- Сочинения
- 9 класс ОГЭ
- Честь. Что такое Честь
Честь – очень ценное качество, которое вызывает уважение общества и отдельно взятой группы, заслуживается через личные заслуги и твёрдые моральные принципы.
Человек, для которого честь стоит на первом месте, имеет непоколебимые взгляды и принципы. Такой человек придерживается моральных правил, уважает взгляды и мнения других людей. Для человека чести характерны такие качества, как искренность, честность, порядочность, совестливость и доблесть. Человек чести всегда стоит за своим слово, никогда ничего не говорит просто так. Если пообещал обязательно сделает, а если не уверен, что сможет исполнить – не будет обещать.
Честь характерна только для сильных личностей, придерживаться своих принципов любой ценой очень сложно, для этого нужно иметь мужество и твёрдость. Человеком чести, как правило, восхищаются. Он вдохновляет окружающих своим поведением, у них появляется желание подражать ему. Честь характерна для определённого слоя общества, как правило, им является привилегированное общество. К такому обществу относятся офицеры и военнослужащие. В истории было больше подобных групп, например, рыцари, купцы. К сожалению, с каждым годом общество всё больше и больше теряет установленные честью правила.
Человек чести умеет брать на себя и нести ответственность. Он никогда не станет скидывать ответственность и обязательства на других людей. Такой человек никогда не станет кого-то обвинять, списывать проблемы на какие-то обстоятельства, которые невозможно было предугадать.
Происхождение чести. Честь появилась, когда образовывалась княжеская дружина. Для дружины был разработан кодекс определённых правил. Соблюдение этих правил и являлось честью. Честь отличала правила дружины от общеустановленных, подчёркивало их высокий статус.
В наше время встретить человека чести достаточно сложно. Потому что сейчас эпоха эгоизма, корысти, наглости и неуважения. Честь исчезает, если спросить молодое поколение что это такое – мало кто даст правильный ответ. Большинство даже представление не имеет что это.
В настоящее время всё меньше и меньше людей способны пожертвовать собой ради других, тем более ради чистых принципов. Честь ещё сохраняется в военном кругу, но и там не все её имеют. Возрождению чести способствуют трудные времена, именно в этот период можно увидеть людей, для которых благосостояние и жизнь народа, важнее своей жизни.
Также в тяжёлые времена видно людей, которые начинают жить по законам животных. Им всё равно как, главное выжить. Они не думают о других. Такие люди полностью утратили честь или никогда её не имели. Человек чести никогда не опуститься до этого уровня.
Для общества потеря чести принесёт серьёзные последствия и беды. Общество начнёт медленно разлагаться.
Вариант 2
Я думаю, честь – это верность себе и своим словам. Человек чести, как правило, – это человек ответственный за свои поступки и решения, порядочный и добросовестный. По моему мнению, честь оскверняется тогда, когда человек поддается мнению общества, его интересам и совершенно забывает не только про свою честь, но и про честь близких, любимых людей. Как говорится: «Береги платье снову, а честь с молоду».
В пример я хотел бы взять повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Честь – это основная тема данной повести. На чести строится все произведение. «Береги платье снову, а честь смолоду» — писал Пушкин в самом начале своей повести, а далее развивал эту фразу. Гринев и Швабрин, казалось бы, два очень похожих персонажа, но это лишь внешняя картинка. На самом деле они очень разные, ведь Гринев – человек чести, а Швабрин – хитрец, подлец, негодяй, предатель и обманщик. Он оскорбил честь возлюбленной Гринева – Маши, а после и предал собственную Родину, переметнувшись на сторону противника. Гринев защищал родных не по крови себе людей, честь императрицы, которой давал присягу и тем самым рос в глазах своих родителей, для которых он был лишь мальчиком Петрушей.
Второй пример я хотел бы взять из своего личного опыта. Мой дедушка очень строгий, никогда не хитрил и делать этого никому не позволял. Однако я – полная его противоположность. В классе я умело списывал домашние и контрольные работы, а, приходя домой, закидывал портфель под стол и смело шел гулять. И дедушка это узнал. Он долго со мной разговаривал на тему чести, ответственности за свои слова, собственной гордости и чистоте мыслей. Я никогда не слушал его. Знал только одну фразу: «Хочешь жить – умей вертеться». Когда я сказал эту фразу деду, он спокойно ответил мне, что это будет не жизнь, это будет существование, а иначе как можно жить, если чести совсем нет, если над тобой насмехаются, если жизнь – это сплошное вранье и хитрость. Он настолько ярко описал мне настоящую честь и жизнь без нее, что мне стало стыдно и щеки быстро залились красной краской. Тогда я понял: человек чести достигает большего, чем человек, который умеет только выкручиваться. Человек чести получает настоящую жизнь, а хитрец – лишь существование.
К сожалению, в наше время осталось очень мало честных людей, все только «крутятся» в этой жизни, прогибаясь под общество и всеобщие интересы. Тему чести можно развивать очень долго, описывать его всеми красками и эмоциями, но на этом я бы хотел закончить.
Понятие и характеристика
Честь выступает таким же важным понятием, как справедливость, совесть и принципиальность. Эти особенности порождают в человеке чувство ответственности за свои слова и действия. Моральные качества помогают индивиду развить в себе стороны личности, которые являются достоинствами.
Слову «честь» дают разные определения, поскольку каждый понимает её по-своему. Некоторые считают понятие свойством личности. Кто-то подразумевают под словом репутацию, ведь именно через поступки человек заслуживает уважение окружающих и начинает гордиться собой.
Личность, у которой на первом месте стоит чувство собственного достоинства, обладает непоколебимыми взглядами и правилами морали. Такой индивид уважает чужую точку зрения и мнение: понимание других даёт возможность заслужить уважение по отношению к себе.
Для человека чести важные следующие качества:
- честность;
- искренность;
- совестливость;
- порядочность.
Чувство достоинства свойственно только сильным личностям. Сложно придерживаться своих принципов, когда попадаешь в трудную жизненную ситуацию. Только мужественные люди могут сдержать обещание, сохранить тайну или совершить доблестный поступок, благодаря которому они запоминаются в истории.
Понятие нравственного внутреннего достоинства появилось ещё в древние времена, когда разрабатывался свод правил для воинов. Уже тогда поступки и верность родине ставились выше личной выгоды и богатств. Воинская честь была важным духовным качеством тех, кто защищал свою страну и не желал сдаваться. Многие, кто попадал в плен и подвергался пыткам, жертвовали жизнью ради доблести. Даже сегодня это качество характерно для офицеров и военнослужащих.
Человек чести вызывает восхищение окружающих и даже вдохновляет их на хорошие поступки, заставляя своим поведением подражать ему. Личность, которая придерживается своих принципов, умеет нести ответственность и считает, что нельзя скидывать свои обязательства на других. Такой человек всегда будет самостоятельно отвечать за свои возможные ошибки.
Сочинение Что такое Честь
В разных культурах и в разное время честь и мужество были неразрывно связаны друг с другом. Во многих случаях они были синонимами. Честь была главным аспектом настоящего мужчины.
Если мы бегло взглянем на историю — честь снова и снова всплывает как одна из главных тем в литературе и жизни. Поэмы Гомера — прежде всего о чести и стремлении человека сохранить ее. В пьесах Шекспира честь и мужество занимают центральное место. С 17-го и вплоть до 20-го века, юноши в Европе, России и Соединенных Штатах регулярно участвовали в дуэлях, отстаивая свою честь.
Но что же такое честь?
Мы довольно часто употребляем это слово и много говорим о нем, но если бы вы спросили кого-нибудь: «что такое честь?» — скорее всего, не получили бы четкого ответа. Люди думают, что знают, что это такое, но почти никто не может сформулировать четкие критерии чести. На самом же деле, честь – это достойные моральные качества человека, его непоколебимая вера в собственные идеалы, готовность следовать им.
Чтобы совершить благородный поступок, нужно подчинить все свое существо вере в то, что в основе всей человеческой жизни, да и вообще всего существования, лежит универсальное чувство правильного и неправильного. Одни называют его естественным законом, другие -объективной истиной; независимо от его названия, оно остается одним и тем же — неизменным законом, которого все люди должны придерживаться. Стремление жить достойно и поступать правильно – это именно то, что руководит человеком, когда он оказывается перед выбором, решает, как поступать.
Выходит, что, несмотря на то, что все люди разные, в основе чести, морали и нравственности лежат общие, неизменные законы. Несмотря на то, что понятие чести создано людьми в соответствии с их воззрениями, несмотря на то, что понятие чести изменялось с течением времени, в его основе лежат универсальные принципы, которые понимает большинство людей. Эти принципы были заложены в глубокой древности и определялись потребностями людей. Древние люди, которые занимались охотой и собирательством, понимали, что работать должны все, что никто не может жить за счет других и все должны трудиться на благо друг друга. На кону стояла их жизнь и, если бы кто-то перестал трудиться на благо других – пострадали бы все. Этот принцип проносился сквозь тысячелетия, новые нормы закладывались, старые видоизменялись, но в их основе лежало одно – стремление упростить и облегчить жизнь каждого.
Мы должны радоваться тому, что, несмотря на упадок, честь не умерла сейчас и никогда не умрет, пока есть честные люди. Мы должны помнить, что быть честными, жить в соответствии с кодексом добра и зла никогда не будет легко, но этот путь стоит того, чтобы ему следовать.
ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
Опубликовано в 2021, Выпуск Август 2016, ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев
Ликсунова А. С.
Соискатель кафедры философии, Челябинский государственный университет
ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
Аннотация
Статья посвящена таким нравственным категориям, как «честь» и «достоинство» в судьбе человека в ретроспективном анализе, а также проблемным вопросам, связанным с их толкованием в различных источниках. Честь и достоинство образуют неотъемлемую моральную составляющую в структуре личности. На сегодняшний день нет единого, четкого определения этих понятий, поскольку данные понятия являются весьма сложными и многогранными для понимания и толкования. Автором анализируется взаимосвязь понятий чести и достоинства, выявляются их сходства и различия.
Ключевые слова: честь, достоинство, этические категории, И. Кант, А. Шопенгауэр, Т. Гоббс, И. Экштейн.
Liksunova A. S.
Postgraduate student of the Department of philosophy, Chelyabinsk State University
HONOR AND DIGNITY AS AXIOLOGICAL CATEGORIES
Abstract
The article is devoted to such moral categories as “honor” and “dignity” in human destiny in a retrospective analysis, as well as issues related to their interpretation from different sources. The honor and dignity form an integral moral component in the structure of personality. To date, no single, clear definition of these concepts, because these concepts are very complex and multi-faceted understanding and interpretation. The author analyzes the correlation of the notions of honor and dignity, identifies their similarities and differences.
Keywords: honor, dignity, ethical categories, I. Kant, A. Schopenhauer, T. Hobbes, I. Eckstein.
В нашей жизни существует немало таких понятий, которые на первый взгляд кажутся весьма понятными и достаточно простыми, но на деле оказываются весьма тонкими и глубокими для понимания. Так, среди философов и ученых нет единого мнения о трактовке понятий чести и достоинства, но эти темы тревожили умы великих людей во все времена.
У известного философа XX века М. Хайдеггера есть примечательный тезис: «Мыслью осуществляется отношение бытия к человеческому существу. Мысль не создает и не разрабатывает это отношение. Она просто относит к бытию то, что дано ей самим бытием. Отношение это состоит в том, что мысль дает бытию слово. Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек. Мыслители и поэты – хранители этого жилища. Их стража – осуществление открытости бытия, насколько они дают ей слово в своей речи, тем сохраняя ее в языке» [6, 31]. Если принять положение Хайдеггера за постулат, то следует, что определив и уточнив понятие чести и достоинства, можно понять их глубинный смысл.
Сегодня тема человеческих ценностей, чести и достоинства актуальна как никогда. Честь и достоинство – этические категории, которые неразрывно связаны между собой, и чаще всего рассматриваются в паре, поскольку являются понятиями взаимодополняющими и взаимовытекающими.
Так, толковый словарь Даля не дает толкования понятию достоинства, но это не значит, что такого понятия не существовало. Понятие достоинства используется автором словаря для выведения другого понятия – чести. «Честь – внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; заверенье, утвержденье; высокое званье, сан, чин, должность; внешнее доказательство отличия; почет, почесть, почтенье, чествованье, изъявленье уважения, признание чьего превосходства» [1, 447]. Таким образом, в словаре Даля как бы отожествляется понятие чести и достоинства личности.
Толковый словарь Ушакова трактует достоинство как «положительное качество; необходимые моральные качества, моральная ценность человека» [5, 251]. Понятие чести есть «моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих)» [5, 815] . Таким образом, можно проследить закономерность: в обоих толковых словарях категория чести вытекает из понятия достоинства.
Л. А. Черная выделяет три основные группы значений понятия «честь», среди которых честь как достоинство человека, честь как слава (в особенности воинская), а также честь как святость [7, 16]. Честь как достоинство человека рассматривается здесь в свете глубинной сущности человека.
Ценность человека неоспорима, её нельзя купить или продать. Именно достоинство обладает абсолютной действительной ценностью. Кант видит врожденную ценность человека, и дает этому следующее объяснение: «Принадлежность к роду человеческому (die Menschheit) – пишет И. Кант, – само уже достоинство» [3, 47]. Достоинство здесь понимается как высокое чувство самоуважения, убеждение личности в собственной моральной ценности, а также признание моральной ценности других людей. Таким образом, абсолютно любой человек с рождения обладает достоинством.
Со временем понятие о достоинстве человека усложнялось, становилось более всеобъемлющем и многослойным. Немецкий философ Ф.Шиллер в сочинении «О грации и достоинстве» определяет достоинство как «господство моральной силы над инстинктами есть свобода духа» [8, 122]. Свобода духа выступает здесь как объективное начало. В своем философском произведении «Левиафан» английский философ-материалист Т. Гоббс говорит о том, что достоинство человека зависит от его способностей и добродетелей: «Достоинство человека – вещь, отличная от его стоимости или ценности, а также от его заслуг, и состоит в специальном даровании или способности к тому, достойным чего его считают» [2, 25].
Таким образом, достоинство представляет собой сложное понятие, и является фундаментом прав человека, а права человека, в свою очередь, предназначены для защиты достоинства личности. Достоинство есть специфическая форма самосознания ценности своей личности. К. Маркс, говоря о достоинстве, особо подчеркивал, что это “именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство» [4, 351].
Понятие чести не менее сложное, нежели понятие достоинство. Немецкий философ И. Экштейн рассматривает понятие чести в двух параллельных позициях: честь как духовное «я» человека, то есть внутреннюю честь, и честь как этическую оценку личности, то есть внешнюю честь. При этом внутренняя честь и внешняя честь абсолютно между собой не связаны» [10, 21].
Определения понятия внутренней чести И. Экштейн сводит к двум категориям и их авторов. К первой группе И. Экштейн относит А. Шопенгауэра, Кэстлина а также Вольберга. Ко второй группе И. Экштейн относит Вальтера, Офингейма, Гофмана, а также Шталя.
В первой группе находятся те, которые приводят в теснейшее соприкосновение внутренней чести с общественным мнением, то есть с внешней честью:
-«…мнение других о нашей цене; субъективно честь представляет наш страх перед этим мнением других», А. Шопенгауэр;
-«Честь есть идеальная квинтесенция понятия личности; она есть отраженное от сознания других собственное осознание о цене, какую представляет личность», Кэстлин;
-Честь «есть нравственно-общественное понятие, которое мы можем охарактеризовать как особое моральное значение человека, так сказать его все, находящий себе выражение в проявляющимся о нем мнении других », Вольберг.
Таким образом, честь здесь выступает как внешняя оценка личности (репутация).
Ко второй группе (честь внутренняя) принадлежат те, которые оставляют вполне в стороне общественное мнение и внешнюю честь, но в своих рассуждениях, построениях и выводах удивительным образом вновь возвращаются к ней:
-«Честь есть состояние безупречного нравственного достоинства», Вольтер;
-«Человеку свободному не от кого ждать личной себе чести: только он сам может приобрести её себе», Офингейм;
-«Внутренняя честь есть сознание собственной своей цены, вытекающее из нравственной непорочности», Гофман;
-«Честь есть сознание человека о своем собственном достоинстве, сознание о себе, как о лице», Шталь.
Таким образом, честь выступает как внутренняя оценка собственных нравственных качеств (достоинство). Философ И. Экштейн также утверждает, что «Существует такая честь, внешняя, которая на человека не распространяется, а касается его лишь вследствие условий посторонних, не в нем самом лежащих. Сюда принадлежит честь должностная. Она является типичным видом чести внешней» [10, 34]. А. Шопенгауэр, подобно И. Экштейну, помимо гражданской и половой чести, также выделяет честь служебную. Среди подвидов служебной чести Шопенгауэр выделяет честь представителей таких профессий, как врача, учителя, ученого, адвоката, судьи, то есть общественных деятелей. В этот же ряд Шопенгауэр относит и истинную воинскую честь. Шопенгауэр справедливо утверждает, что всякая честь обоснована, по крайней мере, из соображения целесообразности [9, 34].
Таким образом, честь есть сложное морально-этическое понятие, у которого нет четкой трактовки, поскольку нет однозначного мнения обо всех глубинных аспектах чести, измерении, содержании, а также о её видах. Справедливо отметить, что есть честь гражданина своей страны, честь половая, служебная честь, офицерская честь. Честь и достоинство являются теми этическими категориями, которые неразрывно связаны между собой и рассматриваются в паре, поскольку являются понятиями взаимодополняющими и взаимовытекающими.
Литература
- Даль. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1912.- 904 с.
- Гоббс Т. Сочинения в 2 томах. Т.2. М.: Мысль, 1991. -731с.
- Кант И.Основы метафизики нравственности // Сочинения в шести томах. – М.: «Мысль». Т. 4. Ч. II . 1783.- 544 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.- 647с.
- Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935-1940.-8793 с.
- Хайдеггер М. “Бытие и время”. Москва, издательство “Республика”, 1993.-84с.
- Черная Л.А. «Честь»: представления о чести и бесчестии в русской литературе XI – XVII веков. Древнерусская литература. Изображение общества. М., 1991. -56 с.
- Шиллер Ф. О грации и достоинстве.//Шиллер Ф. Собр. Соч. в 6-ти томах. – М.: Художественная литература. 1957. Т. 6. – С.115 -169.
- Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., изд. Экспо, 2015, – 640 с.
- Экштейн И. «Честь в философии и праве» СПб., 1895. – 52 с.
References
- Dal’.V. I. (1912). Tolkovyj slovar’ zhivogo velikorusskogo jazyka. M.- 904s.
- Gobbs T. (1991). Sochinenija v 2 tomah. T.2. M.: Mysl’. -731s.
- Kant I. (1783). Osnovy metafiziki nravstvennosti // Sochinenija v shesti tomah. – M.: «Mysl’». T. 4. Ch. II.- 544 s.
- Marks K., Jengel’s F. (1956). Iz rannih proizvedenij. M.- 647s.
- Tolkovyj slovar’ russkogo jazyka: V 4 t. (1935- 1940). / Pod red. D. N. Ushakova. M.-8793 s.
- Hajdegger M. (1993). “Bytie i vremja”. Moskva, izdatel’stvo “Respublika”.-84s.
- Chernaja L.A. (1991). «Chest’»: predstavlenija o chesti i beschestii v russkoj literature XI – XVII vekov // Drevnerusskaja literatura. Izobrazhenie o M., 1991. -56 s.
- Shiller F. (1957). O gracii i dostoinstve.//Shiller F. Sobr. Soch. v 6-ti tomah. – M.: Hudozhestvennaja literatura. T. 6. – S.115 -169.
- Shopengaujer A. (2015). Aforizmy zhitejskoj mudrosti. M., izd. Jekspo, – 640 s.
- Jekshtejn I. (1895). «Chest’ v filosofii i prave» SPb., 1895. – 52 s.