Стихотворение «Памятник» Пушкина и Державина: сравнение


Схожесть произведений

Стихотворения Пушкина и Державина похожи по своему построению. Их размер – это шестистопный ямб, в них присутствуют как мужские, так и женские рифмы. В каждом из куплетов первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвертой и так далее. Иными словами, оба автора используют перекрестный метод рифмовки.

Сравнивая поэтические произведения Пушкина и Державина, стоит также отметить, что оба поэта не жалеют в них ярких, живых эпитетов. Александр Сергеевич использует такие слова, как «нерукотворный», «заветный», «великий». Прилагательные в стихотворении Гаврилы Романовича – «чудесный», «быстротечный», «сердечный».

памятник пушкина и державина

Прием инверсии

В стихотворении «Памятник» у Пушкина и Державина используется и такой литературный прием, как инверсия:

«Доколь славянов род вселенна будем чтить». (Державин).

«И долго буду тем любезен я народу…». (Пушкин).

Данный метод позволяет выделить наиболее важные члены предложения, акцентировать внимание на своей идее, придать стихотворению большую эмоциональную окраску. В особенности часто подобный прием используется в поэтических произведениях для придания стихотворениям мелодичности, напевности.

стихотворение памятник державина и пушкина

Сравнение «Памятника» Пушкина и Державина таблица по строфам, удобная шпаргалка для написания сочинений после которой данные стихи станут понятными даже двоечнику.

Испокон веков на Руси сложилась традиция: повторять хохмы разных идиотов на свой лад, выдавая их за свое творчество. Так случилось и со стихотворением «Памятник», который сначала написал Державин в 1775 году, а в 1936 году Пушкин. Вопреки расхожему мнению, что Пушкин скопировал стихотворение у Державина, основным прототипом для обоих стихов являлась ода Горация (был такой древнеримский поэт-неудачник) под названием «Я воздвиг памятник». В ней поэт решил донести до общественности, чего же он достиг в жизни, ибо если себя не похвалишь, то никто не похвалит.

Поскольку Горация знает весь мир, а Пушкина и Державина только в России, оба поэта, позавидовав лаврам римского поэта, решили пойти по его стопам, и написали себе по подобному стихотворению.

С первых строк «Памятники» Пушкина и Державина похожи, но потом идут кардинальные различия.

Пушкин Державин Отличия
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Пушкин будучи ножным фетишистом и поклонником дярёвни восхищается народными тропами, по которым Танька Ларина с грязными пятками ходила с коромыслом. Державин апеллирует к физике и металлам, как бы намекая, что у него полно орденов.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Пушкин воспевает новые методы бальзамирования, но при этом особо не надеется, что его будут чтить после смерти за стихи. Державин проявляется расизм, упомянув одних славян, и высказывает предположение, что труп может убежать от разложения.
И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Пушкин снова проявляет толерантность, и вспоминает, как оставлял бублики падшим женщинам. Державин же вспоминает золотую табакерку, которой наградила его Екатерина Вторая (Фелица).
Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Пушкин показывает, что гордыня – это плохо, а смирение есть христианская традиция. Державин же воспевает гордыню. Поэтому Пушкиным правили светлые силы, а Державиным – темные.

В целом, оба стихотворения больших различий не имеют, их было бы целесообразнее называть вольным переводом стихов Галиция, а не самостоятельными произведениями. В школьной программе учителя пытаются донести до учащихся всю красоту эпохи классицизма, но это получается очень слабо, поскольку представители поколений Державина и Пушкина из высшего света очень глубоко изучали древнеримскую культуру, а сейчас из древней философии почти ничего в программе нет.

Сравнивать «Памятники» Сашки и Гаврилы целесообразно исключительно по строфам, используя разницу в определениях и существительных. Если исключить юмор, то два поэта преследовали одну цель, но применяли разные литературные приемы, слова, словосочетания. Это определенным образом раскрывает их мировоззрение, но вряд ли в момент сочинения поэты пытались донести некий скрытый смысл. Так что «Памятники» двух стихоплетов – это просто иной набор описательных слов, а основные моменты одинаковые.

Теги:

школа литература

Подражание Горацию

«Памятник» был написан как подражание Державину, которое, в свою очередь, представляло собой переделку оды Горация. Таким образом, стихотворение «Памятник» в действительности было написано еще около 2 тысячелетий назад. Все, что впоследствии рождалось в русской литературе, представляло собой отклик на это произведение римского поэта. Однако подражая Горацию, Пушкин и Державин придерживались своих правил, опираясь на собственное понимание поэзии, а также своего места в истории. Основной момент заключается в том, что Александр Сергеевич создал свое произведение под влиянием Державина.

Как видят себя поэты?

Гаврила Романович представляет себя в своем произведении не только как творца, но и как придворного. Потому его и будут чтить, ведь он смог открыто беседовать с высокопоставленными особами. Также Державин ставит себе в заслугу говорить о высших духовных ценностях, о боге.

Пушкин, напротив, в своем произведении видит себя, в первую очередь, как поэта. И уже через образ поэта он приходит к пониманию себя как гражданина, служителя обществу, гуманного человека. В самом начале своего произведения он подчеркивает свою близость к народу – «К нему не зарастет народная тропа». И народная любовь для него является высшей ценностью.

Таким образом, можно сделать важный вывод: ценности Пушкина в отношении личного и гражданского развития стоят на порядок выше ценностей Державина. Если Гаврила Романович больше всего ценит свою близость к правящей знати, то Пушкин ставит на первое место служение людям. Он провозглашает идеал не только поэта, но также и гуманного, прогрессивного человека.

сравнение пушкина и державина

Сравнительный анализ стихотворений «Памятник» Державина и Пушкина

К переложению оды Горация «Памятник нерукотворный» (Exegi monumentum) в разное время обращались многие поэты, в том числе М. Ломоносов и К. Батюшков. По сути державинский «Памятник» и пушкинское «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» – тоже вольные переводы античного произведения , а не самостоятельные сочинения. Однако по мнению литературоведов именно эти стихотворения – наиболее достойные переложения горацианской оды. Оба они написаны шестистопным ямбом, отличаются ясностью изложения, живостью языка и , без сомнения, очень схожи между собой.

Очень удобно провести сравнительный анализ обоих «Памятников» по строфам:

1 строфа у Г. Р. Державина:

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит.

1 строфа у А. С. Пушкина:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.

Искать различия в этих строках бессмысленно – оба автора разными словами пишут об одном и том же: о своём бессмертии в истории, сравнивая память о себе с самыми величественными монументальными сооружениями.

* До сих пор доподлинно неизвестно, что же подразумевал А. С. Пушкин под «Александрийским столпом» – Александровскую колонну на Дворцовой площади Санкт-Петербурга или Фаросский маяк в гавани египетской Александрии.

2 строфа у Г. Р. Державина:

Так! – весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить.

2 строфа у А. С. Пушкина:

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит – И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

Практически идентичные строки, хотя Пушкин выразился в этой строфе изящней и конкретней, заявив что его душа останется в написанных им стихах.

3 строфа у Г. Р. Державина:

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал.

3 строфа у А. С. Пушкина:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгуз, и друг степей калмык.

Вновь очень похожие строки, в которых Державин и Пушкин определяют «географию» своей посмертной славы.

4 строфа у Г. Р. Державина:

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить.

4 строфа у А. С. Пушкина:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокой век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.

Пожалуй, именно в этих строках и кроется главное отличие державинского и пушкинского «Памятников».

Гаврила Романович оценивает себя не только как творца, но и как придворного, основная задача которого – превознести добродетели правителей и с их помощью добиться справедливости. Александр Сергеевич же выступает как поэт и надеется на признание народа прежде всего поэт.

5 строфа у Г. Р. Державина:

О муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай.

5 строфа у А. С. Пушкина:

Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспоривай глупца.

Здесь тоже заметно явные различия в отношении поэтов к своему творчеству. По мнению Державина холодная и горделивая муза должна высокомерно презирать всех несогласных. Муза Пушкина, напротив, покорна Богу и не зависит от происков недоброжелателей.

Для каждого из поэтов стихотворный «Памятник» – своеобразный способ подведения итогов жизни и творчества. В оценке собственной исторической роли не ошибся ни тот, ни другой. Державин в памяти потомков остался государственным деятелем и стихотворцем-реформатором, Пушкин – истинно русским, всенародно любимым поэтом.

Подведение итогов жизни

Стихотворение под названием «Памятник» у Пушкина и у Державина было своеобразным способом подвести итоги собственного жизненного пути. Державин написал произведение в 1795 году, в возрасте 52 лет. Помимо литературного творчества, Гаврила Романович много работал, служа при дворе. Однако свою заслугу перед отечеством он видел именно в том, что сумел воспеть великую императрицу, что и было упомянуто поэтом в «Памятнике». Державин полагал, что все жители земли – «от Белых вод до Черных» — будут помнить его именно за это. Пушкин же считал, что запомнится только славянам.

Стихотворение «Памятник» было написано Пушкиным в 1836 году, за год до его смерти. Сюжет произведения подсказывал сам жизненный путь поэта, оно как бы подводило итог его творческого пути. На момент написания стихотворения Пушкину было всего 37 лет. Но, возможно, он предчувствовал свою скоропостижную кончину.

сравнение памятника пушкина и державина

Сравнение «Памятников» Державина и Пушкина

Делая сравнение стихотворений «Памятник» Державина и Пушкина нужно вспомнить, что самым первым автором «Памятника» был Гораций, живший в Риме 2 тысячи лет назад. Все, что потом рождалось в русской литературе – это подстрочные, вольные переводы, подражания. Есть перевод стихотворения у А. Фета, М. Ломоносова, В. Капниста.

«Памятники» Державина и Пушкина – это подражание римскому поэту, действительно пережившему в памяти людей 2 тысячелетия.

Но придерживаясь стиля Горация, Державин и Пушкин выразили в стихотворениях свое понимание роли поэзии, свое место в литературе. Причем Пушкин создавал свой «Памятник» под влиянием Державина.

Можно сказать, что Гаврила Романович Державин был «придворным» поэтом, за что его и чтили в высшем светском обществе. Он был обласкан во дворе. Десятью годами ранее Гаврила Романович написал Оду «Фелица», в которой под героиней возвышенного произведения подразумевалась Екатерина II.

Пушкин же, под влиянием событий начала XIX века и настроений, царивших в обществе, стал ярым врагом самодержавия. И как бы потом Николай I ни хотел сделать из Александра Сергеевича поэта, восхваляющего власть предержащих, из этого ничего не вышло. Отсюда травля, гонения, ссылки.

Свой «Памятник» Гаврила Романович написал в 1795 году, когда ему было 52 года. Пройдена большая часть жизненного пути. Наряду с литературным творчеством, Гаврила Романович занимает ответственные государственные посты, много работает. Но свою заслугу перед «народами» он видит не в государственном служении.

Державинский «Памятник» — это своеобразное подведение итогов.

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить.

Державин считает, что всякий читатель от Белых вод до Черных будет возносить его во все времена за то, что он воспел Екатерину Вторую, а в ее лице — монархию. Ах, не ведал Гаврила Романович, что монархия не вечна, что когда-нибудь ей на смену придет другой строй. Ему и в голову не приходило, что может быть иная власть.

Пушкин тоже начинает свое стихотворение словами «Я памятник себе воздвиг», но в отличие от Державина, он говорит, что помнить его будут не только славяне.

Слух обо мне пойдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.

Стихотворение Пушкина не просто перекликается с Державинскими строками. Но делая сравнительный анализ стихотворений, мы видим, что Пушкин дерзнул спорить со светилом уходящей эпохи, перед которым сам же преклонялся.

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Веленью Божию, о муза, будь послушна; Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.

Так говорит Пушкин. Державин видит свою музу иначе:

О муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай.

Александр Сергеевич написал свое стихотворение в 1836 году, когда ему было 37 лет. Подводить итоги еще рано. Хотя, говорят, что люди нередко предчувствуют свою кончину. Как знать.

В древнегреческой мифологии Музы – это 9 богинь – покровительницы искусств. В последних строках, где авторы обращаются к своей Музе, они очерчивают свой взгляд на поэзию. Пушкин свою задачу видит в восславлении Свободы. Эта же тема – роль поэта в обществе звучит в Пушкинском «Пророке», в оде «Вольность» и других его стихотворениях.

Цель творчества Державина

Давая сравнение Пушкину и Державину – а точнее, их поэтическим произведениям – следует упомянуть и о том, какую ценность в своем творчестве видел каждый из поэтов. Гаврила Романович говорит о том, что он первым пошел на риск отказа от высокопарного, торжественного слога в одах. Ведь он создал «Фелицу» в «забавном русском слоге». Обладая смелостью и талантом поэта, он смог «истину царям с улыбкой говорить». Произведение Пушкина, как по форме, так и по своему содержанию, гораздо больше связано с державинским стихотворением, нежели с первоначальным вариантом Горация.

Цели творчества

При сравнении «Памятника» Державина и Пушкина отдельно стоит упомянуть о том, какими были их главные ценности в творчестве. Гаврила Романович говорил, что он был первым, кто решился отказаться от торжественности слогов.

Обладая большим талантом — смелостью, Державин смог «истину царям с улыбкой говорить».

Делая кратко сопоставительный анализ «Памятников», нужно обратить внимание, что Пушкин главной ценностью своего творчества считал борьбу за свободу народа — это заметно уже с самых первых строк произведения. Александр Сергеевич был уверен, что его стихотворения делают людей добрее. Он был единственным из поэтов, кто не побоялся просить императора о милостыне к декабристам.

В чем видел предназначение своей поэзии Пушкин?

В сравнении «Памятника» Пушкина и Державина необходимо упомянуть о том, что Александр Сергеевич видел высшую ценность своего поэтического творчества в борьбе за свободу народа. И эти идеи нашли свое отражение уже в первых строках произведения: «Я памятник себе воздвиг…». Ценность своих произведений поэт видел в том, что он смог пробуждать в людях «чувства добрые», призывал «милость к падшим». Пушкин – это единственный из поэтов своего времени, который осмелился призвать царя к помилованию восставших декабристов. Великий русский поэт делает акцент на общественной ценности своих произведений.

анализ пушкина и державина

Три «памятника» в русской литературе

Автор: Журавлёва Ирина Ивановна

Квалификационная категория: I

Место проживания: г. Кимры Тверской области РФ

Название учебного заведения: МОУ «Средняя школа № 14»

Учебник, по которому ведётся обучение: «Литература 9 класс». Авторы:

В. Г. Маранцман. М. «Просвещение», 1992 год. + В. Я. Коровина. М., «Просвещение», 2007 г.

Тема урока: «Три «памятника» в русской литературе»

Дисциплина: Литература

Класс: 9 класс

Продолжительность урока: 45 минут

Использование информационных технологий: презентация (+ аудио +ссылка на видео в интернете)

Урок литературы в 9 классе.

Тема: «Три «памятника» в русской литературе».

Цели урока

: сопоставить переводы поэтов XVIII – XIX вв. оды Горация «К Мельпомене», определить их понимание роли поэта и поэзии в жизни общества, повторить литературоведческие понятия.

Задачи

: отработать навык сопоставительного анализа, научить выделять главное, систематизировать данные, делать обобщения, обучение выразительному чтению, развить умение определять средства выразительности речи.

Формы работы

: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование

: портреты М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, тексты стихотворений.

Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор – к смерти всё готово.

Всего прочнее на земле – печаль,

И долговечней – царственное слово.

А. А. Ахматова

Ход урока:

  1. Слово учителя.

Тема литературного памятника занимает значительное место в творчестве русских поэтов. Поэту небезразлично отношение читателей к его творчеству, в том числе читателей-потомков. Не случайно в жизни каждого мастера художественного слова наступает период, когда он испытывает желание оглянуться назад, с тем чтобы увидеть и проанализировать сделанное им в течение жизни. Именно в этот момент создаются условия для стихотворения-“памятника”.

(Слайд 2)

Родоначальником «литературного памятника» был древнеримский поэт «золотого» века римской литературы
Квинт Гораций Флакк
(65 — 8 гг. до н.э.). О своей посмертной славе как поэта он говорит в оде «К Мельпомене». (
Мельпомена
— в древнегреческой мифологии одна из 9 муз, покровительница трагедии.)

а) Прежде чем знакомиться с одой Горация, расскажите об особенностях жанра оды.

(Слайды 3 — 4)

Индивидуальное задание.
(Ода
— это поэтическое, а также музыкально — поэтическое произведение, которое отличается торжественностью и возвышенностью и посвящено какому-нибудь событию или герою. В Древней Греции одами первоначально называли хоровые песни на разные темы, сопровождавшиеся музыкой и танцами. Постепенно, сначала в античной поэзии, а потом и в творчестве европейских поэтов-классицистов, ода стала одним из самых распространённых и строгих с точки зрения содержания и формы жанров «высокой», торжественной лирики. Прославленными одописцами древности были Пиндар и Гораций, воспевшие богов и героев. Классицистическая ода была торжественным, ораторским жанром, в котором сильные эмоции соединялись с рассудительностью, «пиитический» восторг — с холодной логикой. Важнейший содержательный признак оды — «высокий» предмет (монарх, полководец, событие государственной важности, общественная добродетель, религиозная мораль). Формальные особенности жанра требовали использования четырехстопного ямба и строфы, состоявшей из десяти стихотворных строк с делением на три части: первая часть состояла из четырёх строк, вторая и третья — из трёх строк. Все десять стихов в одической строфе

объединялись строгой системой рифмовки: abab ccd eed. Важная сторона формы оды — композиция, придававшая стихотворению стройность, смысловую завершенность и убедительность. Как правило, ода начиналась вступлением (одна или две строфы), в котором поэт говорил о предмете, послужившем источником его поэтических восторгов. В первых строфах могло быть и обращение к музе. Затем следовала центральная, большая по объёму и наиболее важная в содержательном отношении часть оды. Завершалось стихотворение заключительной морализаторской строфой-выводом. В ней поэт высказывал обобщающее суждение, нередко имевшее прямое отношение к «герою» оды. Патетика оды требовала особого стиля. Он достигался использованием высокой, книжной лексики, прежде всего архаизмов, метонимических перифраз, аллегорий. Огромную роль играли интонационно-синтаксические средства: восклицания и риторические вопросы, инверсии, необычные синтаксические конструкции.).

б) (Слайд 5) Чтение учителем самого близкого к оригиналу перевода оды Горация «К Мельпомене»
Петра Петровича Семёнова-Тянь-Шанского. Вопрос: как вы поняли смысл оды Горация?
(Речь в оде Горация «К Мельпомене» идёт о процессе творчества, о его цели и смысле. Гораций говорит: «Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи».)

Учитель: Знаменитая ода Горация вызвала множество подражаний. Её переводили многие поэты разных времён: поэта во все века волновало, останется ли что – то после него. Перевод оды Горация М. В. Ломоносовым был первым в русской литературе, он послужил основой для стихотворений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина о нерукотворном “памятнике”, как бы подводящем итог творческой деятельности поэта. На сегодняшнем уроке мы сопоставим переводы оды Горация М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина и А.С. Пушкина, а также проследим, как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях, найдём черты сходства и отличия в позициях авторов, сравним художественные средства, использованные поэтами для выражения своей точки зрения.

II. Групповая работа:

Первая группа будет анализировать «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» М. В. Ломоносова, вторая группа – «Памятник» Г. Р. Державина, третья – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкина.

а) Выразительное чтение стихотворений учащимися.

б) Словарная работа:

1 группа.

  1. Чтение оды М. В. Ломоносова. (Слайд 6).
  2. Словарная работа. (Слайд 7).

Аквилон

(лат.
aquilo (aquilonis)
— «северный ветер») — древнеримское название северо-восточного, иногда северного ветра. Как и другие ветры, Аквилон представляли божеством, олицетворявшим эту силу природы, соответствовал древнегреческому Борею.

Авфид

— река в южной Италии, на родине Горация.

Давнус

— Давн, легендарный царь Апулии, родины Горация.

Стихи эольски.

Эолийские (по наименованию одного из греческих племён) стихи считались образцом древнегреческой лирики; разработаны в латинской поэзии преимущественно Горацием.

Алцейской лирой.

Альцей (Алкей) — древнегреческий лирик VII з. до н. э. Писал на эолийском диалекте.

Дельфийским лавром.

В Дельфах находился главный храм Аполлона, священным деревом которого считался лавр.

2 группа. (Слайды 8 — 9).

  1. Чтение «Памятника» Г. Р. Державина (или аудио). (Слайд 8).
  2. Словарная работа. (Слайд 9).

Тлен

— гниение, распад.

Доколь

– до тех пор, пока.

Славянов род

– имеются в виду русские люди.

Рифей

– Уральские горы.

В народах неисчётных

– нельзя перечесть, их много.

Добродетели

– положительные качества человека.

Возгласить

– рассказать.

Фелица

– здесь: Екатерина II.

Муза

– вдохновительница поэта.

Чело

– лоб.

3 группа.

  1. Чтение стихотворения А. С. Пушкина (или видео). (Слайд 10).
  2. Словарная работа. (Слайд 11).

Александрийский столп

— Александровская колонна, памятник Александру I в Петербурге на Дворцовой площади.

Пиит

– поэт.

Всяк сущий в ней язык

– народности, населяющие Россию.

Восславил я Свободу

— имеется в виду вольнолюбивая лирика Пушкина.

III. Анализ (по группам).

1. Как можно по стилю и лексике определить время написания стихотворений и их автора?

(1747 г. – Ломоносов, 1795 г. – Державин, 1836 г. – Пушкин. В переводе Ломоносова архаичный язык: «сотреть», «едка древность», «препятством», «взгордися» и т. д. В переводе Державина язык менее архаичный: «вселенна», «неисчётных». Язык стихотворения Пушкина понятный, хотя и встречаются устаревшие слова: «доколь», «пиит»…).

2. Какая тема объединяет стихотворения

? (Тема поэта и поэзии).

3. Какие черты биографии поэтов нашли отражение в стихотворениях?

(Слайд 12)

(М. В. Ломоносов был сыном крестьянина – помора, т. е. он не мог похвастать родовитостью. Но он стал учёным – энциклопедистом. Широко известны его открытия в области химии, физики, литературы и др. наук. Поэт испытывает двойственное чувство: и гордости, и горечи. Гордости потому, что прекрасно понимал, как много он сделал для России («Отечество моё молчать не будет, Что мне беззнатной род препятством не был…»). Ломоносов одним из первых в русской литературе заговорил о высоком назначении поэта. Он ставил творчество поэта вровень с государственной работой. Поэт испытывает горечь оттого, что его труд не был по достоинству оценён царицей и власть имущими. Автобиографический элемент, введённый поэтом в стихотворение, можно рассматривать как ответ Ломоносова тем, кто попрекал его крестьянским происхождением, а сам, будучи родовитым и имеющим большие возможности, ничего не сделал для России.)

(Слайд 13)

(Г. Р. Державин гордится, что первым

…дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Это биографический факт, т. к. Державин был одним из немногих приближённых императрицы, кто не боялся критиковать её деяния. Главными врагами Державин считал тех, кто забывал «общественное благо», интересы народа, кто сибаритствовал при дворе.

В 1782 году поэт пишет оду «Фелица», где « разрушает» жанр торжественной оды, соединив в ней похвалу императрице с сатирой. Державин рисковал, однако Екатерина II , прочитав оду, растрогалась до слёз и стала интересоваться автором произведения. Поэт был представлен императрице и облагодетельствован ею. Публикация оды сразу сделала Державина знаменитым. Он вошёл в число первых поэтов России.)

(Слайд 14)

(А. С. Пушкин тоже внёс в стихотворение биографический элемент: Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Александр I считал, что Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами», что за его вольнолюбивые стихи его надо сослать в Сибирь. Поэт не призывал в своих стихах к свержению власти, однако он ратовал за соблюдение закона, он мечтал о коренном переустройстве России, о свободе народа. Попытка лучших людей России уничтожить крепостничество потерпела неудачу. Пушкину пришлось пережить не только взлёт, но и крах декабристского движения. Но своим вольнолюбивым взглядам он не изменил ни в ссылке, ни после расправы царя с революционерами. Лирика А. С. Пушкина пробуждает в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости.

4. Какими видят поэты границы своего творческого бессмертия?

(Ломоносов: поэт будет жив, пока живо его Отечество; Державин: поэтическая слава столь же вечна, как и слава всего “славянского племени” («Доколь славянов род вселенна будет чтить»); Пушкин: пока существует человечество («…доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит»).

5. Каковы отношения между Музой и поэтом? Как поэт обращается к Музе?

(Для Ломоносова Муза – высокая покровительница, для Державина – верная подруга поэта, для Пушкина – соратница на великом поприще поэзии.)

6.
Какой стихотворный размер используют поэты, чтобы придать своим стихам чеканность?
(Ломоносов и Державин используют шестистопный ямб. У Пушкина первые три стиха каждой строфы — шестистопный ямб, последний — четырёхстопный ямб).

7. Что придаёт торжественность звучанию стихотворений Ломоносова, Державина и Пушкина?

(Ломоносов использует слова «высокого» стиля: “воздвигнул”, “превыше”, “сотреть”, “скончаю”, “возрастать”, “взгордися”, “увенчай”, “внесть”, “отечество”, много слов и выражений, обозначающих реалии античности. Державин тоже использует слова «высокого» стиля: «чело», «возгордись», «возгласить», «дерзнул»… Пушкин использует славянизмы: «воздвиг», «главою», «тленья», «пиит» и др.)

8. Какие средства художественной изобразительности использовали поэты?

(Ломоносов: гипербола + сравнение («Превыше пирамид и крепче меди..»), метафоры («Я знак бессмертия себе воздвигнул», «аквилон сотреть не может», «И перьвому звенеть Алцейской лирой»), олицетворение («Отечество мое молчать не будет» Державин: эпитеты (памятник чудесный, вечный, гром быстротечный, в сердечной простоте…), гипербола + сравнение («Металлов твёрже он и выше пирамид»), метафора («Я памятник себе воздвиг»);

Пушкин: эпитеты (памятник нерукотворный, главою непокорной, в заветной лире, в жестокий век…), метонимия («…что чувства добрые я лирой пробуждал»), олицетворение («Веленью божию, о муза, будь послушна»), синекдоха («И назовёт меня всяк сущий в ней язык»).

9. С какой целью поэты применяют в своём стихотворении приём аллитерации?

(Ломоносов: «Я знак бессме
р
тия себе воздвигнул П
р
евыше пи
р
амид и к
р
епче меди…». Державин: «Ни вих
р
ь его, ни г
р
ом не сломит быст
р
отечный, И в
р
емени полет его не сок
р
ушит». Пушкин: «К нему не за
р
астет на
р
одная т
р
опа» и др. Аллитерация помогает поэту придать чеканность звучанию стихотворения.)

10. Найдите инверсию в стихотворениях поэтов. Определите её роль.

(Ломоносов: «Не вовсе я умру…», «Взгордися праведной заслугой, муза». Державин: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный… Металлов твёрже он и выше пирамид », «О Муза! возгордись заслугой справедливой…»; Пушкин: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «И славен буду я…» и т. д. С помощью инверсии поэты привлекают внимание читателей к важным в смысловом отношении словам.)

11. Есть ли сходство в композициях стихотворений?

(Вступление, где поэты говорят о предмете, послужившем источником поэтических восторгов. Центральная, большая по объёму и наиболее важная в содержательном отношении часть. Заключение (строфа – вывод), где поэт, обращаясь к музе, высказывает обобщающее суждение. У Державина и Пушкина даже одинаковое количество строф и строк в строфе.)

12. Определите идеи стихотворений.

(Основная идея стихотворения Ломоносова – творения делают поэта бессмертным. Державин считает, что цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Пушкин писал не ради “венца”, поэзия – это бескорыстное служение во имя человечества.).

13. Как вы понимаете смысл последней строфы стихотворения Пушкина?

(В последней строфе идёт речь «о принципах поэзии, о её независимости от пристрастных мнений, от попыток подчинить её ложным идеалам». Эта строфа связана с первой

( «Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа), т. е. речь идёт о независимости поэта, о его непокорности любой земной власти. Действительно, Пушкин творил свободно, не подчиняясь, в соответствии с собственным представлением о добре и истине.)

14. В каком из стихотворений меньше всего прослеживается личностное авторское начало? Почему?

( У Ломоносова, потому что он непосредственно занимался переводом оды Горация, хотя и внёс биографический факт. Державин и Пушкин взяли за основу оду Горация, однако использовали тему оды для выражения собственного взгляда на тему поэта и поэзии). 16 . Как вы думаете, какой перевод взял за основу для своего стихотворения А. С. Пушкин: точный к подлиннику перевод Ломоносова или вольное переложение оды Горация Державиным? Почему?

(Державина, т. к. Пушкин не ставил себе целью перевод оды Горация, он хотел выразить свои взгляды по данной теме.)

IV.Вывод:

В чём сходство и различие поэтических позиций авторов?

(Ломоносов первым в нашей литературе заговорил о высоком назначении поэта, он ставил творчество поэта в один ряд с делами героев и царей. Человек не умирает, если получают бессмертие творения его духа.

В своём “Памятнике” Державин говорит о своих достижениях в “забавном русском слоге”, о “воспитательных” беседах с царями об истине. Поэт говорит о значимости своего творчества для русских, для России: «И слава возрастёт моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить». Пушкин же посмертную славу поэта отождествляет с вечной жизнью: “Нет, весь я не умру, душа в заветной лире // Мой прах переживёт и тленья убежит…”, к нему никогда “не зарастёт народная тропа”. Державинское разделение на “поэта” и “гражданина” у Пушкина отменяется: творческое кредо и человеческий долг для Пушкина нераздельны, едины. Он не учил людей, не проповедовал, но пробуждал “чувства добрые” в их душах, стремясь пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе – единственное, к чему может и должно апеллировать искусство).

V.Домашнее задание:

Сопоставить «Памятник» А. С. Пушкина с «Памятником» одного из поэтов XX века (В. Брюсова, В. Ходасевича, Я.В. Смелякова или В.С. Высоцкого) – в сильном классе.

Сделать письменный анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» — в слабом классе.

Использованная литература:

  1. https://www.bukinistu.ru/obschie-stati/traditsiya-pamyatnika-v-slavyanskih-literaturah.html
  2. https://white.narod.ru/memorium2.html
  3. https://www.magister.msk.ru/library/pushkin/about/solov002.htm

7

Обращение к музам

Также анализ Пушкина и Державина будет неполным, если не рассмотреть обращение обоих поэтов к своим музам. Гаврила Романович призывает свою вдохновительницу гордиться «заслугой справедливой», а также выражать презрение к тем, кто осмеливается презирать ее. Пушкин же хочет одного – чтобы его муза была послушна «веленью Божию», не боялась напрасных обид. Он говорит ей не требовать от других славы, не обращать внимания на посылаемую в ее адрес «хулу и клевету», а также не вступать в спор с недалекими глупцами.

Политическая лирика Александра Сергеевича рисует его как одного из самых передовых выразителей общественного мнения своей эпохи. В то время, когда Пушкин создал «Памятник», им было написано также немало и других стихотворений. Белинский говорил о нем, что он не столько классический поэт, сколько относящийся к романтизму певец своего времени. Также Белинский отмечал, что как у Пушкина, так и у Державина, является верным каждое слово и каждое чувство. «Все на своем месте, все полно, ничего незаконченного» — писал он о поэтах.

Сравнение «Памятника» Пушкина и Державина

Сравнение «Памятника» Пушкина и Державина таблица по строфам, удобная шпаргалка для написания сочинений после которой данные стихи станут понятными даже двоечнику.
Испокон веков на Руси сложилась традиция: повторять хохмы разных идиотов на свой лад, выдавая их за свое творчество. Так случилось и со стихотворением «Памятник», который сначала написал Державин в 1775 году, а в 1936 году Пушкин. Вопреки расхожему мнению, что Пушкин скопировал стихотворение у Державина, основным прототипом для обоих стихов являлась ода Горация (был такой древнеримский поэт-неудачник) под названием «Я воздвиг памятник». В ней поэт решил донести до общественности, чего же он достиг в жизни, ибо если себя не похвалишь, то никто не похвалит.

Поскольку Горация знает весь мир, а Пушкина и Державина только в России, оба поэта, позавидовав лаврам римского поэта, решили пойти по его стопам, и написали себе по подобному стихотворению.

С первых строк «Памятники» Пушкина и Державина похожи, но потом идут кардинальные различия.

Пушкин Державин Отличия
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Пушкин будучи ножным фетишистом и поклонником дярёвни восхищается народными тропами, по которым Танька Ларина с грязными пятками ходила с коромыслом. Державин апеллирует к физике и металлам, как бы намекая, что у него полно орденов.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Пушкин воспевает новые методы бальзамирования, но при этом особо не надеется, что его будут чтить после смерти за стихи. Державин проявляется расизм, упомянув одних славян, и высказывает предположение, что труп может убежать от разложения.
И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Пушкин снова проявляет толерантность, и вспоминает, как оставлял бублики падшим женщинам. Державин же вспоминает золотую табакерку, которой наградила его Екатерина Вторая (Фелица).
Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Пушкин показывает, что гордыня — это плохо, а смирение есть христианская традиция. Державин же воспевает гордыню. Поэтому Пушкиным правили светлые силы, а Державиным — темные.

В целом, оба стихотворения больших различий не имеют, их было бы целесообразнее называть вольным переводом стихов Галиция, а не самостоятельными произведениями. В школьной программе учителя пытаются донести до учащихся всю красоту эпохи классицизма, но это получается очень слабо, поскольку представители поколений Державина и Пушкина из высшего света очень глубоко изучали древнеримскую культуру, а сейчас из древней философии почти ничего в программе нет.

Сравнивать «Памятники» Сашки и Гаврилы целесообразно исключительно по строфам, используя разницу в определениях и существительных. Если исключить юмор, то два поэта преследовали одну цель, но применяли разные литературные приемы, слова, словосочетания. Это определенным образом раскрывает их мировоззрение, но вряд ли в момент сочинения поэты пытались донести некий скрытый смысл. Так что «Памятники» двух стихоплетов — это просто иной набор описательных слов, а основные моменты одинаковые.

Теги:школа литература

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: