясающих цитат. От его глуб?чайшег? п?нимания механизм?в, движущих человеческими душами, стан?вится немного грустно. «Триумфальная арка» – книга мн?г?гранная, населенная яркими, неповторимыми образами. Все эти п?трясающе убедительные перс?нажи будут жить вечн?, благ?даря гению писателя. Пр?чтение романа Ремарка делает читателей мудрее, светлее через безграничную печаль главного героя.
Эрих Мария Ремарк «Триумфальная арка»
М. Харитонов в своей оценке творчества Ремарка очень чётко охарактеризовал творческую вселенную автора, написав, что мир Ремарка — это «мир, где всех порядочней — проститутки, а самые глубокомысленные разговоры ведутся в доме для умалишённых». Данная фраза, по-моему, является прекрасным спасательным кругом для всего изъяснительного стиля автора. Дело в том, что сегодня Ремарк благодаря своему авторскому стилю является автором мэйнстрим-произведений ввиду своей популярности у девушек пубертатного периода. Такая слава для такого серьёзного и глубокомысленного автора – камень преткновения для читателя, который только желает с ним познакомиться. Ранее для меня это было лишь полу-иллюзорной деталью: читая его ранние произведения нельзя приметить, почему он столь любим молодёжью, которая, возможно, толком даже глубины главенствующей идеи осознать не может. Однако чем дальше шёл в количестве Ремарк, тем большим количеством приапических миазмов преисполнялся его текст, давая оформлению преобладать над содержанием. В “Триумфальной арке” данная деталь видна крайне чётко не только из-за обширного описания, но и из-за героя-резонёра. Измышления Равика ведутся параллелью к тому, как мыслит и изрекает свои мысли реальный человек. Но это качественно пересекается своей идеологией и красотой с тем, что являет из себя главная история книги – история любви. Однако в ином являет из себя, лично для меня, некоторую сладострастную безвкусицу.
Смотря всецело на “Триумфальную арку” я не могу сказать, что это роман сугубо о любви. Для меня это вообще роман о другом. Это произведение с чётким антивоенным посылом. Оно глубоко испытывает людские измышления о природе мира и войны. Это драма о крушении нравственности в век подъёма цивилизованности людского общества. “Триумфальная арка” для меня – это лебединая песнь умирающего мира, который всецело и полноценно чувствуется героем Ремарка во внезапной и глубокой любви, а также в привычном и бесповоротном гонении. Часть отношений Жоан и Равика – самая знаменитая и вместе с тем самая неоднозначная лично для меня часть: слишком сложный панегирик поётся в честь дофаминергической целеполагающей мотивации к формированию устойчивых парных связей, как зовётся “любовь” в нейробиологии. Возможно, я слишком чёрствый человек, слишком прагматичный, но в итоге единственное, что мне хочется выразить по поводу явленного чувственного урагана, это то, что Жоан следовало бы быть просто чуть рациональней, а Равику чуть менее ревнивым (в принципе, также рациональней). Всё остальное же в книге – аутентичная, проработанная картина переполняющихся чаш весов людских чаяний. На одной их стороне – фашизм, жестокость, звериная злоба и иррациональный деспотизм. С другой – мечты и надежды на благополучный исход. Притом надежды и мечты, являющие себя в тот момент, когда старые символы нравственности и гуманности терпят крах, однако поверить в это трудно, почти невозможно: как такие монолитные колоссы, что мастерились веками истории людской цивилизации, могут пасть, притом второй раз и всего лишь за 20-ть лет… Это немыслимо! Но это есть.
Рассматривать всецело без исторического подтекста роман невозможно – он слишком обширен в своём обозрении не в малую очередь потому, что сам автор пережил и прочувствовал всё то, о чём говорит книга. Эмоциональный окрас сопутствует всему: истории о мести и истории о любви. Это насыщает книгу, где-то для кого-то делая её скучнее, а где-то подробней и прекрасней. Лично для меня такой опыт был двойственен. Я одновременно искренне насладился книгой, и остался от неё в некоторой прострации касательно людских взаимоотношений, в очередной раз убедившись – не моя это тема. Однако ввиду всего остального: ввиду эпохи, её описания, глубины измышления, разнообразия характеров и полуреальной, грешной красоты того самого мира Ремарка, о котором писал Харитонов, я не возьмусь ставить какую-либо оценку “Триумфальной арке”. Не могу я оценивать такой роман так сухо с заведомо субъективной позицией. Это роман, который одновременно и совершенно не для меня, и в тоже время целиком и полностью для меня. Посему можно подвести, думаю, такой итог: каждый в нём найдёт нечто своё, а прочитать его стоит.
🗹