Биография Тукая — одна из самых драматичных в истории мировой литературы. За двадцать семь лет жизни — от весны 1886 года до весны 1913 года — успел спеть свою песню так, что она уже никогда не смолкала. Творчество Тукая — это высокий образец той идейно-художественной высоты, которую достигла татарская классическая литература.
Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч Казанской губернии (ныне Арского района р. Татарстан) в семье муллы Мухамметгарифа. Не прошло и пяти месяцев со дня рождения Габдуллы, как внезапно, недолго проболев, умер его отец. Спустя примерно два года его мать Мамдуда выходит замуж за муллу соседней деревни Сасна и уезжает из Кушлавыча, оставив сына на попечение бедной старухи по имени Шарифа.
«К этому времени ни одного моего родственника в деревне не было, родители же моего отца (дедушка и бабушка) умерли давно,— писал поэт в автобиографическом очерке «Что я помню о себе» (1909, Исемд? калганнар тат.),— а в избушке старухи Шарифы я был лишним, обузой, поэтому она меня, разумеется, не воспитывала; какое там воспитание — она не проявляла, по отношению ко мне даже ласки, столь необходимой для любого малого ребенка»
Немного спустя мать забирает маленького Габдуллу к себе. Но счастье мальчика длилось недолго. Мамдуда вскоре умирает. Таким образом, Габдулла остался круглым сиротой, и для него началась горькая жизнь «в людях».
Габдуллу отправляют в деревню Училе к дедушке Зиннатулле, в доме которого и без того было шестеро детей. Беспросветная нищета, царившая в доме Зиннатуллы, вынуждает Габдуллу на новые скитания. Изнуренного в результате болезней и полуголодной жизни Габдуллу отдают проезжему ямщику, чтобы тот отдал малыша в Казани кому-нибудь на воспитание. Так Габдулла попадает в семью Мухамметвали — кустаря Ново-Татарской слободы Казани.
Мухамметвали и его жена Газиза ухаживают за Габдуллой как за собственным ребенком и стремятся содержать его в довольстве. Габдулла на всю жизнь сохранил к ним неподдельную любовь.
Года два или больше прожил у них будущий поэт. Мухамметвали и Газиза внезапно заболевают и отправляют его обратно к деду Зиннатулле в деревню Училе.
«Можно себе представить, как там меня встретили; ведь там думали, что навечно избавились от меня,— рассказывал поэт позже.— Дедушка и бабушка окончательно потеряли надежду отправить меня в город, поэтому они договорились сбыть с рук лишнего члена семьи куда-нибудь в чужую деревню».
Старик Зиннатулла старался побыстрей избавиться от мальчика, и Габдуллу берет к себе на воспитание крестьянин Сагди из деревни Кырлай.
Детство и юность
14(26)апреля 1886 года в татарском религиозном семействе родился мальчик, которому дали имя Габдулла. Его отец был муллой – мусульманским священнослужителем. Он умер очень рано, когда Габдулле едва исполнилось полгода. Мать, оставшись одна с малышом на руках, также очень рано ушла из жизни. Детские годы Тукая прошли в родном селе Кушлавыч Казанской Губернии.
Оставшись круглым сиротой в четырехлетнем возрасте, Габдулла начал свое скитание по приемным семьям. Он видел мало внимания и заботы в свой адрес, и рос крайне болезненным и истощенным ребенком, который нередко слышал пожелания смерти в свой адрес. Краткая биография Тукая в детстве была полна лишений и бесконечных мытарств.
Ситуация начала меняться в лучшую сторону, когда он оказался в приемной купеческой семье Усмановых в Уральске. Здесь его отдали учиться в медресе – мусульманскую духовную семинарию. Во время учебы Габдулла показал себя очень способным учеником, который жадно впитывал новые знания.
В медресе способный мальчик стал посещать русский класс, где с большим удовольствием окунулся в мир русской литературы. Особенно привлекала его поэзия Лермонтова и Пушкина, которая в дальнейшем нашла свое отражение в работах Габдуллы.
Произведения русских классиков настолько повлияли на юного Тукая, что в возрасте 16 лет он начал сам писать стихи. Кроме того, он занялся переводом басен Крылова с русского на татарский, стал писать очерки и статьи на острые социальные и революционные темы, занялся общественно-политической деятельностью.
Габдулла Тукай в Кырлае
Детство, прошедшее среди чужих людей, без материнской любви, без ласки близких, оставило в душе будущего поэта незаживающую рану. Течение времени не изгладило горьких воспоминаний о трудной сиротской доле. Так рождаются годы спустя потрясающие поэтические строки:
Мать моя лежит в могиле. О страдалица моя, Миру чуждому зачем ты человека родила? С той поры, как мы расстались, стража грозная любви Сына твоего от двери каждой яростно гнала.
(«Разбитая надежда», 1910. Перевод А. Ахматовой)
В доме Сагди Габдуллу встретили приветливо. Сагди с женой давно искали мальчонку, которого можно было бы взять на воспитание. У них было две дочери, единственный сын умер два с половиной года назад.
«Здесь я начал жить неплохо,— вспоминал поэт об этой поре своего детства,— как об этом рассказывал еще в дороге Сагди-абзы, здесь было много и катыка, и молока, и хлеба, достаточно было и картофеля…»
В Кырлае Габдулла начал учиться — вначале у абыстай — жены муллы, а затем в медресе — школе, дававшей религиозные знания. «В медресе я очень скоро изучил иджек и суры «Хэфтияка»,— вспоминал Тукай,— после чего принялся за «Бэдэвам» и «Кисекбаш». Уроки я усваивал быстро, и чтобы не сидел я без дела, стали поручать мне отстающих детей». В медресе Габдулла слыл смышленым, одаренным мальчиком, много читал, прочитанное быстро запоминал, на равных спорил со своим учителем.
В Кырлае Габдулла приобщается и к сокровищницам устного народного творчества. Знакомство с волшебным миром народных песен и сказок развивает воображение, фантазию будущего поэта, пробуждает любовь к живому народному языку. «Наши народные песни являются подлинно национальными, свободными от всякого постороннего влияния (арабского, турецкого, узбекского), поэтому я придаю им историческое значение, люблю их»,— писал Тукай спустя годы («Народная литература», 1910).
В Кырлае Габдулла и сам пытался сочинять. По утверждению знавших его с детства односельчан, первые шаги в творчестве он начал с «сочинения» песен, пословиц, байтов.
Наконец, необходимо сказать о самом значительном событии в жизни Габдуллы до отъезда в Уральск. По пути в Уральск он на некоторое время остановился в Кушлавыче в доме Бадри. Вечером, перебирая книги, он обнаружил здесь и начал читать книгу выдающегося ученого, писателя и просветителя Каюма Насыри (1825—1902) «Февакихель-джоляса». «Последние стихи мне очень понравились, я старался понять их»,— вспоминал поэт. Речь идет о последней, сороковой главе книги, где помещены произведения татарского народного творчества — пословицы, загадки, песни, байты. Все это привлекло внимание подрастающего мальчика тем, что эти произведения были написаны на чисто народном языке.
Таким образом, Кырлай сыграл исключительно большую роль в жизни Тукая, в становлении его как поэта. «Именно в Кырлае у меня раскрылись глаза на мир»,— писал впоследствии поэт. Именно в деревне Кырлай зарождается его большая любовь к отчизне, к своему народу. Вот почему Заказанье, родные места, с которыми он «расстался на заре жизни», всегда вспоминал с большой теплотой. Такие, написанные в разные годы, стихотворения, как «Пара лошадей», «Родная деревня», «Родной земле», «Пора, вспоминаемая с грустью» и другие, в душе поэта зародились еще в пору его жизни в Заказанье. Одно из лучших своих произведений— поэму «Шурале» — он посвятил Кырлаю.
Здесь Габдулла впервые познал будни деревенской жизни, уже в 7—8-летнем возрасте в какай-то мере ощутил на себе и тяжесть крестьянского труда — «сеял, жал и боронил», здесь же зарождаются чувства протеста против несправедливостей жизни.
На втором году жизни Габдуллы в Кырлае у Сагди родился сын, отец продолжал любить Габдуллу по-прежнему, но его жена и дочь начинают унижать и оскорблять мальчика. Лаская своего брата, дочь Сагди многозначительно приговаривала: «Мой собственный братишка! Родной братишка!» «Так я лишился той маленькой крупицы любви, которая выпала было на мою долю»,— писал Тукай в автобиографическом очерке.
Творческий путь
После окончания медресе в 1905 году у Габдуллы началась новая, самостоятельная жизнь. Вскоре он вернулся в Казань, где решил полностью посвятить себя служению своей родине.
В течение следующих шести лет Тукай активно занимался творчеством: он быстро нашел свою нишу в литературных кругах Казани, и стал пользоваться большой популярностью среди прогрессивной молодежи. Во всех произведениях молодого писателя красной нитью прослеживалась тревога за судьбу своего народа, достоинство, четь, совесть, неподкупность.
Наиболее известные произведения Тукая – « Маленькое путешествие», «Пара лошадей», «Татарская молодежь», «Дача». Не забывал писатель и о самой юной читательской аудитории. Для детей им были написаны сказки «Шурале», «Призыв к труду», «Веселые странички».
Впоследствии творчество Габдуллы Тукая вошло в школьную программу 6 класса в казанских школах.
Главной проблемой перевода произведений татарского поэта на русский язык была неточность их содержания. Со временем все погрешности были исправлены.
Будучи идеалистом и романтиком по натуре, Габдулла мало заботился о своем финансовом положении. Куда больше его интересовало бескорыстное служение народу, общественная и просветительская деятельность. Постоянно живя на грани бедности, Тукай существенно подорвал свое и без того хрупкое здоровье.
Линия жизни
26 апреля 1886 г. Дата рождения Габдуллы Тукая. 1892 г. Переезд в деревню Кырлай и поселение в семью Сагди. 1904 г. Первые публикации Тукая в журнале «Новый век». 1907 г. Переезд в Казань. Активизация творчества. 1908 г. Создание цикла стихотворений о крестьянах и о своей малой родине. 1911 г. Путешествие по Поволжью. 1912 г. Путешествие в Петербург. Обострение туберкулеза легких. 15 апреля 1913 г. Дата смерти Габдуллы Тукая. 17 апреля 1913 г. Дата похорон Тукая.
Соболезнования
«Габдулла Тукай был и есть самый великий татарин во всей татарской истории». Мустай Карим, поэт
«Я движим чувствами признательности к таланту и наследию Тукая, ибо Тукай принадлежит не только татарскому народу, география принадлежности его неизмеримо шире». Чингиз Айтматов, писатель
«Любите Тукая, любите красоту его души, его поэзию, — в ней и весна, и глубокая человеческая мудрость». Сахип Джамал, писатель
«Тукай — величина духовная, нравственная, художественная, просто неизмеримая. Такая величина не может принадлежать одному народу. Тукай, как Пушкин, как Лермонтов, как Шекспир, как Гейне, принадлежит всему человечеству». Игорь Ряхин, поэт
«Тукай — великий поэт татарского народа. Его творчество давно стало близким и родным всем народам нашей страны». Павел Тычина, поэт
Татарский Пушкин. 135 лет назад родился Габдулла Тукай
«Пока капитал не перестанет на каждом шагу заслонять собой правду, я не вижу никакого смысла в том, чтобы мы назывались мусульманами»
Telegram Twitter Youtube Instagram Дзен rss
Алексей Боголюбов. Казань. 1862
Алексей Боголюбов. Казань. 1862
Исторический период на смене XIX — XX века и в преддверии больших перемен вынес на поверхность множество гениальных творческих личностей, которые во многом определили облик современности. В том числе облик современной татарской речи и самосознания.
Одним из ярких представителей татарского народа стал поэт, сатирик и революционер Габдулла Тукай, который прожил тяжелую и недолгую, но очень яркую жизнь и успел вывести татарскую литературу на высокий уровень.
Тяжелое детство
Родился будущий поэт 26 апреля (14 апреля по ст. ст.) 1886 года в семье сельского муллы Мухамедгарифа в селе Кошлауч, Больше-Менгерской волости Казанского уезда, Казанской губернии (ныне Арский район Татарии).
Детство поэта было очень трагическим и безрадостным, но иногда в них проскальзывали лучики человеческой доброты и любви. Он рано осиротел — отец скончался от тяжелой болезни вскоре после его рождения, мать умерла позже.
Габдуллу передали на попечение деду по материнской линии Зинатулле. В новой семье Габдуллу приняли без радости — кроме Габдуллы было еще шестеро детей, которых также надо было кормить. Дед дважды отдавал маленького Габдуллу в приемные семьи «на воспитание», то есть на работу за еду и ночлег.
«В этой семье я переболел ветрянкой и другими детскими болезнями, был до крайности измождён и истощён. Когда болел, слышал одно и то же: „Подох бы скорей, одним ртом стало бы меньше“», — писал поэт в воспоминаниях.
В приемной семье крестьянина Сагди в селе Кырлай Габдулле повезло, что, кроме работы в поле, он смог учиться в медресе (религиозная школа при мечети) благодаря хорошему отношению к нему приемных родителей, тем не менее тяжесть крестьянской жизни легла на плечи парня.
Учителя считали его одаренным, сам Габдулла много читал, запоминал прочитанное и в свободное время он успел прочесть фундаментальный труд татарского просветителя Каюма Насыри «Ф?ваки?ел??л?са фил ?д?бият» («Плоды для собеседников по литературе» 1884 года). «В медресе я очень скоро изучил иджек и суры „Хэфтияка“», — вспоминал Тукай.
Габдулла Тукай. Фотография сделана в Казани для сборника стихов по просьбе Г. Шарафа, издателя книг поэта. 1908
1908поэта.книгиздателяШарафа,просьбе Г.постиховсборникадляКазанивсделанаФотографияТукай.Габдулла
Литературное и революционное становление в Уральске
Судьба улыбнулась Габдулле Тукаю — в Уральске (сейчас Казахстан) у него обнаружилась родная тетка, сестра покойного отца — Газиза, она была замужем за торговцем Галиаскаром Усмановым. Тетя перевезла мальчика к себе, муж отвел девятилетнего Габдуллу в медресе «Мутыйгия».
Тукай вместе с другими учениками учил языки: арабский, турецкий, персидский. Жажда знаний привела Тукая в русскую школу для детей-мусульман, где ему открылся мир русской и европейской поэзии и литературы. Учитель дал прочесть Габдулле Тукаю собрание стихов Александра Пушкина, и с тех пор в творчестве Тукай ориентируется на русского классика.
Решающую роль в судьбе татарского поэта сыграл преподаватель медресе Мутыгулла Тухватуллин. Он подтолкнул Тукая писать стихи. Сначала Тукай переводит на татарский язык русских писателей. Первым опытом были переводы басен Крылова.
Тукай с удовольствием читал русскую литературу, он приобщился к творчеству Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Льва Толстого. Также поэт читает и западную классику — произведения Байрона, Шиллера, Шекспира, чьи мотивы использует в своем творчестве.
Писать всерьез Тукай начал в 18 лет, это был предреволюционный 1904 год, тогда общество и интеллигенция грезили обновлением на западный манер, а в среде татарской интеллигенции обсуждались мысли о пробуждении национального самосознания и освобождения от царской политики притеснения.
Студент медресе Тукай вместе с другими студентами начинает работу в рукописном журнале «Эль-гаср эль-джадид» («Новый век») выпускают стенгазету «Магариф» («Просвещение»). В 1904 году Тукая признали первым поэтом в медресе «Мутыйгия»
В 1905 году Камиль Тухватуллин, сын учителя Мутыгуллы скопил деньги и купил типографию, куда пригласил своего друга Габдуллу Тукая. На молодого поэта повлияла работа в редакции, куда он поступил на должность наборщика.
В типографии также действовал подпольный марксистский кружок, который в 1901 году образовали два брата Алексеевых. Общение в этом кружке сильно повлияло на революционные взгляды молодого поэта.
Вместе в типографии издают газету «Уралец», основывают газету «Фикер» («Мысль») первую газету на татарском языке. Революционные настроения и события не обошли Уральск стороной, и молодой поэт сполна окунулся в стачки, митинги и распространение листовок; нередко сам был организатором.
20 августа 1906 года состоялись митинг и демонстрация трудящихся Уральска, участником которых был Тукай. События он описал в статье «Праздник свободы в Уральске».
«Здание городского театра, где выступал депутат Думы, оцеплено казаками и жандармами. Атаманы, полицмейстеры и прочие пытались, как бывало, «с гордым видом и с вознесенными носами» пройти в театр и арестовать докладчика, однако «войско народа» посмотрело на них как на непрошенных гостей и не пустило в театр.
Начальство, растерявшись, вопрошало: «Или не узнаете нас? Ведь мы — начальство!» Народ отвечал: «Знаем, знаем, не говорите нам, кто вы. Мы вас очень хорошо знаем». Пришлось уйти им не солоно хлебавши. Большинство казаков, уразумев, для чего их привели сюда, тоже ушли, заявив, что они не убийцы.
Докладчик закончил свой доклад. Люди кричали: «Ура! Да здравствует свобода! Да сгинет производство золота из крови народа!» Возгласы эти звучали по всему городу. Народ с красными флагами и с революционными песнями прошел по самой большой улице города. На улице было море народа. Это был праздник свободы».
Тукай описал реакцию царских властей на другой митинг — 27 августа 1906 года в статье «Избиение нагайками члена Думы и его сторонников» газета «Фикер» от 3 сентября 1906 года.
«27 августа жители Уральска познали, что такое нагайки. Казаки, полицейские и жандармы во главе с военным губернатором гнали и били людей и внутри чайханы, где они спрятались было от расправы, и на лестнице, а потом и на улице. Избивать им помогали темные людишки, тут же бахвалившиеся, что сегодня они получили по 1 руб. 20 копеек. Бедный „народ“ и не думал оказывать сопротивление… Запало в сердце людей это событие», — описал поэт.
В 1906 году типография Тухватуллина выпускает журнал «Аль-гаср аль-джадид» (Новый век). Затем настает очередь сатирического журнала «Уклар» («Стрелы»). Габдулла становится корректором, а потом и редактором. Тукая полностью захватил мир журналистики. Он много пишет и публикуется в этих газетах и журналах.
Благодаря проделанной огромной коллективной работе газеты и журналы выходят огромным тиражом и распространяются по всей России. Каждый номер «Фикер», «Аль-гаср аль-джадид» и «Уклар» зачитывали до дыр в Казани и Уфе, в Москве и Петербурге; в Астрахани и Оренбурге. В каждом номере этих изданий есть стихи, статьи, фельетоны, памфлеты и пародии авторства Габдуллы Тукая. Публицистика сделала поэта известным в Уральске и за его пределами.
В 1907 году власти закрывают типографию и издания, Тукай остается без работы, но с большой известностью.
Габдулла Тукай и Фатих Амирхан. Казань. 1912. Фотограф И. М. Якобсон
Фотограф И. М. Якобсон1912.Казань.Амирхан.ФатихиТукайГабдулла
Казанский период
Тукая приглашают многие издания в стране, но он возвращается в Казань. На родине поэт работает в нескольких сатирических журналах, быстро находит общий язык с революционно настроенной молодежью. Габдулла знакомится с первым татарским большевиком Хусаином Ямашевым, татарским писателем Фатихом Амирханом и другими деятелями татарской культуры.
Тукай был впечатлен Ямашевым, его борьбой за право народа на достойную жизнь и духовным благородством. После скоропостижной смерти Ямашева в 1912 году Тукай посвятил ему стихотворение «Светлой памяти Хусаина». Критики отмечают, что стихи «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» были проникнуты чувством высокого исторического оптимизма и веры в победу народного дела.
Тукай путешествует по Казанской губернии и по стране и видит, в каком положении находится народ повсюду в стране — это поднимает его протестный дух и желание что-то изменить и улучшить долю народа. Под впечатлением и мыслями о тяжелой доле пишет стихи-размышления: «Чего не хватает сельскому люду?», «Гнет», «Возвращение в Казань».
Чем больше поэт вникал в проблемы простых людей, тем сильнее чувствовал разлад с обществом, которое жило другими проблемами и не обращало внимание на беды вне их круга. Габдулла Тукай пишет стихи об общественном пробуждении и совести «Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и другие.
Похороны Габдуллы Тукая. Казань. 4 апреля 1913
19134 апреляКазань.Тукая.ГабдуллыПохороны
Смерть от туберкулеза
Габдулла Тукай 11 марта (26 февраля ст. ст.) 1913 года попал в больницу на Воскресенской улице с диагнозом туберкулез к доктору Григорию Абрамовичу Клячкину (Гирш-Давид Абрамович), который стал свидетелем последних дней поэта. Тукай слишком долго не обращался к врачам, запустил болезнь. Когда наконец попал к врачу, ничем помочь уже было нельзя. Доктор как мог продлил жизнь известному поэту.
Находясь в больнице, Тукай много работает, редактирует собрание четырехсот своих лучших стихотворений и публикует стихи в журналах «А?», «Мэктэп», направляет статьи, фельетоны в газету «Кояш», журнал «Ялт-йолт». Габдулла понимал, что умирает, он обдумывал свое завещание и судьбу прав на издание произведений. Книгоиздатели, почуяв крупную добычу, устроили гонку. Клячкин предоставил Габдулле личного адвоката.
Поэт скончался 15 апреля (2 апреля ст. ст.) 1913 года. Тукая хоронили из больницы доктора Клячкина. Таких похорон Казань не видела. Провожавших в последний путь было по свидетельствам очевидцев от пяти до десяти тысяч. Похороны переросли в стихийный митинг. Похоронили поэта на татарском кладбище в Новой татарской слободе (Казань).
Многие издания посвятили Тукаю отдельный номер или передовицу своих изданий. Телеграммы соболезнований со всего света шли целую неделю и печатались в газетах. В связи с соболезнованиями отменили занятия в городских медресе и закрыли магазины.
Многие торговцы выпустили товары с его именем, пытаясь заработать на волне популярности. В продаже были: фотографии, книги, мыло «Тукай», конфеты «Тукай», спички «Тукай» и тому подобное. Оказалось Габдулла Тукай был всем нужен, но при жизни это никак не проявилось.
Изображение: (сс) Engelberthumperdink
Книги Габдуллы Тукая в Национальной библиотеке Республики Татарстан
ТатарстанРеспубликибиблиотекеНациональнойвТукаяГабдуллыКниги
Творчество
Период трудного раннего детства оставил глубокий след в душе поэта. Габдулла описал в стихах тоску по матери и родительской любви.
Мать моя лежит в могиле. О страдалица моя, Миру чуждому, зачем ты человека родила? С той поры, как мы расстались, стража грозная любви Сына твоего от двери каждой яростно гнала. («Разбитая надежда» 1910 год, перевод А. Ахматовой)
Тукай всегда увлекался народным творчеством, не надеясь на свою память, лучшее он записывал в тетрадях. Он собрал четыре тома фольклорных произведений и народных эпосов. За годы жизни в Казани он издал больше 10 книг собственных стихов и 13 сборников произведений для детей. До Тукая детской литературой не занимались совсем — иногда выходили детские стихи. Стихи, по нормам того времени, писали отдельно для девочек и отдельно для мальчиков.
Лучшую поэму «Шурале» — поэт посвятил жизни в Кырлае. В стихотворениях «Родная деревня», «Родной земле», «Пора, вспоминаемая с грустью» и других он показал, с каким трудом доставался кусок хлеба крестьянину.
Роль Габдуллы Тукая в татарской литературе сравнивают с ролью А. С. Пушкина в русской литературе. Поэт также собирал народное творчество, и составленные им сборники народного фольклора вышли в печати еще при жизни поэта. Соратники дали Тукаю прозвище «Апуш» (Александр Пушкин).
Любовь к Пушкину Габдулла Тукай выразил в стихотворении — оде «Пушкину» (1906): Я мудрость книг твоих постиг, познал источник сил я, Вступил в щедрый твой цветник, твоих плодов вкусил я. Бродил я по садам твоим, стоял перед каждым древом, Внимал я соловьям твоим, бессмертным их напевам…
Подражая Пушкину, Тукай пишет свои стихи более доступным языком — на татарском, иногда с прибавлением арабских слов — это делает его творчество доступным для широкого слоя общества. Как Пушкин создал литературный русский язык, Тукай создал современный татарский литературный язык.
Известно его стихотворение о родном языке, к которому он относился крайне бережно: Родной язык — святой язык, отца и матери язык Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг! Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать. И сказки бабушки я научился понимать. Родной язык, Родной язык, с тобою смело шел я вдаль, Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль. Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил Творца: О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца
Большевики в типографии печатали свои листовки, и в этой работе участвовал молодой Габдулла Тукай, который впитывал все, чем жили революционеры. Свой взгляд на проблемы общества Тукай вкладывал в статьи, которые разоблачали истинное лицо защитников прежнего строя и капитализма.
«Пока не рухнет капиталистический строй и на земле не начнется жизнь социалистическая; пока капитал не перестанет на каждом шагу заслонять собой правду, я не вижу никакого смысла в том, чтобы мы назывались мусульманами», — написал Тукай в статье «Условия».
В Уральске Тукая казаки огрели нагайкой при разгоне митинга, и поэт запомнил это. Вспомнил поэт этот случай в ответе министрам из числа черносотенцев, которые с трибуны Государственной думы заявили, что если мусульманам не нравится в России, то они могут убираться в Турцию.
Тукай ответил черносотенцам стихотворением «Не уйдем!»: И там такие же каратели — казаки, как у нас, У них нагайки те же, — разнятся лишь фесками как раз!
«Настоящий Тукай мне крайне симпатичен»
Когда я говорю, что настоящий, неидеологизированный Тукай мне крайне симпатичен, я не вру. При этом я имею в виду не всю его биографию, а ту ее часть, где он, собственно, и стал знаменитым «Габдуллой Тукаевым», молодым публицистом из тусовки казанских джадидистов второй-третьей волны.
Тех, кого у нас принято было называть «панками», естественно, никакими панками, ни в нью-йоркском, ни в лондонском смысле, не были. В XIX веке этих молодых людей, с руки Тургенева называли «нигилистами»; но они и в конце XX века носили тельняшки и шинели, длинные волосы, разбитую или грубую обувь, и жили творческой или интеллектуальной жизнью. Брутальная молодая богема, чем-то похожая и на проклятых поэтов Франции, и на немецких основателей романтизма, и, да, на англосаксонскую субкультуру панков тоже. Они занимали существенную часть моей гуманитарно-филологической молодости, с ними мы читали стихи, играли на гитарах, пили вино, проникали бесплатно на концерты и ездили на лесные рок-фестивали. Похожие молодые люди были и в начале XX века — в литературе их часто называют «анархистами», но, судя по всему, тоже от неимения лучшего названия. Существенную их часть всегда составляют всякие прибившиеся панки-неформалы — это, видимо, темная сторона луны, но ведь никто не мешает этот нижний айсберг игнорировать. Русское общество начала XX века справлялось с этим плохо, молодая брутальная богема, и так всегда подверженная экстремальным социальным теориям, попала в круг влияния тогдашних социалистов, хотя, впрочем, много кто тогда этим ядом отравился.
Я так подробно об этом пишу, потому что именно таким был тот самый настоящий Габдулла Тукай, абсолютно прорусский, антитурецкий и антиконсервативный, ультраактуальный татарский публицист. Вот что писал о нем другой татарский классик:
«С непокрытой головой, в темных очках, надел на себя старую одежду — то ли казакин, то ли плащ-жоббэ, на ногах потрепанные штиблеты — такой неприглядный парень. Он все время носил одежду либо слишком большую, либо слишком узкую. На голове — или немецкая фуражка, или же широкая русская фуражка. Волосы носил длинные, и никогда их не расчесывал. В баню ходил редко, одежда очень грязная, а если и новая — то, конечно, измятая или же вся в пуху из подушки. Штанины чаще всего подняты вверх и заправлены в ботинки. Шнурки от штиблет не завязаны и волочились по земле».
Хулиганить он начал еще в доказанский период, в Уральске. «Однажды он появился перед общественностью одетый лишь в длинную рубаху, с шалью вокруг бедер и в лаптях». Но в Казани, полностью свободный от детско-юношеского шлейфа бывших учителей и опекунов, это превращается в образ жизни.
«В старом картузе на голове, на нем было пальто, похожее на халат, хотя под ногами было сухо, на ботинки он надел галоши, он произвел на меня впечатление больного русского парня», — вспоминал позже один из татарских журналистов-современников.
🗹«Когда я говорю, что настоящий, неидеологизированный Тукай мне крайне симпатичен, я не вру. При этом я имею в виду не всю его биографию, а ту ее часть, где он, собственно, и стал знаменитым «Габдуллой Тукаевым», молодым публицистом из тусовки казанских джадидистов второй-третьей волны». Фото Максима Платонова