Образ Василия Теркина в одноименной поэме Твардовского — это веселый бравый солдат, который защищает свою Родину от немцев. Подробнее читайте в статье.
Василий Теркин из одноименного произведения, которое написал Александр Твардовский, является бравым солдатом и настоящим патриотом. Он смелый и всегда пойдет в бой за Родину. Но кроме этого, в произведении солдат живет своей жизнью. В этой статье вы найдете описание образов Василия Теркина, а также других персонажей Твардовского. Такая информация подходит для написания сочинений, выполнения докладов и презентаций.
В русской литературе существует и много других образов, связанных с военными действиями, подвигами. К примеру, персонаж произведения «Капитанская дочка» Петр Гринев или образ Наполеона Бонапарта из эпопеи «Война и мир».
«Василий Теркин» Александр Твардовский — образ автора в поэме: сочинение кратко по стиху
Образ автора в поэме
В данном произведении даже прослеживается образ автора. Без этого поэма была бы не такая интересная. Образ автора в поэме «Василий Теркин» Александра Твардовского — сочинение кратко по стиху:
Повествователь в произведении занимает важное место. Такое же, как и образ самого главного героя. Твардовский несколько автобиографичен. Писатель выступает как посредник между Теркиным и читателем. Мало того, существуют главы «О себе» и «От автора». Их задача – дополнить композицию, структурировать стих, связать между собою главы.
Стоит отметить, что речь автора достаточно душевная и лиричная. Она словно сглаживает реалии военного времени. Порой Твардовский обращается как к одушевленным, так и к неодушевленным предметам:
- Шинель
- Родная земля
- Снаряд
- Сердце
- Враг
- Боевые подруги
В чем-то автор является и двойником героя, это видно по следующим строкам:
- «И скажу тебе, не скрою»
- «В этой книге, там ли, сям, то, что молвить бы герою, говорю я лично сам»
Уже во второй части произведения слова автора написаны от первого лица. Повествователь выполняет главную роль. Он сопровождает главного героя до конца поэмы.
Сюжет: о чём она?
Ночью бойцы советской армии готовятся переправиться через реку: на том берегу враг. Мост взорван, остается перебираться вплавь. На дворе ноябрь, река уже скованная холодом, поэтому солдатам тяжело пробираться по замершей водяной глади. Первый взвод благополучно добрался до пункта назначения, но вдруг раздались выстрелы, и остальные лодки не смогли пробиться. Солдаты были вынуждены ждать вестей с того берега в смутной тревоге за однополчан.
Основные войсковые части расположились на ночлег. Все чувствовали вину за то, что люди на другом берегу остались без помощи. Однако двое дозорных увидели в ледяной воде человека, добирающегося вплавь до их стороны. Им оказался Василий Теркин, один из солдат, которые смогли переправиться. После того, как его отогрели и растерли, он пришел в норму и рассказал, что героическими усилиями отряд удерживает свои позиции на вражеском участке. Но людям понадобится помощь артиллерии для полной победы. Мужественный боец, рискнувший жизнью ради того, чтобы сообщить эту весть, быстро овладевает собой, шутит и даже просит не тратить спирт на растирание, а дать ему его в качестве напитка.
Вариант 2
О подвигах русских солдат сложено немало песен, написано немало художественных произведений, снято много фильмов. Каждый раз, открывая книгу о войне или с замиранием сердца вглядываясь в кадры военного фильма, мы восторгаемся и гордимся героизмом наших предков, русских солдат, вынесших немало лишений в той страшной войне, совершивших настоящий подвиг. В чем же он заключается? Попытаемся найти ответы на страницах любимых книг.
Произведения К.Д. Воробьева рассказывают всю правду о войне. Его герои – простые русские солдаты, совершенно разные, настоящие. Есть среди них и те, кто отличается трусостью, но больше всего тех, кто был способен на подвиги во имя Родины. По-моему, для писателя подвиг заключается прежде всего в умении побеждать свой страх. Автор рассказывает о подвиге молодых кремлевских курсантов, безусых, не оперившихся юнцов, которых готовили для парадов, праздничных церемоний и охраны важных кремлевских объектов, а отправили защищать столицу от фашистской армии. Выполнять приказ пришлось в нечеловеческих условиях: не хватало продовольствия, не было боеприпасов, оружия. В руках вчерашних мальчишек были только бутылки с зажигательной смесью, пара гранат и винтовка против сильнейшего танкового батальона противника. Отступать было нельзя: позади Москва, сдать которую означало потерпеть поражение. Двести тридцать девять кремлевских солдат положили головы на подступах к Москве в течение пяти суток. Умирать было страшно, но эти молодые ребята были настоящими русскими солдатами, героями, которые сумели победить свой страх и умирали, твердо уверенные в том, что совершили благое дело, не подпустив врага к столице.
О великом подвиге русского солдата, летчика-истребителя М.П. Девятаева рассказывается в повести «Побег из ада». Эта книга о невероятном мужестве и отчаянной смелости, о реальном случае из жизни автора. Во время одного из вылетов он попадает в немецкий плен, и его увозят в концлагерь, расположенный на острове Узедом в Балтийском море. Выживать приходилось в тяжелейших условиях: девятьсот человек в бараке, адский голод, холод, изнурительная работа. Но даже в таких страшных условиях шла антифашистская работа, пленные продолжали поддерживать друг друга, как могли. Девятаев, благодаря лагерному парикмахеру, который срезал нашивной номер с умершего пленника и заменил номер рассказчика, остался жив. Он попал на службу в аэродром, где тайно изучал устройство немецких самолетов, панельные приборы, конструкции бомбардировщика. Уже тогда он задумал побег на одном из истребителей, чтобы добраться до родины. Эта мысль не давала ему покоя ни днем, ни ночью, он готовился к ней и наконец смог осуществить свой план. На немецком бомбардировщике «Хейнкель» десять русских военнопленных смогли добраться до родины, совершив невероятный подвиг, который стал возможен только благодаря мужеству и смелости.
Почитав произведения этих известных писателей, знающих о войне не понаслышке, еще больше утверждаешься в мысли, что любой подвиг начинается с внутреннего содержания русского солдата, с его внутренней силы, умения побеждать страх, сохранять самообладание, оптимизм и чувство юмора в критической ситуации.
История создания
Замысел создания произведения о неунывающем бойце Васе Тёркине возник у Твардовского ещё во время финской кампании, когда он был военным корреспондентом. В редакции газеты «На страже Родины» решили создать комикс о бойце, а Твардовскому было поручено вступительное слово, в котором определится характер героя и манера общения с читателем. Стихотворение «Вася Тёркин» было напечатано в 1940 г, а затем появилась книжка «Вася Тёркин на фронте».
Весной 1941 г. были написаны первые главы поэмы «Василий Тёркин» и напечатаны в газете «Красноармейская правда» в четырёх сентябрьских номерах 1942 г. В том же году эти главы вышли отдельной книгой. В последующие три года поэма многократно перерабатывалась, в неё добавлялись новые главы. Последнюю главу Твардовский написал летом 1945 г.
Анализ главы «Два солдата»
Глава «Два солдата» в юмористическом духе показывает связь поколений, на которой держится боевой дух армии. Теркин, солдат войны нынешней, и «дед-хозяин», отвоевавший свое, отдавший свой долг отечеству, быстро находят общий язык, и происходит это не только потому, что Тёркин легко и просто решает все «хозяйственные проблемы», а потому, что оба они — защитники Родины, и их разговор – «разговор… солдатский». Этот полушутливый разговор, в котором каждый из собеседников норовит «подколоть» другого, на самом деле касается очень важной темы — исхода нынешней войны, самого главного вопроса, который только может волновать сейчас любого русского человека: «Отвечай: побьём мы немца Или, может, не побьем?». Его, вопрос этот, задаёт Тёркину старый солдат, и ответ Теркина, данный им тогда, когда солдат, готовясь уходить, был уже «у самой двери», короток и точен: «Побьём, отец…». Здесь автор замечательно использует знаки препинания: троеточие в конце предложения лишает этот ответ «казённого патриотизма», оно показывает, что Теркин знает, сколь трудным будет путь к победе, но и уверен также, что победа обязательно наступит, что русский солдат сумеет ее добиться. От такой интонации раздумья и уверенности одновременно слова героя приобретают особое значение, становятся особенно весомыми. Автор заканчивает явно юмористическую главу (одно предложение Тёркина «помочь» старухе жарить сало чего стоит!) серьезными, выстраданными словами героя, которые доходят до сердца читателя и становятся его собственным убеждением в победе.
Герои и образы
В центре повествования – Василий Тёркин, крестьянин из-под Смоленска, начавший воевать рядовым в пехоте, но за время войны совершивший героические поступки, награждённый орденом. Тёркин – воплощение всего русского народа, русского характера, неунывающий оптимист, притерпевшийся к тяготам военного быта, шутник и балагур, но сентиментальный парень. Тёркин не забывает поддержать и помочь, но и совершает подвиги. Он боится смерти и имеет недостатки. Герой символизирует каждого человека, весь народ-победитель.
Уже при первом знакомстве автор даёт Тёркину определение «парень обыкновенный». Твардовский не сообщает никаких внешних примет своего героя: Тёркин не наделён «отменной красотой», «не высок, не то чтоб мал».
Подобно фольклорному, сказочному герою или богатырю, Тёркин защищён от гибели, пуля или бомба по нему ещё не нашлась. Герой остаётся невредим «под огнём косым, трёхслойным, под навесным и прямым». Ранения, даже тяжёлые, заживают на герое легко. А уж в тех случаях, когда боец лежит, истекая кровью, на помощь приходят боевые товарищи, потому что самая святая и чистая дружба – военная. Так происходит, когда Тёркин ранен в руку и его подбирают танкисты («Тёркин ранен»), когда Тёркин ранен в ногу после наступления и спасён похоронной командой («Смерть и воин»).
Во второй главе «От автора» Твардовский опровергает слухи о гибели своего героя как несостоятельные и несуразные: «Неподвержен Тёркин смерти, коль войне не вышел срок». Здесь же Твардовский описывает Тёркина, с одной стороны, как литературного героя, который переживёт самого автора, с другой – как типичного и обычного русского человека, который изведал всё худое, терял родимый край, при этом не только не унывал, но и подбадривал остальных. Тяготы может пережить только тот, кому «нипочём труды и муки, горечь бедствий и потерь».
В этой главе, написанной в переломное время войны, Твардовский делает фамилию Тёркина говорящей. Это не просто тёрка, острое слово и шутка. Тёркин повторяет два девиза: «Не унывай» и «Перетерпим, перетрём». На этих двух китах народного характера покоится победа русского народа.
Ещё одна причина непобедимости Тёркина – его богатырская природа. Тёркин – богатырь не сказочный, а былинный. Это не фантастический герой, а человек, чьё призвание – защита родной Русской земли, которую он прошёл пешком. Твардовский перечисляет все черты такого бойца-богатыря, которые часто противоположны: простой, опасающийся в бою, но весёлый, твёрдый и гордый, серьёзный и потешный, ко всему привыкший, святой и грешный.
Определение «русский чудо-человек» не делает героя сказочным или волшебным. Наоборот, Твардовский каждого читателя превращает в своего героя и богатыря. Несколько глав «От автора» и глава «О себе» посвящены автору, который не выпячивает себя, признавая первенство в поэме Тёркина. Автор – только земляк героя, впрочем, их судьбы похожи.
Поэма как энциклопедия жизни народа-освободителя изображает разные народные типы. Это командир, который, зайдя в отступлении домой, не спал ни с женой, ни один, а рубил дрова, стараясь ей помочь. Героями показаны спасшие Тёркина танкисты, которые потом, в другой главе, дарят Тёркину гармонь убитого командира, фольклорные дед и баба, сначала провожавшие отступающие войска, а потом встречавшие при наступлении.
Твардовский подчёркивает и выделяет подвиг русской женщины, находящейся в тылу. Она привечает не только своего мужа, но и его товарищей-бойцов, она провожает на войну сына или мужа, пишет ему письма и даже смиряет свой плохой характер, чтобы радовать мужа на фронте. Автор кланяется и «доброй женщине простой», и матери-солдатке, которая, воплощая всех матерей, получает награду за страдания в виде материального добра (лошадка с подводой, перина, домашняя утварь, коровка, овечка). Девчонки для героев – воспоминание о мирной жизни, которую все вынуждены были оставить. Быть рядом с девушкой, хороша она собой или нет, – награда для воина. Именно девушкам Тёркин стремится показать свою воображаемую медаль, именно безвестной санитарке, которая подарила ему шапку при перевязке, он обязан спасением.
Ни одной фамилии, кроме Тёркина, не упомянуто в поэме. И это неспроста, если герои – всякий и каждый. Немного также сказано о врагах. Они показаны как бы общим планом. Подробно прописан только немец, с которым Тёркин сражался врукопашную. В нём, как и в других немецких врагах, подчёркиваются сытость, холёность, размеренность и точность, забота о здоровье. Но эти, в общем, положительные качества вызывают омерзение и отвращение, как чесночный запах изо рта. Другие вскользь упомянутые немцы достойны только насмешек и жалости, но не страха или благоговения.
Героями поэмы становятся даже предметы – постоянные спутники солдата в войне: шинель, оду которой поёт Твардовский, гармонь и кисет, баня, вода и пища.
Вариант 4
Подвиг можно понимать по-разному. Это может быть единичный самоотверженный поступок, а может жизнь человеческая стать подвигом. Самоотверженность, мужество, сильная воля, проявленные бойцами, сделали каждого из них героем. Мудрость генералов, командующих войсками, имеет значение. И все же победа на войне зависит от простого русского солдата, от духа всего войска. Годы, проведенные на войне, также можно приравнять к подвигу. Это можно подтвердить примерами из художественных произведений.
В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» рассказывается о великой битве, решившей исход Отечественной войны 1812 года. Бывалый солдат рассказывает молодому о подвиге, совершенном простыми солдатами ради независимости Отечества. Лермонтов не наделяет рассказчика именем, этим он подчеркивает его типичность. Таких людей, как он, в российской армии большинство. Сам рассказчик гордится своими товарищами. Он сравнивает русского солдата с богатырем. Его устами выражены мысли и чувства всего поколения. Они долго отступали под натиском французов, но он считает, что «на то была господня воля». В битве под Бородино русское войско проявило небывалое мужество. Русские солдаты пошли стеной на французов, они обещали умереть, но не отступить. «И клятву верности сдержали», – говорит старый солдат. Русские воины показали врагам свою удаль, бесстрашие, мужество. Любовь к родине и ненависть к врагу в этот день достигли апогея. Простые русские солдаты заставили отступить французскую победоносную армию. Это событие вызывает гордость за наш народ, за российскую армию. Готовность пожертвовать жизнью, мужество русских солдат по праву можно считать подвигом, который помнит вся Россия. Лермонтовский герой ошибался, думая, что новое поколение уступает старому. Великая Отечественная война показала непобедимость русского оружия.
В рассказе А. Н. Толстого «Русский характер» говорится о подвиге простого русского воина Егора Дремова. Толстой описывает его внешность, сравнивая с русскими былинными богатырями. Когда же он был на танке, то рассказчик видел в нем бога войны, такая у него была величественная внешность. Воевал он также под стать богатырю. За свои подвиги получил он звание Героя Советского Союза, медали и ордена. На фронт его призвали из небольшого села Саратовской области. Егор попал в танковые войска. Во время боя танк загорелся, герой получил тяжелые ожоги. Его спасает водитель танка. Внешность Дремова после операции изменилась до неузнаваемости, внешность стала отталкивающей, уродливой. Ему дали отпуск, чтобы съездить домой. Он вошел в дом, родители его не узнали. Герой так и не смог сказать старикам, что он их сын. Только материнское сердце не обманешь. В письме мать попросила его признаться. Великие человеческие качества Егора проявляются не только на фронте, но и в его отношении к родителям, любимой девушке. Его скромность не позволяет ему рассказывать о том, как он воевал, за что получил награды. Все эти поступки, вся жизнь героя являются подвигом, беззаветным служением людям.
Подводя итог сказанному, хочется еще раз подчеркнуть заслуги солдат в исходе любой войны. На их долю выпадали основные трудности. Они всегда находились под огнем противника. Солдаты стойко переносили все капризы погоды. На них лежала огромная ответственность за исход любой операции, любого боя. От них зависела победа и жизнь последующих поколений. Они справились со своей задачей, совершив свой главный в жизни подвиг. Это заслуживает вечной памяти потомков.
Средства художественной выразительности
Язык произведения прост и ясен, близок к народному, но это не значит, что он беден на изобразительные средства. Автор использует эпитеты («снег шершавый», «путем суровым», «жухлый лед», «след кровавый» и другие), сравнения («точно крыша под ногой», «как плоты, пошли понтоны», «берег правый, как стена» и другие). Здесь также встречается любимая А. Т. Твардовским аллитерация, создающая динамичность повествования. Все эти приемы позволяют ему создать накаленную и динамичную атмосферу боя.
Поэма лишена всех рамок. Ее изобразительная сила не скованна ни сюжетом, ни идеологией, в произведении подлинный патриотизм не превращается в пафос, все в меру, все настоящее. За это внутреннее тепло и правду «Василия Теркина» полюбили советские солдаты, за это же любим ее и мы, потомки.
Автор: Мария Блинова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!