Проблема взаимоотношений между поколениями встречается на пути взросления каждого подростка. Сверстникам проще понять друг друга в житейских ситуациях. Они отделяются от прошлого и следующего поколения, формируя группу с единым жизненным опытом, взглядами. Современное поколение сильно отличается от предыдущих. Это обусловлено техническим прогрессом, сменой приоритетов, расширением образовательной сферы. Предыдущий век разительно отличался от нынешнего – не было компьютеров, возможности свободно перемещаться по всему миру, многих технологических методик для решения повседневных проблем.
Суть и истоки проблемы
Сегодня в нашем стремительно мчащемся мире в условиях тотальной глобализации проблема взаимоотношений поколений становится ощутимо острой. Создается впечатление, что дети отдаляются от родителей не на один, а на несколько шагов сразу.
Особенность борьбы нового со старым в том, что первое не всегда выходит из нее победителем. У взрослых есть больше рычагов влияния, уверенность в своей непоколебимой правоте, потребность быть авторитетом и руководителем для ребенка.
Далее мы рассмотрим эту проблему с точки зрения ученых-психологов, а также узнаем, как ее видели писатели в девятнадцатом и двадцатом веках. Особенно интересен материал будет школьникам, которые готовятся к экзаменам. Часто одной из тем бывает следующая: «Проблемы взаимоотношений между поколениями». Сочинение по этому заданию вы с легкостью напишите после прочтения данной статьи.
Сегодня акцент переместился с опыта старших поколений на достижения сверстников. Практически все знания от родителей ребенок получает уже в «устаревшем» виде. В наши дни срок жизни новшества иногда колеблется в пределах нескольких дней или часов.
В юношеском возрасте парни и девушки вынуждены проходить своеобразный этап инициации. Им нужно научиться контролировать эмоции, стать рассудительными и мудрыми. Это называется «повзрослеть». Сложность в том, что с ускорением темпа жизни родители часто сами еще не до конца оформились в целостную зрелую личность. Или их образ годится только для героев романа девятнадцатого века.
Проблема в том, что часто родители даже не могут подсказать отпрыскам, как правильно поступить в той или другой ситуации. Ведь они никогда не проводили молодость в условиях настоящего времени. То, что раньше считалось революционным, сегодня молодежь относит к эпохе каменного века.
Давайте разберемся в вопросе разногласий между родителями и детьми. Как его видят психологи и писатели?
Проблема взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми…
Проблема взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми и детьми. По В. Крапивину.
Отцы и дети. Деды и внуки. Насколько важно, чтобы между старшими и младшими поколениями не прерывалась связь? Эти важные нравственные вопросы волнуют читателей, познакомившихся с текстом известного советского русского детского писателя Владислава Крапивина.
Раскрывая проблему взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми и детьми, автор знакомит нас со своими героями. Один из них – мальчик по прозвищу Журка – однажды открыл старинную книгу с ятями, в которой увидел белый конверт. Это было послание ушедшего из жизни деда. Старый Юрий Савельев завещал книги на полках своему внуку, уверенный, что они станут друзьями Юрика, как и когда-то в его детстве. Признаваясь в любви к внуку, дед сожалеет, что «из-за разных нелепостей» они виделись редко. В этом послании символичным является образ бумажного змея, который дедушка в детстве любил запускать в небо, но однажды тонкая бечева оборвалась. Так и его связь с земной жизнью оборвалась, и он улетел в небо. Но ему очень хочется, чтобы не оборвалась связь поколений, и внук помнил бы о нём. Нравственная заповедь старика Журке тоже символична: «И учись летать высоко и смело». Это завещание о том, чтобы внук в жизни стремился к высоким идеалам, делал дело и ничего не боялся. Это письмо произвело на мальчика глубокое впечатление: он заплакал, «его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма». Он почувствовал любовь деда к себе, о которой он не знал. Самое трагическое в том, что ничего уже нельзя было исправить.
Автор подводит нас к мысли о том, что отношения между представителями разных поколений должны основываться на доверии и взаимопонимании. Взрослые стремятся поддержать представителей младшего поколения, дать им наставления. Дети побуждают у представителей старшего поколения воспоминания об их собственном детстве. С мнением автора невозможно не согласиться. Действительно, не должна прерываться связь между старшими и младшими поколениями. Старшие могут многому научить младших, передать им заветы, основанные на собственном опыте жизни. Если эти взаимоотношения основаны на доверии и любви, то связь будет и после окончания земной жизни старших, они будут жить в памяти своих потомков.
В русской литературе есть немало примеров глубокой связи поколений. Так, в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой Пётр Гринёв в драматичную эпоху Пугачёвского восстания свято хранит завет отца беречь честь смолоду. Он остался верен офицерской присяге и не перешёл на сторону бунтовщиков даже под угрозой казни.
В заключение хочу подчеркнуть, что нравственное развитие общества зависит от связи поколений, от готовности младшего поколения хранить и продолжать лучшие традиции своих предшественников.
Текст По В. П. Крапивину (1)Журка опять потянулся к полкам и взял самую прочную и новую на вид книгу с золотыми узорами на корешке. (2)Это оказались «Три мушкетёра». (3)Не такое старинное издание, как другие, хотя тоже с «ятями» и с твёрдыми знаками в конце слов. (4)Отпечатанное на гладкой бумаге и со множеством рисунков. (5)Журка обрадовался «Мушкетёрам» — это были старые друзья, — начал перелистывать, разглядывая картинки. (6)И увидел между страницами узкий белый конверт. (7)Видимо, дедушка решил, что если все другие книги покажутся Журке неинтересными, то «Мушкетёров» он всё равно пролистает до конца. (8)Тем же прямым почерком, каким раньше дед писал короткие поздравления на открытках, на конверте было выведено: Юрику. (9)Журка сперва сам не зная чего испугался… (10)Или нет, не испугался, а задрожал от непонятной тревоги. (11)Оглянулся на прикрытую дверь, подошёл к окну. (12)Суетливо дёргая пальцами, оторвал у конверта край. (13)Развернул большой тонкий лист. (14)Дед писал чёткими, почти печатными буквами: «(15)Журавлик! (16)Книги на этих полках — тебе. (17)Это старые мудрые книги, в них есть душа. (18)Я их очень любил. (19)Ты сбереги их, родной мой, и придёт время, когда они станут твоими друзьями. (20)Я это знаю, потому что помню, как ты слушал истории о плаваниях Беринга и Крузенштерна и как однажды пытался сочинить стихи про Галактику (помнишь?). (21)Ты их ещё сочинишь. (22)Малыш мой крылатый, ты не знаешь, как я тебя люблю. (23)Жаль, что из-за разных нелепостей мы виделись так редко. (24)В эти дни я всё время вспоминаю тебя. (25)Чаще всего, как мы идём по берегу Каменки, и я рассказываю тебе про своё детство и большого змея. (26)Этот летучий змей почему-то снится мне каждую ночь. (27)Будто я опять маленький, и он тащит меня в лёгкой тележке сквозь луговую траву, и я вот-вот взлечу за ним. (28)Жаль, что так быстро оборвалась тонкая бечева. (29)В детстве я утешал себя, что змей не упал за лесом, а улетел в далёкие края и когда-нибудь вернётся. (30)И его бумага будет пахнуть солёными брызгами моря и соком тропических растений. (31)Наверно, потому я к старости и стал собирать эти книги: мне казалось, что они пахнут так же. (32)Впрочем, ерунда, старости не бывает, если человек её не хочет. (33)Просто приходит время, когда лопается нить, которая связала тебя с крылатым змеем. (34)Но змей вернулся, я оставляю его тебе. (35)Может быть, он поможет тебе взлететь. (36)Журка, вспоминай меня, ладно? (37)Меня и другие будут вспоминать, но многие, даже твоя мама, скажут, наверно: жизнь у него не удалась. (38)Это неправда! (39)И ты про это не думай. (40)Ты вспоминай, как мы расклеивали в твоём альбоме марки, говорили о кораблях и созвездиях, а вечерами смотрели на поезда. (41)И учись летать высоко и смело. (42)Ты сумеешь. (43)Если тяжело будет — выдержишь, если больно — вытерпишь, если страшно — преодолеешь. (44)Самое трудное знаешь что? (45)Когда ты считаешь, что надо делать одно, а тебе говорят: делай другое. (46)И говорят хором, говорят самые справедливые слова, и ты сам уже начинаешь думать: а ведь, наверно, они и в самом деле правы. (47)Может случиться, что правы. (48)Но если будет в тебе хоть капелька сомнения, если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности, что прав ты, а не они, делай по-своему. (49)Не оправдывай себя чужими правильными словами. (50)Прости меня, я, наверно, длинно и непонятно пишу… (51)Нет, ты поймёшь. (52)Ты у меня славный, умница. (53)Жаль, что я тебя, кажется, больше никогда не увижу. (54)Никогда не писал длинных писем. (55)Никому. (56)А теперь не хочется кончать. (57)Будто рвётся нить. (58)Ну, ничего… (59)Видишь, какое длинное письмо написал тебе твой дед Юрий Савельев, который тоже когда-то был журавлёнком». (60)Журка дочитал письмо и сразу, не сдерживаясь, заплакал. (61)Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма. (62)И любовь к нему, к Журке, о которой он не знал. (63)И ничего нельзя уже было сделать: ни ответить лаской, ни разбить одиночество… (По В. П. Крапивину)
Что говорят психологи
Если задание касается проблемы взаимоотношений между поколениями, сочинение можно начать с мнения специалистов по этой теме.
Сейчас мы с вами поговорим о некоторых исследованиях, проведенных учеными, чтобы изучить психологию взрослого поколения. Они считают, что главная проблема кроется в неспособности старших понять свою несостоятельность в вопросах воспитания.
Оказывается, что самодовольство и уверенность в том, что прошлый жизненный опыт является эталоном, по которому следует мерить «правильность» ребенка, служит фундаментом для раздоров. Получается, что взрослые говорят на одном языке, а дети — совершенно на другом.
Причем, с точки зрения психологов, проблема взаимоотношений поколений зачастую исходит именно со стороны родителей. Самая частая жалоба от детей: «Они меня не хотят слышать».
Были проведены эксперименты для подтверждения этой гипотезы. Мы приведем описание и результаты одного из них.
В школе предложили ученикам десятого класса оценить себя по пятибалльной шкале. Измерять нужно было внутренние качества, такие как доброта, коммуникабельность, инициативность и прочие. Второе задание заключалось в том, чтобы определить, как эти же их качества оценят родители. Старшее поколение попросили оценить своих детей, а потом спрогнозировать их самооценки.
В итоге получилось, что дети точно представляют себе, что о них думают родители, а отцы и матери, в свою очередь, совершенно ничего не знают о своих отпрысках. Остальные исследования доказали, кроме этого момента, еще ряд сложностей в отношениях детей и взрослых. Так, было выявлено, что ребенок более откровенен с матерью, чем с отцом. Второй неприятный момент заключается в том, что многие вещи, которые интересуют подростка, не принято обсуждать в нашем обществе.
Темы чувств, открытости, половой жизни ставят непреодолимый барьер между поколениями в семье. Подобный поворот событий приводит к формальному общению и рутинизации отношений.
Сочинение 2
Как бы мы близки не были с родителями, конфликт между поколениями всегда будет идти рядом с нами. Вроде бы взрослый родитель должен понять все переживания подростка, так как сам ещё не столь давно проходил через всё те же эмоции. Может обойти острые углы в конфликтах. Но почему-то на деле все выходит наоборот. Почему же так происходит?
Всему виной опыт, накопленный старшим поколением. Они, с высока своих лет, понимают ошибки, которые совершали в юном возрасте. И страх того, что твой ребёнок может наступить на те же грабли, выражается в постоянных советах, нравоучениях, которые выливаются в конфликты с ребёнком. Ребёнок же, в свою очередь, ждёт поддержку в своих начинаниях от родителей, а не постоянную гиперопеку. Подростку претят все барьеры, которые устанавливает взрослый, так как, по мнению младшего поколения, это их шаги, их опыт в этой жизни, не важно: будет ли он положительный или отрицательный.
Каждый, теперь уже взрослый человек, был таким же подростком, с таким же спектром переживаний. Он так же не понимал своих родителей, его родители в свою очередь имели свою точку зрения на систему воспитания ребёнка. В такие моменты подросток часто думает, что именно он не будет давать советы, учить и ограничивать своих детей. Но проходит время, вырастают дети, и все возвращается на круги своя.
Эта проблема никогда не выйдет из основных тем психологов.
Взрослому поколению необходимо понимать, что каждый человек, проходя этапы взросления, сталкивается с трудностями. Это закаляет характер, вырабатывает иммунитет к проблемам, стимулирует развиваться. Ребёнок не знает, с какими препятствиями жизнь его столкнёт в будущем, не знает, что нужно будет работать, заводить семью, трудиться, переживать потери, расставания, боль. Это все сейчас для него неактуально. Родители не должны давить, ограничивать и давать нравоучения. Необходимо направлять в нужном направлении, но делать это мягко, без потери связи с ребёнком. Иначе, конфликт может привести к еще большим проблемам.
Младшему же поколению нужно понимать, что родители не стремятся закрыть его от внешнего мира, не хотят сделать больно и плохо. Нужно прислушиваться к мнению взрослых, так как их опыт может дать верное направление уже сейчас, не зацикливаясь, что там будет в этом очень-очень далеком будущем.
Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери — «Мы в ответе за тех, кого приручили». Это «уравнение» можно применить и к нашей проблеме. От поступков и шагов старшего поколения зависит обстановка в семье и устанавливаемая связь с ребёнком. Поэтому, нужно быть снисходительными к попыткам младшего поколения начинать свой путь в этой жизни. Но при этом всегда должны присутствовать полезные ограничения, без них сложно будет выстраивать дорогу молодым.
Тургенев, «Отцы и дети»
По мнению многих критиков, наиболее полно освещена проблема взаимоотношений поколений в романе «Отцы и дети». В принципе, здесь ей уделено наибольшее внимание, но вы вскоре убедитесь, что есть и другие произведения, в которых затронут этот вопрос.
Иван Сергеевич в своем романе показывает не просто противостояние отца и сына в отдельно взятой семье. Здесь изображается проблема взаимоотношений поколений, поскольку Кирсанов и Базаров не являются родственниками.
Первый молод, нигилист, демократ и революционер. Павел Петрович же показан монархистом и аристократом до мозга костей. Столкновение их мировоззрений и положено в основу сюжета.
Мы видим, что Евгений Базаров склонен все отрицать, ставя науку превыше всех остальных ценностей. Изображение пейзажа Швейцарии, например, ему интересно только с геологической точки зрения. Он прагматичен, пытается доказать преимущество новых взглядов. Однако в конце Евгений погибает с мыслью о том, что Россия его не приняла.
Антагонистом Базарова является Кирсанов. Он любит рассуждать о «русской идее», простоте мужицкой жизни. Но на деле все его слова оказываются иллюзией. Он склонен только болтать об этом, поступками же показывает обратное.
Как и многие другие писатели девятнадцатого века, Иван Сергеевич Тургенев оказывается на стороне молодого поколения. Он показывает через призму романа агонию старого мировоззрения и рождение в муках новой философии общества.
В чем заключается конфликт между поколениями?
(417 слов) Конфликт поколений – вечная проблема, с которой из года в год сталкивается человечество. Она не обошла стороной ни один народ, ни одну эпоху. Каждый раз отцы и дети конфликтуют друг с другом, каждый раз они находят поводы для несогласия. Но в чем же заключается это противостояние? Я думаю, в борьбе мировоззрений. Изменение условий жизни и норм морали влечет за собой смену парадигмы мышления. Чтобы пояснить свою мысль, приведу литературные примеры.
В романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» изображается конфликт между Пантелеем Прокофьевичем и Григорием. Отец всю жизнь служил царской власти, любил и почитал царя. Его ценности можно описать так: «Православие. Самодержавие. Народность». Он свято почитал и семейные ценности, и казацкие традиции. Однако его сын рос и развивался во времена, когда произошла смена парадигмы: народ был утомлен социальной несправедливостью, вечной войной, тяжелыми условиями жизни, поэтому многие люди пошли против царя, повинуясь революционной пропаганде. За счет этого традиционные нравственные ориентиры утратили свое значение, как и обычаи прошлых поколений. Так, Григорий еще до начала революционных событий идет против воли отца – вступает в отношения с замужней женщиной. Наступила война, Мелехов ушел на фронт, но дезертировал оттуда, нарушив присягу, предав царя. В гражданской войне он долгое время воевал на стороне красной армии, представители которой в бога не верили, царскую власть ненавидели, а страну и народ хотели переделать до неузнаваемости. Сын во всем противоречил отцу, но их конфликт – это не бытовые разногласия, а противостояние старого и нового времени, прошлого и будущего России.
В пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» конфликт поколений тоже основывается на смене ориентиров. Александр Чацкий выступает за прогрессивные перемены, а старое московское дворянство защищает свои консервативные взгляды. Разница поколений очевидна: если Фамусов рос и строил карьеру в дворянской России, опираясь на связи и капитал, и при этом не выезжал за ее пределы, то многие дети помещиков получали уже заграничное образование, которое открыло им глаза на несовершенство отечества. Увидев более высокий уровень жизни, узнав о нововведениях в науке и технике, новые люди вроде Чацкого хотели переделать патриархальную застоявшуюся Русь, в которой правили алчные и недалекие рабовладельцы. Фамусов и его гости видели ситуацию по-другому: приехал выскочка, который не имеет опыта и авторитета, но лезет учить аристократию. Разница в образовании и воспитании разделила два поколения дворян, конфликт которых представляет собой борьбу старого и нового уклада жизни.
Таким образом, противостояние отцов и детей – это противоборство разных идеологий и ценностей, которые человеку навязывает эпоха. Именно молодежь быстрее и охотнее принимает перемены, поэтому она является носителем новых взглядов на мир. Однако старшее поколение не желает отступать и защищает свое мировоззрение. Так и получается извечная борьба мнений.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Толстой, «Война и мир»
Далее нами будет рассмотрена проблема взаимоотношений поколений в романе «Война и мир». Здесь Толстой, будучи тонким знатоком человеческих душ и мотивов поведения, показывает три разных семьи. У них различное социальное положение, ценности и традиции. На примере Болконских, Курагиных и Ростовых мы видим практически всю палитру российских горожан девятнадцатого века.
Однако в романе показаны не только отношения между разными поколениями, но и трения различных слоев общества. Болконский, например, детей воспитывает в рамках служения Отечеству. Честь и пользу для других людей он ставит превыше всего. Такими вырастают Андрей и Мария. Однако старый князь часто перегибал палку в воспитании, о чем он сокрушается на смертном одре.
Курагины же показаны полной противоположностью Болконским. Это карьеристы, которые превыше всего ставят общественное положение. На их примере иллюстрируется холодное отношение родителей к детям. Отсутствие чувственности и доверительности становится естественным и для Элен с Анатолем.
Фактически Толстой показывает с помощью семьи Курагиных пустых людей, которых интересуют исключительно материальные ценности и внешний блеск.
Полной противоположностью являются Ростовы. Здесь изображается идеальная семья. Родители полностью поддерживают Николая и Наташу. Дети всегда могут обратиться к ним за помощью, когда она им нужна. Этот род полностью отличается от аристократичных Болконских и от карьеристов Курагиных.
Таким образом, в первых двух упомянутых нами произведениях наиболее полно раскрыта проблема взаимоотношений поколений. Сочинение (ЕГЭ) лучше всего будет написать, отталкиваясь именно от этих романов.
Паустовский, «Телеграмма»
Когда обсуждается проблема взаимоотношений между поколениями, аргументы «из жизни» будут самыми лучшими. Рассказ Константина Паустовского затронет наиболее болезненные струны человеческой души. В нем освещается ситуация, когда дети забывают своих родителей.
Это вторая крайность, в которую может впасть семья. Зачастую причиной является не столько проблема воспитания, сколько пагубные моменты общественного влияния.
Иногда неподготовленные к агрессии реального мира подростки попадают в водоворот чужих целей. Они живут идеалами других людей и теряют себя. Если у родителей не получилось с детства приучить ребенка к тому, что дома его примут в любом состоянии, то молодой человек отдалится.
Таким образом, перед нами появляется многогранная проблема взаимоотношений поколений. Аргументы в пользу правильного воспитания и прочих превентивных мер можно приводить, но лучше показать ужасные последствия углубляющейся пропасти.
Именно такие примеры мы и видим в произведениях многих писателей. В «Телеграмме», в частности, дочка опоздала. Когда девушка опомнилась и приехала навестить мать в деревню, она застала только могильный холмик и простенькое надгробие.
Паустовский показывает, что гордость, затаенная злоба и другие барьеры, препятствующие теплым отношениям между родными, всегда ведут к трагедии «обиженного». Поэтому лучшим способом решения проблемы взаимоотношений между поколениями будет прощение и искреннее желание понять собеседника.
Гоголь, «Тарас Бульба»
Достаточно остро проблема взаимоотношений поколений в русской литературе встает и в произведении Гоголя. Он обращается к неожиданной и ужасной стороне реализации этого момента.
В повести иллюстрируется убийство отцом своего ребенка в угоду собственному чувству чести и гордости. Тарас Бульба не смог простить и пережить измену идеалам со стороны Андрея. Он мстит ему за то, что юноша вырос не тем, кем его воспитывали.
С другой стороны, он карает поляков за смерть младшего сына – Остапа.
Таким образом, в этом произведении мы видим горькую правду реальности. Отцы редко стремятся к тому, чтобы понять своих детей. Они всего лишь хотят реализовать в них свое понятие «идеальной жизни».
Именно поэтому и является вечной проблема взаимоотношений поколений. Аргументы русских писателей в пользу невозможности ее решения вы найдете в нашей статье. Далее мы рассмотрим разные сферы этого вопроса.
Но после прочтения большинства произведений и исследований остается впечатление, что вместе с возрастом у людей просыпаются на генном уровне идеалы домостроя.
Островский, «Гроза»
Как вы уже убедились, если в сочинении должна быть затронута проблема взаимоотношений поколений, аргументы (литературные, жизненные и прочие) легко помогут это сделать.
В завершение нашей статьи приведем еще один пример, который как нельзя лучше соответствует поставленной задаче. Сейчас мы поговорим о драме Островского «Гроза».
В этом потрясающем произведении очень ярко показано столкновение старого домостроевского и молодого поколений. Из всех действующих лиц решается противостоять закостенелому самодурству старших только главная героиня – Катерина.
Есть такое высказывание, что Россия – страна фасадов. Именно в этой пьесе данная фраза и расшифровывается в пугающей наготе. За видимым благополучием и благочестием обычного приволжского городка мы открываем для себя истинное зло, затаившееся в душах людей.
Проблема заключается не только в жестокости, глупости и ханжестве старшего поколения. Кабаниха, Дикий тиранят молодежь только тогда, когда их не видит общество. Такими действиями они всего лишь пытаются «наставить на путь истинный» своих непутевых чад. Однако сложность в том, что все знания и традиции, присущие домострою, уже давно превратились из норм поведения в ненужный груз.
Обратной стороной данного вопроса становится безвольность, слабость и скотская покорность младших, а также безразличие остальных горожан к происходящему у них на глазах.
Проблемы взаимоотношений между поколениями в драме показаны параллельно с надвигающейся бурей. Как природа стремится освободиться от накопленного, посылая живительный дождь на окаменелую почву, так и самоубийство Катерины заставляет вздрогнуть безразличные души людей.
Таким образом, мы с вами рассмотрели взаимоотношения поколений на примерах из жизни, истоки и проявления данной проблемы. Кроме того, познакомились с произведениями многих русских писателей, которые точно, остро и пугающе правдиво осветили этот вопрос.
Успехов вам, дорогие читатели! Старайтесь найти в себе силы быть лучше, чтобы не стать кабанихами, простаковыми и прочими домостроевцами.
Источник: FB.ru
С появления первых цивилизованных обществ проблема поколений являлась одной из самых важных из общественно-социальных проблем человечества. Но почему же она до сих существует? В чем заключается? И можно ли с ней справиться? Ответ на этот и многие другие вопросы вы сможете узнать в данной статье.
Первое и самое главное — непонимание двух разных поколений. Представителям старшего поколения всегда сложнее удерживать актуальные знания в различных современных вопросах, а значит и сложнее подстроиться под современные реалии. Простой пример: Наверняка, ваши родители или бабушка с дедушкой просили вас помочь им разобраться с какой-либо проблемой связанной с интернетом, компьютером, смартфоном или чем-то подобным. Просто представителям старшего поколения уже сложно ориентироваться в этом многообразии цифровой эпохи. В этом нет ничего плохого.
Следующий пункт проблемы поколений следует из первого — агрессивная реакция на тенденции. Например, по данным ВЦИОМ опубликованным в 2021 году, 72% молодых людей от 18 до 24 лет (что составляет почти 3/4 опрошенных) считают, что и без высшего образования можно продвигаться по карьерной лестнице. В то же время, по тем же данным ВЦИОМ, старшее поколение в большинстве считает, что без высшего образования нельзя устроиться на престижную и высокооплачиваемую работу. Из-за этого, многие родители насильно заставляют детей поступать в вузы, что может противоречить планам на жизнь ребенка.
Примерно такая же ситуация с отношением молодежи к политике. В связи с острым политическим кризисом в России, у молодых людей не остается выбора, кроме как участвовать в политической жизни своей страны: голосовать, выходить на мирные протестные акции, распространять различную политическую информацию в интернете. Кстати о нем, возможно именно потому, что появился свободный доступ к информации, в особенности новостной, молодежь и начала больше интересоваться политикой. Именно эта позиция чаще всего не нравится старшему поколению, что рождает ссоры и конфликты.
Почему проблема поколений все еще актуальна?
Проблема поколений неразрывно связана с естественным течением времени. Время идет, порядки меняются, миром управляют другие люди. Это естественный процесс человеческой истории. Вот хороший пример:
Существует система деления поколений «X-Y-Z»:
«Поколение X» — люди, которые родились в период с 1963 по 1983. Это люди, в основном одиночки, которые выбрали себе карьеру и идут по ней в течение многих лет. Их цель — упорный труд, а рассчитывают они только на себя. Желают быть специалистами в одной области и работают в ней всю жизнь.
«Поколение Y» или миллениалы — люди родившиеся с 1983 по 2003 годы. Они отличаются своим понимаем целеустремленности. Им чуждо быть специалистом в чем-то одном, эти люди готовы знать много сфер сразу. Они амбициозны и трудятся не ради народа или страны, а ради своей собственной уникальной мечты. Это поколение прямо сейчас правит современным миром. «Поколение Y» готовы работать ради идеи, а не денег, а основная цель работы — не заработок, а то, что она приносит удовольствие. Они также готовы в любой момент уйти с работы, если вдруг понимают, что она не приносит удовольствия или занимает время, которое выделяется на себя или свои увлечения.
«Поколение Z» или постмиллениалы — те, кто родился после 2003 года. Это поколение усовершенствованных миллениалов. Они буквально рождаются с аккаунтами в FaceBook и Instagram. У них совершенно отсутствуют любые иллюзии по поводу того, что происходит в мире. Они находят информацию в интернете и из разных источников, понимая, насколько все плохо и, что просто так ничего не изменится. Им пророчат большую известность и богатство, ведь это поколение готово работать даже больше, чем миллениалы, при этом также являясь специалистами в нескольких сферах. А это позволяет становиться первоклассными предпринимателями. Кроме того, внешнему миру постмиллениалы предпочитают внутренний, а значит, скорее будут интересоваться искусством и наукой вместо тусовок.
Заметили, как сильно отличаются поколения. А ведь разница между ними всего 20 лет. В эпоху, когда существует интернет и свободный доступ к информации, развитие будет происходить во много раз быстрее более ранних периодов, а значит и разница между поколениями будет все больше и больше. Вот почему проблема поколений настолько актуальна.
Можно ли справиться с проблемой поколений?
Да, справиться с проблемой поколений можно, но скорее всего придется отказаться от своего мировоззрения. Если постоянно заниматься саморазвитием, то можно серьезно отсрочить возраст старости, а вследствие и косности мозга. Так будет проще понимать современные тенденции и быть актуальным как можно дольше. Также, стоит отказаться от воспитания при помощи запретов и дать детям больше свободы, ведь они лучше понимают тенденции современного мира, не стоит их ограничивать в постройке собственной жизни.
Источник: ucrazy.ru
«Старший сын» — пьеса и фильм
Нами сейчас обсуждается проблема взаимоотношений поколений (ЕГЭ нередко включает ее в перечень заданий). Давайте рассмотрим комедию Вампилова «Старший сын». Она написана в конце шестидесятых годов двадцатого века.
Значимость произведения в том, что здесь переплетаются несколько поколений. Мы видим отношения между тремя: отцами, взрослыми и младшими детьми.
Суть комедии заключается в невинной шутке, которая переросла в значимый этап жизни целой семьи. Два друга (Бусыгин и Сильва) задерживаются допоздна в чужом городе, опаздывают на транспорт. Они — в поисках ночлега.
В городе они встречаются с семьей Сарафанова. Сильва рассказывает их новому знакомому о том, что Бусыгин его сын. Мужчина принимает сообщение за чистую монету, потому что у него «был грешок молодости».
Суть произведения заключается в том, что Бусыгину приходится стать связующим звеном между отцом и детьми, которые не ставят ни во что своего родителя.
Мы видим уже достаточно созревшего «младшенького» Васеньку, который из ревности сжигает жилье Натальи. Нина, названная сестра Бусыгина, хочет бежать с женихом на Дальний Восток, но новоявленный брат ее удерживает.
Повинуясь порыву чувств, обманщик во всем признается. В произведении все заканчивается хорошо. Но главный акцент все-таки поставлен. Ситуация создана в комической форме для удобного восприятия и комфортного введения в комедию «друга семьи».
Именно через призму стороннего взгляда на семью вскрывается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение Вампилова в корне отличается от подобных произведений девятнадцатого и восемнадцатого веков. Именно здесь мы видим ту картину, которая существует и в наше время.
Традиции домостроя уже фактически изжили себя, но мягкость и бездумная любовь многих родителей играет с ними злую шутку, когда дети подрастают.
Из зарубежной литературы
- Пауло Коэльо, «11 минут»
. Чем поколение сегодняшних детей отличается от поколения своих отцов? Главное отличие заключается в том, что люди нашего времени более самостоятельны и практичны. Например, если раньше девушки рассчитывали только на удачное замужество или иную протекцию со стороны мужчин, то теперь они берут судьбу в свои руки. Так, героиня романа «11 минут» жила бедно, но мечтала приобрести финансовую независимость и дать своим детям материальное благополучие. Однако денег на образование у нее не было, как и перспектив в родной стране. Поэтому Мария уехала из родного города и начала заниматься проституцией. Век назад ее история закончилась бы плачевно и назидательно, но сегодня автор показал альтернативный финал: героиня накопила нужную сумму и открыла свой бизнес, исполнив свою мечту. Ее путь не был честным и высоконравственным, но и условия жизни многих таких девушек далеки от совершенства. Они вынуждены идти к своей цели окольными дорогами, потому что других просто нет. Герои нашего века не мирятся с обстоятельствами, а меняют их под себя, хоть и поступаются при том моральными принципами. Но таков их выбор, который можно оправдать неблагополучными условиями жизни и социальной несправедливостью. - Дитер Нолль, «Приключения Вернера Хольта»
. Какие общие черты объединяют нас с поколением участников ВОВ? Каждый человек, в какую бы эпоху его не забросила судьба, в глубине души не хочет воевать. На фронт его заманивают обманом или угрозой, политики или жестокие обстоятельства. Это доказывает пример из книги немецкого писателя о Второй Мировой войне «Приключения Вернера Хольта». Герои романа — почти наши ровесники. Что заставило их пойти на захват чужих территорий? Все то же, что заставило бы и нас взяться за оружие. С самого раннего возраста их настраивали на войну и убеждали в долге перед лидером страны и его амбициями. Подростки пребывали в уверенности, что борьба на передовой — это романтическое приключение, которое делает юношей настоящими мужчинами и развивает мужество, стойкость, волю. Однако реальность не совпала с ожиданием: «Все ложь и обман» — делает вывод герой. В наступлении солдаты быстро разочаровались в своих сладкоречивых агитаторах и фальшивых идеях. Грязь, кровь, жестокость и агрессия — вот что они нашли на поле брани. С этими юношами в форме немецких солдат нас объединяют наивность, ведомость и романтические иллюзии юности. Мы тоже не знаем цену жизни и мира и порой становимся жертвами хитрецов, которые манипулируют нами, заставляя взять в руки оружие ради геополитических амбиций политиков. - Фредерик Бегбедер, «99 франков»
. Кого можно назвать «героем нашего времени»? Сегодня люди ценят такие качества, как чувство юмора, рассудительность и харизму. В оценке личности важным критерием становится успех. В то же время человек, которого можно назвать «героем нашего времени», должен отличаться от других. Чем? Чаще всего он выделяется из толпы своим протестом против условностей и отживших свое традиций. Например, одним из самых популярных героев современных книг является Октав из скандально известного романа «99 франков». Он является характерным представителем нашего времени. Герой работает в рекламном бизнесе, уделяя карьере почти все свое время. Он не спешит жениться и ведет себя раскованно, предпочитая сначала попробовать в жизни все, а уж потом связывать себя семейными узами. Октав циничен, интеллектуально развит и отличается оригинальностью мышления. Несмотря на финансовое преуспеяние и всеобщее уважение, его мятежный дух не удовлетворен. Он понимает, что рекламная сфера убивает ее творческий потенциал. Герой объявляет войну всей своей индустрии, рискуя потерять все. Грязные секреты рекламного бизнеса он описывает в своем романе, сжигая мосты и делая выбор в пользу призвания, а не денег. Октав смел, непредсказуем и духовно богат, поэтому не боится изменить свою жизнь и променять успех на толику справедливости. На таких людей ровняется мое поколение. - Стивен Кинг, «Оно»
. Какие нравственные ориентиры направляют мое поколение? Современная молодежь ищет их во взаимовыручке, справедливости и альтруизме. Например, герои романа «Оно» сплачиваются ради борьбы с таинственным убийцей, который расправляется с детьми по всему городу. Взрослые не могут увидеть его и ищут причину зла в другом месте. Однако Ричи Тозиер, Билл Денбро, Беверли Марш, Майк Хэнлон, Эдди Каспбрак, Бен Хэнском и Стэн Урис решают разобраться с монстром и отомстить за убитых жертв. Они сильно рискуют, ввязавшись в это противостояние, потому что «Оно» гораздо сильнее их и обладает магическими способностями. Но дружба, сила духа и стремление к добру помогают подросткам взять верх в схватке. Осознание важности миссии, готовность отстаивать правду и добро, взаимовыручка и бескорыстность — все это нравственные ориентиры, которые позволяют нашему поколению найти правильный путь. - Хьюьерт Селби, «Реквием по мечте»
. Какие глобальные проблемы больше всего волную современную молодежь? Прежде всего, юношей и девушек беспокоят актуальные вопросы нашего времени, среди которых особенно острым является наркомания. Например, в романе «Реквием по мечте», который читали многие мои сверстники, эта проблема стала центральной. Главные герои становятся наркозависимыми, и вся их жизнь летит под откос. Прекрасная художница Мэрион начинает с «легких» доз и прекрасно себя чувствует, однако впоследствии зависимость заставляет ее потерять самоуважение, талант, семью и выйти на панель. Постепенная деградация девушки приводит к тому, что от нее остаётся только тело, которое цинично используют все, у кого есть «доза» для нее. Не менее ужасная судьба ожидала Гари, ее возлюбленного. Из-за непрерывных инъекций в ненадлежащих условиях у него началась гангрена, и он потерял руку. Трагедия заключается в том, что за пределами литературы такие случаи происходят до сих пор. Разумеется, данная проблема не может не волновать современного человека. Ее последствия губительны для общества. - Грегори Робертс, «Шантарам»
. Какие герои становятся кумирами моих сверстников? Молодежи нашего времени свойственно восхищаться реальными людьми, которые совершали ошибки, но смогли их преодолеть. Одним из таких героев является автор книги «Шантарам». Известно, что в романе он описал именно свою судьбу. Его литературное воплощение, Лин страдал от героиновой зависимости и попал в тюрьму за грабежи. Столкнувшись с жестокостью правоохранительной системы, он решил сбежать из тюрьмы и начать жизнь с чистого листа в Индии. Там герой стал врачом в трущобах и помог сотням людей сохранить здоровье. Более того, он трудился безвозмездно даже в разгар эпидемии холеры, рискуя заразиться. Несмотря на криминальное прошлое, этот человек смог исправиться и превратиться в добродетельного члена общества, приносящего большую пользу. Это перевоплощение вдохновляет многих современных людей стать лучше. - Джеймс Клавелл, «Благородный дом»
. Можно ли согласиться с мнением Дж. Оруэлла «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее»? Думаю, да, ведь юношеский максимализм свойственен молодежи в любой стране и эпохе. Например, подобный пример мы встречаем в современном романе Клавелла «Благородный дом». Герой возвращается домой, в Гонконг, после обучения в элитном университете США и сразу же убеждается, что бизнес его отца давно устарел. Новые технологии, которые освоил Пол, не применялись у Четырёхпалого У, поэтому его дело было не таким эффективным. Молодой человек смог разработать свои коммерческие предложения и даже переиграть отца в бизнесе, ведь каждый его шаг более соответствовал новому времени и его стандартам. Успех сделал Пола Чоя увереннее в себе и он действительно считал себя мудрее последующих поколений, поэтому прибрал всю власть над кланом к своим рукам, определяя судьбу младших членов семьи по своему усмотрению. А ведь именно так повел себя и его отец, когда был молодым. Такое поведение свойственно каждому поколению: прошлое мы считаем отсталым, поэтому мним себя умнее, а будущее — неопытным, поэтому объявляем себя мудрее. - Скотт Фитцджеральд, «Великий Гэтсби»
. Можно ли согласиться с мнением Г. Торо «Каждое поколение высмеивает старые моды, но благоговейно следует новым»? Это, бесспорно, так, ведь у каждой эпохи есть своя культура, которая противоречит той, что была до нее. Возьмем, к примеру, роман «Великий Гэтсби». Герои окунулись в джазовый стиль и отбросили запреты прошлого. Женщины, в отличие о своих матерей и бабушек, носили короткие стрижки и обтягивающие платья. Они курили и выпивали наравне с мужчинами, протестуя против табу вчерашнего дня и заявляя о своей свободе от предрассудков. Стало модно иметь работу, а не сидеть с детьми, что опять-таки противоречило морали предыдущего поколения. Мужчины тоже стали более раскованы и демократичны. Они не спешили жениться и обзаводиться детьми. Аристократы не стеснялись романов с «простыми» девушками из рабочей среды. Их одежда тоже изменилась: стала более удобной и менее помпезной. После войны все они хотели насладиться мгновением, а не думать о будущем. Отрицая моду прошлого, которая подходила довоенному миру, они с восторгом приняли моду настоящего, которая отвечала потребностям их раненой в боях души. - Джэром Сэлинджер, «Над пропастью во ржи»
. Можно ли согласиться с мнением Ж. Де Сталь «Во всякой стране молодое поколение — всегда иностранцы»? Это сказано верно, ведь молодым людям свойственно пытаться менять мир и не соглашаться с его законами. Поэтому даже в своей стране они чувствуют себя чужаками. Это доказывает пример из произведения «Над пропастью во ржи». Главный герой страдает от непонимания в очередной школе и несет домой весть о новых неприятностях. Холдена Колфилда исключают за неуспеваемость и плохое поведение. В последнии дни в общежитии он даже дерется с одним из учеников, подкрепляя дурное мнение о себе. Однако герой вовсе не глуп и не ленив. У него, например, получаются очень хорошие сочинения. Просто он не находит понимания в сложившейся системе обучения и не может проявить свой потенциал. За несколько дней самостоятельной жизни он пробует найти единомышленников, признается, что ему противна школа, но не знания. Однако героя никто не принимает всерьез, и он блуждает один в своих мыслях и сомнениях. Он чувствует себя чужим в родном городе и даже собирается бежать из него «на Запад». Только сестренка Фиби понимает его и заставляет остаться дома, ведь без оговорок соглашается на побег. Только осознав ответственность за сестру и став взрослым в это мгновение, Холден ощущает счастье и искомую гармонию с окружающим миром. - Джон Грин, «Виноваты звезды»
. О чем мечтает мое поколение? Молодежь нашего времени желает того же, о чем грезили ее предки. Мы хотим любить и радоваться жизни, добиваться поставленных целей и найти свое место в мире. А некоторым из нас достаточно просто выжить, как, например, героям романа «Виноваты звезды». Хэйзел заболела раком и узнала, что дни ее сочтены. Она совсем отчаялась и потеряла способность наслаждаться чем-либо, но на одной из встреч с группой поддержки познакомилась с Огастусом Уотерсом — человеком, который пересилил болезнь. Его пример вдохновил девушку бороться. В тесном общении между ними вспыхнула любовь. Герои решили отправиться в поездку, чтобы насладиться тем, что имеют, и не думать о плохом. «Я верю в настоящую любовь, понимаешь? Люди теряют глаза, заболевают чёрт-те чем, но у каждого должна быть настоящая любовь, которая длится минимум до конца жизни» — именно такие мечты были у этой пары. В путешествии они сбылись: герои обрели настоящую любовь, которая изменила их жизнь и заставила ценить каждую минуту.
Грибоедов и Фонвизин
Проблема взаимоотношений поколений в «Горе от ума» раскрывается на примере Фамусова и Чацкого. Давайте детальнее познакомимся с этими символичными образами.
Старое поколение характеризуется поклонением чинам, богатству и положению в обществе. Оно боится, не понимает и ненавидит новые веяния. Фамусов застрял в мещанском мировоззрении прошлого века. Единственное его стремление — найти для дочери зятя с чинами да звездами на груди.
Чацкий же являет собой полную противоположность Павлу Афанасьевичу. Он не только на словах обличает домостроевские устои прошлого, но и всем поведением показывает испорченность старого и мощь нового мировоззрения.
Молчалин же является сверстником Чацкого, но контрастирует с ним в мыслях, целях и поведении. Он прагматичен, двуличен и лицемерен. Превыше всего для него — теплое и денежное местечко. Именно поэтому молодой человек во всем угождает Фамусову, тих и скромен с Софьей.
В личной жизни у Чацкого происходит драма. Любимая девушка называет его сумасшедшим и отталкивает, предпочитая «служилого с чином». Но, несмотря на это, итог комедии читателям показан открыто. Именно «карбонарии» и бунтари придут на смену традиционному чинопоклонству и замшелости старых дворян.
В «Недоросле» также освещается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение является потрясающей расшифровкой присказки: «Яблоко от яблони недалеко падает». Здесь мы видим отдельный аспект отношений между родителями и детьми. Воспитание, которое призвано не помочь ребенку найти себя в жизни и реализоваться, а отразить устаревшую картину мира матери.
Так, в комедии «Недоросль» мы видим результат, который получила госпожа Простакова. Она всеми силами защищала ребенка от «ненавистного» мира и испорченного общества. Учителей ему наняли только потому, что так «завещал Петр Первый». Да и педагоги у Митрофанушки не отличались ученостью.
Комедия написана в ключе классицизма, поэтому все имена в ней говорящие. Учителя Цифиркин, Кутейкин, Вральман. Сынок Митрофан, что в переводе с греческого означает «похожий на мать», да и сама Простакова.
Мы видим неутешительные результаты слепого следования мертвым догмам без малейшей попытки их осмысления.
Противостоят старым традициям Стародум, Правдин и некоторые другие персонажи. Они отражают стремление нового общества видеть в человеке душу, а не пустую золоченую оболочку.
Как результат конфликта, мы получаем совершенно беспощадного, жадного и глупого «недоросля». «Не хочу учиться, а хочу жениться», – вот наиболее точное отражение его сути.
Из русской литературы
- Виктор Пелевин, «Священная книга оборотня»
. Какие книги вдохновляют современную молодежь? Из всего многообразия литературы наши сверстники выбирают то, что можно интерпретировать по-новому, в духе постмодернизма. Например, Виктор Пелевин в произведении «Священная книга оборотня» подметил любовь молодых людей современности в русскому фольклору. Герои книги анализировали и обсуждали такие сказки, как «Крошечка-Хаврошечка» и «Аленький цветочек». Благодаря своим исключительным познаниям они трактовали известные истории по-своему. Так, корова из «Крошечки-Хаврошечки» стала символом нефтяного потенциала России. Как и волшебное животное, нефть кормит русский народ, страдающий от притеснений и неравенства. Энергия, содержащаяся в нефти, действительно прорастет в виде «золотых яблок» для людей, живущих в России и имеющих какую-то часть денег от продажи ресурсов. Эти интересные размышления показывают нам русский фольклор в новом свете и не могут не заинтересовать современного читателя. - Виктор Пелевин, «S.N.U.F.F»
. Можно ли согласиться с утверждением Д. Байрона «Юность мечтает о славе»? Это изречение отчасти применимо в современному поколению, но относится к его обеспеченной прослойке. Большинство юношей и девушек нового времени, которые родились без серебряной ложки во рту, хотят не славы, а финансового успеха. Это подтверждает пример из популярной книги «S.N.U.F.F». Молодые герои, живущие в Уркаганате, отсталой и бедной стране, мечтают не о признании, а о своем месте в богатом краю — Бизантиуме. Там люди живут обеспеченно и ни в чем себе не отказывают. Поэтому Грым и Хлоя, рискуя жизнью, стремились попасть туда и задержаться там под любыми предлогами. Героиня стала работать в эскорте, а герой стал местной знаменитостью, рассказывая о быте и нравах орков. Грым и Хлоя не претендовали на славу, хоть и получили ее: им было достаточно богатства и личного комфорта. - Павел Санаев, «Похороните меня за плинтусом»
. Как мои сверстники относятся к семье? Для большинства людей семейные ценности остаются главными, в какой бы эпохе им не довелось жить. Но и бунт против несправедливости в родственном кругу тоже остается «вечной проблемой». Так, главный герой романа «Похороните меня за плинтусом» отчаянно сопротивляется влиянию бабушки, которая отняла внука у родной матери и винила дочь во всех смертных грехах только потому, что она вышла замуж. Саша любит бабушку и маму и разрывается между этими чувствами. Но пожилая женщина деспотически опекает ребенка и не дает ему шагу ступить без своего ведома. Тяжелые наказания сменяются приступами ревнивого и страстного обожания. Внук стал для героини игрушкой, которой можно распоряжаться, все время жалея себя и виня других за «камень на шее» в виде Саши. Юный герой принимает и такую семью, но все же страдает от гнета чрезмерной опеки и разлуки с мамой. - Владимир Железников, «Чучело»
. Чего хотят добиться мои сверстники? Как и все молодые люди, мое поколение хочет добиться правды. Поэтому его вдохновляют такие герои, как Лена Бессольцева из книги «Чучело». Лена стала свидетельницей того, как любимец всего класса стал доносчиком, однако ребята обвинили ее в предательстве, ведь она была новенькой. Дима нравился девочке, поэтому она ждала, что он сам во всем признается. Однако он лишь обещал признание и ничего не делал, а позже и вовсе стал участником травли Лены. Страдая от бойкота и издевательств, героиня пришла на День рождения к Диме и публично бросила детям свои обвинения. Смелость и доброта девочки покорили одноклассников. Они признали свою вину и попросили прощения. Справедливость восторжествовала. Именно этого хотели бы многие мои сверстники, ведь ее отсутствие разочаровывает нас в мире, который мы только начали открывать для себя. - Мария Мартиросова, «Красные, жёлтые, синие»
. Как молодежь относится к Родине в 21 веке? Мои сверстники преданы ей, как и их предки. Подтверждением может служить современное произведение «Красные, жёлтые, синие». Маргарет Манукян оказалась в эпицентре Армяно-азербайджанского конфликта. Ее фамилия стала мишенью для одной из враждующих сторон, ведь в конце 1980-х годов в Нагорном Карабахе национальность стала важнее всего. Чтобы выжить в условиях травли и под угрозой насилия, девочка сбежала в Россию, а затем в Нью-Йорк. Однако в ее сердце осталась любовь к родным местам: «Я никого не забыла, я всех помню и очень люблю». Даже живя в благополучной стране и имея большие перспективы, героиня скучает по малой родине и надеется вернуться туда вновь. Она предана своей отчизне, даже несмотря на все испытания, которые ей пришлось пережить там. - Юлия Вознесенская, «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами».
Чем новое поколение отличается от предшествующих? В наше время существенно изменился подход к решению женского вопроса. Нынешние девушки уже могут постоять за себя. Одну из таких героинь описала Юлия Вознесенская в произведении «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами». В условиях пост-апокалипсиса Кассандра могла надеяться только на свои силы и возможности. Весь мир оказался в лапах тирании, а многие люди попали в лагерь смертников. Под контролем нового «спасителя» все уцелевшие жители находились в подчинении у глобальной компьютерной сети, исключающей свободную волю. Но Кассандра сумела вырваться из лагеря и объявить бунт технологической зависимости. На дороге к цели девочка обрела первую любовь и все человеческие чувства, которых были лишены узники сети. Наше поколение, выбирающее себе таких героев, отличается от предыдущих смелостью, целеустремленностью и верой в себя, которыми наделены люди обоих полов. - Дарья Варденбург, «Правило 69 для толстой чайки».
Как мое поколение изменит мир? Я думаю, представители нашего времени смогут упростить важнейшие процессы во взаимодействиях между людьми, ведь сегодня мы все чаще задумываемся о доступной среде для инвалидов и тех, кто испытывает временные трудности. Для моих сверстников нет границ, что доказывает, к примеру, книга «Правило 69 для толстой чайки». Главному герою очень тяжело общаться с другими из-за заикания и других проблем с речью. Однако он хочет совершить кругосветное путешествие в 13 лет и упорно идет к этой цели. Оказалось, что владение парусником — это не единственное, что нужно уметь путешественнику. Якоб Беккер вынужден учиться налаживать контакт с окружением и исправлять недостатки в речи. Мальчику очень тяжело даются первые шаги к цели, он совсем не подходит на роль героя историй Жюля Верна, и все же он мужественно преодолевает себя, чтобы на своем примере показать: в мире нет ничего невозможного для человека, чьи физиологические возможности ограничены. - Тамара Михеева, «Островитяне»
. Какие духовные ценности у молодежи нашего времени? Какая бы эпохе не досталась человеку, он всегда будет хотеть любви, доброты и понимания. Эти ценности помогают нам не чувствовать себя одинокими. Их актуальность доказывает пример из книги «Островитяне». Главные герои одиноки и отчаянно ищут в мире то, что поможет им почувствовать себя нужными, понятыми и близкими. У Лизы есть многодетная семья, но бесконечная суета забот вынуждает подростка поглубже уйти в себя: всем не до него. А Руслан не имеет братьев и сестер, но и без них не может обратить на себя внимание родственников. И он, и она хотят, чтобы их услышали, приняли и приласкали. Но, даже несмотря на пристрастие мамы Лизы к йоге, такое простое человеческое желание подростков остается без ответа долгое время и тонет в рутине дней. Однако оба героя ценят и уважают свою семью. Первая любовь приносит им долгожданную внутреннюю гармонию. Как и сотни поколений людей до них, они стремятся к доброте, любви и пониманию. - Виктор Пелевин, «Искусство легких касаний».
Как современная молодежь воспринимает искусство? Многие из нас ищут в нем новые смыслы и значения, не умоляя старых и общепринятых. Например, в книге «Искусство легких касаний» автор продемонстрировал попытки современного человека отыскать скрытые подтексты известных явлений. Историк К.П. Голгофский видит связь между монстрами с крыши Нотр-Дама, шедеврами Гойи, самобытным мистическим путем России и трансгендерными уборными Северной Америки и анализирует шедевры мирового искусства под другим углом, указывая на инфернальное значение некоторых произведений. Он утверждает, будто творчество с давних времен было проявлением деятельности и предметом интереса тайных обществ, которые видели в нем больше, чем художественную ценность. «Любое творческое действие настроенного на выживание современного художника — это просьба принять его в заговорщики, а все его работы — набранные разными шрифтами заявления на прием» — таков взгляд современного человека на искусство, которое объединяет непохожих людей и делает их сильнее. Мы видим в творчестве тайный язык, который позволяет нам сделать общение более изысканным, содержательным и откровенным. - Мариам Петросян, «Дом, в котором…».
Какие черты характеризуют мое поколение? Юноши и девушки нашего времени отличаются раскованностью, откровенностью и способностью постоять за себя. Например, герои романа «Дом, в котором…» — дети-инвалиды, от которых отказались родители. Вместо того чтобы покорно принимать судьбу и жалеть себя, они построили свой мир в стенах интерната и создали систему каст, кодов и устоев, которые сделали их сообщество уникальным и самодостаточным. Вместо привычных ролей дети изобрели для себя новые, чтобы не чувствовать себя ущемленными. Несмотря на испытания, лишения и боль, герои дают отпор судьбе и друг другу, не позволяя обстоятельствам сделать их несчастными. Каждый их день — это борьба за жизнь и частицу счастья. Они честны перед собой и окружающим миром. Эти черты отличают наше поколение от предыдущих, потому что в современном мире подход к воспитанию детей изменился. Мы рано взрослеем, поэтому приобретаем способность вести себя открыто и смело уже в раннем возрасте.
Освещение проблемы в произведениях Пушкина
Один из вечных нравственных вопросов – это проблема взаимоотношений поколений. Аргументы из жизни современного общества редко полностью соответствуют литературным образам. Наиболее близкая ситуация упоминается в «Старшем сыне», о котором мы говорили ранее.
Сочинения же классиков девятнадцатого века часто полезны молодежи только в глобальном плане. Общие этические и моральные темы, которые затронуты в них, будут актуальными еще не одно столетие.
Проблемы взаимоотношений между поколениями в произведениях Пушкина освещаются много раз. Примеры можно привести следующие: «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Борис Годунов», «Скупой рыцарь» и некоторые другие.
Александр Сергеевич, скорее всего, не ставил перед собой цель отразить именно этот конфликт, как Толстой и Тургенев. Столкновение поколений является частью повседневности еще со времен первобытных людей. Просто со временем разрыв между родителями и детьми становится все больше. На это влияет прогресс, смена социальных ценностей, глобализация и многие другие факторы.
В частности, в «Станционном смотрителе» ситуация похожа на ту, которую впоследствии осветил Паустовский (об этом мы говорили выше). Здесь дочка Самсона Вырина сбегает из отчего дома с гусаром. Она попадает в городское общество, становится богатой и респектабельной барыней.
Когда отец ее находит, он не узнает и не хочет принимать новый образ дочери. Самсон возвращается на станцию, где спивается и погибает. Здесь конфликт формируется ввиду разного смысла, который герои вкладывают в понятие «счастье».
В «Капитанской дочке» мы видим совершенно другую картину. Здесь Петр Гринев намертво запомнил традиционные поучения отца. Следование этим правилам помогло ему сохранить лицо и честь в сложных ситуациях.
Старый барон в «Скупом рыцаре» теряет собственного сына, поскольку привержен старым мещанским устоям. Он не желает менять закостенелое мировоззрение, феодальные взгляды. В этом сочинении мы видим слишком большую пропасть между отцом и сыном. В результате происходит окончательный разрыв связей.
🗹