Мнения о Молчалине
В первом явлении 3 действия Александр Чацкий возвращается в дом Фамусовых, чтобы добиться признания Софьи. Во время разговора со своей возлюбленной главный герой часто упоминает Алексея Молчалина.
Александр подчеркивает следующие отличительные черты характера Алексея:
- лицемерность;
- инфантильность;
- скрытность;
- изменчивость;
- низкопоклонство;
- беспринципность.
Чацкий считает Молчалина лжецом, льстецом и человеком без чести. Александр считает, что Алексей не достоин любви и заслуживает презрения со стороны общества.
Софья является сентиментальной девушкой, воспитанной на любовных романах. Она воспринимает Молчалина в качестве романтического героя, готового к самопожертвованию. Девушка верит в искренность чувств Алексея и считает Чацкого его антиподом. Софья отмечает аккуратность и душевность Молчалина.
Чацкий не воспринимает слова Софьи всерьез. Александр считает, что девушка любит ненастоящего Молчалина. Из-за притворства Алексея Софья не видит его реальных недостатков. Анализ 3 действия «Горе от ума» позволяет выяснить, что на мнение девушки оказывает сильное влияние обстановка в доме Фамусова. Отец Софьи воспринимает Молчалина в качестве делового человека, являющегося представителем нового поколения.
В доме Фамусовых царит атмосфера лицемерия, ханжества и сентиментальности. На основе этих фактов можно сделать вывод, что фамусовское общество сформировало ценности Софьи. Поэтому девушка отвергла все аргументы Чацкого о Молчалине.
Комедия А.С. Грибоедова » Горе от ума». Анализ III действия.
#9 класс #Литература #Учебно-методические материалы #Презентация #Методист #Учитель-предметник #Студент-практикант #Школьное образование
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Общая характеристика. Анализ III действия Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ
Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была первым реалистическим произведением в русской литературе. Ей была суждена долгая жизнь, так как автор поднял в ней проблемы, волновавшие людей независимо от эпохи, в которую они жили: проблема ума и безумия, общественные проблемы, борьба “века нынешнего” с “веком минувшим” существуют и в наши дни. Грибоедов стремился показать русское общество 10-20-х годов XIX века в период подъема общественного движения. Он описал людей, которые хотели оградить себя от реальной жизни и существовать по образцу и подобию своих отцов. А тех, кто не желал следовать за ними, они нарекали безумными
Композиция комедии «Горе от ума» Экспозиция Завязка Кульминация Развязка Экспозиция — действие I, явление 1-5 Завязка — приезд Чацкого, действие I, явление 7 Развитие действия: а) начало общественного конфликта, действие II, явление 2 б) различие жизненных идеалов Чацкого и Молчалина, действие III, явление 3 3. Кульминация- известие о безумии Чацкого, действие III, явление 21 4. Развязка- прозрение Софьи, действие IV, явление 12. Монолог Чацкого
Анализ III действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
III действие «Горе от ума» является кульминацией всего произведения. Роль его в пьесе очень важна не только с композиционной точки зрения, но и как кульминация общественного конфликта — столкновения “века нынешнего” с “веком минувшим” . В третьем действии 22 явления Явление 1. Александр Чацкий возвращается в дом Фамусовых, чтобы добиться признания Софьи. Он хочет узнать, кто же ей мил, Молчалин или Скалозуб
Во время разговора с Софьей Чацкий часто упоминает Молчалина, поднимает его на смех. Заступаясь за Молчалина, Софья говорит, что тот «уступчив, скромен, тих», это Софья считает достоинствами. Чацкий подчеркивает следующие отличительные черты характера Молчалина: лицемерие, инфантильность, скрытность, низкопоклонство, беспринципность. Он считает Молчалина лжецом, льстецом и человеком без чести
Софья является сентиментальной девушкой, воспитанной на любовных романах. Она воспринимает Молчалина в качестве романтического героя, готового к самопожертвованию. Девушка верит в искренность его чувств и отмечает аккуратность и душевность Молчалина. Отец Софьи видит в нем делового человека. В доме Фамусовых царит атмосфера лицемерия, ханжества и сентиментальности. Это сформировало ценности Софьи, поэтому девушка отвергла все аргументы Чацкого о Молчалине
Явление 2-3. В комнату заходит Молчалин. Он рассказывает Чацкому, что хорошо продвигается по службе, так как имеет такие таланты как «умеренность и аккуратность». Он советует Чацкому обрести покровителей и поступить на службу. Беседа с Молчалиным убеждает Чацкого, что Софья не могла полюбить этого жалкого человека
В ожидании бала в доме Фамусовых … Окунёмся в атмосферу бала XIX века. Бал — это торжественное мероприятие, которое имеет свой церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и роскошным. Существуют правила бального этикета. На балах звучала духовая музыка, танцевали менуэт, контрдансы, русские потешные пляски, польские и английские танцы. В залах горели тысячи свечей. Лестницы были устланы дорогими коврами, теснились тропические растения в кадках, а из специально устроенных фонтанов струилась душистая вода
К ужину подавали ананасы, экзотические персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб и дорогие вина со всего света. В XIX веке бал превратился в образ жизни, сочетая в себе клуб, салон мод, брачную контору и игру
Явление четвертое. Слуги суетятся, ожидая прибытия званых гостей. Гости собираются.
В сцене бала проявилось новаторство Грибоедова: впервые в русской литературе создана галерея человеческих типов дворянской Москвы. Главные и второстепенные герои. Внесценические персонажи, о которых говорили и Чацкий, и Фамусов, и Софья, и Скалозуб в первых действиях комедии, и эпизодические персонажи впервые представляют собой не фон личной драмы героев, а становятся прямыми участниками комедии
Александр Андреевич Чацкий. Главный положительный герой комедии. Молодой человек получил воспитание в семье богатого помещика Фамусова, но на момент событий в пьесе уже 3 года живет отдельно. По происхождению — дворянин. Умен, проницателен, благороден. Несмотря на свой статус, осуждает взгляды высшего общества. Питает чувства к Софье, дочери Фамусова, однако интерес не взаимен Явления 4-12. Гости. Главные герои
Павел Афанасьевич Фамусов — богатый помещик, придерживающийся консервативных взглядов. С подобострастием относится к чиновникам и власть имущим. Его заботит положение в обществе и мнение окружающих о его персоне. Занимается воспитанием дочери Софьи. Не поддерживает взгляды Чацкого и постоянно вступает с ним в споры. Его характеристика важна для понимания нравов, царивших в аристократических кругах. Его зависимость от общественного мнения, молвы и подчеркивает его «говорящая» фамилия. Прототип героя — собирательный образ помещиков той эпохи
Явления 4-12. Гости. Главные герои. Софья Павловна Фамусова — 17-летняя дворянка, дочь богатого вельможи, красавица и умница, получила воспитание в лучших традициях дворянского общества. Обладает смелостью, независимостью, желанием развиваться. Любит французскую литературу. Испытывает чувства к Молчалину, не отвечает взаимностью Чацкому. Характеристика ее важна для раскрытия качеств Чацкого и для обличения пороков старосветского высшего общества
Гости. Главные герои. Алексей Степанович Молчалин — один из главных героев комедии. Отрицательный персонаж. Служит секретарем у Фамусова. Выходец из бедной семьи, стремится выбраться «в люди». Умеет раболепствовать и пресмыкаться перед начальством. Влюблен в Лизу, служанку в доме Фамусова, но вынужденно поддерживает связь с Софьей. Характеристика Молчалина необходима для более полной демонстрации прогнившего старосветского высшего общества
Гости. Главные герои. Сергей Сергеевич Скалозуб — безынициативный полковник, хочет стать генералом. Скалозуб — завидный московский жених. По-мнению Фамусова, богатый офицер, имеющий в обществе вес и статус — хорошая партия для его дочери. Самой Софье он пришелся не по душе. В произведении образ Скалозуба собирается по отдельным фразам. К речи Чацкого Сергей Сергеевич присоединяется со вздорными рассуждениями. Они выдают его невежество и необразованность
Явления 4 -12. Гости. Второстепенные герои очерчены резко и воплощают в себе различные московские типы и нравы. Грибоедов придал им одну или две оригинальные черты. Первой прибывает Наталья Дмитриевна, «молодая дама», «Огонь, румянец, смех, игра во всех чертах», бывшая знакомая Чацкого. Она знакомит Чацкого с мужем Платоном Михайловичем, в котором Чацкий узнает своего бывшего товарища. Он отставной военный, сильно изменился, мучается от скуки, страдает ревматизмом, на все вопросы за него отвечает жена. Появление старого друга оживило в нём воспоминания о бурной юности, но он уже не изменится, все делает по велению жены, которая мало заботится о его духовных потребностях
Гости. Второстепенные герои. Прибывает семья Тугоуховских. У князя Тугоуховского жена и шесть дочерей. Он мечтает удачно выдать дочерей замуж. Сам он — язвительный человек, всегда находит недостатки в других людях. Глуховат. Княгиня, увидев в Чацком потенциального жениха, собирается позвать его в гости, но, узнав, что он не имеет большого чина и состояния, отзывает мужа. Приходит графиня Хрюмина с внучкой. Их Чацкий называет копиями парижских модниц
Гости. Второстепенные герои. В числе новых гостей Антон Антоныч Загорецкий: светский человек, часто посещающий балы и иные торжественные мероприятия. Его отличительными особенностями являются хитрость и услужливость. Загорецкий часто играет в карты. Платон Михайлович «рекомендует» его Чацкому как настоящего светского человека, то есть плута, мошенника, доносчика и лицемера Тетка Софьи Анфиса Ниловна Хлестова: сестра покойной жены Фамусова. Она является властным и прямолинейным человеком. Хлестова пришла на бал вместе со своей темнокожей служанкой. Она хвалит Загорецкого, который хитростью добыл для нее «арапку-девку для услуг».
Входит Скалозуб. Фамусов предлагает ему сыграть в вист. Молчалин, чтобы выслужиться, приглашает Хлестову тоже сыграть в карты. Гости переходят в другую комнату, где находятся столики для карточных игр, а Софья и Чацкий ненадолго остаются наедине. Чацкий начинает высмеивать подхалимство Молчалина: «Молчалин! — Кто другой так мирно всё уладит! Там моську вовремя погладит. Тут в пору карточку вотрет, в нем Загорецкий не умрет!»
Явление 15-20. В основе кульминации — слух, повод к возникновению которого подала Софья. Именно от нее мы слышим реплику «в сторону»: «Он не в своем уме». Эту реплику раздосадованная Софья бросила случайно, имея в виду, что Чацкий «сошел с ума» от любви и стал просто невыносим для нее. Автор использует прием, основанный на игре смыслов: эмоциональное высказывание Софьи услышал светский сплетник и понял его буквально. Он передает другим сплетню о сумасшествии Чацкого. Софья злорадствует: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить. Угодно ль на себя примерить?»
Явление 21. Гости переходят из комнаты в комнату и обсуждают сумасшествие Чацкого. Сомневается в этом только Платон Михайлович. Остальные пытаются понять, из-за чего молодой человек повредился рассудком…
Спор гостей о причине сумасшествия Чацкого — важная сцена в пьесе. Грибоедов показывает процесс формирования общественного мнения и его истинную цену: абсурдные домыслы становятся для гостей Фамусова истиной в последней инстанции. Раздражение против Чацкого растёт. Каждый находит своё объяснение причин сумасшествия. У каждого из гостей оказывается враг, который как-то объединился в их представлении с Чацким: лицеи и гимназии, педагогический институт и князь Фёдор, химия и басни, профессора, а, главное, книги «Ученье – вот чума, учёность – вот причина», — восклицает Фамусов
Многочисленность этих «врагов» постепенно вызывает страх. Дело, оказывается, не только в Чацком, которого можно и пожалеть. «Был человек, имел душ сотни три» — замечание Хлёстовой сочувственно. Тревожит новое непонятное направление жизни, и уже рождаются проекты пресечения зла. Скалозуб спешит обрадовать: в школах «будут лишь учить по-нашему: раз, два!». Фамусов мечтает о большем: «Собрать бы книги все и сжечь». При всей комичности сцены, она достаточно зловеща: эти проекты в разное время истории нашей страны были поистине осуществлены
Явление 22. Чацкий осуждает москвичей за подражание всему иностранному. В монологе «Французик из Бордо» , одном из самых важных в комедии, Чацкий описывает жалкую сцену: он показывает как некоего господина — «французика», приехавшего в Россию («к варварам» ) на заработки, облепили восторженные дамы, «тоска, и оханье, и стон» которых дали ему возможность чувствовать себя маленьким царьком. Герой считал, что не стыдно перенимать у Запада, но только самое важное и нужное, что нужно помнить о чувстве собственного достоинства. Однако эти слова совсем не впечатлили «фамусовское» общество. Московское общество – пародия на французское
Гости развлекаются, танцуют, но под этой маской веселья скрывается корысть. На самом деле, приходя на вечер, они надеются найти или составить выгодную партию, завязать знакомство, найти покровительство. Они во всем ищут личную выгоду, лицемерят, а искренность считается дурным тоном или даже безумием. Общество не желает слышать правду, потому что в ней оно видит угрозу своему спокойствию. Чацкий пытается достучаться до них, но они ограждают себя от него, объявив безумным. Теперь можно не обращать внимания на его речи, в которых он обличал московское общество. Зачем слушать умалишенного?
Графини Хрюмины (бабушка и внучка) на всех смотрят свысока, жалеют, что приехали на бал не первыми! А последняя фраза одной из них метко характеризует общество, к которому они сами и относятся: «Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие- то уроды с того света. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!» Почему Фамусов собрал у себя именно такое общество???
Вечер назначен ради Софьи и Скалозуба. Для Фамусова Скалозуб и Софья — хорошая партия. Именно поэтому он стремится представить Скалозуба своей влиятельной свояченице. Выбор остальных гостей также не случаен. Есть ли среди женщин соперница Софьи? Нет! Наталья Дмитриевна с мужем, графиня Хрюмина-внучка – злая старая дева, у княжон Тугоуховских приданое значительно меньше, ведь в семье шесть девиц на выданье. Отсюда: Фамусов – хороший отец, заботящийся о будущем дочери, и дальновидный расчётливый человек
Читая комедию Грибоедова “Горе от ума”, мы видим всю бедность внутреннего мира героев, а значит, и всего московского дворянского общества 10-20-х годов XIX столетия, всю их ограниченность, несмотря на некоторую образованность. Большинство представителей этого общества смотрят на жизнь, постоянно оборачиваясь назад. Они не хотят заглянуть в будущее, им гораздо более по душе жить прошлым
Интернет — ресурсы 1 слайд — https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=913870e299a2b73c7300dd9ca88b9a2d&ref=rim&n=33&w=275&h=150 – коллаж Грибоедов Горе от ума https://wallpaperset.com/w/full/e/2/b/492399.jpg — тон слайдов 2 слайд — https://interkniga.net/app/files/2019/01/978-5-389-07534-4.jpg — обложка 4 слайд — https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2746214/pub_5ee23a6ee64f317338e28ccf_5ee23fbcaea1423021c74682/scale_1200 — бал 5 слайд — https://kinodisk.com/shots/F507_02.jpg — Чацкий и Софья 6 слайд — https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/1/1o5xwNrSQaVPnYHAjbTieDLz9ltCpUIO0847y2hqv6/slide-6.jpg — Молчалин 7 слайд — https://static.riafan.ru/uploads/tilda/project1047698/16576670/tild3939-3134-4939-b766-353935353633__goreotuma.jpg — Софья, Молчалин, Фамусов https://a4format.ru/photos/421a5103.jpg — Софья и Молчалин 8 слайд — https://sun9-17.userapi.com/rs2nC8GraqgKbibTkBKqDC2gm328bLNA4bLANQ/QXf2DGRPIJk.jpg — Чацкий и Молчалин https://porusski.me/wp-content/uploads/2020/04/01-onl.jpg — Софья, Молчалин, Чацкий 9 слайд — https://cs6.livemaster.ru/storage/af/03/508a37213a52246c161fcd4df3x4.jpg — музыка, танцы на балу https://img.fotodom.ru/JC02-7105.jpg?size=l – игры в карты 10 слайд — https://1.bp.blogspot.com/-GkDR3UxOnIc/XxDP_jUzv7I/AAAAAAAAJa0/WAjD3B_FSwQqVCKst2z2AF1wCvVsbZLPgCLcBGAsYHQ/s1600/C6W8RJ-scaled.jpg — угощения на балу https://pp.userapi.com/c638219/v638219861/24cfb/aGqb5_jlT8w.jpg — угощения за столом 11 слайд — https://img-fotki.yandex.ru/get/6809/96386024.272/0_f5e27_a1bb259e_orig.jpg — гости съезжаются на бал 12 слайд — https://www.rodb-v.ru/upload/iblock/510/510390aa095db78ba895eb7f36d357af.jpg — гости на балу https://sun9-76.userapi.com/c851228/v851228596/104ca8/No4maqRhTlQ.jpg — Софья и Чацкий 13 слайд — https://avatars.mds.yandex.net/get-music-misc/30221/track.77791295.kkyqju6v.og/m1000x1000?webp=false – Чацкий 14 слайд — https://magazinov-24.ru/wp-content/uploads/famusov.jpg — Фамусов 15 слайд — https://school-10.ru/wp-content/uploads/2019/06/Obraz_i_harakteristika_sofi_famusovoy_v_komedii_gore_ot_uma_griboedova_sochinenie_4.jpg — Софья https://900igr.net/datai/literatura/Griboedov-Gore-ot-uma-urok/0009-007-Griboedov-Gore-ot-uma-urok.jpg — обморок Софьи https://dslov.ru/img1/1/7965s.jpg — Софья встречает Молчалина 16 слайд — https://znanija.school/wp-content/uploads/2020/12/fullsize.jpg — Молчалин и Софья https://сезоны-года.рф/sites/default/files/images/shkolnikam/Griboedov_Gore_ot_uma_Molchalin.jpg — Молчалин https://magisteria.ru/data/2018/12/id-14-Chackiy-i-Molchalin-Illyustraciya-k-komedii-A-Griboedova-Gore-ot-uma-1930-1935.jpg — Молчалин и Чацкий 17 слайд — https://alanschool.ru/wp-content/uploads/2019/06/Obraz_skalozuba_v_komedii_gore_ot_uma_griboedova_opisanie_geroya_v_citatah_1-3.jpg — Скалозуб 18 слайд — https://www.triveka-auction.com/upload/3veka/lots/57/10044_7.jpg — Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович 19 слайд — https://900igr.net/up/datai/99143/0003-007-.jpg — Тугоуховские https://content.foto.mail.ru/mail/oleg_lugancev/_blogs/i-6153.jpg — Хрюмина с дочкой 20 слайд — https://static.dev.maly.ru/gallery/312/5885decb5d697.jpg — Загорецкий https://magisteria.ru/data/2018/12/id-30-Hlyostova-Illyustraciya-k-komedii-A-Griboedova-Gore-ot-uma-1947-768x1033.jpg — Хлестова 21 слайд — https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/114f/00114f5e-1b2e1488/img9.jpg — Софья и Чацкий https://smol-history.ru/uploads/albums/cache/photo_141_view_d222f98ee863d19fdd36b3fd47137fb8.jpg — игра в карты
Сцена бала
Встреча героев на балу является ключевых эпизодов. Основные события разворачиваются в имении Фамусова. На балу присутствует множество персонажей второго плана. Среди них:
- Скалозуб: представитель военного сословия. Он полковник, служащий в рядах русской императорской армии. Этот герой имеет большое количество наград и иных знаков почета. Главной целью Скалозуба является получение генеральского чина. Он не желает защищать Родину и предпочитает проводить свой досуг в светском обществе.
- Платон Михайлович Горич. Он является бывшим военным. Платон Михайлович подружился с Чацким во время службы. Он имеет схожие взгляды с Александром. Недостатком Платона является слабохарактерность. Он подчиняется своей жене и не может защитить Чацкого от клеветы со стороны фамусовского общества.
- Князь Тугоуховский. У него есть жена и 6 детей. Данный персонаж желает удачно выдать замуж своих дочерей. Князь Тугоуховский является язвительным человеком. Он всегда находит недостатки в других людях.
- Антон Антоныч Загорецкий: светский человек, часто посещающий балы и иные торжественные мероприятия. Его отличительными особенностями являются хитрость и услужливость. При подробном разборе произведения можно выявить, что Загорецкий часто играет в карты.
- Анфиса Ниловна Хлестова: сестра покойной жены Фамусова. Она является властным и прямолинейным человеком. Хлестова пришла на бал вместе со своей темнокожей служанкой. Анфиса Ниловна относится к ней с пренебрежением.
На балу собрались представители высших сословий, составлявших большую часть интеллигенции Москвы в начале XIX столетия. Они имеют общие идентичные взгляды на жизнь и отрицают мнение Чацкого.
Обострение конфликта
Кульминацией всей комедии является противостояние между Чацким и представителями фамусовского общества. Основной причиной конфликта между героями являются разные взгляды на мир.
Анализ 3 действия «Горе от ума» позволяет составить характеристики оппонентов. Чацкий является представителем современного поколения. Его главными нравственными ценностями являются разум и честь. Александр считает, что чины должны выдаваться человеку не по статусу, а в соответствии с навыками и умениями. Чацкий не зависит от чужого мнения и борется за социальную справедливость в обществе.
Противостоит главному герою фамусовское общество. Его представители относятся к старому поколению. Эти герои стремятся к богатству. Они лишены моральных ценностей. Представители старого поколения являются прислужниками. Они готовы выполнить любые действия для получения личной выгоды. Представители фамусовского общества презирают Чацкого и считают безумным.
Они распространяют слухи о его сумасшествии. Александр не имеет союзников, поэтому он не может противостоять старому поколению.
Мнение автора
При кратком анализе 3 действия «Горе от ума» можно понять, что Грибоедов симпатизирует Чацкому. Посредством монологов главного героя автор комедии старается выразить свое мнение по поводу важных социальных вопросов.
Грибоедов изображает в Чацком новое поколение, отличающееся либеральными взглядами. С помощью диалогов автор показывает борьбу между поколениями.
Автор произведения негативно относится к фамусовскому обществу. Он относит большую часть дворян начала XIX столетия к старому поколению, утратившему моральные ценности.
Грибоедов показывает, что фамусовское общество имеет большое влияние. Поэтому представителям нового поколения трудно противостоять им. Автор призывает к борьбе со старым мировоззрением, замедляющим развитие современного общества.
Популярные сегодня темы
Молодой поручик Пирогов — один из главных героев повести Николая Васильевича Гоголя «Невский проспект», представитель «среднего класса петербуржских офицеров».
Мария Владимировна Вишняк – один из выдающихся художников современности. В своих картинах она продолжила традиции классической живописи. Ее полотна пленяют зрителей очарованием и простой тех предметов, которые она использует для их создания
Рано-утром проснулся Яшка, который был в предвкушении сегодняшнего дня. Он позавтракал, взял удочки и пошел рыть землю, чтобы выкопать червей. Рад он был проснуться этим утром, поскольку очень ждал этого события
Дочь главного персонажа произведения Гордея Карпыча Торцова Любовь Гордеевна является одним из женских образов пьесы.
Тургенев как автор очень щепетильно относился к своим произведениям, стараясь передать через них те чувства, которые испытывал он при их написании. Во множестве произведений он немалое внимание уделяет природе
🗹