Многие нередко сталкиваются с вопросом: аллегория – что это? Значение слова аллегория необходимо искать у греков, в переводе с их языка аллегория означает «иносказание». Если давать определение этому понятию, то аллегория – это художественный прием, суть которого — выразить абстрактное понятие через конкретный, очевидный образ.
Наверное, самым распространённым примером аллегории будет служить изображение смерти в виде черепа и костей, или же фигуры в черном одеянии с косой. Образы аллегории широко применялись еще со времен Средневековья и Ренессанса художниками на своих полотнах до самого IX века. В современном же искусстве интересные аллегории используют куда виртуознее для более тонкого, незримого выражения смысла произведения, давая зрителю самому уловить скрытый намёк автора. В этом и заключается роль аллегории.
Описание аллегории
Аллегория — это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа. Например, скелет с косой — символ смерти, а голубь с оливковой ветвью — символ мира.
Термин происходит от греческого слова ????????? — иносказание.
Аллегория выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения) посредством конкретного (образа), например, изображение смерти в виде скелета с косой, правосудия в образе женщины с завязанными глазами и с весами в одной руке и мечом в другой. Тем самым, в аллегории конкретный образ получает абстрактное значение, обобщается, сквозь образ созерцается понятие.
В аллегории чаще всего используются отвлеченные понятия (добродетель, совесть, истина), типичные явления, характеры, мифологические персонажи — носители определенного, закрепленного за ними аллегорического содержания (Минерва — богиня мудрости), аллегория может выступать и как целый ряд образов, связанных единым сюжетом. В то же время для нее характерно однозначное иносказание и прямая оценочность, закрепленная культурной традицией: смысл ее может быть истолкован достаточно прямолинейно в этических категориях “добра” и “зла”. Аллегория близка к символу, а в определенных случаях совпадает с ним.
Понятие аллегории
Многие нередко сталкиваются с вопросом: аллегория – что это? Значение слова аллегория необходимо искать у греков, в переводе с их языка аллегория означает «иносказание». Если давать определение этому понятию, то аллегория – это художественный прием, суть которого — выразить абстрактное понятие через конкретный, очевидный образ.
Наверное, самым распространённым примером аллегории будет служить изображение смерти в виде черепа и костей, или же фигуры в черном одеянии с косой. Образы аллегории широко применялись еще со времен Средневековья и Ренессанса художниками на своих полотнах до самого IX века. В современном же искусстве интересные аллегории используют куда виртуознее для более тонкого, незримого выражения смысла произведения, давая зрителю самому уловить скрытый намёк автора. В этом и заключается роль аллегории.
Примеры аллегорий в литературе
Типичный пример применения аллегорий — это басни. Самыми известными в нашей стране являются басни Ивана Крылова. В каждой из них главным героем или героями показаны животные, но мы-то сразу понимаем о ком и о чем хотел нам рассказать автор.
Например:
- медведь – это добродушие, сила и ограниченность;
- лиса ассоциируется с хитростью, наглостью и лестью;
- упрямство, глупость и тупоумие проявляет осел;
- свинья или обезьяна показывают нам невежество.
В баснях И. Крылова чаще всего можно наблюдать осла, так как он более наделен человеческими пороками – тупой, упрямый, глупый. Но не всегда одно животное заключает в себе несколько аллегорий. К примеру, пчела — это трудолюбие. Также автор ассоциирует с животными представителей людей разных социальных групп.
Так, старый Лев в басне «Воспитание льва» отождествляет образ царя. Именно его воспитание он доверяет чужому человеку, так как он сам не может его научить управлять собственным государством, не знает, как по сути самому руководить. В итоге из Львенка вырастает совершенно чужой для народа правитель.
Более того за образом Львенка можно четко проследить Александра I.
Михаил Салтыков-Щедрин также писал басни, в которых раскрывал сущность человека. Например, в «Мудром пескаре» он описывает либерала, используя в качестве аллегории маленькую рыбку – пекаря. Некоторых людей, как и эту рыбешку, ничего не волнует кроме собственной жизни. Они также отгородились от общества, лишая себя всех радостей жизни, а в итоге никому не приносят пользы.
Это слабый человек, отказывающийся бороться за свою жизнь, права. Салтыков-Щедрин показывает нам, что такие люди не могут называться гражданами, поскольку это всего лишь мелкая, трусливая и бесполезная рыбка. Он считает, что такие людишки зря сидят на своих должностях, а также к ним относит и пассивных, равнодушных людей, которые совершенно не приносят пользу обществу.
Но не только животные показывают всю суть времени, иногда авторы в качестве главного героя выбирают человека. Создав конкретную ситуацию, они обличают людские пороки. Помогает ли такое сравнение в литературе читателю?
Салтыков-Щедрин известен своими ярыми высказываниями за отмену крепостного права, поэтому и высмеивал господ, которые напрямую зависели от «грязных и необразованных» мужиков. Их беспомощность показана и в сказке «Как один мужик двух генералов прокормил». Они совершенно разучились делать что-то самостоятельно, осталась лишь способность «играть в «пульку», жрать да мужиков ругать».
Тропы и аллегория
Аллегория — это один из тропов русского языка.
Троп — это стилистический термин, речевые обороты, в которых автор, чтобы достичь выразительности в своём художественном произведении, использует слово или выражение в переносном значении, сопоставляя смысл одного термина с другим.
Построение тропа автором осуществляется через сравнение двух терминов, которые похожи между собой по каким-либо признакам.
Называя характеристики одного объекта, писатель описывает другой объект, но этим он описывает что-то другое, таким образом он пытается не только определить его, но и сотворить красочное и выразительное изображение.
К тропам относятся:
- аллегория — абстрактное понятие представляется в явственном изображении; например: аллегория хитрости — лиса, аллегория трусости — заяц;
- ирония — театральное «переименование» в противоположном смысле того, что автор на самом деле считает, с целью выразить насмешливое отношение; например: «заходите в мои хоромы» (приглашение зайти в очень маленькую квартиру);
- эпитет — образное определение, ярко описывающее предмет; например: горькая доля;
- гипербола — преувеличение и усиление описываемого; например: «Мы сто лет не виделись!»;
- олицетворение — сопоставление с живым существом, одушевление неодушевлённого; например: темнота подкралась;
- литота — преуменьшение какого-либо качества или свойства описываемого; например: кот наплакал;
- синекдоха — использование лишь части термина вместо всего, целого и наоборот; например: «Пуще всего береги копейку» («копейка» вместо «денег», из Н. В. Гоголя);
- метонимия — изменение именования другим, по соприкосновению смысла; например: Москва спит (вместо люди в Москве спят);
- сравнение — сравнение одного с другим, часто посредством союзов «как», «будто», «словно» и т. д.; например: верен как пёс;
- метафора — перенесение толкования слова из-за однообразия; например: зеркало озера;
- перифраз(а) — замещение термина словосочетанием, с его характеристиками; например: чёрное золото (вместо «нефть»).
Узнайте больше о Перифразе.
Аллегория в произведениях русских поэтов
Многие русские поэты используют тропы, аллегории, метафоры и другие способы для передачи чувств, художественной изобразительности и стиля произведения. В басне «Стрекоза и Муравей» отчетливо прослеживается не действия насекомых как таковых, а людей. Одни ничего не делают, надеясь на других.
А другие работают не покладая рук для того, чтобы обеспечить себе достойное будущее. Поэтому это отличный способ показать ленивых, ни о чем не думающих людях. Зачастую с помощью аллегорических высказываний авторы раскрывают более глубокую философию, которая иногда не подлежит высказыванию в открытом тексте.
Такого рода иносказания значительно обогащают и насыщают нашу речь.
Метафора
Этот термин обозначает один из видов тропов в литературе. Метафора основана на образном употреблении слова или выражения, которое определяет предмет, схожий в чем-либо с другим предметом. Метафора возникает из сравнения, сопоставления нового предмета с уже известным и выделения их общих признаков.
Рассмотрим механизм возникновения метафоры на примере.
Известный русский поэт Н. С. Тихонов, вместо того чтобы описать, как танки во время войны взрывали поля, как весной плуг на пахоте, и люди падали в строю под пулями неприятеля на этом поле , как скошенная острой косой трава, пишет иначе:
Война на нём косит и пашет Тёмным танком и пулей косой.
Поэт с помощью яркой метафоры превращает прямые сравнения (как плуг на пахоте, как скошенная острой косой трава) в образное представление у читателя о поле боя — о поле смерти.
Сделаем вывод, что метафора — это скрытое сравнение , которое всегда можно развернуть в сравнительный оборот.
Аллегория: где используется?
Конечно, чаще всего применяется аллегория в сказках, баснях. Но иногда и довольно серьезные произведения сдержат в себе некий скрытый смысл, который способен уловить не каждый читатель. Например, Н.В.
Гоголь показывает нам Собакевича, Ляпкина-Тяпкини или Плюшкина как раз в таком образе. Д. Фонвизин рассказывает о Простакове, Правдине, Стародуме. Каждый герой неслучайно наделен своей фамилией.
Это также способ скрытой аллегории, которую мы должны понять.
Художественная литература так же, как и живопись, музыка или скульптура отображает жизнь с помощью определенных образов, которые пытается нам донести автор произведения.
Благодаря огромному разнообразию языка, способов речи (метафоры, гиперболы, олицетворение, иронию) мы может читать, видеть и слышать те скрытые нотки, которые пытается донести автор, а также понять всю глубину чувств и переживаний.
Более того, аллегории встречаются даже в религии. Как правило, все притчи написаны таким образом, чтобы человек понял, что именно ему пытаются донести.
Аллегория и метафора
Аллегория – это всегда полностью законченный образ, описанный со всех сторон. Метафора же лишь помогает ярче описать определенную часть чего-либо. Но этого не всегда достаточно для того, чтобы понять всю суть образа и его значение в произведении.
Поэтому многие литературоведы называют аллегорию развёрнутой метафорой. В таком случае нужно учитывать, что в аллегорическом произведении (басне) каждая метафора взаимосвязана с остальными.
Выбери ответ
Читать далее >>
Чем отличается аллегория от метафоры
Часто встает вопрос: какая же разница между метафорой и аллегорией? Как и когда правильно употреблены аллегория или метафора? Давайте разберемся.
Метафора – это выражение (или слово), употребленное в переносном значении. Например, золотые руки, часы идут.
Аллегория и метафора схожи между собой тем, что оба эти понятия построены на ассоциациях, то есть проводится параллель между названным объектом и его определением. Однако, аллегория куда глубже и богаче по своему значению и сложности.
Метафора изображает нам какие-либо события или состояния, например, наступление старости через метафору «пришла осень», невозможность возвратить все вспять — «заросла тропинка», описание притихшего, неподвижного леса – «лес призадумался».
Метафора – это своего рода сравнение, эффектное, меткое, остро подмеченное, благодаря которому произведение становится живым, выразительным и воображение читателя начинаем работать.
В свою очередь аллегория может принимать форму целого произведения (это хорошо видно на примере басен и притчей). Используя этот литературный прием, автор иллюстрирует какое-то событие, историю и дает нам понять свое отношение к случившемуся.
Переносное значение в метафоре умещается в одно слово, а в аллегории оно охватывает целую мысль. Метафорой выступают словосочетания, а примером самых простых и кратких аллегорий служат пословицы («Лучше синица руках, чем журавль в небе»).
Зачем нужна аллегория?
Аллегория широко используется в искусстве и литературе.
Во-первых, она позволяет просто и наглядно изобразить сложные, отвлеченные понятия, которые трудно представить воочию.
Во-вторых, аллегория помогает автору высказать свое отношение к изображаемым явлениям.
В-третьих, она позволяет обойти цензуру. Вещи, о которых запрещено писать напрямую, можно выразить иносказательно. Российские публицисты XIX века часто обсуждали происходящее в стране под видом заграничных или исторических событий. Этот прием называется «эзопов язык» — по имени античного баснописца Эзопа.
Что такое аллегория в литературе
Аллегория в литературе начинает встречаться еще со времен античности. Ярким примером служат поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада», где аллегоричный образ Одиссея отождествляется с любознательной, неиссякаемой мыслью человека, а его жена Пенелопа, как трогательный и бесспорный образ любви, верности и женской преданности.
В произведениях древнегреческого баснописца Эзопа использована аллегория: описывая животных, автор высмеивал, выставлял напоказ людскую жадность, притворство и глупость. Позже его стиль аллегорического изложения назовут эзоповым языком.
Ко всему прочему присутствует аллегория в литературе Средневековья, в текстах священных Писаний, религиозных гимнах, притчах, трудах Отцов Церкви немало образов носят иносказательный мотив. Немало аллегорий к нам пришло из Библии: Иуда символизирует предательство, а Богородица – безгреховность, нравственную чистоту, безукоризненною мораль и непорочность.
Множество аллегорических примеров можно найти в творчестве Верхарна, Ибсена, Франса, в гениальном произведении Данте «Человеческая комедия», в сонетах Шекспира, поэмах Шелли. Стоит учесть тот факт, что в произведениях IX-XX вв. период рационалистических философских традиций аллегория практически не употреблялась вовсе.
К слову, русские авторы никак не могли обойтись без аллегорий. Баллады Жуковского, сатира Салтыкова-Щедрина, произведения Ильфа и Петрова, Чехова, стихи Маяковского, басни Крылова – неиссякаемый источник остроумных и тонких иносказаний.
Примеры аллегорий из литературы
Практически в любой сказке можно встретить пример аллегории, которая выражается в образах животных. В таких художественных текстах лиса всегда является хитрой, заяц – трусливым, медведь – сильным и глуповатым.
И. Крылов также является мастером аллегории в русском языке. В его баснях можно встретить множество животных, которым приписаны отрицательные человеческие качества. Осел представляет собой тупость и упрямство, волк – жадность.
Очень часто аллегорию можно встретить в стихотворных произведениях. Примером может служить стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь». В нем описываются суровая февральская метель снаружи и одинокая свеча, горящая на столе, внутри. И если читать его строки дословно, то кажется, что в этом тексте главная тема – тема природы, стихии. Но на самом деле здесь присутствует аллегория:
- зима – это не только время года. Она олицетворяет собой смерть, разлуку, беспощадный режим советского государства.
- свеча – это аллегория надежды, светлый луч в темном царстве. Несмотря на все невзгоды, всегда есть надежда на положительный исход.
- скрещенье рук, скрещенье ног – романтические отношения двух влюбленных
Рис. 1. Стихотворение пастернака Зимняя ночь
🗹Встречаются не в салоне, проверенные путаны Стерлитамак, это не развод, убедись взглянув на yessterlitamak.ru. Жрицы любви не понаслышке знают, как доставить мужчине ни с чем не сравнимое наслаждение. Милые проверенные путаны Стерлитамак, сладкие и ухоженные, они такие игривые и стройные, что у тебя будет сегодня классный секс. Не упусти свой шанс.