Текст: Ольга Разумихина
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
«Василий Тёркин» — произведение парадоксальное. Казалось бы, это поэма, но единого сюжета у неё нет; казалось бы, она о Великой Отечественной войне, а эта тема явно не для шуток, — но написана она легко, читается «запоем» и временами вызывает неподдельный смех. Про такие произведения говорят: «Нарочно не придумаешь». И действительно, А. Т. Твардовский, бывший тогда корреспондентом фронтовой газеты «На страже Родины», писал книгу стихийно, бессистемно — лишь бы хоть как-то порадовать, приободрить советских солдат. И уж тем более он не предполагал, что Тёркин станет знаковой фигурой и миллионы читателей будут любить Василия как родного. Но обо всём — по порядку.
«Василий Теркин» — начало
В 1939 году, когда началась кампания с финами, А. Твардовский работал в газете «На страже Родины». В это время и приходит в голову творческому коллективу издательства придумать образ некоего занятного персонажа – условного удалого и веселого бойца, который появлялся бы на страницах издания, сопровождаемый стихотворными подписями. Имя героя появилось не сразу: перебрали несколько вариантов, пока не остановились на простом и теплом Васе – как его называли в то время. Так начиналась история создания «Василия Теркина», известного практически каждому советскому читателю.
Случайное совпадение
Кстати, в своих воспоминаниях Твардовский рассказывает о том, как однажды, уже в годы войны, получил письмо, автор которого интересовался, почему главный герой — славный воин советской армии — носит имя другого литературного персонажа. Как оказалось, отмечает Александр Трифонович, еще раньше появился роман П. Боборыкина с аналогичным названием. Только Василий Теркин в нем является нечистым на руку купцом, пройдохой и ханжой. Поэт признается, что, получив письмо, он нашел и без особого удовольствия прочитал указанное произведение, но имени своего героя решил не менять. Точнее, не придал подобному совпадению никакого значения — тем более, что история создания поэмы «Василий Теркин» действительно не имела к роману никакого отношения – и продолжил работу в прежнем русле.
Но вернемся к «Книге про бойца».
Вариант 3
Как раз поэма «Василий Теркин» была написана за год до наступления войны. А главным героем является тот самый Василий Теркин, который был напечатан во многих журналах, как веселый и смекалистый мужчина. С самого начала он был создан вымышленным и у него нет реального человека прототипа. Некоторые литераторы, которые изучали биографию Твардовского, сразу же вспомнили о том, что когда он отдыхал в Крыму, то встретил одного водителя. Вот именно оттуда и появился Василий Теркин. Из всего этого можно было понять, что главный герой сначала был развлекательным персонажем. Но когда некоторые читатели прочитали произведение, то стали писать в редакцию для того чтобы автор подробнее и детальнее написал про Василия.
С наступлением войны герой меняется и превращается в настоящего русского солдата с русским характером. Теперь произведение состоит из тридцати трех глав. Каждая из них разделяется на отдельные части и в конце каждой части имеется заголовок «от автора». Власти пытались надавить на Твардовского и чтобы он немного изменил описание войны в своем произведении, им хотелось, чтобы он добавил туда побольше трагизма и страха. Вот только автор этого делать не стал. А внес сюда огромное количество интересных и смешных моментов, чтобы читателя было интересно и легко его читать и изучать.
Если смотреть на первую главу произведения, то там вырисовывается вся страшная картина войны. Как нашим солдатам было тяжело и трудно сражаться, но не смотря на это, они продолжали сражаться и достигать своей цели. Много солдат погибло на этой войне и другие солдаты ничего поделать с этим не могли. Каждый день захватывалось все больше и больше деревень, а все жители деревень были отправлены в лагеря или взяты в плен. А тем, кто не хотел подчиняться врагам, были убиты прямо на глазах у своих родственников и близких.
Каждая глава была дополнена, а также закончена. И многие солдаты при перевале или отдыхе читали отрывки из данного произведения. Им было очень интересно дочитать до следующей главы и узнать, что ожидает главного героя дальше. Если он не успеет ее дочитать сейчас, то спустя несколько минут его могут убить, и он уже никогда не узнает, чем же закончилось оно.
После прочтения или после начала чтения произведения многим читателям нравилась эта книга и пока они не дочитают его, то не берутся за другое произведение. А все, потому что оно построено в интересной, ясной, а также в легкой и доступной форме.
Развитие идейного замысла
Поэт вспомнил о бравом герое, уже полюбившемся читателю по газете «На страже Родины», в 40-м году. Так получилось, что в 39-м литераторы, как и задумывалось, написали по одному-два фельетона, а потом занялись другой работой. Лишь А. Щербаков еще долгое время обращался к этому образу, которому мало кто придавал серьезное значение. Теперь Твардовский обдумывал, как совместить в своем художественном произведении – а это должна была быть поэма – того героя фельетонов с серьезностью, которой требовали реалии. И он стал перебирать в памяти все, что было связано с финской войной, включая свидетельства очевидцев, съездил в Выборг, перечитывал печатные статьи и т. п. Однако написать произведение, как планировалось, к 41-му не получилось, а затем началась война. В результате история создания «Василия Теркина» на какое-то время ограничится лишь обдумыванием композиции, сюжета, образа главного героя.
Александр Твардовский «Василий Тёркин»
Вот наш герой — прошу любить — Василий Тёркин,
Он выбрал жить, хоть на войне спокойней мёртвым…
Павел Кашин — «Василий Теркин»
Я не влюбилась в школе в «Василия Теркина». Тогда это было скучное програмное произведение о войне. Тогда все произведения о войне были скучными — хоть в прозе, хоть в стихах, хоть в прибаутках. Тогда — про любовь подавай, некогда в войну углубляться. К тому же, на беду, изучение военно-патриотической литературы откладывается до мая. Логично, все привязано к празднику Победы. Только кто в мае учится? С апреля репетиции концерта для ветеранов, а потом и последнего звонка. Любовь, опять же. Солнце в глаз светит. Некогда разбирать и разбираться. Еще помню, что для оценки нужно было выучить отрывок из «Книги про бойца». Я выучила два. «Переправу», потому что ее любил мой дед и «Теркин пишет», потому что это было единственное, что самой понравилось. Ни разборов, ни сочинений по нему мы не писали. И хоть я была достаточно развитым подростком, эмпатичным, но ничем меня Теркин не зацепил. Да, знаю, да, был, да, проходили. Нет, не люблю.
В этом году экстренно захотелось прочитать что-то патриотическое. Только повеселее, а то правды жизни у меня самой хоть лаптем черпай. Вспомнила о Теркине. И в точку! Передо мной открылся новый герой! Это и былинный богатырь из русских сказок, и решительный революционер, и простой парень с девизом «Не унывай!» Как просто! Как необходимо! Как вовремя!
Два раза я рыдала над книгой. Первый, когда описывалось отступление в тыл и заход в деревню теркинского командира. Помните:
«И заплакали ребята.
И подумать было тут:
Может, нынче в эту хату
Немцы с ружьями войдут…»
Второй — когда рассказывалось о холостой жизни самого Василия. Были и жена, и сын. А пришел в деревню на побывку, и места от подворья не осталось — все разрушено, все убиты.
То, что в школе учитель мог рассказать (или заставить кого-то из учеников в форме реферата пересказать классу), мне взрослой пришлось разыскивать самой. Оказывается, Теркин изначально был коллективным персонажем времен русско-финской войны. Фельетоны о нем писали и сам Твардовский, и Щербаков, и даже Маршак! Звать его могли — Ваня Мушкин, Федя Протиркини или Вася Пулькин — но остановились на Васе, своем в доску рубаха-парне, Теркине. Правда, из газетного малого Твардовский вырастил Василия Теркина — крупнее и солиднее по форме, и сделал «обыкновенного» парня из «необыкновенного героя». Но это, пожалуй, лучшее решение.
Все события показаны глазами друга Теркина — автора. Здесь нет штрафбатов, заградотрядов, смершевцев. Здесь и Сталину места не нашлось, потому что он был вне мира простого служивого. Отец-генерал — в нескольких главах. Буденный — как немой укор на совести деда-солдата. Все, что выше, обозначено просто — «Закон» без лица, характера, индивидуальностей. Зато мать-земля, старуха-мать, жена, кисет и глоток погорячей — это солдат прнимает. Этому и в поэме место нашлось.
32 главы от «Пролога» до «Эпилога». В них поместилась вся военная жизнь. Отступление первых лет войны, переломный бой за Днепр, наступление до «другого края Варшавского шоссе». Обстрелы-сабантуи, передышки у костра с гармошккой-трехрядкой и удалой песней, вязкость болот, ранения, бои, письма домой и из дома, смерть, санбаты и бани.
Поразила закругленность каждой главы. Все из этих 32 частей — самостоятельные произведения, полностью законченные. Отчасти я нашла этому объяснение — публиковались эти главы вразнобой, перепечатывались разными изданиями, учились бойцами наизусть. И Твардовский был готов к этому. Только я увидела его личный страх смерти. С 1941 г. он был военкором, в самых горячих местах сражений. А ну, как не успеет дописать? Хоть что-то останется завершенным. Тем более, что еще в Прологе сказано, что это — «книга про бойца без начала и конца, больно жалко молодца».
У Теркина есть полный тезка — «Василий Теркин» Боборыкина Петра Дмитриевича. Сам Твардовский и целая редколлегия газеты «На стаже Родины», где он появился, не знали об этом. Так что совпадение можно считать случайным.
Еще один интересный момент — Твардовского номинировали на Сталинскую премию в 1945 г. еще до официального завершения поэмы. «Не испортит», — решил Сталин и от руки, карандашом дописал его в список претендентов на премию 1 степени. Авансом, так сказать. А как иначе? Теркин отозвался в сердцах людей. Он стал не просто литературным героем, а действительным, реальным. Вот он —руку протяни. А язык поэмы? Простой, русский, понятный. Яркий и в описании солдатской жизни, и в панорамных картинах природы. Как сейчас говорят, «единым кадром» мы поднимаемся с автором над полями, лесами, реками, осматриваемся, а потом опускаемся к назначенному месту, где находится Василий. И все до мелочей ясно. Пожалуй, только одно произведение еще точнее, еще полнее описывает русскую жизнь — «Евгений Онегин» Пушкина. А это уровень, согласитесь! Так что премия — закономерное признание труда.
И если вернуться к моему школьному опыту и сегодняшнему, в статусе жены и матери, мое отношение к войне изменилось. Сейчас это не просто строчки в учебниках. Это большая жизнь. И лучше нам не знать — как там. Но опыт прежних поколений терять не стоит.
История создания поэмы в годы войны
Произведение писалось вплоть до 45-го года, хотя еще в 43-м, после ранения, благополучного излечения и возвращения героя в строй, автор думал, что подошел к финалу. Вмешались читатели, требовавшие продолжения поэмы, с которыми спорить было нечестно, как отмечал Твардовский. Василий Теркин, история создания которого получает дальнейшее развитие, вновь зашагал по страницам газет и журналов.
В произведении нашли отражение основные этапы войны: трагические отступления в первые ее месяцы, сражения, ставшие переломными, победное шествие на запад. Было даже желание отправить героя в тыл к немцам, однако Твардовский вскоре отказался от подобного замысла, решив, что это нарушит общий замысел произведения и сделает историю бойца частной.
Автор за годы войны получал множество писем, из которых следовало, что читателей очень интересует история создания «Василия Теркина», в частности, существует ли человек, описанный в поэме, на самом деле. И хотя у героя было немало однофамильцев – один из них, Виктор Васильевич Теркин, даже просил поменять его имя на свое — ответ поэта всегда был категоричен: Василий Теркин – полностью выдуманный персонаж и не имеет реального прототипа. Он складывался из личных наблюдений автора и воплощал в себе лучшие черты русского защитника.
Сочинения
Василий Теркин — произведение, раскрывающее тему нравственной силы русского народа, тему солдата и его подвига. Работа представлена отдельными автономными рассказами, которые объединяет главный герой и общая тема. Как и у всех произведений Твардовского, Василий Теркин имеет историю создания и свои художественные особенности. Их мы изучали на уроке в школе, а сейчас озвучим в нашем сочинении.
Василий Теркин история создания кратко
История создания поэмы Твардовского началась конечно с замысла. Идея будущей поэмы возникает у писателя, еще в годы Финской войны. Тогда совместными усилиями редколлегии ленинградской газеты На страже Родины, и был придуман главный герой. Изначально персонажа использовали для небольших стихов, и на страницах газеты появлялись небольшие фельетоны о боевом товарище, удачливом бойце. Но видя популярность персонажа, писатель решается на большее. К тому же завершение Финской войны заставило писателя взглянуть на ситуацию по-другому, и переосмыслить образ Теркина. Твардовский начинает работать над написанием масштабной работы.
Так, история создания поэмы Василий Теркин начинается уже в 1940 году, когда автор написал черновые варианты первых глав. Одну из них писатель успевает разместить на страницах газеты. Так появился боец, воплотивший нравственные качества поколения предвоенных лет. Популярность Теркина росла, а сам автор чувствовал важность поэмы, и ее роль для солдат.
Если в 1941 году автор приостановил написание поэмы, то в 1942 году работа возобновляется. Начинается новый этап создания поэмы. Теперь читатель видит измененную философию, обновленного персонажа, с помощью которого автор раскрывает военную тему, тему Родины и народа. Начиная с 1942 года Твардовский непрерывно печатает отдельными главами свои работы. Работа над поэмой завершилась в 1945 году. Именно тогда была написана последняя глава поэмы.
Замысел автора и художественные особенности
Как уже было отмечено выше, поэма Василий Теркин и ее история создания началась с замысла, который появился еще в годы войны с Финляндией, где писатель работал военным корреспондентом. Военные события стали причиной создания главного персонажа и написания поэмы в целом. Произведение держится на оптимизме и юморе, которые были так нужны боевым солдатам.
Говоря о художественных особенностях, стоит отметить присутствие образа автора. Они представлены в лирических главах От автора, где писатель описывает своего персонажа или же делится размышлениями о произведении и его сюжете. Когда читаешь поэму, видишь подробное описание быта солдат, включающее походное питание, описание одежды бойцов, снаряжения. В этом также проявляется художественная особенность произведения. Но главной особенностью поэмы о Василии Теркине является то, что каждая глава как отдельное полноценное произведение, со своим началом и концом. Объединяет же все главы Василий, позволяя обобщить работы и назвать их историей об одном бойце, не имеющей ни начала, ни конца.
Сохрани себе на стену чтобы не потерять!
Прощание с героем
История создания «Василия Теркина» заканчивается победной весной 45-го. В мае Твардовский публикует заключительную главу «От автора», в которой сообщает, что прощается с солдатом. И несмотря на то, что его вновь убеждали в необходимости продолжения произведения, он был непоколебим: время Теркина прошло. По его мнению, теперь, в мирное время, нужен другой персонаж.
Такова история создания «Василия Теркина», кратко описанная на основе статьи А. Твардовского «Как был написан «Василий Теркин (ответ читателям)».
Этапы работы
(Первое издание «Василия Теркина», 1940 г.)
Шла война, и автор постепенно создавал все новые и новые главы поэмы – вплоть до 1945 г. Даже после ранения в 1943 г. тяжело больной Твардовский не прекращал литературного творчества. К нему нескончаемым потоком шли письма от читателей, требующих продолжения историй о ставшем легендой Василии Тёркине.
В этот период у поэта случился серьезный кризис. С одной стороны, читатели «на ура» принимали каждую новую главу. С другой стороны, партийное руководство упрекало автора в отсутствии в произведении руководящей роли партии. Твардовский, скрепя сердце, согласился на правки поэмы, что впоследствии обернулось для него Сталинской премией.
В мае 1945 г. увидела свет заключительная глава поэмы «От автора». Несмотря на многочисленные просьбы дать персонажу вторую жизнь в послевоенное время, Твардовский не изменил своего решения. Поэма была завершена окончательно.
🗹