Композиционное и жанровое своеобразие
При анализе стиха Лермонтова «Осень» следует описать композиционную структуру. В ней выделяется 3 четверостишия, объединенные в строфу. Сначала описываются перемены, происходящие осенью с миром флоры, за которыми наблюдает лирический герой. Они не кажутся ему волшебными картинками, а представляются в мрачном свете. Второе четверостишие содержит обращение к миру людей, в нем поэт рисует образ пахаря, для которого осень — время долгожданного отдыха. Жатва и прочие работы на поле завершены, теперь этот честный труженик может насладиться покоем.
Наконец, третье четверостишие описывает, как мир животных готовится к предстоящим холодам — зверь стремится поскорее найти укрытие. Завершает текст еще одна небольшая пейзажная зарисовка с месяцем на фоне бескрайнего черного неба. Кажется, что сама природа стихла, поскольку звуковые образы не используются.
Конечно, текст сохранился не полностью, возможно, на втором листе содержалась философская строфа.
При написании сочинения по произведению нужно отметить и его жанровую специфику. Литературоведы относят «Осень» к элегиям. Нарисованные поэтом осенние картины так и дышат грустью и сожалением о том, что никогда не вернуть. Кажется, что все в природе благополучно, не происходит ничего необычного: листва становится желтой, дикие звери готовятся к зимовке, человек завершает осенние полевые работы. Но от ощущения безысходности и грусти избавиться не удается.
Анализ содержания
В 1848 году юный поэт обучался в пансионе, подготавливаясь к поступлению в университет. Его бабушка, обеспокоенная состоянием здоровья внука, настаивала на периодическом возвращении в родовое поместье, которое находилось под Москвой. Там Лермонтов много читал, проводил часы в уединении и долгих прогулках по окрестностям. Не являясь истинным ценителем пейзажей, в смене времен года юный поэт рассмотрел определенный фатализм, обреченность, с которой жизнь проходит безвозвратно. Его удрученное состояние в то время объяснялось тяжелыми взаимоотношениями с отцом, который не желал поддерживать родственные связи.
В этот период жизни наивный ребенок становится агрессивным, импульсивным. Формируется характер будущего великого поэта, который современники отмечали как замкнутый, прямолинейный и скрытный. В красоте осеннего пейзажа Лермонтов рассмотрел не только величие русской природы, которая готовится к переменам, но и отклик своих переживаний. Стихотворение наполнено отрицательными эпитетами:
•
мрачная зелень;
•
поникшие ели;
•
нависшая скала.
Особо нужно отметить, что за красотами природы, пылающей золотыми красками кружащих листьев, автор обращает внимание на темный, густой бор. Возможно, это объясняется упадническим настроением самого автора, показывает его личные переживания, в которых подросток, в силу возраста, разобраться не может.
Постепенное отдаление человека от гармонии природы Лермонтов показывает через образ пахаря, который больше не отдыхает в тени скал после праведных трудов. Даже одинокий дикий зверь, дитя природы, спешит поскорее укрыться в чаще леса, подальше от человека, которого воспринимает как возможную опасность.
Тематика и проблематика
Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова следует начать с определения темы и идеи текста. Это образец пейзажной лирики, основным событием является описание прихода осени, когда пожелтела листва, и только хвойные леса сохраняют свои зелень с налетом мрачности и таинственности. Картина, нарисованная поэтом, рождает настроение грусти и печали. В осени Лермонтова нет золота и ярких разноцветных пятен, которое можно обнаружить в поэтическом творчестве Пушкина.
Пейзажная лирика Лермонтова связана с внутренним миром поэта, хотя в раннем творчестве эта особенность пока не является столь яркой и выразительной. Можно выделить следующие особенности поэтического текста:
- Очень мало тропов, что говорит о том, что начинающий поэт только овладевал искусством мастерски использовать изобразительно-выразительные средства.
- Лирический герой намечен лишь легкими штрихами, его образ пока только схематичный. Однако уже налицо трагичное мировосприятие, которое ярко раскроется в позднем творчестве поэта. Вот почему зелень мрачная, ели поникли, а месяц — тусклый.
- Поскольку завершение стихотворения не дошло до настоящего времени, выявить его основную мысль достаточно сложно, поэтому «Осень» принято относить к пейзажной описательной лирике.
При чтении можно заметить скуку лирического героя, ему неинтересно наблюдать за сменой времени года, за тем, как листва желтеет и облетает с деревьев, как отдыхает пахарь, а лесной зверь, спасаясь от зимних предстоящих холодов, спешит укрыться в берлоге.
История создания
Стихотворение «Осень» — одно из первых стихотворений поэта, написанное в 1828 году. Сохранились только первые строки произведения, так как вторая страница с продолжением была вырвана.
Как известно, Лермонтов был одиноким и замкнутым человеком, поэтому осенняя пора всегда вызывала в его сердце особый трепет. Будучи обладателем слабого здоровья, он часто отдыхал в курортных городах и наблюдал быт их жителей со стороны, мучаясь от скуки. Осень – пора сбора урожая, когда крестьяне работают не покладая рук. Это время и воспел молодой поэт, наблюдая контрасты времени года: напряженные и все еще жаркие дни и прохладная, томная ночь, насыщенная мистическими существами, стремящимися найти в ней укрытие.
Средства выразительности
Автор использовал разнообразные тропы.
Стоит выделить инверсию. А также особую интонацию.
Эпитеты
Подобранные эпитеты лишь усиливают невеселое настроение лирического героя.
- «поникши ели»;
- «зелень мрачную»;
- «месяц тускл»;
- «отважный зверь».
Олицетворение
Юный автор также пользовался олицетворениями, например:
- «листья летят»;
- «месяц… серебрит»;
- «ели… хранят»;
- «листья кружатся»;
Некоторые из них входят в состав метафор.
Метафоры
Утонченно и вкрадчиво выглядят две заключительные строки. Именно в них заключена узнаваемая лермонтовская метафоричность.
Еще один пример метафоры: «…в бору поникши ели зелень мрачную хранят».
🗹