Анализ стихотворения Гавриила Державина «Птичка»: смысл и идея

  • Анализ стихов
  • Державин
  • На птичку

Гавриила Романовича Державина можно отнести к одному из значимых общественных деятелей того времени. Возможно, поэтому его творчество собрало в себе множество важнейших событий из мира политики, государей, министров и других знаменитых исторических персон. Все разнообразие богатой поэтики Державина включает в себя такие жанры как: ода, дружеские послания, эпиграммы и стихотворения.

В небольшой эпиграмме, которую поэт написал в 1792 году под названием «На птичку» раскрывается тема свободы. Она была одной из главнейших тем того времени и касалась и будоражила многих людей. Эпиграмма-это короткое стихотворение, отображающее человека или какое- либо явление. Для большинства русских поэтов, эпиграмма была путем борьбы между несправедливого отношения политических властей над людьми.

Что касается Державина, то он являлся поэтом при дворе и при Екатерине Великой, поэтому от него ожидали таких произведений, в которых бы он превозносил императрицу. Но в этом вопросе поэт был непреклонен и для правительницы написал лишь одно произведение, а остальные свои творения создавал по приказу души.

Державин плыл против течения и против общественного мнения, нарушая тем самым принципы устойчивых норм, а также смешивал в своем творчестве речь из высшего общества и речь обычных людей. Вследствие чего, он смог написать помимо обычных стихотворений множество незатейливых шуток и четверостиший. Эпиграмму «На птичку» поэт написал, когда Екатерина Великая попросила сотворить в ее честь еще одно произведение, как посвященное раннее ей ода под названием «Фелице».

Когда птицы живут на свободе, они звонко поют свои песни, которые могут услышать каждый. Птицы являются независимыми и свободолюбивыми созданиями. Находясь в неволе, петь они не могут. Поэт словно птица, которая находится в оковах и не может показать в полную мощь, насколько он раскрыт в своём творчестве.

В произведении Державин пользуется литературным приемом иносказания. В короткой оде содержится глубочайшая мысль. Поэт проводит параллель между собой и птицей, живущей в неволе, и этим заявляет о том, что на него давят государственные власти, и что он не подчиниться их приказам, продолжив дальше заниматься творчеством для себя и обычных людей.

Державин на самом деле истинный поэт. Он писал в своих произведениях только правду и не скрывал этого, не боясь осуждений и порицаний.

7 класс, по плану

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На птичку.
История создания – Стихотворение было написано в 1792–1793 годах, впервые опубликовано в 1827 году.

Тема стихотворения – Центральная тема произведения – свобода в творчестве, а также в других сферах жизни.

Композиция – Произведение состоит из четырёх строк (одной строфы), в которых заключён глубокий философский смысл.

Жанр – Эпиграмма.

Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с использованием перекрёстной рифмовки.

Эпитет – «голосисту».

Мысли и чувства

Автор сравнивает поэта с птичкой. Так же, как и маленькая пичужка, поэт способен выражать свои искренние чувства и таланты только при наличии свободы. Тогда его произведение, как и пение вольной птицы, становится:

  • искренним;
  • красивым;
  • голосистым;
  • чистым.

Если же творца начинают сжимать в руках, то голос, чистота и искренность пропадают. И неважно, чьи это руки:

  • цензуры;
  • власти;
  • окружения;
  • ожидания поклонников.

Прочитав стихотворение «Птичка» Пушкина, анализ которого делают на уроках литературы, можно увидеть сходство произведений нескольких авторов. Эта тема давления близка очень многим творческим людям, испытавшим на себе подобные проблемы. Однако немногие пытались раскрыть ее, хотя эту ситуацию можно отнести к вечной теме. К примеру, Жуковский в стихотворении «Ласточка» или Хлебников «Птичка в клетке» сумели доказать и оспорить основную проблему и идею.

Требование слушателей, властей и окружающих Державин кратко выразил в последней строке эпиграммы: «пой, птичка, пой». Это вызывает чувство отвращения, подчеркивая примитивность и глупость публики, ее потребительский характер.

Человек, понимающий и ценящий окружающий мир, не станет вольную и талантливую птичку крепко сжимать в руках, требуя при этом красивого пения. Следует понимать взаимосвязь свободы и творчества, которое невозможно в условиях искусственно созданных рамок. Высокая ценность творческого процесса свободна от условий и диктата над автором.

История создания

Точная дата написания стихотворения «На птичку» неизвестна (предположительно 1792–1793 годы). Опубликовано оно было гораздо позже – в 1827 году, а далее – уже в посмертных сборниках Г. Р. Державина.

Написанию четверостишия способствовали следующие события. Императрица Екатерина II была настолько впечатлена поэтическим мастерством Державина, посвятившим ей оду «Фелица», что пожелала как можно более щедро наградить талантливого поэта. Помимо дорогих подарков, она приблизила его ко двору назначив его своим придворным секретарём.

Государыня, польщённая хвалебными одами в свой адрес, неоднократно намекала поэту, что не прочь вновь послушать посвящённые ей стихи. Давление со стороны императрицы осложнялось завистью иных вельмож, частыми заговорами, кознями и интригами.

Державин, который ранее идеализировал монархию и царский престол, был разочарован. Оказавшись в стальных тисках монаршего благоволения, он чувствовал себя словно пойманная птица. Так и родилось полное горькой сатиры четверостишие «На птичку».

О произведениях «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленьи. » Г. Р. Державина

В стихотворении «Признание» ярко проявилось художественное от­крытие поэта. До Державина поэты следовали теории «трёх шти­лей» Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении «низких» и «высо­ких» слов, открывая дорогу развитию реалистического языка. Державин ставит рядом слова «важным саном» и «надуваться», «вельможам властным» и «правду брякнуть вслух».

В целом стихотворение лишено тяжеловесности, читается легко и понятно. В «Признании» отразились черты характера Державина: прямота, искренность, честность. Ниже приведённые строки могли стать девизом поэта:

. Ум и сердце человечье Были гением моим.

Философское произведение «Река времён в своём стремленьи. » — попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни. Стихи заставляют заду­маться над тем, что останется от деяний человека после его смерти.

Тема

В небольшом произведении, состоящем всего из четырёх строк, поднята глобальная тема – свобода творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.

В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.

Главная мысль произведения – дать возможность творческому человеку работать свободно, без ограничений. Ведь только в этом случае можно создать истинный шедевр. Талант не терпит даже малейшего давления: оказавшись «взаперти», он не горит ясным пламенем, но робко тлеет, а после и вовсе исчезает, так и не успев совершить всё, на что был способен.

Сравнение некоторых работ

Некоторые люди путают работы Пушкина и Державина. Они оба сделали серьезный вклад в развитие поэзии. Анализ стихотворения «Птичка» Пушкина позволяет увидеть особенности работы Александра Сергеевича. Он написал ее после того, как попал на службу в Кишиневе. Это было во время южной ссылки и поэт ненавидел ее.

Стихотворение «Птичка»

В «Птичке» Пушкин, как и Державин, выразил свое стремление к свободе. Он также сравнил крепостного с птичкой в клетке. Помещик мог даровать вольную во время Пасхи и этого многие ждали. Некоторые литературоведы считают, что Александр Сергеевич создал образ души в своем стихотворении, поэтому, если человек отпускает на волю живое существо, он получает освобождение от грехов. Доброта и милосердие способно утешить человека, даже если он находится в неволе.

Схожие мотивы есть в работе А. Плещеева «Дети и птичка». Анализ стихотворения позволяет выделить главную мысль работы — некоторые живые существа должны улетать на время холодов, иначе они погибнут. Но с наступлением тепла птицы вернутся и снова будут радовать детей.

При анализе любых стихотворений нужно уделять внимание не только разбору композиции и темы работы. Важно выделять средства выразительности, авторскую позицию. Это позволит лучше понять замысел автора.

Композиция

Произведение небольшое и представляет собой одну строфу. Однако даже в эти четыре строчки автору удалось вложить глубокий философский смысл. Поначалу стихотворение производит впечатлений легкомысленной забавы: дети поймали птичку, чтобы развлечься.

Однако вскоре становится понятно, что пичужка, стиснутая рукой, не может петь, как она это делала на свободе. В условиях жёсткого давления не может родиться красивая песня, только жалкий писк. Такое положение беззащитного существа вызывает чувство сопереживания.

Сюжет, развитие

Державин, приближенный к императорскому двору, добившийся множественных успехов и обративший особое признание самой императрицы Екатерины II, написал это стихотворение, размышляя о собственной грустной судьбе.

Птичкой Державин представляет самого себя. Он имеет полное право называться певчей птицей, которую приятно слушать. Автор сделал такой вывод после того, как его стихи понравились самой государыне, был признан его талант, он получил служебное повышение и приближение ко двору.

Поэт попросту оказался в золотой клетке, где по первому требованию должен слагать следующие заказные оды, которые даже чтобы озаглавить, необходимо утверждение свыше. Об этих неоднократных требованиях императрицы Державин написал в последней строке стихотворения, где от птички требуют петь еще и еще.

Литературный дар и заслуги Державина никогда не подвергались сомнению, он не писал льстивые стихи по заказу или ради карьерного продвижения. Однако многие придворные расценивали его талант иначе. Его ода «Фелица», имевшая успех у государыни, стала поводом для зависти к поэту со стороны ряда придворных, старавшихся пробить себе дорогу вверх по карьерной лестнице. Поэт испытывал неприязнь от непосредственного своего начальника и недоброжелательных вельмож в своем окружении.

Однако Державин не называет имен тех, кто оказывал на него давление или строил козни. Это было не только неразумно, но и опасно, так как при дворе всегда строились тайные интриги. Поэтому нахождение при императорском дворе было не только почетно, но и рискованно. Но в таком окружении творцу было тяжело дописать произведение, а иногда и времени для творения не было.

Поэт всегда исполнял волю своей императрицы, тем самым отводя от себя угрозы недоброжелателей. Однако писать хвалебные стихи на заказ было для него очень трудно. Ода, посвященная Екатерине Второй, была написана совершенно в других условиях, без давления на поэта. Оказавшись на должности придворного секретаря, поэту стало сложно находить красивые и подходящие метафоры и образы — вдохновение его покинуло.

Державин понимал, что может потерять все, чего достиг, что нервировало его. Именно это чувство он сравнивает с положением птицы, попавшей в неволю. Автор понимает, что трудно исправно делать карьеру и заниматься искусством, но у него не было иного выхода. Отказываться от желанного места придворного секретаря ему не хотелось, и это приводило его в уныние. Ему было горько от мысли, что судьба его сложилась таким образом.

Средства выразительности

Поскольку произведение Гавриила Романовича отличается небольшим размером, в нём мало средств выразительности. Главным художественным приёмом, которым пользуется автор, является иносказание. В пойманной перепуганной птичке угадывается образ самого поэта, вынужденного жить и творить под гнётом.

В произведении сразу бросается в глаза легко узнаваемый стиль Державина. Поэт использует архаичные формы слов (эпитет «голосисту» существительное с устаревшим окончанием “вместо свисту”).

Для усиления образности и художественной выразительности речи автор применяет аллитерацию – повторение одинаковых согласных звуков. В данном случае глухой звук «п» и сочетание глухих звуков [пт]; встречается так часто, что воспринимается как презрительное «пф».

Художественные приемы

Стихотворение состоит всего из четырех строк. В нем рассказывается о голосистой птице, которую поймали и сжимают в руках. Вместо свиста она только пищит, но ее заставляют петь. В таком небольшом произведении поэт поднял важную тему — свобода истинного творчества. Часто творческие люди вынуждены делать то, что им велят, поэтому их работы оставляют людей равнодушными.

Основной смысл произведения — только свободный поэт может создавать настоящие произведения. Любое давление только подавляет талант, тогда вдохновение покидает творца. Со временем способность писать стихи и вовсе пропадает.

Стихотворение написано в жанре эпиграммы — короткого сатирического произведения, призванного кого-либо или что-либо осмеять. Именно это позволило Державину лучше всего передать свою идею. В произведении нет особых средств выразительности:

  • эпитет «голосист» представляет собой краткую архаичную форму слова, которая позволяет придать работе характерный стиль;
  • иносказания — под образом птицы поэт понимает нечто большое;
  • аллитерация — повторяется буква П, которая воспринимается как презрительное «пф».

На уроках литературы в школе изучают разные работы Державина — «Признание», «Река времен», «Последние стихи» и другие. Это позволяет хорошо понять творчество поэта.

Тест по стихотворению

  1. /7
    Вопрос 1 из 7

    В каком году Г. Р. Державин написал стихотворение «На птичку»?

    Начать тест

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Композиция и жанр

Небольшое произведение, написанное в форме эпиграммы, представляет четверостишие, в которое поэт сумел заключить философский глубокий смысл. Хотя при чтении может создаваться впечатление детской забавы, в которой дети маленькую певчую птичку поймали для развлечения. Однако при внимательном прочтении стихотворение вызывает чувство сострадания к бедной пичужке, которую держат в неволе, требуя от нее веселых и красивых песен, которые она пела на свободе.

Державин написал произведение в форме эпиграммы. Этот жанр представляет написание сатирических четверостиший для высмеивания кого-либо или чего-либо.

Исследование образа птицы в лирике

Гавриил Державин был первым русским поэтом, он в некотором смысле основал лирику в России, из-под его пера выходили стихотворения, обладающие подлинно русским характером и колоритом. В литературе XVIII века в Екатерининскую эпоху «сложный штиль» поэзии, написанный высоким слогом, заменён простым и понятным для народа языком.

Пушкин о запертой птахе

Творческие работы Гавриила Державина впоследствии стали примером для подражания для следующего поколения. В его стихотворении о птичке проиллюстрирован конфликт свободы и несвободы. Разумеется, выбор без какой-либо указки способствует развитию творчества. Для любого существа свобода дороже всего.

У Александра Сергеевича Пушкина также есть лирическое произведение, посвящённое пичужке. Поэт решил его озаглавить «Птичка». Стихотворение было создано в 1823 году в южной ссылке, которая в то время проходила в Кишинёве. Поэту было сложно переносить этот период, он привык к шумной столичной жизни Петербурга и приспосабливаться к другим условиям оказалось невыносимо.

Александр Пушкин отправил стих своему знакомому с пояснением, что написал произведение о трогательной традиции выпускать птицу на свободу в Светлое воскресенье. Когда в издательстве печатали литературную работу, то отметили, что она о благодетелях, кто за свои средства выкупают задолжавших и невинных из тюрем. Произведение было создано поэтом, когда ему было 24 года. В стихе с простой сюжетной линией поднимаются философские и политические вопросы. Тематика литературной работы:

  • добросердечие;
  • сочувствие;
  • получение свободы.

При анализе стихотворения Пушкина «Птичка» нужно отметить, что лирический герой размышляет о воле для всех божьих существ и затрагивает главную проблему того времени — крепостничество в самодержавной России. Персонаж в Пасхальное Воскресение отпускает птичку — это символизирует добро и милосердием к тем, кто находится в заточении. Лирический герой находится на чужбине, но хорошее дело утешает его, он даёт свободу, благодаря чему его жизнь обретает новый смысл.

Главная идея «Птички» у Пушкина — это бескрайняя тяга любого существа к вольности.

Совершая нечто хорошее для другого, можно приобрести для себя во много раз больше. Освобождение — это состояние мыслей, характеристика души. Подлинно великодушен тот, кто что-либо дарит безвозмездно.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: