Стихотворение «Памятник» Пушкина и Державина: сравнение


Схожесть произведений

Стихотворения Пушкина и Державина похожи по своему построению. Их размер – это шестистопный ямб, в них присутствуют как мужские, так и женские рифмы. В каждом из куплетов первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвертой и так далее. Иными словами, оба автора используют перекрестный метод рифмовки.

Сравнивая поэтические произведения Пушкина и Державина, стоит также отметить, что оба поэта не жалеют в них ярких, живых эпитетов. Александр Сергеевич использует такие слова, как «нерукотворный», «заветный», «великий». Прилагательные в стихотворении Гаврилы Романовича – «чудесный», «быстротечный», «сердечный».

памятник пушкина и державина

Краткий анализ стиха М. В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»

Вариант 1

Произведение представляет собой первое переведенное сочинение Горация «Памятник» («Exe­gi mon­u­men­tum»), сделанный поэтом в период подъема его научного, литературного и педагогического таланта, а также по причине увлечения литературой античности. Часто стихотворение Ломоносова сравнивают с пушкинским “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”, так как в них отображено много схожего.

Отличительной особенностью произведения является его классический перевод, соответствующий принципам сложения стихотворений в форме оды, выражающей основную тематику произведения в качестве роли поэта в творческом процессе, а также во взаимоотношениях с читательской аудиторией, властными органами и собственной натурой.

Композиционная структура оды представляется в виде трехчастного строения, заключающегося в тезисе, размышлении и выводе и выполненного как монолог поэта.

В качестве стихотворного размера в оде используется форма двусложного ямба, придающего четкую, чеканную ритмику нерифмованным строфам. Среди средств художественной выразительности в стихотворении присутствуют высокостильные слова (отечество, превыше, воздвигну), а также греко-римские выражения и фразы, заимствованные из мифологических историй (дельфийский лавр, аквилон).

При создании произведения поэт стремится не выделять свои личные заслуги, а передать их значение в общественном и национальном понимании. Таким образом, смысловая нагрузка оды заключается в донесении идеи о делах человека, которые станут бессмертными плодами вложенного труда в виде книги, изобретения, взращенного цветка для будущих поколений человечества.

Поэт сознательно допускает в стихотворении две погрешности с целью приближения содержания первоначального текста Горация к русским читателям, состоящих в изображении размаха Римского государства, олицетворяющего необъятный размер российской земли, а также в исключении из текста упоминания древнего римского ритуала подъема жреца с молчащей девой по капитолийским ступеням, символизирующего стабильность Рима.

В переводе поэта ода «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» более ярко и отчетливо раскрывает тему талантливости русских людей, который необходимо раскрывать, имея ввиду происхождение автора оригинала произведения и свое собственное.

Стихотворение является литературной традицией творческих людей, подводящих итоговые результаты поэтической деятельности в виде изображения нерукотворного памятника.

Прием инверсии

В стихотворении «Памятник» у Пушкина и Державина используется и такой литературный прием, как инверсия:

«Доколь славянов род вселенна будем чтить». (Державин).

«И долго буду тем любезен я народу…». (Пушкин).

Данный метод позволяет выделить наиболее важные члены предложения, акцентировать внимание на своей идее, придать стихотворению большую эмоциональную окраску. В особенности часто подобный прием используется в поэтических произведениях для придания стихотворениям мелодичности, напевности.

стихотворение памятник державина и пушкина

Подражание Горацию

«Памятник» был написан как подражание Державину, которое, в свою очередь, представляло собой переделку оды Горация. Таким образом, стихотворение «Памятник» в действительности было написано еще около 2 тысячелетий назад. Все, что впоследствии рождалось в русской литературе, представляло собой отклик на это произведение римского поэта. Однако подражая Горацию, Пушкин и Державин придерживались своих правил, опираясь на собственное понимание поэзии, а также своего места в истории. Основной момент заключается в том, что Александр Сергеевич создал свое произведение под влиянием Державина.

Как видят себя поэты?

Гаврила Романович представляет себя в своем произведении не только как творца, но и как придворного. Потому его и будут чтить, ведь он смог открыто беседовать с высокопоставленными особами. Также Державин ставит себе в заслугу говорить о высших духовных ценностях, о боге.

Пушкин, напротив, в своем произведении видит себя, в первую очередь, как поэта. И уже через образ поэта он приходит к пониманию себя как гражданина, служителя обществу, гуманного человека. В самом начале своего произведения он подчеркивает свою близость к народу – «К нему не зарастет народная тропа». И народная любовь для него является высшей ценностью.

Таким образом, можно сделать важный вывод: ценности Пушкина в отношении личного и гражданского развития стоят на порядок выше ценностей Державина. Если Гаврила Романович больше всего ценит свою близость к правящей знати, то Пушкин ставит на первое место служение людям. Он провозглашает идеал не только поэта, но также и гуманного, прогрессивного человека.

сравнение пушкина и державина

Анализ стихотворения «Памятник» поэта Пушкина: вывод

Анализ стихотворения «памятник» поэта пушкина

Стихотворение «Памятник» поэта Пушкина является не только культурным наследием. Это также и посвящение, и назидание современникам и последователям, и некое завещание стихотворца, а также предзнаменование. Можно сказать, что оно отражает суть творчества и роль творца, дает своеобразные указания о том, как же человеку, имеющему талант, следует к нему относиться.

Мало того, оно наглядно показывает, что творцу не стоит бояться погибели – ведь в народных устах он всегда будет вечен.

Подведение итогов жизни

Стихотворение под названием «Памятник» у Пушкина и у Державина было своеобразным способом подвести итоги собственного жизненного пути. Державин написал произведение в 1795 году, в возрасте 52 лет. Помимо литературного творчества, Гаврила Романович много работал, служа при дворе. Однако свою заслугу перед отечеством он видел именно в том, что сумел воспеть великую императрицу, что и было упомянуто поэтом в «Памятнике». Державин полагал, что все жители земли – «от Белых вод до Черных» — будут помнить его именно за это. Пушкин же считал, что запомнится только славянам.

Стихотворение «Памятник» было написано Пушкиным в 1836 году, за год до его смерти. Сюжет произведения подсказывал сам жизненный путь поэта, оно как бы подводило итог его творческого пути. На момент написания стихотворения Пушкину было всего 37 лет. Но, возможно, он предчувствовал свою скоропостижную кончину.

сравнение памятника пушкина и державина

Презентация «Три памятника в русской литературе»

Слайд 1

Выполнила ученица 10 «А» класса средней школы №31 города Казани Романова Екатерина Три «памятника» в русской литературе 1 Школа №31

Слайд 2

2 Школа №31 М. В. Ломоносов Г. Р. Державин А. С. Пушкин Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин… каждый из них внёс свой бесценный вклад в русскую литературу. Но что объединяет именно их троих? Каждый из них написал своеобразный отчёт о своих достижения – стихотворение. Так, у Державина «Памятник», у Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул», а у Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». Каково главная мысль каждого из стихотворений? Схожи ли они между собой? Что великие деятели хотели нам сказать?

Слайд 3

3 Школа №31 Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. В своих стихотворениях они как бы выражали свое право на бессмертие. Монолог поэта о самом себе встречается еще в античной поэзии. Основные аспекты такого монолога – процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с властью, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения “нерукотворного” памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности. Впервые обратился к теме поэта и поэзии еще в I веке до н. э. древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк в оде “К Мельпомене”. Переводов оды Горация было множество. Некоторые из них (М.В. Ломоносова, В.В. Капниста, А.Х. Востокова, С.А. Тучкова), несомненно, были известны Пушкину, а другие (А.А. Фета, Н. Фоккова , Б.В. Никольского, П.Ф. Порфирова , В.Я. Брюсова) появились уже после смерти Пушкина. А мы разбираем перевод Ломоносова, который позже послужил идей для стихотворений Державина и Пушкина. Квинт Гораций Флакк

Слайд 4

4 Школа №31 М. В. Ломоносов Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, литератор, поэт. В возрасте 19 лет уходит из дома и благодаря своей настойчивости получает образование в Москве, числиться среди лучших учеников. После поступает в 1736 году в Санкт-Петербургский университет. Ломоносова действительно нужно назвать гением – нет сферы, с которой он не был бы знаком. Его труды поистине важны в истории. Он сильно любил Россию, страстно желал познать всё, его пытливый ум замечал интересное, а целеустремлённость помогала ему достичь вершины желаемого. Сегодня мы говорим о Ломоносове с восхищением.

Слайд 5

5 Школа №31 В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык. E xegi monumentum aere perennius r egalique situ pyramidum altius , q uod non imber edax , non aquilo impotens p ossit diruere aut innumerabilis a nnorum series et fuga temporum . n on omnis moriar multaque pars mei v itabit Libitinam ; usque ego postera c rescam laude recens , dum Capitolium s candet cum tacita virgine pontifex . d icar , qua violens obstrepit Aufidus e t qua pauper aquae Daunus agrestium r egnavit populorum , ex humili potens , p rinceps Aeolium carmen ad Italos d eduxisse modos . sume superbiam q uaesitam meritis et mihi Delphica l auro cinge volens , Melpomene , comam Я знак бессмертия себе воздвигнул П ревыше пирамид и крепче меди, Ч то бурный аквилон сотреть не может, Н и множество веков, ни едка древность. Н е вовсе я умру, но смерть оставит В елику часть мою, как жизнь скончаю . Я буду возрастать повсюду славой, П ока великий Рим владеет светом. Г де быстрыми шумит струями Авфид , Г де Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Ч то мне беззнатной род препятством не был, Ч тоб внесть в Италию стихи эольски И перьвому звенеть Алцейской лирой. В згордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу Дельфийским лавром. северо-восточный ветер река в Италии, на родине Горация образцовые, древнегреческие лирой Алцея , одного из лучших поэтов Древней Греции в городе Дельфы находился храм Аполлона, предводителя муз, лавр считался священным деревом

Слайд 6

6 Школа №31 Я знак бессмертия себе воздвигнул П ревыше пирамид и крепче меди, Ч то бурный аквилон сотреть не может, Н и множество веков, ни едка древность. Н е вовсе я умру, но смерть оставит В елику часть мою, как жизнь скончаю . Я буду возрастать повсюду славой, П ока великий Рим владеет светом. Г де быстрыми шумит струями Авфид , Г де Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Ч то мне беззнатной род препятством не был, Ч тоб внесть в Италию стихи эольски И перьвому звенеть Алцейской лирой. В згордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу Дельфийским лавром. Что можно сказать по поводу этого стихотворения? Тема оды – роль творчества, поэзии в жизни людей. Созданное поэтом делает его бессмертным – вот главная мысль стихотворения. В своем стихотворении «Памятник» Ломоносов пользуется высоким стилем, практически не рифмуя строки и употребляя устаревшие слова. Двусложный размер – ямб – придает нерифмованным строчкам стихотворения четкость, чеканность. Торжественность звучанию придают слова высокого стиля: воздвигну, превыше, возрастать, отечество, препятство и др., много слов и выражений греко-римского происхождения, из истории и мифологии.

Слайд 7

7 Школа №31 Г. Р. Державин С 1762 года служит в Санкт-Петербурге, в Преображенском полку, сначала солдатом, а с 1772 года в офицерской должности. В 1773–1774 годах участвует в подавлении восстания Пугачёва. Литературная и общественная известность приходит к Державину в 1782 году, после написания оды « Фелица », которая восхваляет императрицу Екатерину II. Державин является достойным продолжателем Ломоносова. Для него предназначение поэта — прославление великих поступков и порицание дурных. Гаврила Романович Державин, сам по себе, составил целую эпоху в истории литературы. Его произведения — величественные, энергичные и совершенно неожиданные для второй половины восемнадцатого века — оказали и до сегодняшнего дня продолжают оказывать влияние на развитие русской поэзии. И сам Державин прекрасно понимал значение сделанного им для русской поэзии. Особо ярко это проявляется в его стихотворении.

Слайд 8

8 Школа №31 В 1796 году Г.Р. Державин обращается к данной теме, пишет стихотворение “Памятник” — это вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию, которая отличается от Ломоносова. Поэт считал, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих. Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так! — весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить. Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить. О муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай.

Слайд 9

9 Школа №31 По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Именно с этих позиций подходит он к оценке своего творчества в стихотворении “Памятник”. Свое творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику. Неторопливый, торжественный ритм стиха (стихотворение написано шестистопным ямбом) соответствует важности темы. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан. Он высказывает уверенность, что имя его будет жить в сердцах и памяти “народов неисчетных”, населяющих пространство “от Белых вод до Черных”. Свое бессмертие поэт связывает с “родом славянов”, то есть с русским народом. В “Памятнике” Державин поясняет, в чем состоят его заслуги перед “родом славянов” и отечественной литературой. Тема стихотворения– бессмертие поэта в его творениях, в памяти людей о создателе знаменитых произведений.

Слайд 10

10 Школа №31 А. С. Пушкин Величайший русский поэт, драматург, прозаик. Создатель современного русского языка. Александр Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. Царскосельский лицей, работа в Коллегии Иностранных дел, Михайловское, дуэль… каждый знаком с ярком жизнью интересного человека. Ещё при жизни поэта стали именовать гением, в том числе печатно. Со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом» (не только среди современников, но и русских поэтов всех времён), а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ. Прочтём же и его стихотворение и сравним с произведениями Державина и Ломоносова.

Слайд 11

11 Школа №31 Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца. За год до смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, осмысливая собственный творческий путь, Пушкин написал стихотворение “Памятник” (1836 г.). По интонации “Памятник” представляет собой торжественную речь народного поэта-гражданина, утверждающего свое право на историческое бессмертие. По своей теме и построению стихотворение А.С. Пушкина близко к стихотворению Державина, однако Пушкин отступил от прежних образов. Сюжет стихотворения составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения. Стихотворение хранит следы тяжких раздумий о жестокости века, об отношениях с царем и великосветскими кругами, о том, что в поэзии он, Пушкин, одержал победу над самодержавием. Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели и веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России, сознание выполненного долга перед народом. Кто же дает поэту право на бессмертие? Поэт своим творчеством сам ставит при жизни “нерукотворный памятник”, потому что он – голос народа, его пророк. Поэт гордится тем, что его поэзия была свободной и взывала к свободе: “…в мой жестокий век восславил я свободу…”. Пушкин утверждает единство народных и личных идеалов, он писал не ради “венца”, поэзия – это бескорыстное служение во имя человечества. Поэт был убежден в том, что муза должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. В этом вечная и неизменная сущность подлинно народного искусства. «Я воздвиг памятник…»

Слайд 12

12 Школа №31 Исследовательская работа. Сравним стихотворения Ломоносова , Державина и Пушкина по строфам. Что общего в композиции этих стихотворений? Одинаковое количество строф – 5, одинаковое количество строк в каждой строфе. С какими фактами и явлениями общественной жизни связывает мысль о длительности своей славы каждый из поэтов? Ломоносов: “…до тех пор буду расти свежей славой, пока будет подниматься в Капитолий верховный жрец с молчаливой девой” (букв. Перевод Горация). Державин: “И слава возрастет моя не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить…” Пушкин: “И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит”. Какими заслугами своего творчества каждый из поэтов обусловливал свое право на славу? Ломоносов: “За то, что первый я на голос эолийский свел песнь Италии…” Державин: “…первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить…” Пушкин: “…чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал”.

Слайд 13

13 Школа №31 Какое отношение у каждого из поэтов к музе? Ломоносов : Муза – высокая покровительница, награда за «заслуги». Державин : Муза – верная подруга. Пушкин: Муза – соратник на великом поприще поэзии. “Памятник” Державина – своеобразный “рапорт” о проделанной работе: о достижениях в “забавном русском слоге” и “воспитательных” беседах с царями об истине. Пушкинское же стихотворение по своему масштабу космично – оно адресовано всему “подлунному миру”, посмертная слава поэта отождествляется с вечной жизнью: “Нет, весь я не умру, душа в заветной лире // Мой прах переживет и тленья убежит…”. Державинское разделение на “поэта” и “гражданина” в нем отменяется – творческое кредо и человеческий долг для Пушкина нераздельны, едины. Он не учил людей, не проповедовал, но пробуждал “чувства добрые” в их душах, стремясь пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе – единственное, к чему может и должно апеллировать искусство. Противопоставление “жестокого века” Свободе, призыв к милосердию – это и есть те “добрые чувства”, которые пробуждает пушкинская лира В «Памятниках» авторы оценивают свою роль в жизни общества, роль своей творческой деятельности. В них они утверждают свое право на историческое бессмертие. Державин, Пушкин и Ломоносов оставили частичку собственной души в своем творчестве, поэтому их произведения ценились, ценятся и будут знамениты еще много лет. В стихотворениях присутствует лишь малая часть авторского начала, так как каждый из поэтов лишь добавлял частичку своего, чуть видоизменял. И какой разный результат! Строгие и величественные строфы Державина, замысловатый слог Ломоносова, воздушность Пушкина – каждое из стихотворений пропитано духом поэта, каждое отображает его сущность.

Слайд 14

М. Ю. Ломоносов Г. Р. Державин А. С. Пушкин Черты биографии “Мне безззнатный род препятством не был”. “…первый я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить”. “…чувства добрые я лирой пробуждал… в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал”. Границы творческого бессмертия Поэт будет жить, пока живо его Отечество. “Доколь славянов род вселенна будет чтить”. “…доколь в подлунном мире // Жив будет хоть один пиит”. Отношения с музой Муза – высокая покровительница. Муза – верная подруга поэта. Муза – соратник на великом поприще поэзии. 14 Школа №31

Слайд 15

Турьянская Б.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М., Русское слово, 2002г., стр.42-43. Читаем. Думаем. Спорим. Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе в 9-м классе/ Под ред. Г.И. Беленького/, М., Просвещение, 1996г., стр. 115-117. Материалы интернета Википедия 15 Школа №31 Ссылка на литературу

Цель творчества Державина

Давая сравнение Пушкину и Державину – а точнее, их поэтическим произведениям – следует упомянуть и о том, какую ценность в своем творчестве видел каждый из поэтов. Гаврила Романович говорит о том, что он первым пошел на риск отказа от высокопарного, торжественного слога в одах. Ведь он создал «Фелицу» в «забавном русском слоге». Обладая смелостью и талантом поэта, он смог «истину царям с улыбкой говорить». Произведение Пушкина, как по форме, так и по своему содержанию, гораздо больше связано с державинским стихотворением, нежели с первоначальным вариантом Горация.

Тема

Основной темой произведения «Памятник» является бессмертие и роль поэзии в жизни каждого из нас. Ведь если ответить честно, то именно благодаря литературе и поэзии человек начинает ценить прекрасное. Да что там ценить – замечать! Автор показывает то, какое влияние оказывается на становление личности именно благодаря поэзии.

Так же Гавриил Романович отмечает то, что поэт не то, что должен, он обязан быть искренним. В первую очередь перед читателем. Благодаря поэзии творец открывает свою душу читателю. Поэтому необходимо быть честным, так как фальшь всегда будет замечена. Произведения Державина действительно отличаются своей честностью и искренностью. Ну и, конечно же, автор поднимает тему своих собственных заслуг и достижений перед народом и государством.

В чем видел предназначение своей поэзии Пушкин?

В сравнении «Памятника» Пушкина и Державина необходимо упомянуть о том, что Александр Сергеевич видел высшую ценность своего поэтического творчества в борьбе за свободу народа. И эти идеи нашли свое отражение уже в первых строках произведения: «Я памятник себе воздвиг…». Ценность своих произведений поэт видел в том, что он смог пробуждать в людях «чувства добрые», призывал «милость к падшим». Пушкин – это единственный из поэтов своего времени, который осмелился призвать царя к помилованию восставших декабристов. Великий русский поэт делает акцент на общественной ценности своих произведений.

анализ пушкина и державина

Стихотворение «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» – анализ по плану

Вариант 1

Михаил Васильевич Ломоносов отличился в разных областях наук и искусств, его недаром называют русским Леонардо да Винчи. Стихотворение «Я знак бессмертия себе воздвигнул» — перевод чужого произведения, ставший авторским под пером ученого и поэта.

Стихотворение написано в 1747 году. Его автору 36 лет, он профессор химии Академии наук и художеств, женат. В этот же год он создает оду, приветствующую восшествие на трон императрицы Елизаветы Петровны. Произведение является переводом из римского поэта Горация.

Сразу вспоминается как «Памятник» Г. Державина, так и «Памятник» А. Пушкина. М. Ломоносов первым заложил эту традицию в отечественной поэзии.

По жанру — ода, по размеру — ямб, без деления на строфы. Лирический герой — и Гораций, и сам М. Ломоносов. Он видит бессмертие в делах на пользу людям и стране. Для таких людей он считает заслуженной славу в веках. Надо заметить, что Гораций величает свою литературную славу, тогда как русский поэт имеет в виду и свои научные, педагогические, просветительские успехи. Невольной насмешкой выглядит строка: пока великий Рим владеет светом. Что ж, к XVIII веку это давно не так, но поэт действительно не забыт, он пережил древнюю империю.

Впрочем, оду следует рассматривать и как вполне самостоятельное произведение М. Ломоносова, поскольку он ее переосмыслил на свой лад. Некоторые строки опустил, некоторые подчеркнул: мне беззнатный род препятством не был. Лексика возвышенная. Рифм нет, но в некоторых строках слова словно сопрягаются: бессмертия-меди. Четкий ритм держит каркас стихотворения.

Авфид — река, Давнус — царь той местности, откуда был Гораций родом. Лира, муза, лавр — привычные атрибуты поэтов. Алцей — древний поэт, аквилон — северный ветер, Дельфы — город, где лавровым венком увенчивали деятелей культуры, полководцев, правителей, спортсменов. Обоих авторов роднит тот факт, что они были реформаторами стихосложения, из низкого сословия. Сравнение: превыше пирамид и крепче меди. Эпитеты: бурный Аквилон, быстрыми струями, праведной заслугой. Метафора: отечество мое молчать не будет (то есть, всегда будут люди, с благодарностью вспоминающие предшественников).

Создав «Я знак бессмертия себе воздвигнул», Гораций обрел на русской земле XVIII века талантливого переводчика — М. Ломоносова. Поэт распространил смысл оды не только на себя, но и на весь даровитый народ России.

Обращение к музам

Также анализ Пушкина и Державина будет неполным, если не рассмотреть обращение обоих поэтов к своим музам. Гаврила Романович призывает свою вдохновительницу гордиться «заслугой справедливой», а также выражать презрение к тем, кто осмеливается презирать ее. Пушкин же хочет одного – чтобы его муза была послушна «веленью Божию», не боялась напрасных обид. Он говорит ей не требовать от других славы, не обращать внимания на посылаемую в ее адрес «хулу и клевету», а также не вступать в спор с недалекими глупцами.

Политическая лирика Александра Сергеевича рисует его как одного из самых передовых выразителей общественного мнения своей эпохи. В то время, когда Пушкин создал «Памятник», им было написано также немало и других стихотворений. Белинский говорил о нем, что он не столько классический поэт, сколько относящийся к романтизму певец своего времени. Также Белинский отмечал, что как у Пушкина, так и у Державина, является верным каждое слово и каждое чувство. «Все на своем месте, все полно, ничего незаконченного» — писал он о поэтах.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: