Говорящие фамилии в комедии «Горе от ума» играют важную роль в драматургии произведения — слушатель может сразу догадаться о характере того или иного персонажа. Также Грибоедов хотел сделать произведение более глубоким по смыслу; он решил соединить тенденции романтизма и реализма вместе с классицизмом, в котором было принято называть героев характеризующими их прозвищами.
Александр Андреевич Чацкий
Главный герой комедии является предвестником литературного образа «лишнего человека», который не может себя реализовать в высшем обществе Николаевской России. Больше того — Чацкий своим свободомыслием и любовью к правде несёт угрозу для такого общества. Согласно исследователям, в первоначальном варианте поэмы персонаж имел фамилию «Чадский»; это говорит в пользу версии о том, что прототип этого персонажа — Чаадаев Пётр Яковлевич. На это также указывают следующие моменты:
- Ближе к концу поэмы все считают Чацкого сошедшим с ума — Чаадаев также был признан российским правительством сумасшедшим (из-за своих сочинений).
- Чацкий был сторонником Просвещения, у него была готовность разрушить старые устои, вследствие чего его опасалась вся консервативная знать — отсылка к Чаадаеву, в чьих философских работах имелось много критики в адрес богатого сословия, которое всеми силами избегало перемен.
- Про Чаадаева в те времена говорили, что у него говорящая фамилия (по старорусскому, «быть в чаду — быть в помрачённом состоянии сознания»).
Интересно, что имя и отчество Чацкого означает в переводе с греческого «мужественный защитник» (это указывает на его страстность в отстаивании собственного мнения). Главный герой нигде не чувствует себя нужным; его ум не нужен эпохе, в которой главным качеством является умение выслуживаться перед начальством.
В конечном счёте участь Чацкого была предрешена — его посчитали невменяемым (ведь можно не бояться речей умалишённого — им никто не поверит), и он был вынужден уехать из Москвы обратно за границу.
Род занятий
Антон Антонович любитель светских мероприятий и приемов. Он постоянно посещает театры. Любитель легких денег, поэтому постоянно проводит время за картами.
Известен тем, что ведет нечестную игру и часто мошенничает.
В комедии проскальзывает намек на отношение Загорецкого к политическому сыску. Возможно поэтому герой так любезен со всеми.
Павел Афанасьевич Фамусов
По сюжету он является управляющим казённого дома. Его можно отнести к «поколению дворянства со старой закалкой» — те люди считали, что важны вовсе не человеческие и личностные качества, а наличие полезных связей в обществе, а также размер благосостояния.
Одна из самых значимых говорящих фамилий в «Горе от ума» принадлежит именно Фамусову — она образована от латинского слова «fama», что означает «молва». Павла Афансьевича не волнует ничего, кроме мнения света и общества; недаром его последняя реплика в поэме гласит: «Ах, боже ж мой! Что будет говорить об этом княгиня Марья!».
Главный ужас для этого человека составляет мнимый позор и насмешки со стороны других знатных вельмож.
Именно в доме Фамусова разворачиваются все основные действия пьесы. Для лучшего понимания образа этого человека следует процитировать некоторые из его восклицаний: «Кто беден, тот тебе не пара!», «Не нужно другого образца, когда в глазах пример отца».
Также следует упомянуть о возлюбленной Чацкого — Софье Павловне. Эта героиня, как и её отец (фамилия Софьи из «Горе от Ума» — Фамусова), тоже ориентируется во всём на мнение окружающих людей, что также подтвердил её выбор жениха — Молчалина. При этом драматург неслучайно указал такое сочетание имени и отчества — в переводе с греческого на русский получится «маломудрая», что вполне вписывается с её действиями (Pavel — маленький, незначительный, Sophia — мудрость).
«Говорящие» фамилии в комедии «Горе от ума»
Увидев свет, комедия
А.С. Грибоедова «Горе от ума» приобрела славу пьесы, сочетающей в себе как традиционные черты классицизма, так и совершенно новые веяния. Эта комедия по праву считается новаторской. В «Горе от ума» соединяются классицизм, реализм и романтизм, обогащая друг друга, раскрывая друг друга по-новому.
Грибоедов отказывается от идеи трех единств, исключая одно из них – единство действия. В его комедии два равноправных конфликта, что было невозможным в классицистической пьесе. Кроме того, нравственные, правильные ценности в заключительном действии не одерживают победу над безнравственностью. Несмотря на все новые черты, в основе художественного метода комедии «Горе от ума» лежат принципы классицизма. Наиболее ярко проявляющимся из них можно назвать говорящие фамилии в «Горе от ума».
Проанализируем фамилию героя, в доме которого разворачиваются все действия комедии – Фамусова. Павел Афанасьевич Фамусов – управляющий в казенном доме, уважаемый в Москве человек. Он представитель «века минувшего» – консервативного дворянства, которое привыкло оценивать людей по их материальному благосостоянию, по наличию полезных связей в свете.
Личность человека не представляет для фамусовского общества никакого интереса, если этот человек не имеет высокого чина. Мнение света – единственное, о чем печется Павел Афанасьевич. Эта черта и вынесена в фамилию героя, ведь Фамусов – производное от латинского «fama» – молва.
Недаром финальной фразой этого героя стало полное горечи восклицание: «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» К этому можно добавить, что фамилия Фамусов вполне соотносится и с английским famous, то есть «известный, знаменитый», что не менее важно в характеристике «московского туза». Фамусов — достаточно известный в Москве человек: все наперебой зовут его в гости — на погребенье, на крестины.
Фамилия Молчалин подчеркивает склонность этого героя поступать согласно примеру старшего поколения: прислушиваться к мнению света, выслуживаться перед вышестоящими людьми. Фамилия этого персонажа отражает главный жизненный принцип этого героя: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
Также фамилия Молчалин указывает на скрытность характера и немногословность. Есть сцены, в течение которых он не произносит ни одного слова. В той же степени, как не прост этот персонаж, сложны для расшифровки его имя и отчество. Алексей – покладистый, смирный человек. Отчество же Алексея Молчалина указывает на его незнатное происхождение.
Более сложным представляется анализ фамилии главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Известно, что первоначально его фамилия звучала несколько иначе – Чадский. Можно предположить ее восхождение к слову «чад».
Он не может принять законы, по которым живет дворянское общество, потому что они расходятся с его нравственными установками. Его побаивается свет, ведь Чацкий – сторонник Просвещения, обладатель незаурядного ума, который может нарушить привычный уклад жизни консервативного дворянства.
Именно поэтому свет объявляет своего противника сумасшедшим, ведь обличительных речей безумного Чацкого не стоит опасаться. Герой вынужден находиться в «чаду» собственных переживаний, нападок общества, непонимания. Кроме того, фамилия «Чацкий» несёт в себе зашифрованный намёк на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева.
Образ Чацкого — меньше всего портрет того или иного реального человека. Это собирательный образ, своеобразный «герой времени». Также несомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений самого Грибоедова. Александр» (греч.)-защитник Андреевич(греч.) — мужественный. То есть Чацкий — мужественный защитник людей.
Софья Павловна Фамусова. Девушки с этим именем властны и независимы. Так и грибоедовская Софья в свои семнадцать лет проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец. Об этом говорит такая реплика Софьи: «Что мне молва?
Кто хочет, так и судит». Софья способна искренне полюбить, она романтична, благородна в своих чувствах. Любовь к Молчалину ее ослепляет, и чувство собственного достоинства она обретает лишь после разоблачения Молчалина, в конце концов поняв, как глубоко ошибалась в этом человеке.
Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. В комедии Грибоедова Софья благодаря своему характеру оказывается в совершенно особом положении, занимая в конфликте Чацкого и фамусовского общества как бы срединное место. Отдельными чертами своей натуры Софья близка Чацкому, но в конечном итоге оказывается его противником.
Софья (лат.) – мудрая, Павловна(лат.)- мало. Её имя и отчество складываются в словосочетание «маломудрая». Очевидно, что она тоже Фамусова, т.е. «рождающая молву»
Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб — «И золотой мешок, и метит в генералы». Полковник Скалозуб — типичный представитель аракчеевской армейской среды. В его облике нет ничего карикатурного: исторически он вполне правдив. Как и Фамусов, полковник Скалозуб руководствуется в своей жизни «философией» и идеалом «века минувшего», только в еще более грубой и откровенной форме.
Цель своей службы он видит не в защите отечества от посягательства врага, а в достижении богатства и знатности, которые для военного, по его мнению, доступнее. Скалозуб — рисуется довольно страшный облик: существо с оскаленными зубами-хищник. Тот, кто всегда скалит зубы (постоянно смеётся) — существо, лишённое интеллекта.
Очень важен в системе образов Репетилов, появляющийся в самом конце комедии и вносящий в нее новую тему. Пушкин сказал о Репетилове: «в нем 2, 3, 10 характеров». Действительно, самая характерная черта этого персонажа состоит именно в отсутствии характера.
Он — зеркало, направленное на все, что входит в моду, что выдвигается на авансцену общественной жизни. Зеркало, правда, кривое. Но не настолько, чтобы отразившиеся в нем предметы искажались до неузнаваемости. Чацкий до своего отъезда из Москвы, по-видимому, нередко оказывался поблизости от этого зеркала. Во всяком случае, Репетилов был с ним на «ты».
И в его «обличениях» явственно слышатся отголоски речей самого Чацкого — тех его речей, которые Репетилов мог слышать три года назад. Этимология фамилии прозрачна — от франц. Repeater «повторять, твердить, болтать». Репетилов – человек, не имеющий своего мнения, повторяющий чужие слова; пустой, легкомысленный, вздорный персонаж.
Алексей Степанович Молчалин
Автор одного из замечательнейших афоризмов — «В мои лета не должно мне своё суждение иметь». Этот герой является одним из тех, кто готов ради достижения общественного положения и финансового благополучия прислуживать, сдерживать любое проявление своей натуры в угоду высоким начальникам и всегда поступать так, как велит ему старое «почтенное» поколение. Среди других его цитат:
- «Ведь каждому надобно зависеть от других».
- «Эх, чего не сделаешь в угоду дочери такого человека».
- «Частенько мы покровительство находим там, где не метим».
Фамилия Молчалина характеризует не только формальное молчание — она символизирует тишину совести, ведь только избавившись от её назойливых уколов, как верит Алексей Степанович, человеку простого происхождения можно будет добраться до высоких титулов. Что характерно, именно он стал избранником Софьи Павловны.
Вместе с тем Молчалин только кажется застенчивым и тихим; его фамилия также указывает на его хитрость и способность затаиться в тот момент, когда это выгодно. Несмотря на его услужливость всем («мне завещал отец — угождать всем людям без изъятия»), в некоторые моменты его заносчивость и самолюбие всё-таки могут прорываться наружу (в сцене со служанкой, которую звали Лизой).
Однако существуют мнения критиков, согласно которым Молчалин является положительным персонажем, наряду с Чацким. Он никого не обманывает, не ненавидит, не грабит и не принуждает действовать аморально — вся его вина заключается, по сути, в излишнем послушании и в постоянной осторожности при разговоре с другими людьми.
Если же учесть, что он из простой семьи, у него появился шанс вырваться из нищенской жизни благодаря знакомству с богатым помещиком, то этот персонаж становится менее неприятным для восприятия.
Черты характера
Загорецкий очень выделяется на фоне других второстепенных персонажей. Он знает когда и как распускать слухи, обманывает людей. Герой умеет подлизываться и входить в доверие к высокопоставленным людям.
Мастер приспособления по своей человеческой натуре, Загорецкий быстро подстраивается под чужое мнение, чтобы угодить человеку. Он любит преувеличивать и привирать, отчего всегда создает вокруг себя невероятный ажиотаж.
Загорецкий является настоящим обманщиком, плутом, отъявленным мошенником и вором. Везде знают о его лживости и любви сплетничать и ругают его за спиной, однако все равно всюду принимают в свое общество.
У Загорецкого нет ни чести, ни благородства.
Более того, он сам знает об этом и его это нисколько не тревожит. Когда Горич напрямую называет его шулером, сплетником и плутом, герой вовсе не приходит в смущение.
Несмотря на свои порой хитрые и продуманные поступки, персонаж на самом деле является глуповатым и поверхностным человеком. Главными чертами характера являются одаренное умение распускать лживые слухи, приспособляться к нужным обстоятельствам и мошенничество.
Старый друг Репетилов
Один из важнейших второстепенных персонажей, который появляется в последнем действии на балу в доме у Павла Афанасьевича. Значение этой говорящей фамилии расшифровывается с французского как «повторять» — по сюжету Репетилов постоянно тараторит, рассказывая о своей жизни, не замечая того, что всё это он уже говорил минут 5 назад. У Грибоедова был и другой план на этого персонажа:
- Показать тип людей, которые на словах поддерживали идеи декабристов (могли их формально «повторять», как Репетилов), но на деле оказывалось, что эти люди и не пытались вникнуть в истинный смысл слов.
- Драматург сделал его центральной фигурой последнего действия, чтобы показать, что из-за таких словоблудов могут пострадать не только здравые идеи (так как их неминуемо извратят и переврут), но и люди — тот же Чацкий узнал о сплетнях в свой адрес из слов Репетилова.
- Грибоедов на примере Репетилова показал, что даже в ситуациях, когда в «фамусовском обществе» (то есть в обществе лицемеров, одержимых своим социальным положением) говорят о серьёзных вещах, правительстве и переменах к лучшему, всё в конечном счёте сводится к беспокойству о своей личной выгоде. Ни мотив, ни тема разговора не важны, так как у всех разговоров один конец — обогащение и чинопочитание.
Анализ этого персонажа показывает, что Репетилов такой же «лишний человек», как и Чацкий — только он, в отличие от последнего, является необходимой частью московской светской жизни. И с появлением этого человека (который представился старым другом каждого из присутствующих людей) становится понятным тот факт, что Чацкий обречён быть одиноким в своём стремлении к правде и справедливости. Если Фамусов или Молчалин открыто протестуют против позиции главного героя, то Репетилов на словах с ней соглашается, однако подобное согласие не стоит ровным счётом ничего.
Характерные черты
Сам себе Репетилов дает характеристику жалкого неудачника, неуча, дурака. Такое описание полностью соответствует действительности. Он постоянно болтает, несет вздор, перескакивает с одной темы на другую. Репетилова можно отнести к «болтунам-либералам»: он постоянно и очень много говорит о том, как плохо живется в стране, но ничего сделать для улучшения ситуации он не способен. Он состоит в клубе, подробно описывает все собрания, но ничего не делает в нем, как и все остальные. Он способен лишь повторять на словах идеи декабристов, даже не вникая в их суть и смысл.
Репетилов не читает книги, он не любит и не понимает их. Тяге к знаниям он предпочитает азарт. Он – заядлый игрок из-за пристрастия к картам он потерял состояние, а его имение теперь взято в опеку государством. Репетилов – заурядный человек без каких-либо особенностей, способностей, талантов. Его жизнь беспорядочна и не имеет никакого высокого смысла. Он постоянно тянется лишь к пустым людям, интересуется обедами и балами. С годами Репетилов никак не меняется: не прибавляется ни житейского опыта, ни мудрости, ни ума. Но к себе персонаж относится очень самокритично.
Тем не менее, персонаж показан добрым, веселым, жизнерадостным. У Репетилова, как и у всех персонажей «Горя от ума», говорящая фамилия. Она происходит от латинского слова, которое означает «повторение»: Репетилов постоянно повторяет одно и то же, говорит что-то невпопад, бессмысленно и бессвязно.
Сергей Сергеевич Скалозуб
Типичным представителем армейской среды XIX века является полковник Скалозуб, говорящая фамилия которого понятна без особых разъяснений — человек любит скалить зубы, остряк и шутник. Будучи ограниченным человеком, думающим лишь о военной службе и наградах от государя, Сергей Сергеевич, по наблюдениям Софьи и других персонажей, является исключительно глупым («Он слова умного не выговорил сроду»).
Скалозуб дружен с Павлом Фамусовым, и последний хотел бы отдать свою дочь за него, так как у полковника, если верить слухам, очень много денег (для Фамусова достаточно слухов для того, чтобы заинтересоваться любым, даже самым пустым человеком). К личностным чертам Сергея Сергеевича стоит отнести презрение «к книжной мудрости» и знаниям, а также тщеславие — он готов воевать, но не за Родину, а за славу и богатство.
Популярные сочинения
- Отзыв на произведение Бедная Лиза
Жанровая направленность произведения представляет собой сентиментальную повесть, сюжетную основу которой составляют чувства и эмоции персонажей. - Сочинение-описание по картине Парк в Павловске Шишкина 7 класс
Каждый представитель живописи, пейзажист делает попытку через воплощение на полотне показать собственное видение явлений, выразить свои мысли и состояние благодаря гамме цветов, своеобразных подходов к изображению. - Может ли опытный человек ошибаться? — сочинение
Как говориться в пословице: «Опыт – сын ошибок трудных». Естественно, чем опытнее человек, тем меньше ошибок в жизни он совершит. Данный факт неоспорим и проверен временем