Анализ 4 действия комедии Грибоедова «Горе от ума»

Александр Сергеевич Грибоедов жил и творил в период, переломный для России. Это было начало XIX в., когда просвещённая молодёжь начала создавать первые тайные общества, целью которых была борьба с крепостничеством. В 1824 г. автор написал комедию «Горе от ума». Анализ 4 действия этого произведения учащиеся выполняют на уроке или дома по плану, в виде конспекта или презентации.

Открытие Чацкого

Комедия Грибоедова «Горе от ума» завершается четвёртым действием, роль которого довольно велика. Это та часть, где содержится кульминация произведения. Гости, которые были на приёме в доме Фамусова, начинают разъезжаться. Здесь же находится и Чацкий, который тоже собирается восвояси. Он понимает, что его надежды не оправдались. Сначала уезжают бабушка и внучка Хрюмины, затем подают карету Наталье Дмитриевне и Платону Михайловичу. Чацкий ведёт монолог в то время, пока его лакей ищет кучера.

С крыльца забегает Репетилов. Он падает, затем быстро поднимается и выражает радость от встречи с Чацким, а потом подробно рассказывает о себе. Вскоре подъезжает карета Скалозуба. Чацкий понимает, что он здесь лишний, и прячется в швейцарской. Тем временем гости продолжают беседовать. Одни уходят, другие приходят, а герой слышит, какую характеристику дают ему люди. С горечью он понимает, что в словах окружающих содержится не просто насмешка, а самая настоящая злоба.

Наконец все расходятся, и мужчина начинает монолог. Он говорит о том, как горько слышать обидные слова в свой адрес. Чацкий вспоминает Софью и думает, как было бы хорошо, если бы она появилась.

По случайности, девушка тут же появляется. Одновременно с ней приходит и лакей. Он хочет сказать, что карета подана, но не успевает: герой обрывает его на полуслове и выпроваживает.

Урок Мильон терзаний .Анализ IV действия комедии А.С.Грибоедова Горе от ума.Смысл названия пьесы

«Мильон терзаний» (Анализ 4 действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».) Смысл названия пьесы.
Цели урока. Образовательная. Продолжать работу над анализом драматического произведения, анализом эпизода, углубить знания о характеристике персонажей пьесы, овладеть литературоведческими терминами (развязка, второстепенные персонажи, персонаж- пародия).

Развивающая. Развивать навыки самостоятельной работы учащихся, умение создавать социально- психологическую характеристику персонажей; продолжать работу над связной монологической речью ; обогатить лексикон девятиклассников .Развивать воображение , вызвать у детей сопереживание героям комедии А. С. Грибоедова. Способствовать развитию внимательности, наблюдательности учащихся, актерских задатков.

Воспитательная. На примере жизни главного героя способствовать воспитанию высших нравственных качеств. Формировать собственное мнение о поступках героев литературных произведений.

Так! Отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой- и спала пелена А. С. Грибоедов

Сарказм- язвительная насмешка, злая ирония. Пародия- 1. Комическое или сатирическое подражание кому- либо. 2. перен. неудачное, вызывающее насмешку подобие чего-нибудь. Развязка- заключительная часть литературного произведения. Разоблачение- раскрытие чьих- либо тайных замыслов, лжи, злоупотребления.

План урока. Оргмомент. Сообщение целей урока. Объяснение нового материала. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Содержание урока. Объявление темы урока. Постановка его целей и задач.

Слово учителя. — В центре нашего урока- анализ четвертого действия комедии А. С. Грибоедова. Какие события произойдут с нашими героями? Каково их поведение в трудных ситуациях? Что нового мы узнаем об их характере? Логична ли такая развязка? – вот вопросы, на которые мы сегодня ответим. А также нам предстоит познакомиться с новыми, второстепенными персонажами пьесы, задуматься над смыслом названия грибоедовской комедии. По ходу анализа четвертого действия мы будем составлять его цитатный план. Работа с текстом. Аналитическая беседа по 3 явлению. — Какое чувство испытывает Чацкий после бала? (Разочарование, боль, одиночество) . — Где находится Чацкий, опишите его позу? — Почему Грибоедову надо изобразить героя недвижимым и в сенях фамусовского дома?

Анализ монолога. Ну вот и день прошел, и с ним Все призраки, весь чад и дым надежд Чего я ждал? Что думал здесь найти? Где прелесть встреч? Участье в ком живое? Крик! Радость! Обнялись!Пустое И пусто, и мертво Досадно, мочи нет, чем больше думать станешь.

Учащиеся анализируют монолог главного героя: «Ну вот и день прошел», обращают внимание на языковые средства, передающие состояние Чацкого: парцелляция, ряды однородных членов, наличие восклицательных предложений, риторических вопросов. Все это свидетельствует о неудовлетворенности Чацкого людьми, которых он встретил на балу. Работа над составлением плана четвертого действия. — Как бы вы озаглавили этот эпизод, используя цитаты? (Дети говорят варианты. Запись на доске, например: «Ну вот и день прошел, и с ним все призраки», или : «Крик!радость!обнялись!- Пустое!», или: «И пусто, и мертво») Работа с текстом. Аналитическая беседа по 4,5 явлениям. — Но вот интонация комедии меняется. Почему? ( на сцене появляется новый персонаж- Репетилов.) Учащимся предлагается 1. сыграть появление Репетилова; 2. выразительно зачитать несколько его реплик, помогающих раскрыть суть персонажа. (При этом важно обратить внимание на тот факт, что при появлении на сцене герой падает, речь его чрезмерно напыщенна, тороплива. После признаний достоинств Чацкого , он с тем же подобострастием обращается и к Скалозубу).

Сообщение учащегося. Характеристика Репетилова. -Каков Репетилов? -Почему Грибоедов не привел его на бал? — С какой интонацией описан этот персонаж? -Что он олицетворяет ? -Для чего Репетилов введен в пьесу? Вывод: Репетилов- болтун и пустомеля, говорит о таких вещах, в которых ничего не смыслит. В его речи сочетаются разговорный и высокий стили, что создает комический эффект. Этот персонаж- пародия на главного героя Введение этого образа подчеркивает одиночество Чацкого.

Работа с текстом. Аналитическая беседа по 6-10 явлениям. — Какой темой объединены эти три явления ? ( Из них мы видим, как быстро разносится мысль о безумстве Чацкого уже вне дома Фамусова) -Почему так быстро разносится мысль о безумстве Чацкого уже вне дома Фамусова?

Работа над составлением плана четвертого действия. Озаглавьте эту часть комедии. ( Возможные варианты: «С ним говорить опасно», « А вы заметили, что он в уме серьезно поврежден?» -Как к этой сплетне относится Чацкий?

Двуличие Молчалина

В начале 12 явления 4 действия «Горя от ума» появляются Молчалин и Лиза, но они не видят Софью и Чацкого. Тот, кто ещё недавно признавался в любви одной девушке, сейчас увивается вокруг другой. Лиза слушает его, несмело высказывая удивление. Софья тоже улавливает каждое слово, тихонько повторяя: «Какая низость!»

Когда Молчалин хочет поцеловать Лизу, она не даётся. Затем ловелас собирается уйти, но тут появляется Софья и не даёт ему этого сделать. Девушка поняла, что её ухажёр — всего лишь подхалим и гнусный повеса. Но Алексей, кажется, совсем не стыдится. Он говорит, что ради выгоды готов угождать всем, как завещал его отец. Чувства Софьи растоптаны. Она понимает, кто Молчалин на самом деле:

  • плут;
  • ничтожный человек;
  • выжига.

Девушке стыдно и больно от осознания, что она оказалась игрушкой для такого человека. Она приказывает Алексею уйти и никому не рассказывать, что у них были отношения. Открылись глаза и у Чацкого. Ему тоже обидно. Герой понимает, что его возлюбленная не так умна, как ему казалось. Она настолько приземлённая, что способна полюбить подхалима, подлого плута, который готов пренебречь любыми принципами ради своего блага.

Заключительная часть 4-ого действия содержит краткое пожелание Александра, адресованное Фамусову: «дремать в неведеньи счастливом». Также он рекомендует найти Софье такого мужа, который будет похож на своего свёкра. После этого герой принимает решение окончательно покинуть Москву.

По его мнению, столицу захлестнули такие явления:

  • неразвитость;
  • разврат;
  • невежество;
  • неискренность;
  • чинопочитание.

Фамусов остался глух к обличениям Чацкого. Его заботит только то, что может сказать «княгиня Марья Алексевна». Эти слова он говорит в конце четвёртого действия. Нравственность, просвещение, честь и духовное развитие совершенно не заботят Фамусова. Его волнуют только репутация и положение в обществе.

Герой задаёт Софье риторические вопросы, по которым понятно: он окончательно уверился в сумасшествии Александра.

Сочинения

Грибоедов завершил свою работу над пьесой Горе от ума в далеком 1824 году, и она и по сей день не теряет своей актуальности и пользуется успехом у читателей. Эта комедия стала в один ряд с лучшими произведениями русской литературы, и пожалуй, была единственным творением автора, которое стало известно во всем мире. В школьной программе это произведение занимает не последнее место, поэтому придется поработать над анализом Грибоедовской комедии Горе от ума по эпизодам.

Конфликт и проблематика Горе от ума

Горе от ума — это яркое произведение, относящееся к русской классической литературе 19 века. Оно переносит читателей в дом Фамусова, где царит атмосфера лжи и притворства. И вот среди всего этого обмана появляется Чацкий, который еще три года назад убежал от скуки в поисках ума за границу. Вернуться назад его заставляет любовь к Софье и любовь к Родине. Вернувшись домой, Чацкий не заметил никаких изменений за время своего отсутствия, единственное, он теперь сильно отличается от фамусовского общества и уже не вписывается в него. Он теперь лишний, и Чацкого сумасшедшим.

Комедия горе от ума богата по своему содержанию, где каждый монолог и реплика имеет свое значение, помогая раскрывать поднятые конфликты и проблематику произведения.

Говоря о конфликте, то уже в названии комедии читатель видит противоречие. Ведь по сути, от ума не может быть горя, но не в 19 веке, не в фамусовском обществе. Если для просветителей вершителем судеб был ум, то для фамусовского общества это чума. И здесь Чацкий понимает, что от его ума будет только горе.

В пьесе мы видим два конфликтующих лагеря, поэтому вся комедия — это извечный конфликт, где у героев даже общечеловеческие ценности разные и разное отношение к народу и стране. Так, если для Чацкого смысл жизни служить своей Родине, то для противоположного лагеря государственные идеи не важны, им бы чин получить, да звания.

В своей пьесе Грибоедов поднимает проблемы жестокости, карьеризма, невежества и чинопочитания. А теперь давайте сделаем анализ комедии Горе от ума по действиям.

Анализ комедии Горе от ума по действиям

Рассматривая анализ отдельных эпизодов Горе от ума, мы сможем более подробно изучить пьесу Грибоедова с ее проблемами, актуальными темами, идеями, где налицо несовершенство государственного аппарата, проблема воспитания, несправедливость крепостного права. Комедия состоит из четырех действий, их мы и рассмотрим.

Анализ 1 действия

В первом действии комедии все события происходят в доме Фамусова и мы отправляемся в дом Павла Афанасьевича. Служанка Лиза прикрывает Софью, у которой свидание с Молчалиным. Мужчина должен был незаметно уйти, но его все же застает Фамусов, которому говорят, что тот оказался в доме проездом. Лиза с Софьей обсуждают Молчалина, и служанка говорит, что с этим человеком у нее нет будущего, так как отец девушки не одобрит брак. Лучшим выбором Софьи станет Скалозуб, у которого и чин, и деньги. А по мнению Фамусова этого достаточно для счастья дочери. Рассуждая об уме, Лиза вспомнила Чацкого и юную любовь барышни. В этот момент и появляется Чацкий, который спешил к Софье, и которого Софья встретила очень холодно. Чацкий подозревает, что девушка влюблена в кого-то еще.

В целом, здесь происходят первые знакомства читателя с героями, по разговорам которых мы начинаем понимать, что для кого важно и находится в приоритете.

Анализ 2 действия

Переходя к анализу 2 действия пьесы Грибоедова, мы наблюдаем первые конфликты, что возникают между героями. Еще вначале, когда Чацкий спрашивает Фамусова по поводу того, какой бы ответ он получил, если бы попросил руки Софьи, мы видим, что для Фамусова важен чин и положение будущего зятя. При этом все можно получить без заслуг, достаточно подслужиться, как это сделал в свое время его дядя, который за умение прислуживать императрице достиг высокого положения. Такое отношение было чуждо Чацкому, который обвиняет век минувший, то есть поколение Фамусова, в том, что они судят людей по размеру их кошелька и готовы быть шутами. Чацкий же предпочитал служить делу, а не отдельным личностям. Мы видим богатого Скалозуба, поставившего себе цель стать генералом, но это звание он хочет не заслужить, а достать. Вот Скалозуб был бы хорошей партией для Софьи. И здесь проявляется конфликт свободомыслия, где Фамусов начинает обвинять Чацкого за его смелые мысли и высказывания. А Чацкий не приемлет того, что в фамусовском обществе сторонятся людей науки, тех, кто занимается искусством и не гоняется за чинами.

Анализируя второе действие, мы видим что для Фамусова тот жених, у кого чины и имение. Во втором действии также становится известно истинное отношение Софьи к Молчалину. Чацкий теперь понимает к кому неравнодушна девушка.

Анализ 3 действия

Далее мы переносимся в комнату, где состоялся разговор Софьи и Чацкого. Мужчина хотел понять, кто мил сердцу девушки, то ли это Молчалин, то ли Скалозуб. Но она уходила от ответа, в то время как Чацкий признается Софье, что он от нее без ума. Эту фразу в дальнейшем и применит героиня против Чацкого, назвав его безумцем на званом вечере. Известие о безумии на балу, где были приглашены только влиятельные люди столицы, быстро распространилось. Самому же Чацкому было неуютно среди этого общества, он был недоволен столицей, где не было ничего русского. На каждом шагу чувствовалось веяние иностранного. Очень много было французского. Настолько много, что француз чувствовал себя в России, как дома. Это было ужасно и не приемлемо для Чацкого, но для фамусовского общества было привычно и они с удовольствием преклонялись перед Францией.

Анализ 3 действия затрагивает тему зависимости общества от другого мнения, где стоило бросить фразу, как тут же все ее принимали, не утруждая себя поиском правды и лжи. Мы видим стадность толпы, которая из-за шутки Софьи сделала Чацкого безумцем. Мы видим, насколько здесь верят авторитетам. И сам автор пишет, что если это говорят князья, значит так оно и есть. На самом же деле это тоже была одна из проблем, которую поднял Грибоедов.

Анализ 4 действия

Продолжая анализ 4 действия комедии, мы видим ее завершающий этап. Это конец бала, все гости разъезжаются. В 4 действии мы видим истинное лицо Молчалина, который вовсе не любит Софью, а просто выслуживается перед Фамусовым. Это слышит Софья, которая прогоняет Молчалина. Тот же пытается заслужить прощение, бросаясь Софье в ноги. О чувстве собственного достоинства вспоминает и Чацкий. Он надеялся разбудить у девушки любовь, а она лишь посмеялась над ним, назвав Чацкого сумасшедшим. Она предала их дружбу, предала их чувства. Чацкий обвиняет героиню в том, что она подарила три года назад надежду, не сказав правду о своем к нему равнодушии. А ведь он все три года думал лишь о ней. Чацкому становится плохо в этом фамусовском обществе. Ему душно, ему противна сонная столица. Не потеряв достоинство, Чацкий высказывает свое мнение и покидает теперь такой чужой дом Фамусова.

В 4 действии комедии мы видим проблему человеческого достоинства, которое должно быть в каждом. Но, для фамусовского общества это чуждо.

Закончив анализ эпизодов произведения Грибоедова, мы еще раз убедились, насколько оно актуально. Ведь и в наше время многие крылатые фразы используются в быту. Пьесу наполняют яркие образы и сравнения. Здесь очень много остроумных высказываний, а язык насколько понятен, что по праву делает произведение великим и народным. Главная же его ценность в том, что в отличие от других писателей 18-19 вв, которые обличали пороки отдельных людей, Грибоедов обрушился с сатирой на весь жизненный уклад, который полностью погряз в пороках. В этом и была сила комедии, что стала достоянием русской литературы и с удовольствием читается в наши дни.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Действие 2

Позднее Чацкий возвратился и стал расспрашивать хозяина дома о дочери. Павлу Афанасьевичу не нравится этот разговор. Неужели Чацкий вздумал на ней жениться? Фамусов советует новоиспеченному жениху для начала построить карьеру и разобраться в делах. Александр Андреевич заявляет, что не хочет прислуживать. На что Павел Афанасьевич приводит в пример своего дядю, который всего добился, как раз прислуживая императрице в роли шута. Чацкий считает, что век покорности и страха канул в лету. Фамусова возмущает такое заявление. Он считает гостя опасным вольнодумцем. Чацкий высмеял всех льстецов, которые зарабатывают почести нечестно. Фамусов заткнул уши и закричал, что отдаст гостя под суд.

Слуга докладывает о прибытии очередного гостя — глупого и самовлюбленного подполковника Скалозуба. Вот его-то Павел Афанасьевич считает выгодным женихом. Подполковник хвастает успехами, только достиг он их не с помощью службы. Фамусов просит Чацкого помолчать и представляет его Сергею Сергеевичу. Но Александр Андреевич разразился монологом. Он обвинял присутствующих в лести и слабодушии, осуждал крепостное право и социальную несправедливость, сетовал на невежество, алчность, кумовство и блат. Скалозуб мало что понял в речи, но согласился насчет гвардейцев.

Софья, подбежав к окну, теряет чувства. Лизанька оповещает ничего не понимающих гостей о том, что Молчалин упал с лошади. Сергей Сергеевич отпускает едкую остроту и уходит. Чацкий интересуется у служанки, чем помочь барышне, и сам дает советы. Софья приходит в себя и сразу расспрашивает об Алексее Степановиче. Александр Андреевич снова нелестно отзывается о нем, а барышня порывается помочь возлюбленному. Лиза останавливает ее и просит посмотреть в окно: Молчалин только рукой не мог шевелить. София, увидев, что переживать нет причины, начинает себя оправдывать. Чацкий начал понимать, что дело тут не чисто.

После ухода Александра Андреевича, Софья зовет Сергея Сергеевича вечером в дом «потанцевать под фотопияно». Скалозуб обещает явиться и удаляется.

Барышня интересуется у Молчалина его самочувствием. Лиза замечает, что поползут слухи, а секретарь будет осмеян. Алексей Степанович соглашается со служанкой и говорит, что Софья слишком откровенна. Он холоден к госпоже, потому что боится потерять место из-за ее обмороков.

Когда девушка уходит, Молчалин признается в любви служанке. Лиза не желает лезть в отношения, но все же интересуется: чем София не угодила господину? Тот лишь ответил, что интересуется Софьей «по должности». Он назначил встречу, обещал дорогие подарки и ушел. Но Лиза любит буфетчика Петрушу, поэтому не собирается быть с секретарем.

Чацкий желает добиться от Софьи признания: кого она любит? Не верит, что это может быть Молчалин. Он глуп и жалок. Девушка старательно уходит от ответа, а Александр Андреевич понимает, что прав в своих догадках. Барышня признается и повествует об их различиях с Алексеем Степановичем. Чацкий, по ее мнению, зол, а в Молчалине она видит идеал из французских романов, которыми так интересуется. Но Чацкий пытается доказать ей, что Молчалин не любит ее так, как он. Ничего не выходит: Софья идеализирует кротость и простоту секретаря.

Составление плана

Чтобы понять основной замысел автора, а также определить кульминацию комедии, необходимо текст разбить на смысловые подзаголовки. Они содержат основные события сюжетной линии:

  1. Уход гостей.
  2. Разочарование Чацкого.
  3. Появление Софьи.
  4. Разговор Лизы и Молчалина.
  5. Молчалин просит прощения.
  6. Беседа Софьи и Чацкого.
  7. Фамусов и слуги.
  8. Монолог главного героя.

Подробный план четвертого действия раскрывает финал произведения. Подобное разделение поможет подготовиться к пересказу на уроке литературного чтения.

Действие 4

Некоторые гости расходятся, обсуждая других за спиной. Собирается уходить и Чацкий. Он разочарован во свете. Но лакей никак не находит ему кучера. Вдруг в дом врывается Репетилов — старый знакомый Чацкого. Он кается в грехах и приглашает товарища в секретный союз, который состоит из решительных людей. Однако Александр Андреевич не видит цены в словах болтуна Репетилова. Тогда последний заводит разговор со Скалозубом, но опять не находит понимания. Только с Загорецким они находят точки соприкосновения, но их общение сводится к обсуждению «сумасшедшего» Чацкого. Репетилов поначалу не верит в слух, но остальные убеждают его, что Александр Андреевич действительно сошел с ума. Чацкий все это слышит и обеспокоен — слышала ли это София? Ему и в голову не приходит, что слух пустила именно она.

Лизанька идет будить Молчалина, ведь его зовет София. Алексей Степанович признается, что не любит барышню и говорит о чувствах к служанке. Роман с Софьей для него — всего лишь способ подняться по карьерной лестнице. Это все слышат София и Чацкий. Молчалин продолжает: отец учил его всем угождать ради собственной выгоды, поэтому герой решил пробиться в свет путем лжи и притворства. Несмотря на щедрые подарки, Лиза его отвергает и упрекает: ей жаль барышню. Барышня, не выдерживая, выходит из тени и обрушивается на обманщика. Секретарь понимает, что она все слышала, и бросается ей в ноги. Софья непреклонна. Она обещает ничего не рассказывать отцу, если Алексей Степанович больше не появится. Врывается в разговор Чацкий. В этот момент Молчалин уходит в комнату. Александр Андреевич обвиняет Софью во лжи и сетует на то, что его променяли на какого-то подхалима. На шум стекаются все, кто находился в доме. Фамусов думает, что дочь связалась с Чацким, и угрожает Софье отправить ее в глушь, а Лизу — в птичницы. Из его слов Чацкий узнает, что именно Софья выставила его сумасшедшим. Взбешенный отец говорит, что теперь Чацкого никто не примет в доме, так как он опозорил его дочь.

Чацкий смеется над ситуацией, над Софией, над Павлом Афанасьевичем. Лишь в душе его сохраняются горечь и обида. Он произносит монолог, осуждает лицемерную и алчную Москву и покидает навсегда когда-то дорогой сердцу дом. А Фамусов лишь озабочен мнением княгини Марьи Алексеевны: на горе дочери ему наплевать.

Автор: Мария Шнайдер

Действующие лица

В последней главе книги лишь несколько персонажей, вокруг которых разворачиваются основные действия. В заключительной главе автор использовал следующие образы:

  1. Чацкий — молодой мужчина, воспитывавшийся с ранних лет в семье Фамусовых. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, он стал жить отдельно. Это положительный персонаж, который умеет искренне любить и сопереживать. Именно поэтому фамусовское лицемерное общество отвергло его.
  2. Фамусов — богатый человек, отец Софьи. Не любит нововведений и привык жить по старинному укладу. Он очень любит свою дочь и заботится о ней.
  3. Софья — наивная девушка, которая верит каждому сказанному слову. Она образована и хорошо воспитана.
  4. Молчалин — отрицательный герой, всегда и везде ищет свою выгоду. Это лицемерный и беспринципный человек, который мечтает попасть в высшее общество.
  5. Лиза — служанка Софьи, ветреная и веселая девушка, которая помогает своей хозяйке.

Характеристика героев дает представление о том, какие люди жили в России и на чем, была основана их жизнь. Каждый из них играет важную роль в формировании текста.

История создания

Автор начал свою работу в тот момент, когда вернулся из Персии в Тифлис. Затем он уехал в Москву и завершил начальный вариант произведения. Находясь в большом городе, автор наблюдал за дворянским обществом, поэтому герои комедии очень похожи на его современников. Любой персонаж, описываемый в книге, имеет свой прототип.

На написание комедии Грибоедова натолкнул случай, произошедший на одном из светских мероприятий. Автор заметил, как люди с лицемерием относятся к представителям иностранного государства. Грибоедов был пылким человеком и неординарной личностью. Он имел свою точку зрения и смотрел на жизнь иначе. Наблюдая за происходящим, автор не выдержал и резко высказался по этому поводу.

Лицемерные люди были шокированы смелыми высказываниями автора и отнеслись к его словам с осуждением. Затем они распространили слух о его сумасшествии. После этих событий Грибоедов решил написать произведение, где высмеял пороки высшего общества. В нем он призывал свою аудиторию к борьбе за прогрессивные взгляды.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: