История создания комедии
Комедия «Горе от ума» – главный и наиболее ценный результат творчества А.С. Грибоедова. При изучении комедии «Горе от ума» анализу следует подвергнуть, в первую очередь, условия, в которых писалась пьеса. Она затрагивает вопрос назревающего противостояния прогрессивного и консервативного дворянства. Грибоедов высмеивает нравы светского общества начала 19 века. В связи с этим создание такого произведения было довольно смелым шагом в тот период развития русской истории.
Известен случай, когда Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался на одном из аристократических приемов в Петербурге. Там его возмутило подобострастное отношение общества к одному иностранному гостю. Прогрессивные взгляды Грибоедова подтолкнули его к высказыванию своего резко отрицательного мнения по этому поводу. Гости сочли молодого человека сумасшедшим, и весть об этом быстро распространилась в обществе. Именно этот случай подтолкнул писателя к созданию комедии.
Тематика и проблематика пьесы
Анализ комедии «Горе от ума» целесообразно начинать с обращения к ее названию. В нем отражена идея пьесы. Горе от своего здравомыслия испытывает главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий, который отвергнут обществом только из-за того, что он умнее окружающих его людей. Отсюда же вытекает и другая проблема: если общество отвергает человека незаурядного ума, то как это характеризует само общество? Чацкий чувствует себя неуютно среди людей, считающих его безумным. Это рождает многочисленные речевые столкновения главного героя с представителями ненавистного ему общества. В этих разговорах каждая из сторон считает себя умнее собеседника. Только ум консервативного дворянства заключается в умении подстраиваться под существующие обстоятельства для получения максимальной материальной выгоды. Тот, кто не гонится за чинами и деньгами для них безумец.
Принятие взглядов Чацкого для консервативного дворянства означает начать менять свою жизнь в соответствии с требованиями времени. Это никому не кажется удобным. Проще объявить Чацкого сумасшедшим, ведь тогда на его обличительные речи можно просто не обращать внимания.
В столкновении Чацкого с представителями аристократического общества автор поднимает ряд философских, нравственных, национально-культурных и бытовых вопросов. В рамках этих тем обсуждаются проблемы крепостного права, служения государству, образования, семейного уклада. Все эти проблемы раскрываются в комедии через призму понимания ума.
Урок «Горе от ума» 3 действие
«Безумный по всему…» Анализ
IIIдействия комедии «Горе от ума»
Цели:
проанализировать третье действие, вспомнить понятие кульминация, работать над выразительным чтением.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
Расскажите об отношении Века Нынешнего и Века минувшего:
к чинам, богатству, карьере,
отношение к иностранному,
отношение к московским нравам,
отношение к уму.
- Работа над текстом комедии.
— Вспомните, что приводит Чацкого в дом Фамусова во втором действии?
(«Пусть я посватаюсь»)
В третьем действии Чацкий снова оказывается в доме у Фамусова.
-Какова его цель на этот раз?(
добиться признания Софии)
-Как его встречает София? Что ее отталкивает от Чацкого?
В разговоре Чацкий упоминает оМолчалине.
-Какую характеристику дает Чацкий Молчалину? Найдите в тексте.
-За что София ценит Молчалина?
-Почему Чацкий думает, что София смеется над ним, говоря, что любит Молчалина?
У Чацкого единая форма оценок для всех. По его мнению, Молчалин «жалкое созданье», значит, не достоин ничьей любви. Следовательно Софья не может его любить, а лишь смеется над ними обоими.Чацкий считает, что Софья полюбила не настоящего Молчалина , а выдуманного.
-Действительно ли София любит «выдуманного» героя или видит все недостатки перечисленные Чацким?
-Почему же Софья, довольно умная девушка, независимая в своих суждениях предпочитает Молчалина
? (Воспитанная на сентиментальных романах, в ожидании романтического героя, она верит в искренность его чувств. Молчалин беден, что еще больше возвышает его в глазах девушки. Кроме того, она может ему покровительствовать и даже помыкать им. Обстановка в доме Фамусова – лицемерие, ханжество, сентиментальность – приближают ее к Веку Минувшему).
— Проследите диалог Чацкого и Молчалина, права ли Софья в оценке Молчалина?
-Что сам в себе ценит Молчалин?
(умеренность и аккуратность, его тоже интересует мнение окружающих – Татьяны Юрьевны, Фомы Фомича).
-Каким вы видите Молчалина?
Молчалин – деловой, по выражению Фамусова человек, человек нового поколения, с очень цепкой жизненной хваткой, умеющий приспособиться к любой жизненной ситуации, угодить всем. Для Чацкого, Молчалин – жалок, не хочет и не может сделать карьеру, заслуживает презрения. Чацкий не принимает Молчалина всерьез, а напрасно. Это очень опасный противник, новый тип проворного дельца, услужливого и аккуратного, который переживет свое время, удобно устроившись в жизни, заняв достаточно высокое положение в обществе.
С 5 явления в доме Фамусова появляются гости.
-Кто приезжает первым?
(Горичи)
-Почему Чацкий едва узнал бывшего сослуживца? Что с ним произошло?
(Горич попал под каблук жены,которая изменила в нем все: привычки, суждения, взгляды. Превратила его в дряхлую развалины. Чацкому не о чем с ним поговорить).
-Появляются Тугоуховские. Что важно для родителей и их дочерей?
-Что из себя представляет графиня – внучка Хрюмина?
-Какой рисует автор свояченицу Фамусова Хлестову?
-Кто такой Загорецкий? Что о нем говорят?
С 13 явления продолжает развиваться любовная линия. Чацкий высказывает свое мнение о Молчалине, София злится.
-Кто автор сплетни о сумасшествии Чацкого?
-Нарочно ли Софья это сделала?
-Что происходит на сцене в 15-22 явления, до приезда Чацкого?
-Почему все подхватывают сплетню?
(сплетня связывает любовный и социальный конфликт. С одной стороны, герой ведет себя как с ума сошедший от любви, с другой – его поведение расценивается как социальное безумие).
— Где, по-вашему мнению, кульминационный момент произведения
?(Столкновение Чацкого с «больным обществом». Сам того не подозревая, герой настроил против себя всех. Он произносит страстный монолог, клеймит все общество, касается очень серьезных тем).
Чтение монолога.
-Каких тем он касается в своем монологе?
(культуры, морали, воспитания, судьбы России).
-В чем заключается комизм данной ситуации?
Чацкий одновременно в комической и в трагической ситуации. Трагизм в том, что он поднимает столь важные вопросы, пытается открыть глаза московскому обществу. Комизм – никто его не слушал, «Все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Он зря потратил весь пыл своего красноречия.
- Итог урока.
–Есть ли победители в споре Чацкого и Фамусова о московском обществе?
- Домашнее задание.
Чтение 4 действия, выписать крылатые выражения .
Конфликт драматического произведения и его своеобразие
Своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума» заключается в том, что их два: любовный и социальный. Социальное противоречие заключается в столкновении интересов и взглядов представителей «века нынешнего» в лице Чацкого и «века минувшего» в лице Фамусова и его сторонников. Оба конфликта тесно связаны друг с другом.
Любовные переживания заставляют Чацкого прийти в дом Фамусова, где он не был уже три года. Свою возлюбленную Софью он застает в растерянном состоянии, она очень холодно принимает его. Чацкий не догадывается, что прибыл не вовремя. Софья занята переживаниями любовной истории с Молчалиным, секретарем своего отца, живущим в их доме. Бесконечные размышления о причинах охлаждения чувств Софьи заставляют Чацкого задавать вопросы возлюбленной, ее отцу, Молчалину. В ходе диалогов выясняется, что у Чацкого расходятся взгляды с каждым из собеседников. Они спорят о службе, об идеалах, о нравах светского общества, об образовании, о семье. Взгляды Чацкого пугают представителей «века минувшего», потому что они угрожают привычному укладу жизни фамусовского общества. Консервативные дворяне не готовы к переменам, поэтому в обществе мгновенно разносится слух о сумасшествии Чацкого, невзначай пущенный Софьей. Возлюбленная главного героя является источником неприятной сплетни потому, что он мешает ее личному счастью. И в этом снова усматривается переплетение любовного и социального конфликтов.
А.С. Грибоедов «Горе от ума» «Знакомство с героями» Анализ 1-го действия
«В Москве всё не по мне. Праздность, роскошь, не сопряжённые ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему. Прежде там любили музыку, нынче она в пренебрежении; ни в ком любви к чему-нибудь изящному, притом «несть порок без чести, токмо в отечестве своём, в сродстве и в дому своём». Отечество. Сродство и дом в Москве. Все тамошние помнят во мне Сашу, милого ребёнка, который теперь вырос, много повесничал, наконец, становится к чему-то годен, определён в Миссию и может со временем попасть в статские советники, а больше во мне ничего видеть не хотят. В Петербурге я по крайне мере имею несколько таких людей, которые… судят обо мне и смотрят с той стороны, с которой хочу, чтоб на меня смотрели. «…» Ты, мой друг, поселил в меня, или, лучше сказать, развернул свойства, любовь к добру, я с тех пор только начал дорожить честностью и всем, что составляет истинную красоту души, с того времени, как с тобою познакомился. И ей-богу! Когда с тобою побываю вместе, становлюсь нравственно лучше, добрее».
А.С. Грибоедов — С. Н. Бегичеву, 18 сентября 1818г
1) Что Грибоедову не нравится в Москве?
2) Какую роль Бегичев сыграл в жизни Грибоедова?
3) Впечатления Грибоедова от Москвы на ваш взгляд, связан как-то с будущей комедией?
Письмо к Катенину
«Ты находишь главную погрешность в плане; мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению: девушка сама не глупая предпочитает дураку умному человеку (не потому, чтобы ум у нас, грешных, был обыкновенен,нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек, разумеетсяс
с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он весел, и это порок: « Шутить и век шутить, как вас на это стане!» — Слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, но всё-таки: «Не человек! змея!», а после, когда вмешивается личность, «наших затронули», предаётся анафеме: « Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!» Не терпит подлости: «Ах! Боже мой, он карбонарий!» Кто- то со злости выдумал о нём, что сумасшедший, никто не поверил, и все повторяют, голос общего недоброходства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков. Ферзь тоже разочарована на счёт своего сахара медовича. Что же может быть полнее этого?
А.С. Грибоедов – П.А. Катенину (первая половина января- 14 февраля 1825г.)
Система действующих лиц комедии
В изображении персонажей Грибоедов не придерживает четкого разделения их на положительных и отрицательных, что было обязательным для классицизма. Все герои имеют как положительные, так и отрицательные черты. Например, Чацкий умен, честен, смел, независим, но он также вспыльчив, бесцеремонен. Фамусов сын своего века, но при этом он прекрасный отец. Софья, безжалостная по отношению к Чацкому, умна, смела и решительна.
А вот использование «говорящих» фамилий в пьесе – прямое наследие классицизма. В фамилию героя Грибоедов старается вложить ведущую черту его личности. Например, фамилия Фамусов произведена от латинского fama, что означает «молва». Следовательно, Фамусов – человек, которого больше всего волнует общественное мнение. Достаточно вспомнить его финальную реплику, чтобы в этом убедиться: «…Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Чацкий первоначально был Чадским. Эта фамилия намекает на то, что герой находится в чаду своей борьбы с нравами аристократического общества. Интересен в этом отношении и герой Репетилов. Его фамилия связана с французским словом repeto – повторяю. Этот персонаж – карикатурный двойник Чацкого. Он не имеет собственного мнения, а только повторяет чужие слова, в том числе и слова Чацкого.
Важно обратить внимание и на расстановку персонажей. Социальный конфликт происходит в основном между Чацким и Фамусовым. Любовное противостояние выстраивается между Чацким, Софьей и Молчалиным. Это главные действующие лица. Объединяет любовный и общественный конфликт фигура Чацкого.
Самым сложным в комедии «Горе от ума» считается образ Софьи. Ее сложно отнести к лицам, придерживающимся взглядов «века минувшего». В отношениях с Молчалиным она презирает мнение общества. Софья много читает, любит искусства. Ей противен глупый Скалозуб. Но и сторонницей Чацкого ее не назовешь, ведь в разговорах с ним она корит его за язвительность, беспощадность в словах. Именно ее слово о безумии Чацкого стало решающим в судьбе главного героя.
Важны в пьесе и второстепенные и эпизодические персонажи. Например, Лиза, Скалозуб непосредственно участвуют в развитии любовного конфликта, усложняя и углубляя его. Эпизодические персонажи, появляющиеся в гостях у Фамусова (Тугоуховские,Хрюмины, Загорецкий), полнее раскрывают нравы фамусовского общества.
Тесты-викторины к каждому действию комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Викторина по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Действие 1
- Зачем Лизе понадобилось переводить часы? (чтобы предупредить влюблённых боем часов)
- Что винит Фамусов? Откуда моды к нам, и авторы, и музы? (Кузнецкий мост и вечные французы)
- Закончите фразу: «У девушки сон утренний…» (так тонок)
- «Минуй нас пуще всех печалей…» (и барский гнев, и барская любовь)
- «Нельзя ли для прогулок…» (подальше выбрать закоулок?)
- «Счастливые …» (часов не наблюдают)
- Вот, например, полковник Скалозуб … (и золотой мешок, и метит в генералы)
- Кто так чувствителен, и весел, и остёр, … (как Александр Андреич Чацкий)
- Смешение каких языков господствует в московских салонах? (французского с нежегородским)
- Откуда родом Молчалин? (из Твери )
Основные вопросы по 1 действию:
1. В чём комизм ситуации?
2. Какова его роль с точки зрения композиции?
3. Что мы узнаём о главных действующих лицах?
4. Какие крылатые выражения и характеристики действующих лиц выписали и запомнили?
Викторина по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Действие 2
Продолжите фразы:
- «Служить бы рад…» (прислуживаться тошно)
- «Что говорит!…» (и говорит, как пишет!)
- «Ах! Злые языки…» (страшнее пистолета)
- «Свежо предание…» (а верится с трудом)
- «Кричали женщины Ура!…» (и в воздух чепчики бросали)
- У кого должен был крестить Фамусов? (у вдовы, докторши)
- Имя усопшего камергера с ключом (Кузьма Петрович)
- Что, по мнению Чацкого, держит стыд в узде? (Смех. Да, нынче смех страшит…)
- Какие обязанности при дворе были у Максима Петровича? (В чины выводит он и пенсии даёт)
- Каких новых правил набрался брат Скалозуба? (чин следовал ему, он службу вдруг оставил. В деревне книги стал читать)
Основные вопросы по 2 действию:
- 2 д .2 явл. Фамусов и Чацкий (Учились бы , на старших глядя… Чем восхищается Фамусов? Что возмущает Чацкого ?)
- . Явление Скалозуба. Кто его брат? Какова его речь?
- . Анализ монологов Фамусова «Вкус, батюшка…» и Чацкого «А судьи кто?»
- . Д 2., явл. 7 Обморок Софьи. Поведение Скалозуба, Чацкого, Лизы.
- Молчалин и Лиза
Ответить на вопросы 3 действия:
- Кто такие Татьяна Юрьевна и Фома Фомич?
- Супруги Горичи. Чем интересна судьба Платона Михайловича?
- Семья Тугоуховских. С какой точки зрения им интересен Чацкий ?
- Дайте характеристику Загорецкому.
- Старуха Хлёстова. Какие отличительные черты старухи?
- Какова роль ГН и ГД?
- Какова роль Хрюминых в распространении слухов о Чацком?
- Какие советы «сумасшедшие», с точки зрения гостей, давал им Чацкий? (Д 3, явл. 19, стр. 89)
- В чём причина безумия Чацкого, по мнению гостей? (Ученье – вот чума, учёность – вот причина)
Викторина по 3 действию
- Какими своими двумя талантами гордится Молчалин? (умеренность и аккуратность)
- Кто припас Хлёстовой арапку-девку? (Антон Антоныч Загорецкий )
- Кем Софья приходится Хлёстовой? (племянница)
- Имя, отчество матери Чацкого. (Анна Алексеевна )
- О каком мужском костюме идёт речь: «хвост сзади, спереди какой-то чудный выем»? (о фраке)
- Порода собаки Хлёстовой (шпиц)
- «В мои лета не должно сметь…» (своё суждение иметь)
- Как зовут племянника княгини? Чем он занимается? (Фёдор, он химик, он ботаник)
- Продолжите фразу: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги…» (да и сжечь)
- «Всё врут…» (календари)
А.С. Грибоедов «Горе от ума » Анализ четвёртого действия
1. Образ Репетилова. Кем является Репетилов в комедии? Отношение к нему др. действующих лиц.
2. Молчалин. Как он раскрывается в сцене с Софьей и Лизой?
3. Каким мы видим Чацкого в последнем монологе?
Викторина по 4 действию комедии
- Продолжите фразу: «Мне завещал отец, во-первых, …» (угождать всем людям без изъятья…)
- Все гонят, все клянут… (мучителей толпа)
- Вон из Москвы! Сюда… (я больше не ездок)
- Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорблённому… (есть чувству уголок)
- Ах! Боже мой! Что будет говорить… (княгиня Марья Алексевна)
- Кого из гостей Фамусова зовут Анфиса Ниловна? (Хлёстову)
- Последние слова Чацкого в комедии. (Карету мне! Карету!)
- Кого Молчалин называет кралей? (Софью)
- От кого Чацкий узнаёт имя автора сплетни? (От Фамусова )
- Продолжите фразу: Ба! Знакомые… (всё лица!)
Развитие драматического действия
Анализ действий «Горя от ума» позволит выявить композиционные особенности произведения и особенности развития драматического действия.
Экспозицией комедии можно считать все явления первого действия до приезда Чацкого. Здесь читатель знакомится с местом действия и узнает не только о любовной связи Софьи и Молчалина, но и о том, что раньше Софья питала нежные чувства к Чацкому, уехавшему странствовать по свету. Появление Чацкого в седьмом явлении первого действия – завязка. Далее следует параллельное развитие социального и любовного конфликтов. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своего пика на балу – это кульминация действия. Четвертое действие, 14 явление комедии (заключительный монолог Чацкого) представляет собой развязку как общественной, так и любовной линии.
В развязке Чацкий вынужден отступить перед фамусовским обществом, потому что он в меньшинстве. Но его едва ли можно считать побежденным. Просто время Чацкого еще не пришло, раскол в дворянской среде только наметился.
Своеобразие пьесы
Исследование и анализ произведения «Горе от ума» позволит обнаружить его яркое своеобразие. Традиционно «Горе от ума» принято считать первой русской реалистической пьесой. Несмотря на это в ней сохранились черты, присущие классицизму: «говорящие» фамилии, единство времени (события комедии происходят в течение одного дня), единство места (действие пьесы разворачивается в доме Фамусова). Однако Грибоедов отказывается от единства действия: в комедии параллельно развиваются сразу два конфликта, что противоречит традициям классицизма. В образе главного героя также четко просматривается формула романтизма: исключительный герой (Чацкий) в необычных обстоятельствах.
Таким образом, актуальность проблематики пьесы, ее безусловное новаторство, афористичность языка комедии имеют не только огромное значение в истории русской литературы и драматургии, но также способствуют популярности комедии у современных читателей.
«Горе от ума» анализ комедии Грибоедова
Грибоедов завершил свою работу над пьесой Горе от ума в далеком 1824 году, и она и по сей день не теряет своей актуальности и пользуется успехом у читателей. Эта комедия стала в один ряд с лучшими произведениями русской литературы, и пожалуй, была единственным творением автора, которое стало известно во всем мире. В школьной программе это произведение занимает не последнее место, поэтому придется поработать над анализом Грибоедовской комедии Горе от ума по эпизодам.
Конфликт и проблематика Горе от ума
Горе от ума — это яркое произведение, относящееся к русской классической литературе 19 века. Оно переносит читателей в дом Фамусова, где царит атмосфера лжи и притворства. И вот среди всего этого обмана появляется Чацкий, который еще три года назад убежал от скуки в поисках ума за границу. Вернуться назад его заставляет любовь к Софье и любовь к Родине. Вернувшись домой, Чацкий не заметил никаких изменений за время своего отсутствия, единственное, он теперь сильно отличается от фамусовского общества и уже не вписывается в него. Он теперь лишний, и Чацкого сумасшедшим.
Комедия горе от ума богата по своему содержанию, где каждый монолог и реплика имеет свое значение, помогая раскрывать поднятые конфликты и проблематику произведения.
Говоря о конфликте, то уже в названии комедии читатель видит противоречие. Ведь по сути, от ума не может быть горя, но не в 19 веке, не в фамусовском обществе. Если для просветителей вершителем судеб был ум, то для фамусовского общества это чума. И здесь Чацкий понимает, что от его ума будет только горе.
В пьесе мы видим два конфликтующих лагеря, поэтому вся комедия — это извечный конфликт, где у героев даже общечеловеческие ценности разные и разное отношение к народу и стране. Так, если для Чацкого смысл жизни служить своей Родине, то для противоположного лагеря государственные идеи не важны, им бы чин получить, да звания.
В своей пьесе Грибоедов поднимает проблемы жестокости, карьеризма, невежества и чинопочитания. А теперь давайте сделаем анализ комедии Горе от ума по действиям.
Анализ комедии Горе от ума по действиям
Рассматривая анализ отдельных эпизодов Горе от ума, мы сможем более подробно изучить пьесу Грибоедова с ее проблемами, актуальными темами, идеями, где налицо несовершенство государственного аппарата, проблема воспитания, несправедливость крепостного права. Комедия состоит из четырех действий, их мы и рассмотрим.
Анализ 1 действия
В первом действии комедии все события происходят в доме Фамусова и мы отправляемся в дом Павла Афанасьевича. Служанка Лиза прикрывает Софью, у которой свидание с Молчалиным. Мужчина должен был незаметно уйти, но его все же застает Фамусов, которому говорят, что тот оказался в доме проездом. Лиза с Софьей обсуждают Молчалина, и служанка говорит, что с этим человеком у нее нет будущего, так как отец девушки не одобрит брак. Лучшим выбором Софьи станет Скалозуб, у которого и чин, и деньги. А по мнению Фамусова этого достаточно для счастья дочери. Рассуждая об уме, Лиза вспомнила Чацкого и юную любовь барышни. В этот момент и появляется Чацкий, который спешил к Софье, и которого Софья встретила очень холодно. Чацкий подозревает, что девушка влюблена в кого-то еще.
В целом, здесь происходят первые знакомства читателя с героями, по разговорам которых мы начинаем понимать, что для кого важно и находится в приоритете.
Анализ 2 действия
Переходя к анализу 2 действия пьесы Грибоедова, мы наблюдаем первые конфликты, что возникают между героями. Еще вначале, когда Чацкий спрашивает Фамусова по поводу того, какой бы ответ он получил, если бы попросил руки Софьи, мы видим, что для Фамусова важен чин и положение будущего зятя. При этом все можно получить без заслуг, достаточно подслужиться, как это сделал в свое время его дядя, который за умение прислуживать императрице достиг высокого положения. Такое отношение было чуждо Чацкому, который обвиняет век минувший, то есть поколение Фамусова, в том, что они судят людей по размеру их кошелька и готовы быть шутами. Чацкий же предпочитал служить делу, а не отдельным личностям. Мы видим богатого Скалозуба, поставившего себе цель стать генералом, но это звание он хочет не заслужить, а достать. Вот Скалозуб был бы хорошей партией для Софьи. И здесь проявляется конфликт свободомыслия, где Фамусов начинает обвинять Чацкого за его смелые мысли и высказывания. А Чацкий не приемлет того, что в фамусовском обществе сторонятся людей науки, тех, кто занимается искусством и не гоняется за чинами.
Грибоедов «горе от ума» .Вопросы к действиям пьесыматериал по литературе (9 класс)
Вопросы к действию № 1 комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
1. Что рассказывает Софья о Чацком (явл. 5)? Какие качества в нём она выделяет?
2. Лиза упоминает, что Чацкий лечился «на кислых водах». От чего?
3. Чем Молчалин отличается, по мнению Софьи, от Чацкого? Почему её слова вызывают смех Лизы?
4. Ждали ли приезда Чацкого в доме Фамусова?
5. Каково отношение Софьи к Чацкому при встрече? Почему? Чем вызвана холодность Софьи по отношению к Чацкому?
6. Каково мнение Чацкого о Москве (явл. 7)? Над какими москвичами и из-за чего он открыто смеётся (выделить в тексте всех!)? Справедлив ли он в своей критике, ведь он не был тут 3 года?
7. Что думает Чацкий (явл. 7)? Что вызывает смех Чацкого? Совпадает ли его мнение с мнением Софьи?
8. Как Фамусов встречает Чацкого (явл. 9)? О чём Фамусов сокрушается в явл.10? Кого бы из двух женихов он выбрал?
Вопросы к действию № 2 комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
1. Какими делами наполнена «трудовая неделя» московского барина Фамусова (явл.1)? Успевает ли он устать от службы?
2. Чем Чацкий вызывает неудовольствие и даже обиду со стороны Фамусова (явл. 2)? Кто здесь прав?
3. Сравните два монолога: монолог Фамусова («Вот то-то, все вы гордецы») и монолог Чацкого («И точно, начал свет глупеть»). В чём вы видите разницу в жизненных позициях этих героев (их идеалы, уважаемые ими люди и т.д.)? Чья позиция вам ближе?
4. Почему Фамусов называет Чацкого карбонари (= революционером)? От каких слов Чацкого Фамусов в ужасе?
5. Почему Фамусов так суетится, встречая полковника Скалозуба? О чём Фамусов предупреждает Чацкого (явл. 3)?
6. Каково мнение сложилось у вас о полковнике Скалозубе? Как он сделал свою карьеру? Можно ли назвать его честным офицером? Как характеризует Скалозуба его речь (явл. 5 — 7)?
7. О каких внесценических персонажах рассуждает Фамусов в монологе «Вкус, батюшка…»? Кого он ставит в пример для подражания и почему?
8. Совпадает ли характеристика московских «тузов» (= судей и законодателей жизни в Москве), данная Чацким, с отзывами Фамусова (явл. 5) в монологе «А судьи кто»? Что вызывает гнев Чацкого?
9. Какую новую информацию о Молчалине даёт нам явл. 12? Изменилось ли ваше мнение об этом герое? В какую сторону?
Вопросы к действию № 3 комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
- О каких своих достоинствах говорит Молчалин Чацкому? Как секретарь Фамусова относится к Чацкому (явл.3)?
- Какие люди (одни и те же) вызывают восхищение Молчалина и осуждение Чацкого (явл.3)? Почему?
- Перечислите всех гостей Фамусова. В чём своеобразие каждого из них, что их сближает?
- Почему княгиня, привезшая на бал к Фамусову своих дочек, сначала отправляет мужа срочно знакомиться с Чацким, а потом еще быстрее зовет его назад (явл.7)?
- Кто такой Загорецкий? Каково ваше мнение об этом персонаже? Уважают ли его прочие герои?
- Видит ли графиня Хлёстова разницу между своей служанкой и собачкой? Кто ей более дорог (явл.10)?
- Как Молчалину удалось успокоить рассерженную графиню Хлёстову (явл.12)? Что говорит о нем Чацкий (явл13)
- Кто распускает слух о сумасшествии Чацкого?
- Почему все гости и сам Фамусов так охотно поддерживают и распространяют эту сплетню?
- В чем видят основную причину безумства Чацкого и людей, похожих на него, гости Фамусова и сам хозяин дома (явл.21)?
- Перечитайте монолог Чацкого в конце 3 действия. О чем говорит Чацкий? Согласны ли вы с ним?
- Какой авторской ремаркой заканчивается 3 действие? Почему?
Тест на знание содержания 1 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
1. Как зовут служанку дочери Фамусова? А) Маша Б) Арина В) Лиза Г) Катюша
2. Чем всю ночь занималась дочь Фамусова?
А) крепко спала, т.к. на следующий день был бал В) провела ночь с любимым человеком, играя на рояле
Б) читала французский роман Г) горько плакала, т.к. любимый человек не отвечал ей взаимностью
3. Встретившись рано утром с отцом у дверей своей комнаты, дочь Фамусова:
А) радостно целует отца в щеку В) выпрашивает у отца деньги на новые наряды и драгоценности
Б) выдумывает и рассказывает страшный сон, в котором отец – причина всех бед Г) плачет от страха
4. С кем вместе выросла дочь Фамусова (с кем ее вместе воспитывали)?
А) с Молчалиным Б) с полковником Скалозубом В) с Чацким Г) со старшей сестрой
5. В каком городе происходит действие комедии Грибоедова?
А) в Петербурге Б) в Саратове В) в Москве Г) название города не указано
6. О ком из героев комедии Софья говорит: «Не человек, змея!» А её служанка, наоборот, хвалит, отмечая, что этот человек «и весел, и остёр»?
А) об отце Б) о Молчалине В) о Скалозубе Г) о Чацком
7. В кого на самом деле влюблена семнадцатилетняя дочь Фамусова?
А) в Чацкого Б) в буфетчика Петрушу В) в Молчалина Г) в полковника Скалозуба
8. Кого из героев комедии зовут Алексей Степанович?
А) Скалозуба Б) Фамусова В) Чацкого Г) Молчалина
9. Кто такая мадам Розье, о которой говорит Фамусов в 1-ом действии комедии?
А) его жена, мать Софьи, которая давно умерла В) нанятая Фамусовым воспитательница для его дочери
Б) мать Молчалина, родственница Фамусова Г) мать Скалозуба, с которым Фамусов хочет породниться
10. Кем служил Молчалин в доме Фамусова?
А) старшим лакеем Б) секретарем Фамусова В) учителем музыки Г) управляющим делами
Тест на знание содержания 2 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
1. С чего начинается 2-ое действие комедии Грибоедова?
А) Фамусов встречает Чацкого, которого несколько лет не видел
Б) Фамусов велит Петрушке внести записи в календарь о своих планах на следующую неделю
В) к Фамусову приходит Скалозуб, за которого тот мечтает выдать замуж свою дочь
Г) Фамусов с Молчалиным разбирают бумаги (т.к. в 1-ом действии Молчалин нёс папку с бумагами на подпись)
2. Как зовут Чацкого?
А) Павел Афанасьевич Б) Алексей Степанович В) Александр Андреевич Г) Сергей Сергеевич
3. Кем из московских богачей восхищается Фамусов, говоря с завистью, что тот «на золоте едал», был «весь в орденах» и «при государыне служил Екатерине»?
А) Сергеем Сергеевичем Б) Алексеем Степановичем
В) Максимом Петровичем Г) Иваном Ивановичем
4. Какой чин был у Скалозуба? А) бригадир Б) полковник В) штабс-капитан Г) генерал-аншеф
5. Что происходит с Молчалиным во 2-ом действии комедии «Горе от ума»?
А) он, плохой наездник, упал с лошади
Б) Молчалин, боясь упустить богатую невесту, решается сделать предложение Софье
В) Молчалин вызывает Чацкого за дерзость на дуэль
Г) Фамусов выгоняет его
6. Как отреагировала Софья на то, что произошло с Молчалиным»?
А) ушла вместе с ним из родительского дома
Б) лишилась чувств (упала в обморок)
В) стала плакать и отговаривать Молчалина от дуэли
Г) упрашивает отца дать согласие на брак с Молчалиным
7. Какое отчество было у дочери Фамусова?
А) Сергеевна Б) Андреевна В) Алексеевна Г) Павловна
8. Молчалин признается, что любит дочь Фамусова «по должности». А кто ему действительно нравится?
А) богатая тетушка Софьи Б) горничная Лиза В) богатая вдова-докторша Г) мадам Розье, француженка
9. Кто из героев комедии рассказывает дикую историю о «театрале», который отобрал у крепостных крестьян детей, а потом, когда разорился, распродал «Амуров и Зефиров поодиночке»?
А) Фамусов Б) Молчалин В) Чацкий Г) Скалозуб
10. Фамусов рассказывает Чацкому «поучительную» историю о своём дяде-покойнике, который добился богатства и положения при дворе Екатерины (см. вопрос 3). Каким образом он стал царским фаворитом?
А) подарил царице чудо-птицу В) рассказал государыне, что на неё готовится покушение
Б) прославился как полководец Г) упал на балу и рассмешил царицу и придворных
Тест на знание содержания 3 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
1. Кому Чацкий дал такую характеристику: «Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки»?
А) Молчалину Б) Скалозубу В) Максиму Петровичу Г) Фамусову
2. По какой причине перед балом дочь Фамусова затаила обиду на Чацкого?
А) Чацкий требовал, чтобы Софья танцевала лишь с ним В) Чацкий уехал, так и не простившись с ней
Б) Чацкий сказал, что Молчалин недостоин Софьи Г) Чацкий поругался с отцом Софьи
3. Какие два «бесценных» таланта есть у Молчалина (он о них говорит Чацкому)?
А) честь и трудолюбие В) умеренность и аккуратность
Б) умение услужить и умение смолчать Г) покорность и скромность
4. Откуда Чацкий знает Платона Михайловича Горича?
А) это его сосед, их имения находятся рядом Б) он женился на знакомой Чацкого, Наталье Дмитриевне
В) он служил с Чацким в одном полку Г) познакомились на балу в доме Фамусова
5. Сколько дочерей привезли на бал к Фамусову князья Тугоуховские?
А) 3 Б) 4 В) 2 Г) 6
6. Кто взял с собой от скуки на бал к Фамусову «арапку-девку и собачку»?
А) княгиня Тугоуховская Б) Наталья Дмитриевна Горич В) старуха Хлёстова Г) господин Загорецкий
7. Кто распускает слух о сумасшествии Чацкого (кто первым пустил эту сплетню)?
А) Молчалин Б) Софья В) Загорецкий Г) Хлёстова
8. В чем Фамусов и его гости видят основную причину, что появляются свободолюбивые люди типа Чацкого?
А) в отсутствии контроля со стороны властей Б) в излишней гордости и нежелании жить по законам «отцов»
В) в образовании, в учении и учености Г) в отсутствии строгих законов, пресекающих вольнодумство
9. Какое слово (об этом рассказывает Чацкий) вызвало смех гостей на балу в доме Фамусова?
А) мадам Б) сударыня В) мадмуазель Г) госпожа
10. Кто вручает Софье в качестве подарка билет в театр, а чуть раньше подарил Хлёстовой «двоих арапченков»?
А) Загорецкий Б) Молчалин В) Скалозуб Г) князь Тугоуховский
🗹