На склоне лет Гавриил Романович Державин написал стихотворение «Признание», в котором подвел итоги своего творческого пути. По сути, это произведение-откровение, в полной мере раскрывающее характер поэта. Предлагаем к рассмотрению краткий анализ «Признание по плану» по плану. Его разбор поможет при подготовке к уроку по литературе в 7 классе.
История создания
«Признание» Г. Р. Державина относится к позднему творчеству писателя — к тому моменту он уже успел приобрести известность в политических и литературных кругах. Осознав, насколько его поэтические идеи и методы отличаются от признанных канонов и устав от критики за смешивание жанров и злоупотребление просторечиями, пожилой (на тот момент ему было 65 лет) поэт счёл необходимым объяснить свои взгляды на искусство в форме стихотворения. Так и появилась идея произведения.
Написано «Признание» было в 1807 году. Почувствовав потребность подвести итоги своей творческой деятельности, Державин решил не останавливаться на своём литературном пути, но и объяснить жизненную позицию, политические взгляды и отношение к поэзии в целом.
Таким образом, он написал «Признание» — одно из самых знаковых его произведений наряду со знаменитым «Памятником», «Бессмертием души», «Детской песней» и другими шедеврами.
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый король
Анна (Андреевна) Ахматова – талантливый литературовед и поэтесса, романтическая представительница российского Серебряного века поэзии конца XIX — начала XX веков, переводчица. - Апухтин
- Анализ стихотворения Маяковского Лиличка
Лилия Брик была одной из многих женщин, общавшихся с великим поэтом Владимиром Маяковским. Однако именно ей одной удалось зародить в нем настоящее чувство любовь, и стать музой, вдохновившей поэта на создание нескольких - Анализ стихотворения Жуковского Светлана 9 класс
Баллады — особый вид поэтического творчества В.Жуковского. В балладах Жуковский показывает жизнь не как на самом деле, а выдуманную. В его балладах вершится справедливый суд, показаны высокие человеческие отношения. - Анализ стихотворения Есенина Береза (белая береза)
Произведение «Береза» Есенин пишет в 1913 году, автору тогда только стал совершеннолетним. В это время поэт проживает в столице, но в своем творчестве всегда будет верным родным краям. Стихотворение словно посвящается березе,
Тема и идея
Центральная тема произведения — подведение итогов прожитой жизни, её анализ. Герой произведения, который олицетворяет самого автора, словно со стороны смотрит на неё, оценивая себя как человека, писателя, служителя родины и пример для потомков. Он рассказывает о своих ценностях и нравственной позиции, которой придерживался на протяжении всей жизни. Рассуждая о них, герой приходит к выводу, что считает их правильными и справедливыми несмотря на обстоятельства.
Ближе к концу стиха герой также говорит о своих недостатках, изъянах, ошибках. Между строк он признаётся, что не всё в жизни сделал правильно и искренне сожалеет о том, как провёл свои молодые годы. Восхищает, что он находит в себе силы признать ошибки и слабости настолько публично и открыто — это требует смелости.
Но персонаж не занимается самобичеванием, а сразу же оправдывает себя, предлагая бросить в него камень любому, кто считает себя совершенным. В этих строках и скрыта главная тема произведения. Автор пытается донести, что никто не безгрешен, но если человек живёт по совести и не уступает своим принципам, ему нечего стыдиться и бояться.
Герой говорит, что успел пройти через множество взлётов и падений, но это не смогло сломать его дух. Подводя итог своей жизни, Гавриил Романович остаётся доволен. Он преданно служил людям и государству, создал множество замечательных произведений и поступал в согласии с совестью, а значит и упрекнуть его не в чем.
Жанр, структура и композиция
Жанр произведения — философская лирика. Оно имеет форму дружеской доверительной беседы лирического героя с потенциальным читателем, в которой автор от всего сердца делится своими мыслями и подводит итоги прожитых лет. Особенности структуры и композиции произведения:
- стихотворение написано двустопным хореем;
- используется перекрёстная рифмовка — классический вид, при котором рифма идёт через строку;
- ударение на первый слог придаёт стиху особый ритм, подчёркивающий его двойственность — спокойные рассуждения смешиваются с пламенными признаниями;
- часто употребляется местоимение «я», что создаёт дополнительный акцент на образе автора в виде лирического героя;
- глаголы используется в прошедшем времени — этим автор подчёркивает, что стихотворение является кратким итогом его жизни, размышлениями о достигнутом.
Изначально Г. Р. Державин не отходил от правил классицизма, но со временем расшил его рамки и вышел за установленные жанровые границы.
Большое значение в этом процессе сыграло и «Признание». В нём автор впервые полностью сконцентрировался на образе автора, выведя на передний план не действие, а анализ человеческой индивидуальности и психологии.
Сознание персонажа — основа всего текста, что было необычной особенностью для произведения того времени.
Другим принципиальным отличием стихотворения стала его трёхплановость.
Проводя разбор «Признания», можно заметить 3 уровня:
- духовное осмысление действительности — автор рассказывает о своём мировоззрении и системе ценностей;
- сознание как отражение опыта;
- призыв к действию путём попытки донести мировоззрение.
Автор одновременно проводит самоанализ, рассказывает читателю о себе и взывает к нему, пытаясь донести свою точку зрения. Он делает это очень искренне и душевно — читая стих, невозможно злиться или обвинять поэта, что и делает его произведение гениальным наследием.
Содержание произведения
Стих «Признание» Державина написан всего лишь одной строфой, размер которой — 32 строки. Условно его можно разделить на 3 части:
- Начинается повествование с рассуждений лирического героя, что он никогда не умел важничать и лицемерить, а в других людях больше всего ценил искренность, порядочность, душевность. Эти качества он старался всячески культивировать и развивать в себе, что характеризует его как человека честного и трудолюбивого.
- Во второй части автор рассуждает о своей роли как поэта. Он рассказывает, что свой гений считает даром богов, а стихи пишет с целью «передать потомкам» урок о великих делах их предков. Там же поэт рассказывает о своей преданности родине, желании служить ей. Одновременно он продолжает делать акцент на честности, считая, что должен высказать правду не только народу, но и высокопоставленным вельможам, духовенству и даже правителям.
- В последней третьей части герой говорит о своих недостатках и слабостях. Именно благодаря ей стихотворение называется признанием. Автор рассказывает, что ему не чужда ни слабость к женщинам, ни тяга к светским удовольствиям, рассуждает о взлётах и падениях, неизбежных в любой жизни.
Заканчивается произведение словами, что никто в этом мире не безгрешен. Финальная строка — перефразированная цитата из библии: «Брось, мудрец! На гроб мой камень, если ты не человек». Это цементирует основную мысль стихотворения «Признание» Державина.
Гавриил Романович Державин. Краткое содержание стихотворений
«Признание»
В этом стихотворении ярко проявилось художественное открытие поэта. До Державина поэты следовали теории «трёх штилей» Ломоносова.
Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении «низких» и «высоких» слов, открывая дорогу развитию реалистического языка.
Державин ставит рядом слова «важным саном» и «надуваться», «вельможам властным» и «правду брякнуть вслух».
В целом стихотворение лишено тяжеловесности, читается легко и понятно. В «Признании» отразились черты характера
Державина: прямота, искренность, честность. Ниже приведённые строки могли стать девизом поэта:
…Ум и сердце человечье Были гением моим.
«На птичку»
Стихотворение «На птичку» написано в 1792 или 1793 году. Его можно воспринимать как иносказание: свободного человека насильно заставляют петь, проявлять свою индивидуальность, но свободный человек не может быть искренним и вдохновенным в неволе.
«Река времён в своём стремленьи…»
Это философское произведение — попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни. Стихи заставляют задуматься над тем, что останется от деяний человека после его смерти.
«Властителям и судиям»
Пафос стихотворений «Властителям и судиям» в сожалении о том, что власть имущие не обладают необходимыми достоинствами для процветания своих подданных, а стремятся к благам, подвержены тяжёлым порокам и страстям.
Автор выступает против таких пороков, как пресыщенность (усталость от удовольствий), предвзятость, взяточничество, безразличие к судьбе народа.
«Памятник»
Пафос «Памятника» в том, что творчество, поэзия долговечнее самых прочных, казалось бы, предметов — металлов и выше самого высокого — пирамид. Только чело музы венчает подлинная «заря бессмертия».
В стихотворении всего два восклицательных знака — при утверждении «Так!» и при обращении к музе. Это говорит о том, что поэт не молит, не просит о бессмертии, но твёрдо и спокойно уверен в том, что поэтическое слово нетленно.
На этой странице искали :
- анализ стихотворения державина признание
- анализ стихотворения признание державина
- державин признание анализ
- анализ стихотворения признание державин
- державин признание краткое содержание
Авторский посыл
По содержанию «Признание» походит на откровение. Автор строит произведение в форме доверительной беседы с гипотетическим читателем, которому рассказывает о своём характере, жизненных ценностях, неудачах и свершениях, планах и мечтах. Он подводит итоги собственной творческой деятельности, рассуждает о своей ценности для народа как поэта и политического советника. При чтении можно понять, что признание адресовано не только аудитории, но и самому себе — он выясняет мотивы собственных действий, проводит самоанализ.
Цель автора — обрисовать свой образ, с которого потомки и современники смогут взять пример. Он подчёркивает свою честность, добропорядочность, желание служить родине — качества, которыми можно восхищаться. Одновременно с этим Державин совсем не пытается возвысить или приукрасить себя — наоборот, он акцентируется на недостатках и спорных моментах.
Этим поэт доносит вторую важную мысль — каждый человек имеет изъяны, с этим ничего не сделать. Чтобы прожить достойную жизнь, достаточно развивать хорошие качества, оставаться человечным и порядочным, не пускаясь в самокритику и не стремясь к мнимому совершенству, ведь никто не безгрешен. Авторский посыл заключается в призыве к действию — человек не может быть идеальным, но должен стремиться стать как можно лучше, чтобы подать пример современникам и потомкам.
Анализ стихотворения «Признание» Державина | Инфошкола
В. Г. Белинский написал: «Державин — это полное выражение, живая летопись, торжественный гимн, пламенный дифирамб века Екатерины, с его лирическим одушевлением, с его гордостью настоящим и надеждами на будущее, его просвещением и невежеством, его эпикуреизмом и жаждою великих дел, его пиршественною праздностью и неистощимою практическою деятельностью ».
Оставаясь поэтом-классицистом, Державин тем не менее совершил, по выражению литературоведа Ю. Н. Тынянова, «революцию» в словесном искусстве: он упростил оду, приблизил ее язык и ритм к общедоступной, понятной всем лирике.
Державин блестяще развил начинания своих предшественников в поэзии, обращаясь, например, в лирических посланиях к явлениям малым, но близким и знакомым всем.
Например, шутливое послание «Ласточка» (1792): О домовитая ласточка! О милосизая птичка!
Грудь красно-бела, касаточка. Летняя гостья, певичка! Державин утвердил себя в поэзии как истинный поэт одой «Фелица» в 1782 году, которая поразила современников небывалой новизной и смелостью.
Образ лирического героя
Лирический герой «Признания» — сам автор, потому понимание его характера — главный ключ к раскрытию произведения. В нём поэт подводит итог собственной жизни, рассказывает о себе — стих можно считать автобиографическим. Первым делом герой заявляет, что «не умеет притворяться» и «ценит честность превыше всего» и рассказывает, как никогда не терпел несправедливость и неверность родине, которые мог заметить. Это отражает личность автора при жизни.
Державин представляет себя как поэта, творящего на благо отечества и желающего сохранить память о великих героях и делах для потомков. Но одновременно с этим он уделяет внимание и простым людям, ценя индивидуальность каждого из них. Выстроив доверие с читателем, Державин признаётся, что был далёк от совершенства. Он освещает свои недостатки — чрезмерное увлечение женщинами, пристрастие к светским удовольствиям, споры с правительством. Это показывает его как человека смелого, не стесняющегося публично признать ошибки.
В раннем творчестве он восхищался императрицей Екатириной II, но когда стал её секретарём и узнал о государственных делах поближе, не смог сказать о ней почти ничего хорошего. Этот момент тоже кратко освещается в строках стиха («Если звуки посвящались лиры моея царям, — добродетельми казались мне они равны богам») — поэт признаётся в разочаровании правителями, которые издалека казались безупречными. Бегло затрагивается и тема религии — автор упоминает свой талант как божий дар, но не заостряет на этом внимания.
Лирический герой не скрывает своего несовершенства — он доверительно рассуждает с воображаемыми собеседниками, что из себя представляет и как прошла его жизнь, признаётся в помыслах и желаниях, раскрывает тайны. Он понимает, что далеко не святой, но акцентирует внимание, что у всех людей есть изъяны — и свои он не боится признать.
Чёткое воплощение образа автора стало новаторством, вышедшим за пределы классицизма. Поэт обратился к индивидуальным характеристикам человека, подчеркнул особенность и важность каждой личности. Он хотел, чтобы потомки поняли эти идеи и запомнили его честным, порядочным, добрым, человечным, несмотря на приверженность к слабостям и искушениям. Произведение наполнено искренностью — через лирического героя читатель искренне проникается тем, что писатель любил и ценил.
Моё отношение
Стихотворение «Признание» очень тронуло меня. Даже такому выдающемуся человеку, как Пушкин, оказывается, были знакомы муки безответной любви.
Как пылко говорит поэт о своём чувстве, с какой нежностью и почтением относится к любимой девушке! Мне было бы приятно услышать хотя бы несколько строк, написанных в таком роде, но, увы, адресат пушкинского послания не оценил их по достоинству.
Так часто бывает, но огорчаться не стоит. Жизнь полна удивительных встреч — нужно жить, любить и надеяться.
Средства выразительности
В плане художественных приёмов и средств выразительности стихотворение выделяется тем, что автор описывает всё очень реалистично. Он отказывается от привычной классицизму возвышенности и приукрашенных выражений, что редкость среди русской поэзии. Благодаря этому произведение кажется очень искренним и душевным, в нём нет напускного пафоса — Державин старается быть максимально откровенен с читателем, сблизиться с ним.
Особенностью стиха является сочетание словоформ «высокого» и «низкого» стилей: «сан» и «вельможа» соседствуют с просторечиями вроде «надуваться» и «брякнуть».
Дополнительную экспрессивность тексту придаёт высокая концентрация существительных и местоимений.
Свой посыл автор передал при помощи средств художественной выразительности:
- метафоры — «сам был света обольщён»;
- эпитеты — «важным», «властным», «громким», «беспристрастным»;
- олицетворения — «важным саном надуваться», «блистал восторгом», «со струн моих огонь летел»;
- сравнения — цари «равны богам».
В своём философском стихе «Признание» Гавриил Романович Державин не только делится откровением с читателем, но и проводит глубокий самоанализ. Подводя итоги своей жизни, рассматривая творческие и политические достижения, он делится собственными мотивами и чувствами. Писатель не пытается приукрасить или возвысить себя, показывая лирического героя с человеческой стороны. В более широком смысле произведение также раскрывает темы смысла жизни и места человека в ней.
🗹