В последней части комедии Александра Сергеевича Грибоедова является одним из кульминационных моментов произведения. В нем обостряется конфликт между поколениями и раскрываются характеры главных действующих лиц.
Анализ третьего действия «Горе от ума» выполняется при составлении школьных конспектов или презентаций для уроков по литературе.
Мнения о Молчалине
В первом явлении 3 действия Александр Чацкий возвращается в дом Фамусовых, чтобы добиться признания Софьи. Во время разговора со своей возлюбленной главный герой часто упоминает Алексея Молчалина.
Александр подчеркивает следующие отличительные черты характера Алексея:
- лицемерность;
- инфантильность;
- скрытность;
- изменчивость;
- низкопоклонство;
- беспринципность.
Чацкий считает Молчалина лжецом, льстецом и человеком без чести. Александр считает, что Алексей не достоин любви и заслуживает презрения со стороны общества.
Софья является сентиментальной девушкой, воспитанной на любовных романах. Она воспринимает Молчалина в качестве романтического героя, готового к самопожертвованию. Девушка верит в искренность чувств Алексея и считает Чацкого его антиподом. Софья отмечает аккуратность и душевность Молчалина.
Чацкий не воспринимает слова Софьи всерьез. Александр считает, что девушка любит ненастоящего Молчалина. Из-за притворства Алексея Софья не видит его реальных недостатков. Анализ 3 действия «Горе от ума» позволяет выяснить, что на мнение девушки оказывает сильное влияние обстановка в доме Фамусова. Отец Софьи воспринимает Молчалина в качестве делового человека, являющегося представителем нового поколения.
В доме Фамусовых царит атмосфера лицемерия, ханжества и сентиментальности. На основе этих фактов можно сделать вывод, что фамусовское общество сформировало ценности Софьи. Поэтому девушка отвергла все аргументы Чацкого о Молчалине.
Чацкий, которого терзает любовь и ревность к Софье, случайно сталкивается с ней в комнате и допытывается, кого она любит. Софья отвечает, что «весь свет», и высказывает Чацкому: вы слишком саркастичны, насмехаетесь то над тем, то над другим, а не лучше ли вам обратить больше внимания на самого себя? (См. полный текст «Горя от ума».)
Чацкий откровенно расспрашивает её насчёт Молчалина. Есть ли в нём «та страсть, то чувство, пылкость та, чтоб, кроме вас, ему мир целый казался прах и суета?» Не слишком ли Молчалин смирен? Не приписали ли вы ему в воображении те качества, которых он не имеет?
Горе от ума. 3-е действие. Краткий пересказ. Иллюстрированная аудиокнига
Софья сожалеет про себя, что она Чацкого «нехотя с ума свела», однако. Но отрицает свою любовь к Молчалину. Говорит, что просто сострадает ему, когда слышит, как зло Чацкий его высмеивает. Софья настаивает: Молчалин неглуп, он умеет кротостью обезоружить вспыльчивого Фамусова, по доброте души проводит целые часы со скучными старичками. «Он наконец: уступчив, скромен, тих… Чужих и вкривь и вкось не рубит».
Слушая Софью, Чацкий убеждает себя: она не способна полюбить Молчалина – слишком мелки те свойства характера, которые она в нём хвалит. О Скалозубе же Софья прямо говорит: он герой «не моего романа».
На нашем сайте вы можете прочитать полный текст 3 действия «Горя от ума» и краткое содержание всей комедии целиком в одной статье
Появляется Лиза и потихоньку говорит Софье, что к ней собирается придти Молчалин. Софья покидает Чацкого под предлогом, что ей надо к «прикмахеру». В комнату к Чацкому входит Молчалин. Чацкий спрашивает, как он поживает. Молчалин рассказывает, что недавно получил служебное повышение по Архивам: начальство оценило два его таланта – умеренность и аккуратность. «Чудеснейшие два! и стоят наших всех», – иронизирует Чацкий. Молчалин намекает, что Чацкий просто завидует: ведь ему «не дались чины». Рассказывает, как влиятельная московская дама Татьяна Юрьевна, воротясь из Петербурга, рассказывала: существовавшая прежде связь Чацкого с министрами быстро оборвалась. К большому удивлению Молчалина Чацкий даже не знает, кто такая Татьяна Юрьевна.
Молчалин советует Чацкому послужить в Москве: «и награжденья брать и весело пожить». Чацкий отвечает: «Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь; а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа». Молчалин вспоминает ещё какого-то Фому Фомича. Чацкий называет этого начальника отделения «пустейшим и бестолковым человеком» и интересуется мнением о нём Молчалина. «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь… В чинах мы небольших», – с наигранной скромностью отвечает Молчалин.
Чацкий почти открыто насмехается над ним и вновь приходит к мысли, что Софья не может любить такое ничтожество.
В дом Фамусова собираются гости на бал. Лакеи готовят столы. Чацкий стоит одиноко. Подъезжает карета. Молодая дама Наталья Дмитриевна удивлена, увидев Чацкого: она полагала, что он далеко от Москвы. Рассказывает, что вышла замуж за Платона Михайловича Горича. Входит и сам Платон Михайлович, тоже близкий знакомец Чацкого. Чацкий шутливо осведомляется: после женитьбы «забыт шум лагерный, товарищи и братья»? – Горич с сожалением отвечает: теперь у меня иные занятия; сейчас вот твержу на флейте дуэт a-мольный. «Брат, женишься, тогда меня вспомянь! От скуки будешь ты свистеть одно и то же». Чацкий напоминает Горичу прежние дни военной службы в полку. Однако Наталья Дмитриевна спешит ответить: у Платона Михайловича сейчас рюматизм и головные боли, он любит город, Москву, а в глуши армейского гарнизона погубит свои дни. Наталья Дмитриевна назойливо опекает мужа, настаивает, чтобы он застегнул жилет, отошёл от сквозняка. Горич даже возводит глаза к небу. Чацкий: «Не в прошлом ли году, в конце, в полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя и носишься на борзом жеребце; осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла». – Горич: «Эх! братец! славное тогда житьё-то было».
Подъезжает семья Тугоуховских: князь и княгиня с шестью незамужними дочерьми. Наталья Дмитриевна бежит лобызаться с ними. Дамы громко обсуждают фасоны платьев и шарфов. Княгиня, заметив Чацкого, спрашивает у Натальи Дмитриевны, кто он. Та отвечает: «Чацкий, холостяк». Княгиня тут же велит князю идти «звать Чацкого к нам на обед». Глуховатый князь, выслушав указание жены через слуховую трубку, идёт его исполнять. Тем временем княгине объясняет: Чацкий не камер-юнкер и не богат. Княгиня: «Князь, князь, назад!»
Подъезжают ворчливые, всем раздражённые графини Хрюмины. Прибывают и другие гости. Между ними суетливый Загорецкий, который тут же предлагает Софье билет на завтрашний спектакль, который достал по знакомству. Загорецкий пробует заговорить с Горичем, но тот с отвращением советует ему «морочить женщин». Горич рекомендует Загорецкого Чацкому как «отъявленного мошенника и плута», с которым и в карты садиться опасно.
Появляется старуха Хлёстова, свояченица Фамусова, с арапкой-девкой и собачкой. Хвалится ими перед Софьей. Говорит, что достать их помог Загорецкий. Загорецкий, услышав эти слова, выставляется вперёд из толпы. Но Хлёстова продолжает о нём Софье: «лгунишка, картёжник, вор» – и Загорецкий тут же исчезает. Чацкий хохочет над этой сценой. Хлёстовой его смех не нравится: она думает, что Чацкий смеётся над нею.
Выходит Фамусов, громко спрашивая, приехал ли Сергей Сергеич Скалозуб. Тот вскоре появляется. Молчалин уже занял для Хлёстовой место за карточным столом. Гладит её шпица и восхищается его шёрсткой.
Чацкий подходит к Софье. Насмехается над льстивыми повадками Молчалина, находит в нём сходство с Загорецким. Когда Чацкий отходит, Софья в бешенстве. «Этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства! Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!» К Софье подходит господин N, осведомляется о Чацком. Софья: «Он не в своём уме!» Господин N удивлён и заинтересован. Софья, заметив это, думает про себя: «А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?»
Господин N передаёт слух о сумасшествии Чацкого господину D. От господина D новость переходит к Загорецкому. Тот уверяет, что и прежде слышал: Чацкий сидел на цепи в жёлтом доме, но потом его с цепи спустили. Загорецкий рассказывает слух графиням Хрюминым. Внучка, недолго думая, подтверждает: она и сама заметила сумасшествие Чацкого. Глуховатой графине-бабушке вообще слышится: Чацкий то ли сведён в тюрьму, то ли перешёл в басурманство. Бабушка пытается рассказать новость такому же глухому князю Тугоуховскому.
Весть о «безумии Чацкого» мало-помалу узнают все гости. Никто не ведает, от кого первого она пошла. Фамусов говорит, что нимало не удивляется, ибо Чацкий «чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом, хоть пред монаршиим лицом, так назовёт он подлецом!..» Все очень рады новости, все имеют причины досадовать на умного, язвительного Чацкого. Фамусов уже уверяет, что мать Чацкого сходила с ума восемь раз. Хлёстова осведомляется: «он пил не по летам»? Наталья Дмитриевна подтверждает: «бутылками-с, и пребольшими», а Загорецкий: «Нет-с, бочками сороковыми». Фамусов заявляет: «Ну вот! великая беда, что выпьет лишнее мужчина! Ученье – вот чума, учёность – вот причина».
Все подхватывают тему о вреде учения. Княгиня Тухоуховская рассказывает о своём родственнике, который учился в Педагогическом институте и теперь: «От женщин бегает, и даже от меня! Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Фёдор, мой племянник». Скалозуб говорит, что уже есть проект переустроить все школы и гимназии на военный лад, «а книги сохранят так: для больших оказий». Фамусов: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы, да сжечь». Загорецкий возмущается, что баснописцы в своих стишках насмехаются «над львами и орлами». Начинают горячо спорить о том, сколько крестьянских душ имеет Чацкий.
Появляется он сам. Все пятятся от него («не начал бы драться»). Чацкий подходит к Софье, говорит ей, что ему не понравилась Москва. Рассказывает, как только что говорил в соседней комнате с приезжим французиком из Бордо. Тот боялся ехать в Россию, «к варварам», но когда прибыл сюда, почувствовал себя как будто в собственном отечестве: все говорят по-французски, у дам такие же наряды… Чацкий возмущается отсутствием национального духа в высшем российском обществе.
Ах! если рождены мы всё перенимать, Хоть у китайцев бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев. Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев.
…Увлекшись этим монологом, он вдруг замечает, что слушатели разошлись от него и «кружатся в вальсе с величайшим усердием».
© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.
Сцена бала
Встреча героев на балу является ключевых эпизодов. Основные события разворачиваются в имении Фамусова. На балу присутствует множество персонажей второго плана. Среди них:
- Скалозуб: представитель военного сословия. Он полковник, служащий в рядах русской императорской армии. Этот герой имеет большое количество наград и иных знаков почета. Главной целью Скалозуба является получение генеральского чина. Он не желает защищать Родину и предпочитает проводить свой досуг в светском обществе.
- Платон Михайлович Горич. Он является бывшим военным. Платон Михайлович подружился с Чацким во время службы. Он имеет схожие взгляды с Александром. Недостатком Платона является слабохарактерность. Он подчиняется своей жене и не может защитить Чацкого от клеветы со стороны фамусовского общества.
- Князь Тугоуховский. У него есть жена и 6 детей. Данный персонаж желает удачно выдать замуж своих дочерей. Князь Тугоуховский является язвительным человеком. Он всегда находит недостатки в других людях.
- Антон Антоныч Загорецкий: светский человек, часто посещающий балы и иные торжественные мероприятия. Его отличительными особенностями являются хитрость и услужливость. При подробном разборе произведения можно выявить, что Загорецкий часто играет в карты.
- Анфиса Ниловна Хлестова: сестра покойной жены Фамусова. Она является властным и прямолинейным человеком. Хлестова пришла на бал вместе со своей темнокожей служанкой. Анфиса Ниловна относится к ней с пренебрежением.
На балу собрались представители высших сословий, составлявших большую часть интеллигенции Москвы в начале XIX столетия. Они имеют общие идентичные взгляды на жизнь и отрицают мнение Чацкого.
Анализ III действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» — презентация
Анализ III действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Ответим на вопросы Что представляет собой дворянская Москва 20-х годов XIX века? Каковы нравы высшего общества Москвы? Чем можно объяснить предательство Софьи по отношению к Чацкому? Над чем мы смеёмся в сцене бала и что нам кажется трагичным?
Также мы постараемся определить: как автор выстраивает второстепенных персонажей, для чего он это делает, как он строит развитие действия, как конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своей вершины.
Окунёмся в атмосферу бала XIX века Бал — это торжественное мероприятие, которое, подобно обряду, имеет свой церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и роскошным. Поэтому, чтобы сохранить изысканность и восхитительность, необходимо соблюдать правила бального этикета.
На балах звучала духовая музыка, танцевали менуэт, контрдансы, русские потешные пляски, польские и английские танцы. В залах горели тысячи свечей. Лестницы были устланы дорогими коврами, теснились тропические растения в кадках, а из специально устроенных фонтанов струилась душистая вода.
К ужину подавали ананасы, экзотические персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб и дорогие вина со всего света. В XIX веке бал превратился в образ жизни, сочетая в себе клуб, салон мод, брачную контору и игру.
Важно! В сцене бала проявилось новаторство Грибоедова: впервые в русской литературе создана галерея человеческих типов дворянской Москвы. Внесценические персонажи, о которых говорили и Чацкий, и Фамусов, и Софья, и Скалозуб в первых действиях комедии, и эпизодические персонажи впервые представляют собой не фон личной драмы героев, а становятся прямыми участниками комедии.
Гости Второстепенные герои очерчены резко и воплощают в себе различные московские типы и нравы. Грибоедов придал им одну или две оригинальные черты.
Горичи, Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович Наталья Дмитриевна, «молодая дама», «Огонь, румянец, смех, игра во всех чертах». Платон Михайлович – отставной военный, давний друг Чацкого, «московский житель и женат». Играет на флейте, хотя ему это и скучно, по словам Чацкого, сильно изменился, стал «спокоен и ленив». Во время бала скучает, появление старого друга оживило в нём воспоминания о бурной юности, но он уже не изменится, готов делать всё по велению жены, которая властно повелевает мужем, мало заботясь о его духовных потребностях (не случайна параллель «мой муж – прелестный муж» и позже из уст Молчалина – «Ваш шпиц – прелестный шпиц…»
Тугоуховские, князь и княгиня с шестью дочерьми Княгиню волнует то, как выдать замуж дочерей. Дочери заняты исключительно нарядами и сплетнями о женихах. Князь: «говорящая» фамилия полностью оправдана и преподаётся в прямом смысле: он совершенно глух.
Загорецкий Антон Антонович Точную и ёмкую характеристику персонажу даёт Платон Михайлович Горич: Как этаких людей учтивее зовут? Нежнее? – человек он светский, Отъявленный мошенник, плут: Антон Антоныч Загорецкий. При нём остерегись: переносить горазд, И в карты не садись: продаст. Основная цель жизни – услужить, угодить всем. Поэтому его «Ругают здесь, а там благодарят».
Хлёстова Амфиса Ниловна 65 лет. Тётка Софьи: «Легко ли в 65 лет/ Тащиться мне к тебе, племянница?» Дама властная и безапелляционная, не лишённая ума, верно оценивает многих персонажей. Но в целом громогласна и груба в своём прямодушии.
Скалозуб Павел Афанасьевич Приходит на бал последним, а уезжает о одним из первых – эта небрежность была модной у самых богатых и привилегированных. Он не испытывает особых чувств к Софье, поэтому ему нет необходимости оставаться дольше в доме Фамусовых, он и так здесь всегда желанный гость. Помимо всего, проявляет себя как армейский щёголь, который перетягивает ремнём талию, чтобы грудь выпирала «колесом» и голос напоминал рык («Хрипун, удавленник, фагот») Фамилия говорящая. Как ни странно, он оказывается практически двойником Чацкого по части злословия и насмешки. Только первый издевается от горечи и полноты души, то второй – потому что модно
Графини Хрюмины: бабушка и внучка Графиня Внучка – «Зла, в девках целый век» Её последняя реплика подтверждает злой и вздорный характер старой девы, которая кичится свои аристократическим происхождением, на всех смотрит свысока (вспомним, что в сцене появления на балу, когда в зале было уже много гостей, она сетует, на то, что приехала первой!) А последняя её фраза комична тем, что метко характеризует общества к которому она сама и относится. Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие- то уроды с того света, И не с кем говорить, и не с кем танцевать!
Почему Фамусов собрал у себя именно такое общество? Вечер назначен ради Софьи и Скалозуба. Именно его так ждёт хозяин дома, а Скалозуб, как и положено главному гостю, запоздал: он хорошо знает себе цену! Днём шла речь о сватовстве, и теперь Фамусов хочет закрепить свои позиции, чтобы Скалозуб мог убедиться, что Софья – хорошая партия для него. Именно поэтому он стремится представить Скалозуба своей влиятельной свояченице. Выбор остальных гостей также не случаен. Есть ли среди женщин соперница Софьи? Нет! Наталья Дмитриевна с мужем, Графиня Хрюмина-внучка – злая старая дева, у княжон Тугоуховских приданое значительно меньше, ведь в семье шесть девиц на выданье. Вывод: Фамусов – хороший отец, заботящийся о будущем дочери, и дальновидный расчётливый человек.
Что так рассердило Софью и настроило её против Чацкого? Прочитаем явление 13. Его меткая характеристика Молчалина. Софьей руководит злость и женское самолюбие. Она сознательно обвиняет: «Неугодно ль на себя примерить»
Почему слух распространяется так быстро? В этом заинтересованы все, не нужно придавать значения словам, если они идут от человека, сошедшего с ума. Как дальше развивается общественное мнение? Оно единодушно. Теперь начинается поиск причин этого «прискорбного явления».
Спор гостей. Важная сцена в пьесе. При всей внешней её комичности Грибоедов показывает процесс формирования общественного мнения и его истинную цену: абсурдные домыслы становятся для госте Фамусова истиной в последней инстанции. Раздражение против Чацкого растёт. Каждый находит своё объяснение причин сумасшествия У каждого из гостей оказывается враг, который как-то объединился в их представлении с Чацким: лицеи и гимназии, педагогический институт и князь Фёдор, химия и басни, профессоры, а, главное, книги. «Ученье – вот чума, учёность – вот причина», — восклицает Фамусов. Многочисленность этих «врагов» постепенно вызывает страх. Дело, оказывается, не только в Чацком, которого можно и пожалеть. «Был человек, имел душ сотни три» — замечание Хлёстовой сочувственно.
Тревожит новое непонятное направление жизни, и уже рождаются проекты пресечения зла. Скалозуб спешит обрадовать: в школах «будут лишь учить по-нашему: раз, два!» Фамусов мечтает о большем: «Собрать бы книги все и сжечь». При всей комичности сцены, она достаточно зловеща: эти проекты в разное время истории нашей страны были поистине осуществлены.
Кульминация — наиболее напряжённый момент в развитии сюжета, решающий переломный момент во взаимоотношениях и столкновении героев, с которого начинается переход к развязке. К кому обращены слова Чацкого? Почему? В чём смысл данного эпизода? Опишите состояние героя в конце этой сцены.
Этот монолог героя – единственная во время бала. Где говорится о вещах высоких и значительных: — об обманутых надеждах на любовь, -о потере веры в изменение общества, нравов. Чацкий всё ещё обращает свой монолог к Софье, не замечая её насмешливости. И опять в пьесе – сочетание комической ситуации и драматического состояния героя.
Перечитать IV действие. Образ Репетилова и его значение в комедии. (Индивидуально)
jpg htm
Обострение конфликта
Кульминацией всей комедии является противостояние между Чацким и представителями фамусовского общества. Основной причиной конфликта между героями являются разные взгляды на мир.
Анализ 3 действия «Горе от ума» позволяет составить характеристики оппонентов. Чацкий является представителем современного поколения. Его главными нравственными ценностями являются разум и честь. Александр считает, что чины должны выдаваться человеку не по статусу, а в соответствии с навыками и умениями. Чацкий не зависит от чужого мнения и борется за социальную справедливость в обществе.
Противостоит главному герою фамусовское общество. Его представители относятся к старому поколению. Эти герои стремятся к богатству. Они лишены моральных ценностей. Представители старого поколения являются прислужниками. Они готовы выполнить любые действия для получения личной выгоды. Представители фамусовского общества презирают Чацкого и считают безумным.
🗹Они распространяют слухи о его сумасшествии. Александр не имеет союзников, поэтому он не может противостоять старому поколению.