Алевтина Елисеева
Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности и образования каждого из нас.
П. А. Вяземский
Маленький и вроде бы незаметный эпиграф, расположенный после заглавия и перед авторским текстом… Мы частенько пробегаем его глазами, почти не обращая на него внимания. Ставим у себя в голове галочку, что одной известной личностью сказано следующее, и погружаемся в книгу.
если задуматься на секунду и представить себя тем человеком, чьи мысли вы собираетесь узнать? Попробовать сначала понять: что в этой маленькой строчке такого, что однажды она “выстрелила” и на свет появилась история? История о чём? О любви, приключениях или о смыслах жизни – градаций написанному придумано много. Человеческий мозг пытлив и жаждет разложить по полочкам всё узнанное и прочитанное. Но если отложить в сторону нашу жажду структурировать и объяснять всё логически, то эпиграф – это то, о чём говорит каждая история, это Жар-птица, пойманная автором и рассказавшая о его судьбе и судьбе героев его рукописи.
Так что такое эпиграф?
В “Поэтическом словаре” А. П. Квятковского мы встречаем, пожалуй, самое полное и точное определение эпиграфа: В античное время эпиграфом называлась надпись (от греч. ????????) на памятнике или здании. Сегодня это изречение или цитата, поставленные перед текстом целого литературного произведения или отдельных глав его; в эпиграфе содержится основная мысль, развиваемая автором в повествовании. Например, эпиграфом к “Повестям Белкина” Александр Сергеевич Пушкин выбрал такую цитату из “Недоросля”:
Г-жа Простакова То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.Скотинин Митрофан по мне.
Эта фраза становится стержнем, на который нанизан весь цикл повестей, и при этом каждая отдельная повесть (и “Метель”, и “Выстрел”) сопровождаются самостоятельными эпиграфами.
Роман “Красное и чёрное” Мари-Анри Бейля, всем нам известного под псевдонимом Стендаля, может служить примером использования эпиграфов. Роман состоит из двух частей, и каждая из них сопровождается эпиграфом. Все 30 глав первой части и 31 глава второй также содержат собственные эпиграфы. Итого в романе Стендаля 73 эпиграфа.
Как написать эпиграф
Написание эпиграфа к сочинению не является обязательными условием, но работа, оформленная таким способом, свидетельствует о серьёзном отношении учащегося к выполнению задания.
Правильно оформленный эпиграф украшает работу и имеет большое значение для получения итоговой оценки.
Основные правила
- Эпиграф помещают ниже строки с названием произведения, в правой стороне страницы.
- Если эпиграф состоит из нескольких строк, то все они должны быть равными по длине.
- Эпиграф выделяется шрифтом меньшего размера, чем следующий за ним текст.
- Перевод иноязычного эпиграфа отделяется от оригинала пропуском.
- Эпиграф в кавычки не заключается.
- В завершение эпиграфа ставится соответствующий знак препинания. Если фраза не окончена, то употребляется многоточие.
- Ссылка на источник цитаты набирается с пропуском в одну строку, при этом точку в конце ставить не нужно.
- При написании имени и фамилии автора цитаты скобки или кавычки не употребляются.
Уместность эпиграфа
Неудивительно, что в структуре текста эпиграфу отводится строго определённое место. Цитата, послужившая идейной вдохновительницей автора, всегда должна располагаться в сильной позиции, сразу после заглавия. Это нужно, чтобы вдумчивый читатель сразу направил своё внимание в заданном направлении, узнал авторскую оценку сюжетной линии и не смог превратно истолковать идею произведения. Эпиграф существует как бы вне границ произведения, но при этом он его неотъемлемая часть.
Анализ большого количества художественных произведений показывает, что чаще всего эпиграф характерен для романов или повестей. И наоборот, в драматических или лирических произведениях эпиграфы практически не используются, и этому есть объяснение: драма предназначена для воплощения на сцене, а там эпиграфу места нет.
Разберём примеры. Обратите внимание, какой эпиграф сопровождает повесть Александра Сергеевича Пушкина “Метель”:
Кони мчатся по буграм, Топчут снег глубокой… Вот в сторонке божий храм Виден одинокой. . . . . . . . Вдруг метелица кругом; Снег валит клоками; Черный вран, свистя крылом, Вьётся над санями; Вещий стон гласит печаль! Кони торопливы Чутко смотрят в тёмну даль, Воздымая гривы… (В. А. Жуковский)
Сколько ни пытался Владимир обрести своё счастье, все попытки оказались безуспешны, а его полная противоположность Бурмин, совершенно не прилагая никаких усилий, благодаря лишь удачному стечению обстоятельств, получил всё. Сам эпиграф из “Светланы” Василия Андреевича Жуковского подтверждает основную тему “Метели” – тему судьбы и фатализма. А эпиграф к пятой главе “Пиковой дамы” как бы предвосхищает приход графини в видении Германа:
В эту ночь явилась ко мне покойница баронесса фон В***. Она была вся в белом и сказала мне: “Здравствуйте, господин советник!” (Шведенборг)
Таким образом, эпиграфы обладают совершенно прикладным значением. Их задача: создать фон для понимания изображённых в произведении событий и характеров. Можно вспомнить эпиграф к “Капитанской дочке”: пословица “Береги платье снову, а честь смолоду” сразу же погружает читателя в в атмосферу народности, помогая лучше понять исторические события, происходящие в повести, и определяя характеры действующих лиц. Сравните биографический эпиграф-характеристику духовного перерождения главной героини пьесы А. Арбузова “Таня”:
…Так и я родился и явился сначала скромной моделью себя самого для того, чтобы родиться снова более совершенным творением…
Или пророческий эпиграф из “Откровения Иоанна Богослова” (Откр.: 18:10) к рассказу Ивана Бунина “Господин из Сан-Франциско”:
…горе тебе,
великий город Вавилон, город крепкий!
Эпиграфом к первой главе романа Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита”, предваряющим появление Воланда на Патриарших прудах в Москве, послужила цитата из “Фауста” Гёте:
…так кто ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
Роль эпиграфа и его классификация
Эпиграф З.Я.Тураева определяет как «тот компонент художественного текста, который отсылает читателя к исходному тексту и программирует сеть ассоциаций, тот знак художественного текста, который способен установить интрасемиотические соответствия» [Тураева З.Я. 1986: 54]. Эпиграф двусторонен, двунаправлен: он обращен к тексту-источнику и к цитирующему тексту, поэтому его смысл следует искать на пересечении внутритекстовых и внетекстовых структур. Эпиграф раскрывает глубинную структуру текста, последняя способствует осмыслению эпиграфа в новом контексте (впрочем, существуют и иные мнения, согласно которым эпиграф устанавливает лишь правосторонние однонаправленные связи: являясь развернутой конкретизацией эпиграфа, текст на него влияния не оказывает).
Эпиграф занимает автономную позицию, служит средством выражения авторских интенций, прагматической установки автора. Для формирования читательской установки важен не только эпиграф, но и его происхождение: временная, пространственная, социокультурная, отдаленность источника Чаще всего источником эпиграфов служат различные прецедентные тексты: фольклорные источники, библейско-религиозные сочинения, художественные тексты. Как заглавия, так и эпиграфы допускают различные интерпретации, и их расшифровка является вероятностно-стохастическим, а не жестко детерминированным процессом [Тураева З.Я. 1986: 54]. Знание или незнание исходного текста играет сложную аксиологическую роль, определяет отношение читателя к произведению и культуре автора.
Эпиграф понимают как выразитель концепта, предшествующий его текстовому формированию. В композиционном и архитектоническом отношениях эпиграф автономен: это текст в тексте, имеющий собственного автора, свою сферу функционирования и свою исходную коммуникативную ситуацию. Он и графически отчужден от текста, открывающегося первым абзацем.
Эпиграф как элемент текста полифункционален. Основной и универсальной его функцией как в художественном, так и в нехудожественном произведении является диалогизирующая: эпиграф — один из способов диалогизации монолога, введения в него иной, неавторской точки зрения.
Диалогические отношения эпиграфа и следующего за ним текста могут быть эксплицированными и имплицитными.
Но даже в тех случаях, когда нет явных языковых показателей диалога, следует говорить об их значимом отсутствии, текстовом нуле, поскольку сам выбор эпиграфа из ряда возможных означает его включение в систему авторского мышления и — как отражение этого — в систему текста.
Две основные функции эпиграфа — информативная и формоопределяющая — по сути, представляют собой фукциональные комплексы.
Информация, вводимая эпиграфом, может быть, по крайней мере, двух типов: информация об авторе (творческом субъекте), выбирающем эпиграф из определенной текстовой и культурной парадигмы, и информация о следующем за эпиграфом тексте.
Субъектная информация — это сообщение об авторе, его литературных вкусах, коммуникативном намерении в данном тексте. Легко заметить неоднородность субъектной информации: определенная ее часть возникает уже в момент выбора эпиграфа, другая — лишь в процессе его функционирования. Точнее говоря, возникающая в момент выбора эпиграфа субъектная информация конкретизируется, уточняется в системе «эпиграф — текст».
Таким образом, субъектно-информативная подфункция оказывается тесно связанной и иерархически подчиненной диалогизирующей: характер диалога выявляет коммуникативное намерение автора, его отношение к содержанию эпиграфа и к его создателю.
Информация о тексте может быть дифференцирована в зависимости от того, о каком аспекте его организации — содержательном или формальном — сообщает эпиграф.
Содержательно-фактуальная информация: эпиграф задает тему, которую подхватывает и развивает следующий за ним текст.
Содержательно-концептуальная информация: эпиграф выявляет идею, концепцию произведения. Такой тип информации характерен именно для эпиграфов к прозаическим произведениям, в которых они актуализируют смысловую доминанту текста.
Содержательно-подтекстовая информация: эпиграф является оценочным критерием текста. Ведь, по справедливому замечанию И.Р. Гальперина, «подтекст нередко перекликается с категорией модальности» [Гальперин И.Р. 1991: 49]: давая информацию о тексте (выявляя подтекст), эпиграф одновременно свидетельствует об отношении к нему автора.
Эпиграф в лирическом произведении чаще всего совмещает содержательно-фактуальную и содержательно-подтекстовую информацию.
Итак, содержательная информация эпиграфа — это прогнозирующее, проспективное сообщение об основных тематических, сюжетных и концептуальных моментах художественного произведения. Вместе с тем эпиграф способен давать сведения иного рода, сообщать о форме (языке) вводимого им текста. При этом, информируя о форме, эпиграф, по сути, форму задает, порождает, выполняя таким образом уже не собственно информативную, а формообразующую, формоопределяющую функцию. Эта функция может создавать лексико-стилистический и архитектонический строй произведения.
В первом случае эпиграф задает ключевые слова и группы слов, формирует стилистическую и эмоциональную тональность текста.
Эту же функцию — формирование лексико-стилистического строя текста — выполняют и некоторые группы слов: историзмы, экзотизмы, диалектизмы, специфические антропонимы (например, в пародиях).
Говоря об архитектонике, имеется в виду особенности структуры стиха, его композиционное развертывание, строфическое членение, ритмический рисунок, которые может задавать эпиграф. Понятно, что наибольший простор для реализации этой функции дают стихотворные произведения со стихотворными же эпиграфами, то есть тексты, жестко упорядоченные в структурном плане [Кузьмина Н.А. 1987]. Причем в том случае, когда стихотворение, фрагмент которого избирается в качестве эпиграфа, хорошо известно, оно может быть представлено одной строкой. Этот принцип использован во множестве пародий — классических и современных.
Достаточно часто архитектонические и лексико-стилистические особенности, задаваемые эпиграфом , в лирическом жанре взаимосвязаны: структурно-композиционная близость эпиграфа и текста поддерживается лексическим сходством и/или единством стилистической тональности. Кроме того, языковая форма есть форма содержательная, поэтому передаваемая эпиграфом информация о тексте есть одновременно и информация о его содержании.
В плане порождения текста (позиция адресанта) субъектно-информативная функция выявляет коммуникативное намерение автора. В плане же восприятия (позиция адресата) эпиграф есть «квант информации, приводящий в движение тезаурус читателя» [Храмченков А.Г. 1983: 204]. Содержательно-информативная и формоопределяющая функции для автора выступают как формирующие способ сообщения некоторого содержания, а для читателя — как организующие его восприятие и понимание.
Идеальным для художественной коммуникации было бы совпадение информации, заложенной автором, и той, что воспринимает читатель, однако в действительности этого не происходит: далеко не все из задуманного воспринимается адресатом и, напротив, читатель может осмысливать как значимые некоторые несущественные для автора детали.
Особенно явственно эти свойства эпиграфа обнаруживаются в двух выделяемых нами коммуникативных типах эпиграфов: автономных и метонимических. Разграничение их связано с синхронно-диахронной природой эпиграфа: будучи в диахронии фрагментом некоторого текста-источника, он выступает в синхронии как компонент нового произведения. В зависимости от того, какие связи эпиграфа — структурные или генетические — актуализованы в акте художественной коммуникации, различаем автономные и метонимические эпиграфы.
Автономный эпиграф представляет собой содержательно завершенный фрагмент текста, при этом смысловая и формальная завершенность совпадают не всегда. Автономность эпиграфа поддерживается его позицией — вынесенностью перед основным текстом — и графическим оформлением. Именно поэтому в эпиграфах такого рода часто используются пословицы, поговорки, афоризмы, являющиеся законченными текстами, самостоятельными речевыми произведениями, а в качестве обычного синтаксического минимума выступает предложение. Впрочем, для автономного эпиграфа несущественно, является ли он изначально завершенным текстом или только его фрагментом, значимы лишь его структурные функции — информативные и формоопределяющие — в произведении под эпиграфом.
Метонимический эпиграф должен быть воспринят как часть некоторого текста, его «метонимический символ-заместитель» (З.Г.Минц). Причем текст здесь следует понимать в общесемиотическом смыле — не только как конкретный языковой текст, но и как совокупность текстов — идиостиль, литературное направление, наконец, как текст культуры [Храмченков А.Г. 1983]. Таким образом, функция метонимического эпиграфа — актуализация генетических связей, включение их в структуру нового текста: парадигматически соотнесенные в едином сверхтексте культуры произведения объединяются в речевой синтагме. В семиотическом плане автономный эпиграф подобен автосемантичным знакам, метонимический — синсемантичным.
Характерно, что универсальная функция эпиграфа — диалогизирующая — по-разному реализуется в описанных типах: в автономных эпиграфах имеет место диалог «эпиграф — текст под эпиграфом», в метонимических — «текст-источник эпиграфа — текст под эпиграфом».
Выше отмечено, что функциональные типы эпиграфа с позиций адресата и адресанта различаются. Так, по-видимому, можно полагать, что для автора эпиграф чаще выступает как метонимический знак, тогда как для читателя более характерна установка на самостоятельность, автономность эпиграфа.
Итак, эпиграф одновременно создает коммуникативное пространство художественного текста и определяется этим коммуникативным пространством. Он обладает некоторым «изначальным потенциалом связей», необходимым для того, чтобы вызвать процесс индукции смыслов. «Но раз начавшись, этот процесс развивается по принципу цепной реакции… Текст оказывается бездонной воронкой, втягивающей в себя не ограниченные ни в объеме, ни в их изначальных свойствах слои из фонда культурной памяти» [Гаспаров Б.М. 1993: 333, 334].
Господин эпиграф
Стилевой диапазон эпиграфов очень широк. В эпиграфах авторы используют цитаты из Библии, художественных произведений, фольклора, периодики, исторической хроники и даже частной переписки. В эпиграфе к роману “По ком звонит колокол” Эрнест Хемингуэй напрямую ссылается на произведение английского поэта и проповедника Джона Донна “Духовные стихотворения”, которое отражает саму суть романа: каждый из нас несёт ответственность за всё, что происходит на Земле.
Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе.
Эпиграфы можно назвать речевой композицией, отражающей одной строкой глубинные смыслы произведения. Текст, снабжённый эпиграфом, становится многослойным. Он развевается полосками разных тканей, становясь этаким тематическим веером, соединившим в себе вечные противоположности одного целого.
*Статья написана специально для издания “Правильная речь”.
Функции эпиграфа
Для чего писателям, журналистам и учёным необходим чужой текст в дополнение к собственному? Нельзя ли обойтись тем, что заключено в самом произведении (рассказе, романе (что это?), научной статье, газетном очерке)?
Ответов может быть несколько:
- придать собственным словам авторитета и значимости (это характерно для молодых журналистов и начинающих авторов, которые не решаются делать безапелляционные заявления от первого лица);
- подготовить читателя к разговору на определённую тему;
- выразить личное отношение к описываемой проблеме;
- настроить на особое эстетическое восприятие сцен и эпизодов, представленных в произведении;
- вписать свой труд в общекультурный контекст;
- обогатить повествование отсылкой к другим похожим текстам (произведение напоминает ящик с двойным или даже тройным дном, его смыслы раскрываются на нескольких уровнях).
Иногда эпиграф сочетает в себе все эти функции. Бывает, что эпиграфов несколько и они по-разному освещают отношение к одной и той же проблеме. Тогда читатель заранее готовится к широкому взгляду на предмет.
🗹Встретят у себя, приедут к тебе, путаны в Анапе по вызову, интим досуг на любой вкус. Все вопросы уйдут на второй план, если вы вместо поиска обычных девушек воспользуйтесь услугами проституток города. Очаровательные путаны в Анапе по вызову, горячие и прелестные, они такие грациозные и раскрепощённые, что тебе обязательно захочется секса. Не упусти свой шанс.