Историзм художественной литературы. Историческая правда и художественный вымысел в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».


Историческое и вымышленное в «Капитанской дочке»

В романе «Капитанская дочка» Пушкин воссоздаёт российскую действительность XVIII века времён Пугачёвского восстания, с большой точностью обрисовывая характеры и детали. В этом писатель следует лучшим традициям исторических романов, главным образом шотландского романиста Вальтера Скотта. Однако новизна в разработке исторической темы Пушкина состояла в том, что он досконально, как учёный, изучил историческую эпоху и глубоко, как художник, проникся её духом. Такой подход отразился в написании Пушкиным двух произведений — исторического и художественного. Следовательно, во всех эпизодах, во всех образах романа можно увидеть точную историческую основу. Пушкин стремится сохранить верность исторической правде, когда же в художественных целях писатель должен отступить от фактов, он сохраняет дух истории и в деталях, и в характере героя. Например, капрал Белобородов не мог быть участником встречи Пугачёва с Гринёвым в Бердской слободе: судя по историческим свидетельствам, он примкнул к самозванцу позже,— но озлобленность этого характера потребовала его участия в этой сцене.

Для структуры романа и его идеи важно, что вымышленным героям любовного сюжета — Гринёву и Маше — помогают герои, чьими прототипами стали исторические личности — Пугачёв и Екатерина II. Характеры Петра Гринёва и Маши Мироновой собраны по крупицам из множества представителей того времени, в них отражены лучшие качества простых русских людей. Так вымышленные герои правдиво и с огромной точностью передают время. Исторические лица в описании Пушкина утрачивают официальность и приобретают живые, личностные черты. Хотя в основе этих образов лежит принцип историзма, например при изображении Пугачёва точно воспроизводится его поведение во время захвата крепости, обстоятельства казни, отношение к нему казаков-повстанцев, а при создании образа императрицы в финале романа писатель опирается на знаменитый портрет кисти В.Л. Боровиковского, Пушкин придаёт характерам и индивидуальные черты. Поэтому плутовское соседствует в Пугачёве с грозной внешностью, человеческое — со свирепостью, а в Екатерине II царская властность сочетается с мягкостью, строгость — с милосердием.

Изображение исторических лиц в романе передаёт традиционное народное представление о правителях, в котором сочетается преклонение перед властью и желание справедливости. Чертами мудрых монархов наделены царица Екатерина II и крестьянский государь Пугачёв. Поэтому Пушкин показывает сцены с их участием как бы глазами простого человека: эти сцены ёмкие, выразительные, в них ярко проявляется отношение народа к монарху, их можно сравнить с лубочными картинами, столь любимыми в народе.

Если в изображении Екатерины II и Пугачёва выражена надежда на мудрую власть, то в союзе Петра Гринёва и Маши Мироновой — вера в то, что раскол русского мира будет преодолён через любовь двух потомков истинно русских, старинных родов.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Учитель истории: Еще с начала 20-х годов XIXв. Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому. В этот период он создает «Бориса Годунова», «Полтаву» и другие произведения. Почему же именно в это время Пугачев привлекает внимание Пушкина? Хотелось бы услышать, какие факты, рассказывающие об этом, нашли наши историки.

Учитель литературы: Итак, совершенно очевидно, что изначально А.С.Пушкин задумывает произведение о пугачёвском бунте.

v Почему же называет он свою повесть «Капитанская дочка»? Кто главный герой? Что хотел подчеркнуть автор названием повести?

Учитель литературы: Итак, несмотря на название, в центре внимания в повести Емельян Пугачёв и сложные картины жизни России 18 века.

Учитель истории: Помимо Пугачёва перед нами проходят исторические лица: Хлопуша, Белобородов, Екатерина- II, Пётр-III/

Учитель литературы: Мы видим войско восставших, осаду Оренбурга, казнь Пугачёва.

Учитель литературы: Исторические деятели изображены в «Капитанской дочке» в окружении вымышленных лиц. Картины исторических событий переплетаются в повести с эпизодами, созданными творческим воображением писателя.

v Вспомните, какие исторические события освещены в повести и что является вымыслом автора. Заполните таблицу.

Учитель литературы: Без вымышленных героев и событий наши знания о жизни в 18 веке были бы существенно обеднены. Вероятно, у нас не возникли бы те мысли о чести, человеческом достоинстве, любви, самопожертвовании, какие появляются при чтении «Капитанской дочки». Сегодня на уроке, соотнося историческую правду с той долей вымысла, которая присутствует в повести, мы не просто завершим работу над произведением, работу над образом Емельяна Пугачёва, но постараемся понять и осмыслить такое важное в истории России событие как народное восстание 1772-1774 годов. И как тут не вспомнить слова В.Яна: «Что такое исторический роман? Это книга, которую читают три дня, а помнят всю жизнь».

v Когда впервые появляется на страницах романа Е.Пугачёв? Что мы о нём знаем?

Учитель истории: Давайте восполним пробел в повести историческими сведениями из биографии Е.Пугачёва.

Учитель литературы: В повести А.С.Пушкин лишь говорит нам о том, что Е.Пугачёв выдавал себя за Петра – III. Но интересно узнать, почему он это делал?

Учитель литературы: Теперь нам становится понятно, почему с такой радостью встречал народ Пугачёва.

v Я обращаюсь к нашим уважаемым литературоведам. Как описывает Пушкин отношение простых людей к Пугачёву в повести «Капитанская дочка»?

Учитель истории: Утвердиться в роли государя – благодетеля Пугачёву помогали издаваемые им манифесты, в коих он, обращаясь к люду простому, сулил им немало хорошего.

Учитель литературы: Всё, о чём вы только что услышали, не освещается Пушкиным в повести. Не изображает он и боевые действия, не описывает осады городов. Пушкин говорит об этом в нескольких словах.

v Что мы знаем о взятии Белогородской крепости и Оренбурга?

Учитель истории: Малыми жертвами всё обошлось в повести. За её страницами остались боль и ужас разорённых людей. Многочисленные казни.

(Работа с картой. Рассказ учителя истории о продвижении восставших)

ВЫМЫСЕЛ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА”

ВЫМЫСЕЛ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА”

А. С. Пушкин обладал могучей творческой фантазией и изумительным чутьем, которые помогали ему верно угадывать события там, где не было достаточного количества точных фактов. Но Пушкин был и гениальным историком, обладающим достоверными знаниями и способностью точно и правдиво отражать исторические события и явления социальной жизни. В нем, по словам князя Вяземского, “было верное понимание истории; свойство, которым одарены не все историки. Принадлежностями

ума его были: ясность, проницательность и трезвость… Он не историю воплощал бы в себя и в свою современность, а себя перенес бы в историю и в минувшее… Пушкин был… одарен воображением и… самоотвержением личности своей настолько, что мог отрешать себя от присущего и воссоздавать минувшее, уживаться с ним, породниться с лицами, событиями, нравами, порядками, давным-давно замененными новыми поколениями, новыми порядками, новым общественным и гражданским строем…”

Именно поэтому у Пушкина вымысел не существует сам по себе, а всегда основывается на особенностях изображаемой им исторической

действительности.

Наилучшим образом эта черта великого писателя проявилась в повести “Капитанская дочка”, где автор правдиво изобразил нравы русского общества во времена царствования Екатерины, создал яркий образ исторического персонажа – Емельяна Пугачева, простых людей, подобных Савельичу. В повести перед нами раскрывается яркая картина стихийного народного восстания. Рисуя образы людей из народа, автор стремится наиболее полно и широко показать крепостное крестьянство, участников восстания в различных проявлениях их деятельности. Подлинным представителем народа выступает Пугачев – талантливый и смелый предводитель, в образе которого отразились ум, смекалка, храбрость, героизм, гуманность. Именно таким был облик настоящего Емельяна Пугачева.

Изображая деятельность выдающихся исторических личностей, Пушкин показывает отражение духа времени, своеобразие русской исторической действительности. Потому и вымысел в повести глубоко реалистичен, он помогает писателю оживить картины далекого прошлого. Исторические события переплетаются с событиями, созданными воображением автора. В реальной жизни, конечно же, не существовало ни Гринева, ни Маши Мироновой, ни Швабрина, но были люди, похожие на них. Не было и Белогорской крепости, но существовали крепости, подобные ей. С помощью вымысла, фантазии Пушкин глубоко правдиво воспроизвел дух эпохи, проник в характеры, мысли, переживания людей того времени. Романтическая история, придуманная автором, гармонично вплетается в повести в действительные исторические события. История и вымысел соединяются и в сюжете о судьбе дворянской семьи в обстановке крестьянского восстания. В эти времена драматическая судьба многих дворянских семей была типичной для русского общества, поэтому и все конфликты, столкновения, присущие отношениям между героями повести, являются довольно значительными и соответствуют исторической правде.

Создать художественный образ, нарисовать целостную и интересную картину жизни невозможно без воображения, художественного вымысла. Но, в отличие от большинства писателей 30-х годов, Пушкин не стремился к чему-то необычному, эффектному. Он находит свой романтический сюжет в реальной действительности. Любовь Маши и Гринева, все сложности и перипетии их истории, конфликты, переживания, трагедии развиваются на фоне настоящей истории. С большой симпатией показывая семью капитана Миронова, автор вырисовывает отдельные типичные детали, подчеркивает, что только в такой семье могла вырасти замечательная русская девушка Маша Миронова с ее простым, чистым сердцем, высокими моральными требованиями к жизни и большим мужеством.

В повести А. С. Пушкина мы не можем выделить отдельно чистый вымысел и исключительную историю. Очень верно сказал Н. В. Гоголь, оценивая “Капитанскую дочку”: “Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую ступень, что сама действительность кажется перед нею искусственною и карикатурною; в первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей, все – не только самая правда, но еще как бы лучше ее”.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: