История создания «Василия Теркина» — поэмы Твардовского

Текст: Ольга Разумихина

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

«Василий Тёркин» — произведение парадоксальное. Казалось бы, это поэма, но единого сюжета у неё нет; казалось бы, она о Великой Отечественной войне, а эта тема явно не для шуток, — но написана она легко, читается «запоем» и временами вызывает неподдельный смех. Про такие произведения говорят: «Нарочно не придумаешь». И действительно, А. Т. Твардовский, бывший тогда корреспондентом фронтовой газеты «На страже Родины», писал книгу стихийно, бессистемно — лишь бы хоть как-то порадовать, приободрить советских солдат. И уж тем более он не предполагал, что Тёркин станет знаковой фигурой и миллионы читателей будут любить Василия как родного. Но обо всём — по порядку.

«Василий Теркин» — начало

В 1939 году, когда началась кампания с финами, А. Твардовский работал в газете «На страже Родины». В это время и приходит в голову творческому коллективу издательства придумать образ некоего занятного персонажа – условного удалого и веселого бойца, который появлялся бы на страницах издания, сопровождаемый стихотворными подписями. Имя героя появилось не сразу: перебрали несколько вариантов, пока не остановились на простом и теплом Васе – как его называли в то время. Так начиналась история создания «Василия Теркина», известного практически каждому советскому читателю.

Случайное совпадение

Кстати, в своих воспоминаниях Твардовский рассказывает о том, как однажды, уже в годы войны, получил письмо, автор которого интересовался, почему главный герой — славный воин советской армии — носит имя другого литературного персонажа. Как оказалось, отмечает Александр Трифонович, еще раньше появился роман П. Боборыкина с аналогичным названием. Только Василий Теркин в нем является нечистым на руку купцом, пройдохой и ханжой. Поэт признается, что, получив письмо, он нашел и без особого удовольствия прочитал указанное произведение, но имени своего героя решил не менять. Точнее, не придал подобному совпадению никакого значения — тем более, что история создания поэмы «Василий Теркин» действительно не имела к роману никакого отношения – и продолжил работу в прежнем русле.

Но вернемся к «Книге про бойца».

Вариант 3

Как раз поэма «Василий Теркин» была написана за год до наступления войны. А главным героем является тот самый Василий Теркин, который был напечатан во многих журналах, как веселый и смекалистый мужчина. С самого начала он был создан вымышленным и у него нет реального человека прототипа. Некоторые литераторы, которые изучали биографию Твардовского, сразу же вспомнили о том, что когда он отдыхал в Крыму, то встретил одного водителя. Вот именно оттуда и появился Василий Теркин. Из всего этого можно было понять, что главный герой сначала был развлекательным персонажем. Но когда некоторые читатели прочитали произведение, то стали писать в редакцию для того чтобы автор подробнее и детальнее написал про Василия.

С наступлением войны герой меняется и превращается в настоящего русского солдата с русским характером. Теперь произведение состоит из тридцати трех глав. Каждая из них разделяется на отдельные части и в конце каждой части имеется заголовок «от автора». Власти пытались надавить на Твардовского и чтобы он немного изменил описание войны в своем произведении, им хотелось, чтобы он добавил туда побольше трагизма и страха. Вот только автор этого делать не стал. А внес сюда огромное количество интересных и смешных моментов, чтобы читателя было интересно и легко его читать и изучать.

Если смотреть на первую главу произведения, то там вырисовывается вся страшная картина войны. Как нашим солдатам было тяжело и трудно сражаться, но не смотря на это, они продолжали сражаться и достигать своей цели. Много солдат погибло на этой войне и другие солдаты ничего поделать с этим не могли. Каждый день захватывалось все больше и больше деревень, а все жители деревень были отправлены в лагеря или взяты в плен. А тем, кто не хотел подчиняться врагам, были убиты прямо на глазах у своих родственников и близких.

Каждая глава была дополнена, а также закончена. И многие солдаты при перевале или отдыхе читали отрывки из данного произведения. Им было очень интересно дочитать до следующей главы и узнать, что ожидает главного героя дальше. Если он не успеет ее дочитать сейчас, то спустя несколько минут его могут убить, и он уже никогда не узнает, чем же закончилось оно.

После прочтения или после начала чтения произведения многим читателям нравилась эта книга и пока они не дочитают его, то не берутся за другое произведение. А все, потому что оно построено в интересной, ясной, а также в легкой и доступной форме.

Развитие идейного замысла

Поэт вспомнил о бравом герое, уже полюбившемся читателю по газете «На страже Родины», в 40-м году. Так получилось, что в 39-м литераторы, как и задумывалось, написали по одному-два фельетона, а потом занялись другой работой. Лишь А. Щербаков еще долгое время обращался к этому образу, которому мало кто придавал серьезное значение. Теперь Твардовский обдумывал, как совместить в своем художественном произведении – а это должна была быть поэма – того героя фельетонов с серьезностью, которой требовали реалии. И он стал перебирать в памяти все, что было связано с финской войной, включая свидетельства очевидцев, съездил в Выборг, перечитывал печатные статьи и т. п. Однако написать произведение, как планировалось, к 41-му не получилось, а затем началась война. В результате история создания «Василия Теркина» на какое-то время ограничится лишь обдумыванием композиции, сюжета, образа главного героя.

Александр Твардовский «Василий Тёркин»

Вот наш герой — прошу любить — Василий Тёркин,

Он выбрал жить, хоть на войне спокойней мёртвым…

Павел Кашин — «Василий Теркин»

Я не влюбилась в школе в «Василия Теркина». Тогда это было скучное програмное произведение о войне. Тогда все произведения о войне были скучными — хоть в прозе, хоть в стихах, хоть в прибаутках. Тогда — про любовь подавай, некогда в войну углубляться. К тому же, на беду, изучение военно-патриотической литературы откладывается до мая. Логично, все привязано к празднику Победы. Только кто в мае учится? С апреля репетиции концерта для ветеранов, а потом и последнего звонка. Любовь, опять же. Солнце в глаз светит. Некогда разбирать и разбираться. Еще помню, что для оценки нужно было выучить отрывок из «Книги про бойца». Я выучила два. «Переправу», потому что ее любил мой дед и «Теркин пишет», потому что это было единственное, что самой понравилось. Ни разборов, ни сочинений по нему мы не писали. И хоть я была достаточно развитым подростком, эмпатичным, но ничем меня Теркин не зацепил. Да, знаю, да, был, да, проходили. Нет, не люблю.

В этом году экстренно захотелось прочитать что-то патриотическое. Только повеселее, а то правды жизни у меня самой хоть лаптем черпай. Вспомнила о Теркине. И в точку! Передо мной открылся новый герой! Это и былинный богатырь из русских сказок, и решительный революционер, и простой парень с девизом «Не унывай!» Как просто! Как необходимо! Как вовремя!

Два раза я рыдала над книгой. Первый, когда описывалось отступление в тыл и заход в деревню теркинского командира. Помните:

«И заплакали ребята.

И подумать было тут:

Может, нынче в эту хату

Немцы с ружьями войдут…»

Второй — когда рассказывалось о холостой жизни самого Василия. Были и жена, и сын. А пришел в деревню на побывку, и места от подворья не осталось — все разрушено, все убиты.

То, что в школе учитель мог рассказать (или заставить кого-то из учеников в форме реферата пересказать классу), мне взрослой пришлось разыскивать самой. Оказывается, Теркин изначально был коллективным персонажем времен русско-финской войны. Фельетоны о нем писали и сам Твардовский, и Щербаков, и даже Маршак! Звать его могли — Ваня Мушкин, Федя Протиркини или Вася Пулькин — но остановились на Васе, своем в доску рубаха-парне, Теркине. Правда, из газетного малого Твардовский вырастил Василия Теркина — крупнее и солиднее по форме, и сделал «обыкновенного» парня из «необыкновенного героя». Но это, пожалуй, лучшее решение.

Все события показаны глазами друга Теркина — автора. Здесь нет штрафбатов, заградотрядов, смершевцев. Здесь и Сталину места не нашлось, потому что он был вне мира простого служивого. Отец-генерал — в нескольких главах. Буденный — как немой укор на совести деда-солдата. Все, что выше, обозначено просто — «Закон» без лица, характера, индивидуальностей. Зато мать-земля, старуха-мать, жена, кисет и глоток погорячей — это солдат прнимает. Этому и в поэме место нашлось.

32 главы от «Пролога» до «Эпилога». В них поместилась вся военная жизнь. Отступление первых лет войны, переломный бой за Днепр, наступление до «другого края Варшавского шоссе». Обстрелы-сабантуи, передышки у костра с гармошккой-трехрядкой и удалой песней, вязкость болот, ранения, бои, письма домой и из дома, смерть, санбаты и бани.

Поразила закругленность каждой главы. Все из этих 32 частей — самостоятельные произведения, полностью законченные. Отчасти я нашла этому объяснение — публиковались эти главы вразнобой, перепечатывались разными изданиями, учились бойцами наизусть. И Твардовский был готов к этому. Только я увидела его личный страх смерти. С 1941 г. он был военкором, в самых горячих местах сражений. А ну, как не успеет дописать? Хоть что-то останется завершенным. Тем более, что еще в Прологе сказано, что это — «книга про бойца без начала и конца, больно жалко молодца».

У Теркина есть полный тезка — «Василий Теркин» Боборыкина Петра Дмитриевича. Сам Твардовский и целая редколлегия газеты «На стаже Родины», где он появился, не знали об этом. Так что совпадение можно считать случайным.

Еще один интересный момент — Твардовского номинировали на Сталинскую премию в 1945 г. еще до официального завершения поэмы. «Не испортит», — решил Сталин и от руки, карандашом дописал его в список претендентов на премию 1 степени. Авансом, так сказать. А как иначе? Теркин отозвался в сердцах людей. Он стал не просто литературным героем, а действительным, реальным. Вот он —руку протяни. А язык поэмы? Простой, русский, понятный. Яркий и в описании солдатской жизни, и в панорамных картинах природы. Как сейчас говорят, «единым кадром» мы поднимаемся с автором над полями, лесами, реками, осматриваемся, а потом опускаемся к назначенному месту, где находится Василий. И все до мелочей ясно. Пожалуй, только одно произведение еще точнее, еще полнее описывает русскую жизнь — «Евгений Онегин» Пушкина. А это уровень, согласитесь! Так что премия — закономерное признание труда.

И если вернуться к моему школьному опыту и сегодняшнему, в статусе жены и матери, мое отношение к войне изменилось. Сейчас это не просто строчки в учебниках. Это большая жизнь. И лучше нам не знать — как там. Но опыт прежних поколений терять не стоит.

История создания поэмы в годы войны

Произведение писалось вплоть до 45-го года, хотя еще в 43-м, после ранения, благополучного излечения и возвращения героя в строй, автор думал, что подошел к финалу. Вмешались читатели, требовавшие продолжения поэмы, с которыми спорить было нечестно, как отмечал Твардовский. Василий Теркин, история создания которого получает дальнейшее развитие, вновь зашагал по страницам газет и журналов.

В произведении нашли отражение основные этапы войны: трагические отступления в первые ее месяцы, сражения, ставшие переломными, победное шествие на запад. Было даже желание отправить героя в тыл к немцам, однако Твардовский вскоре отказался от подобного замысла, решив, что это нарушит общий замысел произведения и сделает историю бойца частной.

Автор за годы войны получал множество писем, из которых следовало, что читателей очень интересует история создания «Василия Теркина», в частности, существует ли человек, описанный в поэме, на самом деле. И хотя у героя было немало однофамильцев – один из них, Виктор Васильевич Теркин, даже просил поменять его имя на свое — ответ поэта всегда был категоричен: Василий Теркин – полностью выдуманный персонаж и не имеет реального прототипа. Он складывался из личных наблюдений автора и воплощал в себе лучшие черты русского защитника.

Сочинения

Василий Теркин — произведение, раскрывающее тему нравственной силы русского народа, тему солдата и его подвига. Работа представлена отдельными автономными рассказами, которые объединяет главный герой и общая тема. Как и у всех произведений Твардовского, Василий Теркин имеет историю создания и свои художественные особенности. Их мы изучали на уроке в школе, а сейчас озвучим в нашем сочинении.

Василий Теркин история создания кратко

История создания поэмы Твардовского началась конечно с замысла. Идея будущей поэмы возникает у писателя, еще в годы Финской войны. Тогда совместными усилиями редколлегии ленинградской газеты На страже Родины, и был придуман главный герой. Изначально персонажа использовали для небольших стихов, и на страницах газеты появлялись небольшие фельетоны о боевом товарище, удачливом бойце. Но видя популярность персонажа, писатель решается на большее. К тому же завершение Финской войны заставило писателя взглянуть на ситуацию по-другому, и переосмыслить образ Теркина. Твардовский начинает работать над написанием масштабной работы.

Так, история создания поэмы Василий Теркин начинается уже в 1940 году, когда автор написал черновые варианты первых глав. Одну из них писатель успевает разместить на страницах газеты. Так появился боец, воплотивший нравственные качества поколения предвоенных лет. Популярность Теркина росла, а сам автор чувствовал важность поэмы, и ее роль для солдат.

Если в 1941 году автор приостановил написание поэмы, то в 1942 году работа возобновляется. Начинается новый этап создания поэмы. Теперь читатель видит измененную философию, обновленного персонажа, с помощью которого автор раскрывает военную тему, тему Родины и народа. Начиная с 1942 года Твардовский непрерывно печатает отдельными главами свои работы. Работа над поэмой завершилась в 1945 году. Именно тогда была написана последняя глава поэмы.

Замысел автора и художественные особенности

Как уже было отмечено выше, поэма Василий Теркин и ее история создания началась с замысла, который появился еще в годы войны с Финляндией, где писатель работал военным корреспондентом. Военные события стали причиной создания главного персонажа и написания поэмы в целом. Произведение держится на оптимизме и юморе, которые были так нужны боевым солдатам.

Говоря о художественных особенностях, стоит отметить присутствие образа автора. Они представлены в лирических главах От автора, где писатель описывает своего персонажа или же делится размышлениями о произведении и его сюжете. Когда читаешь поэму, видишь подробное описание быта солдат, включающее походное питание, описание одежды бойцов, снаряжения. В этом также проявляется художественная особенность произведения. Но главной особенностью поэмы о Василии Теркине является то, что каждая глава как отдельное полноценное произведение, со своим началом и концом. Объединяет же все главы Василий, позволяя обобщить работы и назвать их историей об одном бойце, не имеющей ни начала, ни конца.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Прощание с героем

История создания «Василия Теркина» заканчивается победной весной 45-го. В мае Твардовский публикует заключительную главу «От автора», в которой сообщает, что прощается с солдатом. И несмотря на то, что его вновь убеждали в необходимости продолжения произведения, он был непоколебим: время Теркина прошло. По его мнению, теперь, в мирное время, нужен другой персонаж.

Такова история создания «Василия Теркина», кратко описанная на основе статьи А. Твардовского «Как был написан «Василий Теркин (ответ читателям)».

Этапы работы

Шла война, и автор постепенно создавал все новые и новые главы поэмы – вплоть до 1945 г. Даже после ранения в 1943 г. тяжело больной Твардовский не прекращал литературного творчества. К нему нескончаемым потоком шли письма от читателей, требующих продолжения историй о ставшем легендой Василии Тёркине.

В этот период у поэта случился серьезный кризис. С одной стороны, читатели «на ура» принимали каждую новую главу. С другой стороны, партийное руководство упрекало автора в отсутствии в произведении руководящей роли партии. Твардовский, скрепя сердце, согласился на правки поэмы, что впоследствии обернулось для него Сталинской премией.

В мае 1945 г. увидела свет заключительная глава поэмы «От автора». Несмотря на многочисленные просьбы дать персонажу вторую жизнь в послевоенное время, Твардовский не изменил своего решения. Поэма была завершена окончательно.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: