Творчество Лермонтова многогранно и многопланово. Будучи ограниченным в общении, Лермонтов свои мысли и чувства посвящал бумаге. Он рано начал писать стихи. В отличие от Пушкина, который уже в отрочестве начал печататься, и стал публичным, Лермонтов писал, как говорят литераторы, « в стол».
Свою первую порцию настоящей славы и опалы он получил, написав стихотворение «На смерть поэта». Возможно, об этом произведении долго бы еще ничего не знали, если бы Лермонтов не показал его Раевскому. Печататься он начал, скорее, под давлением друзей, истинных ценителей литературного таланта.
Герой своего времени
Лермонтов — поэт эпохи мощнейшего литературного развития и жесточайшей политической реакции. Его богатое наследие и главные литературные работы жизни укладывается в одно десятилетие девятнадцатого столетия. Тридцатые — это время тревожных предчувствий, нерадостных размышлений о будущем, отрицаний и сожалений. В это время еще идет реакция на поражение революционеров-декабристов, выступивших в 1825 году.
Общество мечется в поисках ответа на вопрос о том, что делать, не принимая до конца суровую действительность нового военного строя. Николай первый вводит третье отделение тайной полиции, цензуре подвергается каждое слово, имена аристократов клеймятся. Все эти реалии тотально отрицаются молодежью. Максимализм и отрицание становятся частью новой философии, на путь которой встает юный Михаил.
Рождение поэтического персонажа
Поэзия в творчестве Лермонтова делится исследователями на два этапа: юношеские и зрелые годы. Художественный образ лирического героя имеет четко выраженные индивидуальные черты характера внутреннего романтика, окруженного внешним миром.
Пока Михаил вдохновлялся творчеством Байрона, его герои получались более идеализированными. Позднее он находит свой путь, в котором есть трагическая любовная линия и отсутствует дружба. Жизнь представляется в образе размышлений в одиночестве. Этот мотив отличает его от Пушкина.
В самом центре конфликта лежит черный год России, который идет вразрез с романтическими воззрениями героя. Таким образом, жесткая действительность начинает контролировать тонкий внутренний лирический мир. В этом противостоянии и рождается трагическое своеобразие творчества М. Ю. Лермонтова. Причем с годами этот конфликт только возрастает. Это должно придавать лирике пессимизм и скептицизм, что наблюдается в творчестве других классиков, например, Баратынского. Однако «внутренний человек» Лермонтова продолжает свое движение и развитие, стремится к высоким ценностям. Это еще одна отличительная черта поэта.
Одиночество в творчестве Лермонтова — это способ восстановить равновесие в своей душе. Идеалы лирического героя кажутся самому автору неестественными, он говорит о «странной любви» к родине, говорит о том, что был сотворен не для людей. Лирик не просто находит непонимание людей, кажется, он его специально ищет.
Путь поэта, который живет вне социальных утех, был описан еще Пушкиным. Но тема поэзии в творчестве Лермонтова вносит в русскую лирику диалог с «внутренним человеком». Это понятие ввел Белинский как синоним лирического героя. Его присутствие — это новаторская черта будущего символизма, ведь образ поэтического персонажа с течением времени преобразуется в символ.
Внутренний имажинизм
Именно с художественных метафор начинается природа лермонтовского стихотворения. Достаточно вспомнить «Парус» 1832 года. Тот же прием автор использует в стихотворениях «Утес», «Тучки небесные», «На севере диком» и проч.
Жизнь и творчество Лермонтова пронизаны мотивами конфликтов свободы и воли, вечной памяти и забвения, обмана и любви, циничности и покоя, земли и неба. Все темы взаимосвязаны и переплетены одна с другой, отчего создается многогранный художественный стиль автора.
Белинский охарактеризовал лирику поэта как пафосную из-за поставленных в ней вопросов о правах личности, судьбе и нравственности. Однако критик замечает, что эти темы бессмертны и всегда востребованы.
Начало поэтического пути, раннее романтическое творчество
Основные темы и образы лирических героев
Родился Лермонтов 3 октября 1814 г. в Москве, вырос в Тарханах, родовом имении бабушки, которая его воспитывала. Он рано потерял мать, отец, по настоянию бабушки, в воспитании сына не участвовал. Мальчик рос необычайно способным, хорошо рисовал, был одарен музыкально, стал рано сочинять стихи, знал иностранные языки.
После учился в пансионе, затем непродолжительное время в Московском университете, который спустя 2 года сменил на Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. Лермонтов был далек от литературных кругов, но он состоялся прежде всего, как поэт.
Темы лирики Лермонтова весьма разнообразны: это темы Родины, истории, нравственности, любви, природы, поэта и поэзии, самопознания, жизни и смерти и др.
Романтической лирике Лермонтова почти на протяжении всего творчества присуща тема «двоемирия». Это понятие признает существование двух миров: земного, воплотившего все реальное с его страстями, и небесного, почти недостижимого духовного мира гармонии, счастья, покоя. Герои Лермонтова часто оказываются в промежуточном бытии между небом и землей, это мятежное духовное существование, которое возвысило над земным, но не достигло небесной гармонии. Этим противоречием вызвано трагическое мировосприятие героев, и определяются основные мотивы лирики: одиночества, печали, неприкаянности, безысходности, двойственности души.
Все ранние стихи поэта стали своеобразным автобиографическим лирическим дневником.
В раннем творчестве Лермонтова чувствовалось влияние западноевропейской романтической поэзии. Он с увлечением читал в подлинниках[1] произведения Байрона, Шиллера, Шекспира. Особенно юному Лермонтову была близка поэзия английского поэта Байрона, в творчестве которого он находил много общего с собственными взглядами. Накануне своего 18-летия он написал лирический монолог: «Нет, я не Байрон, я другой», его герой такой же гонимый и непонятый другими странник, но у него «русская душа». Отвечая на вопрос, кто поведает тайны его души, отваживается на строку: «Я — или бог- или никто».
Стихотворение «Парус» (1832 г.) на первый взгляд, можно отнести к пейзажной лирике. Тем не менее вопросы, относящие к образу паруса, говорят о размышлениях, присущих человеку, который что-то кинул в «краю родном», что-то ищет, ему нужны и буря, и покой. Парус – символ мятежной души лирического героя. Так и в других стихотворениях, таких как «Листок», «Утес», «Тучи», «На севере диком» и др., пейзажные образы имеют, двойное, прямое и переносное, значение и являются отражением внутреннего мира человека.
В 14 лет Лермонтов под влиянием западноевропейского романтизма начал писать поэму «Демон». Работа над текстом, который 8 раз редактировался,продолжалась в течение 10 лет до 1839 г. Эта романтическая поэма, благодаря многолетним духовным поискам, наполнилась глубоким философским смыслом. Запрещенная цензурой, она стала известна благодаря рукописным копиям. Полный текст был опубликован в 1860 г.
В отличие от демонических образов Люцифера, Сатаны, Мефистофеля, созданных Байроном, Мильтоном, Гете, мифологический герой Лермонтова обрел новые черты.
Демон обитает в небесном космическом пространстве, а не в аду, спускается из безмолвных просторов воздушного эфира[2] на землю. У «духа изгнанья» метущаяся душа, раздираемая противоречиями: добром и злом, буйством страстей и отрешенным равнодушием ко всему сущему. Он странствует без цели над «грешною землею», наблюдая движение небесных светил и комет во вселенной. Его время остановилось: века подобны мгновениям. Бесплотный облик Демона олицетворяет не тьму, а «ясный вечер», сумерки.
Ему наскучило творить зло, люди сами погрязли в грехах и смертоубийствах. Восставший ангел получил «познанье и свободу», умение «все чувствовать, все видеть». Но он все подвергает сомнению, даже вечность для него иллюзорна[3].
На земле он встречает Тамару, чей мир полон любви и радости. Грузинская княжна живет среди гор, цветущих лугов с прохладными ручьями. Она — прекрасное дитя земного мира, осязаемого и чувственного, полного красок, запахов и звуков. Любуясь красавицей, Демон, «счастливый первенец творенья», вспоминает мир ангелов и херувимов[4] до своего , в котором жил в гармонии с миром и видел улыбки комет. Он захотел примирения с небом, чтобы опять любить.
Но сжигаемый страстью, искушает в снах лукавыми уговорами Тамару, которая, ища защиты от искусителя, уходит в монастырь. Но Демон и там ее настиг, и девушка погибает. Ее раскаявшуюся душу спасает от Демона Ангел, унося в рай.
Демон вновь воспылал ненавистью к Богу, лишившему его души Тамары. Утратив надежду на возрождение, он обречен на вечные муки одиночества в бескрайних и безмолвных просторах вселенной.
Образ Демона стал в поэтическом мире Лермонтова основным «олицетворением его творческого самосознания». Образ индивидуалиста, страдающего, бунтующего против мира и Бога, прямо или косвенно нашел отражение во многих других произведениях, в том числе, в образе главного героя романа «Герой нашего времени».
Образы с демоническими чертами и мятежным духом в творчестве внука тревожили Елизавету Алексеевну Арсеньеву, переживая за Мишеля, она постоянно молилась за исцеление его души. Она видела причину увлечений мистикой в проклятом наследии его предков по отцовской линии, среди которых был Томас Лермонт, по прозвищу Рифмач, средневековый шотландский чернокнижник[5] и бард[6]. Его потомок стал военным наемником и попал в Россию в XVII веке при царе Михаиле Романове, остался служить и принял православие, сменив имя Георга Лермонта на Юрия Лермонтова.
Маковский «Демон и Тамара»
Своеобразие языка
Своеобразие лермонтовского языка лучше всего можно понять, разобрав его произведения. В стихотворении «Парус» — это выражение грусти, печали, ожидание бури в значении борьбы. При этом непонятно, за что конкретно происходит эта борьба, остается неясно, к чему она должна привести.
Слова «Увы! Он счастия не ищет» занимают самую сильную конечную позицию глагола движения. «И не от счастия бежит», — это один из смысловых центров произведения. Получается, что борьба и тревога духа — это спутники стремления к недостижимому идеалу, отказу от достигнутого.
«Парус» — это своеобразный чертеж художественного мира автора, на примере которого можно увидеть своеобразие творчества Лермонтова. Романтическое противопоставление навсегда потерявшей гармоническую целостность личности.
Например, двойное отрицание в строках «Нет, не тебя так пылко я люблю», говорящее о напряженных чувствах и поиске возможности снять любовное напряжение. Своеобразие творчества Лермонтова — это способ приподнять личность над противоречивостью жизни, а не погрузить ее внутрь конфликта, как может показаться на первый взгляд. Даже непримиримая борьба жизни и смерти в его творениях возвышает дух человека над обстоятельствами.
Поэтический мир Михаила Лермонтова
Этот мир соткан из многих паззлов, если говорить по-молодёжному, а так – из многих частей. Красота и чистота его произведений просто поражает своей кристальностью слога, своей чёткостью и ёмкостью. И это ведь не только в поэтических произведениях, тоже и в прозе, и в драме. Но красота его не простая… Она мрачная. Она сопряжена с борьбой, с мятежным духом, с постоянными исканиями света во тьме жизни. Она не даёт расслабиться, эта мятежность вечно зовёт в бой и неважно с чем, важен сам процесс, сама борьба, сама романтика борьбы.
Вот почему в судьбе
Но всё же у Лермонтова не всё так мрачно. Одним из героев его произведений становится природа.
Вот так же и поэт, вот так же он и доказывал свою веру в борьбу с реальностью, которая губила своей серостью, своей бездумностью. Говорят что и на дуэль он согласился тоже именно из-за своих благородно-романтических убеждений, потому что верил что только так можно доказать свою правоту, оправдать сои убеждения. Но он забыл, что есть подлость и трусость, а именно это и руководило его соперником. Пылкое сердце поэта это и не заметило, хотя предчувствовало беду.
Поэт погиб, но его поэтический мир, мир романтизма остался с нами и для нас.
Мятежная душа «внутреннего человека»
Поэтический язык лирика выражает мятежный внутренний мир героя. «Смерть поэта», «Три пальмы», «Казачья колыбельная песня», «Герой нашего времени» — это патетическое напряжение и неуспокоенность. При этом во всех строках удивительная ясность и четкость выражения. Это, опять же, подтверждает дуальность ценностей поэта.
Огромное количество противоречивых смыслов объединены в лаконичную трехчастную организацию из трех четверостиший и в стихотворении «Парус». Катрены образуют триаду, вторая строфа контрастирует с первой, но третья вновь обретает созвучность.
Стройная трехчастная форма позволяет разрешить противоречия очень гармонично, хотя бы внешне. Соединяется внутренняя антитеза, а напряженность и замкнутость с единой внешней границей.
Математическая точность стихов
В монологе Печорина из «Княжны Мери» раскрывается конфликт личности и общества, в результате чего возникают внутренние противоречия. В речи Печорина продемонстрированы многочисленные антитезы и идеально грамотно выстроенная рифма. Лермонтов подчеркивает четкость катренов пунктуацией, где чередуются тире и двоеточие.
Такая форма заостряет внимание на скованности персонажа внутренними границами, раскрывает неостановимую душевную энергию и мощное движение.
Размышление о своеобразии творчества Лермонтова позволяет сделать еще один вывод об особенности его лирического языка. Изобретательность живописца словом — это мастерство, с помощью которого он может описывать и человеческий внутренний мир, и природную жизнь с различными явлениями.
При этом в основе всего его поэтического наследия лежит тема одиночества. Слово «один» — это наиболее значительное слово в языке автора. Внутри героя всегда сосредоточена огромная энергия, накопленная в результате отрицания обычной жизни с ее мелкими страстями, разобщенностью народа. Одиночество в творчестве Лермонтова наполнено неудержимым стремлением достичь идеала, всеединства жизни, мировой целостности и гармонии.
Музыка слова
Слог мастера весьма музыкален, так и проза его обладает интонационностью звуков, выраженных в ритмично организованной речи. Именно у него впервые развивается трехсложный размер, который не удавался до этого с таким размахом предшественникам, даже Пушкину.
Поэзия в творчестве Лермонтова насыщена разнообразными повторами, ритмическими акцентами, внутренними ритмико-синтаксическими перебоями и строгими симметриями, четко следующими друг за другом. Огромные напряжения выливаются в беспощадные размышления-исповеди, когда противопоставляется новый вывод исходному прямому значению. Например, строки про жизнь, которая при «холодном рассмотрении» превращается в пустую и глупую шутку.
Сегодня особенно детально исследуется одиночество в творчестве Лермонтова. Сочинение любого толка автора подвергается серьезному художественному рассмотрению. Романтическая линия в творчестве поэта выражена сложными сочетаниями различных жанров и стилей речи. Про персонажей в «Герое нашего времени» Белинский пишет, что автор сумел поэтично выразить даже простым грубым языком Максима Максимыча живописность событий. Это придало взгляду на жизнь персонажа комизм и трогательность.
Творческая биография Лермонтова
Молитва как жанр в лирике Лермонтова. Темы жизни и смерти, философские мотивы
Поэзия Лермонтова была известна узкому кругу близких знакомых, он не общался в литературных кругах и не публиковал своих стихотворений. Как поэт стал известен, когда его потрясла трагическая гибель Пушкина.
Двадцатидвухлетний гусарский офицер Лермонтов напишет стихотворение «Смерть поэта», которое быстро разошлось среди друзей и стало знаменитым буквально в считанные дни, его цитировали почти по всему Петербургу, отправляли в письмах к знакомым в другие города. Хотя в стихотворении не упоминается имя Пушкина, всем было понятно, о каком «дивном гении» и «невольнике чести» написано.
После дуэли и смерти Пушкина Николай I, опасаясь протестов в обществе, распорядился тайно вывезти тело поэта из Петербурга, которое, спрятав под рогожей[7] на телеге, ночью отправили под жандармским[8] конвоем[9] в Михайловское. Власти хотели, чтобы поскорее забыли о случившемся, но Лермонтов напомнил о трагедии своим исключительным по злободневности стихотворением и взбудоражил общество, открыто назвав истинных виновников гибели поэта: власть и ее придворное окружение. Так стихийно начался творческий путь Лермонтова, но продлится он всего четыре с половиной года до его собственной роковой дуэли с Мартыновым в 1841 г.
Лермонтова арестовали, затем сослали в Нижегородский полк, участвующий в боевых действиях на Кавказе, в которых поэт проявил себя как храбрый офицер. За проявленное мужество его не раз представляли к наградам, но император эти представления отклонял.
Несмотря на службу и участие в боевых операциях, именно в это время он много пишет, но уже не для себя, как раньше, а для того, чтобы его услышали другие. В стихотворении «Дума» (1838 г.), отождествляя себя со своими современниками, он считает, что как поэт должен сказать нелицеприятную[10] правду о своем поколении, стать его совестью. Основные мысли «Думы» будут использованы при создании «Героя нашего времени».
Лермонтов, вернувшийся с Кавказа в 1838 г., встретил 19-летнюю, но уже овдовевшую княгиню Марию Щербатову. Эта одаренная и красивая женщина вдохновила написать несколько лирических произведений. Одно из них — стихотворение «Молитва» (1939 г.) он посвятит ей.
У Лермонтова уже было с таким названием два стихотворения. «Молитва» 1829 г. – исповедь об одержимости поэта земными страстями и жаждой творчества, звуками своих «грешных песен» он не может молиться Богу. Стихотворение 1837 г. — обращение с молитвой к Богородице, но не о своей «пустынной» душе, а с просьбой о счастье и успокоении «девы невинной».
Но именно последнюю «Молитву» можно считать образцом духовной лирики. Набожная бабушка поэта с умилением читала знакомым текст «Молитвы», уверяя, что Мишеньку незаслуженно многие считают безбожником.
Лермонтов, никогда не читавший другим свои произведения, сделал для княгини однажды исключение и прочитал «Демона». Мария Алексеевна была восхищена красотой поэтических образов, но ее поразило мрачное содержание поэмы. Понимая, что мятежный Демон – это отражение состояния души поэта, попросила Лермонтова дать слово вспоминать о молитве в тоскливые минуты. Судя по всему, Лермонтов обещание сдержал, и это получило отклик в таком проникновенном стихотворении. У стихотворения непривычное название для поэтического текста, ведь молитвами считаются освященные церковные обращения верующих. Жанр «Молитвы» можно определить, как лирический монолог, в котором герой передает свои чувства.
В стихотворении соединились романтические и христианские мотивы. Передано состояние умиротворения лирического героя от «живых слов» чудной молитвы, дарующей благодать и успокоение. Чувство грусти, близкой к отчаянию, сменила грусть просветленная. По отзыву Белинского, мятежный дух поэта, изливавший прежде «безотрадные, леденящие сердце» строки, создал молитвенную «мелодию надежды, примирения и блаженства жизни», в наслаждении самой жизнью.
Вскоре Лермонтов был арестован и сослан на Кавказ во второй раз. Назойливые ухаживания сына французского посланника за княгиней Щербатовой стали поводом для дуэли. Хотя поединок обошелся без жертв, Лермонтов выстрелил не в противника, в воздух, а Эмиль де Барант промахнулся, власти воспользовались этим конфликтом, чтобы удалить Лермонтова из столицы.
В последние годы Лермонтова в его творчестве звучат философские мотивы, поэт переосмысливает жизненные ценности. Темой жизни проникнуто стихотворение «И скучно, и грустно…», которое было написано, когда Лермонтову было 26 лет, но он говорит о своих разочарованиях, о бессмысленности желаний, страстей, о невозможности любви. Итог стихотворения в последних строчках, как итог прожитой жизни, которую он называет «пустой и глупой шуткой». Это кощунственное умозаключение невольно наводит на мысль, кто же так глупо шутит? Конечно, это тот, благодаря которому жизнь дана. Бог выступает как враждебная сила, надсмехающаяся над человеком.
Тема смерти присутствует в творчестве Лермонтова с юношеских лет до самой гибели во многих стихотворениях. Четверостишие «Пора уснуть последним сном..», похожее на эпитафию[11], написано в 17-летнем возрасте.
«Выхожу один я на дорогу» (1841 г.), появившееся незадолго до дуэли, похоже на предсмертное завещание. Стихотворение начинается с мотива дороги, пути, ведущих в никуда, словно посреди вселенной, где пустыня внимает Богу, звезды разговаривают друг с другом, земля спит «в сиянии голубом». Интересно, что герой, как и Демон, видит землю словно из космоса. Ведь только через сто с лишним лет человечество, покорив космос, узнает, что наша планета, окруженная атмосферой, действительно голубого цвета. В этом ночном пейзаже, наполненном гармонией, герой, чувствуя отчаяние и беспокойство, ищет покоя, стремится «забыться и заснуть», но не «холодным сном могилы».
В написанном за несколько месяцев до роковой дуэли стихотворении «Сон» Лермонтов предрекает собственную смерть: лирический герой увидел себя во сне неподвижно лежащим в горной долине с глубокой раной в груди от пули, истекающим кровью. Гибель поэта в действительности и его предвидение, совпадающие в деталях, Владимир Соловьев, философ-мистик, объяснял тем, что Лермонтову в наследство достался дар предвидения от его шотландского магического предка.
Поэт очень критично относился к своему творчеству. В единственный прижизненный сборник он включил только 26 стихотворений, написанных им после 1937 г., и две поэмы: «Песню про купца Калашникова» и «Мцыри».
Народный говор как самый высокий ранг поэзии
Жизнь и творчество Лермонтова тесно связаны с фольклором. К народному образу жизни обращен сборник 1840 года. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» воссоздала стиль русской народной поэзии. В «Поле Бородино» романтические тирады солдата позднее превратились в народную речь в «Бородино». Тут, опять же, на уста персонажей налагается неповторимая оригинальность мятежного нрава автора. Лермонтов и тут отрицает настоящее время, изъясняется в странной своей любви к Отечеству. Народный говор в интонациях поэта возведен в самый высокий ранг поэзии.
Своеобразие творчества Лермонтова внесло неоспоримый вклад в развитие художественного языка. Критик В. Виноградов объяснил это тем, что поэт отбирал оригинальные стилистические средства из русской и западноевропейской лирики. На стыке разных культур у него рождались новые формы литературного выражения, что продолжает пушкинские традиции.
Одиночество в творчестве Лермонтова
Сочинение в духе «гонимого миром странника» в более юной лирике для поэта описывают одиночество как награду. В более поздние годы — это, скорее, обуза, скука, которые в итоге придают ноту трагизма. Его произведения передают чувства единственного человека на всем белом свете.
Так появляется герой, подвергающий сомнению такие пристани для человеческой души, как любовь, дружба, смирение. Лермонтовский герой остро переживает свою неустроенность. Он скучает на балах в окружении пестрой толпы, ему чудятся вокруг бесчувственные люди «приличьем стянутых масок».
Для того чтобы снять этот гнет бездушности персонаж все больше переносится в детские переживания. У Лермонтова возникает желание, как у ребенка, бросить вызов свету, содрать с мирян маски, обличить толпу.
Одиночество образует внутреннюю пустоту. Разочарование в обществе, в принципе, эмоция грусти и декаданство свойственно молодежи тридцатых годов. Политический запрет на исполнение истинных желаний по преображению общественного строя переносится и на частную жизнь. Нет надежды обрести настоящее счастье, любовь, дружбу, реализовать себя. Знаменитый «Парус», который вечно одинок в бескрайнем море, — яркий пример чувств молодого поколения той поры.
Человеческие связи непрочны, а любовь неразделена — об этом говорят «Утес», «На севере диком…», «Листок».
После восстания декабристов в стране начинается мощнейшая политическая реакция. Действительность кажется поколению тридцатых извращенной, конфликтной, враждебной. Этот раздел между идеалами и реальностью нельзя разрешить мирно, с этим невозможно примириться. Решение конфронтации возможно только в результате гибели одной из сторон.
Такой социальный климат губительно действует на Лермонтова-человека, но оживляет поэта, суля ему трагическую судьбу. Единственное, чем продолжает интересоваться человек, — это права личности. Поэтому в более зрелый период мотивы творчества Лермонтова все больше направлены на критику строя общества, изобличая конкретные и острые проблемы. Он желает «дерзко бросить железный стих» и делает это постоянно.
«Дума» (1858)
В «Думе» мотив одиночества, неприятия современности оборачивается парадоксальной близостью эпохе: лирический герой оказывается носителем пороков, которые он сам неутомимо обличает. Прочитайте высказывания исследователей о «Думе ». Докажите текстом основные положения каждого. «Значение «Думы» как одной из важнейших идейных деклараций Лермонтова — в развернутой аналитической критике современного ему поколения и в том, что к числу представителей поколения поэт относит и самого себя. Эта последняя особенность становится важной и знаменательной, если вспомнить, что согласно романтической эстетике лирический герой по своим изначальным качествам не зависел от среды и не подлежал критике («Смерть поэта», «Прощай, немытая Россия», «Как часто, пестрою толпою окружен…»). Предметом критики и отрицания является в них не современное поколение вообще, а наиболее реакционные силы русского самодержавия. Герой и среда, как было и у раннего Лермонтова, поставлены здесь в непримиримо враждебные отношения между собой» (Д.Е. Максимов). «Личную трагедию Лермонтов осмыслил как трагедию поколения. Уже в первой строке лирическое «я», социальное раздумье которого составляет предмет стихотворения, становится частью «обличаемого» целого («наше»): «Все то, что присуще поколению, присуще и автору, и это делает его разоблачение особенно горьким» (Ю.М. Лотман). Лирическое «я » как бы находится в двух сферах: включенное в круг «поколенья», оно подчеркнутым «неравнодушием», духовной мукой выводится за его пределы, выступая одновременно и осуждающим и осуждаемым. «Обличенье» исходит от лица «я», глядящего на «поколенье» и с высоты личного сознанья («я гляжу»), и изнутри («наше»). Двойной угол зрения создает ряд конфликтных ситуаций как между «я» и «поколеньем», так и внутри «я»; порываясь подняться над уровнем сознания «поколенья », лирическое «я » осознает тщетность личных усилий, обнаруживая в себе пороки и слабости «поколенья», — в нем контрастно сочетаются порыв к борьбе и обреченность, чувство личной исключительности и переживание ее утраты… Если раньше Лермонтов обвинял жизнь, которая постоянно обманывала его надежды, то здесь он словно сам не оправдал предназначения судьбы» (В.И. Коровин). Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны И перед властию — презренные рабы. Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты — его паденья час! Мы иссушили ум наукою бесплодной, Тая завистливо от ближних и друзей Надежды лучшие и голос благородный Неверием осмеянных страстей. Едва касались мы до чаши наслажденья, Но юных сил мы тем не сберегли; Из каждой радости, бояся пресыщенья, Мы лучший цвет навеки извлекли Мечты поэзии, создания искусства Восторгом сладостным наш ум не шевелят; Мы жадно бережем в груди остаток чувства — Зарытый скупостью и бесполезный клад. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. И предков скучны нам роскошные забавы, Их добросовестный, ребяческий разврат; И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливо назад. Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом. Покажите, как в системе сравнений раскрывается суть «потерянного поколения». Можно ли по «Думе» судить о положительных идеалах Лермонтова? Какими должны быть отношения к добру и злу, к себе и к людям, к радости и горю, к прошлому и будущему? Согласны ли вы с высказыванием Белинского: «…это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!.. » Сопоставьте это высказывание с мнением критика о стихотворении «И скучно и грустно, и некому руку подать…»: «похоронная песня всей жизни, оправданная самой реальностью». Покажите, как в стихотворении развенчиваются все традиционные идеалы романтизма: мечты, любовь, страсти. И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят — все лучшие годы Любить… Но кого же?., на время — не стоит труда, А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и все там ничтожно… Что страсти9 — ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — Такая пустая и глупая шутка… «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840) Обратите внимание на сложность композиции стихотворения: «кольцо» из настоящего (новогодний бал) вокруг воспоминаний о прошлом, центром которого являются мечты о будущей любви. Почему новогодний бал не приносит радости лирическому герою? Найдите в тексте стихотворения те характеристики окружения лирического героя} которые делают понятным его стремление к одиночеству. Как чувство «обмана в жизни » усиливается контрастным сопоставлением мечты о любви и окружающих лирического героя женщин? Какие художественные средства способствуют их противопоставлению? 1-е января Как часто, пестрою толпою окружен, Когда передо мной, как будто бы сквозь сон, При шуме музыки и пляски, При диком шепоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски, Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки, — Наружно погружась в их блеск и суету, Ласкаю я в душе старинную мечту, Погибших лет святые звуки. И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться, — памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребенком, и кругом Родные все места; высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится — и встают Вдали туманы над полями В аллею темную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами И странная тоска теснит уж грудь мою: Я думаю об ней, я плачу и люблю, Люблю мечты моей созданье С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье. Так царства дивного всесильный господин — Я долгие часы просиживал один, И память их жива поныне Под бурей тягостных сомнений и страстей, Как свежий островок безвредно средь морей Цветет на влажной их пустыне. Когда ж, опомнившись, обман я узнаю, И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник незваную гостью, О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!.. «Значение стихотворения не сводится только к обличению «большого света». Тема маскарада здесь … глубоко символична. Обнаруживается парадокс: то, что непосредственно окружает поэта, оказывается призрачным, видимым «как будто бы сквозь сон», и, напротив, воображаемое прошлое оказывается подлинной реальностью, описанной точным, вещественно-предметным языком» (Л.Н. Назарова, Э.Э. Найдич). Одиночество в теме поэта и поэзии также раскрывается в двух направлениях: противопоставление поэта к толпы (избранничество) и трагедия одиночества (изгнанничество), невозможность выполнить свое назначение («Поэт», «Пророк»): Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово.
Смерть поэта
Лермонтов упрекает поколение в бесцельности, внуренней опустошенности, скорбит о судьбе России, одновременно наполняет свои работы презрением и ненавистью к ней. Творчество М. Ю. Лермонтова — это бунт в отношении существующего порядка вещей.
В стихотворении на смерть Пушкина поэт передает сложный коктейль из противоборствующих в душе чувств. Тут есть и скорбь, и восхищение, и негодование. Пушкин в произведении противостоит толпе, третий персонаж — это оплакивающий гения поэт, клеймящий публику. Лермонтов обвиняет свет в убийстве Пушкина, именно общество направляло руку убийцы. И вновь Михаил наделяет своего героя, Пушкина, одиночеством, противостоянием всему свету.
«Смерть поэта» — это дань поэтическому гению, и к тому же это перемычка, стык в истории, где формируется преемственность мастерства и духовности. Творчество Лермонтова — это продолжение истории целого поколения, перенятое у Пушкина. Это голос молодежи, размышляющей о будущем страны, его непростом состоянии, пути и себе. Пушкин был солнцем нашей нации, но его не смогли или не пожелали сберечь.
Это образ гения среди пигмеев, которые неспособны прощать, ценить и протестовать, отстаивая свои ценности. Работы Лермонтова рождались на стыке эмоций и рацио. Ясная, напряженная мысль бьется в клубке чувств и противоречий. Происходит разделение смыслов понятий поэт и человек, но объедяются поэт и поэзия. Творчество Лермонтова занимает особое место в русской литературе, представляя глубокий и богатый материал размышлений о государстве, мире, времени и личности в нем.
Отношение самого маэстро к стихам выражено в разладе взаимоотношений художника и мира. Утонченное искусство оказывается замкнутым в железном веке прогресса.
Д. Е. Максимов. Поэзия Лермонтова
Лермонтов — одно из самых высоких, героических имен в русской литературе. Читатель Лермонтова при первом же прикосновении к творчеству поэта ощущает себя стоящим у порога огромного и неповторимого поэтического мира. Этот мир поражает и завораживает своей таинственной глубиной и мощью, своим мужественным и трагическим строем. В поэтическом мире Лермонтова господствует тот ни на что не похожий, но безошибочно узнаваемый «лермонтовский элемент» (Белинский), который легче почувствовать, чем определить и объяснить.
Трудность такого определения зависит не только от естественного сопротивления, которое оказывает искусство неизбежно обедняющему его анализу, но и от некоторой недоговоренности, недосказанности лермонтовского поэтического творчества, остановленного на полном ходу и далеко не реализовавшего всех своих великих возможностей.
И все же общие идеи, лежащие в основе поэзии Лермонтова, поддаются определению и объяснению. Это — идеи личности и свободы, которые утверждает поэт как самые высокие ценности и критерии. Лермонтов нашел в этих идеях, существовавших и до него, особый аспект и воплотил их со страстью, своеобразием и полнотой, неизвестными его предшественникам в русской поэзии. Творчество Лермонтова, несущее эти идеи, способствовало обострению критического сознания его современников и было целиком направлено против бесчеловечности, рабства и духовной косности. Но и в наши дни творчество Лермонтова сохраняет свое великое революционизирующее значение, все еще подымает, тревожит и беспокоит. Поэзия Лермонтова противостоит всяческому застою, регламентации мышления и попиранию человеческой личности. В борьбе за человека, за его достоинство, за его свободу, за его право на гордую и бесстрашную мысль, в борьбе с бездумным благодушием и духовной неподвижностью беспокойная и мятежная поэзия Лермонтова помогает нам и теперь, как она помогала своим читателям в прошлом.
1
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 3 октября (15 октября н. с.) 1814 года, а в 1828 году стал уже автором первых стихотворений. Лермонтову пришлось жить и писать в одну из самых реакционных эпох русской истории. Начало этой эпохи было ознаменовано разгромом декабризма, а пределом ее, до которого Лермонтов не дожил, послужило сплочение и активизация революционной демократии.
Лермонтовское время, т. е. 30-е годы прошлого века, некоторые историки и мемуаристы называли «тихим житьем» и «смирным временем». Покорность и смирение снаружи и глухая, удушливая неподвижность изнутри и явились страшными признаками эпохи. Правительство, испуганное выступлением декабристов и европейским освободительным движением, жестоко преследовало не только то, в чем видело хотя бы слабые следы прямой политической оппозиции, но и умственную жизнь вообще, которую считало основанием оппозиционных настроений. Не случайно известный реакционный деятель С. С. Уваров, тогда еще помощник министра народного просвещения, в своем отчете 1832 года призывал строить «умственные плотины», препятствующие «порывам к чужеземному, к неизвестному, к отвлеченному в туманной области политики и философии».1 Мыслебоязнь так глубоко проникла в общественное сознание, что литературное творчество само по себе казалось опасным делом. «Если вы продолжаете писать, — наставляла Лермонтова, только что поступившего в юнкерскую школу, его постоянная корреспондентка М. А. Лопухина, — не делайте этого никогда в школе и ничего не показывайте вашим товарищам, потому что иногда самая невинная вещь причиняет нам гибель».2
Духовные завоевания, вызванные освободительным движением, просветили самосознание передовых слоев русского дворянства, но, омраченные поражением декабризма и торжеством реакции, они приводили также к общественному разочарованию. Вера в возможность коллективной борьбы была подорвана, и надежда на свободу личную и общественную сохранилась лишь в форме одинокого индивидуального протеста и пессимистически окрашенного отчуждения. Вместе с тем к сознанию бессилия перед лицом реакции присоединялись впечатления, вызванные бурным развитием денежных отношений и ростом имущественного неравенства, которое Лермонтов воспринимал особенно остро (см. его ранние пьесы и роман «Княгиня Лиговская»). Образованное общество, из которого был вытравлен героический дух и вера в высокие освободительные идеалы, общество, скованное реакцией, пропитанное пошлостью, раздробленное «борьбой эгоизмов», и, прежде всего, среднее и высшее дворянское общество, представляло собой более чем неприглядную картину.
Развитию Лермонтова способствовало прекрасное и разностороннее образование, полученное им дома, в Московском Благородном пансионе и в Московском университете, в котором вели занятия лучшие преподаватели того времени. Огромную роль в формировании молодого поэта сыграло его увлечение произведениями Пушкина, Шиллера, Шекспира и в особенности бунтарским и мятежным творчеством Байрона — литературой, приобщавшей поэта к передовой гуманистической идеологии. Здесь следует упомянуть и менее характерные и более ранние увлечения: Жуковским, И. И. Козловым, А. А. Бестужевым.
Одним из самых важных источников, питавших мировоззрение Лермонтова и укреплявших его стойкость в годы безвременья, являлась идейная традиция декабризма и полные героической поэзии рассказы о декабристах. Эти рассказы доходили до Лермонтова еще в отрочестве, в то время, когда он жил в пензенском поместье своей бабушки — Тарханах. Он был окружен ими в Москве, в подмосковном имении его родственников — Средникове, в Благородном пансионе и в Московском университете, в котором учился в 1830 и 1831 годах, одновременно с Герценом и Огаревым. Разогретая оппозиционной политической мыслью атмосфера университета, культ декабризма и поэзии декабристов, который установился в передовой студенческой среде, не подчинив себе Лермонтова целиком, сильно на него повлияли. Можно сказать, что декабристы разбудили не только Герцена, но отчасти и Лермонтова. Политическая и моральная культура декабризма, декабристские представления о должном, об идеале помогли Лермонтову увидеть современное ему общество таким
, каким он его увидел, и оценить
так
, как он его оценил.
участия в идейном движении других классов, писал Герцен, имея в виду 30-е годы, вовсе не следует, «что ничего не произошло в его душе. Русский народ дышит тяжелее, чем прежде, глядит печальней; несправедливость крепостничества и грабеж чиновников становятся для него все более невыносимей».3 Количество крестьянских восстаний, поджогов, убийств помещиков за это время неуклонно возрастало. Холерные бунты 1830—1831 годов явились лишь наиболее ярким выражением всеобщего народного недовольства. И Лермонтов, проведший в деревне всю первую половину своей жизни, реагировал на эти явления с большой чуткостью и страстью (повесть «Вадим» и другие).
Таковы предпосылки столкновения Лермонтова с окружавшей его действительностью. Так возникло в нем сознание ущемленности, жгучего оскорбления, неизгладимой обиды, которую наносят человеку люди и даже, как казалось Лермонтову, сам закон мироздания. Хотя и неповторимая поэтическая индивидуальность поэта, конечно, не определяется целиком этими предпосылками, но они глубочайшим образом способствовали ее формированию. Горячий и горький лиризм обиды
пронизывает творчество Лермонтова, особенно раннее. Разнообразно варьируемый образ «гонимого миром странника» проходит через все произведения поэта.
Критическое отношение Пушкина 30-х годов к русской крепостнической действительности проявлялось в исторически углубленном и реалистически-объективном художественном понимании этой действительности. Сложившаяся еще в молодости и в эпоху создания «Бориса Годунова» вера Пушкина в победу разумных сил истории господствовала над трагическими впечатлениями жизни и укрепляла светлый и гармонический строй его мировоззрения и творчества. Молодому Лермонтову пушкинский историзм, как и всякий объективный историзм, оставался тогда в значительной мере чуждым, а непосредственные проявления пушкинской оппозиционности представлялись недостаточными («О, полно извинять разврат…», — см. «К ***»). Минуя основное русло пушкинского творчества, через голову Пушкина-реалиста Лермонтов в ранний период своего развития обращается к Пушкину-романтику, автору южных поэм, во многом перекликающихся с восточными поэмами Байрона. Вольнолюбивый романтизм Пушкина и особенно ненавистный русским реакционерам романтизм Байрона и явились той школой, которая помогла Лермонтову оформить свою субъективистски окрашенную художественную систему: выработать образ героя и осознать характер столкновения героя с действительностью.
От недооценки романтизма, от нежелания видеть в нем великое прогрессивное явление наше литературоведение давно уже отказалось. Лермонтов — крупнейший представитель русского и мирового романтизма, и величие его связано не только с тем, что его творчество зрелого периода развивалось в сторону реализма, но и с тем, что он был
романтиком и в
известных пределах
Романтизм Лермонтова относится к иной эпохе, чем романтизм Пушкина, и сильно от него отличается. Столкновение с враждебной и недостойной средой в условиях последекабристской реакции привело к тому, что в сознании Лермонтова идея и чувства личности, противостоящие действительности, приобрели большее значение и проявились с большей интенсивностью, чем у Пушкина. «Надо было обладать безграничной гордостью, — писал Герцен, — чтобы с кандалами на руках и ногах высоко держать голову».4 Отсюда — подвиг гордого одиночества, отщепенство, романтическая изолированность, о которых Лермонтов постоянно говорил в стихах как о поведении своего героя, хотя сам поэт не чуждался дружеских связей.
Развитию идеи личности у Лермонтова соответствует характерная для романтиков повышенная субъективность его отношения к действительности. Речь идет не о субъективной прихотливости и капризной изменчивости вкусов и мнений, а о страстном, заинтересованном, принципиально оценочном подходе ко всему окружающему. Это была та самая субъективность мысли и чувства, которая помогла Белинскому преодолеть свои примиренческие настроения конца 30-х годов и которую он признал главным признаком духовного прогресса своего времени. Субъективность эта, превращаясь в особый лермонтовский лиризм, окрашивала все произведения поэта, его характеристики, пейзажи, эпитеты. Она пронизывала его лирические признания и объективные образы атмосферой горячего напряженного личного чувства, «музыкой души». Лиризм Лермонтова был далек от созерцательно-пассивного лирического стиля таких поэтов, как Жуковский или Козлов. Лермонтов, как и Гоголь, — поэт активных оценок, вытекающих из всей совокупности его взглядов. Решающую роль в его поэзии играет сосредоточенная
и является одним из существенных отличий ее от универсального и многопланного творчества Пушкина. Однако эта односторонность представляет собой не только ограничение, но и высокое достоинство Лермонтова. Она связана с устремлением его в глубину избранной им сферы и вместе с тем с исключительной интенсивностью, собранностью и динамичностью его поэтического мира.
Лиризм Лермонтова и все направление его поэзии, как и у других авторов, определяются общим характером его утверждения и отрицания.
В произведениях Лермонтова утверждение не выдвигается на первый план: он говорит «да» гораздо реже, чем «нет». Это обстоятельство давало повод считать Лермонтова поэтом чистого отрицания и беспросветного скепсиса. Между тем источником отрицания, гнева и разочарования Лермонтова всегда является скрытое за ними утверждение идеалов и положительных ценностей жизни. В качестве символического и условного выражения этой мысли можно указать стихотворение Лермонтова «Кинжал», где говорится о любви, дарящей человеку оружие:
Ты дан мне в спутники, любви залог немой, И страннику в тебе пример не бесполезный: Да, я не изменюсь и буду тверд душой, Как ты, как ты, мой друг железный.
Положительное содержание поэзии Лермонтова не сразу приковывает к себе внимание, но существование его очевидно. Лермонтов своим творчеством утверждает любовь к жизни, к природе, к вечному движению, к борьбе, а в особенности к свободе и много раз признается в этой любви («Молитва», 1829, «Я жить хочу! хочу печали…», «Поэт», «Мцыри» и другие). Непререкаемыми ценностями являлись для него преданность родине, идея справедливости, право человека на уважение, мирные отношения между народами, доверчивость, простота и правдивость в отношениях между людьми (драмы, поэма «Последний сын вольности», стихотворения «Родина», «Валерик»5
Наиболее конкретное выражение положительных идеалов Лермонтова дается в стихотворении «На жизнь надеяться страшась…». Лермонтов рисует в этом мрачном стихотворении, вероятно под влиянием утопии Сен-Симона и сенсимонистов, идеальное будущее земли, в котором видит равенство гражданское (отсутствие «честей») и имущественное (отсутствие «злата»), свободу личности, чувства (отсутствие «приличий») и мир между людьми.
Положительные идеалы Лермонтова становились в его поэзии силой, направленной против враждебных ему явлений действительности. Лермонтова отнюдь нельзя называть атеистом, но вера в «небо» не носила у него последовательного характера, нередко превращаясь в богоборчество. Тяготение к земной материальной жизни переходило у Лермонтова в скрытую полемику с «небом», со спиритуалистической догматикой религии («Земля и небо»). Апология порыва, беспредельного стремления и беспокойства таила в себе ненависть поэта к современным ему косным и застывшим формам жизни («Парус», «Есть речи — значенье…»). Чувство социальной справедливости вело Лермонтова к осуждению поработителей народа (роман «Вадим», «Прощай, немытая Россия!..»). За прославлением личной свободы («Мцыри») угадывалась ненависть к неволе общественной, — тем самым его отвлеченно-моральный идеал свободы приобретал в сознании современников поэта политическую окраску. Стремление к простоте и естественности превращалось в критику «цивилизованного общества» и, прежде всего, света («Странный человек», «Маскерад», «Как часто, пестрою толпою окружен…»).
Поэзия Лермонтова уже в ранние годы ее развития до конца его жизни имела не только непосредственно-созерцательный, но и аналитический
«Если б сказали Лермонтову, — писал Белинский в 1844 году, — о значении его направления и идей, он, вероятно, многому удивился бы и даже не всему поверил; и не мудрено: его направление, его идеи были — он сам, его собственная личность, и потому он часто высказывал великое чувство, высокую мысль в полной уверенности, что он не сказал ничего особенного».6
Лермонтов ставит в своем творчестве философские вопросы, несомненно обнаруживая знакомство с европейской философией (по-видимому, еще в молодости на него влиял философски ориентированный идеалистический журнал «Московский вестник»). Философия Лермонтова была стихийной, поэтической философией, но это не лишало ее интеллектуальной силы, лирического драматизма и глубины. Лермонтов решал философские вопросы по-разному, но за каждым его решением стоял подлинный, пережитый духовный опыт.
Это драматическое сплетение утверждений и отрицаний выражалось у Лермонтова не только в темах и логических формулах, но и в «музыкальной» структуре, в характере лиризма и тональности стиха. Лермонтов говорил в стихотворении «Не верь себе», что «родник» поэзии полон «простых и сладких звуков», но вместе с тем мы знаем и знаменитые слова поэта о «железном стихе, облитом горечью и злостью» («Как часто, пестрою толпою окружен…»). Эти два лирических строя существовали в поэзии, предшествовавшей Лермонтову, чаще всего порознь и не сходились между собой. Так, «твердый» гражданский стих декабристов противостоял «сладким звукам» лирики Жуковского. В грандиозной по широте и богатству поэзии Пушкина звучали все голоса, в том числе и непревзойденный по своей энергии голос «железного стиха», который обычно соответствовал гражданской теме («Кинжал», «Клеветникам России»). Но лиризм «железного стиха» не совпадал с основной тональностью поэтического творчества Пушкина. В поэзии Лермонтова героическая мужественная тональность характерна не только для гражданского стиха («Смерть поэта», «Поэт»), но и для произведений, не заключающих в себе прямого политического содержания («Я жить хочу! хочу печали…», «Мцыри», «Демон»). Этот героический лиризм является принадлежностью поэзии Лермонтова в целом, тесно сплетаясь в ней с доверительной интонацией его задушевных лирических признаний и раздумий («Звуки», «Сосед», «Слышу ли голос твой…»). Трудно уследимое сочетание этих двух лирических начал является одной из самых примечательных особенностей Лермонтова. В лермонтовском творчестве, в котором активность и страсть соединились с мягким и созерцательным лиризмом, поэзия, сохраняя все эти качества
, стала звучать железом (особенно в стихотворениях «Кинжал», «Еврейская мелодия» и других).
«Каждое слово его, — писал о Лермонтове Лев Толстой, — было словом человека, власть имеющего».7 «Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал», — провозглашает лирический герой Лермонтова («1831-го июня 11 дня»). Но воля к действию у Лермонтова и лермонтовского героя не могла привести в реакционной обстановке 30-х годов к совместному общественно ценному делу. Лермонтов выступал как одинокий борец и мятежник. Поэзия его, как и поэзия Байрона, не содержала в себе революционной программы: в России 30-х годов революция была невозможна. Однако по своему духу, по широте, страсти и глубине отрицания социальных, моральных, психологических и бытовых устоев старого общественного уклада поэтическое творчество Лермонтова, как и творчество Байрона, может быть названо революционным. И хотя эта революционность Лермонтова была стихийной, идейно не оформленной, в отдельных случаях она достигала исключительной политической остроты (стихотворения «30 июля. (Париж) 1830 года», «Смерть поэта»).
Героический дух лермонтовской поэзии выразился, помимо общего ее направления, в сопровождающей ее лирического героя теме избранничества, высокой общественной миссии. Поэт неоднократно пророчествует о предназначенных ему грандиозных деяниях, гибели по «обету» за «общее дело», о грозящей ему казни или изгнании. И трагический акт, который видит перед собой в будущем лирический герой Лермонтова, судя по намекам поэта, напоминает скорее подвиг мести, стихийное восстание оскорбленного чувства, чем подвиг созидательный, ведущий к положительным гражданским завоеваниям. Не случайно тема мести у Лермонтова, особенно в ранний период его развития, имеет такое огромное принципиальное значение. Она громко звучит в лирике Лермонтова. Она окрашивает своим зловещим светом большую часть его поэм. Она играет решающую роль в «Вадиме», в «Княгине Лиговской», в «Маскераде».
Борьба передового человека 30-х годов с косными формами действительности не могла привести к победе. Отсутствие социальной почвы, на которую он мог бы опереться, его сомнение в плодотворности своих усилий ставили его в трагическое положение и формировали его трагическое отношение к миру. Мировоззрение Лермонтова, склонного к скепсису и трезвости и еще не созревшего до веры в исторический прогресс, в своей основе всегда оставалось трагическим. Знаменитая формула Белинского, относящаяся к стихам Лермонтова, характеризует их следующим образом: «…в них… нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни…»8
Эти особенности Лермонтова в обстановке николаевской монархии легко могли бы привести к отказу от борьбы. Именно к таким позициям пришел один из крупнейших русских поэтов того времени — Е. А. Баратынский. Не принимая наступившего «железного века» и скорбя о легендарной гармонии далекого прошлого, Баратынский в своей книге «Сумерки» (1842) и в примыкающих к ней стихотворениях застыл в трагически-пассивной позе и отказался от поисков радикального выхода. Трагическая позиция Лермонтова, в отличие от Баратынского, была позицией борьбы. Лермонтов не верил в близкую победу и не ставил о ней вопроса, но и не складывал оружия.
разрешению этих вопросов, противопоставляя недостойной действительности свои высокие требования, Лермонтов осуществлял героическую миссию поэта-борца. И чем больший трагизм вносил Лермонтов в свои оценки и приговоры, тем сильнее они будили общественное сознание, заражая его беспокойством и заставляя сомневаться в том, что поверхностному наблюдателю казалось не подлежащим сомнению. В одном из писем 40-х годов Н. П. Огарев, характеризуя состояние современной мысли, утверждал, что в ее трагическом скептицизме заключается «действительное движение и безбоязненность скорби».9 Носителем именно такой мужественной, безбоязненной скорби, которая освещала неблагополучие окружающего и двигала вперед, и был Лермонтов.
Ценность и значение того или другого мировоззрения, в том числе трагического или оптимистического по своей окраске, нельзя рассматривать как неизменную величину, равную себе на всем протяжении исторического времени. Ценность мировоззрения в конечном счете измеряется его отношением к освободительному движению в широком смысле, работающему в каждый исторический момент над разрешением своих объективных задач. В эпоху Лермонтова в систему консервативной идеологии естественно входило оптимистическое положение о том, что «все прекрасно в божьем мире» (из стихотворения И. П. Клюшникова «Жизнь»). Это утверждение, подкрепляемое ортодоксальной религией, вело к оправданию того уклада жизни, который не заслуживал никакого оправдания. Такой оптимизм порождал апатию и застой. Легко объяснить раздражение, вызванное в реакционной критике неприятие этого апатического оптимизма Лермонтовым, связанное со всем складом его трагического миропонимания. Этим критикам правильно представлялось, что трагичность, разочарованность Лермонтова, в сущности, являются одной из форм его протеста. Лермонтов мог бы повторить слова Чаадаева в «Апологии сумасшедшего» (1837): «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной. Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм лени, который приспособляется все видеть в розовом свете… Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия…»10. Лермонтов понимал людей и эпоху, в которой ему приходилось жить, глубже, чем его современники, и его скорбь была результатом этого понимания.
Облик Лермонтова-поэта отражал основные свойства личности живого Лермонтова. Здесь проявлялся закон поэтического отбора, приводящий к выделению важного и отсеиванию второстепенного. Так, из произведений Лермонтова очень немногое можно узнать о Лермонтове-студенте или о его жизни в домашнем кругу. «Гусарская стать» Лермонтова, без которой было бы невозможно представить его биографически, образ Лермонтова — проказника и неугомонного выдумщика, всегда готового на шалость, коновода в различных затеях, любителя карточной игры и цыган, поющего песни «во все горло и до потери дыхания», умеющего хохотать, веселиться и веселить собеседников, воспринимается как бы на периферии его поэзии, неполно, в немногочисленных стихотворениях «на случай». Дружеские связи поэта зрелого периода также были отражены в его творчестве довольно слабо, а деятельное участие в журнале «Отечественные записки» нашло отзвук лишь в одном его стихотворении — «Журналист, Читатель и Писатель».
«поэзию» от человека. «В наружности Лермонтова, — вспоминал И. С. Тургенев, — было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски-нежных и выдававшихся губ».11
Таковы общие основные черты, характеризующие творческую личность Лермонтова на всем протяжении ее развития. Но личность автора или его героев не может быть отражена в поэзии в полном отрыве от той действительности, с которой она соотносится. Отражение тех или других сфер действительности, отличающихся по своему реальному содержанию и структуре и увиденных под определенным углом зрения, соответствует родовым формам поэзии или жанрам в широком смысле слова. Для понимания Лермонтова соотношение этих форм имеет первостепенное значение.
Сноски
1 Цитирую по книге: Лемке М. Николаевские жандармы и литература 1828-1855 гг. Спб., 1909. С. 84.
2 М. Ю. Соч. М.; Л., 1957. Т. 6. С. 763. В дальнейшем цитируется это издание: Соч.: В шести томах. М.; Л., 1954-1957.
3Герцен А. И. О развитии революционных идей в России // Собр. соч.: В тридцати томах. М., 1956. Т. 7. С. 211 (перевод с французского).
4Герцен
5 В настоящем издании, как и в ряде предыдущих, это стихотворение («Я к вам пишу случайно, — право…») печатается без заглавия. — Ред
.
6Белинский В. Г. Русская литература в 1844 году // Полн. собр. соч. М., 1955. Т. 8. С. 474.
7Русанов
8Белинский В. Г. Стихотворения М. Лермонтова // Полн. собр. соч. М., 1954. Т. 4. С. 503.
9 Письмо к Т. Н. Грановскому от 15 февраля 1847 г. // «Звенья». М.; Л., 1932. Ч. 1. С. 123.
10Чаадаев «Апологии сумасшедшего» — по-французски).
11Тургенев И. С. Литературные и житейские воспоминания // Полн. собр. соч. и писем: В тридцати томах: Изд. 2-е, испр. М., 1983. Т. 11. С. 71.
Глава: 1 |
Вперед
Миссия поэта
Поэт для Лермонтова — это пророк, осмеянный толпой. Об этом он размышляет в работах «Пророк» и «Поэт». Это продолжение темы значения поэзии в обществе, где лирику используют часто для увеселения, вместо того чтобы применить свой настоящий божественный дар, исполнить свое предназначение. Поэт приходит в этот мир с божьим велением, которое он несет людям.
Лирик должен рассказывать человеку правду, обличать, раскрывать красоту и любовь. По мнению Лермонтова, люди пророка презирают. Это чувство он возвращает толпе с помощью своих стихов. Таким образом, лирика превращается в творчестве поэта из увлечения в миссию. Как и любой мессия, он одинок, отвергнут и непонят.
«Поэт» (1858)
Покажите, что в основе стихотворения — романтическое противопоставление прошлого и настоящего. Как Лермонтов рисует былое единство поэта и народа, какие сравнения использует? Как показаны в стихотворении современное общество и современный поэт? Нужны ли они друг другу? В чем их близость? Чем отличается истинный поэт от «осмеянного пророка»? Кому (чему) служит каждый Игрушкой золотой он блещет на стене — Увы, бесславный и безвредный! В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье? Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы. Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы. Твой стих, как божий дух, носился над толпой; И отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных. Но скучен нам простой и гордый твой язык, Нас тешат блестки и обманы; Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны… Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк! Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?..
Корни противоречий
Жизнь и творчество Лермонтова М. полны противоречий. Он рожден в семье, где происходят постоянные столкновения близких. Враждующие между собой мать и отец, бабушка. Смерть матери и разрыв с отцом в раннем детстве — это еще один вариант борьбы, где спокойное детство не сумело выстоять против тяжелой действительности. Застрелившийся на Новогоднем балу дед Миши, по рассказам бабушки, тоже был полон внутренних конфликтов.
И вот, в 15 лет на свет уже рождаются бессмертные «Демон» и «Испанцы», а через год знаменитый «Маскарад». Похоже, что такие чувства, как тягостные сомнения, мрачные предчувствия, ожидание рокового конца, жажда забвения, были свойственны всей семье поэта.
Лишь редко в произведениях певца души звучат радость и надежда. Свою жизнь писатель охарактеризовал двумя стихотворениями. Это «Что толку жить» и «Для чего я не родился».
Ощущение собстсвенной элитарности, избранности заставляет поэта отбирать для публики шедевры из шедевров. Прекрасно охарактеризовал Михаила Юрьевича Брюсов, назвав поэта неразгаданным творцом. Брюсов увидел художественное своеобразие творчества Лермонтова в создании четких, словно «кованых» стихов.
Фигура Лермонтова — это и по сей день загадка. Жизнь и смерть лирика — тайна, но его вклад в русскую литературу неоценим.
🗹